Рассказ о биографии какого либо слова
Обычно со словом биография у нас связывается изучение жизни писателей, выдающихся ученых, живописцев, музыкантов. Биография может быть не только у людей. Слова также могут иметь свою историю, свою биографию.
День Мороза и Снегурки
Не побегать ей без ножек».
Удивлялась ёлка: «Ёж,
Без корней ты как живёшь?»
Где и когда родилась песня про ёлочку?
Кто из нас в детстве не напевал песенку «В лесу родилась ёлочка»! Словом, где и когда родилась о ней песенка, кто автор слов и музыки, наверняка мало кому известно.
А было так. Сначала появилось стихотворение — впервые оно было опубликовано в русском детском журнале «Малютка» ещё в 1903 году. Автором его была писательница Раиса Кудашева, сочинившая более 200 детских рассказов, стихов и сказок. Три года спустя «Ёлочка» была положена на музыку композитором Леонидом Битманом, быстро стала популярной и дожила вплоть до наших дней. Правда, по неизвестной причине никогда не указывались её сочинители. Авторство Р.Кудашевой в 1941 году случайно выяснил известный писатель Александр Фадеев. Тогда же, уже в очень пожилом возрасте, она была принята в Союз писателей.
Тот самый привычный нам электрический звонок, трели которого могут быть радостными (на перемену) и неожиданными (на урок), появился уже в 20 веке, а до этого школьников собирали в классы чаще всего с помощью больших и маленьких колоколов, в которые звонили сторожа. С изобретением электромагнита появились электрические звонки.
Источник: журнал «Костер» №9 от сентября 2000 года.
Маленькому человеку, которому исполняется семь лет и который собирается идти в школу, родители покупают пенал.
— это коробочка для хранения ручек, карандашей, перьев, резинки. Слово пенал пришло к нам из немецкого языка. (Можно заметить, что в немецком языке «пеналом» шутливо называют и гимназию, а «пенальщиком», или «пенальчиком» — школьника). Пенал— это коробочка только для перьев. Затем в пенале стали хранить и ручки, и карандаши, и резинки.
(название предмета, которым мы пишем) произошло от слова рука. В значении предмета для письма, вероятно, стало употребляться с 30—40-х годов XIX века. Так, в словаре Пушкина это значение у слова ручка не отмечено, а в «Словаре современного русского литературного языка» первым поставлен пример из произведения Чернышевского: «Ручку для стальных перьев он предписывал купить резную из красного коралла».
Раньше писали гусиными, лебедиными, вороньими перьями . Их нужно было очищать, заострять, чинить. Делалось это ножами, которые называли перочинные . Но.
Давным-давно прошла пора,
Когда чинили перья.
И все ж, по правилам старинным,
Нож называют перочинным.
С 30-х годов XIX века в России для письма стали пользоваться металлическими пластинками, с заострен ным и расплющенным концом. Старое название — пе ро — перешло на новое орудие письма.
Каждый, не задумыва ясь, ответит, что оно связано со словом резина. А слово резина пришло к нам из греческого языка, где оно озна чает «смола».
Английский химик Джозеф Пристли в 1770 году за метил, что резинки, то есть кусочки застывшего сока кау чукового дерева, хорошо стирают следы карандаша с бумаги. Когда же в 1840 году люди научились вулкани зировать каучук, резинка стала доступна любому школь нику и прочно заняла свое место в пенале рядом с руч кой и карандашом. В некоторых городах (например, Ленинграде, Одессе) резинку называют ластиком.
Это слово происходит от греческого «тэтрадион» ( tetradion ), что буквально означает сложенное вчетверо. Именно так древние греки делали тетради. Часто эти четыре листочка для удобства сшивались. Сейчас тетрадь может состоять из различного количества листов.
Источник: «Тайны родного языка» под редакцией З.А.Потиха, Волгоград, 1969 год.
Проект «Биография одного слова»
специалист в области арт-терапии
Биография одного слова
Тема: « Биография одного слова» .
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Каждый ученик класса получает задание:
составить план рассказа о слове;
выбрать слово, вызвавшее интерес;
собрать теоретический материал о слове;
составить рассказ о слове;
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта.
Урок-презентация Задача этана – индивидуальная защита проекта.
— Однокоренные и многозначные слова, синонимы, антонимы,
— Использование в художественной речи
Номер материала: ДБ-233551
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.