Правление Петра I Великого. Быт петровской эпохи.
Быт дворянства
Обязанностью дворян стало получение образования. Без него нельзя было жениться
Дворяне с 16-17 лет обязаны были нести службу (пожизненную) – рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами, получая одновременно военное образование
После отставки (по болезни или ранению) дворяне продолжали государственную («статскую») службу: были воеводами в провинциальных городах, чиновниками или сборщиками податей
Были введены правила ношения одежды. Мужчины (дворяне и богатые горожане) носили короткие штаны, кафтан или камзол с галстуком, башмаки, шляпу, парик, треуголка; женщины – корсеты, платья с юбками на каркасах, шарфы, веера, кружева, перчатки, жабо.
Дворяне не имела права носить бороду.
Обязанностью было и присутствие дворян на ассамблеях вместе с жёнами и детьми, где обязательными были танцы- менуэт, полонез, гросфатер.
Модным стало возведение особняков, многие из которых и сегодня являются произведениями искусства.
В обстановке домов появились зеркала, гравюры, новая мебель, посуда.
Появились новые привычки и развлечения: курение табака, игра в шахматы. Богатые могли позволить себе купить тростниковый импортный сахар, кофе.
Вывод: реформы Петра I в области культуры привели к отчуждению верхов общества от народа, к существенному изменению образа жизни дворян. Одновременно начала формироваться светская культура, что способствовало повышению авторитета России.
Быт крестьянства
Главной для крестьян была работа, которая занимала основное время. И здесь Пётр вводил новшества: указами пытался приучать косить рожь косами, ткать широкие холсты. Но в основном крестьяне применяли традиционные способы ведения хозяйства
Трудиться дети начинали с 8-9 лет: мальчики выполняли хозяйственные работы, девочки – пряли, вышивали, ткали, доили корову, стряпали
Крестьяне должны были строить дома с учетом противопожарной безопасности, техники сооружения печей
Простой народ много работал, но любил и отдохнуть в праздники: на Пасху, в Рождество, на Масленицу. Люди надевали свою праздничную одежу, обирались вместе, пели, водили хороводы, проводили кулачные бои.
В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.
Жизнь общества.
Указ о брадобритии об (обязательном бритье бород). За ношение бород – пошлины: с дворян – 60 руб., купцов – 100 руб., прочих горожан – 30 руб. в год. Крестьян- по 1 коп. за каждый въезд в город.
Духовные лица освобождались от пошлины.
Указ об обязательном ношении иноземного платья (немецкого, французского и венгерского).
Было предписано подданным пить кофе, чай, курить табак.
Указ об обязательном ношении женщинам европейского платья.
Переход на летосчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, которое произошло за 5508 лет до Рождества Христа.
Указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана).
Указ о запрете русского платья, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь – сапоги и башмаки.
Указ об обязанности всего мужского населения, за исключением священников, монахов и крестьян, носить бороды и усы. Нежелавшие платили огромные наги.
Указ, запрещавший женитьбу без получения образования.
«Юности честное зерцало». Это сочинение неизвестного автора. В нём изложены правила поведения светского человека: необходимо избегать дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживаться европейских светских манер, беречь четь, но защищать её не шпагой, а в суде; главная обязанность – защита Отечества.
Введение ассамблей – приёмов гостей в знатных домах. На них являлись с жёнами и дочерями.
Присутствие на ассамблеях требовало знание иностранных языков, галантных манер (политеса), умения танцевать.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ В ЭПОХУ ПЕТРА I
Дворянское обучение и служба
Во время Петра Великого молодые дворяне, достигшие 16 – 17-летнего возраста, обязаны были нести пожизненную службу. Начинали они службу рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях. Военная форма – «немецкий» мундир.
Дворяне изучали артиллерийское или инженерное дело. Отсутствовала единая система преподавания, учебники. Те из дворян, кто отправлялся за границу, должны были освоить математику или «навигацию» на чужом языке. Экзамены принимал лично Петр I.
Если дворянин увольнялся с военной службы, то он назначался на «статскую», исполнял обязанности воеводы в провинциальном городе, чиновника в одном из учреждений или сборщика подушной подати.
Дворянская одежда и облик дворянина
Изменения произошли в ношении одежды. Началась борьба с широкорукавным платьем. 29 августа 1699 г. Петр указом запретил носить старый русский костюм, а в январе 1700 г. обязал носить платье на манер венгерского. Позднее все бояре и дворяне должны были одевать немецкое платье по будням и французское – по праздникам. Дворяне обязывались брить бороду. За нарушение царского указа следовал штраф и битье батогами.
С 1 января 1701 г. женщинам предписывалось носить европейское платье. Появилось много украшений, в моду вошло кружево, жабо. Среди головных уборов лидером стала треуголка. Вводился парик, корсет, широкие юбки, узконосая обувь.
Дворянские развлечения и быт
В дворянских домах появились предметы роскоши: зеркала, гравюры, кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг, серебряная, оловянная и стеклянная посуда. На это тратились большие средства.
Дворяне обучались манерам. Пленные шведские офицеры и женщины из немецкой слободы обучали русских таким танцам, как полонез, менуэт и гросфатер.
Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось летоисчисление от Рождества Христова. Новолетие начиналось с 1 января, как во многих европейских государствах. Праздновали с 1 по 7 января. Ворота дворов украшались сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, ворота бедных владельцев – ветвями. В столице устраивались фейерверки.
Создавалась новая система праздников; устраивались маскарады, балы. С 1718 г. Петр ввел ассамблеи, на которые мужчины обязаны были являться вместе с женами и взрослыми дочерьми. В XVIII в. появились игры в карты и шахматы. Для высшего общества организовывались катания по Неве.
Крестьянская жизнь и быт
Крестьянский быт не претерпел существенных изменений. Шесть дней в неделю крепостные крестьяне работали на помещика, по воскресеньям и праздникам – на собственных земельных участках. Дети с 8 – 9 лет приучались трудиться. Отец воспитывал своего сына по своему подобию.
Все земельные вопросы находились в ведении общины, которая следила за порядком, разбирала ссоры между односельчанами, занималась раскладкой повинностей. Все были объединены круговой порукой. Местные дела решал сход женатых мужчин.
Сохранилось сильное влияние традиций в быту, следование обычаям. Одежда продолжала оставаться традиционной и шилась из холстины и других дешевых материалов. Гардероб женщины составляла рубаха, сарафан, телогрея, шуба. Европейская мода пришла в русскую деревню только в конце XVIII в.
Основные развлечения крестьян – массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда – похлебка, щи и мучные изделия.
Городской быт
Горожане жили в усадьбах, разводили лошадей, коров, свиней, птицу; обрабатывали огороды. Разрешалось курение.
В 1714 г. вводился ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался.
Обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» – свода правил общежития.
Нравы и быт при Петре 1
Удобная навигация по статье:
Нравы и быт при императоре Петре I
Эпоха правления императора Петра Первого считается одной из самых противоречивых. С одной стороны государство регулярно воевало за право выхода к незамерзающим морям, с другой – вводились новые реформы. Получение Россией морских торговых путей с развитыми странами позволило не только восстановить экономику страны, но и обогатить её культуру, сделав быт русского человека подобным жителю Европы.
Военная служба
В период правления Петра Первого Великого молодым дворянам, которые достигли возраста шестнадцати-семнадцати лет, полагалось нести пожизненную службу. Как правило, они начинали свою карьеру в качестве рядовых в драгунских или пехотных полках. Довольно часто их также брали матросами на корабли. Стоит отметить, что по приказу царя рядовые и матросы должны были носить «немецкие» мундиры.
Как и сам государь, дворянин должен был сведущ в инженерном и артиллерийском деле. При этом, в России отсутствовала общая единая система донесения знаний. Кроме того, дворяне, отправляющиеся за границу, обязаны были освоить на иностранном языке одну из наук: навигацию или математику. А экзамены принимал сам Пётр Алексеевич.
В случае, если дворянин желал уволиться с военной службы – его назначали на «статскую», где он исполнял обязанности воеводы в сёлах или провинциальных городках, сборщика подушной подати или чиновника в одном из многих учреждений, открывающихся в то время.
Внешний вид дворян при Петре I
А вот, что точно стало причиной недовольства как простого народа, так и представителей дворянства – это изменения в ношении одежды. Именно в этот исторический период, а точнее, двадцать девятого августа 1699 года, царь приказывает сменить все широкорукавные традиционные платья на платья заморского покроя. Спустя пару лет государь отдаёт новый приказ, согласно которому дворянство должно было носить по праздникам французское платье, а в будни – немецкое.
Ещё одним изменением, потрясшим жителей Российской империи, стал указ царя брить бороды, за нарушение которого виновника обкладывали штрафом и избивали прилюдно батогами. Также, с 1701 года всем женщинам необходимо было носить исключительно платья европейского покроя. В это время в моду входит масса украшений: жабо, кружево и др. Самым популярным головным убором в России становится треуголка. Чуть позже были введены узконосая обувь, а также широкие юбки, корсеты и парики.
Бритье бород при Петре I
Внутреннее убранство
Кроме того, благодаря развитой западной торговле и открытию новых мануфактур в домах дворян появляются такие предметы роскоши как: стеклянная и оловянная посуда, серебряные сервизы, шкафы-кабинеты для важных бумаг, а также кресла, табуреты, столики, кровати, гравюры и зеркала. Стоило это всё очень больших денег.
Также, всем дворянам следовало обучаться манерам. Пленные женщины и офицеры из немецкой слободы обучали дам популярным в то время танцам (гросфатеру, менуэту и полонезу).
Новое летоисчисление
Согласно царским указам от девятнадцатого и двадцатого декабря 1699 года на Руси вводилось летоисчисление от Рождества Христова, а начало года было перенесено на первое января, как это практиковалось развитыми западными державами. Новогодние празднования продолжались целую неделю – с первого по седьмое января. Зажиточные жители империи украшали ворота своих дворов можжевеловыми и сосновыми ветками, а простой люд – обычными ветками. Все семь дней в столице пускали фейерверки.
С каждым годом царь Пётр Алексеевич вводил новые праздники, устраивал балы и маскарады. Начиная с 1718 года, император устраивает ассамблеи, на которые мужчины должны были приходить со своими жёнами и взрослыми дочками. В восемнадцатом веке популярными становятся игры в шахматы и карты, а для представителей высших сословий устраиваются катания по реке Неве.
А вот быт простых крестьян в период правления Петра Первого не претерпел существенных изменений. Они работали шесть дней на своего помещика, а по праздникам и воскресеньям им разрешалось заниматься собственным хозяйством. Детей приучали к физическому труду с восьми-девяти лет, воспитывая их по собственным неписанным правилам, которые должны были помочь ребёнку прокормить в будущем свою семью.
Всеми земельными вопросами по-прежнему заведовала община, следившая за соблюдением порядка, а также разбиравшаяся в ссорах односельчан и распределяющая повинности. Местные дела решались так называемым сходом женатых мужчин.
При этом, в быту сохранилось достаточно сильное влияние обычаев и традиций. Одежда шилась из дешёвых материалов (чаще всего из холстины), а европейская мода вошла в быт только в конце восемнадцатого века.
Среди основных развлечений простых крестьян были хороводы по самым значимым праздникам и массовые игрища, а в качестве традиционной пищи выступали мучные изделия, щи и похлёбка. Некоторые крестьяне могли позволить себе и курение.
Повседневная жизнь и быт при Петре I
Урок 12. История России 8 класс ФГОС
Конспект урока «Повседневная жизнь и быт при Петре I»
В 1704 году Пётр I приказал разбить большой сад в Петербурге на месте своей летней резиденции. Он был хорошо знаком с садово-парковым искусством Европы и сам наметил направления аллей будущего сада. Во время строительства государь вникал во все мелочи и лично распоряжался доставкой растений.
Для постройки Летнего сада была выделена часть острова Усадица почти напротив Петропавловской крепости. Облик сада создавали лучшие архитекторы того времени – Иван Матвеевич Угрюмов, Жан-Батист Леблон, Михаил Григорьевич Земцов. Озеленением занимались мастера садово-паркового искусства Ян Розен и Илья Сурмин.
Важным элементом украшения Летнего сада стали античные скульптуры богов и героев, большая часть которых выполнена итальянскими мастерами. Убранство сада дополняли многочисленные фонтаны, украшенные скульптурными персонажами басен Эзопа.
Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
Сегодня Летний сад – жемчужина в парковом ожерелье Петербурга. Однако его первоначальная планировка сохранилась лишь в основных чертах.
Подробнее о жизни петербургского светского общества и быте других слоёв населения Петровской эпохи вы узнаете далее.
Вопросы занятия будут следующими: дворянский образ жизни; крестьяне и посадские люди; нововведения в повседневной жизни.
Дворянский образ жизни в Петровскую эпоху был непосредственно связан с государственной службой – военной либо гражданской. Дворянские дети призывались на службу в возрасте 16-17 лет и несли её пожизненно. Чаще всего молодые дворяне служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях. Вместе с ними в полках служили выходцы из крестьян и посадских.
И без того тяжёлая военная служба усугублялась нововведениями Петра Алексеевича. Так, например, дворянину следовало носить «немецкий» мундир, усваивать приёмы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, обучать солдат.
Согласно указам Петра I, дворяне также должны были учиться сами (например, артиллерийскому или инженерному делу) и давать образование своим детям. Однако для полноценного обучения не хватало профессиональных учителей и учебников, не было разработано какой-либо системы преподавания. Обучение сопровождалось постоянными порками и велось на непонятном юным дворянам научном языке. Так, в классах Морской академии дежурили гвардейцы, которые били воспитанников независимо от их происхождения.
Более того, дворянским недорослям доводилось терпеть холод в неотапливаемых помещениях и голод, поскольку жалованье им выдавалось нерегулярно. По приказу Петра I юных дворян также отправляли за границу для изучения математики и навигации.
Если дворянин уходил в «отставку» с военной службы по причине болезни или ранения, то его переводили на службу гражданскую, так называемую «статскую». Дворянина могли назначить на любую должность – воеводой в провинциальный город, чиновником в новое учреждение или сборщиком подушной подати.
Также строго регламентировался дворянский быт. Даже отставные дворяне должны были носить «немецкий» кафтан и брить бороду. Иначе им грозил штраф и битьё палками. Обязательными были посещения различных маскарадов, обучение светским манерам и отмечание новых праздников.
Петровским указом были отрегулированы правила поведения на ассамблеях, на которых в обязательном порядке должны были собираться дворяне-мужчины вместе со своими жёнами и взрослыми дочерьми.
Внешний вид светских дам также изменился. На смену русским сарафанам пришли пышные платья с открытыми плечами. Дворянские жёны стали носить модные европейские причёски.
В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Так, светское общество начало играть в карты и шахматы. Появилось такое новшество, как курение табака.
Благодаря жительницам немецкой слободы и пленным шведским офицерам российские дворяне изучали зарубежные танцы, такие как полонез, менуэт и гросфатер.
Произошли изменения и в литературной жизни. Церковные книги сменились светскими. Появились как отечественные, так и переводные книги по математике, механике, фортификации. Также было издано специальное пособие, которое регламентировало практически все аспекты светской жизни, – «Юности честное зерцало. ». В моду вошло чтение античной литературы. Так, например, дворяне Петровской эпохи читали произведения Квинта Курция, Юлия Цезаря, Иосифа Флавия.
Во времена Петра I появились и новые русские повести о храбрых и галантных героях – «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» или «О Александре, российском дворянине».
«Гистория» отличается тем, что сочетает в себе традиции русской бытовой повести XVII века, новгородские былины о «богатом госте» и любовно-авантюрный европейский роман.
Таким образом происходила европеизация традиционного русского общества. Однако эти процессы затронули только его высшие слои. Более того, европейский образ жизни обходился совсем недёшево и был доступен только тем, кто имел не менее 100 крепостных душ.
В отличие от дворян жизнь крестьян не изменилась. Они по-прежнему зависели от цикла земледельческих работ. Пётр I пытался внести новшества и в деревенский уклад жизни, но там они не прижились по объективным причинам.
Так, например, по царскому указу крестьяне должны были убирать рожь косами, а не серпами. Поскольку коса давала десятикратную экономию труда при жатве. Но методы уборки урожая зависели от местных условий, поэтому данное нововведение прижилось не везде. Также крестьянам было указано ткать широкие холсты. Но их нельзя было изготовить на обычном ткацком станке.
Деревенские дети с ранних лет приучались к труду. Мальчики – к работе в поле, а девочки приобщались к ведению хозяйства – готовить есть, прясть, вышивать, ткать, доить корову.
Крестьянская община называлась «мир». В её ведении находились все административные вопросы. Например, община занималась распределением повинностей, регулировала порядок пользования землёй, разбирала ссоры односельчан. Продолжала действовать в «миру» и круговая порука. Крестьяне были вынуждены сами преследовать тех, кто уклонялся от общих дел. Самые важные дела решались голосованием на сходе женатых мужиков – глав хозяйств.
Крестьянское общество оставалось традиционным. Сын занимал место отца и точно так же воспитывал своих детей. Вся жизнь крестьян проходила в соответствии с обычаями. Рождение, крещение, свадьба, поминки, посевная, уборочная проходили на виду и под контролем односельчан с обязательным соблюдением всех традиций и обрядов. Тех, кто нарушал принятые нормы поведения, осуждали и даже могли изгнать из общины.
На крестьян по многим аспектам были похожи и городские жители. Их жизнь проходила в усадьбах – замкнутых мирках, окружённых забором. У горожан также был домашний скот (лошади, коровы, свиньи, птицы) и огороды. Посадские отмечали Рождество, Масленицу, Троицу и другие праздники.
И крестьяне, и горожане воспринимали нововведения с осуждением. «Немецкое» платье, отмена патриаршества, ассамблеи и участие в них женщин они считали нарушением «старины» и православных традиций. К тому же введение новшеств сопровождалось увеличением податей, рекрутчиной, отправкой на строительство Петербурга, крепостей или каналов.
Нововведения Петра I отразились на повседневной жизни горожан и перевернули их сознание. Непривычная планировка новой столицы с прямыми улицами и домами, построенными по европейскому образцу, Летний сад с лабиринтом и обилием фонтанов, возможность встретить в саду самого императора – всё это ошеломляло человека, воспитанного в соответствии со старинными традициями.
Однако новые привычки и мода на нетрадиционную одежду постепенно входили в повседневную жизнь. Дворяне и богатые горожане начали носить европейский костюм. Мужской костюм состоял из коротких штанов, камзола, кафтана с галстуком, башмаков, шляпы и парика. Дамы стали носить корсеты, платья с юбками на каркасах, шарфы, веера, кружева, перчатки.
А знали ли вы, что каркас из ивовых или стальных прутьев, или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке называется фижма?
Изменилось и внутреннее убранство домов дворян и богатых горожан. У них в домах появились зеркала и гравюры, новая мебель (кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг), серебряная, оловянная и стеклянная посуда.
В Грановитой палате в Москве устраивались ассамблеи, открывались «кофейные дома», из Петербурга, хоть и с опозданием, но всё же приходила газета с новостями из Лондона, Парижа, Вены и даже Лиссабона.
Таким образом, Петровские реформы способствовали разрушению традиционных устоев российского общества, но только в высших его кругах. В России начал формироваться светский образ жизни и светская культура. Крестьяне и посадские люди продолжали жить по своему обычному укладу и осуждали нововведения.
Реформы быта при Петре Первом — советы эксперта
Петровская эпоха характеризуется прорывом во всех сферах жизни. Но особенно яркими были реформы в быту и культуре. Под влиянием европейских традиций великий реформатор разрушал старое и строил новое. Во главу реформ были поставлены интересы государства, которые должны были подчеркнуть величие Российской империи.
Необходимость реформ
Переломный момент в Российской истории произошел в конце 18 века, когда на престол взошел Петр 1. В отличие от западноевропейских стран империя на тот момент отставала в своем развитии. Не было промышленных заводов, государственный аппарат и армия устарели, отсутствовал флот. Строительство мануфактур нуждалось в грамотных людях, не хватало узких специалистов в отдельных областях науки и техники.
В дипломатических поездках по зарубежным странам Петр сравнивал своих соотечественников с иностранцами и видел большой разрыв между ними. Россия отставала от Европы практически по всем сферам деятельности. После приезда в Москву молодой император кардинально изменил культурный и образовательный уровень своего народа.
Реформы в области культуры
Условно все реформы Петра I можно разделить на три направления: быт, культура, образование.
Мало было изменить армию, систему управления, администрации и территориальное деление. Чтобы реформы принесли должные результаты, нужна их последовательность и всесторонность. Они должны идти в системе и связывать друг друга. Страна должна была подняться на новый уровень, а для этого нужен переворот в сознании людей. Именно поэтому реформы в быту не менее важны.
1. Первая и, пожалуй, сама известная реформа в быту Петра I была проведена сразу после окончания Великого посольства. Введение одежды на европейский манер сильно потрясло народ. Сам царь лично обрезал длинные рукава и бороды. Неизменными остались только каноны церкви, позволялось это и крестьянским мужикам.
2. Приехав из-за границы, будущий император привёз не только картофель, но и чайные листья, кофе и табак. Последнее сильно укоренилось в российском обществе и, конечно, привело к отрицательным последствиям.
3. В российское государство была завезена ещё одна Западная традиция. Новый год теперь отмечали не с 1 сентября, как по старинке, а с 1 января. Теперь принято было наряжать новогоднюю ёлку, а летоисчисление вести по григорианскому календарю с рождения Христова, а не от сотворения мира.
4. В 1718 году были введены так называемые ассамблея. Под этим словом поднимались торжественный пиры или приёмы гостей. Сюда приглашали только членов высшего общества, то есть высокопоставленных чиновников, купцов богатых, офицеров и так далее. Специально для таких сборов были написаны правила поведения молодых людей в обществе. Девушки теперь могли спокойно выходить в свет, не боясь осуждения.
Всё эти реформы были в основном направлены на изменение образа жизни дворянства. На простых крестьянах это мало отражалось. Именно поэтому увеличился разрыв между двумя слоями, что позже приведёт к тяжёлым последствиям.
Изменения в одежде и внешнем виде, введение нового летоисчисления
При первом после возвращения из Великого Посольства приеме придворных в Преображенском Петр приказал им впредь носить вместо длинного русского короткое европейское платье и сбрить бороды. У упрямившихся он лично срезал бороды и окорачивал кафтаны. Право на ношение бород сохранилось только у духовенства и крестьянства. Горожане могли выкупать это право, уплачивая ежегодную известную пошлину и получая «бородовой знак». С этой принудительной переменой внешнего облика узаконивалось господство в русской жизни западноевропейских обычаев.
Бородовой знак — металлический жетон, который служил квитанцией об оплате пошлины на ношение бороды.
Еще одним внешним знаком такого господства было установление нового летосчисления. В России до тех пор годы считали от сотворения мира и новый год праздновали 1 сентября «на Семен день». Отпраздновав наступление нового 7208 года по старому счету 1 сентября 1699 г., Петр повелел 1 января вновь отпраздновать новый 1700 г. и считать впредь годы от Рождества Христова, как во всех православных странах.
Реформы культуры
Изменения в этой области были не маловажны. Реформы культуры, это изменение мироощущения и взглядов на жизнь всех людей в государстве. Подробнее рассмотрим каждую.
1. Именно при Петре I был создан первый российский музей Кунсткамера. Сюда привозили вещи со всей страны. Например, останки умерших животных, древние летописи, заспиртованные головы «монстров». Вскоре музей стал открытым для свободного посещения простыми гражданами.
2. Первым российским императором была основана и новая столица. На смену старой Москве пришёл молодой и величественных Санкт-Петербург. Город был заложен в 1703 году.
3. При Петре I в широкое употребление входит камень. Повсеместно люди начинают отказываться от деревянных строений. Это так же снизило опасность от пожаров. Так были построены здание Адмиралтейства, Гостиный дом и первый музей Кунсткамера. Проектированием города, каждой его улицы и здания занимались архитекторы. Каждый дом был уникален и имел высоту в 2 — 3 этажа. По сегодняшний день мы можем наблюдать в Санкт-Петербурге памятники архитектуры, созданные в петровскую эпоху заморскими мастерами. Особенно поражают Летний дворец, здание коллеги и Петропавловский собор.
4. По результатам нового строительства и смешения разных культур появился новый стиль в архитектуре, так называемое, русское барокко. Санкт-Петербург стал самым красивым городом Европы.
5. Впервые проявляется светская русская живопись. Ранее известность имело исключительно иконопись. Стали появляться первые пейзажи и портреты. На это царь официально дал свое разрешение и даже выделял деньги на поддержание художников.
6. Именно Пётр I повелел на красной площади построить «комедийную храмину». Там немецкие, а потом и русские актёры стали показывать небольшие постановки.
Стоит заметить, что благодаря этим реформа развивалось не только искусство, но и литература. Стали появляться книги, наполненные не только религиозным смыслом.
7. В 1701 году будущий император провел новую реформу, которая запрещала церкви собирать пошлину с принадлежащих ей земель. Так была ликвидирована финансовая автономия. Так же издавались указы, которые ослабляли власть Патриарха.
Значение петровских реформ в области быта
Петр обладал «всеобъемлющей душой», в нем легко умещался интерес к разговору с умнейшими людьми Европы, – и к работе с топором. Наслаждение произведениями изобразительного искусства легко сменялось дружеской болтовней с матросами. Легкие танцы и ухаживания за иностранными красавицами перебивались постоянными заботами о мощи и процветании родины. Такое противоречие интересов было показателем их широты.
Такой же необъятностью отличалось просвещение, которое он внес: от утонченного слова европейской мысли – до сделанной в Париже новомодной пряжки.
Поэтому результаты реформ Петра в области быта сказались так широко на русском обществе. С одной стороны, они выдвинули, людей высокой культуры, с другой стороны у масс они переменили житейский обиход.
Отдельные представители русского общества достаточно глубоко проникались европейским духом, но масса на первых порах могла воспринимать только внешние стороны чуждой культуры. Но это было тоже победой «светского» житий – внешним показателем внутренней реформы духа. Петр это понимал и оттого придавал такое значение внешности подданных. Заботы о манерах, о костюмах, о увеселениях на европейский лад привели царя к реформе внутренней жизни русского дворянства. К этому русское общество было подготовлено царствованием Алексея Михайловича и правлением Софьи, когда в свете были установлены польские манеры в экипажах, в домостроении, в столах и в уборах.
Польскому влиянию Петр положил конец и открыл доступ западным влияниям. Ближайшим результатом было воспитание общества в тогда модном на Западе и обязательном в Европе французском духе. В 1717-1718 годах у нас был отпечатан кодекс правил приличия: «Юности честное зерцало». Задачей руководства было приблизить русских молодых дворян к идеалам «придворного человека», научить их хорошим манерам для поведения в свете. Конечно, такое воспитании имело немало зла. Светское «обхождение» учило русских светской лжи: вытвердивший правила «Зерцала» юноша, старался не противоречить из вежливости, не всегда говорить правду и пр.
«Юности честное зерцало» — подготовленное по указанию Петра I литературно-педагогическое произведение.
Так царь был вынужден, считаясь с нормами европейских приличий, поощрять в свете ложь. Человек дела, царь уступил потоку чужой жизни во многом – «хороший тон» требовал введения новых знаний и искусств в русскую жизнь, в сущности бесполезных, но необходимых для «придворного человека».
Однако эта сторона петровских реформ не встретила сопротивления – свобода в светской жизни была встречена радостно молодежью, особенно женщинами. Для русских женщин был тяжел гнет «Домостроя», но теперь перед ними открывалась новая жизнь, в которой индивидуальное чувство не знало оков старины. Из запертой в терем рабыни, она преобразилась в «богиню». Ее недавний повелитель, обратившись в «галантного кавалера», был должен курить фимиам и петь гимны её власти и красоте. Проблески нового отношения к женщинам мы видим в любовных песнях XVII в., с Петра любовные чувства сделались главным содержанием светской литературы.
Иностранцы, бывавшие при Петре в России, не раз обращали внимание на перемену в жизни русской женщины. Камер-юнкер иностранного двора Бергхольц в дневнике сделал комплимент внешности и манерам русских дам. Он писал, что за два года те стали неузнаваемы, после учреждения в 1718 году ассамблей, в 1720-м дамы уже во многом не уступали француженкам и немкам в светскости, приветливости и тонкости обращения.
Реформы образования
1. По указу Петра I стали открываться новые школы, обучающие различным наукам и ремеслам. Так образовалась целая система образования в конкретной профессии. Теперь в стране были свои мастера корабельного, инженерного и артиллерийского дела, что позволило избавиться от влияния иностранцев.
2. По указу будущего императора сама система обучения детей была изменена. Она стала не духовной, а светской. Предпочтение отдавали точным наукам, а не изучению богословия.
3. В России была основана Академия наук в 1725 году и общественная библиотека.
Безусловно, реформы Петра I имели огромное значение. Благодаря им Россия смогла преодолеть тяжелый путь реформации. По результатам этих изменений Российская империя стала сильнейшей державой во всем мире.
Новая мода
Преобразования в области моды начались в 1698 году и сначала затронули консервативное русское дворянство. Под глубоким впечатлением от внешнего вида европейцев Петр создает указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», после чего собственноручно обрезает длинные одежды и остригает бороды своим приближенным.
В связи с правилами Вселенского Собора бритье бород считалось грехом и получить благословение церкви безбородым мужчинам было невозможно. Решив приобщить население к европейским традициям, Петр 1 вызвал негодование во всех слоях общества. Массовое неповиновение привело к мятежам и самоубийствам не только среди старообрядцев, но и в светском обществе. Со временем строгий запрет заменила госпошлина. Те, кто категорически не желал расставаться с бородой и усами, были вынуждены платить налоги:
После выплаты госпошлины, человеку давали металлический значок, который крепился непосредственно к бороде. Это означало, что «бородач» выполнил все обязательства и мог спокойно посещать любой город без оплаты налога.
Итоги и результаты культурной реформы Петра I
Полный список реформ
Ассамблеи
25 ноября 1798 года Петр 1 создает указ о создании ассамблей – нового вида досуга для высшего общества. На закрытых мероприятиях собирались только знатные люди, устраивали балы и всевозможные развлечения. Новая попытка адаптировать западноевропейские традиции увенчалась успехом.
С появлением ассамблей открылся свободный вход в светское общество для российских женщин. Им разрешено было показать себя во всей красе. Богатые и знаменитые особы посещали балы в дорогом убранстве, соперничая между собой. Вначале наряды напоминали маскарадные костюмы, были неудобны и порой смешны. Но постепенно вкусы утончались, у платьев появились глубокие декольте, а женщины научились себя вести свободно и непринужденно в мужском обществе.
Благодаря реформам Петра 1 Россия улучшила внутренний государственный строй и просвещение, стала морской державой, создала мощную армию и флот. Укрепив позиции на берегу Балтийского моря, страна активно развивала промышленность и торговлю, а западноевропейские государства искали с ней союза.
Градостроительство
В начале 18 века между Швецией и Россией завязалась война. В результате успешных боевых действий русская армия во главе с Петром сумела захватить долину реки Невы. Для закрепления своих позиций, на новой территории было решено возвести крепость. Чтобы организовать выход к морю, со слов императора, необходимо было прорубить «Окно в Европу». Так в 1703 году на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, ставшая началом основания нового портового города.
Музейное дело
Одной из достопримечательностей современного Санкт-Петербурга является Кунсткамера. Ее созданию способствовала европеизация России в период непрерывных петровских реформ во всех сферах государственной и общественной жизни. Задумка о строительстве музея появляется у Петра во время заграничных поездок. После посещения всевозможных выставок, галерей, эрмитажей в 1704 году он издает указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Со всех уголков страны привозились необычные предметы, анатомические и зоологические экспонаты, диковинные вещи и драгоценности.
Все это бережно хранилось в Канцелярии Аптекарского приказа в Москве, а позже было перенесено в северную столицу. В 1718 году началось строительство специального здания музея в Петербурге на берегу Невы.
Сегодня Кунсткамера является символом Российской Академии наук.
Театры
В петровскую эпоху образованных людей было мало, поэтому печатная литература не могла быть средством массовой пропаганды культурной жизни и политических идей императора. Книги заменил театр.
По замыслу царя-модернизатора в 1702 году на Красной площади было организовано место для представлений. Первый платный общедоступный театр был поистине шикарной постройкой для того времени:
Первое время на сцене играли европейские актеры, привезенные Петром из-за границы. Но театр не имел успеха, поскольку иностранная речь не была понятна российскому зрителю. Да и сам император быстро потерял интерес к немецким комедиантам, в результате чего они были высланы на родину. Новый вид искусства на время прекратил свое существование.
Только в 1714 году сестра императора Наталья Алексеевна собрала труппу из 10 российских актеров и продолжила театральное дело.