Искать
Сказки:
Рассказы:
Стихотворения:
Басни для детей:
Загадки, пословицы, поговорки
Навигация по авторам и тематики:
Поиск сказок:
ЗНАЙ СВЕРЧОК СВОЙ ШЕСТОК
Взял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала:
Не тебе косить. Тебе ещё только батюшке завтракать носить. Знай сверчок свой шесток.
СОБАКА НА СЕНЕ
— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.
ЗНАЕТ КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА
Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала:
Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко. Мать сказала:
— Знает кошка, чьё мясо съела.
КАК ГЛЯДИШЬ, ТАК И ВИДИШЬ
Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал:
А другой мальчик сказал:
— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.
Купец занял две гривны. Он сказал:
ДВА РАЗА НЕ УМИРАТЬ
Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:
— Я пойду. Ему сказали:
— Сгоришь! Солдат сказал:
— Два раза не умирать, а раз не миновать. Вбежал в дом и вынес ребёночка!
ЖЕЛЕЗОМ ХЛЕБА ДОБЫВАЮТ
Мальчик взял крюк железный и бросил. Мужик сказал:
— Что ты добро бросаешь? Мальчик сказал:
— На что мне железо, его нельзя есть. А мужик сказал:
— Железом хлеба добывают.
СЕМЕЙНАЯ КАШКА ГУЩЕ КИПИТ
Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:
— Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.
— Семейная кашка гуще кипит.
И ПЧЕЛА ЛЕТИТ НА КРАСНЫЙ ЦВЕТОК
Девочка с матерью пришла в ряды. И стали они выбирать ленты. Мать спрашивала:
— Какую ты хочешь? Дочь сказала:
И пчела летит на красный цветочек.
ВОРОН ЗА МОРЕ ЛЕТАЛ, УМНЕЙ НЕ СТАЛ
Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали:
— Ворон за море летал, умней не стал.
НАШИ ПРЯЛИ, А ВАШИ СПАЛИ
День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома.
На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собрался грести.
К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела. Наши пряли, а ваши спали.
ГЛУПОЙ ПТИЦЕ СВОЙ ДОМ НЕ МИЛ
— Отчего ты скучаешь?
— Дома скучно. Мать сказала:
— Глупой птице свой дом не мил.
АЗБУКУ УЧАТ, НА ВСЮ ИЗБУ КРИЧАТ
Жили старик со старухой. Было у них в избе тихо. Пустили они в свой дом школу. Стали ребята так кричать, что у стариков уши заболели. Азбуку учат, на всю избу кричат.
Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала:
— Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды. А волк стоял за кустом и сказал:
— Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше.
НЕВЕЛИЧКА КАПЛЯ, А КАМЕНЬ ДОЛБИТ
Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:
— Много же ты вырыл. Невеличка капля, а камень долбит.
БУЛАТ ЖЕЛЕЗО И КИСЕЛЬ НЕ РЕЖЕТ
Была одна сильная, злая собака. Она грызла всех собак, кроме двух: она не грызла маленького щенка и большого
волкодава. Булат железо и кисель не режет.
HE ЗА TO ВОЛКА БЬЮТ, ЧТО СЕР
Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал:
— Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер. А охотники сказали:
— Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
ПОГНАЛСЯ ЗА ТОПОРИЩЕМ, УПУСТИЛ ТОПОР
СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал:
Ему дали другую. Он сказал:
ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ
Рассказ наши пряли а ваши спали
Печатается по автографу.
[«Жили два жука у забора…»] (стр. 390).
См. предыдущее примечание.
[«Жил-был мужик…»] (стр. 390)
Переработка в самостоятельный рассказ басни Эзопа «Собака и Хозяин». Сохранился автограф.
[«Пришел медведь на осик…»] (стр. 391)
Переработка басни Эзопа. «Медведь и Пчелы». Сохранились три черновые варианта-автографа этой переделки и копии со второго и третьего вариантов неизвестной рукой и рукой С. А. Толстой. В настоящем томе все три варианта печатаются по автографам.
[«Нашла собака кость…»] (стр. 391)
Переделка басни Эзопа «Собака, несущая мясо». Басня сохранилась в трех редакциях-автографах. Все они печатаются в настоящем томе. Помимо этого имеются еще три варианта перевода этой басни Эзопа: один из них напечатан в «Азбуке», другой в «Новой азбуке» и третий в вариантах «Новой азбуки».
[«Заспорили Марья с Феклой…»] (стр. 391)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Наши пряли, а ваши спали».
[«Были два мужика Петр и Иван…»] (стр. 392)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Наши пряли, а ваши спали». Сохранился автограф рассказа. Толстой закончил было рассказ приведенной пословицей, но потом зачеркнул ее.
[«Пришел нищий в деревню…»] (стр. 392)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «На нет и суда нет». Сохранился автограф. Текст его перечеркнут Толстым.
[«Был глупый мужик…»] (стр. 392)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Изба крепка запором, а двор забором».
[«Взялся человек рыть канаву…»] (стр. 392)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Не величка капля, а камень долбит». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом.
[«Мужик рано вставал…»] (стр. 392)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Заря деньгу дает». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом.
[«Жили старик со старухой…»] (стр. 392)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Сохранился автограф. Слова пословицы обозначены только начальными буквами.
[«Был глупый купец…»] (стр. 392)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Аршин на сукно, ведро на вино». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом. Слова пословицы, которой заканчивается рассказ, обозначены только начальными буквами.
[«Если привязать алого сукна кусочек…»] (стр. 392)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Ал цвет мил на весь свет». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом. Слова пословицы обозначены только начальными буквами.
[«Жил мальчик в ученьи…»] (стр. 393)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Семейная кашка гуще кипит». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом.
[«Девочка с матерью пришла в ряды…»] (стр. 393)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «И пчела летит на красный цвет». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом. Слова пословицы обозначены только начальными буквами.
[«Ездил барин за границу…»] (стр. 393)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Ворон за море летал, а умней не стал». Сохранился автограф рассказа. Слова пословицы, за исключением первого, обозначены только начальными буквами.
[«Приехал мужик в деревню…»] (стр. 393)
Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Не разевай рта, муха не влетит». Сохранился автограф. Слова пословицы, за исключением первого, обозначены только начальными буквами.
[«Федя влез на ель…»] (стр. 393)
Рассказ сохранился в двух редакциях-автографах, написанных на полях листа с другими рассказами. Толстой начал писать первую редакцию, но не закончил ее и вслед за ней написал вторую редакцию. Перечеркнув текст последней сверху вниз, он вернулся к первой редакции и закончил ее между строк и текстом двух других рассказов. Печатаются обе редакции.
Рассказ наши пряли а ваши спали
У кого какое занятие, у кого какая любовь. Я вот всю жизнь занимаюсь собиранием произведений устного народного творчества и больше всего это и люблю.
Я люблю в одиночку приехать в какую-нибудь незнакомую деревню. Начинаешь обживаться. Люди спрашивают, интересуются: зачем, мол, пожаловали? И очень удивляются, что приехал за песнями, за сказками, за частушками. Объясняю, как важно записать и сохранить старое, то, что постепенно уходит из жизни.
— Зачем? — возражают. — Вон наши песни на пластинках, по радио поют.
— А на пластинки, на радио откуда они попали? Тоже, наверное, кто- нибудь записал и привез в город.
Слово за слово. И всегда находится мрачный человек:
— Не туда приехали. Может, в других деревнях что и есть, а у нас ничего такого нет.
Но я это все давно слышал. Обращаюсь к какой-нибудь неприметной старушке, которая стоит поодаль, но внимательно слушает, или, наоборот, к самой бойкой девчонке-заводиле.
— А эту песню у вас пели?
— Ну, — обычно говорят, — ее-то мы знаем. Так ее все знают.
Но недоверие уже сломлено. Люди улыбаются, вспоминая молодые годы, гулянья, песни, танцы.
— Больше танцевали кадриль, — скажет одна.
— И ланцы, — добавит другая (медленный танец лансье — ланцы — был в моде без малого два века назад).
— Барыню плясали! — весело крикнет третья да и запоет тут же на радость всем присутствующим:
Долго хаты не топила,
Много сору накопила.
Да попросить лошаденьки.
— Это когда под язык плясали, — пояснит та неприметная старушка, которая, замечаю, становится все более и более приметной (значит, настоящая песенница!). — Гармони не было, так под свои песенки.
— Ну, вспомнила, — скажет девчонка, — когда это было!
Но как бы далеко ни ушла жизнь, есть что-то такое дорогое, такое близкое душе в разговорах о родной старине.
И вот на следующее утро уже полдеревни приветствует тебя как хорошего знакомого. Появляются не только сочувствующие, но и ревностные помощники, приятели. А уезжаешь — провожают друзья. И долгие годы — бывает, и пять, и десять, и пятнадцать лет — идут потом праздничные поздравления из Ленинграда в эту деревню и из деревни в Ленинград. Другой раз и гости приедут оттуда. И сам съездишь.
Как-то я участвовал в радиопередаче «Встречи с интересными людьми».
«Каких интересных людей встречали вы?» — спросили меня.
И я поначалу затруднился ответить. А потом одно за другим стали наплывать воспоминания о необыкновенных людях, вернее, о людях, вообще-то говоря, для родных, для знакомых обыкновенных, но мне казавшихся необыкновенными. Не знаменитости какие-нибудь, не те, о ком много говорят и пишут. Только соседи знают, что вот тетка Марья была голосистой молодухой, когда- то на свадьбы ходила старшей подружкой и сейчас в праздник под настроение может спеть, а дядя Гриша — великий мастер по части баек.
Когда я начинал, сразу после войны, только бумага и карандаш были. А теперь чудо-магнитофоны. Вернусь домой и сижу часами: поют, разговаривают, смеются живыми голосами мои недавние собеседницы-старушки (всё больше старушки!). Да какие песни-то!
Далеким-то мой миленький далёко,
Ой да на чужой да сторо.
Ой да на чужой старонке,
На чужой-то на дальней на сторонке,
Ой во городе да в Пари.
Ой во городе в Париже,
Не во славном-то в городе в Париже
Ой гусарики стояли.
Русские войска пришли в Париж, разгромив Наполеона, в 1814 году. Сколько же лет этой песне? Но услышал-то я ее в 1977 году, в Ленинграде, от уроженки Архангельской области замечательной песенницы Клавдии Ивановны Притыкиной.
Как хорошо, что удалось встретить Клавдию Ивановну, записать, сохранить для науки, для всех людей эту и многие другие ее песни!
В 1946 году, в первую же в моей жизни поездку за произведениями устного народного творчества, мне посчастливилось познакомиться с выдающимся сказочником XX века Ильей Давыдовичем Богатыревым. Он рассказал больше ста сказок, баек.
— Жил-был Нестерка, и была у него детей шестерка.
Я слышал неистощимых частушечниц в Новгородской области, записывал фольклор в Карелии, на Урале, в Сибири, когда за окном мороз в сорок градусов, а в избе не продохнуть от жарко натопленной печи.
Удивительные люди, знатоки, мастера, творцы народного искусства, веселые умельцы живут везде.
Как-то ленинградские газеты вдруг заговорили о том, что в деревне Лампо- во стоят избы с особенно интересной резьбой. Я знаю эти места — деревни Остров, Орлино, Дружная Горка, Лампово. В каждой из них есть чем полюбоваться. Однако ламповские избы выделяются. У них украшены не только наличники окон, но и балконы, и передняя стена, и конек крыши, и даже круглые окна жилых чердачных помещений — светелок. Во всем этом чувствуется единая художественная школа. Оказывается, в Лампове жили выходцы с Севера — из Архангельской и Вологодской губернии. И дома они строили по-своему. Хозяева сохраняют старые резные доски и нередко переносят их на новые постройки.
Однажды стоял я и смотрел на такой дом.
— Да, вот это мастера были, — говорю, чтобы вовлечь в разговор старика, который отдыхал на скамеечке. — Теперь, наверно, так никто не сделает?
— Это почему же?—обиделся он. — Давай, я тебе точно таких же досок нарежу. У меня и инструмент, и трафареты — всё есть. Ну, заказывай, что ли?
Я пообещал: буду строить дом — обязательно обращусь к нему.
В этих же деревнях, совсем неподалеку от Сиверской, где всегда полно дачников и как будто бы ничего деревенского уже не осталось, живет немало хороших песенниц.
В 1957 году несколько вечеров провел я в избе 87-летней Софьи Яковлевны Абент — бабушки Софьи, как ее величали в деревне Орлино Гатчинского района. Кстати, название этой деревни жители связывают с именем Петра I. Рассказывают, что он был там на охоте, подстрелил орла, оттого, мол, и деревню так назвали.
А потом один старик показал дом.
— Вот здесь останавливался Репин. У этого окна он сидел, когда рисовал.
Мы поднялись в светелку. Осмотрели Орлинское озеро, берег.
— Будете в Ленинграде, — сказал старик, — поищите ту картину, узнаете на ней нашу местность.
В соседнем поселке Дружная Горка и теперь еще работает стекольный завод, основанный в начале прошлого века. Сюда были приглашены немецкие и шведские мастера. Видно, если судить по фамилии, и бабушка Софья — потомок тех мастеров. На старом кладбище близ Орлина мне не раз встретилась эта фамилия — Абент.
Всю жизнь бабушка Софья работала. С десяти лет стала ходить на стекольный завод в Торковичи. Получала 25 копеек в день. С девяти-десяти лет пошли на фабрику и ее дочери. Я точно записал ее слова:
— Сливочное масло видели два раза в год — на пасху и на рождество, а в будни — и хлеб, как шоколад, был. На работу, на целый день брали с собой бутылку чаю и два куска хлеба, смоченные постным маслом.
А какие там и сейчас живут искусники! Во многих избах можно видеть местные изделия — графины, внутри которых сидят красногребенные петухи, люстры с затейливыми подвесками.
Ни с чем не сравнимое удовольствие — неторопливо шагать по широкой, пустынной с утра дороге или по узенькой тропке, соединяющей соседние деревни. Синеют дальние леса, сверкает придорожный ручей, густо пахнет цветущий луг.
Рассказ наши пряли а ваши спали
А недавно я услышал выражение, родившееся, видимо, в годы гражданской войны:
Все в порядке — Буденный на лошадке.
Но когда заходит речь о новых, современных пословицах и поговорках, нужно проявлять большую осторожность, научную добросовестность. Мы уже говорили об этом применительно к частушкам.
Во-первых, настоящие пословицы и поговорки имеют широкое распространение, они должны быть приняты народом, и, во-вторых, это хоть и краткие, но все-таки, как мы уже говорили, художественные произведения.
В одном сборнике я прочитал такие изречения:
Где наука служит для мира, там цветет и пустыня.
Кто открывает тайну, тот нарушает верность.
Правильные мысли. Но разве это художественные произведения? Ни складу в них, ни ладу, ни рифмы; и синтаксис у них сложный, письменный, а не разговорный. Имеют они расширительный смысл? Можно ли предположить, что они переходят из уст в уста, что они живут в народе, употребляются к слову, к случаю?
Конечно нет. Это скорее всего сочинения каких-нибудь начинающих авторов, такие помещают в стенных газетах. Ничего плохого тут, разумеется, нет. Просто надо уметь отличать литературное творчество от устного народного творчества, от фольклора.
Прочитает неискушенный человек в красиво оформленной книге такое, например, неуклюжее выражение: «Без спорта нет силы, а без овощей
здоровья» — и скажет: «Ну уж и пословица! Ну уж и фольклор! Жвачка это, а не мудрость!»
А вместе с тем, конечно, мы живем не только старыми запасами. Фонд пословиц и поговорок все время обновляется. И в прошлом, и в наши дни постоянно рождаются новые меткие и художественно отточенные изречения.
Какую-то небольшую часть их давала литература.
Из басен И. А. Крылова в устный обиход вошли, стали пословицами и поговорками такие, например, стихи:
У сильного всегда бессильный виноват.
Услужливый дурак опаснее врага.
Ай Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.
А ларчик просто открывался.
Множество пословичных выражений подарил нам А. С. Грибоедов:
И дым отечества нам сладок и приятен.
Служить бы рад — прислуживаться тошно.
Ну как не порадеть родному человечку.
Подписано — не плеч долой.
Карету мне, карету!
Ах! боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
Смесь французского с нижегородским.
Вошли в устный обиход и некоторые пушкинские стихи:
Мечты, мечты! где ваша сладость?
А счастье было так возможно.
Из советских поэтов здесь в первую очередь следует назвать Михаила Исаковского. Строки из его стихов, ставших популярными песнями, обрели самостоятельную жизнь.
И кто его знает, чего он моргает.
Каким ты был, таким остался.
Поколение сменяет поколение. Постепенно и песня забудется, а удачное выражение живет в языке как безымянное.
Некоторые пословицы и поговорки иногда приходят в нашу речь из песен, из частушек, из сказок:
Стань передо мной, как лист перед травой!
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается —
сказочные формулы, они употребляются в разных сказках. А например, известная всем поговорка «Битый небитого везет» взята из определенной сказки — о волке и лисе, как бы подводит итог сказочной истории. Поговорки «Куда Макар телят не гонял», «На бедного Макара все шишки валятся» тоже, видимо, из какой-то сказки или притчи о Макаре. Но мы этой сказки не знаем. Может быть, она ушла из живого бытования или просто еще не записана.
Но основная масса, основной фонд пословиц и поговорок (а он насчитывает несколько десятков, если не сотен тысяч текстов) — это все-таки коренное народное творчество, тесно связанное со всем укладом жизни народа. А так как на протяжении многих веков русские люди занимались земледелием, то и пословицы и поговорки русские теснее всего связаны с бытом, заботами и представлениями крестьянина, человека, близкого к земле и природе.
Мышку стогом не задавишь.
Лисице и во сне куры снятся.
Что потрудимся, то и поедим.
Люди пахать, а мы руками махать.
В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа.
«Наши пряли, а ваши спали» — можно целый рассказ написать! Или: «Недруг поддерживает, а друг спорит». Или: «Немудрено голову срубить — мудрено приставить».
Народ осуждает человеческие недостатки и пороки: «Соврешь — не помрешь, да вперед не поверят» — о врунах; «Не покупай лишнего — продашь нужное» — о транжирах; «У него среди зимы снега не выпросишь», «У него всякая копейка — алтынным гвоздем прибита» — о скупых.
В русских пословицах и поговорках ощущаешь удаль, душевный размах:
Грудь в крестах — или голова в кустах!
Пан так пан, пал так пал.
А о традиционном русском гостеприимстве лучше всего говорят такие изречения:
Что в печи, — все на стол мечи!
Пушкин писал в свое время об особом ироническом складе русского ума.
Действительно, склонность к шутке, к дружеской, а иногда и едкой насмешке присутствует в большинстве наших пословиц и поговорок:
Я же виноват — меня же и бранят!
Думал — Дуня, а вышла Авдотья.
Лучше нет, так и Степка кум.
Седлан порты, надевай коня!
Бородавочка — телу прнбавочка.
Отчаянный народ пошел! На полу спит — и то не боится!
Где щи — тут и нас ищи.
Поговорка может сказать очень зло и смело о ненавистных богатеях:
Были, были — н бояре волком выли.
а в какую-то минуту горько пошутить и над собственной нищетой:
Г де наго — там и босо.
Нищему собраться — только подпоясаться.
— Как живешь? — Лучше тех, кто хуже нас!
А сколько было и существует в наши дни разных шуточных присловий, приговорок, баек:
Давай говорить,
Чего будем варить?
Один положить — маловато,
Два — жалковато.
Друг на дружку поглядим —
Не харчисто ли едим?
Когда же речь заходит о родной земле, о родине, поговорка, даже не теряя порой шутливой интонации, говорит очень серьезно, с глубокой любовью и лаской:
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Родная земля и в горсти мила.
Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Один человек может знать и употреблять поговорку:
Любит, как собака палку.
А другой с детства знает другую:
Любит, как собака редьку.
Какая верная и какая неверная? Обе верные; это не искажение, не забвение — собака действительно не любит ни палку, ни редьку. Это равноправные варианты.
Когда-то говорили: «На’ тебе, убоже, что нам негоже» («На тебе, убогий (нищий), что нам не нужно»). А потом, когда стали люди меньше в бога верить, потеряли к нему уважение, появилась переделка:
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Пословицы из «Азбуки» и «Книг для чтения»
Знай сверчок свой шесток
Взял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала.
Собака на сене
Знает кошка, чьё мясо съела
Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала.
— Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко.
Как глядишь, так и видишь
Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал:
А другой мальчик сказал:
— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.
Купец занял две гривны**. Он сказал:
Два раза не умирать
Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:
Вбежал в дом и вынес ребёночка!
Железом хлеба добывают
Мальчик взял крюк железный и бросил. Мужик сказал:
— Что ты добро бросаешь?
— На что мне железо, его нельзя есть.
Семейная кашка гуще кипит
Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:
— Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.
И пчела летит на красный цветок
Девочка с матерью пришла в ряды. И стали они выбирать ленты. Мать спрашивала:
Ворон за море летал, умней не стал
Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали:
Наши пряли, а ваши спали
Были два мужика, Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришел с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собрался грести. К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела.
Глупой птице свой дом не мил
— Отчего ты скучаешь?
Азбуку учáт, на всю избу кричат
Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала:
— Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды.
А волк стоял за кустом и сказал:
— Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше.
Невеличка капля, а камень долбит
Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:
Булат железо и кисель режет
Не за то волка бьют, что сер
Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал:
— Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер.
А охотники сказали:
Погнался за топорищем, упустил топор
Скучен день до вечера, коли делать нечего
Один ученик просил книгу; ему дали.
От добра добра не ищут
Источник: «Сказки, пословицы, загадки» (Москва, «Детская литература», 1989)