Рассказ не гнись орешник артемьев краткое содержание
Александр артемьев не гнись орешник краткое содержание
by Main page
about
Артемьев, Александр Спиридонович
Хузангая, образно-стилистическое своеобразие его поэзии. Ученики отвечают на вопросы, используя текст первоисточника; затем сообща делаются выводы и подводятся итоги. Одно известно, безусловно, Что, защищая край родной, Он до последнего патрона Сражался, подлинный герой.
XX Придя к лесной братии, Локсли приказал начать слежку за нападающими, которые вели пленных в Торквильстону, замка Фрон де Бефа, а сам вместе с Гурд и Вамба пошел дальше, к копменгерстськои часовни. Переплетение в нем условно символических элементов с реалистическим отображением быта и нравов, обычаев чувашей. С конца 50-х годов прошлого века публиковался в республиканских газетах и журналах.
Артемьев, Александр Спиридонович
Подъехав к тому месту, откуда их было слышно, они с удивлением увидели конного носилки, сброшенные наземь; возле них сидела молодая девушка, богато одетая по-еврейски, и какой-то старый еврей бегал туда и сюда, умоляя помочь. Выйдя на волю, работал в Дальстрое НКВД С С С Р по вольному найму экономистом, журналистом. Повар школы обязан: находиться на рабочем месте в спецодежде; ежедневно утром подробно знакомиться с утвержденным в школе меню- раскладкой на предстоящий день, развешивать продукты, предназначенные на каждый прием пищи, в отдельную тару; соблюдать соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню- раскладке, утвержденному в школе; при кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдать технологические требования; принимать от кладовщика продукты по утвержденному в школе меню- раскладке на завтрашний день под роспись; точно производить подготовку и закладку продуктов согласно меню- раскладке, утвержденному в школе; использовать в своей работе только вымеренную тару; соблюдать правила разделки и приготовления блюд на специальных столах и специально промаркированным инвентарем; при работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов; весь кухонный инвентарь хранить раздельно и использовать строго по назначению, не допускать использование посуды с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия; соблюдать соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню- раскладке; соблюдать при кулинарной обработке пищевых продуктов гигиенические требования в технологических процессах приготовления блюд; в первый день поступления мяса произвести его разделку на мякоть и кости, сообщив данные кладовщице; соблюдать правила кулинарной обработки овощей для сохранения витаминов; штучные продукты повар должен выдавать на группы по счету согласно тетради учета учащихся в группах. Гуманизм в изображении героев. Родная речь, родное слово,родная песня помогала героям этих рассказоввыстоять, пережить цепь бесконечных смертей и неожесточиться. Первые образцы чувашских литературных произведений, их особенности.
«История моей семьи в истории моей страны»
«История моей семьи в истории моей страны»
Автор работы: Артемьев Андрей,
ученик 3В класса
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Чебоксары
Научные руководители:
,
учитель чувашского языка,
,
учитель начальных классов.
След войны в нашей семье.
На уроках окружающего мира мы составляли свою родословную. Мне стало интересно, есть ли среди моих предков люди, которые повлияли на историю страны, которые оставили значительный след в ней.
Проблема: я не знаю, есть ли среди моих предков люди, которые повлияли на историю страны, Чувашской Республики, которые оставили значительный след в её истории.
Гипотеза: предположим, что среди моих родственников есть удивительный человек.
Актуальность: каждый человек должен знать историю своей семьи, своих предков, свято чтить семейные традиции, бережно хранить семейные реликвии, передавать свои знания будущим поколениям.
Цель работы – собрать сведения о родственниках, узнать, кем были мои предки и каков их вклад в развитие страны.
Для решения поставленной цели мною решались задачи:
1. Опросить бабушек и дедушек о моих предках.
2. Изучить информацию по данной теме в различных источниках.
3. Обобщить информацию по теме, создать герб своей семьи, составить генеалогическое древо.
Методы исследования: интервью, опрос, умозаключение.
Практическая значимость исследований в том, что собранный и проанализированный материал можно использовать на уроках «Мой город», «Чувашская литература», «Культура родного края» как в русских, так и национальных школах; он станет частью истории нашей семьи, останется для будущих поколений.
Новизна исследования заключается в том, что мы составили свою родословную и герб семьи Артемьевых.
Наша семья гордится своим знаменитым предком, Александром Спиридоновичем Артемьевым, братом моего прадедушки. Он многое сделал для культуры Чувашии, внёс большой вклад в развитие чувашской литературы.
Менее известным, но не менее заслуженным, считаем мы моего прадеда, Ивана Спиридоновича Артемьева. Он работал бригадиром строительной бригады, военруком в средней школе, председателем колхоза.
След войны в нашей семье.
Знай, хранить я буду твердо,
Родина, твой мир и свет.
Птицы пусть на крыльях гордых
Принесут тебе привет.
Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. Напротив. Каждое прошедшее десятилетие с возрастающей силой подчёркивает их величие, их определяющую роль в мировой истории. К таким событиям относится победа советского народа в Великой Отечественной войне. Память об этих событиях неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживёт века.
В России нет ни одной семьи, которую война обошла бы стороной. Наша семья не стала исключением.
– дедушка моего папы –в 1940 году был призван в Красную армию.
Война…Однажды утром в небе показались фашистские самолеты. Подготовленный Иваном Артемьевым самолет поднялся в воздух. Авиамеханик побежал к следующему самолету, но бомбовый осколок ранит его в плечо. Это был первый и последний бой сержанта авиации. После госпиталя он попадает в мехроту под Москвой, где получает ранение в живот и снова госпиталь. А затем снова война, знаменитая Сталинградская битва, снова тяжелое ранение. Учился в офицерской школе. Получил звание лейтенанта. Был командиром взвода. В 1943 году был третий раз тяжело ранен. Тогда даже на него пришла похоронка. Но он выжил!
За боевые заслуги он награжден орденом Отечественной войны 2 степени и многими медалями.
Ещё можно выделить учительскую династию. Моя бабушка, работает воспитателем в детском саду, её мать, работала учителем. Среди детей моей прабабушки трое стали учителями и обучали чувашских ребятишек грамоте.
На фото мои родственники. Дедушка и бабушка. (в центре) на руках держит моего папу. Здесь запечатлены дети его брата, (, с жёнами и детьми).
Вот такая история о войнах и мирном труде в нашей семье. Я очень хочу, чтобы война больше не повторялась.
Жизнь и творчество народного писателя
В чём бы ни состоял труд, это всё равно:
Когда человек жаждет деятельности.
Труд бесконечно разнообразен в своих условиях, в своих целях, в своих формах. Но именно труд влияет на развитие человека. И, чтобы этот процесс был необратим, современному человеку нужно трудиться беспрестанно.
В нашей семье есть замечательные трудовые традиции. Кто-то сказал, что нужно с молодости, а точнее с детства воспитывать привычку трудиться. Например, я с малых лет помогаю бабушкам и дедушкам на дачных участках, по дому.
Александр Спиридонович Артемьев родился 14 сентября 1924 года в деревне Тури-Выла Аликовского района Чувашской Республики в крестьянской семье.
Удивительный случай произошёл в детстве с 6-летним Сашей. Мальчик пас стадо коров и овец. Но один телёнок куда-то бесследно исчез. В трудные годы это была большая потеря для сельского жителя. Ответственный Саша из-за переживаний упал в обморок и оказался без сознания. Все решили, что мальчик умер. В родном доме его положили в гроб и пригласили священника, чтобы отпевать. Но в этот момент священослужитель обнаружил, что мальчик дышит…. Он сказал, что это будет великий человек. Кто же знал в те далёкие годы, что пророчество священника сбудется…..
Александр Артемьев учился в школе по всем предметам на «отлично» и поражал всех знанием немецкого языка. Он еще в детстве с помощью школьного учителя, Никандра Осипова, научился играть на скрипке и на гармошке и всю жизнь трепетно относился к хорошей музыке.
По окончании в 1942 году школы сразу ушел на фронт. После победы над гитлеровской Германией воевал против японских самураев в Маньчжурии, был трижды ранен. За храбрость и мужество награжден орденом и четырьмя медалями.
На фото мой дед Иван Артемьев со своим братом Александром Спиридоновичем Артемьевым.
Такие произведения, как «Яблони в цвету», «Дорогой гость», «Ахманеевы», «Рожденные с крыльями», «Цена хлеба», «Перед бурей» вошли в золотой фонд чувашской литературы.
Писатель одинаково успешно работал и в жанре поэзии. Песни «Любовь моя», «Теплый дождь», «Как нам не петь?», «Ах, узнать бы», «Родная сторона», «Желаю счастья» и другие, написанные в творческом содружестве с композиторами Ф. Лукиным, Г. Хирбю, Т. Фандеевым, А. Орловым-Шузьм, являлись любимыми песнями нескольких поколений чувашского народа.
Народный писатель Александр Спиридонович Артемьев с женой Валентиной Петровной и внучкой.
неустанно трудился как переводчик. Благодаря его перу, сочинения Д. Байрона, Г. Гейне, А. Пушкина, М. Лермонтова, О. Генри, А. Чехова, М. Горького, Я. Купалы, О. Гончара и многих других открыли широкий путь к чувашскому читателю.
Артемьева переведены на многие языки народов мира.
Александр Спиридонович Артемьев внёс громный вклад в развитие чувашской литературы. Он известен как прозаик, поэт, публицист, переводчик. В фондах РГУ «Государственный архив печати Чувашской Республики» хранится 25 его книг. Его прозаические произведения «Салампи», «Яблони в цвету», «Ахманеевы», «Перед бурей» навсегда вошли в золотой фонд чувашской литературы.
Артемьева вошли в школьную программу в национальных школах:
«Подсечённые отростки» (6-7 класс); Повесть «Зелёное золотое» (9 класс);
в русских школах: «Не гнись, орешник» (10 класс).
За заслуги перед родной литературой и активную общественную деятельность был удостоен почетного звания «Народный писатель чувашской Республики», награжден орденами «Знак почета» и «Дружбы народов», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета республики.
Народный писатель Артемьев умер 5 августа 1998 года.
На его родине, в деревне Тури-Выла Аликовского района на фасаде дома, где родился Александр Спиридонович, открыли памятную доску. В Чебоксарах на доме, в котором он жил, также висит мемориальная доска.
Можно без преувеличения сказать, что творчество является ярким достижением в области литературы и оно вошло в золотой фонд чувашской литературы.
В литературном музее имени состоялся вечер памяти: посвященный 85-летию со дня рождения А. Артемьева.
Я тоже хочу продолжить дело своего великого родственника. В Российском журнале «Добрята» в 2012 г. было опубликовано моё стихотворение:
Я очень люблю ходить пешком. Когда мы шли с бабушкой из школы, у нас получилось такое стихотворение:
У прохожих на виду.
Посмотрите, я какой-
Пятёрки я несу домой!
И рюкзак мне мой не жмёт
За спиной со мной идёт!
Чтоб пятёрку получить-
В школу надобно ходить!
Утром рано бодрячком,
Вечерком иду шажком.
Завтра снова мне вставать,
День с прогулки начинать.
Нужно всем ходить пешком
Утром, вечером и днём!
Проанализировав информацию о своих предках, я нарисовал герб семьи Артемьевых;
Обозначение изображения объектов семейного герба:
Чувашский знак «Солнце»- говорит о том, что всем нам светит солнце нашей Чувашии.
По результатам своей работы можно сделать следующие выводы:
Ø Среди моих родственников можно выделить «военную» линию, учительскую династию, линию приборостроителей и машиностроителей.
Ø Многие мои родственники внесли огромный вклад в развитие Чувашской Республики и страны;
В нашей семье при рождении есть особенный талант, и у каждого он свой. Люди из моего рода умели и умеют им пользоваться, развивают его на благо всем. Те люди, о которых здесь написано – самые выдающиеся личности нашей семьи. В заключении я хочу сказать, что я горжусь своей семьей и не променяю её ни на какую другую!
1. «Чувашская литература», Чебоксары «Чувашское книжное издательство», 2003 г., 238с.
2. Буклет «Писатели Советской Чувашии», 1984 г.
3. Газета «Красная Чувашия» стихотворение «На посту», 1948 г.
4. Материалы из семейного архива Артемьевых.
Урок по чувашской литературе на тему «И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живет…»
Разделы: Литература
Эпиграф к уроку:
Мой сверстник!
Нам всего-то было
Тогда по восемнадцать лет.
Ход урока
Звучит песня “Фронтовики”. Объявляются тема и цели урока.
– Урок посвящается одной из самых волнующих тем чувашской литературы прошлого века: подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны. Все дальше и дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Одной жизнью с народом жили писатели. Обычное “рабочее место” писателя-фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж… Теме подвига чувашских писателей и поэтов, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи и прошедших войну, посвящается этот урок.
(Учитель читает стихотворение А.Лукашина “Мужество”).
Солдаты, солдаты,
А сколько нас пало у стен Сталинграда?!
А сколько нас пало на склонах в Карпатах?!
А сколько нас пули к земле пришивали? –
А мы в лазаретах опять воскресали.
Солдаты, солдаты,
А разве забудешь кавказские тропы,
Пожары в смоленских смолистых лесах,
Горячую кровь в опаленных окопах,
Героев с гранатой в застывших зубах?
Солдаты, солдаты,
Забыть невозможно народное горе –
Стоят обелиски на суше, на море
Тем, кто не вернулся с переднего края
На праздник Победы
Девятого мая!
— Ребята, как вы думаете, почему и в наши дни, когда люди живут совсем с другими проблемами, Великая Отечественная война продолжает жить в памяти людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме? (Ответы учащихся.) Правильно, надо внимательно и глубоко вчитаться, вдуматься в произведения писателей-фронтовиков, стремящихся исследовать, осмыслить наиболее трагические и самые героические страницы Великой Отечественной. В этих произведениях раскрываются истоки нашей Победы, духовный мир тех, кто ее завоевывал на фронте и в тылу.
(Учитель читает эпиграф, заранее написанный на доске):
Мой сверстник!
Нам всего-то было
Тогда по восемнадцать лет.
– Попробуйте сформулировать свое понимание эпиграфа.
А как же чувашские писатели откликнулись на всеобщее горе? Готовясь к этому уроку, мы создали творческие группы. Первая творческая группа должна была подготовить сообщение о литературе военных лет. Слово предоставим ее представителям.
В годы Великой Отечественной войны в литературе ведущее место занимала поэзия. Характерной ее особенностью явилось идейно-тематическое и жанровое многообразие, тесное взаимодействие с устно-поэтическим народным творчеством, изображение жизни, труда и борьбы людей не только своей республики, но всей великой семьи народов обширной страны. К первым откликам чувашской поэзии на фашистскую агрессию относятся стихотворения Семена Эльгера “Кровь за кровь”, “Слово гнева”, Петра Хузангая “Неприступный Ленинград”, “За родную Москву” и т.д. В них говорится о вероломстве гитлеровской Германии и справедливости нашей борьбы против темных сил фашизма.
Публицистическая статья, очерк, короткий рассказ представляли собой летопись воинской славы советского народа, горячий призыв писателей к мужественной защите Родины и жгучей ненависти к врагам.
Песни, сказки я слагал,
Их заучивали дети.
Мне как горный перевал
Были Пушкин, Данте, Гете.
Но пришел какой-то Фриц
Приложеньем к автомату
И желает, чтоб я ниц
Распростерся под команду.
Это он из рук моих
Хочет выбить книгу, знаю.
Но припомнив грустный стих
Крепче я приклад сжимаю.
Я не дам ему отнять
Что добыто нашей кровью,
Отстою отчизну-мать,
Что согрела нас любовью.
Отомщу за слезы вдов
И за кровь на детском банте,
И за честь, и за любовь,
И за Гете, и за Данте…
Учитель. К сегодняшнему уроку вы также должны были прочитать рассказы чувашских писателей-фронтовиков Леонида Агакова и Александра Артемьева. Что вы узнали о самих авторах? Слово предоставляется второй творческой группе.
3-й ученик. Александр Спиридонович Артемьев родился в 1924 году в Аликовском районе Чувашской республики. После окончания средней школы в 1942 году восемнадцатилетний юноша ушел на фронт. Вначале он – рядовой, затем – младший командир. Он прошел по дорогам войны в составе гвардейских частей до Берлина, а затем воевал против японских самураев на Дальнем Востоке, пересек пустыню Гоби, Хинганские горы и Маньчжурские сопки. Награжден орденом Отечественной войны I степени и многими боевыми медалями. Александр Артемьев – автор более десяти книг повестей и рассказов. Во многих из них воссоздал облик своих боевых друзей, их героизм в боях и вдохновенный труд в послевоенное время.
— Народный писатель Чувашии Леонид Яковлевич Агаков (1910-1977) воевал командиром стрелковой роты, затем был сотрудником дивизионной газеты “Советский патриот”. На страницах этой газеты было напечатано много его очерков о ратных делах наших солдат, острых публицистических статей о фашистских зверствах на временно оккупированной территории, в которых автор призывал бить врага до его полного разгрома и изгнания с нашей земли. Л.Я. Агаков показывает своих героев в тяжелых условиях войны и тыла, не теряющихся в самых экстремальных ситуациях, показывает их человечность и несгибаемый характер. Например, в таких произведениях: “Синичка”, “Солдатские дети”, “Партизан Мурат”, “Золотая цепочка” и другие.
Учитель. Давайте вернемся к рассказам “Кукушка” и “Не гнись, орешник”. О чем эти произведения?
(Учащиеся делают краткий анализ рассказов).
— Вопросы к учащимся:
— Оба рассказа ведутся от первого лица. Какую роль играет избранный автором принцип повествования от первого лица?
— Настя Мурзаева и Петр Астров. Что роднит этих людей?
— Какие эпизоды рассказов взволновали вас больше всего? Покажите эмоциональную силу этих эпизодов.(Дети должны вспомнить встречу героя рассказа и особо подчеркнуть как родная речь, родная песня помогала выжить в этих ужасных условиях войны. Найти подтверждения, прочитать отрывки из рассказов. В рассказе “Не гнись, орешник” найти отрывок, как чувашскую народную песню пел весь батальон. После этого можно включить песню “Не гнись, орешник”. Пока звучит песня, учитель делает вывод):
— Вот звучит песня. Песне ведь не нужно ни бумаги, ни типографии, песне нужна только душа, и она откликнется тысячами и тысячами голосов, долетит до родной стороны. В чем лучше может человек высказать свою душу, излить свое горе, поделиться своей радостью, выразить сочувствие, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне? И сегодня песня помогает в минуту грусти и скорби, омывая душу чистыми слезами и мудрым участием, в счастливые моменты одухотворяет, сплачивает людей.
Учитель. Родная речь, родное слово, родная песня помогала героям этих рассказов выстоять, пережить цепь бесконечных смертей и не ожесточиться. Послушайте, пожалуйста, как рассуждает об этом чувашский народный поэт Яков Ухсай.
4-й ученик. Яков Гаврилович Ухсай (1911-1986) прошел от Волги до Праги в рядах Советской Армии в качестве политработника и журналиста. Особое место в творчестве поэта периода Великой Отечественной занимает поэма “Письмо чувашских бойцов и командиров Н-ской дивизии родному народу”. В 1945 году он написал стихотворение “Родной язык”.
У Вислы я брожу иль у Дуная,
Взбираюсь ли на склон седых Карпат,
Везде родной язык я вспоминаю,
Всегда его слова в душе звучат.Но в час, когда мы говорим с врагами,
Становится иною наша речь;
Тогда родной язык горит, как пламя,
Звенит, как обнаженный к бою меч.А если земляка случайно встречу,
От радости захватывает дух.
Ласкают слух слова родимой речи,
Приятной, мягкой, как лебяжий пух.Родной язык! Не зная бед и горя,
С нуждой и притесненьем не знаком,
Звучи победно в мощном дружном хоре
С великим, славным русским языком!В народной песне – грустной иль задорной –
Как славно ты звенишь, родной язык!
Ты свеж, и чист, и светел, словно горный,
Вниз по камням струящийся родник!
Учитель. Девушки на войне. Какими рисуют писатели Настю и Лизу? Как проявляются их нравственные качества? (Отважные, смелые, в то же время ранимые. Но они чувствуют свой долг перед Родиной, ответственность перед товарищами и т.д. Они любят жизнь, вспоминают мирное время и стремятся вновь к мирной жизни. Они любят и любимы. Все это подтверждается примерами, отрывками из рассказов).
Писатели должны были показать, с кем мы воюем: не с немцем или итальянцем, а с фашистом! А его нельзя считать человеком, его нужно ненавидеть. Ненависть – страшное разрушительное слово, но в советских людях она не могла выжечь человеческое, потому что в них жила любовь. Любовь к Родине, к своему дому, к близким, а эту любовь надо защищать. Как подтверждение этой мысли прозвучит стихотворение великого чувашского поэта Петра Хузангая, которое он написал в 1945 году.
5-й ученик (читает стихотворение П.Хузангая “Песнь о Победе”):
Учитель. Да, ребята, в наше непростое время только добро, понимание и любовь могут спасти человечество от гибели. Пока жива в человеке, способность любить, народ бессмертен.
Ребята, а ведь герои и авторы этих произведений – почти ваши сверстники. В те далекие тяжелые для страны годы они со школьной скамьи, после выпускного вечера шли прямо в строй и прямо в бой. И было это не где-то там, на другой планете, а здесь, на нашей земле, на земле наших отцов и дедов, густо политой кровью. (Звучит отрывок из поэмы Г. Орлова “На безымянной высоте”):
С годами память не остыла
Покоя старым ранам нет…
Мой сверстник!
Нам всего-то было
Тогда по восемнадцать лет.И всех не перечесть героев,
Отдавших жизнь родной стране,
Кто шел дорогой огневою,
Чтоб положить конец войне.Враг в наступленье силы бросил
Он города и села жег.
Топтал созревшие колосья
Его подкованный сапог.Одно известно, безусловно,
Что, защищая край родной,
Он до последнего патрона
Сражался, подлинный герой.Нам не забыть тех дней суровых,
Когда под орудийный гром
И вспышки сполохов багровых,
Враг лез к столице напролом.С друзьями верными своими,
В бою встречая грудью шквал,
Свое не опозорил имя,
Перед врагами ниц не пал.С тех пор минуло лет немало.
Лицо земли обновлено.
Следы войны зарубцевались
На теле Родины давно.О богатырской славе песни
Сложил в честь воинов народ.
И ратный подвиг твой, ровесник,
В нетленной памяти живет.Но сердце, сердце не забудет
То время бедствий и невзгод!
Шли беззаветно наши люди
В бой за Отчизну, за народ.
Учитель. Давно заросли раны на полях былых сражений. Давно сняли гимнастерки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить, не старея, эти вдохновенные строки, которые окрыляли в годы войны душу солдата.
Готовясь к этому уроку, мы встретились с ветеранами Великой Отечественной войны и спросили их, какие чувства испытывали солдаты 17-18 лет, впервые столкнувшись с ужасами войны.
(Показываются фрагменты видеосъемки).
— Ветеранов войны, вдов погибших, тружеников тыла, всех тех, кто отдал многие годы труда на благо Отчизны, надо окружать заботой и вниманием. Это наш долг.
Учитель. Готовясь к уроку, наша следующая творческая группа сделала опрос среди ваших сверстников. Вопросы были такие:
1. Что для вас значит слово “война”?
2. Что мы можем сделать для того, чтобы предотвратить войну?
(Ученики анализируют ответы учащихся).
Учитель. Жестокая правда о войне, ее психологические нравственные моменты будут с наибольшей пользой служить людям и человечеству в его неустанной борьбе за мир, против ядерного безумия, которое угрожает ликвидировать жизнь на земле. Сегодня снова люди живут под знаком беды, но уже не отдельные страны, а все человечество, даже будущие поколения. Чтобы такой беде противостоять, надо объединиться всем. Ведь каждый человек – это совокупность и столкновение мнений самых разных людей, самых разных позиций, самых разных чувств. И пусть каждый из нас осознает, что мы не исключение в этом ряду.
(Звучит стихотворение Александра Егоровича Алги (1913-1977) “Незабываемое”):
Нельзя забывать были огненных лет –
Ни горьких их утрат, ни трудных побед.
С какой стороны ни пришла б к нам война,
Была с нами все же Победа дружна.
Что с мирными ясными днями сравнить?
Кто может тот славный народ не любить,
Который себя защитил в пору гроз
И многим соседям свободу принес?
Пусть тучные нивы пьют ласковый свет,
Пусть не оборвется черед мирных лет.
Строители мы, но, коль враг нападет,
Сразит его в битве советский народ.
Сегодня наш праздник, и в наших сердцах
Звенит песнь о старых и юных бойцах.
Будь славен, советский творец – Человек!
Российская Армия, славься вовек!
(Завершая урок, учащиеся высказывают свое отношение к услышанному.)
— Александр Блок в далеком в 1919 году писал: “Имеем ли мы право, предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит службу людям будущего? Надеемся.” Поэзия тех, кто был охвачен чистым огнем поэтического горения, переполнен любовью к Родине, ненавистью к врагам, – такая поэзия не может быть забыта, так как “предавать забвению, добытое кровью” мы действительно не имеем права.