Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Доклад на тему :
«История купцов Третьяковых»
Группа: 2тв-312
Студентка: Фёдорова А.А
Рассказ об истории галереи начнем издалека – с самого детства братьев Третьяковых.
Павел, старший сын купца Михаила Захаровича Третьякова, родился 15 декабря 1832 года, Сергей – в 1834 году.
Братья были совершенно различны по характеру: Павел – серьезный, застенчивый, молчаливый; Сергей – искрометный и озорной. Павел не любил ничего показного, шумных многолюдных собраний, безудержного веселья. Сергей обладал изящными манерами, любил семейные праздники, любил ездить в гости, любил и умел шутить. Но и общего у них было много: оба обожали ласкового отца и немного побаивались строгой матери, любили друг друга и младших сестер и братьев. Павел и Сергей зимой и летом – вместе. Вместе работали в лавке отца, постигая основы купеческого дела, вместе бегали на Москву-реку купаться, вместе любовались на кремлевские башни. Они любили свой город, знали в Замоскворечье каждую улочку, каждый дом, знали, у какого хозяина какие лошади, на какой церкви лучший звонарь, и в каком колодце вода вкусней…
В 1850 году ушел из жизни любимый отец. Согласно завещанию, все его торговые дела переходили в распоряжение его жены, Александры Даниловны. Руководить фирмой, ничего не меняя в делах, она должна была до тех пор, пока сыну Павлу не исполнится 26 лет, а Сергею – 25. обращаясь к сыновьям, Михаил Захарович велел выдать сестру Елизавету замуж за старшего приказчика Владимира Коншина, на помощь которого рассчитывал – и не ошибся. Владимир Дмитриевич стал надежным компаньоном и верным другом и Павлу, и Сергею. Обращаясь к нему в письмах, Третьяковы называли его братом. Все, что завещал Михаил Захарович, было исполнено. А к свадьбе Елизаветы братья решили купить для всей семьи новый дом. Они нашли в Замоскворечье красивый и вместительный двухэтажный особняк, переживший пожар 1812 года. Дом утопал в зелени большого фруктового сада и зарослей сирени. Места в доме хватило всей семье. На первом этаже поселились счастливые молодожены, а также Павел и Сергей. Две комнаты заняла торговая контора. А на втором этаже поселилась мама с младшими дочерьми Софьей и Надеждой. Там же были столовая, зала, гостиная. Забегая вперед, скажем, что со временем все члены семьи Третьяковых переехали в разные дома и районы. А Павел, женившись, прожил здесь до конца своих дней. Пять раз, по мере прибавления картин, он пристраивал к дому залы галереи.
До неузнаваемости изменился дом в начале XX века. Когда здание полностью реконструировали, часть жилых помещений переделали под новые залы. А в 1904 году появился у дома новый фасад, выполненный по проекту Виктора Васнецова. Именно этот фасад и стоящий перед ним памятник Павлу Михайловичу Третьякову – визитная карточка музея. Над вратами-входами в галерею на белой ленте фасада древнеславянской вязью написано:
«Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых основана П. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар городу Москве в 1892 году совместно с завещанным городу собранием С.М. Третьякова».
НАЧАЛО
Удивительно складываются судьбы художников! Имена и произведения некоторых мастеров известны практически всему миру. Полотна других – лишь узкому кругу специалистов…
Выпускнику Российской академии художеств Николаю Шильдеру счастливый случай позволил стать первым из самых лучших!
Весной 1856 года московский купец Павел Третьяков (двадцати четырех лет от роду) приехал в Санкт-Петербург. Не для дел купеческих, а исключительно для того, чтобы побывать в Эрмитаже и Мариинском театре, познакомиться с коллекционерами и художниками и, может быть, что-нибудь приобрести для своей будущей коллекции. Самым ярким впечатлением той поездки стало знакомство с живописными полотнами, которые четверть века собирал директор почтового департамента Федор Иванович Прянишников. Все 137 картин его коллекции были написаны русскими мастерами. И с этого момента Павел Третьяков твердо знал, что он будет собирать не случайные картинки, попавшиеся на городских рынках, а последовательно и серьезно подобранные произведения русской школы живописи.
Не откладывая задуманного в долгий ящик, Третьяков поехал по мастерским петербургских художников. В мастерской Николая Шильдера ему понравилась только что начатая небольшая картина «Искушение». Она-то и стала первой, которую Павел Михайлович попросил доделать для него. Честно говоря, картина далека от совершенства. И если бы она попалась на глаза Павлу Михайловичу через пару лет, он, скорее всего, не обратил бы на нее никакого внимания. А тогда, в 1856 году, эта печальная сценка тронула сердце начинающего коллекционера. Приглядитесь: бедной молодой девушке, стоящей у постели умирающей матери, какая-то старуха-сводня протягивает браслет. Должно быть, нечто подобное случалось в его родном Замоскворечье.
И последнее. Всего через четыре года, составляя первое в своей жизни завещание, Павел Третьяков среди прочих распоряжений повелел: капитал 8 тысяч «и что вновь приобретается торговлей употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей». Это еще один «штрих к портрету»…
КОЛЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯКОВЫХ
Приобретением картины Николая Шильдера «Искушение» Павел Третьяков положил начало своей коллекции.
Третьяков был, конечно, не единственным частным коллекционером. Приобретать произведения искусства и украшать ими кабинеты, гостиные и бальные залы, превращая свои дворцы в частные музеи, сначала стали российские дворяне. Эта европейская традиция укрепилась на Руси еще в эпоху правления Петра Великого. Самую большую и самую знаменитую в Российской империи коллекцию произведений мирового искусства начала собирать в 1764 году императрица Екатерина II. Однако она никогда не ставила своей целью сделать залы Зимнего дворца доступными для публики.
В середине XIX века к сообществу русских частных коллекционеров присоединились именитые московские купцы. Благодаря им огромное количество произведений русской живописи было сохранено и передано потомкам. Сегодня это гордость российских национальных музеев.
В чем же уникальность собрания Павла Третьякова? В его удивительном художественном чутье, в точности выбора, в логике и продуманности коллекции. Никто, кроме Павла Михайловича, не был таким искренним другом молодых художников. Он прислушивался к их советам, часто бывал в их мастерских, вел финансовые дела многих друзей-художников. Письма с различными просьбами и приглашениями приходили в дом Третьяковых каждый день. А как ждали его на выставках! Как мечтали быть причастными к его коллекции! Почему? Да потому что понимали: попасть в коллекции. – это значит навсегда остаться в русской истории живописи.
А знаете, как Третьяков посещал выставки? Как правило, он приезжал заранее и терпеливо ждал, когда распахнутся двери залов. Ходил всегда неторопливо, тщательно всматривался в каждую работу, но при этом ничего не говорил. Он не позволял себе делать публичные замечания или громко высказывать свое мнение. Иногда понравившуюся картину он приобретал сразу, и тогда на раме появлялась табличка: «Собственность Третьякова»; это было высшей похвалой для художников. Иную картину он мог купить недописанной, когда видел ее еще в мастерской. Всегда все картины осматривал по нескольку раз. А бывало и так: смотри, думает, разглядывает со всех сторон, вблизи и издалека, а потом придет – и купит совсем другую! Кстати, он никогда не покупал картины «по дружбе». однажды на выставке в Петербурге Третьяков обратил внимание на этюд Крамского «Полесовщик». На нем был изображен странный мужик в простреленной шапке. Нет, покупать его Павел Михайлович не собирался. Однако все никак не мог забыть пристального взгляда, каким смотрел на него этот старик с картины. Когда через некоторое время он увидел этот этюд на выставке в Москве, то уже не сомневался: купит! Но выбрать на московской выставке картину петербуржца было неловко. И тогда он попросил брата Сергея приобрести ее для себя.
Кстати, а каким коллекционером был Сергей Михайлович? Обладая хорошим художественным вкусом, он создал прекрасную коллекцию, большую часть которой составляли картины французских живописцев. Скажем прямо, такого благоговейного отношения к искусству, как у Павла Михайловича, у Сергея Михайловича не было. Картины он выбирал бессистемно, часто менял на другие, покупал и продавал, однако всегда прислушивался к мнению старшего брата. Так было и в их торговых делах: с первого дня их общего владения фирмой право подписи принадлежало Павлу Михайловичу. Авторитет братьев Третьяковых был непререкаем. В 1877 году Сергей Михайлович был избран московским городским головой. Вера Николаевна, супруга Павла Третьякова, однажды написала в своем дневнике: «Человек он пресимпатичный, весь пропитан порядочностью. Честный, исполнительный и весьма недурной городской голова…»
Поговорим о деньгах… Павел Третьяков всегда с художниками торговался. Недаром же он был купцом! Однажды никак не соглашался заплатить за портрет 1 000 рублей, но готов был купить его за 800. а на упрек, что несолидно торговаться из-за 200 рублей, ответил: «Я не располагаю такими средствами, какие некоторым могут казаться… В Москве многие много богаче моего брата, а мои средства в шесть раз менее, чем у него. Но я никому не завидую, я работаю…» Будем справедливы: Павел Третьяков имел обязательства перед всеми членами своей семьи, у него на попечении была школа для глухонемых, он жертвовал немалые суммы на жертвы армии, да и рабочие его костромской льняной мануфактуры получали зарплату, которая была побольше, чем на других фабриках… Так что, сэкономив по 200 рублей на четырех картинах, можно было купить пятую…
Между прочим:
Павел Михайлович любил сам ухаживать за картинами и лакировать их…
Никогда (за редким исключением) не водил экскурсии по своей галерее. Узнав, что ее собирается посетить какая-нибудь знатная персона, сбегал из Москвы «по делам»…
О том, какие картины его коллекции более всего нравятся публике, узнавал по тому, насколько вытоптан пол перед картиной…
Всю жизнь носил скромные сюртуки. Любил есть щи.
К 1872 году собрание Третьякова насчитывало 182 картины. Когда они заняли все стены кабинета, гостиной, детской, встал вопрос о том, куда девать следующие. На помощь пришел зять – архитектор Александр Степанович Каминский. Именно он составил проект специального помещения. Вместе с Павлом Михайловичем они подолгу обсуждали будущую постройку, чертили планы… Особое внимание уделили стеклянной крыше. Весь 1873 год строили и тщательно отделывали галерею. В марте 1874 года наступил долгожданный момент – развеска. Третьяков никому не мог доверить такую ответственную работу: каждой картине сам искал место, проверял освещениею он сутками пропадал в залах, а верная помощница Вера Николаевна только и успевала передавать рабочим его распоряжения… Свершилось: галерея превратилась в общедоступный музей.
В галерее всегда было много народа. Помимо публики, приходили студенты художественных училищ и работали в залах – копировали произведения мастеров. Вспоминая такие визиты, художник П.И. Нерадовский писал: «Прошло так много лет, а в памяти сохранилась дорога в галерею через Москворецкий мост и набережную канала… Бывало, спешишь прийти пораньше. Пройдешь из Лаврушинского переулка во двор, войдешь в садовую калитку, на ней прикреплена скромная вывеска «Картинная галерея». Сядешь на скамейку и дожидаешься, когда в дверном замке щелкнет. А пока сидишь, видишь: напротив из окна своего кабинета поглядывает Третьяков».
В июле 1892 года скоропостижно скончался Сергей Михайлович Третьяков. В своем завещании он писал о том, что по примеру старшего брата хотел бы сделать свою картинную галерею общедоступной для широкой публики. Сергей Михайлович знал о намерении Павла Михайловича передать свою коллекцию в дар родному городу. Как владелец половины дома в Лаврушинском переулке, он передал свою часть дома Москве вместе со всеми принадлежащими ему, Сергею Михайловичу, картинами. Кроме того, он жертвовал капитал в 100 000 рублей (а его сын увеличил пожертвование до 125 000 рублей), на проценты которого следовало пополнять галерею новыми произведениями русских художников.
После серьезных раздумий Павел Михайлович пришел к решению: он не будет завещать коллекцию Москве, а подарит ее немедленно вместе с коллекцией брата. Третьяков писал: «Чтобы сделать возможным утверждение завещания, я должен буду теперь же передать в дар городу и мою часть дома, и собрание русской живописи, разумеется, с условием пожизненного пользования квартирой и заведования учреждением».
15 сентября 1892 года Дума, обсудив заявление П.М. Третьякова, решила принять этот бесценный дар и благодарить Павла Михайловича. На следующий день Третьяков выехал за границу «по делам». Конечно, просто сбежал от похвал, благодарственных визитов и торжеств, которые должны были « обрушиться» на него…
Правда, от визита царской четы Третьяков сбежать не посмел. В Васнецовском зале был накрыт стол, а чай гостям разливала сама императрица. Николай Александрович высочайше пожаловал Третьякову дворянское звание. А в ответ услышал слова благодарности и отказ: «Я родился купцом, купцом и умру…»
Московская городская галерея имени братьев Третьяковых торжественно открыла свои двери 15 августа 1893 года. В ней было 22 зала, в которых размещались 1 276 картин, почти 500 рисунков, 10 скульптур (русская коллекция) и 84 картины европейских живописцев.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
5 русских меценатов
В середине XIX — начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы. Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Здесь при поддержке благотворителей они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий. Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры.
Павел Третьяков (1832–1898)
Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке. Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа. Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.
Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу — Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
Савва Мамонтов (1841–1918)
Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.
При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).
Савва Морозов (1862–1905)
Савва Морозов принадлежал поколению «новых» московских купцов. В отличие от отца и деда, родоначальников семейного бизнеса, молодой предприниматель получил прекрасное европейское образование и имел художественный вкус. Он дружил с людьми искусства, поддерживал их и помогал в разных, не только творческих начинаниях. Вместе с Максимом Горьким он проводил для детей с городских окраин рождественскую елку, а Антону Чехову нашел дачу в Подмосковье, когда болезнь писателя обострилась.
Савва Морозов был поклонником Московского художественного театра и жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники: здесь впервые в России появилось осветительное оборудование. Станиславский писал, обращаясь к Морозову: «Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».
Алексей Бахрушин (1865–1929)
Купца Алексея Бахрушина называли в Москве «профессиональным благотворителем». Вместе с двумя братьями он строил церкви и больницы, школы и приюты. Бахрушин поддерживал развитие профессионального и любительского театра: он помог антрепренеру Федору Коршу создать свой театр и построил для рабочих народный дом со сценой, где любительская труппа представляла свои спектакли. Именно увлечение театром стало делом всей его жизни. Меценат собирал редкие фотографии и личные вещи артистов, старинные музыкальные инструменты, сценические костюмы — все, что было связано с историей русского театра.
Позже на основе своей коллекции купец создал в Москве Театральный музей, который существует и сегодня. Здесь по-прежнему собирают все, что связано с этим искусством. И так же как раньше, актеры, режиссеры и художники приносят в дар музею новые экспонаты.
Мария Тенишева (1858–1928)
Княгиня Мария Тенишева вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб. В своем имении в Талашкино княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Здесь же она открыла мастерские, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла. Вместе с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты: обжигали керамику тут под руководством Михаила Врубеля, вышивали узоры для костюмов по эскизам Валентина Серова и Константина Коровина.
Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.
Павел и Сергей Третьяковы-благотворители, меценаты, коллекционеры, общественные деятели
ПАВЕЛ И СЕРГЕЙ ТРЕТЬЯКОВЫ –
БЛАГОТВОРИТЕЛИ, МЕЦЕНАТЫ,
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ
Среди известных благотворителей и коллекционеров-предпринимателей XIX в. имена братьев Третьяковых занимают особое место. Павел Михайлович и Сергей Михайлович навсегда вошли в историю не только русской, но и мировой культуры, подарив Москве прекрасную художественную коллекцию, создав общедоступную картинную галерею и открыв новый этап в развитии традиций художественного собирательства в России. Тема благотворительной деятельности братьев Третьяковых и их родственников и история создания знаменитой художественной коллекции неоднократно становилась предметом исследования отечественных историков и искусствоведов. Однако до настоящего времени не создано полномасштабного исследования по этой теме, а новые архивные и справочные материалы позволяют в определенной мере расширить границы исследовательского сюжета.
Семья Третьяковых, причисляемая к цвету московского купечества, внесла значительный вклад в дело сохранения культурного наследия Отечества и оставила заметный след в развитии экономики страны. Для ее представителей была характерна многогранная деятельность в различных сферах жизни общества, а также широкомасштабная социокультурная практика – участие во многих социальных и культурных начинаниях и проектах, благотворительность, меценатство, культурные инициативы, различные общественные мероприятия и другие деяния.
Пять поколений семьи, начиная с прадеда – Елисея Мартыновича Третьякова, принадлежащего старинному купеческому роду г. Малоярославца Калужской губернии, переехавшего в Москву в 1774 г., принимали активное участие в развитии отечественной торговли и предпринимательства, а позднее и в развитии промышленного производства. Помимо развития торгового предприятия, Третьяковыми была основана в 1866 г. Большая Костромская льняная мануфактура. Льняное производство Третьяковых и их зятя Владимира Дмитриевича Коншина, мужа их сестры Елизаветы Михайловны, было самым крупным для своего времени и создавалось на отечественные капиталы. Доходы, получаемые с торговой деятельности и промышленного предприятия, позволяли братьям Павлу и Сергею Третьяковым осуществлять широкую благотворительную и меценатскую деятельность на протяжении всей жизни, принимать участие в реализации целого ряда социокультурных проектов своего времени. Значительная часть состояния семьи Третьяковых была вложена в развитие отечественной культуры – формирование художественных коллекций, основание галереи, открытие учебных и благотворительных заведений.
Для Москвы в период его пребывания на посту городского головы было сделано очень много. Возросла сумма расходов на образование с 230 тыс. руб. (4,9 % расходной сметы) до 375 тыс. руб. (6,15 % от общего расхода). Количество училищ в городе увеличилось с 34 до 55. В 1880 г. городская дума приняла постановление «об устройстве в Москве реального училища, для чего была пожертвована думою приобретенная у Министерства финансов, чрез личные хлопоты Сергея Михайловича Третьякова, городская земля в 2 000 кв. саж. под прежним Колымажным двором и ассигнован ежегодный расход в 28 000 руб. на содержание реального училища»[3]. Особенно заботился Сергей Михайлович о благоустройстве города. За время его председательства в думе была замощена треть проездов, проложен дренаж и каменные водостоки во многих местностях города, «устройство садов и бульваров получило еще более обширное развитие». За пять лет было устроено несколько верст новых бульваров: на Девичьем поле, по сторонам дороги в Сокольники и у Александровских казарм, устроены Екатерининский парк и обширные скверы – Самотечный, Яблочный и сквер храма Христа Спасителя. В 1877–1882 гг. были осуществлены изыскания, которые послужили материалом для составления проектов развития водоснабжения и канализации, составлены сами проекты. Все это позволило впоследствии осуществить «предприятия величайшей для города важности» и расширить рамки городского хозяйства.
Выйдя в отставку, Сергей Третьяков не оставил активной социальной деятельности и участия в общественной жизни. Он занимал пост директора Московского отделения Русского музыкального общества в 1869–1889 гг., был председателем Московского художественного общества любителей художеств (с 1889), членом совета Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Состоял членом московского отделения Совета торговли и мануфактур[5]. Входил в другие художественные и благотворительные общества. На свои средства Сергей Михайлович издавал «Художественный журнал» (1881–1887). Он участвовал также в деятельности ряда благотворительных организаций: являлся попечителем богадельного дома братьев Солодовниковых (1876–1877), московских мещанских училищ (1862–1877), Таганского женского городского начального училища, членом Сущевского участкового попечительства о бедных 2-го участка, почетным членом совета Московского коммерческого училища, членом совета больницы имени Александра III, членом комиссии вдовьей кассы для лиц, принадлежащих к московскому купечеству, председателем комиссии о пересмотре правил для раздачи пособий бедным и на приданое бедным невестам и благотворителем Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых[6]. Елена Андреевна, жена Сергея Михайловича, являлась попечительницей Сущевского женского городского начального училища.
Сергей Михайлович был известен в общественных кругах и как коллекционер, занимался собиранием западно-европейской живописи. По завещанию он передал столице коллекции картин, средства на приобретение произведений живописи и свою часть дома в Лаврушинском переулке для галереи. В 1892 г. также по завещанию им было передано 125 тыс. руб. для приобретения художественных произведений для галереи[10].
Общественная деятельность Павла Михайловича была связана также с Московской городской думой, где он был гласным. Вместе с братом он много сделал для благоустройства Москвы. Являлся членом Комиссии о пользах и нуждах общественных. По долгу службы он являлся членом различных комитетов и обществ – московского купеческого Общества взаимного кредита, был выборным и старшиной Московского биржевого общества, состоял в советах учебных заведений, Славянском комитете, где был одним из шести самых активных членов. В 1869–1898 гг. он был попечителем Арнольдовского училища глухонемых, являлся членом Комитета для оказания помощи семействам убитых, умерших от ран и изувеченных на поле брани воинов в 1876–1886 гг. С 1883 г. состоял членом попечительского совета Александровского коммерческого училища, в Московском коммерческом училище он был почетным членом совета[11].
С 1893 г. Павел Михайлович состоял действительным членом императорской Академии художеств, где с 1868 г. был вольным общником[12]. Он также являлся членом комитета московского Общества любителей художеств.
Павел Третьяков входил в состав попечительского совета Арнольдовского училища для глухонемых с момента его учреждения. Позднее в совет вошла и жена – Вера Николаевна. Здесь она занималась вопросами организации обучения ремеслам в женском отделении, уже имея определенный опыт попечительской деятельности в других училищах. В 1875 г. Павел Михайлович выстроил новое здание для училища на Донской улице с домовой церковью, богадельней и мастерскими. По завещанию он выделил училищу капитал в 200 тыс. руб., а также всем служащим в школе глухонемых в размере их годового жалованья со столовыми и квартирными. В целом прижизненные вложения и средства, выделенные им по завещанию на развитие училища, составили 340 тыс. рублей[13].
По завещанию он внес в советы учебных заведений средства, проценты с которых использовались на стипендии для студентов и учащихся: Московскому университету, Московской консерватории, Московскому коммерческому училищу, Александровскому коммерческому училищу – по 15 тыс. руб., московским мещанским училищам – 30 тыс. руб. Московскому купеческому обществу он оставил часть капитала «для устройства мужской и женской богаделен в тех размерах, для каких будет достаточен капитал на устройство и на содержание призреваемых»[14]. В 1900 г. по духовному завещанию на устройство женской и мужской богаделен Московскому купеческому обществу было направлено 600 тыс. руб., в 1901 г. – по духовному завещанию остаток в сумме 288 004 руб. и в 1903 г. долг по наследству в сумме 103 356 руб. от товарищества Новокостромской льняной мануфактуры и 2 398 руб. от продажи акций на содержание женской и мужской богаделен. Строительство богадельни началось летом 1904 г. и было завершено к концу 1906 г.
Учреждение на сто мест было открыто в ноябре 1907 г. «Решением собрания выборных Московского купеческого общества богадельне было присвоено имя жертвователя Павла Михайловича Третьякова»[15]. Таким образом, помимо вкладов в образовательные учреждения и на стипендии, Павел Михайлович финансировал создание благотворительных учреждений в Москве.
В 1913 г. московскому городскому общественному самоуправлению поступило 200 тыс. руб., находившихся в пожизненном пользовании сына – Михаила. Московской городской думой было принято решение использовать капитал на устройство и содержание приюта для слабоумных. Строительство двухэтажного корпуса осуществлялось в 1914–1915 гг. Но в 1916 г. работы были приостановлены из-за трудностей военного времени. Приюту определялось имя жертвователя – [16].
В 1886 г. Третьяковыми передано в Совет православного миссионерского общества 500 руб. на строительство храма «Во имя воскресения Христова» в Токио. В 1892 г. Павел Михайлович передал Вспомогательному обществу московского купеческого сословия на составление неприкосновенного капитала 5 тыс. руб. В 1894 г. Московской купеческой управе и в биржевой комитет передано 10 тыс. руб. В 1895 г. московскому почт-директору пожертвовано 5 тыс. руб. на постройку дома призрения для заслуженных престарелых чинов почтово-телеграфного ведомства.
Благотворительная деятельность не ограничивалась только пространством столичного центра, она распространялась и на провинцию. При Большой Костромской льняной мануфактуре были построены приют, больница, детский сад, школа.
При строительстве храма Христа Спасителя почетные граждане Павел и Сергей Третьяковы отдали часть усадебной земли на прилежащей территории для устройства причтовых помещений[17].
Основу же благотворительной деятельности Павла Михайловича составило собирательство произведений русского искусства и формирование художественной галереи. В своей собирательской и благотворительной деятельности он опирался на филантропическую идею «…наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях». Покупая произведения русских художников или заказывая им исполнение различных произведений, Павел Третьяков оказывал поддержку отечественной художественной школе и культуре. Затраты на приобретение произведений искусства по годам составили:
1871–1872 – 19 тыс. руб.; 1872–1873 – 15 303 руб.; 1873–1874 – 19 572 руб.; 1874–1875 – 68 620 руб.; 1875–1876 – 17 584 руб.; 1876–1877 – 7 021 руб.; 1877–1878 – 24 тыс. руб.; 1878–1879 – 17 250 руб.; 1879–1880 – 10 тыс. руб.; 1880–1881 – 23 тыс. руб.; 1881–1882 – 41 тыс. руб.; 1882–1883 – 104 тыс. руб.; 1883–1884 – 41 тыс. руб.; 1884–1885 – 43 540 руб.; 1885–1886 – 23 893 руб.; 1886–1887 – 33 622 руб.; 1887–1888 – 32 775 руб., 1888–1889 – 32 270 руб., Антокольскому – 10 тыс. руб.; 1889–1890 – 45 130 руб., Антокольскому – 2 тыс. руб.; 1890–1891 – 35 085 руб.; 1891–1892 – 85 510 руб.; 1892–1893 – 10 682 руб.; 1893–1894 – 26 695 руб.; 1894–1895 – 909 руб.; 1895–1896 – 39 011 руб.; 1896–1897 – 22 173 руб.; 1897–1898 – 20 135 руб.; Верещагинская коллекция – 188 245 руб.[18]
Пути формирования художественной коллекции Павла Третьякова были разнообразны, что во многом обусловило ее необычную социокультурную географию. Основная и лучшая часть ее собрания – портреты современников, творческих деятелей, пейзажная, историческая и жанровая живопись – была приобретена у художников Петербурга и Москвы.
В 1892 г. он передал в дар Москве все свое художественное собрание (1 287 произведений живописи, 518 – графики, 9 скульптур) вместе с коллекцией Сергея Михайловича, а также значительные денежные средства на приобретение новых картин. Вся Третьяковская коллекция тогда была оценена в 1 428 929 руб., а зарубежный отдел – в 520 520 руб. Всего братья Третьяковы пожертвовали картин на сумму 1 949 446 руб.[19], 125 тыс. руб. было выделено на приобретение на проценты с этой суммы художественных, живописных и скульптурных произведений, 100 тыс. руб. – на ремонт галереи с потреблением процентов.
Будучи представителями купеческого сословия и имея соответствующее образование и значительные финансовые средства, Третьяковы, безусловно, не могли оставаться в стороне от подобных проявлений социокультурной активности, и в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности в социальной и культурной сфере они избрали именно собирательство и коллекционирование. Немаловажное значение в данном случае сыграл и факт отсутствия в тот период в России, и в частности в Москве, общедоступной национальной художественной галереи или музея. Средства, получаемые в процессе торгово-промышленной и предпринимательской деятельности, вкладывались в художественные ценности, которые затем становились доступными для широкой общественности и в новом качестве как бы возвращались обществу «в каких-либо полезных учреждениях», по словам : в виде музеев, картинных собраний и галерей, различных коллекций, библиотек.
Вложение средств в формирование живописных коллекций и собраний одновременно можно рассматривать и как реализацию желания оказать помощь представителям отечественной художественной школы. В данном случае коллекционер выступал как гарант некоторой финансовой стабильности для художников, многие из которых нуждались в материальной поддержке и средствах к существованию. За высокохудожественные произведения на арт-рынке даже разворачивалась иногда борьба между собирателями художественных ценностей. Престижным было обладание такими произведениями, они становились украшением любой коллекции и галереи, свидетельствовали о художественных вкусах и пристрастиях их владельцев.
Для представителей делового мира России была характерна подобная полифункциональность в социально-экономической и социокультурной сферах. Братья Третьяковы и здесь шли в ногу с эпохой, стараясь как можно полнее реализовать свои возможности в области культурного развития страны, формирования образовательных и культурных институтов и учреждений, в деле развития отечественного искусства и сохранения историко-культурного наследия, в деле просвещения российской общественности. Знакомство и тесное общение со многими русскими художниками и деятелями культуры позволило иметь в своей коллекции работы лучших мастеров, а также дало возможность сформировать наиболее полную портретную галерею современников и сохранить ее в неизменном виде для потомков. В собрании галереи Третьяковых нашло также наиболее полное отражение развитие отечественной художественной школы второй половины XIX в. Коллекция, подаренная городу братьями Третьяковыми, составила основу для развития одного из крупнейших художественных музеев России.
Согласно духовному завещанию от 6 сентября 1896 г. и другим документам, Третьковыми подарено городу множество домов, богаделен, приютов, училищ, особняков, которые могли бы составить отдельную московскую улицу – такую, например, как Ильинка или Никольская. Братья Третьяковы единственными из российских купеческих династий оставили столице целую улицу – Третьяковский проезд с домом на Никольской. В 1897 г. Павлу Михайловичу Третьякову «в знак признательности» было присвоено звание почетного гражданина города Москвы – как «принесшему в дар названному городу картинную галерею и недвижимое имущество, в котором она находится, и продолжающему своими пожертвованиями способствовать дальнейшему обогащению этой галереи»[20].
Только по выявленным на данный момент источникам вклад братьев Третьяковых и их родителей в развитие российской культуры и благотворительности составлял более 4,2 млн руб. По подсчетам Московской городской думы вклад братьев Третьяковых в благотворительные и культурные проекты составил более 2 млн руб. серебром (7 млн руб.)[21].
С учетом вклада всех членов и родственников семьи вложения были, безусловно, еще более значительными.
Традиции активной социокультурной деятельности, заложенные братьями Третьяковыми, были продолжены их родственниками и потомками. В частности, сын Сергея Михайловича Третьякова Николай был секретарем Московского общества любителей художеств[22], принимал участие в спектаклях Общества искусства и литературы. Свой след в культурной жизни страны оставили также ближайшие родственники братьев Третьяковых – представители семейств Боткиных, Мамонтовых, Каминских, Алексеевых, Якунчиковых, Гриценко. Чтобы составить более масштабную картину социально-экономической и социокультурной деятельности братьев и всей семьи Третьяковых и полнее оценить их вклад в развитие отечественной культуры, требуется дальнейшее детальное исследование поставленной проблемы.
[1] РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 8.
[2] Благотворительность московских предпринимателей, 1860–1914. М., 1999. С. 472.
[3] РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740.
[5] Адрес-календарь города Москвы на 1889 г. Ст. 176. М., 1889.
[7] РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 4 об.
[9] Там же. Л. 13, 13 об.
[10] Указ. соч. С. 470–471.
[12] РГИА. Ф. 789. Оп. 12. Д. 674.
[14] РГИА. Ф. 613. Оп. 1. Д. 103. Л. 141 об.
[15] Указ. соч. С. 468–469.
[17] РГИА. Ф. 1152. Т.Д. 413.
[18] Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М.,1993. С. 270.
[19] . Павел Михайлович Третьяков: Докл. секретаря Моск. о-ва любителей художеств, 11 декабря 1908 г. С. 5.
[20] РГИА. Ф. 1284. Оп. 241. Д. 162. Л. 28.
[21] Там же. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 6.
[22] Адрес-календарь города Москвы на 1889 г. М., 1889. Ст. 550.