Рассказ о баяне для 3 класса по музыке

Сказки

специалист в области арт-терапии

Вы помните, ребята, случай, который произошёл однажды на военной дороге с солдатом Василием Тёркиным, героем поэмы Александра Твардовского.

В трескучий мороз на узком прифронтовом шоссе образовалась «пробка» встали машины, обозы, повозки с ранеными. Студённый ветер сковал людей, но в этот момент кто – то дал Тёркину в руки гармонь погибшего во вчерашнем бою танкиста:

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как – то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шёл народ, как на огонь…..

Царственный орган роднит с гармонью один и тот же источник звука – колебания воздушной струи. В давние времена, когда конструкция органа была ещё не столь совершенной, за сценой размещался его воздуходувный механизм, и пока органист играл, рабочие за кулисами сжимали и разжимали меха, вдувая в органные трубы воздух.

В Германии и Австрии, в России и Чехославакии, в Италии и во Франции люди давно думали о создании инструмента, в котором звук рождался бы от колебания воздуха.

И лишь когда догадались, что «выдувать музыку» можно не только с помощью труб, настало время гармони.

Сколько десятков, сотен лет прошло, прежде чем древние и их потомки превратились в современную гармонь, в самый совершенный её вид – русский баян!

Как мало походила эта примитивная, с маленьким однообразным голоском гармонь на наш баян – богатый и яркий по звуку и тембру инструмент!

Чтобы поближе познакомиться с его биографией, нам надо начать с путешествия в старинный русский город Тулу.

Издавна любили тульские рабочие попеть и поплясать на досуге, по сердцу пришлась им гармонь за её напевный, далеко слышный голос.

Но даже самые искусные музыканты не могли в тон подыграть на иностранной гармошке не одной любимой народной песне: не хватало для этого звуков, да и ла у инструмента всего один – мажорный.

Но не зря гремела слава о тульских умельцах. Среди других имён дошло до нас имя мастера СИЗОВА.

Как попала к нему в руки гармонь – потерял он покой. Придёт с работы поздно, усталый – и за дело: засветит огонёк в своей коморке, разберёт на чистой лавке всю гармонь до основания и начинает по своему мастерить: то раму, то планочку другую приладит, то иной материал для мехов попробует, то форму другую захочет мехам предать, а то ищет, подбирает новый, чуть печальный звук, тот самый, который заставит гармонь Сизова запеть русским голосом с характерными для нашей песни переходами.

Бывало, забрезжит утро на дворе, побледнеет жёлтая полоска, пробивающаяся сквозь ставни, а из каморки Сизова всё доносится негромкое постукивание молотка, звон металлических клапанов, а то вдругпрорежет тишину пустынной улицы нежный минорный звук, только что родившийся под рукой тульского оружейника.

Можно было бы написать целую повесть о русской гармони: ведь чуть ли не каждый новый звук и аккорд имеет свою удивительную историю.

Работали над гармонью и другой тульский мастер – Николай Иванович Белобородов. Был он замечательный музыкант – самоучка; но чтобы играть так, как ему хотелось, недоставало в гармони полутонов, не хватало отдельных звуков. Белобородов сумел ввести в строй гармони все известные ему звучания – так родилась хроматическая гармонь и поныне живущая в народе.

Знаете, кто один из первых услышал эту гармонь и одобрительно отозвался о ней и об игре создавшего её музыканта? – Лев Николаевич Толстой.

Как – то Белобородов со своими друзьями, такими же, как он тульскими рабочими, составившими первый русский оркестр гармонистов давали концерт на станции Ясная поляна. Если бы мы захотели дальше проследить «географию» развития нашей гармони, нам пришлось бы исколесить всю страну: Работали над ней мастера Саратова, Вятки, нижнего Новгорода, Ельца и Ефремова, сельские любители музыки Тульской и Орловской губерний, умельцы Бологого и Череповца……

Народ бережно хранил и неустанно совершенствовал гармонь, давал ей, как любимому ребёнку много ласковых имён: «вятская тальяночка», «ливенка», «черепашка»….

Немало интересных страниц хранит история гармони. Я бы хотела вспомнить известного музыканта Якова Фёдоровича Орланского. Был он сыном сапожника. С малых лет пристрастился к музыке. Во время службы в армии его часто звали поиграть в господские хоромы, в то время он не мог выступать под своей настоящей фамилией и поэтому ему пришлось присоединить к ней псевдоним Титаренко: так звали известного мастера. Был он сыном сапожника.

Читайте также:  Рассказ выскочка пришвина ответы на вопросы

Со своим проектом он обратился к мастеру П. Е. Стерлигову, сделавшего такую гармонь. Яков Орланский – Титаренко назвал её баяном – в честь ведущего певца Баяна, о котором вы читали в «Слово о полку Игореве»

И по сей день это название сохранилось за самыми совершенными видами русских хроматических гармоник.

Вот он перед нами – нарядный, красивый концертный баян. Совершенствовать его не прекращают и сегодня замечательные мастера.

В диапазоне правой клавиатуры полного баяна – четыре с половиной хроматической октавы; на левой его стороне – сто отливающих перламутром басовых кнопок.

Произведения М.И. Глинки, П. И. Чайковского, С.В. Рахманинова, В. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Листа, Д. Д. Шостаковича и т.д. отлично звучат на баяне и в оркестре баянистов.

В нашей стране сейчас много ансамблей, состоящих из тембровых баянов; Каждый из таких баянов приближается по звучанию к какому – либо инструменту – от флейты – пикало до контрабаса.

Любопытно, что «король гармоник» баян не вытеснил весёлое, шумное и проворное семейство самых различных русских гармоней – от двухрядки до аккордеона. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь!

У каждого инструмента своя большая музыкальная жизнь, своя судьба!! И в том, что маленькая, скромная гармонь достигла такого совершенства и всенародного признания – заслуга многих поколений талантливых русских умельцев, людей с душою музыкантов и золотыми рукамиискуснейших мастеровых.

Источник

Рассказ о баяне для 3 класса по музыке

Музыкальный инструмент: Баян

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю баяна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.

Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Фото:

Интересные факты:

Конструкция баяна

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности баяна

Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

Применение и репертуар

Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Читайте также:  Рассказы о школе большая перемена

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Произведения для баяна

Исполнители

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

История баяна

У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.

В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в «левой руке», которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном.

В 1907 году мастером-конструктором П. Стерлиговым. по поручению музыканта-гармониста Орланского-Титаренко. был изготовлен сложный четырехрядный инструмент, получивший название «Баян», в память древнерусского сказителя. Инструмент быстро совершенствовался и уже 1929 году П. Стерлигов изобрел баян с готово-выборной системой на левой клавиатуре.

Читайте также:  Рассказ мышонок пик характеристики героев

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Баян

Источник

Рассказ о баяне для 3 класса по музыке

Впервые появившись в Европе, баян, как разновидность гармоники, стремительно распространился по миру. Но наибольшей любовью этот музыкальный инструмент до сих пор пользуется в России – без него немыслим ни один концерт народной музыки.

Что такое баян

Группа инструментов, к которой относится баян – язычковые, клавишно-пневматические. Это русская разновидность ручной гармони, обладающая двумя клавиатурами. Ближайшим родственником является аккордеон.

Инструмент обладает широким диапазоном звучания – 5 октав. Строй инструмента – равномерно-темперированный.

Универсален – подходит солистам, аккомпаниаторам. Звучит насыщенно, способен заменить целый оркестр. Баяну подвластны любые мелодии – от народных до виртуозных, классических.

Как устроен баян

Устройство баяна достаточно сложное, условно инструмент делят на левую и правую части, между которыми располагаются меха.

Правая часть

Представляет собой прямоугольную коробку, к которой крепятся гриф, дека, специальные механизмы. Нажимая определенную клавишу, исполнитель запускает механизм. Далее внутри приподнимается клапан, давая воздуху доступ к резонаторам.

Материал изготовления коробки – дерево (береза, ель, клен).

Наружная сторона грифа оснащена игровыми клавишами, располагающимися в хроматическом порядке. Различные модели могут обладать тремя, четырьмя, пятью рядами клавиш.

Левая часть

Левая коробка также располагает кнопочной клавиатурой. Кнопки сгруппированы в 5-6 рядов. Два первых ряда – басы, остальные – готовые аккорды. Имеется специальный регистр, позволяющий менять метод звукоизвлечения с готового на выборный. Внутри коробки – сложный механизм, с помощью которого звук левой рукой можно извлекать в 2-х системах: готовой, готово-выборной.

Предназначение – соединение левой, правой частей баяна. Изготавливается из картона, сверху оклеивается тканью. Стандартная меховая камера имеет 14-15 складок.

Обратная сторона инструмента оснащена ремнями, помогающими исполнителю удерживать конструкцию. Средний вес баяна внушителен – около 10 кг. Самые тяжелые, оркестровые модели, достигают массы 15 кг.

Как звучит баян

Инструмент любят за выразительность, богатый потенциал, широкие возможности для импровизации.

Звуки баяна – яркие, насыщенные, способные передать всю гамму человеческих чувств, от восторга до щемящей тоски. Они рождаются, благодаря колебаниям язычков, расположенных в голосовых планках, являются достаточно пластичными, красочными.

Наличие регистров – отличительная особенность модели, позволяющая разнообразить тембр, придать звучанию любой оттенок, от нежности скрипки до монументальности органа. Профессионалы справедливо считают: одним баяном можно успешно заменить небольшой оркестр, настолько впечатляюще он звучит.

История баяна

Часть исследователей историю развития баяна исчисляет тысячелетиями, называя прародителем восточный инструмент «шэн». Он появился около 3 тысяч лет назад, был оснащен язычками, впоследствии совершенствовался, приобретая различные формы.

Мирвальд изобрел баян в 1891 году. Мастер усовершенствовал привычную всем модель ручной гармоники, снабдив ее трехрядной клавиатурой, увеличив диапазон до четырех октав, исправил ряд существующих недочетов.

Европейские музыканты новшеством не заинтересовались, интерес к нему за границей проявили довольно слабый. Зато в России, куда инструмент завезли в 1892 году, он моментально обрел популярность. Ему придумали исконно русское название – в честь Бояна, лучшего древнего сказителя на Руси. Таким образом, можно считать первый в мире баян отечественной задумкой – в других странах у данного инструмента иное название.


Выглядели баяны, произведенные в России, по-разному – мастера стремились разнообразить модельный ряд, выпуская модели с тембром, напоминающим кларнеты, аккордеоны, рояли.

В состав оркестра русская новинка вошла с легкой руки мастера Стерлигова, сконструировавшего 4-5 рядную клавиатуру специально для профессиональных музыкантов. Строение его модели практически идентично современным экземплярам.

Разновидности баянов

Сегодня выделяют 2 основных вида – оркестровые, обычные.

Оркестровые

Отличительная особенность – наличие клавиатуры только справа. Выделяют две группы оркестровых модификаций:

Обычные

Данная группа включает 2 типа инструментов, различающихся системой аккомпанемента, предусмотренной для левой руки:

Также модели делят по количеству голосов: выделяют 2, 3, 4, 5-голосные.

Использование

Универсальность инструмента, возможность солирования, аккомпанемента, позволяет использовать его повсеместно – в народных оркестрах, ансамблях. Всевозможные стили музыки, от техно до джаза, рока, включают его в свой музыкальный состав.

Баян отлично сочетается практически со всеми типами существующих инструментов – клавишными, духовыми, струнными, ударными. На нем отлично звучат произведения классиков – Бетховена, Баха, Чайковского.

Но самое главное – игра на нем доступна любителям. Поэтому русскую усовершенствованную гармонику часто встречают на свадьбах, домашних и семейных торжествах.

Источник

Познавательное и интересное