Илья Муромец (русский богатырь)
Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.
Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в XII веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в 1643 году, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).
(В. Васнецов «Богатырский скок» 1914г)
Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.
В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.
Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.
Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.
Славные подвиги русского богатыря
(Кадр из фильма «Илья Муромец» 1956г)
Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.
Один из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.
Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.
И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.
Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.
В настоящее время, Илья Муромец является святым покровителем и заступником ракетных войск стратегического назначения и войск специального назначения Российской Федерации.
Илья Муромец — кто он такой, краткая биография
Илья Муромец известен всем как прекрасный былинный богатырь. Он один из главных русских былин 12-16 века. Это самый известный и, в то же время загадочный, персонаж.
Его имя, это воплощение народного идеала героя-воина. А также, его образ связывается и с библейским Ильей Пророком. После смерти он становится святым Ильей. Еще прослеживается в его образе связь с землей, что сближает его святость с покровителем плодородия.
Илья Муромец до 33 лет просидел на печи. А потом исцеленный старцами, которые еще и наделили его невиданной силой, он защищал Русь от всякой нечисти. В то время служил он князю Владимиру.
В сюжетах многих былин (сказок) он возглавляет дружину русских богатырей. И вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, он входит в триаду великих богатырей.
Познакомьте своих детей с этим героем и читайте дома красивые сказки про Русь и богатырей. Расскажите им что такое русская печь, какой она была конструкции, что на ней можно было даже лежать, спать и шаньги выпекать. Расскажите как люди раньше жили в своих домах и строили их из бревен.
Илья Муромец — краткая биография
Интересно то, что Илья Муромец — это не придуманный персонаж.
Как человек, он существовал на самом деле. Звали этого человека Чобиток. Родом он был из Мурома. А конкретно, родился он в селе Карачарове, который находился недалеко от города Мурома, в крестьянской семье.
После рождения он ходить не мог и сидел «сиднем» тридцать лет и три года.
И уже только после чудесного исцеления каликами перехожими, Илья обрел «великую силушку». Тогда-то он и слез с печи.
Калики предсказали также ему будущее о том, что он будет совершать богатырские подвиги и что «смерть ему на роду не писана».
Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, чтобы очистить его от кореньев и пней.
Потом он получает благословение родителей и отправляется в Киев.
По дороге он встречает Святогора. Они состязаются между собой в силе. где Святогор побеждает. Богатыри, тем не менее, братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу богатырскую. И уже только после этого он становится настоящим богатырем.
Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по-пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.
По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.
Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.
В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).
Илья Муромец совершил большое количество подвигов, которые сложились в былинный цикл, а по-простому, в красивые и умные сказки.
И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).
Путешествия Ильи Муромца
Есть цикл былин, который связан с поездками Ильи в «Индею богатую» или «Карелу проклятую».
Везде он встречается с разбойниками и убивает их, а богатую казну раздает нищим.
В путешествиях он встречается с другими богатырями, например, с Добрыней Никитычем. Они бьются, но бой всегда заканчивается примирением и обменом крестами. После этого они отправляются в Киев, чтобы служить князю Владимиру.
Ученые предполагают, что жил Илья в 12 веке. А в Киево-Печерской лавре принял монашество.
Потом после своей смерти (примерно в 1188 г) его причислили к лику святых. В 1643 г. его канонизировали как Илью Печерского.
Мультик про трех богатырей и их подвиги
Богатырь обладает огромной силой и применяет ее с умом, побеждая врагов.
Основные (личностные) качества Ильи Муромца
Основными качествами Илья являются: мужество, сила, мудрость, трезвость, рассудительность и жизненный опыт.
Часто он побеждает врагов в одиночку.
Так несокрушимая сила его и воинское умение должны предостеречь всех, кто собирается идти войной на Киев.
Имея свою жизненную позицию, Илья ссорится с князем Владимиром.
За это его сажают в «погреба глубокие», где он должен умереть от голода и жажды. Никто не осмеливается нарушить приказ князя. Однако, княгиня Апраксевна приказывает тайно кормить Илью едой с княжеского стола. Поэтому он не теряет силу и в любое время готов выступить на защиту Киева.
Таким образом, он предстает перед народом как герой идущий в бой во имя «вдов, сирот и малоимущих детишек». Илья не стал совершать подвигов во имя «собаки князя Владимира».
При победе над царем Калина, он ведет себя дерзко и даже буйно.
Во многих былинах образ Ильи Муромца соотносится с умудренным опытом человеком. Его изображают седобородым стариком, едущим по полю на белом коне. Таким он нарисован и в картине Васнецова «Три богатыря».
Интересен сам факт передачи силы от Святогора, что имеет важный смысл.
Богатырь Святорог обладает чрезмерной и бесполезной силой, поэтому он обречен на гибель. Илья Муромец же получает право называться преемником Святогора, потому что его сила — приносить пользу.
Так в русском варианте сказок, показано четкое противопоставление Ильи Муромца и Святогора.
Мультик про Илью Муромца и Соловья разбойника
Не упускайте из поля зрения подвиги народных богатырей, потому что они по своему защищали нашу с вами землю. Находите время и в комфортной домашней обстановке рассказывайте детям о жизни русских народов в далеком прошлом.
Былины об Илье Муромце
Исцеление Ильи Муромца
Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.
Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.
Илья Муромец и Идолище
Несметное войско татар под предводительством Идолища осаждает Киев. Идолище является к самому князю Владимиру, и тот, зная, что никого из богатырей нет поблизости, пугается и приглашает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время находится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправляется в Киев.
Илья Муромец и Святогор
Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.
Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.
Илья в ссоре с князем Владимиром
Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую — собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему — меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.
Илья Муромец и Калин-царь
Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.
В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.
Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.
Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.
Илья Муромец на Соколе-корабле
По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма — в виде морды звериной, и у неё вместо глаз — два яхонта, а вместо бровей — два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.
Илья Муромец и Сокольник
Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев — церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.
Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.
Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.
Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать — Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын.
Три поездки Ильи Муромца
Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.
Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.
После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
2311,Краткий рассказ о Илье Муромце — рассматриваем подробно
Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.
Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).
Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.
Доклад Описание Ильи Муромца
В русской фольклорной культуре основными героями являются могучие и сильные богатыри, оберегающие Русь-матушку от врагов нечистых и других различных темных сил. Илья Муромец – главный русский богатырь. Вся жизнь этого мужественного богатыря, сложившего в себе все представление русского народа о национальном характере, нашла свое отражение в былинах. В них он наделен могучей силой, верой в собственные силы и непоколебимой выдержкой. Отличается Илья Муромец от других богатырей высоким самообладанием и чувством собственного достоинства, через которое он не переступит даже ради великого и всеми уважаемого князя.
Родился славный богатырь Илья Муромец в селе Карачарово под городом Муромом, поэтому его и стали называть Ильей Муромцем. Был он единственным сыном у своих пожилых родителей. Работали они с утра до вечера в поле, а Илья Муромец тридцать три года просидел на печи, потому что был болен с рождения, не мог он чувствовать своих рук и ног. Прохожие старцы исцелили его, попросив бокал воды, и наградили его могучей богатырской силой. С того времени стал Илья Муромец народным защитником, совершившим огромное количество подвигов не для собственной славы и самолюбования, а ради земли Русской.
Поехал богатырь в Киев-град, чтобы встретиться с Владимиром Красно Солнышко. Илья Муромец один разбил войско захватившее Чернигов. Богатырь совершил этот подвиг не ради восхищения самим собой, а из-за сочувствия и сострадания к жителям города. Призвание Ильи Муромца – бороться с различным злом и нечистыми, защищать беззащитный русский народ, бедных и слабых, вдов и сирот.
Обратившись к подвигам богатыря, следует сказать, что одним из наиболее значимых подвигов Ильи Муромца была победа над Соловьем-разбойником. Этот жестокий, жадный, тщеславный злодей воплотил в себе прообразы всех кочевых племен, в то время совершавших набеги на Великую Русь.
Не только внутренние качества славного богатыря, но и внешность Ильи Муромца – это воплощение мудрости, мощи и выдержки. Аккуратная борода с проседью, отчетливый и гордый взгляд, мужественное лицо. На широких могучих плечах величаво держится голова, приклонить которую не заставит ни один враг.
Илья Муромец совершенно бескорыстный богатырь. Он не тянется к деньгам, не гонится за ними, не интересуют его несметные богатства. Особенно пренебрежительно относится Илья Муромец к тем деньгам, которые собраны за счет людских страданий, за счет слез детей, матерей и жен, за счет унижения простых крестьян. Не приветствует он богачей, мешки набивающих.
Илья Муромец является самым любимым и самым загадочным героем русских былин. Он настоящий хранитель земли Русской, защитник всего доброго и святого. Именно об этом герое сложено огромное количество былин и былинных содержаний. Именно этим богатырем до сих пор восхищается и стар и млад. Илья Муромец является примером человека с безгранично развитым чувством патриотизма, воплощающим в себе любовь к своей земле и своему народу.
3, 4 класс кратко, описание
Сообщение про Илью Муромца
Илья Муромец – один из самых популярных древнерусских богатырей. Он герой нескольких десятков былин киевского цикла. Является воплощением народных представлений об идеальном воине, носителе духовных традиций. В его честь установлены памятники, возведены часовни, назван водопад и остров на Днепре. Ему посвящены произведения изобразительного искусства, мультфильмы и кинофильм.
Долгий период времени принято было считать, что образ Ильи Муромца придуманный. Однако исследования, проводившиеся в конце двадцатого века, подтвердили предположения некоторых учёных о том, что такой человек реально существовал и многое из того, что говорится о нём в былинах, правда. Воспользовавшись методом реконструкции по черепу, С.Никитин даже воссоздал скульптурный портрет Муромца.
Первые письменные упоминания в исторических документах об этой неординарной личности датируются шестнадцатым веком. Возможно, что более ранние рукописные источники, свидетельствующие о славных деяниях Ильи, были специально уничтожены потомками дружинников-бояр, которым не нравилось его крестьянское происхождение.
Принято думать, что родился Илья Муромец в двенадцатом веке. Но точно не установлено, где именно. По одним предположениям место его рождения – деревня Карачарово, по другим – Муром. Есть также гипотезы, что малая родина данного богатыря – Карачев, который находится в Брянской области, или Моровийск (Черниговщина).
До тридцати трёх лет он был калекой и лежал на печи, поскольку от рождения имел нарушения в деятельности опорно-двигательного аппарата. Старцы-странники исцелили его при помощи колодезной воды и сказали, что Илья должен служить киевскому князю Владимиру Мономаху и быть защитником русской земли.
О монашеской жизни Ильи не известно ничего. Умер он от неизлечимой раны, полученной в грудь острым копьём. Похоронен в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Канонизирован в 1643 году.