Рассказ новогодняя быль 2 класс пересказ

Сказки

Михалков Сергей сказка «Новогодняя быль»

Читательский дневник по сказке «Новогодняя быль» Сергея Михалкова

Автор: Михалков, Сергей Владимирович

Название произведения: «Новогодняя быль»

Главные герои: Ёлочка, Сорока, лесничий

Второстепенные герои: дети лесника.

Характеристика главных героев:

Сорока — вредная и ехидная.

Припугнула маленькую ёлочку.

Ёлочка — нежная и добрая.

Испугалась и очень переживала, что её срубят.

Лесничий — добрый и находчивый.

Устроил детям настоящий праздник без вреда для природы.

Характеристика второстепенных героев:

Мальчик и девочка — дети лесника. Добрые и весёлые.

Краткое содержание сказки «Новогодняя быль»

В лесу росла молоденькая ель.

Она радовалась жизни, дружила с зайцем, но ей всё равно было одиноко.

Однажды сорока предсказала ели, что зимой её срубят.

Ёлочка потеряла покой и со страхом ждала зимы.

Под Новый год к ней подошёл человек и отряхнул от снега.

Ель потеряла сознание, а когда очнулась, поняла, что ещё жива.

Но она была украшена новогодними игрушками.

К ней подошли дети лесничего и стали хвалить отца, который придумал нарядить ель прямо в лесу.

План сказки:

4. Человек в новогоднюю ночь.

5. Игрушки и звезда.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль «Новогодней были»

Главная мысль сказки в том, что необязательно губить дерево, чтобы устроить себе праздник.

Основная идея сказки в том, что к природе нужно относиться с любовью.

Чему учит сказка

Сказка учит нас любить природу.

Учит относиться к природе бережно и не рубить ёлочки ради нескольких дней праздника.

Краткий отзыв о сказке «Новогодняя быль» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что часто люди губят природу ради минутного удовольствия.

И это касается не только срубленных под Новый год елей.

Это касается костров, мусора на месте пикника, сорванных цветов или пойманных насекомых.

Герои этого рассказа повели себя как настоящие герои.

Они оставили дерево расти, и оно радовало их много лет.

Это очень нужный и поучительный рассказ.

Автору удалось на примере лесника показать, как можно и нужно беречь природу.

Мне очень понравился лесник, который не погубил дерево.

Мне понравились его добрые дети.

И мне понравилась ёлочка.

Я всем советую прочитать этот рассказ и попробовать убедить родителей, что в Новый год можно обойтись очень красивыми и долговечными искусственными елями.

Пословицы к произведению:

Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

Немудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.

Кто природу не бережёт, к тому болезнь приходит.

Срубить дерево — пять минут, а вырастить — сто лет.

Срубить легко, да душе каково?

Словарь неизвестных слов:

Копошиться — ковыряться, шевелиться.

Пласт — большой кусок.

Читайте также:  Сказки о животных для пересказа

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда.

Ещё читательские дневники по произведениям Сергея Михалкова:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе на тему: «Новогодняя быль» С. Михалков

Тема: «Новогодняя быль» С. Михалков.

Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями

Содержимое разработки

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»

Подготовила и провела Третяк Е.А.

Тема: «Новогодняя быль» С. Михалков.

Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, макет ёлочки, елочные шарики из бумаги, маски.

Организационный момент (Слайд № 1)

-Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

Удачи желаю всем нам!(Слайд № 2)

2. Актуализация знаний.

Ребята, мы сегодня отправимся в зимний лес. По дороге на снегу я увидела странные следы. Давайте вместе узнаем, какую загадку оставили на снегу нам лесные жители. ( Слайд №3). (праздник, подарки, веселье).

-О каком празднике может идти речь? (Новый год)

2.1. Рассказ учителя

-А вот без чего не бывает Нового Года, вы узнаете, разгадав загадку.

Родилась она в лесу,

Там росла и расцветала.

И теперь свою красу,

К нам на праздник принесла.(Ёлка)

И к нам пришла ёлочка. Давайте вместе её украсим. За каждое выполненное вами задание на ёлку мы будем вешать игрушку.

И 1 шарик вы уже заработали.

2.3. Игра «Закончи стихотворение»

-Сейчас наша ученица будет читать вам стихотворения, а вы должны их закончить.

1)Есть одна игра для вас:

Читайте также:  Рассказ железнякова чудак из 6 б слушать

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

На дворе снежок идёт,

Скоро праздник …(Новый год)

2) Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от…(Ёлки)

3) Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие …(блестят).

И качаются игрушки-

4) И верхушку украшая,

Там сияет. Как всегда,

— и ещё 1 украшение получает наша ёлочка, благодаря вам ребята.

2.4. Речевая разминка. (Слайд№5).

-ег-ег-ег- всё засыпал белый снег,

-оз-оз-оз- щиплет щёки нам мороз,

-лю-лю-лю- зиму снежную люблю.

молодцы,ёщё 1 шарик на ёлочку.

3. Постановка целей урока.

-Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю историю.

Откройте учебник на стр.203.

-Какое название произведения?

3.1. Рассказ учителя о писателе

Биография С.Михалкова (Слайд № 6,7,8)

Валенки наденем, шапку,

На четыре и на пять,

Начинай снежки бросать!

4. Подготовительная работа перед чтением.

(Слова вывешены на доску)

-Давайте познакомимся со словами, которые встретятся вам в тексте.

Молодцы, получаете еще 1 шарик

-Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении?

— Что такое «быль»? (это было в Новый год) (Слайд № 9)

Сейчас мы познакомимся с произведением, и вы мне ответите на вопрос: «Действительно ли это Новогодняя быль»?

-Возьмите карандашик, и если вдруг вам встретится неизвестное слово, вы его отметите и мы с вами разберем его.

Учитель читает текст + комбинированное чтение +читают дети + «жужжащее чтение».

6. Работа по теме урока

— Почему автор назвал это произведение былью?

-Что в этой сказке вымышлено, а что реально?

— А может такое быть, что автор настолько любил природу и умел слушать и слышать ёе, что понимал язык деревьев, зверей, птиц…?

-Возникало ли у вас чувство беспокойства?

— Какие слова вам были непонятны в произведении?

Макушка- верхняя конечность, вершина чего- либо.

Копошиться- шевелиться двигаться в разных направлениях.

7. Закрепление изученного.

Выборочное чтение и обсуждение.

-Где происходят события? Найдите в тексте

-Где росла ёлочка? Найдите в тексте

-Чувствовала ли себя ёлочка одинокой? (Найдите в тексте)

-Что заставило ёлочку забеспокоиться? Найдите в тексте

— С кем разговаривала ёлочка?

-А как построен разговор? В форме чего?

-Прочтите пожалуйста друг другу беседу елочки и сороки.

7.2. Чтение диалога у доски.

-Какие чувства возникли у ёлочки?

-Что сказал человек, подойдя к ёлочке?

-Принесла ли ёлочка радость? Почему?

-Как вы думаете, а сама она счастливая? (Потому что была живая)

-Знаете ли вы, что эту же историю С.Михалков записал в стихах. Наши ученики подготовили это стихотворение.

В снегу стояла ёлочка-

В один из зимних дней;

Лесник решил срубить её!-

И только поздно вечером

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Какой нарядный вид!

Читайте также:  Рассказ и алтынсарина деревянный дом и юрта

При этом без сомнения,

-Молодцы, наша ёлочка получает ещё 2 шарика.

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

7.4. Работа с пословицами. (Слайд№10).

-Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль «Новогодней были».

-Добро помни, а зло забывай.

-За всякое дело берись смело.

-Всё хорошо, что хорошо кончается

7.5. Собрать фразу из слов. (Слайд№11).

Мы в ответе за всё на нашей планете.

-Как вы понимаете смысл этой фразы?

-Помните, невидимые нити?

-Как называются люди, которые защищают природу, оберегают ее? (Слайд № 12)

Экологи считают, что мы должны избавиться от вековой традиции нести срубленную елку в дом и украшать ее, так как это недостойно цивилизованного человека. Ель – живой организм, его уничтожение, как и любого дерева, нарушает устойчивость всей экологической системы. Так стоит ли убивать деревья, с которыми связано множество других жизней?

Для того чтобы вырастить новогоднюю красавицу — ель высотою около полутора метров требуется не менее десяти лет. А продолжительность её жизни около 250 лет.

Такого изворотливого зловредительства, как вырубка елей, сложно представить. Ведь чуть не каждый житель страны уверен, что живая красавица родилась, выросла и окрепла только для того, чтобы украсить собой жилище человека на считанные дни!

Если вам хочется нарядить дерево, то пусть это дерево будет растущим во дворе или в лесу. Можно вокруг него водить хороводы и петь песни, вреда никакого не будет. Деревья нас за это только поблагодарят!

7.3. Выбрать девиз: (Слайд№13).

-Давайте выберем девиз нашего сегодняшнего урока:

Будем рубить ёлки в лесу.

Их растёт очень много.

-Какой девиз мы с вами выберем, ребята?

Молодцы ещё 1 шарик на ёлочку.

-Вот мы и закончили украшать нашу ёлочку. С помощью вас, она стала такой нарядной и красивой! И может быть мы с вами смогли сохранить хоть одну живую ёлочку, благодаря этой, искусственной.

-Вы ведь знаете, что каждый год в нашей школе проходит акция: «Сохрани ёлочку», вот и наши дети сделали такие замечательные ёлочки, вместо настоящих.

9. Подведение итогов урока.

— Какое произведение читали на уроке?

— Что хотел донести до нас С.Михалков?

— О чём должен помнить каждый человек на планете?

10. Домашнее задание.

Дома вы еще раз читаете этот рассказ и готовите иллюстрацию к нему.

Источник

Познавательное и интересное