Рассказ никакой я горчицы не ел герой рассказа заполнить таблицу

Сказки

Никакой я горчицы не ел В. В. Голявкин стр 34

1. Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?

Голявкин назвал своё произведение одной из фраз главного героя.

Мальчик прогулял школьные уроки, и об этом догадалась кондукторша трамвая.

Всё потому, что герой был невесёлым, с грустным лицом, а с занятий дети идут весёлыми.

Вот женщина и сказала, что выражение лица у мальчика как раз такое, как после горчицы.

На что главный герой и сказал слова, что стали названием рассказа.

2. От чьего имени ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?

События произведения рассказывает нам главный герой – мальчик, прогулявший школу.

Я думаю, это для того, чтоб читатель максимально прочувствовал все эмоции, переживания, мысли «прогульщика».

3. Почему герой попадает в нелепые ситуации?

Мальчик бездельничал сам и не давал работать другим.

Сначала он бестолковыми разговорами отвлекал шофера.

Потом над ним подшутили изобретатели, обсуждающие патент.

Мальчик не давал дворнику спокойно заметать, а ходил вокруг его метлы.

Поэтому тот прогнал его.

Подобная история произошла и со строителями.

Когда мальчик катался в трамвае от скуки, потратил все деньги и хотел дальше ездить «зайцем», его прогнала кондукторша.

Все люди, что встречались на пути героя, были заняты своим делом.

Мальчик же просто бездельничал и мешал им, поэтому попадал в нелепые ситуации.

Ведь все встречные прекрасно понимали, что он «прогульщик», ведь шатается на улице в школьное время без дела.

С этого вывод – дети тоже должны заниматься своим делом, то есть учиться, а не прогуливать уроки.

4. Как характеризуют мальчика его поступки?

Поступки главного героя выставляют его ленивым, несерьёзным, глупым ребёнком.

Ведь он не понимает, что пропускать школу нельзя, а действует в соответствии со своими прихотями.

А также можно назвать его невоспитанным.

Ведь мальчишка отвлекал занятых людей только из-за того, что ему было скучно.

Что о нём думают окружающие?

Люди, что встречались герою, понимают, что он – бездельник, прогулявший школу.

Это вызывает у них неуважение.

Кто-то прогоняет парнишку, кто-то подшучивает над ним, а кто-то бросает критические высказывания.

Как к герою относится автор?

Голявкин осуждает проделки героя, но к самому мальчишке относится с некой терпеливостью, воздержанием.

Что ты думаешь о мальчике?

Я считаю, что ему не хватает воспитания.

Он не понимает насколько ценен каждый школьный урок; не понимает, что бездельничая ничего не добьёшься и удовольствия от этого тоже не получишь; не понимает, что нельзя отвлекать занятых людей по пустякам.

Надеюсь, мальчик достаточно осознал свои ошибки и больше не будет их повторять.

Можно ли использовать, рассказывая о нём, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, весёлый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.

Цитаты из текста:

1. «Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест»

3. «Тебе нечего делать? Видишь, вон дом кривой? Пойди подтолкни его, чтоб он ровный был».

5. «Эх, чем бы заняться? Ходить по улицам скучно. На леса строительные залезть?!»

6. «Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно».

Я считаю, что мальчика характеризуют слова: ленивый, глупый, разговорчивый, скучающий.

Можно ещё сказать равнодушный, ведь он не входил в положение людей, которым мешал.

Слова «сердитый» и «грустный» менее подходят для описания героя.

Скорее, его могли посещать такие чувства, когда окружающие его прогоняли.

А смелым и весёлым, думаю, вовсе не нельзя назвать главного героя.

Источник

Как характеризуют мальчика его поступки, рассказ «Никакой горчицы я не ел»?

Литературное чтение 4 класс Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? Как к герою относится автор? Что ты думаешь о мальчике? Можно ли использовать, рассказывая о нем, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, веселый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.

Поступки мальчика характеризуют его не с лучшей стороны, так как он прогуливает уроки.

Например цитата из текста в разговоре с кондуктором:

Автор относится к герою с терпением, показывает ему, реакцией общества, что не стоит прогуливать уроки, от скуки так не избавишься, а еще и неприятностей разных можно нагулять.

К герою произведения «Никакой горчицы я не ел» можно отнести такие слова как скучающий, глупый и разговорчивый.

Эти слова относятся к мальчику потому, что так относятся к нему люди, которых он встретил на своем пути.

Не густо главных героев в этой сказке- колхозник, волк и жена колхозника, лопата,изгрызенная волчьими клыками, тоже- герой, но она- вещь неодушевленная, есть в сказке нестыковки, нехарактерные для такого знаменитого натуралиста- как колхозник хотел ударить волка лопатой, что зверь вцепился в ее черенок и как волк перебирал черенок зубами, приближаясь к руке человека,(куча вопросов. )

Тема: морально-этическая, патриотическая, о поведении советских людей в тяжёлое время испытаний ВОв.

Место действия: село, занятое фашистами.

Немцы угрозами хотели добиться от детей признания, где партизаны, Косте удалось убежать, выпрыгнув через окно, перед этим ударив доской одного из фашистов.

Партизаны спасли ребят и учительницу.

Главная мысль: не сдавайся, даже в самую страшную минуту жизни думай не о себе, а о Родине и о тех людях, которые от тебя зависят.

Мне лично рассказ не понравился, потому что он, на мой взгляд, далёк от реальной жизни, слишком уж книжные положительные герои, слишком правильными, идеальными прописаны они. Но это моё мнение. А для детей возраста четвёртого класса пойдёт.

Читайте также:  Рассказ ворон бунин когда написан

Шварц назвал свое произведение сказкой, потому что в нем присутствует сказочный сюжет.

Из-за того, что дети постоянно откладывали свое время злые волшебники смогли сделать детей стариками за одну ночь, а сами стали школьниками.

Вопросов в учебнике я считаю очень много трудных, но самые трудные для ученика, я считаю, вот эти:

И в самом низу есть ещё шесть вопросов, которые я тоже считаю трудными.

Полностью ответы на все девять заданий по теме «Летописи, былины, жития» вы можете прочитать, если воспользуетесь ссылкой, которая дана ниже. Там вы найдёте рассказ об Илье Муромце, а так же и рассказы о других богатырях, о которых требуется рассказать в задании.

«Большой секрет для маленькой компании» Юнны Мориц, «Вредные советы» Григория Остера, «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, «Мишкина каша» Николая Носова, «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова составили бы красивую картину лучших детских книг на выставке «Страна детства».

Источник

Конспект урока литературного чтения в 4-м классе. Тема «Виктор Голявкин. «Никакой я горчицы не ел»

Цели: создать условия для:

Ход урока.

I. Орг. момент. (Слайд № 2-чистый)

У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

II. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима «ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ». А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

— Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)

Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

IV. Работа с текстом.

У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик Хотел петь, радовался свободе.
2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

V. Вывод.

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)

Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

Читайте также:  Сказки про нищих и богатых

VI. Творческая работа. (Слайд № 13)

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

Источник

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Характеристика героев.

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Кукушкинская школа – детский сад»
Коновалюк светлана петровна

Урок литературного чтения 4 класс

Тема: В. В. Голявкин
« Никакой я горчицы не ел».
Характеристика героев.

Виктор Владимирович Голявкин

Виктор Владимирович Голявкин (1929-2001)
русский советский писатель, художник.
Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье.
Позже Виктор уехал в Самарканд( город в Узбекистане) и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент. Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств.
Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы.
Сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка».

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором.
Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок».

Такие короткие рассказы часто встречаются у писателя.
Что же можно сказать таким коротким рассказом? Как вы его поняли?

В 1959 году, когда В.Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём»

Писатель сам оформлял большинство своих детских книжек. Как вы думаете, почему?

II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».
— Найдите в ней глаголы, назовите их.
Наши руки были в мыле —
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.

— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голо­сом глаголы.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя глаголы.

III. Проверка домашнего задания

Прочитайте свои мини- сочинения
о прогульщике.

Скучен день до вечера,
коли делать нечего.

2
Делай то, что умеешь.

2
Делай то, что умеешь.

2
Делай то, что умеешь.

2
Делай то, что умеешь.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
Знай правила
безопасного поведения.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
Знай правила
безопасного поведения.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
Знай правила
безопасного поведения.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
Знай правила
безопасного поведения.
В мире много непознанного. Познай!

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
Знай правила
безопасного поведения.
В мире много непознанного. Познай!
Тайное становится явным.

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
Знай правила
безопасного поведения.
В мире много непознанного. Познай!
Тайное становится явным.

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
Знай правила
безопасного поведения.
В мире много непознанного. Познай!
Тайное становится явным.

2
Делай то, что умеешь.
Не мешай другим
работать.
Знай правила
безопасного поведения.
Тайное становится явным.
В мире много непознанного. Познай!
Учиться надо, чтобы
стать профессионалом.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (книги о сверстниках, о школе).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по литературному чтению «В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения»

специалист в области арт-терапии

Читайте также:  Сказки о родной природе писатели

Конспект урока литературного чтения, 4 класс

Подготовила Самородова М. С.,

учитель начальных классов МОУ «Школа №54 г. Донецка»

Тема: В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

— совершенствовать навык осознанного и выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;

— учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение, чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

— закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

— развивать у детей чувство юмора, работать над развитием речи,

— воспитывать читательский интерес, прививать навыки самооценки.

Актуализация знаний учащихся.

Проверка домашнего задания

А) Пересказ прочитанных детьми произведений В. Драгунского из книги «Денискины рассказы».

Б) Характеристика главного героя.

Вьюга, снежная пурга, напряди нам пряжи, взбей пушистые снега, словно пух лебяжий. С. Маршак

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске, жужжащим чтением.

— Прочитайте с ускорением.

— Найдите глаголы, назовите их.

— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя глаголы.

— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).

III. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основная часть урока.

1)Подготовка к восприятию нового. Беседа.

— Предположите, о чем пойдет речь в рассказе «Никакой я горчицы не ел».

— Кто может объяснить значение этого слова? Подберите к нему синонимы.

3)Первичное чтение ( Чтение подготовленными детьми)

-Совпали ли ваши предположения о содержании?

— Ваши впечатления от прочитанного?

— Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали?

— Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?

Физминутка для глаз.

4)Работа с текстом. Анализ содержания произведения.

Вопросы на восприятие текста:

— От чьего имени ведётся рассказ? Как вы думаете, почему автор использует такой прием?

— Почему герой попадает в нелепые ситуации?

— Где происходят события, рассказанные прогульщиком?

— Можно ли рассказ Голявкина назвать смешным? Почему?

– Давайте вернёмся к произведению и найдём отрывок, подходящий к иллюстрации на с.32. Найдите и прочитайте.

5)Составление таблицы «Герои произведения».

— Заполните таблицу, характеризуя героев произведения В. Голявкина по плану:

Отношение к главному герою произведения

Чувства, которые испытывал герой

Вывод, который можно сделать

Хотел петь, радоваться свободе

Прогнал: не умеешь, не надо

Вздохнул и пошел дальше

Делай то, что умеешь и должен делать

Удивление, обида, возмущение

В мире много интересного. Узнавай! «

Разозлился, прогнал. Не дал метлу

Нечем заняться, скучно, обида

Не мешай работать другим

Удивление: откуда кричат?

Соблюдай правила безопасности на стройке

Догадалась, что он прогульщик

Стыд, неудобство, страх

Тайное становится явным

Не захотел разговаривать

Желание работать на экскаваторе

Надо учиться, чтобы получить профессию

6) Составление характеристики главного героя произведения.

– Давайте подумаем, какой же прогульщик в произведении Голявкина, и назовём качества, которые могут быть у человека. (Ответы детей: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, добрый, трудолюбивый, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, грустный, скучающий, равнодушный, сердитый)

– А теперь разберём, какие из них есть у нашего героя, и запишем их в тетрадь.

VI . Закрепление и осмысление нового материала.

Чтение по ролям. Работа над инсценированием рассказа

— Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вы выбрали эту роль?

— Какое место занимает в рассказе персонаж, роль которого вы хотите исполнить?

— Какими вы представляете себе его внешность, манеру держаться, говорить?

— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет? — Как следует передать особенности этого героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?

— Вам понравилось, как играли ребята? Давайте поблагодарим их аплодисментами.

— Какой урок извлек прогульщик из всего произошедшего?

— А как вы думаете, над чем заставляет задуматься нас автор? (Надо учиться, чтобы получить профессию)

— Р аспределите роли ( Инсценирование произведения)

— Над содержанием какого рассказа мы работали?

-Какой вывод вы сделали для себя?

— Оцените свою деятельность на уроке.

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

— Продолжите предложения: «Активно работали, были необыкновенными актёрами …» « Красиво и правильно выражали свои мысли…» « Внимательно слушали одноклассников …»

VIII . Домашнее задание: выразительное чтение текста по ролям с.29-34.

Конспект урока по литературному чтению «В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»» поможет учителю провести урок по данной теме, раскрыть смысл заглавия рассказа, дать характеристику главному герою произведения.

Номер материала: ДБ-1070406

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное