Рассказ о барде и его песни

Сказки

Самые известные барды России: список, краткая информация

С 1992 года российские авторы-исполнители создали свою ассоциацию. Она стала первым творческим союзом людей, объединенных идеей формирования общественного сознания. Ассоциацию бардов России (АРБА) на тот момент представляли 30 авторов. Сегодня их гораздо больше. В предлагаемой статье будут названы наиболее известные барды России, по данным «Комсомольской правды».

Ушедшие представители великой эпохи

У истоков бардовского движения стоят мэтры, многие из которых ушли из жизни во времена, когда Россия еще входила в состав Советского Союза. Среди них:

Непререкаемые авторитеты

Ныне здравствующие мэтры

Лучшие барды России участвуют в слетах авторской песни в качестве членов жюри. В августе в Самарской области прошел 50-й фестиваль им. В. Грушина, собравший элиту из числа членов АРБА. Среди них особое место занимает Александр Городницкий, который в марте отметил свое 85-летие. Автор по-прежнему в строю и радует слушателей своими лучшими произведениями. Это «Перекаты», «Атланты» и другие.

60-летний Алексей Иващенко долгое время выступал в дуэте с Г. Васильевым («Глафира», «Девятый вал»), но в двухтысячные годы их творческий союз распался. Однако автор и исполнитель все еще в рядах лучших бардов России, радует слушателей новыми песнями, среди которых «Нержавейка» и «Самый лучший в мире я».

К авторам-исполнителям можно отнести и Александра Розенбаума, который добился значительных успехов на отечественной эстраде. Его «Вальс-бостон», «Утиная охота», «Бездомная комната» и другие произведения входят в золотой фонд отечественной культуры.

В список лучших авторов-исполнителей следует внести 62-летнюю Веронику Долину. Мать четырех детей, она создала уникальную коллекцию очень женских произведений, количество которых достигает пятисот. У Вероники Долиной издано 19 сборников стихов, она является лауреатом множества литературных премий.

В авторской песне есть яркие исполнители, которые представляют произведения других авторов. Одной из таких талантливых певиц является 58-летняя Галина Хомчик, которую Б. Окуджава относил к «миссионерам звучащей поэзии».

Источник

10 самых известных бардов СССР, песни которых слушают до сих пор

Авторские (бардовские) песни – немаловажная часть культурной жизни Советского Союза.

Этот жанр является абсолютно уникальным: он далек от будней большого города и одновременно близок человеческим душам. Такие песни стали формой общения единомышленников, альтернативной культурой.

Бард – это человек, который любит путешествовать. Постоянство и комфорт он променял на походную романтику: старую гитару, лесной костер, небо в звездах и палатку.

Некоторые исполнители необыкновенно хорошо выражали эту атмосферу через свои душевные песни. Представляем 10 самых известных бардов СССР.

10. Александр Розенбаум

Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.

Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.

При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.

Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.

Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.

9. Виктор Третьяков

Виктор активно выступал в России, ездил с концертами во Францию, в Бельгию, Голландию, Германию.

Третьяков умеет заставить задуматься о жизни, он создает в своих песнях очень четкие образы. Этот бард сочиняет берущие за душу, но при этом довольно простые музыку и стихи. Его песни нравятся людям разных поколений (не только родившимся в СССР).

Профессия, которую получил Виктор, была технической, но он обладает талантом красиво преподносить различные жизненные ситуации, очень живо их описывать, что и сделало его творчество очень популярным.

Читайте также:  Рассказ про лошадь и жеребенка

8. Александр Городницкий

Александр Городницкий – исполнитель авторских песен, поэт и ученый, специализирующийся на океанологии.

Александру удалось пережить первую блокадную зиму. Городницкий добился больших успехов в научной сфере: он принимал участие в различных океанологических экспедициях, публиковал многочисленные работы.

Александр Городницкий – один из основателей авторской песни как жанра. Его песни и стихи включали в школьные программы, переводили на разные языки.

7. Олег Митяев

С детства он был спортсменом, ему удалось добиться очень хороших результатов в плавании. На гитаре Олег начал играть, когда был подростком. Мальчик учился этому сам, во дворе.

Митяев мечтал стать геологом, но в техникуме учился на монтажника. Потом будущий бард обучался в институте физкультуры.

Однажды Олег оказался на фестивале авторской песни и получил очень много приятных впечатлений. Именно после этого он начал собственный музыкальный путь.

6. Владимир Высоцкий

Этого барда можно назвать самым популярным, не только в СССР, но и в современной России. Интересно, что сам музыкант совершенно не ассоциировал себя с этим творческим направлением. Стоит отметить, что его творчество вообще с трудом поддавалось классификации.

Владимир Высоцкий занимался не только музыкой: он работал в театре, снимался в кино. Его творчество затрагивало души людей.

Причиной смерти знаменитого исполнителя стала сердечно-сосудистая недостаточность, однако многие считали, что до этого его довела алкогольная и наркотическая зависимость.

5. Александр Галич

Галич не только писал и исполнял собственные песни, он являлся еще и сценаристом, прозаиком, драматургом.

Когда Александр был ребенком, его семья переехала в Россию. С подростковых лет Галич знал, что его профессия будет творческой, но с направлением он определился не сразу.

Александр учился в литературном институте, оперно-драматической студии, погружался в театральную сферу, но потом серьезно занялся написанием песен и их исполнением под гитару.

4. Новелла Матвеева

Она являлась не только бардом, но и поэтессой, литературоведом, драматургом, переводчицей. Новеллу заметили вовремя и полюбили практически сразу.

Провинциальная девушка с гитарой и завораживающим голосом быстро стала популярной сначала в Москве, а потом и во всей стране.

3. Александр Дулов

Александр Дулов занимался не только музыкой, но и наукой: он являлся химиком.

Бард написал больше 200 песен. Реже он использовал свои стихи, чаще – чужие. Дулов провел большое количество концертов и творческих вечеров.

2. Юрий Визбор

Его песни всегда были нежными, мелодичными, что было весьма не характерно для 60-70 годов. Визбор написал более трехсот замечательных песен. Он был не только бардом, но и прозаиком, драматургом, актером.

1. Булат Окуджава

Он не только был бардом, но и занимался написанием исторических романов, сценариев. Окуджава написал песни ко многим культовым кинокартинам, среди которых, например, «Белое солнце пустыни».

Творчество Булата Окуджавы очень сильно повлияло на многих исполнителей, в числе которых Юрий Визбор, Владимир Высоцкий.

Посвященные ему фестивали до сих пор проходят в Москве, на Байкале, в Перми, в Израиле.

Источник

История бардовской песни

Авторская песня впитала в себя и русский городской романс, и кант (бытовую многоголосную песню), и крестьянские песни, и творчество декабристов, и революционные молодежные песни 20-х гг., песни беспризорников, студенческий фольклор. Она прошла большой и сложный путь: от полного неприятия, запрета – к блестящему расцвету и признанию. Статьи середины 50-х гг. были очень критичны: авторская песня обвинялась в непрофессионализме, ее называли «самодельщиной», считали, этому жанру «дальше костра и студенческого общежития выходить не стоит». Однако песни, сочиненные в стройотрядах, в геологоразведочных экспедициях, в кругу единомышленников, с появлением магнитофонов стали быстро распространяться по всей стране и становились народными.

Читайте также:  Рассказ моя семья для 2 класса на английском языке

Люди разных профессий пишут песни. Почему? Что заставляет их это делать? Каждый автор пишет о том, что его волнует, как он видит и понимает мир. Поэт размышляет о добре и зле, о смысле жизни, рассказывает о человеческих чувствах. Концерт любого барда – это не развлекательное шоу, это всегда душевный, искренний разговор со слушателями, это исповедь поэта. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли, как он несовершенен, в суете и спешке быстротекущего времени осознали себя в этом мире и постарались чуточку изменить этот мир и самих себя.

Как найти себя в жизни, стать личностью? Каждый бард решает это по-своему. Например, Ю. Ким считает, что путешествие, романтика, природа лучше, чем стены квартиры. Об этом песня Ю.Кима «Фантастика-романтика.

Александр Розенбаум в своей лирической песне «Вальс Бостон» считает, что самое лучшее – это красота музыки, любви, самой жизни.

Люди мужественные, стойкие, смелые привлекают внимание бардов, Россия испокон веков славилась своими доблестными сынами. Размышления о прошлом и настоящем России, тревога за ее судьбу, преклонение перед ее мощью и красотой – все это мы находим в авторских песнях. Их отличает искренность высказывания, доверительный тон исполнения. Такова строгая и мужественная песня «Атланты» Александра Городницкого.

Тема истинной дружбы, выбора друга красной нитью проходит во всех авторских песнях. Настоящий друг всегда выручит, не оставит в беде. «Песню о друге» Владимира Высоцкого.

Одно-единственное чувство на земле, которое помогает жить, делает нас чище и бодрее – это любовь. Ради любимого человека мы можем творить чудеса, наша душа расцветает, она поет, в ней всегда весна. Но любовь бывает и другой: сердечные муки, слез, ревность. Неверие, коварство. Все оттенки этого всепоглощающего чувства, на котором держится вся земля, представлены в авторской песне. Олег Митяев «С добрым утром, любимая».

Источник

Рассказ о барде и его песни

Месяц назад («Барды и попугаи» https://tunnel.ru/post-bardy-i-popugai) было обещано продолжение темы; пост вызвал у читателей интерес, поэтому – продолжаю.

Принято считать, что авторская песня в СССР существовала как альтернатива «попсе», под определение которой попадали не только танцевальные песенки, но и жанр поп-музыки в целом. Цель этого поста – показать, что нашим бардам «ничто человеческое» было не чуждо, и многие из них внимательно следили за появлением новинок поп-индустрии, которая, естественно, существовала только на Западе. Ну и, естественно, пополняли ими свой репертуар. Справедливости ради стоит сказать, что наибольший интерес у наших бардов все-таки вызывали песни их коллег по жанру – французских шансонье. Но – не только…

Рекордсменом по перепевкам зарубежных песен был, пожалуй, знаменитый актер и бард Юрий Визбор. Песня Кенни Роджерса «Люси» в его исполнении стала хитом, другие исполнялись им реже – но с нескрываемым удовольствием.

Можно сказать, что творчество американцев Simon & Garfunkel некоторым образом напоминает стиль наших авторов-исполнителей; это не осталось незамеченным и самими бардами – о чем говорит включение в их репертуар песен дуэта.

Галина Хомчик и Елена Камбурова не написали ни одной песни, однако по праву причисляются к самым знаменитым бардам России – как «проводники» творчества Окуджавы, Визбора и других корифеев жанра. Г.Хомчик записала пару международных хитов, а Е.Камбурова – целый альбом песен зарубежных композиторов; обе пели их на языке оригинала.

Ставшая уже «хрестоматийной» якобы украденная у итальянцев песня «За туманом» заслонила собой интерпретацию Ю.Кукиным песни Ж.Холмса «Жизнь проходит». Вслед за Ю.Кукиным её исполнил и Евгений Клячкин (почему-то автором назван Ш.Азнавур)

Читайте также:  Рассказ про старый город в школу

Жанр боcсановы был весьма востребован и в творчестве А.Дольского. Правда, певец музыку для песен, исполненных в этом ритме, писал сам. Но все же в его репертуаре отыскалась одна зарубежная композиция – правда, к поп-музыке ее причислить трудно, разве что благодаря исполнению ее Boney M или Sanna.

Трудно было удержаться от влияния музыки, носившейся в воздухе, нашим бардам, эмигрировавшим на Запад. Выпускник Щукинского училища Александр Халецкий до эмиграции в США в 1975 году успел сыграть в нескольких фильмах и написать несколько песен. Вместе с женой, тоже автором-исполнителем, уже в Америке он выпустил альбом песен о жизни за «железным занавесом», на котором, пожалуй, была записана лишь одна песня, не несущая политической окраски – именно она и оказалась кавером композиции французского музыканта Алена Барьера.

Про заимствование зарубежных песен Алексеем Хвостенко мы уже упоминали в «Попугаях». Положив на взятые у зарубежных коллег мелодии стихи поэта А.Волохонского, Хвост сделал их своими хитами…

Юлий Черсанович Ким не исполнял чужих песен. Однако в его творческом багаже – перевод мюзикла

Notre Dame de Paris и песен, которые исполняли артисты эстрады. К тому же, бард является автором нескольких израильских песен, к ним же он отнес и переработку «Арии рабов» из оперы «Набукко» Дж.Верди.

Источник

Изгиб гитары жёлтой: как в СССР появилась бардовская песня и куда она ушла

Началось с того, что в страшном 1937 году студент Института Философии, Лиетратуры и Истории (легендарный ИФЛИ, выпустивший из своих стен множество известных людей) Павел Коган написал стихи, а его друг Георгий Лепский положил их на музыку. Так появилась «Бригантина».

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза.
Во флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.

«Бригантину» сначала пел весь ИФЛИ, потом студенты других вузов. Потом ее вроде бы забыли, но — нет, не забыли. Переписывали от руки в самодельные песенники, толстые тетрадки в клетку, неумело пририсовывали рядом парусники. А иногда, в очень-очень хорошей компании у костра, кто-то доставал гитару и пел. И появлялось это «щемящее чувство дороги», как будто скоро в путь, навстречу неизвестной пока, но настоящей и огромной радости.

«Старая «Бригантина», как разводящий, обходила по вечерам институты, зажигала на берегах костры романтики. Ах, как у этих костров хотелось всего настоящего: работы, любви, удачи. »— говорил Юрий Визбор.

Поющие институты

«Бригантину», написанную двумя восемнадцатилетними мальчишками, вспомнили в 50-х, когда в СССР появились барды. Этим кельтским словом в Советском Союзе называли романтиков, которые сами придумывали и сами пели свои песни. И эти песни не были похожи на те, что звучали по радио или на официальных концертах. И опять все началось со студентов. Бардовская песня, как лесной пожар, загорелась сразу в нескольких местах.

На биофаке МГУ училась тогда Ляля Розанова, легендарная Лялька, которая заправляла всей творческой и общественной жизнью. Лялька придумала агитбригады, студенты колесили по стране и пели хорошие песни, сначала чужие. А потом Лялькин друг Ген Шангин-Березовский сочинил «Песню о верном друге». «Песня о верном друге» ездила с ребятами по стране. Агитбригада уезжала, а песня оставалась и пелась уже другими голосами. И в это самое время песни придумывали и пели в Московском пединституте. Пели так, что аббревиатуру МГПИ в 50-60 годы расшифровывали как «Московский государственный поющий институт». Там учились Юрий Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева, будущий прекрасный писатель Юрий Коваль, будущий гениальный режиссер Петр Фоменко. И все писали стихи, и все пели. Однажды прямо на лекции Визбор написал свою первую песню «Мадагаскар»:

Источник

Познавательное и интересное