Устное народное творчество
Устное народное творчество.
Раскройте понятие «Устное народное творчество»? Что такое заговоры? Откуда появились легенды, кто их составлял? Тематика заговоров. Какие бывают народные песни, как они появились? В каких случаях употреблялись заговоры?
Первые образцы литературных произведений.
1..В каком журнале были опубликованы стихи Эмине?
2.В каком году родился Ермей Рожанский?
3.В каком году Рожанского назначают проповедником?
4. Кто является первым представителем литературных произведений?
Ранняя чувашская литература.
1.Кто является первым представителем ранней чувашской литературы?
4.Составить план по очерку «Байкал».
1.Напишите краткую биографию Максима Фёдорова.
2.Какое произведение написал М. Фёдоров, о чём в нём рассказывается?
1.Рассказать кратко биографию С. Михайлова.
2.Назовите самые распространенные произведеия С. Михайлова.
3. О чём написано в рассказе «Записки чувашенина о своём воспитании?»
1. В каком году и когда родился М. Фёдоров?
2. Когда, и в какой школе он учился?
3. В каком году он закончил училище?
4. Куда он поступил в 1869 году?
5. Какую балладу он написал в 1879 году?
1. Кто такой Михаил Фёдоров?
2. В каком году он родился?
1.В каком году и где родился Н. Ашмарин?
2.Куда поступил в 1891 году?
3.Какой язык и в какой школе он преподавал в Казани?
4.Его выдающаяся работа перед чувашским народом?
1. В каком году родился и где жил Н. Полорусов-Шелеби?
2. Какие награды и звания имел Полорусов – Шелеби?
3. С какого года Николай Шелеби полностью отдаётся литературной работе?
4. Какие произведения Н. Шелеби вы знаете, о чём в них говорится?
5. В каком году умер Николай Шелеби?
1.В каком году и где родился Ф. Павлов?
3. С какими произведениями Ф. Павлова вы знакомы?
4.В каком году Ф. Павлов стал дирижёром Чувашский Государственный капеллы?
5. В каком году Ф. Павлову назначает преподавателем хорового пения музыкального техникума?
1Как звали возлюбленного Нарспи?
2 За кого вышла замуж Нарспи?
3.В каком селе жила Нарспи?
4.Какова судьба родителей Нарспи?
5.Какова судьба Сетнера?
6.Нравилось ли Нарспи жить с мужем?
7.Какое преступление совершила Нарспи?
1.Назовите главных героев произведения?
2.Какую историю рассказывает старик в избе?
3.Какая беда в рассказе постигла Семидворике?
1Настоящая фамилия Ильи Тхти?
2.В каком году родился Илья Тхти?
3.В каком районе родился Илья Тхти?
5.Кем обычно работал И. Тхти?
6.В каком году И. Тхти был писателем-профессионалом?
7. В каком году был издан том его избранных произведений?
8. В каком году опубликован его сатирическая поэма «Колчак»?
9. Причина смерти И. Тхти?
10. Где он похоронен?
Василий Алендей «Юркка».(тест)
Выполнил ли колхоз план по хлебозаготовке?
Какая национальность у Сторожихи?
Как звали человека по прозвище «Лесной Волк»?
Когда Люба уезжала в Москву?
Что Вера попросила передать Любе через Юркку?
Куда поступил Юркка Осенью?
Сколько детей было у Юркки?
9. Кто должен был следить за порядком на току?
10.Как звали солдата, который вернулся недавно в Матвикассы?
Василий Алендей «Юркка».
1.Какой бригадир уходил на фронт?
2. Чем является начало жатвы для сельских жителей?
3. В какое время надо готовить полосу для жнейки?
4.Что означает колхоз «Малалла»?
5.Кем был Семен Метек в бригаде?
Б) Начальником колхоза.
В) Бригадир возчиков.
В яркий солнечный день в… появился Семен Метек, солдат.
7. Кто был опорой бригадира?
8.Какие лозунги были по всюду?
А) Всё для фронта, всё для победы.
Б) Вперёд, и только вперёд.
В кого влюбился Вера?
10 К кому тянуло Юркке?
Иван Саламбек «Когда шумел ветер».
1.К какому литературному жанру можно отнести произведение И. Саламбека « Когда шумел ветер»?
2. Найти описание пейзажев?
3. Дайте определение понятию «речевая характеристика героя»?
4. Выбрать фрагмент, в которым отражен народный быт.
Какая мечта была у старика Яриле? Опишите характер Яриле. Как звали сына Яриле, опишите его? Как звали брата Акрамовского попа? Зачем народ просил освятить их землю? Что означает выражение: « Вам грозит кража земли? Что делал заключенный в погребе? Кто написал роман « Тенета? На каком языке был написан первоначально? Какие обычаи описываются в романе «Тенета»? Перечислите основные черты характера Ухтивана? Каким образом знахарка тетушка Ульдусь перешла жить в дом Ухтивана?. Кто такой Кошель? Какие две странности можно заметить в Кошеле? Чем помогает купец Кошель людям?
Художественное воплощение образов женщин и их судеб в чувашской прозе xx века
Во втором разделе (Лирико-психологические образы идеализированных женщин и их контрастное бытие в чувашской прозе 50-60 годов XX века) рассматриваются особенности движения прозы, здесь разобраны пути психологического анализа образов женщин за счет поиска их идеальных черт, что вело ко вполне оправданным художественным поискам, к созданию характеров женщин. Особенно весом в этом свете опыт А.Артемьева, создававшего добротную лирико-психологическую прозу. В общеизвестной его повести «Саламби» (1955) все сосредоточено вокруг главной, идеализированной героини, она является сюжетным, композиционным остовом произведения. Образ искусства (музыки) в повести является художественно весомым, протяженным лейтмотивом, средством полновесной идеализации образа Саламби. Второстепенные герои охарактеризованы через антитетичное сопоставление с главной. Порой они гротескированы за счет укрупненного показа их негативных черт (Муза, Марусь, Леон). Средоточие таких образных перипетий автор понимает как «уместное нахождение» персонажа (вместе с тем и искусства) на острие исхода трагического (военного) межсостоянья. В повести «Большая Медведица», в рассказе «Не гнись, орешник» (1965), как в названный уже «Саламби», прозаик прослеживает духовные преображение мужчин в присутствии женщин. В этом Артемьев не одинок. Схожие композиции наблюдаются в рассказе татарских писателей А.Гаффара «Глоток воды», повести А.Гилязова «Три аршина земли», в рассказе чуваша Ю.Скворцова «Певец Вася». Три эти писателя выявляют в своих героинях укорененность в родную природу, без которой чахнет их духовное богатство, непосредственность их души. Интересна в этом же отношении новелла Д.Кибека «Певица». В ней автор, как это часто водится в лирико-романтических произведениях, обращается к поэтике огромных географических расстояний. То же самое выходит на первый план в его рассказе «Удивительная ночь». Традиционно, что лирико-романтическая проза в ходе лепки характеров героинь чаще всего обращается к стилевым средствам перволичного повествования, для чего вводится в структуру произведения внутренний монолог самого героя, рассказчика-очевидца (Кибек, Артемьев). В поисках Гаффара и Гилязова повествование приближено к речевому поведению героев, к характеру их внутренних размышлений.
В процессе такого отображения жизни формируется корпус самых различных идеалов: нравственно-ответственный индекс перед людьми, вечными началами жизни, перед культурной памятью народа (Угахви из повести Ю.Скворцова «Березка Угах», Саламби, Бибинур из повести Гилязова «В пятницу вечером», Шамсенур из рассказа А.Гаффара «Венская гармонь»), перед семейными узами (Вера из «Певицы» Д.Кибека), перед идеей любви и продолжения жизни («Удивительная ночь» Кибека) и т.д. Интересна и другая стилевая канва, а именно: осознания необходимости того, что в ходе характерообразования необходимы различные экспозитивные моменты решения художественных проблем. В «Саламби» Артемьев приходит к осознанию важности отказа от ложной экспозиции, сюжет здесь выполняет именно эту цель. Кибек в своей «Певице» обретает экспозицию углубления, которая связана с нахождением в индексе жизни героини все более и более новых и новых качеств. Нельзя не остановиться на особенностях, например, разработки образных ресурсов общеизвестной бродячей топики. К слову, известный сюжет «Нарспи и Сетнера» (К. Иванов «Нарспи»), Ромео и Джульетта участвует в характерообразовании в романе М. Ильбека «Черный хлеб» (образы Селиме и Тухтара), романе в стихах Ю. Айдаша «Атнер» (Илемби и Атнер) и т.д.
Интересный расклад художественных составляющих представлен в повести А. Емельянова «Мои счастливые дни» (Колокольчики). Здесь показаны двое мужчин – Александр Васильевич, человек открытой и светлой души, и Генка – Граф рефлектирующий «на тему» любви к женщинам. Для первого важны и необходимы непосредственность чувств, ответственность друг перед другом, второй видит смысл только в биологических инстинктах. Причем оба героя проповедуют свои идеи в зримом и незримом присутствии девушек Люси и Нади, которые так же показаны как антиподы. Вообще проблема формирования мужской натуры «вблизи» с женщинами очень существенна. Она поддерживает эстетический вид повести «Имя» (Перевртыш), в которой властная Ульяна превращает своего мужа в беспомощного человека, однако от этого лирическое напряжение повести не спадает. Интересен рассказ А.Гаффара «Глоток воды», в котором герой ее Тахау искупает свою вину, что весьма, казалось, парадоксально, перед младшими братьями (в детстве он их жестоко обидел) перед женой.
Объясняется это, конечно, лирико-романтическим мироощущением героя. Целая вереница таких героев представлена в психолого-философских, романтических полотнах Ю. Скворцова: «Славик» (Славик – Эльвира), «Следы от башмака» (Паня – Галя), «Певец Вася» (Вася – Валя), в которых молодые парни постигают философский смысл жизни в поблизости с девушками, в любви к ним. В ходе этого герои непроизвольно выражают искренность своей мятущейся души. Примечательно, что все названные авторы видят в таких мужчинах утонченных душой людей, кладезь добра, пристрастного, но бережного отношения к женщинам, девушкам. Нужно заметить, что в сравнении с прозой 20-40-х годов, проза этих лет предельно насыщена жизнью души, не домыслом взятых из жизни напрямую ситуаций, а образным вымыслом. Через возвышенно-романтическое, лирико-психологическое восприятие мира, проза неуклонно движется к обретению иных плоскостей – жизненных драм и трагедий, и это начинает вызревать уже в 50-60-е годы (поиски чувашских мастеров Ю. Скворцова, М. Ильбека, Хв. Агивера, татарских сочинителей А. Гилязова, А. Гаффара, Р. Рахман, И. Сирматова, коми прозаика В. Безносикова и других). Трагизм миросознания был показателем был еще для начала XX века, но в 20-30-е годы он уступил ложномифологическому показу жизни. 70-е годы вернули литературу к исходным началам осмысления жизни. Ярче и глубже это проявилось в чувашской, татарской, башкирской литературах, в коми словесности, меньше – в литературах мордовской, марийской, удмуртской. Однако все названные литературы дали осмысление женщины как образа, как предмета точечно-исторического осмысления ее жизни в пределах конкретной эпохи общественного развития.
Во второй главе «Образы пожилых женщин и старух в чувашской литературе последней трети XX и начала XXI веков» диссертант анализирует фактор судеб женщин, философскую их природу. Художественные поиски обозначенного периода отмечены углубленным интересом прозы к надвременным, надпсихологическим сторонам бытия женщин. Субъективно-психологического мира личности уже стало недостаточно для адекватного понимания женских судеб. В силу этого художественное поведение женщин невозможно квалифицировать только как их образы. Онтология женских судеб осмысливается уже как явление, далеко выходящее за рамки конкретной исторической эпохи (надвременный их статус), за пределы узко-субъективного, психологического рассмотрения. В первом разделе главы (Художественные функции женщин с амбициозно авантюрным кодексом жизни в чувашской прозе рубежа XX и XXI веков) большое внимание уделено явлению воссоединения в конце XX столетия в одном феномене высокой романтики и низменного гротеска, трагизма человеческой судьбы и комизма ее сущности. В этом смысле справедливо обратиться к авантюрно-амбициозному распорядка жизни воплощенных героинь.
К разряду таких персонажей можно причислить Ульяну из «Имени» А. Емельянова, человека властного, своенравного, оказывающего разрушительное влияние на сына (Модеста) и на мужа (Василия Мухтанкина). Сходными чертами обладают жена и теща Юры из рассказа писателя «Ненастье», такие женщины постоянны и устойчивы в своей авантюрной конституции. Ряд таких черт пополняют Осипова из «Липы» Хв. Уяра, Валентина из повести «Хлеб, любовь, кларнет» Н. Мартынова, которых трудно приписать к определенной исторической эпохе. Подобные персонажи являются причиной становления искривленных судеб мужчин: или же они вызывают к жизни утонченное двуличие мужчин (Модест), или повышают их семейную, общественную активность (Василий Мухтанкин, Тарас из рассказа В. Садая «Одинокий куст», Тарас из «Затяжных дождей» Хв. Агивера), или являются причиной долгого, нудного собирания мужской воли (Никонов из повести «Липа» Хв. Уяра). Согласившись с мнением известно философа А.П. Скрипника, нравственное состояние таких женщин можно было бы охарактеризовать как «морально зло». То, что представляется добром для одних, является злом для других, ибо мораль есть не только благодеяние и добродетель, она, как показывает анализ, вбирает и пороки. Названные писатели, таким образом, сталкивают лицом к лицу две стороны морали, которые вряд ли способны прийти к общему знаменателю.
Гротескированные качества авантюрных героинь нередко «откровенно» комичны. Выходя замуж за Василия, Ульяна получает фамилию Мухтанкина (Хвастунова), смешно также то, что сына она называет Мудес. Конституция ее поступков адекватно постоянна, как, к примеру, статус поведения Липы («Липа» Хв.Уяра), Лиди («Затяжные дожди» Хв. Агивера) и т.д. Особую озабоченность проблемами семьи, которые проявляются зримо в разрушительной роли женщин можно заметить в повестях «Одинокий куст» В. Садая, «Черемуховые холода» В. Алендея. В обеих повестях жены (Ануш Алендея, Манюк Садая) увлекаются другими мужчинами и тем выказывают искаженное понимание основ мироздания. Сюжетная основа произведений вбирает в себя внутренние размышления – монологи героинь, препарацию того, что они из себя и из окружающих состояли. В сравнении с Ульяной, это уже другой поворот, здесь персонажи самоисследуют свои взаимоотношения не только с точки зрения обмана, но и с вековыми распорядками семейных обычаев, с мужчинами авантюристами.
Все проанализированные произведения избрали одну и ту же завязку, но каждое из них решает поставленную проблему по-своему. Манюк из «Одинокого куста» не прочь увлечься разного рода приключениями, но ее судьбу трудно мыслить только как характер, как на этом настаивает С. Александров, повесть практически написана по законам психологической прозы, когда психология не ограничивается лишь локальным изображением характера, а пропитывает и сюжет, и композицию и все жанровое пространство произведения. Схожие повороты сюжета и композиции проглядываются в повести башкирского писателя Н. Гаитбаева «Поздний дождь». В свое время героиня ее, Сария, высмеивала всех своих женихов, порвала из амбициозно самовлюбленных претензий с мужем, теперь же она, анализируя свою бытность, понимает всю неприглядность своего поведения. Позиция самовосхваления Сари терпит крах, она воочью осознает нравственную свою несостоятельность. Неспроста В. Садай, Н. Гаитбаев неравнодушны к образам профилирующих образов природы; Садай все перипетии организует вокруг одинокого куста облетевшей бузины, Гаитбаев же приходит к убеждению, что ему необходим нудный «опоздавший дождь». Образы эти трудно квалифицировать только как пейзаж, ибо они организуют все художественное пространство произведения. Налицо образы надындивидуальной стихии, каковые встречаются у многих писателей: лес, определяющий суть духовной биографии Угахви («Березка Угах» Ю. Скворцова), всесветная метель («Северное сияние» Н. Мартынова, «Метель» Хв. Агивера). Протяженные эти символы охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее героев, а это уже совсем не факт революционной, социологической переделки человека.
Второй раздел главы назван «Художественно эстетическая роль пожилых женщин и старух в обновлении философских перспектив чувашской прозы рубежа XX и XXI веков». В нем внимание исследователя акцентируется на неоценимой роли женщин в формировании нового индекса эстетических поисков литературы. В свое время особая притягательность и важность образов старух обсуждалась сопричастно с творческими исканиями В.Распутина. Однако это мнение легко оспоримо. Примеров, подтверждающих иное мнение, предостаточно. Образы старух встречаются в повестях татарских прозаиков А.Гилязова «Три аршина земли» (Шамсегеян) и «В пятницу вечером» (Бибинур), А.Гаффара «Память» (Фардана), в его рассказе «Венская гармонь» (Шамсенур), в повести М.Карима «Долгое-долгое детство» (Старшая мать), в творчестве Хв.Агивера «Метель» (Дарья), «Свадьба» (Куби), «Карусель» (Пелагея), Д.Гордеева – «Средний» (мать), «Вышитая рубашка» (мать), Ю.Скворцова – «Улдык» (мать) и т.д. Этим же показательна проза марийцев Ю.Артемьева, В.Иванова и т.п. Образы старух нередко являются результатом воплощения неиссякаемого родника доброты, животворной заботы о молодых, о продолжении жизни через обращение к родовым корням. Неслучайно неким концентратом, сгустком онтологии жизни стала мать рода, пожилая женщина (названные образы Бибинур, Фарданы, Пелагеи, Старшей матери и т.д.), девушка умудренная опытом десятков поколений, вековых устоев народной культуры (Угахви из «Березки Угах» Ю.Скворцова).
В силу этого взяла верх практика сакрального «животворения» (С.Семенова) неба (повести Ю.Скворцова, Хв.Агивера), дерева как скрепа между поднебесьем и преисподней (проза М.Ильбека, А.Емельянова), межсостоянья как промежутка между прошлым и будущим, небом и землей, земной жизнью и загробным миром (проза Н.Петровской) и т.д. Это состоялось как факт возвращения к истокам, к традициям фольклора, к поискам М.Федорова, К.Иванова. Так были обретены традиции философской идеи круга, вобравшего в себя начало и конец века. Сам собственно круг как художественное средство показателен для творческого пути Хв.Агивера, который кладет его в основу концентрического понимания времени.
Обращение к будущему в полотнах Ю.Скворцова, А.Гилязова есть философская квинтессенция жизни, она проявляет себя в ответственном отношении к памяти о предках. Неслучайна в этом отношении судьба чувашки Васили в рассказе А.Гаффара «Жить хочется». Героиня обращается к потомкам в посмертном монологе, она уже после смерти как бы слышит звуки живой жизни: где-то вдали полыхают зарницы, старая кобылица облизывает только что родившегося жеребенка… Однако художественный удел старух в прозе не ограничивается только такой плоскостью рассмотрения, часто на страницах книг появляются старые матери, покинутые сыновьями, забытые миром. Такова, например, Клавдия Петровна из рассказа «Сверчок» татарской писательницы Р.Рахман, которая чтобы утешить себя беседует с прирученным и мышонком и сверчком. Налицо слияние литоты с гротеском. Схожие ситуации наблюдаются в философской прозе Хв.Агивера. В новелле «Карусель» он знакомит читателя со старухой Пелагеей, также забытой сыном, находящей утешение в варке пива, копке картофеля. Старуха Пелагея – это воплощение судьбы трагической, и комической одновременно. Не сумев распознать в девушке, посетившей ее, возможную невестку, Пелагея становится героиней трагического анекдота. В рассказе ребром ставятся проблемы жизни и смерти, бытия и небытия, они острей начинают восприниматься в условиях тягостно трудных взаимоотношений (в отличие, например, от 20-40-х годов) женщины и истории, потери человеком родовых корней. Пристрастно к этой проблеме относится и марийская проза. В рассказе А.Александрова «Осиротевшая мать», к примеру, даже похороны старой женщины организуются только соседями, а беззаботные сыновья деревню давно уже покинули. Закономерно, что в этих перипетиях на главное место выходит нравственный голос героя, особенно старух, ввергнутых в пучину одиночества.
Рассказ не гнись орешник читать
Адрес: ул. Мингажева,109
E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
(с 15 мая по 15 сентября):
(с 16 сентября по 14 мая)
Лента RSS
Урок по чувашской литературе на тему «И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живет. « | | Печать | |
Цели урока: — Народный писатель Чувашии Леонид Яковлевич Агаков (1910-1977) воевал командиром стрелковой роты, затем был сотрудником дивизионной газеты «Советский патриот». На страницах этой газеты было напечатано много его очерков о ратных делах наших солдат, острых публицистических статей о фашистских зверствах на временно оккупированной территории, в которых автор призывал бить врага до его полного разгрома и изгнания с нашей земли. Л.Я. Агаков показывает своих героев в тяжелых условиях войны и тыла, не теряющихся в самых экстремальных ситуациях, показывает их человечность и несгибаемый характер. Например, в таких произведениях: «Синичка», «Солдатские дети», «Партизан Мурат», «Золотая цепочка» и другие. Учитель. Давайте вернемся к рассказам «Кукушка» и «Не гнись, орешник». О чем эти произведения? Рассказ не гнись орешник читатьПтицу эту почему-то называют дрозд-рябиновик; но, наверное, по ошибке: надо бы «дрозд-вишенник». Потому что питается этот дрозд летом никакой не рябиной, а отборными спелыми вишнями. Где живут дрозды, пока вишни не созрели — неизвестно. Просто их нет — и все. Но только вишни перестают напоминать булавки с зелеными головками, дрозды тут как тут. Неспешно (ведь все еще впереди!) летают над садом разведчики — крупные, желто-пестрые птицы с вороватым быстрым взглядом. Садятся на ветки, пробуют ягоды на выбор. Убедившись, что «не то», улетают, а утром появляются снова. К людям дрозды относятся, как к надоедливой, но неизбежной помехе: никто из садоводов не может похвастаться, что ему удалось насовсем прогнать дроздов-разведчиков. Но время идет, вишни все более наливаются соком, краснеют, потом даже чернеют, и весь сад наполняется дразнящим винным запахом спелой вишни. Тут-то и появляются дрозды! Однажды утром разведчики больше не прилетают, их дело сделано, зато на сад обрушивается крикливая, драчливая серая туча. Гибкие ветки вишенника гнутся, как в бурю, под тяжестью прожорливых птиц. Дроздов сотни, но каждый хочет найти самую спелую ягоду и торопливо наклевывает — одну, другую, третью… Что тут делать человеку? От выстрела в воздух вся стая с шумом взвивается вверх, обдав человека дождем помета и потерянных перьев, а через секунду вновь обрушивается на деревья. Рыболовные сети, накинутые на дерево сверху больше утешают несчастного садовода, чем помогают спасти хоть часть урожая. Люди вынуждены просто соревноваться с птицами в быстроте сбора — только и всего. …Яшку мы нашли в лесу. Там, где дрозды живут постоянно. Это был старый березовый лес, огромные деревья давно вытеснили слабый подлесок, и только на опушке столпились заросли рябины, ольхи и волчьей ягоды. Там мы и обнаружили Яшку — желторотого, но уже оперившегося дрозденка. Его сгубило детское любопытство: выпрыгнул из гнезда, не сообразив, что летать еще не умеет. Он сидел на корне рябины, взъерошенный, обиженный и косил на нас желтым, уже явно вороватым дроздиным глазом. Что тут поделаешь? Оставить дрозденка на месте — ласка съест или лиса набежит, а то и просто погибнет с голоду. Решили назвать его Яшкой и взяли с собой. Дома выяснилось, что самостоятельно есть Яшка не может: надо брать пинцетом червяка и опускать в похожий на горлышко кувшина желтый рот. Никакой благодарности Яшка к нам не испытывал — просто молча снова и снова разевал рот. Сигналом, что он сыт, хотя бы на время, являлось то, что on опускал перья и начинал чиститься. Но как редко это случалось! Мы всей семьей ловили мух и искали червяков в дровяной прели, за сараем — Яшке всего было мало. И еще — он не хотел спать! Мы поселили его на подоконнике в «гнезде» из старой шерстяной юбки, но он всю ночь возился и попискивал — что-то его не устраивало. На третью ночь кто-то догадался завернуть Яшку с головой — и дрозденок успокоился. Утром мы даже забеспокоились — уж не задохнулся ли? Развернули юбку — ничуть не бывало: Яшка вылез, встряхнулся и деловито разинул рог. Так он и спал с тех пор, закутанный с головою, и я до сих нор не знаю, была ли эта привычка только Яшкиной или и все дрозды спят так же. Яшка рос быстро и по природе был общителен и не пуглив. Очень скоро он выучился соскакивать с подоконника на стол и отправлялся в увлекательное путешествие по квартире. Нелепые колючие трубки на крыльях превратились в темные маховые перья, пестрина на груди стала ярче — Яшка на глазах становился взрослым. Он уже свободно перелетал с места на место, поглядывая, не налито ли во что-нибудь воды. Купаться Яшка любил страстно и с одинаковым энтузиазмом лез и в миску для чистки картошки, и в ведро, где попросту мог утонуть. После того как он однажды чуть не искупался в кастрюле с супом, Яшку пришлось запирать в голубиную клетку на время, пока топилась печка. Яшка сидел в клетке злой, взъерошенный и сердито стрекотал на всех, кто проходил мимо, — бранился. Есть он тоже вскоре выучился самостоятельно и ел все, что угодно, а если ничего подходящего поблизости не оказывалось, подлетал и больно щипал руки — клюв у Яшки вырос сильный. Разбойничий клюв. Жили мы в большом старом доме, где издавна ютилось буйное племя бродячих котов. Наверное, их привлекало обилие чердаков и покатых крыш, на которых можно было сражаться без риска сорваться на землю. Среди всех этих котов выделялся могучий черный кот со сквозными, как кружево, ушами по кличке Бандит. Стоило только оставить открытой форточку, как Бандит одним прыжком вскакивал в комнату, хватал со стола или с полки съестное и выскакивал обратно раньше, чем люди успевали опомниться. Утробный победный рев Бандита наводил ужас и опустошал крыши. |