Сочинение по произведению на тему: Женский образ в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”
Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.
Н.А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим
трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение “женского вопроса” должно связываться “не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем
экономическом и общественном устройстве!”. И не случайно “певцом печальной женской
доли, высоких подвигов и жен, и дочерей” именовали русские женщины своего поэта в
многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны — простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь — типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила
радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество,
а далее — горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье. Некрасов показывает
читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене:
Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что
родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: “семья
была большущая”, в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости
. Что год, то дети: некогда
Ни думать, ни печалиться.
Дай Бог с работой справиться
Да лоб перекрестить, —
Так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
горести и лишения, растила детей.
Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: “За них горой стояла я. ” И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии:
Я вырвала Федотушку.
Да с ног Силантья-старосту
Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание
сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных
сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу. —
Говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.
Урок по творчеству Н.А. Некрасова
Цель урока: Показать, что Некрасов действительно был певцом женской доли, но подошел к этой теме по-своему, сердечно и гуманно.
Показать, что эта тема волновала и русских художников.
Оборудование: Грамзапись русской народной песни «Что ты жадно глядишь на дорогу?» в исполнении В.Левко;
Картины художников А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», И.П. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», В.А. Тропинина «Кружевницы», В.Г. Перова «Проводы покойника», А.Е.Архипова «Прачки» (репродукции).
На доске записаны слова Н.А. Некрасова:
1.И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла, живую душу ты!
2.Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
(Поэма»Мороз, Красный нос»)
Звучит грамзапись русской народной песни «Что ты жадно глядишь на дорогу?» (исп. В. Левко).
Мы не случайно начали урок с этой песни. О чем она? В чем обаяние героини?
В центре образ молодой девушки, красивой, мечтающей о земном счастье. Автор описывает ее красоту.
Любовью к матери озарено все поэтическое творчество Некрасова. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме «Мать» (1877 г.) (Поэма осталась незавершенной.):
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла, живую душу ты!
Некрасов много писал о русской женщине. Тема женской доли традиционная в русской литературе и вообще в искусстве. Некрасов не отрицал традиций. Но отразил эту тему по-своему, пропустив ее через свое сердце. У него особая манера письма.
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская».
Чтение стихотворения и разбор его учителем.
Вспомните образы русских крестьянок из других стихотворений Некрасова. (Учащиеся вспоминают стихотворения. Например, «Забытая деревня» и др.)
Стихотворение «Орина, мать солдатская». (Прослушивание грамзаписи.)
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной», «Вчерашний день в часу шестом». (Сообщения учащихся.)
Описывая беспросветную жизнь крестьянской женщины, Некрасов в то же время показал, что несмотря на тяжелые условия, в русской деревне немало было женщин сильных, красивых, волевых, трудолюбивых, мужественно боровшихся с нуждой.
Самые яркие образы русских крестьянок в поэзии Некрасова- образ Дарьи из поэмы «Мороз, Красный нос» и Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Эти героини открываются нам изнутри.
. Дарьюшка, похоронив мужа, пришла в лес, чтобы нарубить дров и побыть наедине с собой и природой. Вдруг голос:
Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем.
Поцарствуем славно зимою,
А летом спокойно уснем.
Войди! Приголублю, согрею.
Дворец отведу голубой.
А что ты, парень, в девице
Нашел во мне хорошего.
А ты бы поглядел меня.
Как лен треплю, как снопики
Обратим на этот монолог особое внимание. Матрена Тимофеевна не кокетничает с женихом, не поучает его, а намекает, как нужно выбирать невесту и что ценить в ней.
Жених отвечает искренне, не набивая себе цену;
Случайно ли «чистота» девичья поставлена на первое место? Думается, нет. О многом думаешь, читая эту главу, и о целомудрии первой любви, и об отношении к браку, как единственному на всю жизнь, о воспитанном с детства уважении к старшим, о скромности и достоинстве.
Вывод и обобщение учителя (ученики записывают в тетради).
Таким образом, Некрасов посвятил русской женщине множество своих произведений, в которых показал ее трудную долю. В то же время поэт приметил, что русская женщина умна, красива, у нее богатый духовный мир. Назвав свою Музу «родной сестрой» крестьянки, поэт создает идеальные образы потрясающей силы.
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
К образу русской женщины в своем творчестве обращались не только поэты и писатели. Судьба ее всегда волновала и художников. Вспомним таких мастеров кисти, как В.Тропинин, В.Перов, А.Архипов, И.Аргунов, А.Венецианов и другие.
Рассказывают подготовленные учащиеся.
Вот картина знаменитого московского портретиста В.А. Тропинина «Кружевница». Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи.
Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изображена в момент, когда на миг оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказывается вовлеченным в пространство картины. С любовью и тщательностью выписан натюрморт-кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущаешь покой и уют, созданные Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни.
Про картины Перова Василия Григорьевича говорили, что они «сильно кусаются».
Художник видел, насколько тяжело народу, сочувствовал ему, страдал вместе с ним. Лучшие картины Перова полны чувства сострадания. Вот перед нами картина «Проводы покойника».
Девочка обнимает гроб замерзшей ручонкой без рукавицы. Мать сидит в санях спиной к зрителям. Мы видим ее низко склоненную голову, сгорбленные плечи, положенные на колени руки с вожжами. Но и этого довольно, чтобы понять, почувствовать боль ее утраты, ее тяжелую думу о завтрашнем дне.
А кругом белая, холодная равнина, мрачное, мглистое небо. И ни души, только собачка-дворняжка вместе с осиротевшей семьей провожает покойного.
О незаметной смерти крестьянина художник рассказал как о большом горе. Любовь к народу, сочувствие его бедам помогли Перову передать боль утраты кормильца.
Много полотен на тему крестьянской жизни написал известный русский художник А.Г. Венецианов.
В картине «На пашне. Весна» художник изобразил миловидную крестьянку, ведущую двух запряженных в борону лошадей. С нежностью смотрит она в сторону сидящего на траве ребенка. Позади раскинулось широкое свежевспаханное поле. Крестьянка в розовом сарафане, на голове малиновый повойник, легкий ветерок раздувает платье. Значительное место отведено картинам природы. Особенно легко и воздушно написана даль. Создается ощущение весеннего воздуха, свежести пробуждающейся природы, неяркого, но ласкового солнца. Создается впечатление, что крестьянка только «изображает» работу.
Горячая, прогретая земля, поля с частично уже заскирдованными снопами чередуются с нескошенными полосами ржи, затем идут покрытые травой поля, а дальше опять нивы.
А вот картина А.Е.Архипова «Прачки»- совсем другая. Она передает зловещую атмосферу адского труда, подавляющего человека. В полумраке подвала проступают фигуры его пленниц. Свет и воздух, переданные мазками, проникая в окно, превращаются в удушливый смрад, в котором задыхаются прачки.
Заключительное слово учителя.
Таким образом, художники также не могли пройти мимо этой важной темы. Женская доля была трудной всегда. Со страниц некрасовской лирики и с полотен русских художников встают перед нами русские женщины во всем величии русского национального характера: внешней привлекательностью, душевной чистотой, скромностью, сердечностью и добротой. С другой стороны, художники запечатлели на своих полотнах и то, как трудно живется русской крестьянке, показали ее невыносимые страдания, ее тяжелый труд.
Но за всем этим чувствовалась вера, что придут иные времена, жизнь крестьян улучшится. Мечтал об этом и Некрасов, который проникновенно писал о матери, а, значит, о всех женщинах:
Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне не заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей
Далеких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем,
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем.
1. Выучить наизусть стихотворение «В дороге», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Еду ли ночью по улице темной» (по выбору учащихся).
Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 43 | Нарушение авторских прав
Тема женской доли в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Н. А. Некрасов создал галерею прекрасных женских образов. Среди них образ русской крестьянки Матрены Тимофеевны из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.
Часть “Крестьянка” в поэме и самая большая по объему, и написана она от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений,
Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда “сноха в дому” была “последняя, последняя раба”, “запугана”, “заругана”, пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:
А лишнего не молвила
Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале в порыве отчаяния готова все стерпеть:
И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася…
Но затем неумолимость “неправедных судей”, их жестокость рождают в ее душе чувство протеста:
В груди у них нет душеньки,
В глазах у них нет совести,
На шее – нет креста!
Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это – женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.
Глава “Крестьянка” почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы, постоянные эпитеты, синонимические выражения, слова, восклицательные формы при построении предложений, обращения, народные поговорки и пословицы, повторение частицы – ся в глаголах, обилие уменьшительно-ласкательных слов ; особый характер сравнений, связанных с природой, с крестьянским трудом и социально-бытовыми представлениями: “как кошка, я прокралася”, “как зверь в лесу порыкивал”, “краса взята у солнышка, у снега белизна, у маку губы алые”.
Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Благодаря приобщению к устной народной поэзии частным фактам из жизни Матрены Тимофеевны придается обобщающий смысл. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и “хором” подхватывают странники, что “промерили полцарства”. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни – это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины.
Да и сама часть названа не по имени Матрены Тимофеевны, а просто “Крестьянка”. Этим подчеркивается то, что судьба Матрены Тимофеевны вовсе не исключение из правил, а судьба миллионов таких же русских крестьянок.
Related posts:
Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
В полном разгаре страда деревенская. Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки,- Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать.
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — всё равно!
Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям. Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам.
«В полном разгаре страда деревенская», анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» написано в 1862 г. и опубликовано в «Современнике» № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.
Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.
Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному.
Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё. Но стоит ли смиряться и терпеть?
Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы – это обращение к женской доле и к самой русской женщине.
Следующие 2 строфы описывают условия тяжёлого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.
Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога — не причина прервать работу. Только плач ребёнка заставляет женщину остановиться.
Строфа 7 – обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает её качать ребёнка и петь ему о терпении.
Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьёт горький квас с потом и слезами, а последняя — это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадёжной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.
Тропы и образы
Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре. Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.
С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом. В резких и неприятных вкусах – тоже часть её мучения.
Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый. равнина безлесная. ширь поднебесная. солнце нещадно палит, косуля тяжёлая. жбан, заткнутый грязной тряпицею.
В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова). Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении ) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее. а мать его многострадальна (эпитеты).
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дактилем. В семи трёхстишьях две строчки четырёхстопного дактиля чередуются со строчкой трёхстопного.
В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырёхстопный и трёхстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой. Рифмовка в трёхстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з. Два последних четверостишья связаны перекрёстной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая чёткость. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.
Как представлена тема женской доли в лирике Некрасова?
Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:
— Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки… На шее — нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос». Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж — он виноват… А вам терпеть… за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно. » — говорит героиня. В ее словах — и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла живую душу ты.
Сочинения по русскому языку и литературе
Сочинение на тему «Доля ты русская, долюшка женская…» в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 4.00/5 (80.00%) 2 votes
Права женщин давно обсуждались в литературе и публицистике XIX века. Часто женщина была почти рабом, красивой игрушкой… Но, конечно, нельзя сравнивать жизнь богатой женщины, хотя зачастую и ее существование было омрачено унижениями, с жизнью простой крестьянки. И кто, как не Николай Алексеевич Некрасов, посвятивший «лиру…народу своему», сумел так ярко, выразительно и убедительно, а главное, правдиво показать все житейские тяготы русской крестьянки: разлуку с любимым мужем, потерю сына, постоянные унижения в чужой семье, болезни, голод. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной показан в развитии: начиная с детства, заканчивая уже зрелой женщиной. Матрена Тимофеевна сама рассказывает о себе, о своей судьбе, переполняя речь поговорками, повторами, что неразрывно связывает некрасовскую героиню с русским народом. Матрене повезло в детстве: «Как у Христа за пазухой, Жила я…». С детства крестьянские дети работали. Работала и Матрена, но трудиться в родной семье для нее было не в тягость, а радость. Она была окружена заботой, вниманием, любовью, поэтому и работалось ей легко: «И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была». Посчастливилось героине и с женихом. Это был воистину русский богатырь: он и «пригож-румян», и «широк-могуч». Это был брак по любви. И Матрена Тимофеевна всегда отзывается о нем с уважением, ласково. Она понимает, что такое счастье – выйти замуж по любви – крестьянкам выпадало очень редко. Но как бы, ни был «пригож» и любим муж, оказалась в чужой семье юная Матрена «последнею, последнею рабою». Матрена Тимофеевна прекрасно понимает всю ничтожность своего существования: «запугана», «заругана», она не принимает как должное такие семейные отношения, но понимает, что лучше стерпеть. В этом выражается свойственное русскому народу, в частности женщинам, долготерпение. Русские женщины горды, терпеливы, сильны своей любовью. Потеряв любимого сына, Матрена Тимофеевна, только чтобы тело ребенка «честному погребению», готова все стерпеть, все выстрадать. Ей приходится кланяться в ноги и покоряться. Но неумолимость, бесчеловечность «неправедных судей», обвинивших мать в смерти любимого сына, рождает у нее порыв ненависти: «В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста!» Неудивительно, что у такой женщины – человека высоких нравственных качеств, большого ума и сердца – дети будут наделены прекрасными душевными свойствами. С детства насмотревшись на бесправие, на вечно заруганную и забитую мать, они способны понимать горе ближнего, даже животного. В образе русской крестьянки Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных невзгодах, гордость, чувство собственного достоинства, заботу о семье, любовь к детям. Он восхищается ею, понимает ее величие, красоту ее души. Некрасов пытается показать читателям, что нельзя больше так жить русской женщине, что и в ее терпеливой душе рождается протест против унижения и бесправия. Такие героини, как Матрена Тимофеевна вызывают гордость у читателей за свою страну, родину этой гордой, нежной, сильной и слабой «величавой славянки».
Похожие сочинения
Николай Некрасов — В полном разгаре страда деревенская
В полном разгаре страда деревенская. Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
№ 4 Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная, № 8 Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, № 12 Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!
№ 16 Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки, — Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении? № 20 Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать.
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. № 24 В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — все равно!
Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям. № 28 Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам.
V polnom razgare strada derevenskaya. Dolya ty! — russkaya dolyushka zhenskaya! Vryad li trudneye syskat.
Ne mudreno, chto ty vyanesh do vremeni, Vsevynosyashchego russkogo plemeni Mnogostradalnaya mat!
Znoy nesterpimy: ravnina bezlesnaya, Nivy, pokosy da shir podnebesnaya — Solntse neshchadno palit.
Bednaya baba iz sil vybivayetsya, Stolb nasekomykh nad ney kolykhayetsya, Zhalit, shchekochet, zhuzhzhit!
Pripodnimaya kosulyu tyazheluyu, Baba porezala nozhenku goluyu — Nekogda krov unimat!
Slyshitsya krik u sosedney polosynki, Baba tuda — rastrepalisya kosynki, — Nado rebenka kachat!
Chto zhe ty stala nad nim v otupenii? Poy yemu pesnyu o vechnom terpenii, Poy, terpelivaya mat.
Slezy li, pot li u ney nad resnitseyu, Pravo, skazat mudreno. V zhban etot, zatknuty gryaznoy tryapitseyu, Kanut oni — vse ravno!
Vot ona guby svoi opalennye Zhadno podnosit k krayam. Vkusny li, milaya, slezy solenye S kislym kvaskom popolam.
D gjkyjv hfpufht cnhflf lthtdtycrfz/// Ljkz ns! — heccrfz ljk/irf ;tycrfz! Dhzl kb nhelytt cscrfnm/
Yt velhtyj, xnj ns dzytim lj dhtvtyb, Dctdsyjczotuj heccrjuj gktvtyb Vyjujcnhflfkmyfz vfnm!
Xnj ;t ns cnfkf yfl ybv d jnegtybb? Gjq tve gtcy/ j dtxyjv nthgtybb, Gjq, nthgtkbdfz vfnm!//
Cktps kb, gjn kb e ytq yfl htcybwt/, Ghfdj, crfpfnm velhtyj/ D ;,fy njn, pfnryensq uhzpyjq nhzgbwt/, Rfyen jyb — dct hfdyj!
Djn jyf ue,s cdjb jgfktyyst ;flyj gjlyjcbn r rhfzv/// Drecys kb, vbkfz, cktps cjktyst C rbcksv rdfcrjv gjgjkfv?//
LiveInternetLiveInternet
Николай Алексеевич Некрасов
В полном разгаре страда деревенская… Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки,- Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать.
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — всё равно!
Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям… Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам.
Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова.
Алексей Сергеевич Некрасов
Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Супруг ее нередко жестоко расправлялся с крестьянами, устраивал оргии с крепостными девушками. Доставалось и жене, и многочисленным детям – у Николая Алексеевича было тринадцать сестер и братьев. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова. В частности, любовь и сострадание по отношению к матери нашли отражение в многочисленных стихотворениях, посвященных тяжелой доле простой русской женщины. Одно из самых популярных – «В полном разгаре страда деревенская…» (1862).
Действие произведения происходит в летнюю пору – наиболее напряженную для крестьян. Работы было очень много, а рук зачастую не хватало. Главная героиня текста – крестьянка, вынужденная в зной нестерпимый, под лучами палящего солнца трудиться в поле. В самом начале стихотворения дается тезис, который в дальнейшем Некрасов будет доказывать при помощи ярких примеров:
Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
В поле женщине досаждает не только невыносимая жара, но и мешают полчища насекомых – жужжащих, жалящих, щекочущих. Поднимая тяжелую косу, крестьянка порезала ногу, но даже унять кровь у нее не хватает времени. Неподалеку заплакал ее маленький ребенок, которого нужно срочно успокоить, укачать. Около люльки остановилась она буквально в минутном замешательстве, вызванном нечеловеческой усталостью. Лирический герой, от лица которого ведется рассказ о несчастной крестьянке, с болью и горькой иронией советует ей спеть ребенку «песню о вечном терпении». Непонятно, что у женщины под ресницами – пот или слезы. Так или иначе – им суждено кануть в жбан с кислым квасом, заткнутый грязной тряпицей.
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» создавалось уже после отмены в Российской империи крепостного права. К реформе этой Некрасов относился резко отрицательно. По его мнению, жизнь простого русского человека-труженика не сильно изменился. Николай Алексеевич считал, что крестьяне выбрались из одной кабалы, чтобы сразу же попасть в другую. В рассматриваемом тексте подобные мысли напрямую не высказываются, но подразумеваются. Героиня произведения – по-видимому, женщина формально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова отрицательный ответ на вопрос вполне очевиден.
В образе крестьянки сосредоточились черты типичной простой русской бабы, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и есть приготовит, и ребенка воспитает, да порой и не одного, а нескольких. Единственный ее недостаток, согласно мысли Некрасова, — излишне терпеливая, ведь бывают случаи, когда возразить, взбунтоваться просто необходимо. Крайне важно, что крестьянка – не просто хорошая трудолюбивая работница, но и заботливая мать. Образ мамы, бесконечно любящей своего ребенка и дарящей ему всю свою нежность, проходит через все творчество Некрасова. Собственной матери поэт посвятил ряд произведений – «Рыцарь на час», «Последние песни», «Мать», ведь именно она, изображенная страдалицей, жертвой среды грубой и развратной, скрашивала тяжелые часы детства Николая Алексеевича. Неудивительно, что ее черты отразились в значительной части женских образов, выведенных в его лирике.