Рассказ о блокадном хлебе для младших классов

Сказки

Классный час «Блокадный хлеб»

специалист в области арт-терапии

Цели : создать условия для духовно-нравственного развития детей;

формировать у учащихся знания подвигах защитников Родины во время Великой Отечественной войне;

воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Мультимедийное оборудование, экран;

Книги для чтения: «Искра света»( рассказ «Булочка» О. Полещук), «Донный лед ( рассказ «Царь Голод»)»,

Сегодня мы будем говорить о блокаде Ленинграда. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

-Как вы думаете почему?

— А знаете, сколько труда нужно затратить, чтобы произвести хлеб?

И как тут ни вспомнить замечательную пословицу :

О, мы познали в декабре —не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,наш хлеб насущный, ленинградский…

В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно.

Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. Сама Таня была эвакуирована из Ленинграда, но вылечить ее не удалось, она умерла от дистрофии 1 июня 1944 года в Горьковской области. В 1972 г. в поселке Шатки на ее могиле был открыт памятник. Дневник Тани Савичевой стал обвинительным документом в 1945 году на Нюрнбергском процессе, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.

Смерть могла наступить в любой момент, в любом месте, люди падали на улице. Часто те, кто пытался отвезти на кладбище своих умерших близких, умирали по дороге туда.

Город умирал, но ленинградцы не принимали этого, они боролись и работали. У них было мало еды, света, тепла, но их жизнь продолжалась. Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков. В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые и деятели культуры

17 сентября 1941 года по Ленинградскому радио выступил Д.Д. Шостакович: «Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом… Два часа назад я закончил две первые части музыкального произведения…» Это была знаменитая Седьмая симфония.

По ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика.

Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок. Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства. 20 ноября 1941 г. по Ладоге пошёл санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами. Так в осаждённый город были доставлены первые 63т муки. 22 ноября шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 т продовольствия. Уже в конце ноября 1941г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда окреп лёд.

27 января 1944 г. в результате Ленинградско-Новгородской операции блокада была снята, и торжественный салют возвестил миру, что Ленинград полностью освобожден.

Так пусть же мир сегодня слышит салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит победоносный Ленинград!

Источник

Классный час «Блокадный хлеб». 4 класс.

специалист в области арт-терапии

Тема: Блокадный хлеб

Разработала и провела:Долгова Е.В.,

учитель начальных классов

пгт. Промышленная, 2020г.

Место проведения: МОКУ «Падунская школа-интернат», пгт. Промышленная

Дата проведения: 27.01.2020г.

Разработала и провела: Долгова Е.В., учитель начальных классов

Тема: Блокадный хлеб

— Формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города и его жителей.

— Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям.

— Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине, чувство патриотизма.

Оборудование: иллюстрации, фото из истории блокадных лет г. Ленинграда; стихотворения; песня «Дети блокады» муз. Л.Шаховой, сл. Т.Тимофеевой, исполнитель: ансамбль «ВЕТЕР НАДЕЖДЫ».

Здравствуйте уважаемые гости! (Обучающиеся приветствуют гостей вместе с педагогом)

В этом году наша страна будет отмечать 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Это значит, что 75 лет мы все с вами живем под мирным небом. А война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории.

Сегодня мы с вами узнаем что такое блокадный хлеб и какова его цена.

Давно закончилась война. Много трагических событий и славных побед произошло в годы ВОВ. Одно из них – Блокада Ленинграда. Сегодня это город Санкт – Петербург. Ещё этот город называют северной столицей нашей страны.

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Так называлась наша Родина в то время. И началась Великая Отечественная война.

В августе 1941 года тяжелые бои шли уже на подступах к городу, немцы решили взять город измором.

8 августа 1941 года этот город оказался со всех сторон окруженный врагом. Город был взят в кольцо и отрезан от остальной страны. Начались бомбежки, холод и нехватка продовольствия. Так началась блокада Ленинграда.

Блокада города длилась почти 900 дней. А точнее, это были 872 дня мужества и героизма. Жители города продолжали жить, трудиться и сражаться.

Читайте также:  Рассказ london eye на английском языке с переводом

Работали административные и детские учреждения, типографии, поликлиники, театры, продолжали работу ученые. Женщины, подростки работали на заводах, заменив мужчин, ушедших на фронт.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.

Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Запасов продовольствия и топлива было очень мало. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам (паек), но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. Другие продукты в этот период не выдавали.

2 сентября было первое снижение норм выдачи хлеба. Потом произошло еще 4 снижения норм выдачи хлеба: 12 сентября, 1 октября, 13 и 20 ноября.

Самый тяжелый период – с декабря по февраль первой блокадной зимы 1941 – 1942 годов.

Началось массовое заболевание дистрофией. Дистрофия (голодная болезнь) – нарушение общего питания организма вследствие длительного недоедания. После войны у дистрофии появилось еще одно название «Ленинградская болезнь».

Карточная система не спасала положение.

В это время на сутки выдавали хлеба:

— бойцам на передовой линии обороны – 500 гр.,

— рабочим горячих цехов – 375 гр.,

— остальным рабочим и инженерам – 250 гр.,

— служащим, иждивенцам и детям – всего 125 гр.

Особенно страдали дети.

Как много в жизни человеку надо!
Он мечется порою от тоски.
А нам, голодным детям Ленинграда,
Нам снились хлеба тёплого куски.

Пахучего, с растрескавшейся коркой,
Хрустящего, как в сказке, под ножом…
Его во сне рассматривали зорко
И вспоминали с завистью потом.

Хлебные нормы были настолько малы, что люди умирали от истощения тысячами. Жители Ленинграда умирали на улицах города, за станками, в очередях. За три месяца умерло больше 250 тысяч человек.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.

— Обучающийся читает стихотворение

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

не зря «священным даром» назван

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

Блокадный хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый. 125г черного хлеба с добавлением опилок и травяной муки. На половину он состоял из несъедобных примесей, заменявших муку.

— Обучающийся читает стихотворение

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. И город жил, работал и сражался до последнего вздоха.

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она 30 км по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев, поэтому получила название «дорога Жизни».

— Обучающиеся читают стихотворение

Девятьсот блокадных дней

Мы верили в победу

Кто в то время жил,

Победою над смертью

Подвиг свой вершил.

3.Были все на равных

Бессмертен подвиг давний

Блокадной той поры.

В стойкость Ленинграда

По «дороге Жизни» на машинах «Полуторках» вывозили из осажденного города слабых, обессиленных людей. Было вывезено более 1,5 миллионов человек. А в город везли хлеб и продукты.

Колонны машин шли днем и ночью до тех пор, пока лед мог выдержать вес машины. Много трудностей и опасностей подстерегало людей: обстрелы врагов, тонкий лед. Иногда приходилось ехать с открытыми дверцами, чтобы можно было быстро покинуть машину.

Рвутся на Ладоге мины,

С треском рушится лед.

Все же идет машина,

Хлеб в Ленинград везет.

Хлеба кусочек малый

Ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала

Эта дорога для нас!

Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

18 января 1943 года блокада была прорвана, и враг был отброшен от города.

А окончательно блокада была снята 27 января 1944 года. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

Муз. Л.Шаховой, сл. Т.Тимофеевой.

Исполнитель: ансамбль «ВЕТЕР НАДЕЖДЫ»

Наш город родной над Невой

Не сломлен суровой войной.

Он в годы блокады, жестокой, нещадной,

Сражался и в холод и в зной!

Нас память уносит назад,

Туда, где сирены гудят,

Где рвутся снаряды, а дети блокады

В глаза… лютой… смерти глядят.

Был в городе голод и мор.

Изрытый бомбежкою двор.

Но дети взрослели и выжить сумели,

Все помнится им до сих пор.

Нас память уносит назад,

Туда, где сирены гудят,

Где рвутся снаряды, а дети блокады

В глаза… лютой… смерти глядят.

Но выстоял русский народ.

И память об этом живет

В сердцах поколений.

Ведёт непрерывный отсчёт.

Нас память уносит назад,

Туда, где сирены гудят,

Где рвутся снаряды, а дети блокады

В глаза лютой смерти глядят.

Блокадные ночи и дни,

Как долго тянулись они.

Читайте также:  Рассказ о происхождении своего имени тимур

О, сколько утрат познал Ленинград

В суровые годы войны.

В суровые… годы… войны.

— Как сегодня называется город Ленинград?

— Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

— Как называлась дорога, которая связывала блокадный город с остальной страной?

— Сколько грамм хлебного пайка было положено детям в декабре 1941 года?

— Из чего пекли блокадный хлеб?

— Какова цена ленинградского хлеба?

— Почему нужно беречь хлеб всегда, в любое время?

Источник

Классный час «Блокадный хлеб»

специалист в области арт-терапии

на тему: «Блокадный хлеб»

Подготовила: учитель начальных классов Исакова З.И.

Тема: Блокадный хлеб

Цель: патриотическое, гражданское и духовное воспитание обучающихся на примере конкретных людей и их поступков. Продолжать расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы.

— познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками; с пословицами о хлебе, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать уважение к людям старшего поколения; бережное отношение к хлебу и любовь к родине.

Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, колонки, презентация «Берегите хлеба каждую крупицу!», видеоролик « Дети войны». «Маленький кусочек хлеба».

Ход классного часа

2. Сообщение темы классного часа.

— В этом году наша страна будет отмечать 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война.

— Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с одной такой страницей. А посвящена она будет детям блокадного Ленинграда.

— Тема нашего классного часа « Блокадный хлеб»

При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

– Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе?

(Их надо собирать и отдавать птицам.)

— В это время в городе находилось более трёх миллионов человек, и среди них 400 тыс детей. Вместе со взрослыми дети и подростки Ленинграда встали на защиту любимого города. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.

— К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому времени немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому хлеб в Ленинграде выдавали строго по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы – лебеды, древесных опилок.

— И все же блокадная пайка хлеба была той единственной ниточкой, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

Пайка блокадного хлеба

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках

Пайка блокадного хлеба —

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Мы не должны забыть!

— Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами.

— В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.

Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.

— В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах.

— Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 650 тысяч жителей города. (слайд )

— До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки — Тани Савичевой.

Шесть страниц — шесть смертей: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама». День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня». (слайды музея)

— Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

— Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.

— Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? Что это была за дорога? (слайд )

— Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей — женщин, детей, стариков.

Рвутся на Ладоге мины,

С треском рушится лед.

Все же идет машина,

Хлеб в Ленинград везет.

Хлеба кусочек малый

Ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала

Эта дорога для нас!

(видеоролик «Дети войны». «Маленький кусочек хлеба» Блокада Ленинград а)

— 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами.

— Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии!

4. Практическая работа.

— К сожалению, и в наше время есть такие места, где дети гибнут под бомбами. Умирают от голода и болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мамина ласка, умная книга. Они протестуют, как умеют: рисуют плакаты и картины, пишут стихи.

Дети пишут пожелания и приклеивают своих голубей на лист ватмана. На ватмане заголовок: «Мы за мир!»

— Ребята, что вы чувствуете, глядя на нашу работу?

Читайте также:  Придумать три вопроса к рассказу растрепанный воробей

* Выслушиваются ответы детей.

— Я полностью присоединяюсь к вашим чувствам. Пусть над нашей планетой сияют мирные звёзды. И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Мир – это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен взрослым!

Мир нужен всем! Мир! Мир! Мир!

Цели: содействие духовно-нравственному развитию учащихся;расширение знаний детей о хлебе.

Задачи: пополнять знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;продолжить научно-исследовательскую работу (представление результатов исследовательского проекта);продолжить работу над пониманием смысла пословиц о хлебе.познакомить с рецептом хлеба военных лет;дать возможность детям почувствовать себя в роли журналиста, корреспондента;развивать речь, логическое мышление, навыки коммуникативного общения (работа в группе);воспитывать патриотизм, уважение к людям труда;

Оборудование: ноутбук, презентация «Берегите хлеба каждую крупицу!» хлебо-булочные изделия

Слово учителя: «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. (Показываю его портрет)

И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

Когда же появился первый хлеб?

Очень много тысяч лет назад (15 тысяч лет назад до н.э.) первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Слайд 2.

(Посмотрите на (экран) иллюстрацию: это первобытные люди). Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. (Посмотрите на иллюстрацию «Египет»). Слайд 3.

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий!

Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

Это связано с тем, что белый (пшеничный) хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный – из ржаной муки (показываю детям ржаной и пшеничный хлеб).

Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить, хлеб-кормилец.

Учитель: Давайте вместе прочитаем это слово (жито)

Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

Как вы думаете, 15 тонн – это много или мало?

Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет.

6 вопрос. Сколько нужно зёрен, чтобы испечь одну булку?

10.000 зёрен. Это примерно такое количество зёрен.

7 вопрос. Как пришел хлеб на наш стол?

Детям показывается презентация« Как хлеб на стол попал?»

С чего всё начинается? Слайд 4.

Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу. Слайд 5.

Солнце светит. Дождик идёт. Вскоре на полях появляются зелёные ростки – всходы. Слайд 6.

Пшеница выросла, но поле ещё не золотое. Ещё нельзя убирать урожай. Слайд 7.

Хлебное поле стало золотым. Говорят: «Золотая нива!». Слайд 8.

Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.

С утра до глубокой ночи идёт уборка хлеба. Слайд 9.

Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. Слайд 10.

В этих башнях хранится зерно. Эти башни огромные. Слайд 11.

На мукомольном заводе пшеница превращается в муку. Слайд 12.

Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах.

А уж на заводе пекут хлеб. Слайд 13.

А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек. Слайды 14, 15.

В России существует единственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге.

Музей открылся 23 года назад. Есть в музее всё, что связано с выпечкой хлеба.

Давайте рассмотрим: это опилки, сушёная крапива, лебеда. Посмотрите: 5 граммов муки.

При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

– Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе?

(Их надо собирать и отдавать птицам.)

Учитель: Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения «О хлебе» автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

– Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?

– Какие эмоции у вас вызвал этот отрывок?

IV. Просмотр видеоролика «Дети войны». «Маленький кусочек хлеба»Блокада Ленинград а

Давайте посмотрим небольшой ролик о тяжёлой доле детей в годы войны.

Какие чувства вызвал просмотр видеоролика?

V. Сценка «Хлеб святой».

А теперь предлагаю Вашему вниманию сценку, подготовленную учениками нашего класса.

Дети исполняют сценку И. Сенченко «Хлеб святой».

Стихотворение читает ученик:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».

Учитель: Ребята, кто из вас знает, какие продукты необходимы, чтобы испечь хлеб?

Для его приготовления мне понадобилась мука пшеничная, молоко, соль, сахар, дрожжи, масло. Я могла заменить молоко на воду, масло тоже можно было не добавлять. Хлеб с молоком и маслом Слово учителя:

«Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» – гласит народная мудрость.

Спасибо всем за внимание. Слайд 18.получается гораздо вкуснее.

Источник

Познавательное и интересное