Детский час
для детей и родителей
Богатырь Алеша Попович. Рассказ детям
Видное место в нашем эпосе занимает богатырь Алеша Попович. К нему русский народ не относился с таким сочувствием, как к богатырям Илье Муромцу и Добрыне Никитичу. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». И богатыри относятся к нему со снисхождением.
Так, когда стояли они на богатырской заставе и проглядели заезжего богатыря-врага, а на утро Илья Муромец предложил желающему ехать нагонять врага, Алёша вызвался первый. Он заявил, что «удалее всех». Богатыри стали отговаривать его от поездки: у него «глаза завидущие», у него «руки загребущие», они видели, что он хвастается своей удалью. И действительно, Алеша вернулся разбитый – он едет на коне, шатается. Хвастовство и самонадеянность поставили Алёшу в неловкое положение. В таком же положении очутился Алёша в былине о его неудавшейся попытке жениться на Настасье Микулишне.
Какую характеристику мы можем дать Алеше Поповичу?
Но Алёша – не прямой человек: он всегда склонен к обману. Ему ничего не стоило обмануть Добрыню, его жену, князя Владимира.
Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие: пользуясь умственной простотой своего названного братца Якима Ивановича, он обратил его почти в слугу своего – тот и шатры в поле раскидывает и коня на водопой водит.
Но тут Алёша раз чуть не попал в беду: позарившись на цветное платье убитого им Тугарина, он снял это платье с врага и одел на себя. А Яким Иванович принял его за змея, напустился на него и избил его.
В русском эпосе Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.
Отрицательные черты, которые были свойственны Алёше, не превратили его в негативный образ. Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
В былинном эпосе, посвященном защитником отечества, особо выделяется богатырская троица – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Заметим, что такое их количество не случайно, тройка всегда считалась у славян священным числом. Младшим из витязей принято считать Алешу Поповича. Прототип его, известный ростовский боярин Олеша (Александр) Попович жил в 13-ом веке, Илья Муромец и Добрыня, соответственно, в 12-ом и 10-ом. Оба они и в былинах отличались недюжинной силой. В противовес этому, в былинном Алеше главное не сила, а его находчивость, удаль, хитроумие, смекалка. Интересно, что реальный Олеша Попович был как раз очень сильным и опытным воином, прославившимся своими поединками.
Как мы помним, в действительности встреча богатырей Алеши, Ильи и Добрыни (если подразумевать исторические прототипы их образов) состояться не могла, их разделяли века. Но в былинах все эти разные времена соединяются в одно целое.
Некоторые исследователи (например, В.В. Каллаш) считают, что ряд сюжетов сближает Алешу Поповича с другими легендарными личностями, в частности, со знаменитым Александром Македонским, поскольку тот в поединке с Пором использовал ту же хитрость, что и Алеша в битве с Тугарином.
Заметим, что знаменитая история о том, как Алеша Попович, распространив ложный слух о гибели своего побратима Добрыни, чуть было не женился на его жене Настасье, тоже очень напоминает один из общемировых «кочующих сюжетов». Ведь почти точно такая же история происходит с женою Одиссея. В обоих сюжетах муж, будучи неузнанным, оказывается на свадебном пиру, в результате правда торжествует и все становится на свои места.
Между Алешей Поповичем и Ильей с Добрыней, кстати, существует определенное сходство, правда, не в характерах богатырей, а в приключениях. Некоторые сюжеты почти полностью повторяют друг друга. Например, истории о змееборстве и Добрыни, и Алеши практически одинаковы. Противником младшего из богатырей, как мы помним, выступает Тугарин. Одни ученые (такие как А.Н. Веселовский) считают его реальной исторической фигурой – половецким ханом Тагарханом. Есть и противоположная точка зрения (М.Г. Халанский и др.), согласно которой этот образ целиком мифический и является отголоском очень древних преданий о борьбе сил Света (Солнца) и Тьмы, которая воплощена в чудовищном Змее.
С течением времени образ Алеши Поповича существенно меняется. Если в старых былинах подчеркиваются, прежде всего, его смелость, дерзость и находчивость, то в более поздних он уже горделив, заносчив, в бою действует больше хитростью, очень ловок, увертлив. Это проявляется и в былинах, посвященных встрече богатырей, и в других сюжетах. Со временем появляется в нем и еще одна черта – он становится (по определению Веселовского) «женским пересмешником». Причина такой трансформации, возможно, кроется в его прозвище и в отношении народа к поповскому сословию вообще. В позапрошлом веке это нашло отражение в «Сказке о попе и его работнике Балде…» А.С. Пушкина, в которой поп изображается жадным и недальновидным, а все симпатии слушателя – на стороне веселого и смекалистого Балды.
А теперь давайте поближе познакомимся с одним из главных прототипов нашего героя, ростовским богатырем-воином. Мужество этого витязя упоминается в летописях, в которых его называют «знаменитым храбром» (то есть, отборным, редких качеств воином). Сначала боярин Попович был на службе у князя Всеволода Большое Гнездо, а затем – и у его сына Константина Всеволодовича. Александр (Олеша) Попович (ростовский) прославился своими поединками, сразив в них не менее прославленных воинов. К сожалению, свою доблесть ему пришлось проявить и во время междоусобных войн, которые в те времена случались часто. В 1218 году боярин Попович уезжает ко двору киевского князя Мстислава Старого, вместе с которым погибает во время знаменитой битвы при Калке в 1223 году.
Кстати, в таких былинах как «Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня и змей» прямо указывается отчество героя – Леонтьевич. А в первой из них говорится, что он «сын попа Леонтия Ростовского». Сохранились рукописи Артынова, в которых описывается Ростовский уезд. Проанализировав их, исследователи пришли к выводу, что родиной Алеши Поповича можно считать нынешнюю деревню Селище Ростовского района Ярославской области.
Правда, некоторые ученые (В. Иванов и В. Топоров) считают, что образ боярина Александра Поповича (о котором сохранились и местные, ростовские предания), наслоился на гораздо более древний сюжет, в котором прослеживаются даже какие-то отголоски природных стихий. Но в этом нет ничего удивительного – в народном сознании история о знаменитом ратоборце легко соединялась в единое целое с более древними сюжетами, это как раз и есть одна из особенностей былинного эпоса.
Образ былинного Алеши Поповича сегодня широко известен благодаря не только знаменитой картине Васнецова, но и анимационным фильмам о приключениях богатырской троицы, которые пользуются сегодня популярностью (особенно у юного зрителя). Так, только один фильм из серии питерских компаний СТВ и «Мельница» – «Три богатыря на дальних берегах», собрал за 4 недели проката 28,3 миллиона долларов при бюджете в десять раз меньше, заняв первое место по посещаемости на первой же неделе, да и после успешно конкурировал с «Хоббитом» и «Жизнью Пи». Отметим, что до этого ни один полнометражный отечественный мультфильм не добивался такого успеха.
Эту серию часто вполне справедливо критикуют за то, что многое в ней сделано по голливудским лекалам, что приключения богатырской троицы лишь отчасти повторяют сюжеты былинного эпоса, что некоторые образы иногда неоправданно комичны, да и характеры богатырей часто далеки от описанных в первоисточнике. Но необычайный успех, которым пользуются эти анимационные фильмы у зрителя – свидетельство огромного интереса к теме Древней Руси, к древним корням и многовековым традициям наших Предков.
Алеша Попович
Рассказал для детей А. Нечаев
Худ. В. Кульков В славном городе во Ростове, у соборного попа отца Аевонтия в утешенье да на радость родителям росло чадо единое—любимый сын Алёшенька.
Парень рос, матерел не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымался, силой-крепостью наливался. На улицу он стал побегивать, с ребятами в игры поигрывать. Во всех ребячьих забавах-проказах заводилой-атаманом был: смелый, весёлый, отчаянный — буйная удалая головушка!
Иной раз соседи и жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожьте сынка!»
А родители души в сыне не чаяли и в ответ говорили так: «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся!»
Так и рос Алёша Попович-млад. И стал он на возрасте. На резвом коне поезживал, научился и мечом владеть. А потом пришёл к родителю, в ноги отцу кланялся и стал просить прощеньица-благословеньица: «Благослови меня, родитель-батюшка, ехать в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру, на заставах богатырских стоять, от врагов нашу землю оборонять».
Худ. В. Кульков
«Не чаяли мы с матерью, что ты покинешь нас, что покоить нашу старость будет некому, но на роду, видно, так написано: тебе ратным делом труждатися. То доброе дело, а на добрые дела прими наше благословенье родительское, на худые дела не благословляем тебя!»
Тут пошёл Алёша на широкий двор, заходил во конюшню стоялую, выводил коня богатырского и принялся коня заседлывать. Сперва накладывал потнички, на потнички клал войлочки, а на войлочки седёлышко черкесское, туго-натуго подпруги шелковы затягивал, золотые пряжки застёгивал, а у пряжек шпенёчки булатные. Всё не ради красы-басы, а ради крепости богатырской: как ведь шёлк не трётся, булат не гнётся, красное золото не ржавеет, богатырь сидит на коне, не стареет.
Худ. В. Кульков И только видели удала добра молодца, как на коня садился, да не видели, как он со двора укатился. Только пыльная курева поднялась.
Долго ли, коротко ли путь продолжался, много ли, мало ли времени длилась дорога, и приехал Алёша Попович со своим паробком Евдокимушкой в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые, мимо башни наугольной на широкий на княжий двор. Тут соскакивал Алёша со добра коня, он входил в палаты княженецкие, крест клал по-писаному, а поклоны вёл по-учёному: на все на четыре стороны низко кланялся, а князю Владимиру да княгине Апраксии во особицу.
В ту пору у князя Владимира заводился почестей пир, и приказал он своим отрокам-слугам верным посадить Алёшу у запечного столба.
АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН
Худ. В. Кульков Славных русских богатырей в то время в Киеве не случилося. На пир съехались, сошлись князья с боярами, и все сидят невеселы, нерадостны, буйны головы повесили, утопили очи в дубовый пол.
В ту пору, в то времечко с шумом-грохотом двери на пяту размахивал и вошёл в палату столовую Тугарин-собачище. Росту Тугарин страшенного, голова у него, как пивной котёл, глазища, как чашища, в плечах — косая сажень. Образам Тугарин не молился, с князьями, с боярами не здоровался. А князь Владимир со Апраксией ему низко кланялись, брали его под руки, посадили за стол во большой угол на скамью дубовую, раззолоченную, дорогим пушистым ковром покрытую. Расселся-развалился на почётном месте Тугарин, сидит во весь широкий рот ухмыляется, над князьями, боярами насмехается, над Владимиром-князем изгаляется. Ендовами пьёт зелено вино, запивает медами стоялыми.
Худ. В. Кульков
Принесли на столы гусей-лебедей да серых утушек печёных, варёных, жареных. По ковриге хлеба за щеку Тугарин клал, по белому лебедю зараз глотал.
Глядел Алёша из-за столба запечного на Тугарина-нахалища да вымолвил: «У моего родителя, попа ростовского, была корова-обжориста: по целой лохани пойло пила, покуда обжористу корову не разорвало!»
Худ. В. Кульков И вот сели на добрых коней и поехали в чистое поле, в широкое раздолье. Они бились там рубились до вечера, красна солнышка до заката, никоторый никоторого не ранили. У Тугарина конь на крыльях огненных был. Взвился, поднялся Тугарин на крылатом коне под оболоки и ладится время улучить, чтобы кречетом сверху на Алёшу ударить-упасть. Алёша стал просить, приговаривать: «Подымись, накатись, туча тёмная! Ты пролейся, туча, частым дождичком, залей, затуши у Тугарина коня крылья огненные!» И откуда ни возьмись — нанесло тучу тёмную. Пролилась туча частым дождичком, залила-потушила крылья огненные, и спускался Тугарин на коне из поднебесья на сыру землю.
Тут Алёшенька Попович-млад закричал зычным голосом, как в трубу заиграл: «Оглянись-ко назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят. На подмогу мне они приехали!»
Оглянулся Тугарин, а в ту пору, в то времечко подскочил к нему Алёшенька — он догадлив да сноровист был — взмахнул богатырским мечом своим и отсёк Тугарину буйну голову. На том поединок с Тугарином и окончился.
БОЙ С БАСУРМАНСКОЙ РАТЬЮ ПОД КИЕВОМ
Худ. В. Кульков Повернул Алёша коня вещего и поехал в Киев-град. Настигает, догоняет он дружину малую — русских вершников. Спрашивают дружинники: «Ты куда правишь путь, дородный добрый молодец, и как тебя по имени зовут, величают по отчине?»
Отвечает богатырь дружинникам: «Я —Алёша Попович. Бился-ратился вот во чистом поле с нахвальщиком Тугарином, отсёк ему буйну голову да вот и еду в стольный Киев-град».
Едет Алёша с дружинниками, и видят они: возле самого города Киева рать-сила стоит басурманская. Окружили, обложили стены городовые со всех четырёх сторон. И столько силы той неверной нагнано, что от крику басурманского, от ржания конского да от скрипу от тележного, шум стоит, будто гром гремит, и унывает сердце человеческое. Возле войска по чисту полю разъезжает басурманский наездник-богатырь, громким голосом орёт, похваляется: «Киев-город мы с лица земли сотрём, все дома да божьи церкви огнём спалим, головнёй покатим, горожан всех повырубим, бояр да князя Владимира во полон возьмём и заставим у нас в орде в пастухах ходить, кобылиц доить!»
Как увидели несметную силу басурманскую да услышали хвастливые речи наездника-нахвальщика Алёшины попутчики-дружинники, придержали ретивых коней,посмурнели, замешкались. А Алёша Попович горяч-напорист был. Где силой взять нельзя, он там наскоком брал.
Худ. В. Кульков
Закричал он громким голосом: «Уж ты гой-еси, дружина хоробрая! Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Краше буйну голову нам в бою сложить, чем славному стольному городу Киеву позор пережить! Мы напустимся на рать-силу несметную, освободим от напасти великий Киев-град, и заслуга наша не забудется, пройдёт, прокатится про нас слава громкая: услышит про нас и старый казак Илья Муромец, сын Иванович. За храбрость нашу он нам поклонится: то ли не почёт, не слава нам!»
Князь Владимир про победу узнал и на радости пир-столованье заводил, да не позвал на пир Алёшу Поповича. Обиделся Алёша на князя Владимира, повернул своего коня верного и поехал в Ростов-город, к своему родителю — соборному попу ростовскому Левонтию.
АЛЁША, ИЛЬЯ И ДОБРЫНЯ
Худ. В. Кульков Гостит Алёша у родителя, у соборного попа Левонтия ростовского, а в ту пору слава-молва катится, как река в половодье разливается. Знают в Киеве и в Чернигове, слух идёт в Литве, говорят в Орде, будто в трубу трубят в Новегороде, как Алёша Попович-млад побил-повоевал басурманскую рать-силу несметную да избавил от беды-невзгоды стольный Киев-град, расчистил дорогу прямоезжую.
Залетела слава на заставу богатырскую. Прослышал о том и старый казак Илья Муромец и промолвил так: «Видно сокола по полёту, а добра молодца видно по поездке. Народился у нас нынче Алёша Попович-млад, и не переведутся богатыри на Руси век по веку!»
Тут садился Илья на добра коня, на своего бурушку косматого и поехал дорогой прямоезжей в стольный Киев-град.
На княжеском дворе слезал богатырь с коня, сам входил в палаты белокаменные. Тут поклоны вёл по-учёному: на все на четыре стороны в пояс кланялся, а князю с княгиней во особицу: «Уж ты здравствуешь, князь Владимир, на многие лета со своей княгиней со Апраксией! Поздравляю с великой победою. Хоть не случилось в ту пору богатырей в Киеве, а басурманскую рать-силу несметную одолели, Худ. В. Кульков повоевали, из беды-невзгоды стольный град вызволили, проторили дорогу к Киеву да очистили Русь от недругов. А в том вся заслуга Алёши Поповича — он годами молод, да смелостью и ухваткой взял, а ты, князь Владимир, не приметил, не воздал ему почести, не позвал в свои палаты княженецкие и тем обидел не одного Алёшу Поповича, а и всех русских богатырей. Ты послушайся меня, старого: заведи застолье-почестен пир на всех славных могучих русских богатырей, позови на пир молодого Алёшу Поповича да при всех нас воздай добру молодцу почести за заслуги перед Киевом, чтобы он на тебя не в обиде был да и впредь бы нёс службу ратную».
Отвечает князь Владимир-Красно солнышко: «Я и пир заведу, и Алёшу на пир позову, да и честь ему воздам. Вот кого будет в послах послать, его на пир позвать? Разве что послать нам Добрыню Никитича. Он в послах бывал и посольскую службу справлял, многоучен да обходительный, знает, как себя держать, знает, что да как сказать».
Приезжал Добрыня в Ростов-город. Он Алёше Поповичу низко кланялся, сам говорил таковы слова: «Поедем-ка, удалый добрый молодец, в стольный Киев-град ко ласкову князю Владимиру хлеба-соли есть, пива с мёдом пить, там князь тебя пожалует».
Отвечает Алёша Попович-млад: «Был я недавно в Киеве, меня в гости не позвали, не употчевали, и ещё раз ехать мне туда незачем».
Худ. В. Кульков Низко кланялся Добрыня во второй након: «Не держи в себе обиды-червоточины, а садись на коня, да поедем на почестей пир, там воздаст тебе князь Владимир почести, наградит дорогими подарками. Ещё кланялись тебе да звали на пир славные русские богатыри: первым звал тебя старый казак Илья Муромец да звал и Василий Казимирович, звал Дунай Иванович, звал Потанюшка Хроменький и я, Добрыня, честь по чести зову. Не гневайся на князя на Владимира, а поедем на весёлую беседу, на почестей пир».
«Коли бы князь Владимир позвал, я бы с места не встал да не поехал бы, а как сам Илья Муромец да славные могучие богатыри зовут, то честь для меня»,— промолвил Алёша Попович-млад да садился на добра коня со своей дружинушкой хороброю, поехали они в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые к тому ли ко двору княженецкому. Посреди двора соскакивали с ретивых коней.
Старый казак Илья Муромец со князем Владимиром да с княгиней Апраксией выходили на красное крыльцо, с честью да с почётом гостя встретили, вели под руки в палату столовую, на большое место, в красный угол посадили Алёшу Поповича, рядом с Ильёй Муромцем да Добрыней Никитичем.
Худ. В. Кульков А Владимир-князь по столовой по палате похаживает да приказывает: «Отроки, слуги верные, наливайте чару зелена вина да разбавьте медами стоялыми, не малую чару — полтора ведра, подносите чару Алёше Поповичу, другу чару поднесите Илье Муромцу, а третью чару подавайте Добрынюшке Никитичу». Подымались богатыри на резвы ноги, выпивали чары за единый дух да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним —Добрыню Никитича, а младшим братом нарекли Алёшу Поповича. Они три раза обнималися да три раза поцеловалися.
Тут князь Владимир да княгиня Апраксия принялись Алёшеньку чествовать, жаловать: отписали, пожаловали город с пригородками, наградили большим селом с присёлками. «Золоту казну держи понадобью, мы даём тебе одёжу драгоценную!»
Подымался, вставал млад Алёша на ноги да возговорил: «Не один я воевал басурманскую рать-силу несметную. Со мной бились-ратились дружинники. Вот их награждайте да и жалуйте, а мне не надо города с пригородками, мне не надо большого села с присёлками и не надобно одёжи драгоценноей. За хлеб-соль да за почести благодарствую. А ты позволь-ко, князь Владимир стольно-киевский, мне с крестовыми братьями Ильёй Муромцем да Добрыней Никитичем безданно-беспошлинно погулять-повеселиться в Киеве, чтобы звон-трезвон было слышно в Ростове да в Чернигове, а потом мы поедем на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять!» Тут Алёшенька прихлопнул рукой да притопнул ногой: «Эхма! Не тужи, кума!»
Тут славные могучие богатыри Алёшу Поповича славили, и на том пир-столованье окончилося.