Рассказ наши пряли а ваши спали

Сказки

Искать

Сказки:

Рассказы:

Стихотворения:

Басни для детей:

Загадки, пословицы, поговорки

Навигация по авторам и тематики:

Поиск сказок:

ЗНАЙ СВЕРЧОК СВОЙ ШЕСТОК

Взял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала:

Не тебе косить. Тебе ещё только батюшке завтракать носить. Знай сверчок свой шесток.

СОБАКА НА СЕНЕ

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

ЗНАЕТ КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА

Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала:

Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко. Мать сказала:

Знает кошка, чьё мясо съела.

КАК ГЛЯДИШЬ, ТАК И ВИДИШЬ

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал:

А другой мальчик сказал:

— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.

Купец занял две гривны. Он сказал:

ДВА РАЗА НЕ УМИРАТЬ

Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

— Я пойду. Ему сказали:

— Сгоришь! Солдат сказал:

— Два раза не умирать, а раз не миновать. Вбежал в дом и вынес ребёночка!

ЖЕЛЕЗОМ ХЛЕБА ДОБЫВАЮТ

Мальчик взял крюк железный и бросил. Мужик сказал:

— Что ты добро бросаешь? Мальчик сказал:

— На что мне железо, его нельзя есть. А мужик сказал:

— Железом хлеба добывают.

СЕМЕЙНАЯ КАШКА ГУЩЕ КИПИТ

Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:

— Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.

— Семейная кашка гуще кипит.

И ПЧЕЛА ЛЕТИТ НА КРАСНЫЙ ЦВЕТОК

Девочка с матерью пришла в ряды. И стали они выбирать ленты. Мать спрашивала:

— Какую ты хочешь? Дочь сказала:

И пчела летит на красный цветочек.

ВОРОН ЗА МОРЕ ЛЕТАЛ, УМНЕЙ НЕ СТАЛ

Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали:

— Ворон за море летал, умней не стал.

НАШИ ПРЯЛИ, А ВАШИ СПАЛИ

День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома.

На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собрался грести.

К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела. Наши пряли, а ваши спали.

ГЛУПОЙ ПТИЦЕ СВОЙ ДОМ НЕ МИЛ

— Отчего ты скучаешь?

— Дома скучно. Мать сказала:

— Глупой птице свой дом не мил.

АЗБУКУ УЧАТ, НА ВСЮ ИЗБУ КРИЧАТ

Жили старик со старухой. Было у них в избе тихо. Пустили они в свой дом школу. Стали ребята так кричать, что у стариков уши заболели. Азбуку учат, на всю избу кричат.

Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала:

— Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды. А волк стоял за кустом и сказал:

— Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше.

НЕВЕЛИЧКА КАПЛЯ, А КАМЕНЬ ДОЛБИТ

Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:

— Много же ты вырыл. Невеличка капля, а камень долбит.

БУЛАТ ЖЕЛЕЗО И КИСЕЛЬ НЕ РЕЖЕТ

Была одна сильная, злая собака. Она грызла всех собак, кроме двух: она не грызла маленького щенка и большого

волкодава. Булат железо и кисель не режет.

HE ЗА TO ВОЛКА БЬЮТ, ЧТО СЕР

Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал:

— Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер. А охотники сказали:

— Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

ПОГНАЛСЯ ЗА ТОПОРИЩЕМ, УПУСТИЛ ТОПОР

СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал:

Ему дали другую. Он сказал:

ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ

Источник

Рассказ наши пряли а ваши спали

Печатается по автографу.

Жили два жука у забора…»] (стр. 390).

См. предыдущее примечание.

Жил-был мужик…»] (стр. 390)

Переработка в самостоятельный рассказ басни Эзопа «Собака и Хозяин». Сохранился автограф.

Пришел медведь на осик…»] (стр. 391)

Переработка басни Эзопа. «Медведь и Пчелы». Сохранились три черновые варианта-автографа этой переделки и копии со второго и третьего вариантов неизвестной рукой и рукой С. А. Толстой. В настоящем томе все три варианта печатаются по автографам.

Нашла собака кость…»] (стр. 391)

Переделка басни Эзопа «Собака, несущая мясо». Басня сохранилась в трех редакциях-автографах. Все они печатаются в настоящем томе. Помимо этого имеются еще три варианта перевода этой басни Эзопа: один из них напечатан в «Азбуке», другой в «Новой азбуке» и третий в вариантах «Новой азбуки».

Заспорили Марья с Феклой…»] (стр. 391)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Наши пряли, а ваши спали».

Были два мужика Петр и Иван…»] (стр. 392)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Наши пряли, а ваши спали». Сохранился автограф рассказа. Толстой закончил было рассказ приведенной пословицей, но потом зачеркнул ее.

Пришел нищий в деревню…»] (стр. 392)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «На нет и суда нет». Сохранился автограф. Текст его перечеркнут Толстым.

Был глупый мужик…»] (стр. 392)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Изба крепка запором, а двор забором».

Взялся человек рыть канаву…»] (стр. 392)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Не величка капля, а камень долбит». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом.

Мужик рано вставал…»] (стр. 392)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Заря деньгу дает». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом.

Жили старик со старухой…»] (стр. 392)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Сохранился автограф. Слова пословицы обозначены только начальными буквами.

Читайте также:  Рассказ про ледовые скульптуры для детей

Был глупый купец…»] (стр. 392)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Аршин на сукно, ведро на вино». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом. Слова пословицы, которой заканчивается рассказ, обозначены только начальными буквами.

Если привязать алого сукна кусочек…»] (стр. 392)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Ал цвет мил на весь свет». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом. Слова пословицы обозначены только начальными буквами.

Жил мальчик в ученьи…»] (стр. 393)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Семейная кашка гуще кипит». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом.

Девочка с матерью пришла в ряды…»] (стр. 393)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «И пчела летит на красный цвет». Сохранился автограф с перечеркнутым текстом. Слова пословицы обозначены только начальными буквами.

Ездил барин за границу…»] (стр. 393)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Ворон за море летал, а умней не стал». Сохранился автограф рассказа. Слова пословицы, за исключением первого, обозначены только начальными буквами.

Приехал мужик в деревню…»] (стр. 393)

Рассказ написан на пословицу, помещенную в первой книге «Азбуки»: «Не разевай рта, муха не влетит». Сохранился автограф. Слова пословицы, за исключением первого, обозначены только начальными буквами.

Федя влез на ель…»] (стр. 393)

Рассказ сохранился в двух редакциях-автографах, написанных на полях листа с другими рассказами. Толстой начал писать первую редакцию, но не закончил ее и вслед за ней написал вторую редакцию. Перечеркнув текст последней сверху вниз, он вернулся к первой редакции и закончил ее между строк и текстом двух других рассказов. Печатаются обе редакции.

Источник

Рассказ наши пряли а ваши спали

У кого какое занятие, у кого какая любовь. Я вот всю жизнь занимаюсь собиранием произведений устного народного творчества и больше всего это и люблю.

Я люблю в одиночку приехать в какую-нибудь незнакомую деревню. Начинаешь обживаться. Люди спрашивают, интересуются: зачем, мол, пожаловали? И очень удивляются, что приехал за песнями, за сказками, за частушками. Объясняю, как важно записать и сохранить старое, то, что постепенно уходит из жизни.

— Зачем? — возражают. — Вон наши песни на пластинках, по радио поют.

— А на пластинки, на радио откуда они попали? Тоже, наверное, кто- нибудь записал и привез в город.

Слово за слово. И всегда находится мрачный человек:

— Не туда приехали. Может, в других деревнях что и есть, а у нас ничего такого нет.

Но я это все давно слышал. Обращаюсь к какой-нибудь неприметной старушке, которая стоит поодаль, но внимательно слушает, или, наоборот, к самой бойкой девчонке-заводиле.

— А эту песню у вас пели?

— Ну, — обычно говорят, — ее-то мы знаем. Так ее все знают.

Но недоверие уже сломлено. Люди улыбаются, вспоминая молодые годы, гулянья, песни, танцы.

— Больше танцевали кадриль, — скажет одна.

— И ланцы, — добавит другая (медленный танец лансье — ланцы — был в моде без малого два века назад).

— Барыню плясали! — весело крикнет третья да и запоет тут же на радость всем присутствующим:

Долго хаты не топила,

Много сору накопила.

Да попросить лошаденьки.

— Это когда под язык плясали, — пояснит та неприметная старушка, которая, замечаю, становится все более и более приметной (значит, настоящая песенница!). — Гармони не было, так под свои песенки.

— Ну, вспомнила, — скажет девчонка, — когда это было!

Но как бы далеко ни ушла жизнь, есть что-то такое дорогое, такое близкое душе в разговорах о родной старине.

И вот на следующее утро уже полдеревни приветствует тебя как хорошего знакомого. Появляются не только сочувствующие, но и ревностные помощники, приятели. А уезжаешь — провожают друзья. И долгие годы — бывает, и пять, и десять, и пятнадцать лет — идут потом праздничные поздравления из Ленинграда в эту деревню и из деревни в Ленинград. Другой раз и гости приедут оттуда. И сам съездишь.

Как-то я участвовал в радиопередаче «Встречи с интересными людьми».

«Каких интересных людей встречали вы?» — спросили меня.

И я поначалу затруднился ответить. А потом одно за другим стали наплывать воспоминания о необыкновенных людях, вернее, о людях, вообще-то говоря, для родных, для знакомых обыкновенных, но мне казавшихся необыкновенными. Не знаменитости какие-нибудь, не те, о ком много говорят и пишут. Только соседи знают, что вот тетка Марья была голосистой молодухой, когда- то на свадьбы ходила старшей подружкой и сейчас в праздник под настроение может спеть, а дядя Гриша — великий мастер по части баек.

Когда я начинал, сразу после войны, только бумага и карандаш были. А теперь чудо-магнитофоны. Вернусь домой и сижу часами: поют, разговаривают, смеются живыми голосами мои недавние собеседницы-старушки (всё больше старушки!). Да какие песни-то!

Далеким-то мой миленький далёко,

Ой да на чужой да сторо.

Ой да на чужой старонке,

На чужой-то на дальней на сторонке,

Ой во городе да в Пари.

Ой во городе в Париже,

Не во славном-то в городе в Париже

Ой гусарики стояли.

Русские войска пришли в Париж, разгромив Наполеона, в 1814 году. Сколько же лет этой песне? Но услышал-то я ее в 1977 году, в Ленинграде, от уроженки Архангельской области замечательной песенницы Клавдии Ивановны Притыкиной.

Как хорошо, что удалось встретить Клавдию Ивановну, записать, сохранить для науки, для всех людей эту и многие другие ее песни!

В 1946 году, в первую же в моей жизни поездку за произведениями устного народного творчества, мне посчастливилось познакомиться с выдающимся сказочником XX века Ильей Давыдовичем Богатыревым. Он рассказал больше ста сказок, баек.

— Жил-был Нестерка, и была у него детей шестерка.

Я слышал неистощимых частушечниц в Новгородской области, записывал фольклор в Карелии, на Урале, в Сибири, когда за окном мороз в сорок градусов, а в избе не продохнуть от жарко натопленной печи.

Удивительные люди, знатоки, мастера, творцы народного искусства, веселые умельцы живут везде.

Как-то ленинградские газеты вдруг заговорили о том, что в деревне Лампо- во стоят избы с особенно интересной резьбой. Я знаю эти места — деревни Остров, Орлино, Дружная Горка, Лампово. В каждой из них есть чем полюбоваться. Однако ламповские избы выделяются. У них украшены не только наличники окон, но и балконы, и передняя стена, и конек крыши, и даже круглые окна жилых чердачных помещений — светелок. Во всем этом чувствуется единая художественная школа. Оказывается, в Лампове жили выходцы с Севера — из Архангельской и Вологодской губернии. И дома они строили по-своему. Хозяева сохраняют старые резные доски и нередко переносят их на новые постройки.

Читайте также:  Рассказы сладкова бежал ежик по дорожке

Однажды стоял я и смотрел на такой дом.

— Да, вот это мастера были, — говорю, чтобы вовлечь в разговор старика, который отдыхал на скамеечке. — Теперь, наверно, так никто не сделает?

— Это почему же?—обиделся он. — Давай, я тебе точно таких же досок нарежу. У меня и инструмент, и трафареты — всё есть. Ну, заказывай, что ли?

Я пообещал: буду строить дом — обязательно обращусь к нему.

В этих же деревнях, совсем неподалеку от Сиверской, где всегда полно дачников и как будто бы ничего деревенского уже не осталось, живет немало хороших песенниц.

В 1957 году несколько вечеров провел я в избе 87-летней Софьи Яковлевны Абент — бабушки Софьи, как ее величали в деревне Орлино Гатчинского района. Кстати, название этой деревни жители связывают с именем Петра I. Рассказывают, что он был там на охоте, подстрелил орла, оттого, мол, и деревню так назвали.

А потом один старик показал дом.

— Вот здесь останавливался Репин. У этого окна он сидел, когда рисовал.

Мы поднялись в светелку. Осмотрели Орлинское озеро, берег.

— Будете в Ленинграде, — сказал старик, — поищите ту картину, узнаете на ней нашу местность.

В соседнем поселке Дружная Горка и теперь еще работает стекольный завод, основанный в начале прошлого века. Сюда были приглашены немецкие и шведские мастера. Видно, если судить по фамилии, и бабушка Софья — потомок тех мастеров. На старом кладбище близ Орлина мне не раз встретилась эта фамилия — Абент.

Всю жизнь бабушка Софья работала. С десяти лет стала ходить на стекольный завод в Торковичи. Получала 25 копеек в день. С девяти-десяти лет пошли на фабрику и ее дочери. Я точно записал ее слова:

— Сливочное масло видели два раза в год — на пасху и на рождество, а в будни — и хлеб, как шоколад, был. На работу, на целый день брали с собой бутылку чаю и два куска хлеба, смоченные постным маслом.

А какие там и сейчас живут искусники! Во многих избах можно видеть местные изделия — графины, внутри которых сидят красногребенные петухи, люстры с затейливыми подвесками.

Ни с чем не сравнимое удовольствие — неторопливо шагать по широкой, пустынной с утра дороге или по узенькой тропке, соединяющей соседние деревни. Синеют дальние леса, сверкает придорожный ручей, густо пахнет цветущий луг.

Источник

Рассказ наши пряли а ваши спали

А недавно я услышал выражение, родившееся, видимо, в годы гражданской войны:

Все в порядке — Буденный на лошадке.

Но когда заходит речь о новых, современных пословицах и поговорках, нужно проявлять большую осторожность, научную добросовестность. Мы уже говорили об этом применительно к частушкам.

Во-первых, настоящие пословицы и поговорки имеют широкое распространение, они должны быть приняты народом, и, во-вторых, это хоть и краткие, но все-таки, как мы уже говорили, художественные произведения.

В одном сборнике я прочитал такие изречения:

Где наука служит для мира, там цветет и пустыня.

Кто открывает тайну, тот нарушает верность.

Правильные мысли. Но разве это художественные произведения? Ни складу в них, ни ладу, ни рифмы; и синтаксис у них сложный, письменный, а не разговорный. Имеют они расширительный смысл? Можно ли предположить, что они переходят из уст в уста, что они живут в народе, употребляются к слову, к случаю?

Конечно нет. Это скорее всего сочинения каких-нибудь начинающих авторов, такие помещают в стенных газетах. Ничего плохого тут, разумеется, нет. Просто надо уметь отличать литературное творчество от устного народного творчества, от фольклора.

Прочитает неискушенный человек в красиво оформленной книге такое, например, неуклюжее выражение: «Без спорта нет силы, а без овощей

здоровья» — и скажет: «Ну уж и пословица! Ну уж и фольклор! Жвачка это, а не мудрость!»

А вместе с тем, конечно, мы живем не только старыми запасами. Фонд пословиц и поговорок все время обновляется. И в прошлом, и в наши дни постоянно рождаются новые меткие и художественно отточенные изречения.

Какую-то небольшую часть их давала литература.

Из басен И. А. Крылова в устный обиход вошли, стали пословицами и поговорками такие, например, стихи:

У сильного всегда бессильный виноват.

Услужливый дурак опаснее врага.

Ай Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.

А ларчик просто открывался.

Множество пословичных выражений подарил нам А. С. Грибоедов:

И дым отечества нам сладок и приятен.

Служить бы рад — прислуживаться тошно.

Ну как не порадеть родному человечку.

Подписано — не плеч долой.

Карету мне, карету!

Ах! боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

Смесь французского с нижегородским.

Вошли в устный обиход и некоторые пушкинские стихи:

Мечты, мечты! где ваша сладость?

А счастье было так возможно.

Из советских поэтов здесь в первую очередь следует назвать Михаила Исаковского. Строки из его стихов, ставших популярными песнями, обрели самостоятельную жизнь.

И кто его знает, чего он моргает.

Каким ты был, таким остался.

Поколение сменяет поколение. Постепенно и песня забудется, а удачное выражение живет в языке как безымянное.

Некоторые пословицы и поговорки иногда приходят в нашу речь из песен, из частушек, из сказок:

Стань передо мной, как лист перед травой!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается —

сказочные формулы, они употребляются в разных сказках. А например, известная всем поговорка «Битый небитого везет» взята из определенной сказки — о волке и лисе, как бы подводит итог сказочной истории. Поговорки «Куда Макар телят не гонял», «На бедного Макара все шишки валятся» тоже, видимо, из какой-то сказки или притчи о Макаре. Но мы этой сказки не знаем. Может быть, она ушла из живого бытования или просто еще не записана.

Но основная масса, основной фонд пословиц и поговорок (а он насчитывает несколько десятков, если не сотен тысяч текстов) — это все-таки коренное народное творчество, тесно связанное со всем укладом жизни народа. А так как на протяжении многих веков русские люди занимались земледелием, то и пословицы и поговорки русские теснее всего связаны с бытом, заботами и представлениями крестьянина, человека, близкого к земле и природе.

Читайте также:  Последовательность сказки колобок в картинках по одному

Мышку стогом не задавишь.

Лисице и во сне куры снятся.

Что потрудимся, то и поедим.

Люди пахать, а мы руками махать.

В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа.

«Наши пряли, а ваши спали» — можно целый рассказ написать! Или: «Недруг поддерживает, а друг спорит». Или: «Немудрено голову срубить — мудрено приставить».

Народ осуждает человеческие недостатки и пороки: «Соврешь — не помрешь, да вперед не поверят» — о врунах; «Не покупай лишнего — продашь нужное» — о транжирах; «У него среди зимы снега не выпросишь», «У него всякая копейка — алтынным гвоздем прибита» — о скупых.

В русских пословицах и поговорках ощущаешь удаль, душевный размах:

Грудь в крестах — или голова в кустах!

Пан так пан, пал так пал.

А о традиционном русском гостеприимстве лучше всего говорят такие изречения:

Что в печи, — все на стол мечи!

Пушкин писал в свое время об особом ироническом складе русского ума.

Действительно, склонность к шутке, к дружеской, а иногда и едкой насмешке присутствует в большинстве наших пословиц и поговорок:

Я же виноват — меня же и бранят!

Думал — Дуня, а вышла Авдотья.

Лучше нет, так и Степка кум.

Седлан порты, надевай коня!

Бородавочка — телу прнбавочка.

Отчаянный народ пошел! На полу спит — и то не боится!

Где щи — тут и нас ищи.

Поговорка может сказать очень зло и смело о ненавистных богатеях:

Были, были — н бояре волком выли.

а в какую-то минуту горько пошутить и над собственной нищетой:

Г де наго — там и босо.

Нищему собраться — только подпоясаться.

— Как живешь? — Лучше тех, кто хуже нас!

А сколько было и существует в наши дни разных шуточных присловий, приговорок, баек:

Давай говорить,

Чего будем варить?

Один положить — маловато,

Два — жалковато.

Друг на дружку поглядим —

Не харчисто ли едим?

Когда же речь заходит о родной земле, о родине, поговорка, даже не теряя порой шутливой интонации, говорит очень серьезно, с глубокой любовью и лаской:

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Родная земля и в горсти мила.

Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Один человек может знать и употреблять поговорку:

Любит, как собака палку.

А другой с детства знает другую:

Любит, как собака редьку.

Какая верная и какая неверная? Обе верные; это не искажение, не забвение — собака действительно не любит ни палку, ни редьку. Это равноправные варианты.

Когда-то говорили: «На’ тебе, убоже, что нам негоже» («На тебе, убогий (нищий), что нам не нужно»). А потом, когда стали люди меньше в бога верить, потеряли к нему уважение, появилась переделка:

Источник

Л. Н. ТОЛСТОЙ
Пословицы из «Азбуки» и «Книг для чтения»

Знай сверчок свой шесток

Взял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала.

Собака на сене

Знает кошка, чьё мясо съела

Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала.

— Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко.

Как глядишь, так и видишь

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал:

А другой мальчик сказал:

— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.

Купец занял две гривны**. Он сказал:

Два раза не умирать

Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

Вбежал в дом и вынес ребёночка!

Железом хлеба добывают

Мальчик взял крюк железный и бросил. Мужик сказал:

— Что ты добро бросаешь?

— На что мне железо, его нельзя есть.

Семейная кашка гуще кипит

Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:

— Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.

И пчела летит на красный цветок

Девочка с матерью пришла в ряды. И стали они выбирать ленты. Мать спрашивала:

Ворон за море летал, умней не стал

Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали:

Наши пряли, а ваши спали

Были два мужика, Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришел с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собрался грести. К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела.

Глупой птице свой дом не мил

— Отчего ты скучаешь?

Азбуку учáт, на всю избу кричат

Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала:

— Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды.

А волк стоял за кустом и сказал:

— Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше.

Невеличка капля, а камень долбит

Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:

Булат железо и кисель режет

Не за то волка бьют, что сер

Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал:

— Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер.

А охотники сказали:

Погнался за топорищем, упустил топор

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Один ученик просил книгу; ему дали.

От добра добра не ищут

Источник: «Сказки, пословицы, загадки» (Москва, «Детская литература», 1989)

Источник

Познавательное и интересное