Рассказ невидимые нити в зимнем лесу

Сказки

Тема урока «Невидимые нити в зимнем лесу» (по предмету «Окружающий мир»)

Таблицы, картины, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; набор карточек с изображением животных и птиц, которые связаны невидимыми нитями с елью для игры – моделирования невидимых нитей в зимнем лесу.

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Январь на дворе новый год начинается.
Мы снова к животным лесным отправляемся.
Истории новые леса дремучего
Нас ждут, не дождутся самые лучшие.

2. Проверка домашнего задания.

Игра “Рассели животных в домики”.

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Животные: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобер, хомяк.

Работа в группах. Подведение итогов.

– Укажи следы лесных животных. (см. Приложение 1)

3. Изучение нового материала. Беседа.

– Связаны ли между собой растения и животные? Как?

Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

– Как связана жизнь животных с елью?

Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

Существует также и связь между животными – “друзьями” ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи между животными.

Невидимые нити ели – это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:

– семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;

– зайцам ель защита от зубастых хищников;

– белкам ель дает пищу.

Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.

Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

– Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)

– Какой можно найти выход? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны )
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (приседание)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (руки вверх и вниз, покружились)
Заметает все кругом белоснежным серебром. (движения руками)

5. Закрепление материала.

Игра “ Кто скажет спасибо зимней елочке?” Работа в парах. (см. Приложение 2)

– Каким животным и птицам ель дает приют и пищу?

– Что произойдет в зимнем лесу, если по какой – либо причине погибнут ели?

– Каким образом друзья ели помогают ей?

Сценка “ Бюро лесных услуг ”.

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намел, деревья инеем опушил.

А солнышко хоть и светит, да не греет.

Сорока: – Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюемся да грыземся. Даже обидно.

Заяц: – Правильно сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я куропаткам могу помочь. Я снег на поле каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко.

Клесты: – Мы шишки на елках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем, так помогаем мышам и полевкам, белкам, дятлам и ели расселяться по всей земле.

Сорока: – Заяц – копатель, клесты – бросатели!

Бобры: – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам лоси, косули, зайцы сочную осиновую кору да ветки глодать!

Дятлы: – Предлагаем свои дупла для ночлега!

Волк: – Хочу сторожем служить в лесу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный.

Сорока: – Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! Знаем мы тебя. Я буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму!

Вот так звери в лесу друг друга выручают.

Учитель: Ребята, почему звери не захотели, чтобы волк был сторожем?

– Расскажите кто кому в лесу помогает?

Сценка “ Яблонька и воробей”.

Яблонька: – Слушай, Воробей, не слыхал ли ты, что про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?

Воробей: – Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.

Яблонька: – Кору?! Ох, чуяло мое сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!

Учитель: Права ли яблонька, что заяц – хищник?

Сценка “ Белка и Бобр ” – Кто из животных говорит такие слова?

– До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!

– До чего же миленькое тут местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.

Сценка “ Заяц и полевка”.

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны.

– Кто с кем дружит в зимнем лесу?

– Что нельзя в лесу уничтожать?

– Что больше всего понравилось на уроке?

7. Домашнее задание (по выбору).

Источник

Рассказ невидимые нити в зимнем лесу

Тема урока: Невидимые нити в зимнем лесу.

Цели урока: познакомить учащихся с природными связями в зимнем лесу.

Задачи:
Образовательные: систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях, их образе жизни, об экологических связях.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, устанавливать логические взаимосвязи.

Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока: комбинированный урок.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на тему: «Невидимые нити в зимнем лесу»

1. Организационный момент – 5 минут

2. Основная часть – 35 минут

1) Проверка домашнего задания – 15 минут
2) Физкультминутка – 3 минуты
3) Знакомство с новым материалом – 10 минут
4) Закрепление пройденного материала – 7 минут

3. Заключительная часть – 5 минут

I. Организационный момент.
— Добрый день! Начинаем наш урок!
Я приглашаю Вас в гости к очень красивому времени года, а
какое это время года, Вы узнаете из загадки:

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? слайд 2

Читайте также:  Рассказ мой спутник подберите ключевые слова с помощью которых устно нарисуйте портрет рассказчика

— Все кругом бело-синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем, слайд 4
Уснул до первых вешних дней.

— Как вы думаете, когда наступает зима?

— Все правильно! По календарю зима 1 декабря. Ученые счита-
ют началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается
низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий
в году.

II. Проверка домашнего задания.

— А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни
растений и животных. Как зимуют деревья?
— Лиственные деревья сбросили листву, а хвойные – стоят слайд 6
зелёные.
— Как зимуют кустарники и травы?
— Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все.
— Какие травы уходят под снег зелёными?
— Зелёными уходят под снег земляника, копытень, а также
озимая пшеница, рожь.
— Почему они не замерзают?
— Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче
растениям перенести зимние морозы.

— Здесь мы видим связь живой природы и неживой.

— Лисица ловит зайцев, но главная её пища – грызуны, прежде
всего серые полёвки, которые медлительнее, чем полёвки рыжие
и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.
Отдыхает лисица обычно прямо на снегу, в открытых логовах –
где-нибудь посреди поля на возвышении. Тут лисице безопаснее.
Хорошо видно всё, что происходит вокруг.

— Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не
только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки
охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно пресле-
довать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им
трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

— Лось – лесной великан. Все его достигает до 400 кг. Такому
зверю нужно много еды. Медленно бредёт лось среди кустов и
молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит повален-
ную осину, обгладывает кору. Весь этот корм малопитатель-
ный. Учёные подсчитали: за сутки лось может съесть больше
1700 веточек!
Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег.
А потом снова за еду.

— Как зимуют птицы?
— Птицы, которые питаются насекомыми улетели в тёплые
края. Остаются зимовать сороки, синицы, воробьи, поползень,
дятел, клёст. Они продолжают вести активный образ жизни. слайд 8
воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ челове-
ка. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая
их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают
оставшиеся плоды и семена растений.

— Какие птицы прилетают к нам зимовать с севера?
— Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири
и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лекарство.
Зима – трудное время в жизни животных, поэтому человек
подкармливает их.

IV. Отгадай загадки

Среди леса
Кузнецы куют.
(Дятлы)

— Ребята, как вы думаете, что общего у этих животных?
— Все они находятся на ели или прячутся под лапами ели.
— Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу.

V. Работа по теме урока.

«Невидимые нити в зимнем лесу»
— Что мы называем невидимыми нитями?
— Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в приро-
де повсюду.
Связаны между собой неживая и живая природа, растения и
животные, различные животные.

— Сегодня мы посмотрим эту связь.
Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего
леса.

— Рассмотрите рисунок.
Как связана жизнь животных с елью?
— Животные питаются семенами ели. cлайд 13
— Прячутся среди ветвей ели, под ними.
— Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми
семенами своих птенцов.

— Но существует также и связь между животными – «друзьями»
ели. Так, в питании клеста есть особенность: срывая шишку ели,
он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом
шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях.
Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.

На примере только одной ёлочки мы убедились, что она
служит и укрытием для животных, и обеспечивает их питанием.

— Кто дружит с елью?
Белка. Клесты.
Заяц. Ласка.
Глухарь. Мыши.

— Почему они дружат с елью?
— Ель даёт животным еду, укрывает их от непогоды.

— Ребята, как вы думаете, а существует ли связь между этими животными.
-В питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку
ели, он выедает из нее только часть семян, а затем шишку бросает.

-Подумайте, почему можно назвать их друзьями ели?
— Они связаны цепью питания, разносят семена.

-Как вы думаете, если бы у ели не было таких друзей, смогли бы
семена попасть в землю?
Оказывается шишки ели раскрываются сами, как только февраль-
ское или мартовское солнце начнет их пригревать, и из них высыпаются легкие крылатые семена, которые подхватывает ветер и разносит в разные стороны.

-Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она
связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им укрытием, обеспечивает их питанием.

-Какому празднику посвящена эта страничка?
-Как вы думаете, почему елочка не любит этот праздник?
— По обычаю, люди идут в лес и вырубают для празднования Нового года сотни, тысячи елочек. Человек, стремясь украсить слайд 14
свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.
-Что это за собой влечет?

-Какой сделаем вывод?
— Надо подумать над тем, стоит ли приобретать настоящую
елочку, не лучше ли оставить ее в лесу, а дом украсить искусственной? (Ф/м песня«Маленькой елочке не холодно зимой».)
-Берегите ели!
Вырубая ели, мы лишаем животных дома, крова, корма.

VI. Повторение о пищевых цепочках.
Выполнение задания в рабочих тетрадях с. 54
Напишите в клеточках названия животных, которые слайд 15
кортятся семенами ели

V. Итог.
-Что мы называем невидимыми нитями, слайд 16
-Существуют ли они в зимнем лесу?

VII. Домашнее задание.
1. Составить пищевую цепочку, начиная с семян ели.
2. Изготовить плакат в защиту елочки от вырубки.
3. Изготовить макет елочки из подручных материалов.

Источник

Презентация по окружающему миру на тему «Невидимые нити в зимнем лесу» (2 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир 2 класс Тема: «Невидимые нити в зимнем лесу» Презентацию подготовила: учительница начальных классов общеобразовательной школы № 62 с углубленным изучением отдельных предметов Аксакова Н.Г.

Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире В. Бианки

Признаки зимы: Температура воздуха ниже нуля градусов. Короткие дни и длинные ночи. Земля покрывается снежным покрывалом.

Признаки зимы: Солнце поднимается низко над землей. Небо почти всегда затянуто облаками.

Признаки зимы: Замерзает почва и водоемы Осадки в виде снега

Явления природы: гололед, снегопад, вьюга, иней, изморозь, метель Признаки зимы:

Читайте также:  Рассказ про адвоката на английском

Растения зимой: Лиственные растения и кустарники сбросили листья; Хвойные стоят зелеными; Все травы в основном отмирают – приобретают жухлый выгоревший цвет; Зимой происходит дозревание почек.

Животные морозы ЗИМА теплый мех нет корма летние запасы впадают в спячку ближе к жилью человека снег смена окраски

Назовите тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.

Почему мы не встретим зимой медведя, барсука, ежа? Они впадают в спячку

Связаны ли между собой растения и животные? Как? Да Растения служат для животных укрытием и пищей, а животные помогают растениям тем, что разносят их семена и защищают их

НЕВИДИМЫЕ СВЯЗИ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

1 2 3 клест-еловик 4

Из года в год ищут клесты-еловики место, где уродила ель, так как плодоносит ель 1 раз в несколько лет. Во время своих кочевок залетают во все области нашей страны. Клесты живут на хвойных деревьях стаями. Питаются семенами хвойных растений. Гнездо клеста расположено на ели, у ствола или в «лапе». А ко времени созревания еловых семян клесты обзаводятся потомством. Клесты могут вывести птенцов даже зимой, когда еще короток день, стоят морозы, нередки метели и снегопады. Размножение у них определяется не длиной дня, как у других птиц, а обилием еловых семян, которых в урожайный год вызревает по несколько десятков килограммов на гектар леса.

Клест-еловик величиной с воробья или чуть крупнее. У него особое строение клюва: концы надклювья и подклювья заходят, крестообразно перекрещиваясь, друг на друга. Похожим на ножницы клювом клест-еловник легко добывает семена из-под чешуек шишек. Клесты умеют ловко подвешиваться к шишкам вниз головой. В таком положении птица за считанные секунды извлекает из шишки семена, но только те, которые легко достать. Сброшенные клестами шишки долго сохраняются под снегом, и оставшиеся в них семена служат подкормкой белкам и другим животным.

Белки питаются грибами, орехами, семенами хвойных. Важную роль в их питании в неурожайные годы играют шишки, сброшенные на землю клестами. В голодные годы белки питаются даже еловыми почками, откусывая концевые побеги и сбрасывая их в обилии на снег.

Дятел зимой питается семенами хвойных деревьев. Чтобы было удобнее расклевать шишки, он находит щели в стволах деревьев и заклинивает в них шишки.

Днем заяц лежит, в укромных местах, например, под елью. Выбор места для лежки зависит от сезона и погодных условий. Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу норы 0,5-1,5 м длиной, в которых может проводить целый день. Роя нору, беляк уплотняет снег, а не выбрасывает его наружу. Зимой беляк кормится побегами и корой различных деревьев и кустарников. Заяц-беляк

С какими животными дружит ель?

Каких животных и птиц кормит ель?

Какие животные и птицы живут на ели?

А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил. Что бы произошло? Животные остались бы без дома, пищи, укрытия.

В каком ответе зимние месяцы перечислены в правильном порядке? а) январь, декабрь, февраль. б) февраль, январь, декабрь. в) декабрь, январь, февраль.

К зимним явлениям в неживой природе не относятся … а) метель б) снегопад в) оттепель г) спячка животных д) гололедица

Семенами ели не питается … а) белка. б) клёст. в) дятел. г) мышь. д) заяц.

Зимой в ветвях ели вьет гнездо и выводит птенцов … а) дятел. б) клёст. в) королёк. г) снегирь..

Номер материала: ДБ-063963

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Невидимые нити в зимнем лесу

специалист в области арт-терапии

урока окружающего мира

на тему: «Невидимые нити в зимнем лесу»

Тема: «Невидимые нити в зимнем лесу»

Цель урока: познакомить учащихся с природными связями в зимнем лесу.

• образовательные: систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях, их образе жизни, об экологических связях.

• развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать логические взаимосвязи.

• воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока: открытия нового знания.

1) для учителя- конспект урока, презентация, учебник, раздаточный материал

2) для учащихся- учебник, раздаточный материал, дневник.

А.А. Плешаков. « Окружающий мир»/ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.-Москва: «Просвещение», 2017.-127 с

М. Ю. Новицкая. « Окружающий мир» пособие для учителей общеобразовательных школ/ Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Саркисян Ю.В.-Москва: «Просвещение», 2013

Этапы, время/ методы (приемы) работы

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Для начала проверьте свою готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники, рабочие тетради, письменные принадлежности и дневники.

Дети приветствуют учителя

-Ребята, представьте, что мы находимся в зимнем лесу.

— Для начала скажите, по каким признакам мы узнаём приход зимы?

ü Температура воздуха ниже нуля, холодно

ü Реки покрываются льдом, а земля снегом

ü День становится короче

ü Многие птицы улетают в тёплые края

-Как выглядят растения и деревья в зимнем лесу? (Белые, все в снегу)

-Как зимуют деревья? (Лиственные сбрасывают листву, а хвойные так и остаются зеленые)

— А кустарники и травы как переживаю зиму? (Кустарники сбрасывают листву, а травы желтеют, но не все)

-Какие травы уходят под снег зелеными? (Земляника, копытень, рожь, клюква, брусника)

-А кто знает, почему они не замерзают? (Потому, что снег защищает их от морозов, как одеяло. Чем больше снега, тем легче и лучше переживают зиму растения.)

-Кто мне скажет, как зимуют звери? (Многие впадают в зимнюю спячку (медведи, еноты, барсуки, бурундуки и т.д) другие надевают тёплые шубки и тогда им не страшны морозы и вьюги (зайцы, белки, лисы и т.д)

-Почему животные некоторые животные впадают в спячку? (Так как организм этих животных не приспособлен к зимним морозам)

-Как зимуют птицы? (Птицы, которые питаются насекомыми улетают в теплые края. Сороки, вороны, синицы, воробьи, дятлы, клёсты, остаются зимовать. Сороки, воробьи, вороны подкармливаются вблизи человеческих жилищ. А синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.)

-Кто мне скажет, как и чем питаются дятлы? (Дятлы питаются личинками насекомых, добывая их в коре деревьев. )

-Ребята, а какие птицы прилетают на короткое время зимовать к нам? (Снегири и свиристели)

Отвечают на вопросы учителя

(П)- работа с карточками

-У вас на партах лежат карточки по одной на пару. Там вам представлен ряд букв и рядом с каждой буквой есть цифра. Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно расставить эти буквы по порядку в соответствии с цифрами. На это задание у вас 3 минуты.

Читайте также:  Рассказ про главного героя рассказа конь с розовой гривой

-Кто мне скажет, какова тема сегодняшнего урока?

«Невидимые нити в зимнем лесу»

-Как вы понимаете «невидимые нити»?

-Какие цели вы можете поставить перед собой на этом уроке?

ü Вспомнить, что такое невидимые нити.

ü Узнать, какие невидимые нити бывают в зимнем лесу.

Выполняют задание, формулируют тему урока, ставят цели и задачи.

Р: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя

(П)- работа с иллюстрацией

(П) – организационный: чтение вслух

(П)- составление схемы

-Откройте учебники на странице 37.

-Какое дерево вы видите на изображении? (Ель)

-Ребята, сто лет – это много? (Да)

-А некоторые ели, которые мы с вами можем сейчас встретить на улице прожили уже пять раз по сто лет.

-Рассмотрите схему на 37 странице. Что это за схема? (Схема связи между елью и лесными животными)

-Какие животные связаны с елью? (белки, дятлы, клесты, мыши и зайцы)

-Как вы думаете, связаны ли белка и ель? (Да. Белка может жить в дупле ели, есть семена шишек ели)

-А кто-нибудь знает, чем ель связана с дятлом? (Дятел питается личинками насекомых, доставая их из-под коры дерева)

-Правильно. Ребята, а что вы знаете о птице Клёст? (Клюв у клёста на изогнутые клещи. Птенцы у клёста появляются зимой. )

-Для чего Клёсту изогнутый клюв? (Для добычи главного источника пропитая – семян из шишек ели)

-А чем клёст связан с елью? (Клёст питается семенами хвойных деревьев. Ими же кормит птенцов)

-Чем Клёст отличается от остальных птиц? Тем, что клёсты здесь вьют гнёзда и выводят птенцов зимой.)

-Почему Клёст выводит птенцов зимой? (Потому, что зимой у Клёста больше всего корма, которым он может прокормить себя и птенцов)

-Какая связь между елью и мышами? (Мыши тоже питаются семенами из шишек ели)

-А как вы думаете, как мыши достают шишки с такой высоты? (Они подбирают те семена, которые роняют птицы и белки)

-Верно. А как заяц связан с елью?

(У многих елей ветви свисают почти до самой земли, что очень выгодно для зайцев. За этим зелёным занавесом они могут спрятаться от хищников или от ветра.)

-Ребята, что произойдет, если срубить ель? (Многие лесные жители останутся зимой без дома, без еды и без укрытия)

-Правильно. Если вырубить все ели в лесу животные многие виды животных и вовсе погибнут.

-Откройте страницу 38. Давайте прочитаем о том, как помогают животные друг другу и как они связаны между собой.

-Слушайте и читайте внимательно. После прочтения мы попробуем составить схему связи лесных животных.

(Дети по цепочке читают текст)

-Итак, чем питается сойка? (Желудями)

(На доску прикрепляется изображение жёлудя)

— Кто помогает сойке распаковывать жёлуди? (Белка)

(Прикрепляется изображение белки)

-К кому после белки попадают жёлуди? (К сойке)

(Прикрепляется изображение сойки)

-Чем еще питаются белки? (Семенами из шишек)

(Прикрепляется изображение семян шишки)

-Сразу ли семена шишки попадают к белке? (Нет, сначала некоторую часть семян выедает клёст, затем он бросает шишку, и она попадает к белке.

(Прикрепляется изображение клёста)

— Кому ещё помогает клёст? (Дятлу и лесным мышам)

(Прикрепляется изображения дятла и мыши)

-Вот такая схема помощи лесных животных друг другу у нас получилась.

-Ребята, а можем ли мы увидеть в лесу зимой связи, которые мы отметили на схеме?

-Как мы можем их назвать? (Невидимыми нитями)

-Совершенно верно. Это будет являться невидимыми нитями зимнего леса.

Мы проверили осанку.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся

-Ребята, в начале урока мы с вами вспомнили, какие птицы прилетают к нам зимовать. (Снегири, свирели)

-Кто-нибудь знаем, чем они питаются здесь зимой? (Ответы детей)

-Я думаю многие из вас замечали, что осень у многих ассоциируется с «костром рябин», так говорят, потому что осенью рябины обвешаны огромным количеством ярко красных ягод, которые некоторым людям напоминают огонь. Зимой большая часть ягод остаётся на дереве. Когда прилетают снегири и свирели они питаются именно этими ягодками.

Свирели стайками прилетают на рябину, поспешно срывают чуть примороженные ягоды и проглатывают их целиком.

Снегири же едят лишь семена, которые очень маленькие по размеру и находятся внутри каждой ягоды. Они раздавливают ягоду коротким клювом и таким образом достают эти семена.

Таким образом мы обнаружили еще одно дерево, которое помогает зимой прокормиться птицам.

-Ребята, а считается ли это невидимыми нитями? (Да, так как рябина прокармливает птиц зимой и тем самым между ними образуется связь)

Дети слушают учителя, отвечают на вопросы, описывают изображения

К : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

П : поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Л : вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

-Кто мне скажет, почему ель называют кормилицей и защитницей? (Она прокармливает животных и птиц зимой, а также защищает их от хищников и вьюг)

-Жизнь каких животных зависит от ели? (Белки, зайца, дятла, клёста, мышей)

-А связаны ли животные в лесу между собой? (Да, они помогают друг другу прокормиться)

-Только ли ель прокармливает животных и птиц зимой? (Нет, еще рябина прокармливает зимой снегирей и свирелей)

Отвечают на вопросы учителя.

К : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Самостоятельная работа с самопроверкой

(П)- использование рабочей тетради

Откройте рабочие тетради на стр. 20 и выполните №1.

После того, как все закончат выполнять задание мы его проверим.

Дети слушают объяснение учителя, затем выполняют упражнение самостоятельно, после этого идет проверка

Л : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

К : умение выражать свои мысли. деятельности

постановка проблемного вопроса; индивидуальная работа; отсвет с места.

-Ребята, давайте вспомним, какая была тема урока? (Невидимые нити в зимнем лесу)

— Что мы называем невидимыми нитями?

-С какими невидимыми нитями зимнего леса мы познакомились? (связь ели с белками, дятлами, клёстами, мышами и зайцами; связь животных в лесу; связь зимующих у нас птиц с рябиной)

Итак, если вы сегодня работали хорошо, отвечали на все вопросы, и вообще были активны на протяжении всего урока, покажите мне солнышко, а если вы работали сегодня не очень хорошо, но в следующий раз будете работать лучше то- тучку.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу.

П : умение структурировать знания

К : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Л : способность к самооценке.

Стр. 36-38 учебника: читать, пересказывать.

Источник

Познавательное и интересное