Исследовательская работа по теме «Болезнетворные бактерии»
Презентация к уроку
Цель исследования: изучить особенности жизнедеятельности бактерий; узнать о болезнях, вызываемых бактериями и их профилактике.
В 5 классе мы начали изучать новый предмет – биологию. Меня заинтересовала глава “Царство бактерий” и у меня возникли вопросы:
— Почему бактерии, относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы, являются такими жизнеспособными?
— Какие условия способствуют распространению болезнетворных бактерий и какие меры профилактики существуют?
Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их “анималькули”.
Название “бактерии” ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828 году.
Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.
Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.
Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 30-е годы XX века.
Организм бактерий состоит из единственной клетки. Клетка эта устроена совершенно иначе, чем клетки растений, животных и грибов. Если у них клетки многочисленными перегородками (мембранами) разгорожены на специальные отсеки, где осуществляются процессы дыхания, питания, фотосинтеза и т. д., то у бактерии “разгораживание” находится в самой зачаточной стадии. Самое главное отличие — у бактерии отсутствует ядро. Другое отличие — нет митохондрий и пластид. ДНК у бактерий располагается в центре клетки, свёрнутая в хромосому. Если “раскрутить” ДНК бактерии, длина её будет около 1 мм.
Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые полчаса, то за сутки она способна дать потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.
И ещё одна интересная способность бактерий. В неблагоприятных условиях они часто могут превращаться в споры. Такие споры остаются живыми десятки и сотни лет, а в исключительных случаях, даже миллионы лет.
Эти особенности бактерий позволяют им выживать в любых условиях.
В зависимости от формы клеток, бактерии делят на несколько групп: шаровидные — кокки, палочковидные — бациллы или палочки, спиралевидные — спириллы, в виде запятой – вибрионы.
Болезни человека, вызываемые бактериями
Бактериальные заболевания являются одними из самых частых заболеваний человека. К таким заболеваниям можно отнести некоторые пневмонии (возбудитель стрептококк), сибирскую язву (возбудитель- бациллы сибирской язвы), холеру (возбудитель холерный вибрион), туберкулёз (возбудитель – туберкулезная палочка (палочка Коха), чуму (возбудитель – чумная палочка) и другие.
“Чёрной смертью” в древности и в Средние века называли эту болезнь, внушавшую людям панический ужас. В VI в. эпидемия чумы погубила 100 млн. человек. Некоторые государства, например Византийская империя, почти полностью обезлюдели.
С 1346 по 1351 г. от чумы (“великого мора”, как тогда говорили) погибло 24 млн. человек — четверть населения тогдашней Европы. Рассказом об эпидемии чумы в 1348 г. начинает свою книгу “Декамерон” итальянский писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо: “В начале болезни у мужчин и женщин показывались под мышками какие-то опухоли, разраставшиеся до величины обыкновенного яблока или яйца; народ называл их бубонами. В короткое время эта смертоносная опухоль распространялась на другие части тела, а затем признак указанного недуга изменялся в чёрные и багровые пятна, появлявшиеся на всех частях тела. Казалось, против этой болезни не помогали и не приносили пользы ни совет врача, ни сила лекарства. не помогали против неё ни мудрость, ни предусмотрительность человека. Почти все умирали на третий день после появления указанных признаков”.
В XX в. эпидемии чумы практически перестали грозить человеку. Почему это произошло? Конечно, сыграла свою роль планомерная борьба с этим заболеванием. Почти исчезла, вытесненная серой крысой, чёрная крыса, блохи которой служили переносчиками заболевания. Но всё-таки исчерпывающий и точный ответ на вопрос, почему прекратились эпидемии чумы, ещё не найден.
Холеру часто сравнивают с чумой — из-за её скоротечности и смертоносности. В Европу холера была занесена только около 1816 г. из Индии, где была известна с древнейших времён. В России до 1917 г. холерой переболело более 5 млн. человек, причём половина из них погибла.
К концу XX в. эпидемии холеры благодаря профилактике стали достаточно редки. В настоящее время мы живем в эпоху 7-й пандемии. Для России проблема остается актуальной, эпидемическая обстановка оценивается как неустойчивая.
Зловещие симптомы туберкулёза лёгких (чахотки) — слабость, одышка, а при далеко зашедшей болезни и кровохарканье — были знакомы ещё жителям Древнего Египта и людям, жившим сотни тысяч лет назад. Это показали исследования их останков.
В древности и в Средние века бытовало поверье, что венценосные особы могут излечивать туберкулёз своим прикосновением. Английский король Карл II в XVII в. прикоснулся более чем к 90 тыс. больных. За “лечение” взималась немалая плата, шедшая в королевскую казну.
Только в XIX в. появились первые туберкулёзные санатории. Но настоящая борьба с этой болезнью началась после открытия Робертом Кохом туберкулёзной бактерии в 1882 году.
Туберкулёз не побеждён окончательно и сегодня. В бывшем Советском Союзе рассадником туберкулёза стали тюрьмы и лагеря, где этим заболеванием заражается значительная часть заключённых. Туберкулез – социальная инфекция. “Чем беднее население, тем чаще оно болеет туберкулезом”
Для новорожденных детей является необходимым вакцинация БЦЖ. Далее, по этапу их взросления, проводят обязательную (каждые 8-12 месяцев) постановку реакции Манту. Место проживания желательно выбирать в сухих, хорошо освещенных местах. В квартире систематично делать влажную уборку и проветривание.
Пути передачи болезнетворных бактерий
— зараженная вода и пища;
— переносчиками заболеваний являются грызуны, блохи, клещи, вши, крупный рогатый скот.
Поэт Владимир Маяковский, бравшийся за всякую агитационную работу, даже написал стихотворные разъяснения к плакату, посвящённому борьбе с холерой: “Гражданин!
Как протекает заболевание бактериальной инфекцией
При развитии бактериального инфекционного процесса одним из первых симптомов будет лихорадка. Лихорадка является защитной реакцией организма, так как температура тела до 39 градусов стимулирует работу иммунной системы. Если же температура тела поднимается выше 39 градусов, то её необходимо сбивать с помощью парацетамола или, косвенно, антибиотиками (снижение температуры тела в течение 24-48 часов от начала антибиотикотерапии является признаком правильно подобранного антибактериального препарата).
Другое проявление бактериального инфекционного процесса – это синдром интоксикации. Проявляется он ухудшением самочувствия, апатией, снижением настроения, головными болями, болями в мышцах и суставах, возможны тошнота, рвота и тому подобное. Для снятия этих симптомов необходимо много пить теплой воды (не менее 2 л в день). Излишек воды разбавит токсины бактерий, снизив их концентрацию, а так же выведет часть их с мочой.
Эти два признака бактериального воспаления являются универсальными практически ко всем инфекциям. Все остальные признаки обусловлены характеристиками конкретного возбудителя, их экзотоксинами и прочими факторами агрессии.
Иммунитет – невосприимчивость организма к чужеродному агенту, в частности, к бактериям.
Иммунитет человека защищает наш организм постоянно и всегда.
Задача иммунитета человека найти и обезвредить проникшие в организм бактерии, а также их токсины.
Для предупреждения заболевания некоторыми бактериальными болезнями проводят прививки. При этом в организм здорового человека вводят ослабленных возбудителей болезни или яды, выделяемые ими. Организм создаёт особые вещества, которые помогают в последующем привитому человеку быстро справиться с болезнетворными бактериями.
Заболеваемость бактериальными инфекциями по стране
№ | Болезни | Случаи | Причины | Профилактика |
1. | Холера | 1994 год – Чеченская республика, 415 случаев; |
2005 год – Ростовская область;
2006 год – Мурманская область;
2008 год – Башкирия;
2010 год – Москва.
— очистка, канализирование населенных мест;
— строгий надзор за работой общественного питания, качеством продуктов, отстранение от работы больных;
— соблюдение правил личной гигиены;
— ветеринарный контроль за животными
— постановка реакции Манту всем детям;
— флюрография (взрослое население)
Заболеваемость бактериальными инфекциями по району
Болезнь | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||||||||||
район | обл | |||||||||||||||||
абс | на 100 тыс | абс | на 100 тыс | абс | на 100 тыс | абс | на 100 тыс | абс | на 100 тыс | абс | на 100 тыс | абс | на 100 тыс | абс | на 100 тыс | абс | ||
Дизентерия | 9 | 59,4 | 5 | 33,0 | 5 | 34,0 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
Сальмонеллез | — | — | — | — | 2 | 13,7 | — | — | — | — | — | — | 3 | 23,7 | 1 | 8,0 | ||
Скарлатина | 1 | 6,6 | — | — | 15 | 103,2 | 3 | 20,6 | 7 | 49,2 | 4 | 28,7 | — | — | 1 | 8,0 | ||
Дифтерия | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 7 | |
Коклюш | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 3 | 21,5 | — | — | — | — | 7221 | |
Менинго-кокковая инфекция | 1 | 6,6 | — | — | — | — | — | — | — | — | 1 | 7,2 | — | — | 1 | 8,0 | ||
Туберкулез | 9 | 59,4 | 3 | 19,8 | 7 | 48,1 | 9 | 61,9 | 10 | 70,3 | 11 | 79,0 | 4 | 31,6 | 3 | 24 |
Осуществление данного исследования позволило мне развить навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить исследования, обосновывать итоги исследований.
В ходе выполнения исследовательской работы я пришла к выводу:
1) бактериальные заболевания до сих пор являются одними из самых частых заболеваний;
2) чтобы уберечься от бактерий нужно соблюдать правила личной гигиены, не есть немытые фрукты и овощи, не пить некипяченую воду, употреблять в пищу только свежие продукты, и, конечно, не забывать почаще мыть руки.
3) действенной мерой профилактики бактериальных инфекций является иммунизация детского и взрослого населения.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы на уроках биологии при изучении темы “Бактерии” или при проведении внеурочных занятий.
1. Борисов Л.Б. и др. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. М.: Медицина, 1994.
2. Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М.: Медгиз, 1960.
3. Ликум А. Детская энциклопедия “Всё обо всём”. М.: АСТ, 2008г.
4. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. РОСМЭН, 2007.
5. Детская энциклопедия “Я познаю мир”. Медицина. М.: Астрель, 2006.
6. Интернет-ресурсы (иллюстрированные материалы к презентации)