Рассказ о богине афине для 5 класса

Сказки

Афина | 10 интересных фактов о греческой богине.

Афинадревнегреческая богиня мудрости, ремесел и войны. Она была одна из самых ярких фигур в греческой мифологии и считалась защитницей различных городов по всей Греции. Афина, как полагают, была рождена из головы своего отца Зевса после того, как он проглотил свою беременную жену Метис. Она была одной из трех Богинь Дев и была известна как Афина Парфенос («девственница»). Афина считалась могущественной и грациозной и часто изображалась как символ расширения прав и возможностей женщин в массовой культуре. Древние греки считали Афину одной из самых важных божеств и был даже праздник, посвященный ей, названный Панатенайя. Узнайте больше о древней греческой богине Афине через эти 10 интересных фактов.

№1. Афина – богиня мудрости, ремесел и войн.

В древнегреческой религии и мифологии Афина — богиня мудрости, ремесел и войн. Афина обычно изображается с животными, такими как совы и змеи; оливковыми деревьями; и горгонейоном, волшебным кулоном, показывающим головы из мифических существ, известных как Горгоны. Как покровительница ремесел, она была связана с прядением и ткачеством; и как богиня войны она обычно изображается с копьем, щитом и шлемом, одетая в доспехи. Афина была покровительницей различных городов древнегреческого мира, в частности, города Афины или Афинай, который сегодня является столицей и крупнейшим городом Греции. Хотя ранее обсуждалось, получила ли Афина свое имя от названия города или было наоборот, современные ученые обычно соглашаются с тем, что именно Афина берет свое имя из города Афины. Греки посвятили классический храм, известный как Парфенон, Афине. Этот храм был построен на Афинском Акрополе в центральной части города около 438 г. до н.э. Сегодня он считается постоянным символом Древней Греции и одним из величайших культурных памятников в мире.

№2. Она одна из двенадцати олимпийских богов.

Афина – одна из 12 олимпийских богов, живших на вершине горы Олимп. Олимпийцы — это раса божеств, которые являются третьим или четвертым поколением бессмертных существ, и им поклонялись как основным божествам греческого пантеона. Олимпийцам удалось стать верховными божествами после 10-летней борьбы, известной как Титаномахия. В этой борьбе отец Афины Зевс привел своих братьев и сестер к победе над Титанами, которые были правящими божествами в то время. Хотя на горе Олимп есть несколько бессмертных жителей, только 12 из них считаются самыми важными. К ним относятся дети Титанов Кроноса и Реи, а именно: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра и Гестия; вместе с главными потомками Зевса, а именно: Афиной, Аполлоном, Артемидой, Аресом, Гефестом, Гермесом, Дионисом и Афродитой. Будучи дочерью и любимым ребенком Зевса, Афина занимала видное место среди 12 олимпийских богов.

Фрагмент эллинистического рельефа с изображением двенадцати олимпийцев

№3. Она родилась из головы своего отца Зевса.

Согласно греческой мифологии, Афина была рождена из головы своего отца Зевса. Зевс женился на богине Метис, которую называют «самой мудрой среди богов и смертных». Это согласуется с тем, что Афина является богиней мудрости. Узнав, что Метис была беременна, Зевс услышал пророчество о том, что Метис родит детей, которые будут мудрее его, и что его не рождённое потомство попытается свергнуть его с трона. Чтобы предотвратить это, Зевс обманул Метис и проглотил ее, но было уже слишком поздно, потому что она уже зачала. Когда Афина росла внутри Зевса, у него сильно болела голова. Вскоре он уже не мог терпеть больше боль и попросил бога Гефеста взломать ему голову, вскрыв её топором. Когда Гефест вскрыл голову, из трещины в черепе Зевса вышла Афина, окрепшая и одетая для битвы. Считается, что Афина была любимым ребенком Зевса, так как она была его первенцем.

№4. Афина была одной из трех богинь Дев.

В греческой мифологии девственные богини или девичьи богини не выходят замуж и не рожают детей, как обычно. Афина была одной из трех главных Богинь Дев в греческой мифологии; две других — Артемида и Гестия. Афина была известна как Парфенос («девственница»), потому что считалось, что она навсегда осталась девственницей. Самый известный храм Афины, Парфенон на Афинском Акрополе, получил свое название от слова «Парфенос». Согласно греческой мифологии, название Парфенос является не просто подтверждением девственности Афины, но и признанием ее роли как проводника правил сексуальной скромности и ритуальной тайны. Ее девственность также означала, что она могла общаться с мужчинами на равных и участвовать в мужской погоне за войной. Древние афиняне ценили девственность как женскую добродетель, и это отражает то значение, которое они придают этой черте, связанной с Афиной. Хотя Афина, возможно, не была описана как девственница первоначально, девственность была приписана ей очень рано.

№5. Она была приемной матерью Эрихтония.

Афина, презирающая успехи Гефеста (1555) — Картина Парижа Бордоне

№6. Афина обычно изображается, как статная женщина с оливковой кожей и серыми глазами.

Афина считается одной из самых мощных и грациозных богинь греческого пантеона. Она обычно изображается с темно-коричневыми/черными волосами, оливковой кожей и серыми глазами. Ее глаза часто сравнивали с глазами совы из-за присутствия в них мерцания. Афина обычно изображается стоя и в доспехах, одетая как греческий воин. Выражение ее лица часто воспринимается как жестокое, остроумное и полное гордости. Иногда её изображают в коринфском шлеме с поднятым забралом и с Эгидой, чтобы раскрыть образ «Победы» в греческой богине, которая олицетворяла «Виктории». Эгида — это щит с головой Горгоны, который в основном использовался Зевсом. Но он иногда одалживал его Афине. Другие источники называют Эгиду кожей животных, надетой на одежду, в качестве дополнительной защиты. Таким образом, иногда изображают Афину, несущую Эгиду как щит или носящую ее как плащ. Афина также часто изображается с совой, сидящей на одном из ее плечей.

№7. Символической птицей Афины была сова.

В греческой мифологии маленькая сова (Athene noctua), сидящая на плече Афины, традиционно сопровождала её. Сова открывала ей истины, а также олицетворяла ее мудрость и знания. Так как совы способны видеть в темноте, то она использовалась как символ, который освещал «слепую сторону» Афины, позволяя ей увидеть всю правду. Совы также были широко связаны с благословением Афины, и греческие солдаты рассматривали вид сов перед битвой как символ того, что богиня была на их стороне. «Сова Афины» также часто встречается в афинском искусстве, например, на вазах; и символ в конечном итоге распространился на другие греческие города-государства. Кроме того, символ совы Афины использовался на денежной единице в городе, на обратной стороне монеты. Образ совы как символа мудрости продолжился и в Древнем Риме, когда совы ассоциировались с богиней Минервой, римским эквивалентом Афины. Возможно, из-за ее связи с Афиной сова использовалась как символ знания, мудрости, проницательности и эрудиции во всем западном мире.

№8. Афина была богиней войны и женским эквивалентом Ареса.

Афина была богиней-воином, и считалось, что она ведет солдат в битву под именем Афины Промахос («божество, которое сражается впереди»). Она представляла дисциплинированную стратегическую сторону войны, в отличие от ее брата Ареса, покровителя насилия, кровожадности и бойни, «необузданной силы войны». Она никогда не проявляла горячности и всегда рассматривала войну в первую очередь как средство разрешения конфликта и искала справедливости и праведности, в отличие от ее конфликтолюбивого брата Ареса. Греки относились к Афине с гораздо большим уважением, чем к Аресу. Афина также упоминается как Промахос у древних греков из-за своей патриотической, оборонительной и стратегической добродетели в войне. Колоссальная статуя, известная как Афина Промахос, была создана знаменитым греческим скульптором Фидием. Он возвышался над Парфеноном и был главной афинской достопримечательностью. Фидий также создал другую знаменитую статую Афины, известную как Афина Парфенос. Это была огромная скульптура из золота и слоновой кости, которая была самым известным культовым образом Афины.

№9. В её честь был проведен Фестиваль Панатенайя.

В древней Греции фестиваль под названием Панатенайя проводился каждый четвертый год. Мероприятие состояло в основном из религиозного праздника, спортивных соревнований, культурных мероприятий и церемонии вручения премии. Одним из главных событий на фестивале был то, что священники в Афинах представляли знаменитую статую Афины в Парфеноне с новым платьем, которое называлось пеплоса на греческом языке. Представлять текстиль было уместно, поскольку Афина была, помимо прочего, богиней ткачества. Спортивные соревнования были также примечательной частью фестиваля. Так как Афина была известна большой силой в бою, фестиваль включал соревнования силы и ловкости в честь греческой богини. Культурные мероприятия включали поэтические и музыкальные конкурс. Стадион Панатенаик был зарезервирован для игр. Победителям были вручены панафинские амфоры, которые представляли собой большие керамические сосуды с оливковым маслом в качестве призов. Панатенайя был самый важный праздник для афинян, хотя не такой важный, как Олимпийские игры — соревнования различных городов-государств.

Читайте также:  Пересказ рассказа бирюк от любого лица

№10. Афина часто изображается как символ расширения прав и возможностей женщин.

В греческой мифологии Афина изображалась как богиня-воин с интеллектом, мудростью, творчеством и силой. В классическом греческом искусстве она часто изображается на монетах, картинах и т. д. В эпоху Возрождения она была одним из любимых героев живописцев; а в 17-м и 18-м веках она была связана в искусстве с такими влиятельными женщинами-правителями, как королева Елизавета I из Англии и королева Екатерина II из России. Афина продолжает использоваться в массовой культуре как символ мудрости, обучения и расширение прав и возможностей женщин. Она фигурирует в популярных американских телесериалах под названием Зена: Королева Воинов. В ней она изображается как богиня с более высоким сознанием выражения эмоций и воображения. В 1982 году была основана некоммерческая организация, известная как Athena International, которая стремится поддерживать, развивать и уважать женщин-лидеров посредством программ. Более того, это вдохновляет женщин полностью раскрыть свой потенциал и стремится создать баланс в лидерстве во всем мире. Основатель организации был вдохновлен Афиной, поскольку она воплощает в себе «силу, мужество, мудрость и просвещение», качества к которым стремятся женщины-лидеры.

Источник

Афина — богиня мудрости и справедливой войны

. Наравне с отцом обладающая силой
и разумным советом.

Гесиод. Теогония
(Перевод Ф. Зелинского)

Афина (в римской мифологии — Минерва) — одна из главных и наиболее почитаемых богинь греческого Олимпа. Афина — богиня мудрости и справедливой войны, покровительница многих городов и государств, наук, земледелия и ремесел, подарившая людям законы правосудия.

Афина — любимая дочь Зевса. Хорошо известен миф о ее чудесном рождении из головы Зевса.

Сильные головные боли не давали покоя богу-громовержцу, и он попросил Гефеста разрубить ему голову. Как только тот выполнил его просьбу, на свет появилась в полном воинском облачении, в блестящем шлеме, со сверкающим копьем в руках «могучая дочь могучего отца».

Читайте также:  Рассказ агафья чехова читать краткое содержание

Может быть, именно так выглядела Афина, появившаяся на свет из головы своего отца? Высокая, стройная, изображенная во весь рост богиня запечатлена в мраморной скульптуре, выполненной неизвестным мастером около 460—450 гг. до н. э. Ее красивую, слегка наклоненную голову, опирающуюся на копье, окаймленную густыми волнистыми кудрями, венчает великолепный шлем. Лицо богини безукоризненно: выразительный контур глаз с большими ресницами, тонкий прямой нос, строгий овал волевого лица делают ее особенно привлекательной. Длинный хитон, ниспадающий изящными складками, подчеркивает естественность позы, исполненной величавой, сдержанной грации и огромной внутренней энергии. Возможно, это мастерски выполненное произведение принадлежало кому-то из скульпторов школы Праксителя.

Неизвестный автор. Афина, опирающаяся на копье. Рельеф с афинского Акрополя. 460—450 гг. до н. э.

Афина не раз была воспета и прославлена античными поэтами, и прежде всего Гомером:

    Славную петь начинаю богиню, Палладу — Афину,
    С хитро искусным умом, светлоокую, с сердцем немягким,
    Деву достойную, градов защитницу, полную мощи
    Тритогенею, родил ее сам многомудрый Кронион.
    Из головы он священной родил ее, в полных доспехах,
    Золотом ярко сверкавших. При виде ее изумленье
    Всех охватило бессмертных. Пред Зевсом эгидодержавным
    Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
    Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком Светлоокой
    Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
    Окрест лежащие земли, широко дрогнуло море
    И закипело волнами багровыми; хлынули волны
    На берега.

Гомер. Гимн Афине
(Перевод В. В. Вересаева)

Поэтический гимн Гомера нашел отражение в скульптурной композиции Фидия в восточном фронтоне афинского Акрополя. Все олимпийские боги присутствуют при ее необычном появлении на свет. В композиции мастерски запечатлено лишь одно мгновение — уход ночи (богиня опускается на усталом коне в воды океана) и приход зари, рождение светлого дня (бог Гелиос выезжает из океана на колеснице). Величественно и спокойно вздымают свои головы лошади бога Солнца.

    Задержал Гиперионов сын лучезарный
    Надолго быстрых коней, и стоял он, доколе доспехов
    Богоподобных своих не сложила с бессмертного тела
    Дева Паллада — Афина.

Гомер. Гимн Афине
(Перевод В. В. Вересаева)

Так, в скульптурной композиции образно передан круговорот суток (смена дня и ночи), включивший в себя чудо рождения Афины. Здесь же мы видим, как быстро разнеслась по свету эта удивительная новость. Вестница Зевса, богиня радуги Ирида, в бурном порыве устремилась вперед, складки ее одежды трепещут на ветру, далеко назад откинуты крылья. Оказывается, и в камне можно выразить радость переполняющих ее чувств. А другие богини? Как восприняли они эту весть? Одна в радостном приветствии подняла руку и тут же в изумлении отшатнулась назад. Другая чуть наклонилась вперед, как бы внимательно прислушиваясь к вести Ириды.

К сожалению, многое сегодня утрачено в этой скульптурной композиции, но и то, что сохранилось, изумительно по своей естественной простоте и красоте форм. Выставленная в центре громадного зала Британского музея в Лондоне, она позволяет оценить высокое мастерство древних скульпторов.

Кто сегодня не знает о знаменитом афинском Акрополе, удивительном памятнике греческой архитектуры! Именно с ним связаны наиболее удачные воплощения образа богини Афины. Покровительствующая греческому народу, она была удостоена чести быть изваянной на главной площади Акрополя знаменитым скульптором Фидием.

Афина Промахос (Воительница) до сих пор считается лучшей скульптурой, передающей ее облик. Увы, время не сохранило нам этого удивительного памятника, но мы все же знаем о нем немало интересного из воспоминаний древнейших историков и поэтов. Всякого, кто ступал на Акрополь, встречала шестнадцатиметровая бронзовая статуя богини в полном воинском снаряжении. Согласно преданию, блеск золоченого копья, которое она держала в руках, был издалека виден мореплавателям. Богиня как будто окидывала взором горизонт, охраняя владения подвластного ей города.

Афина Промахос. Статуэтка с афинского Акрополя. Бронза. Ок. 500 г. до н. э. Национальный музей, Афины

Голову Афины украшал высокий шлем со сфинксом и грифонами, на плечах щит с головой горгоны Медузы в центре. У ног сидела сова — символ мудрости, а слева — змея — олицетворение древнейшего земледельческого божества Аттики. Лицо Афины поражало мудростью и торжественным спокойствием. Всем своим видом Афина напоминала о божественном покровительстве городу и народу.

Давайте мысленно войдем внутрь Парфенона — главного храма Акрополя, считавшегося ее священной обителью. У входа в храм совершались поклонения в честь Афины, к ногам богини приносили богатые дары и жертвоприношения.

На высоком постаменте во весь рост стояла статуя Фидия — Афина Парфенос, выполненная из слоновой кости и более тысячи килограммов золота. Одной рукой она опиралась на щит с изображением битвы греков с амазонками, а в другой руке держала статую богини Победы Ники. Ее шлем украшал сфинкс — символ божественного разума, над забралом — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли, по бокам — два грифона. Волосы Афины ниспадали золотыми прядями на плечи. Согласно легенде, на щите, среди сражающихся, Фидий поместил изображение своего современника, выдающегося общественного деятеля Перикла, а также свой автопортрет. К сожалению, и эта статуя утрачена для потомков.

Фидий. Афина Парфенос. Королевский музей, Онтарио

Культ Афины Паллады (защитницы крепостей и городов) и Афины Промахос (воительницы) получил широкое распространение по всей Греции. Как богиня войны она признает только справедливые и благоразумные действия, согласно правилам военного искусства. Именно этим она отличается от бога войны Арёса (Марса), который любит ужасы и смятение войн, способствует кровопролитным и разрушительным действиям. Между ними никогда не было взаимопонимания и согласия. Так, Афина, покровительствующая грекам в Троянской войне, искусно направила против Ареса копье Диомеда.

В Аттике Афина — главное божество страны и покровительница столицы греков. Этой чести она удостоена потому, что ей удалось победить самого Посейдона. Долго не могли решить, кого выбрать покровителем города — Афину или Посейдона. Эта нерешительность и послужила причиной спора между ними. Богам было предложено изобрести самый полезный для людей предмет. Посейдон ударил о землю трезубцем — появился источник морской воды, затем он сотворил коня. Афина же превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара ее копья появилось оливковое дерево, сплошь усыпанное плодами. Своими действиями она как бы предрекла греческому народу занятия земледелием и развитие ремесел. Было решено голосовать. Мужчины отдали предпочтение Посейдону, но так как при голосовании было на одну женщину больше, то город и был посвящен Афине. Этот спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой нашел свое художественное воплощение в скульптурной группе западного фронтона Парфенона.

Д. Ломбарди. Спор Афины с Посейдоном. Мрамор. XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Жестоко карала Афина всех, кто не признавал ее культа или осмеливался вступать с нею в спор? Себе она требует священной почтительности и уважения. Велик был ее гнев на Арахну.

Гордясь своим мастерством искусной вышивальщицы и ткачихи, Арахна осмелилась вызвать на состязание богиню Афину. Вызов был принят, хотя прежде Афина явилась в образе старухи к Арахне и предупредила ее о необходимом смирении перед богами. Арахна не вняла этому совету, за что и была жестоко наказана. Даже умереть ей не позволила Афина, обратив в паука, неустанно ткущего пряжу.

    . Сжалясь, ее извлекла из веревки Паллада,
    Молвив: «Живи! Но и впредь — виси, негодяйка! Возмездье
    То же падет, — чтобы ты беспокоилась и о грядущем, —
    И на потомство твое, на внуков твоих отдаленных. »
    И, удаляясь, ее окропила Гекатиных зелий
    Соком, и в тот же миг, обрызганы снадобьем страшным,
    Волосы слезли ее, исчезли ноздри и уши,
    Стала мала голова, и сделалось крохотным тело.
    Нет уже ног, — по бокам топорщатся тонкие ножки;
    Все остальное — живот. Из него тем не менее тянет
    Нитку Арахна — паук продолжает плести паутину.

Овидий. Метаморфозы
(Перевод С. Шервинского)

В картине итальянского художника Якопо Тинторетто «Афина и Арахна» показано превращение Арах-ны в паука. В сложной паутине балок, ремней, нитей, пряжи, словно опутывающих Арахну, во внимательном, почти гипнотическом взгляде богини Афины как бы сгустилось тревожное предчувствие трагической развязки легенды. Ярко-красное царственное одеяние Афины с богатыми украшениями явно контрастирует с простой крестьянской одеждой Арахны. Мрачный фон картины усиливает неумолимо приближающуюся драматическую развязку.

Я. Тинторетто. Афина и Арахна. 1540-е гг. Галерея Академии, Венеция

А испанский художник Диего Веласкес использовал этот сюжет в одной из последних картин «Пряхи», где показал труд ткачих в королевской ковровой мастерской. В глубине ярко освещенной комнаты нарядные дамы рассматривают готовый гобелен, изображающий миф о победе Афины над Арахной в искусстве ковроткачества. В одном полотне художник соединил миф и реальность жизни.

Д. Веласкес. Пряхи. 1657 г. Прадо, Мадрид

Много и добрых дел на счету Афины. Не всех губит она, к некоторым относится более чем благосклонно. Она покровительствует гончарам и рукодельницам, помогает строить корабль аргонавтам, Прометею — украсть огонь из кузницы Гефеста. Она сама создает прекрасные произведения искусства. Для мужественного героя Ясона она выткала необыкновенный плащ, не раз спасавший его от гибели. Одного ее прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным. Гомер описывает, как Афина наделила Одиссея кудрявыми волосами, высокой фигурой, облекла силой и мужественностью. Она сделала Пенелопу особенно привлекательной, подарив ей удивительную красоту накануне встречи с супругом.

Мудрость и разумность Афины безграничны. Она мудра не только в делах государственных. Ей часто приходится разрешать споры в состязаниях простых людей и богов. В музыкальном споре Аполлона и силена Марсия Афина сыграла немалую роль.

Из произведений искусства на этот сюжет особой известностью пользуется скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий». Пожалуй, это первое произведение в мировом искусстве, передавшее особый драматический конфликт, столкновение двух противоположных начал.

Афине принадлежало изобретение музыкального инструмента — флейты. И вот однажды, увидев, как некрасиво раздуваются ее щеки во время игры, она бросила ее на землю. Любопытный и плененный игрой силен Марсий подобрал флейту и выучился исполнять на ней мелодии, чем вызвал гнев богини.

Мирон. Афина. Ок. 450 г. до н. э. Городская галерея, Франкфурт-на-Майне

Мирон. Марсий. Музеи Ватикана, Рим

В скульптуре Мирона запечатлен тот момент, когда уходящая Афина гневно оборачивается в сторону Марсия, в испуге он отпрянул назад. И в гневе Афина благородна и сдержанна. Несомненно, юная и хрупкая богиня одерживает победу над непокорным Марсием.

Вопросы и задания

Творческая мастерская

Источник

Читайте также:  Почему рассказ драгунского главные реки так называется
Познавательное и интересное