Доклад на тему Алтайский край сообщение
Алтай одно из самых удивительных мест в России. Сюда приезжают люди со всех уголков мира, что полюбоваться и насладиться первозданной, чистой и довольно загадочной природой. Место, в котором можно остаться наедине с собой и ощутить всю полноту жизни, уйти от всего мирского, соприкоснуться с той живой природой, ведь она в полной мере сейчас страдает от рук человека по всей планете. Алтай, это то место, где сохраняется чистота и любовь ко всему живому.
Алтайский край растянулся на многие километры, на Западно–Европейской равнине. Его центром является Барнаул. Этот город существовал еще до того, как он стал частью края, и был основан еще при Екатерине.
Алтайский край один из немногих территорий, где объединились практически все природные зоны. Край славится своими степями и лесостепями, тайгой и удивительными по красоте горами.
Климат носит довольно переменчивый характер. Зимы здесь очень холодные, лето теплое, но порой и в июле возможно резкое похолодание. В крае дуют сильные ветра. В местной пустыне можно увидеть бури, которые случаются здесь довольно часто.
Алтай известен своими чистейшими озерами. Одно из них носит название «Ая», что переводится как «луна». Удивительно оно тем, что в него не впадает ни одна река, и питается озерами подземными водами. Летом озеро хорошо прогревается, в отличие от других озер и водоемов.
Скала «Четыре Брата», одна из самых таинственных скал края. О ней слагаются достаточно легенд. Но хорошо известен тот факт, что скала является результатом воздействия на гору погодных явлений.
Также на территории Алтайского края расположен самый большой курган. Его называют «Царским курганом».
Большой достопримечательностью Алтая являются многочисленные пещеры, с различными сталактитами. Список пещер огромен, стоит отметить некоторые из них: Тавдинская пещера, Кек – Таш, Денисова Пещера, и многие другие.
Славится территория Алтайского края своими необъятными заповедниками, которые хорошо охраняются, и содержатся в порядке на протяжении всех четырех сезонов. Можно отметить Тигирекский заповедник, основанный здесь не так давно, около 20 лет назад. В нем можно встретить руины Тигирекской крепости, различные пещеры, гору Семипещерную. Рельеф заповедника имеет довольно округлые формы, в районе возвышенностей. От того и его название.
Алтайский край является очень ценным достоянием России. Его природа, наличие множества достопримечательностей, полезных ископаемых и различных народностей. «Золотой» край, как переводится его название с древних языков.
Картинка к сообщению Алтайский край
Популярные сегодня темы
Московский Кремль включает двадцать башен, каждая из которых по-своему уникальна. Каждая имеет свое имя, каждая – по-своему красива, но какая самая знаменитая? Разумеется, главная проездная –
В океане жизнь весьма разнообразна, зародилась она 4 миллиарда лет назад. Вода скрывает много тайн. В ней неисчерпаемое количество растений(10тысяч видов) и животных (150 тысяч видов)
Кем быть – этот вопрос занимает практически каждого человека, ведь человек определяется через собственные дела. Фактически мы можем определить человека через плоды его деятельности
Официально-деловой стиль речи (далее – ОДС), наряду с тремя другими стилями – художественным, научным и публицистическим, – принадлежит к четырем основным функциональным стилям речи русског
Морж – млекопитающее из группы ластоногих, обитающие на Крайнем Севере. Уступает размером только морскому слону. Он весьма неуклюж. Кожа у моржей очень толстая 10 сантиметров
Класс: 4
КСО: интерактивная доска, компьютер, листы бумаги, фломастеры, ручки.
1. Чтение стихотворения ученика о родном крае
Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога,
Вам геолог расскажет про золото.
От забытых веков, с незапамятных пор
Этот край золотых,
Край невиданной щедрости гор.
Что такое Алтай?
Вы спросите теперь зверолова,
И услышите – золото,
То же услышите слово.
Это лисы и выдры, горностаи и соболя
Это мягкое золото
То, что дарит земля.
2. Вступительное слово учителя
– Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по нашему краю, увидим, чем он богат, как красива наша природа. Вы будете не просто слушателями, но и активными мыслителями.
Группам даётся задание: после всего увиденного, обсудить и записать, зарисовать, что ещё не сказал учитель о родном крае (в данном случае дети смогут показать свою начитанность, осведомлённость о крае).
3. Работа с интерактивной доской (рассказ учителя по слайдам в приложении).
– Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, занимает часть Алтая и прилегающие к нему на севере части Западно-Сибирской равнины; граничит с Казахстаном, Новосибирской, Кемеровской областями, Республикой Алтай. Площадь 169,1 тысяч кв. км. Население 2653 тысяч человек (2001), в городах живет 52%; плотность составляет 16 человек на кв. км. В Алтайском крае 11 городов, 30 поселков городского типа (Приложение 1, слайд 2).
– Барнаул – столица Алтайского края. Основан в1730году, город с 1771 года. Расположен на левом берегу реки Обь, при впадении в нее реки Барнаулка. Узел железнодорожных линий и автодорог. Имеет речной порт, аэропорт. Население 666,3 тыс. человек (Приложение 1, слайды 3-5).
– Второй по размеру в Алтайском крае город Бийск. Основан в 1709 году. Город с 1782 года. Начало Чуйского автомобильного тракта. Имеет пристань, железнодорожную станцию. Районный центр. Население 224,4 тыс. человек (Приложение 1, слайды 6-7).
– Город Рубцовск возник как село Рубцово в 1886 году. Город с 1927 года. Население 161,8 тысяч человек (Приложение 1, слайд 8).
– Богата и разнообразна природа Алтайского края. Одно из прекраснейших озёр Алтая – Телецкое озеро (Приложение 1, слайды 9-10).
– Знаменит на всю страну Алтайский заповедник. Он расположен в северо-восточной части Алтая (к юго-востоку от Телецкого озера) в основном в бассейне реки Чулышман. Заповедник основан в 1932 году (в современных границах существует с 1968 года). Площадь около 882 тыс. га: около 250 тыс. га покрыты лесом, 13 тыс. га занимают водоемы. В заповеднике зарегистрировано 73 вида млекопитающих, 310 видов птиц, 10 видов земноводных и пресмыкающихся (Приложение 1, слайды 11-15).
– По территории Алтайского края протекают большие и малые живописные реки (Приложение 1, слайды 16-17).
– Гора Белуха самая высокая вершина Алтая (Приложение 1, слайд 18). В Катунском хребте 2 вершины (наибольшая высота 4506 м). Знамениты ледники Катунский, Берельский, Менсу и другие (общая площадь оледенения около 700 км 2 ).
– Только в Алтайском крае ленточные боры — сосновые леса, растущие по песчаным берегам рек. По междуречьям, в понижениях рельефа растут березовые колки. Только в Алтайском крае растет уникальная черневая тайга (кедрово-пихтовые леса с примесью березы и осины). Достоянием горных лесов является сибирский кедр, или кедровая сибирская сосна, дающая кедровый орех, лечебное масло и ценную древесину (Приложение 1, слайд 19).
– Среди кустарников лесного пояса – даурский маральник, покрывающий ранней весной склоны гор яркими фиолетовыми цветами. А также – можжевельник, рябина, крыжовник, малина, смородина, жимолость, голубика, ежевика, брусника (Приложение 1, слайд 20).
– На Алтае растет большое количество лекарственных растений: золотой (маралий) корень, толстолистый бадан, валериана, марьин корень, адонис весенний (Приложение 1, слайд 21).
– Много можно говорить о красоте природы алтайского края. Важно одно – другого такого нет во всей России (Приложение 1, слайд 22).
– Сейчас вам предстоит поработать в группах и подготовить короткие выступления о том, что сейчас не было сказано. Это может быть о знаменитых людях нашего края, о каких-то достопримечательностях, красивых уголках природы.
4. Работа в группах
Учащиеся в группах обсуждают увиденное, по очереди высказываются о том, что не было сказано, показано учителем, делают записи, зарисовки на листах.
5. Выступление спикеров от каждой группы
Спикеры по очереди делают сообщение от своей группы, подкрепляя рассказ нарисованным или написанным на листах. Например, об озёрах края, о богатых урожаях зерновых, о знаменитых земляках, о полезных ископаемых края и т.д.
6. Заключительное слово учителя
– Спасибо за хорошую плодотворную работу. Я увидела, как много вы знаете о своём крае. К сожалению, на одном уроке невозможно рассказать обо всём, чем знаменит и хорош наш родной край. Давайте продолжим изучение сведений о крае. Объявляю в классе конкурс сообщений о нашей родине: его истории (во время Великой Отечественной войны, освоение целины и другое), а также о людях, живущих и живших в крае, о примечательных местах и о многом другом. Хотя, я думаю, вы любите свою родину не за что-то, а просто потому, что вы здесь родились и растёте.
Родной край (Алтайский край) – частица нашей Родины
Цели. Создать условия для первоначального знакомства с историей края, животным и растительным миром, учить овладению способами поиска знаний, создать условия для творческой деятельности.
Создать условия для развития кругозора учащихся и их познавательных способностей.
Оборудование: карта Алтайского края на доске, герб города и герб края, опорные слова, даты, иллюстрации животных и растений, выставка книг посвященных Алтайскому краю.
Ознакомление с темой урока.
На доске записана тема урока.
Алтайский край – частица нашей Родины.
Учитель предлагает прочитать тему урока и попробовать сформулировать цель урока.
( Дети читают тему урока, предполагают цели урока)
— Как вы думаете, что поможет нам достичь нашей цели урока?
Предположительные ответы детей (рассказ учителя, чтение текстов, знакомство с книгой, выставка книг и т.д.) Предположения выслушиваются, делаются обобщения, цель фиксируется на доске.
Ознакомление с новым материалом.
Рассказ учителя. Знакомство с историей края. (На доске и у учеников на столах лежат карты Алтайского края)
Алтайский край расположен на окраине Западносибирской равнины и является частью Сибири.
Такое расположение повлияло на разнообразие и красочность местности, на разнообразные погодные условия (смена тепла и холода, различные осадки), плодородие почв и многоводность рек.
Алтайский край начали изучать очень давно – с 1604 года, после того как в Сибири был основан г. Томск. Первое поселение было построено в 1709г, но было уничтожено качающими племенами, а затем его снова построили в 1718 г.(основано русское поселение г. Бийск) выше по течению реки Бии. Поселенцы торговали пушниной. Но затем обнаружили медные руды у озера Колыванское и у горы Синюхи и тем положили начало промышленному освоению края, образованию Алтайского горного округа с главным городом Барнаулом, основанным в 1739г, близ устья реки Барнаулки. Временные хозяева – Демидовы, они привлекли в горный край поселенцев.
Затем в 1748 г была организована специальная экспедиция (П.Старцова) для выявления мест годных к заселению, которых было много найдено по долинам рек Алея, и Чарыша. Постепенно люди проникли и в горы.
Так благодаря упорству и любознательности русских людей вся верхняя часть бассейна реки Обь была освоена, обжита и для всех стала малой родиной, слава о которой разошлась по всему свету.
17 июня 1917 г постановлением Временного правительства из состава томской губернии была выделена Алтайская губерния с центром в г. Барнауле.
В 1937 году Алтайский край стал самостоятельным краем.
Показать герб Алтайского края и г. Барнаула и сравнить.
Показать иллюстрации, фотографии природы, достопримечательностей края.
-Откуда же произошло такое название Алтай?
Алтай (Алатун, Алты-ай,Алин-ту) значит золотые, пестрые, высокие –(ал), горы – (тай). Слово это монгольского происхождения. Высоким снежным горам у местного населения придается значение святости и чистоты.
—Почему наш город получил такое название?
Барнаул – название города происходи от реки, которую племена, проживающие когда-то здесь, назвали “Барнаул”, что в переводе означает “волчье озеро”, “мутная река”, “серая река”.
Сейчас мы послушаем стихотворение об Алтае, которое написал барнаульский школьник Виталий Красноруцких. (читает один или два ребенка из класса, заранее подготовленных).
По предгорьям Алтая
Я хожу не спеша.
Красота здесь такая –
Замирает душа.
Здесь крутой небосвод
И заснежены горы.
Здесь алтайский народ
И родные просторы.
Тут березка стоит,
К склонам гор прижимаясь,
Что-то ветру шепча,
Чуть заметно качаясь.
Здесь леса зелены.
И закат так прекрасен,-
Степи тайны полны.
Кто ж мой край так украсил.
В Барнауле живу-
Мне другого не надо.
И в мечтах, наяву-
Для меня он награда.
Тут простор и покой.
И скажу без сомненья:
Здесь и дом мой родной –
Уголок вдохновенья!
Алтайский край граничит с Новосибирской областью, Кемеровской областью, республикой Казахстан и республикой Алтай (которая получила этот статус в 1991 году).
— Найдите эти границы на картах, которые лежат у каждого на столах. (Дети работают с картой)
В нашем крае 60 районов, 12 городов краевого подчинения, 14 поселков городского типа и 1621 сельский населенный пункт.
— Найдите города и поселки на карте.
Мы с вами кратко познакомились с историей возникновения Алтайского края, а сейчас познакомимся с природой и животным миром.
Природа Алтайского края поражает разнообразием пейзажей. Это бескрайние степи, всхолмленные предгорные равнины, березовые колки и сосновые боры, горные хребты и долины, могучие кедры и лиственницы, большие горные реки и широкая река Обь. ( Сопровождаем показом подобранных фотографии или иллюстраций.)
Обь – берёт своё начало при слиянии двух горных рек Бии и Катуни. (показать на карте).
Бия – (алтайское, бий- господин, повелитель) – правый исток Оби.
Катунь – (древнетюркское, кадын/хатун – женщина, повелительница) – левый приток Оби.
В народе существует много легенд об образовании замечательной реки Обь. Послушаем одну из легенд. ( Рассказывает один из учеников, заранее подготовленный.)
Легенда «Откуда Обь течет»
Давно это было. В этом месте не было высоких гор, какие есть сейчас, а были обширные равнины. На этих равнинах паслись огромные стада овец, лошадей и другой живности, принадлежащих хану Алтаю. Но дороже богатств у хана была дочь, красавица Катынг. Много богатырей просили руки красавицы, но получали всегда отказ. Катынг втайне горячо любила бедного пастуха Бия.
Когда Катынг отвергла очередного жениха, отец рассердился и сказал: “Отдам тебя за того, за кого захочу”. Тогда Катынг решает бежать к любимому Бию. Узнав о решении Катынг, Бий бросил ханские стада, побежал навстречу любимой.
Обнаружив пропажу дочери, хан Алтай приказал своим воинам: “Кто первым догонит мою дочь, тот получит её в жены”. Быстрее ветра помчалась погоня. Каждый надеялся получить красавицу Катынг в жены. Много друзей и подруг помогали Катынг в побеге. Но и воины усердствовали. Быстрее всех оказались богатыри Бобыр, Сартакпай, Сарлык. Сарлык обманув друга Катынг Урсула, помчался дальше. Но на его пути поднялась Сема, любимая подруга Катынг, она обернулась рекой. Тем временем Бий и Катынг встретились и соединились навсегда в реку Обь.
В гневе хан Алтай превратил своих воинов в камни, сам тоже окаменел от горя. А грива бегущего коня Сарлыка окаменела поднятой перед рекой семой и стала перевалом Семинским, он последняя преграда перед встречей двух любящих сердец бия и Катуни (Катынг), образовавших собой великую реку Обь.
— Алтайский край богат полезными ископаемыми. У нас добывают медные руды, цветные металлы: золото, медь, свинец, цинк, серебро и другие. Имеются местонахождения гипса, мрамора, строительных материалов (известь).
Мировую славу Алтаю принесло камнерезное дело, цветные поделочные камни (порфит, кварциты, малахит, мрамор и другие). (Показать образцы полезных ископаемых).
Группа горючих ископаемых представлена местонахождениями каменного угля и бурого, торфа и т.д.
Минеральные соли добывают на озерах Кулунды. На озере Бурлинское добывают поваренную соль с 1768 года.
Очень широко в крае развито сельское хозяйство. Об этом нам расскажет…(ученик)
На развитие сельского хозяйства влияют хорошие почвы, погодные условия. Овощи выращивают в теплицах и на полях. Это редис, салат, шпинат, лук на перо, картофель, свекла, капуста, огурцы, томаты и другие. Выращивают культурные растения: пшеницу, овёс, ячмень, рожь, просо, подсолнечник, горох и другие.
Работа в малых группах.
Очень разнообразен растительный и животный мир Алтайского края. На это повлияли погодные условия, разнообразие почв, разнообразие местности (горы, степи, равнины). Среди растений встречаются 700 видов полезных для человека. Часть используется для пищи и лекарств, часть как декоративные, медоносные, красильные.
Часть занесена в Красную книгу Алтая и России.
— Более подробно рассмотрим при работе в группах (по 4-5 человек). (Детям раздаются листочки с небольшими текстами, можно и с иллюстративным материалом, они читают и готовятся рассказать и показать классу о том, что интересного они узнали). Приложение 1.
— Прочитайте тексты в группах, определите, о чем в них говорится, подготовьтесь рассказать всему классу, о чем вы прочитали.
Осмысление проделанной работы.
Делается обобщение о том, какую пользу могут принести растения и животные.
-Почему их не следует приносить домой?
Дети должны прийти к выводу, что многие животные охраняются. Наш край богат растительностью. Многие растения являются лекарственными. Многие насекомые могут быть опасны, например клещ, и как нужно себя вести, чтобы уберечься от его укусов и т.д.
— Что нового вы узнали о нашем крае?
— Понравился вам урок? Достигли мы поставленной цели?
— Мы познакомились кратко с историей своего края, его животным и растительным миром.
Более подробно можно познакомиться в Алтайском краеведческом музее, а также изучив и прочитав много книг.
Любое творческое задание на усмотрение учителя.
Окружающий мир 4 класс Тема: Наш край. Алтайский край – часть большой страны.
специалист в области арт-терапии
Алтайский край – часть большой страны.
Урок разработан для учащихся 4 класса
Учитель Смирнова Н.Н.
Сформировать представление об Алтайском крае.
Познакомить с административной картой России и Алтая, развивать умение работать с картой.
Познакомить с городами края, с хозяйством, богатством природы Алтая.
Воспитывать любовь к своему краю.
Развивать интерес к изучению края: его природы, истории, традициям.
Подготовка к уроку:
— Презентация из 39 слайдов.
— Компьютер, мультимедийный проектор.
— Атласы Алтайского края.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 1. Посмотри, как всё красиво,
Посмотри, простор какой!
Точно мать склонилась ива,
Над заснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо,
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Посмотри, леса какие.
И сады шумят кругом.
Наша Родина Россия –
Хорошеет с каждым днём.
Вы маленькие граждане большого государства, имя которому Россия. Но в состав нашей страны входят разные республики, края, области, автономные округа.
Работа над новым материалом.
Административная карта России (Слайд 2).
Учебник стр. 144 – 145.
Рассмотрите административную карту России. Найдите на ней территорию Алтайского края. Что рассказывает карта о крае?
Алтай – огромная территория на юге Западной Сибири. На ней разместились бы Московская, Ленинградская, Тульская области вместе взятые и ещё осталось бы местечко для среднего европейского государства.
Территория края 168 тысяч квадратных километров. По переписи населения 2002 года здесь проживает 2 697 000 человек. Границы Алтая – государственная – с Казахстаном, федеральная с Новосибирской, Кемеровской областью и Республикой Алтай.
Расстояние от Барнаула до Москвы – 3 419 километров. В каком направлении от Москвы мы живём?
Слайд 3. (Атлас Алтайского края стр. 5)
Край разделён на 60 районов, в его составе 12 городов, 14 посёлков городского типа, 1621сельский населенный пункт.
Датой образования края является 28 сентября 1937 года. Сколько лет исполнилось краю в этом году? (72 года)
У Алтайского края есть свой герб и флаг. (Слайд 4)
Слайд 5. Что же нужно запомнить о нашем крае?
На территории края находится 60 районов с крупными районными центрами.
(Находим на карте края Каменский район, называем его соседей)
По соседству с Каменским районом расположены Панкрушихинский, Крутихинский, Шелаболихинский, Тюменцевский, Баевский районы. ( Всё находим на карте)
На территории края есть 12 городов, названия каких вы знаете?
Алейск, Барнаул, Белокуриха, Бийск, Горняк, Заринск, Змеиногорск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое.
Слайды 6 – 9. По улицам некоторых я предлагаю вам сейчас «прогуляться». Мы держим наш путь в столицу края – город Барнаул. Это один из старейших сибирских городов. Он основан в 1730 году. В 2010 году Барнаул будет праздновать своё 280-летие. О возрасте города говорят бережно сохраняемые старые постройки. В остальном это новый современный город с населением более шестисот тысяч человек. В городе развита промышленность, есть университеты, вузы, театры, музеи, кинотеатры, выставочные залы, Дворец Спорта, школы и детские сады.
Слайд 10. Ещё один город Алтая – Бийск расположился на берегах реки Бии. Он был основан ещё раньше Барнаула. Бийск развитый промышленный город края.
Слайд 12 – 14. А теперь «прогуляемся» по улицам Камня-на-Оби.
Слайд 15. Всероссийский курорт Белокуриха расположен на родоновых источниках. Прекрасная природа, относительно мягкий климат, склоны гор привлекают сюда множество отдыхающих и людей, которым нужно поправить своё здоровье.
Слайд 16. Город Заринск сравнительно молодой город, градообразующим предприятием стал коксохимический комбинат. Самый большой на всей территории Западной Сибири.
Слайд 17. В недавнем прошлом в городе Рубцовске работал Алтайский тракторный завод, выпускавший машины для сельского хозяйства и лесной промышленности. Изделия этого завода – тракторы – вы много раз видели на полях.
А чем славится алтайская земля?
Слайд 22. Богатые разнотравьем луга дают возможность заниматься разведением сельскохозяйственных животных. Многие крестьянские хозяйства разводят молочных коров.
Слайд 23. Из молока мастера-сыроделы варят знаменитые сорта алтайского сыра, который считается одним из самых лучших в России.
Слайд 24. В горных районах развито экзотическое животноводство – разведение маралов и пятнистых оленей. Целый год полудиких животных пасут в специальных загонах, а в начале лета с оленей снимают панты – молодые рога, из которых делают лекарства: пантокрин и тонизирующие бальзамы.
Слайд 28. Не менее чем алтайские сыры знаменит и алтайский мед.
Слайды 29 – 31. Алтайский край – один из основных горнорудных районов России. Здесь обнаружены залежи медной руды, из полиметаллических руд выплавляют серебро и золото. Кроме них эти руды содержат свинец, цинк и некоторые другие металлы.
Большое значение имеют месторождения гипса и мрамора, пригодных не только для строительства, но и для отделочных работ ( слайд 29 ). Мировую славу Алтаю принесло камнерезное искусство. Цветные поделочные камни (порфиры, кварциты, яшма, мрамор, авгит – слайд 30 ) обрабатываются на Колыванском камнерезном заводе ( слайд 31 ).
Слайд 32. Богаты минеральными солями воды озёр Кулунды: Кучукское, Кулундинское, Бурлинское и др. По запасам соды край занимает первое место в России. Эксплуатация месторождений поваренной соли (оз. Бурлинское) начата в 1768 году.
Так же на территории края встречаются берёзовые колки, характерные для лесостепной зоны.
Слайд 35 – 36. Лесостепи и степи занимают значительные площади на западе нашего края.
Слайд 37. На востоке края расположены предгорье Саян, Салаирский кряж с невысокими горами.
Слайд 38. В Алтайском крае очень много крупных и мелких рек. Самая крупная из них – это Обь и её многочисленные притоки: Чарыш, Чумыш, Барнаулка, Алей, Касмала, Чулышман и др. Кулунда, Бурла, Кучук, Тогул.
Сегодня я постаралась рассказать вам о нашем родном крае. Что нового узнали вы о своей малой Родине? Что бы еще хотели узнать об Алтае?
Домашнее задание: заполнить карточку-тест «Алтайский край»
Запиши, как называется наш край:
Главный город нашего края:
В каком направлении и на каком расстоянии от Москвы находится:
Перечисли другие города края:
Чем знаменит и богат наш край? Перечисли.
Какие природные зоны находится на территории края? Запиши.