Рассказ о балете 2 класс по музыке

Сказки

Рассказ о балете 2 класс по музыке

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Об истории балета и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».

Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского . Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие.

Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Основные компоненты

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.

Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.

Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

Читайте также:  Рассказы о неуважении к старшим

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Балет «Лебединое озеро»

Источник

БАЛЕТ ПОНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Балет понятие для детей. План-конспект совместной деятельности «Знакомство с балетом» для детей старшего дошкольного возраста в рамках Музыкальной гостиной «Этот удивительный мир балета» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга. Составила: Музыкальный руководитель: Шихарева Н.С. Санкт-Петербург г. Задачи: развивать первоначальное представление о балете у детей старшего дошкольного возраста учить понимать содержание балетного спектакля обогащать словарный запас детей (балет, балерина, пачка, пуанты) расширять музыкальные впечатления дошкольников приобщать к классической музыке.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук. Ход занятия: Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие.

Вы узнаете много нового и интересного и откроете для себя музыку, с другой стороны. Ну а сегодня вас, друзья, С балетом познакомлю я. Но, может, кто-то из вас знает. Что «балетом» называют»?

Если все вокруг танцуют. Песен и в помине нет, То такое представленье. Балет – это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а только танцуют. Вслушиваясь в музыку, танцоры движением рук, ног, кружением выражают свое настроение: грусть или радость, печаль или восторг, взволнованность или спокойствие. Родиной балета является Италия.

Прошло то время, сменились наряды, у балерин теперь другие взгляды. Балерины укоротили свое платье и сегодня это платье называется – пачка. Ах, эти модницы, балерины, В пачках воздушных, как пелерины.

Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит. И вдруг прыжок, и вдруг летит. То стан совьет, то разовьет, И быстро ножкой ножку бьет. (А. С. Пушкин) (Видеоролик о пуантах) Но на словах и на картинах всей красоты не передать. Балет вам нужно показать! (Видеоролик: отрывок из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского) Над балетом работает целый коллектив: композитор – пишет музыку, сценарист – пишет либретто (Либре́тто — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, например, оперы, балета, оперетты, краткое содержание сюжета спектакля). Музыка неотъемлемая часть балета, которую исполняет симфонический оркестр.

БАЛЕТ ПОНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Кто принимает участие в создании балета?

Смотрите также

Доклад: Балет. Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно…

балет для детей. 1 Часть.Урок балета для детей. Развитие данных у детей. Первые шаги в хореографии. Растяжка. 1 Часть.Урок балета для детей. Развитие…

Балет для подростков 8-10 лет в Санкт-Петербурге. Детский балет. Уроки балета – это идеальный вид нагрузки для детей, особенно для девочек. Классическая…

Видео занятий и уроков. Видео занятий и уроков. Добро пожаловать в мир балета, хореографии и ритмопластики. Студия балета «Plastilindance» приглашает Вас…

Источник

Музыка 2 класс «В музыкальном театре.Балет»

специалист в области арт-терапии

Тема раздела: «В музыкальном театре.»

Тема урока: Путешествие в музыкальные страны. Балет

Составитель: учитель музыки Викторова Н.П.(специалист)

Эпиграф урока : «Я снова вижу голубой далёкий свет.

Прекрасным принцем мне является балет.

Он позолоченную туфельку даёт,

И за собою в мир загадочный ведёт».

Цель урока: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.

Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства:

через углубленное представление школьников о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;

через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.

Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.

Развивать навыки импровизации и творчества.

Характеристика деятельности учащихся(УУД )

— сравнить два музыкально- театральных представления (опера,балет)

— выявить отличительные и сходные особенности каждого муз. жанра.

-разучить 1 куплет песни.

-узнавать муз. произведения и их авторов,

— исполнять выученные песни в характере,

выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, пении и др.

-продемонстрировать умения и навыки хорового и ансамблевого пения.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.

Новые понятия: Либретто, увертюра, кордебалет, дирижер, симфонический оркестр, пуанты

П. И. Чайковский Увертюра из балета «Лебединое озеро»;

П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»;

А. Ермолов «Веселая песенка»

М. Коваль Хор из оперы «Волк и семеро козлят»

1. Организационный момент (1 минута).

Вход детей в класс. Построение класса. Музыкальное приветствие.

2. Повторение темы прошлого урока (5 минут).

Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно.

(Звучит фрагмент песни «Про волшебников».)

Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?

Дети: В музыкальном театре.

Читайте также:  Рассказ чехова пересолил слушать аудиокнигу бесплатно

Учитель: Что такое музыкальный театр?

Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.

Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.

Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?

Дети: Оперы и балеты.

Учитель: Что такое опера?

Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?

(После ответа, на доске появляется схема: ПЕСНЯ→ОПЕРА.)

Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?

Дети: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».

Учитель играет мелодию хора из оперы «Волк и семеро козлят»

Учитель: сейчас прозвучал музыкальный фрагмент из этой оперы.Как он называется?

Учитель: Что такое хор?

Учитель : Что такое ария?

Исполняют хор из оперы «Волк и семеро козлят»

Учитель: Что такое балет?

Дети: Балет- это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

Учитель: А какой кит привёл нас в балет?

(На доске снова появляется схема: ТАНЕЦ→БАЛЕТ.)

(После ответов детей на доске появляются иллюстрация оперы.)

3. Объяснение новой темы (30 минут, из них на прослушивание всех музыкальных фрагментов – 10 минут).

Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.

В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

(На доске появляется иллюстрация Большого театра Москвы.)

А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, рассказываю немного детям о том как рождается балет:(либретто-композитор-балетмейстер-танцор).

Краткий рассказ о том, где располагается оркестр во время спектакля.Кто им руководит.При помощи чего?(дирижерской палочки)

(Слушание Увертюра из балета «Лебединое озеро»(видео)

Учитель: А кто исполнил эту музыку?

Дети: Исполнили музыкальные инструменты.

Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.

Учитель: Что такое симфонический оркестр?

Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.

Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра?

Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.

Учитель: Кто такой дирижёр?

Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.

Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?

Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

(На доске появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.)

Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.

(На доске появляется фото дирижера крупным планом.)

Учитель: Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.

Учитель: Какие у него движения?

Дети: Осторожные, мягкие.

Рассказ учителя об актерах балета-балерины и танцовщикиэ

Учитель: Мы с вами прослушаем еще один фрагмент из балета «Лебединое озеро»П.И.Чайковского Я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим.

(Слушание «Танец маленьких лебедей».)

Анализ и интерпритация музыкального произведения

Учитель: Какое настроение в этой музыке?

Дети: Радостное, весёлое.

Учитель: А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?

Дети: Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.

Отработка упражнений на дыхание «Филин», «Ворон»

Разучивание песни А.Ермолова «Веселая песенка»:

-разучивание текста методом художественного чтения;

4. Обобщение урока (3 минуты).

Учитель: О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?

О симфоническом оркестре (Почему его так называют?)

О дирижёре и его жестах, о роли.

О музыкальных спектаклях. (О каких?)

Учитель: Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?

6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.

5. Итог урока (1 минута).

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Что мне понравилось….»

«О чем я хотел бы узнать еще на уроках музыки?»

Номер материала: ДБ-225496

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект по музыке на тему «Детский музыкальный театр. Балет» (2 класс)

специалист в области арт-терапии

Открытый урок во 2 «А» классе по теме: «Детский музыкальный театр. Балет»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о музыкально – сценическом жанре – балете.

Познакомить с понятием жанра балет, его строением и развитием.

Развивать музыкальное чутьё на различный характер музыки, развитие внутреннего слуха, вокальных навыков, выработка плавного певучего звучания, развитие исполнительского мастерства.

Читайте также:  Рассказ по английскому про дом в котором я живу

В вести в мир большой музыки, воспитать культуру слушания музыки, расширить кругозор.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, DVD – диски с отрывками балета, MP 3 – записи, доска с вопросами, плакат «Симфонический оркестр», портреты композиторов.

Научиться учащимся распознавать специфику балетного искусства, определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, использовать различные приемы вокального исполнения.

Предварительная работа: Ребятам нужно было найти в Интернете, книгах изображения заданных понятий ( балерина, танцовщик, скрипка, альт, виолончель, контрабас, труба, тромбон, валторна, флейта, гобой, кларнет, фагот, треугольник, тарелки, литавры, барабаны, рояль и арфа ).

(Ребята входят под музыку «Песня Звездочета» из оперы «Золотой петушок»)

Настройка на работу.

А вы узнали музыку, под которую вы вошли в класс? (ответы детей). Да, правильно, это была «Песня Звездочета» и он сегодня приехал к нам из долины «Оперы». Давайте поприветствуем Звездочета.

Повторение пройденного материала. Звездочет.

Звездочет: Ребята, вы когда – нибудь наблюдали, как падают звезды?

Учитель: А как такое явление называется? (звездопад)

Звездочет: Сейчас мы с вами сыграем в игру «Звездопад». (На доске прикреплены бумажные звезды с вопросами). Я привез вам звезды, но они не простые, а с вопросами. Чтобы вы могли отправиться путешествовать дальше, вам необходимо вспомнить, с чем вы познакомились в долине «Оперы». За правильные ответы на вопросы вы получите звездочки. А потом мы наградим самых внимательных ребят.

Основные жанры музыки?

С какой оперой мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Какой музыкальный жанр привел нас в оперу?

Кто сочинил оперу, с которой мы познакомились на прошлом уроке?

Какой лад называется «мажорным», а какой «минорным»?

Что такое темп музыки?

Как отличить танец от марша?

К какому жанру музыки относится вальс?

Звездочет: Молодцы! Вы хорошо усвоили материал прошлого урока. (После проведения опроса мальчик – звездочет садится на свое место)

Знакомство с новым материалом.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в еще один музыкальный город. Но для начала посмотрите на стенды. У вас было предварительное задание нарисовать рисунки. Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка. Давайте попробуем вместе расшифровать эти и другие слова, из которых состоит наша выставка.

(На проекторе написаны определения, которые ребята пробуют расшифровать)

Балетмейстер, Оркестр, Балерина, Танцовщик, Кордебалет

Балетмейстер – человек, который ставит танцевальные номера. (слайд)

Балерина – танцовщица. (слайд)

Танцовщик – артист балета (слайд)

Кордебалет – группа танцоров (слайд)

Оркестр – большой коллектив музыкантов – инструменталистов.(слайд)

Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестр. В составе оркестра основные группы:

Струнные смычковые (играют при помощи смычков); ( Показ иллюстраций: скрипка, альт, виолончель, контрабас). Скажите, чем похожи эти инструменты, почему они попали в эту группу? А чем они отличаются?

Медные духовые (играют при помощи воздуха, который вдувают); ( Показ иллюстраций: все трубы, тромбон, валторна).

Деревянные (играют при помощи воздуха, который вдувают); ( Показ иллюстраций: флейта, гобой, кларнет, фагот).

Ударные (звуки извлекают ударами). ( Показ иллюстраций: треугольник, тарелки, литавры, барабаны).

Иногда, помимо указанных инструментов, добавляются в оркестр фортепиано и арфа. ( Показ иллюстраций фортепиано и арфы).

Теперь мы знаем, как выглядит симфонический оркестр, и из каких инструментов он состоит.

Мы пришли смотреть балет,

Гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший!

Мы похлопаем в ладоши!

(Учащиеся садятся на свои места. Звучит «Танец маленьких лебедей»).

(Просмотр видеофрагмента «Танец маленьких лебедей».)

Какой характер увиденного вами танца? ( Красивый, грациозный, лёгкий, изящный…)

А какие инструменты вы услышали? (Дети перечисляют инструменты) .

Как называется большой коллектив людей, играющих на разных инструментах? ( Оркестр).

Как называется человек, который руководит оркестром? ( Дирижер).

Конечно, мы с вами не сможем показать игру симфонического оркестра, а вот шумовой показать сможем.

Игра на музыкальных инструментах.

Игра в оркестр (дети берут музыкальные шумовые инструменты в руки и повторяют все движения за учителем под музыку).

Примером классического танца является «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.

А сейчас, давайте встанем и попробуем передать характер этого танца.

(ребята двигаются под музыку).

Какие движения были у вас? (легкие, прыгающие, веселые, мелкие шаги…)

Молодцы! А почему у вас были такие движения? (потому что такой характер музыки)

(Слушание фрагмента «Вальс цветов».)

Каким был характер музыки? (плавным, волшебным, громким, мелодичным).

Я вижу, «Вальс цветов» вам понравился. Поэтому пусть он прозвучит еще раз. И давайте представим себе, будто мы исполняем его. Для этого необязательно вставать со своих мест, пусть танцуют ваши руки.

(Дети выполняют движения языком).

Разучивание дикционного упражнения.

Здесь коза грызет кору.

(Сначала проговаривается текст, тщательно произнося слова. Сначала в медленном темпе, потом чуть быстрее.)

А теперь давайте исполним песню «Спор Маши и Вити». Давайте вспомним, каким штрихом у нас поют мальчики? (Уверенно, твердо, активно, нон легато)

А девочки? (Плавно, мягко, нежно, легато)

Исполняют песню по ролям.

У вас на партах лежат звездочки трех цветов (настроений): зеленый – урок был интересный, желтый – урок был познавательный, но не очень интересный, синий – урок был не инетересный.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам понравилось?

Ребята, нарисуйте афишу к любому из балетов прослушанных сегодня на уроке!

Выход детей из класса под вальс П. И. Чайковского из балета «Спящая красавица».

Источник

Познавательное и интересное