Рассказы о собаках из книги Дедушкины рассказы
С т о р о ж е в о й п е с
Глубокой осенью я отдыхал на Волге под Саратовом. На соседней базе отдыха жила беспривязно огромная овчарка. Каждое утро она прибегала к домику, в котором я жил, чтобы получить от меня «завтрак». Она знала, что у меня всегда найдется для нее корм.
Однажды вечером я шел мимо базы, где жила эта овчарка, и увидел, что она лежит недалеко от дороги и внимательно следит за мной. Я окликнул ее как бы приветствуя и продолжал идти по направлению к своему домику. Когда же поравнялся с ней, она неожиданно приподнялась, прыгнула на меня и больно укусила.
Весь вечер я недоумевал о причине столь неблагодарного поступка. И совсем удивился, когда увидел собаку вновь на следующее утро у своей двери. Тогда, кажется, и понял вчерашнее происшествие: несмотря на близкое знакомство, овчарка строго соблюдала свои сторожевые функции и зорко охраняла порученную ей территорию.
Я расскажу тебе еще об одной собаке, которая жила у моей знакомой. Собака эта была очень красивая и умная, но когда оставалась в доме одна, становилась неуправляемой. Предоставленная сама себе, она рвала занавески, грызла мебель, портила ковры. Хозяйка понимала, что так ее любимица выражает свой гнев по поводу вынужденного одиночества, и ничего не могла с ней поделать.
С некоторых пор в квартире стали исчезать блестящие мелкие вещи: золотые кольца, цепочки, сережки. Даже маленькие золотые часики куда-то пропали. Чужих людей в доме не бывало, а поиски ни к чему не приводили.
Дальнейшее проживание с собакой становилось, между тем, невыносимым и женщина решила отдать ее в другие руки.
После того, как четвероногого друга забрал новый хозяин, хозяйка решила сделать в квартире генеральную уборку. Под ковром, лежавшим на полу, она обнаружила все свои пропажи.
З л а я с о б а к а
После этого я пошел по направлению к входной двери дома. Пес продолжал сидеть в конуре и даже не делал попыток воспрепятствовать мне. Вот и входная дверь. Постучал и, получив разрешение, вошел в дом. Людей оказалось в нем много, они очень шумели и поэтому не слышали моего стука в окно. Но хозяева страшно удивились, как я смог пройти черед двор мимо их злой собаки.
Закончив свое дело, направился к выходу. Хозяйка задержала меня, чтобы привязать собаку на короткую цепь. Когда я проходил по двору, она вновь рвалась и громко лаяла, но уже ничего не могла мне сделать. Я благополучно добрался до калитки и вышел на улицу.
Рассказ о чем говорят собаки
Рассказ о говорящей собаке
и другие веселые истории
Я уверен, друзья мои, что вы не раз обращали внимание на одно любопытное явление. Открываете вы литературно-художественный журнал — или «Юность», или, скажем, «Москву», или «Пионер» — и находите отдел сатиры и юмора. Находите вы его сразу, потому что он, как правило, занимает одно и то же место — самое последнее. Так уж повелось, что веселые произведения печатаются в конце.
Авторам юмористических рассказов, фельетонов и эпиграмм впору бы и обидеться. Выходит, что серьезные редакторы серьезных журналов полагают, что сатира и юмор дело последнее.
Однако писатели — сатирики и юмористы — ничуть не обижаются. И знаете почему? Потому что очень часто, получив свежий номер журнала, читатели начинают его читать с конца.
И в этом нет ничего удивительного. В самом деле, почему перед серьезным чтением не зарядиться дозой хорошего настроения? Это никогда никому не мешало.
Бывают, конечно, отдельные читатели, которым ни басня, ни фельетон не способны поднять настроения. Вы, вероятно, догадываетесь, кого я имею в виду. Если тот или иной читатель сам служит мишенью для сатирика, ему по прочтении фельетона будет не до смеха. Лично мне никогда еще не приходилось видеть у «героев» своих фельетонов ни особой радости, ни веселья.
Сатира выполняет очень ответственное, общественно важное дело. Вскрывая и высмеивая отдельные человеческие недостатки, вынося их на всеобщее обозрение и на широкий читательский суд, она помогает каждому из нас понять и устранить то, что нам мешает и пытается притормозить наше движение вперед.
Сатира и юмор — верные друзья и соратники. Умение посмеяться над собой является верным признаком силы. Юмор обладает драгоценным очистительным свойством. Я хочу привести известные слова Маркса: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым».
Вдумайтесь в эту формулу — замечательную и поразительно точную. Прошлое — не история; прошлое — это то, что необходимо преодолеть, с чем нужно расстаться.
Книга, которая сейчас у вас в руках, по-настоящему веселая. Я говорю это с полной уверенностью, несмотря на то что, как вы, наверно, заметили, плачут люди по сходным причинам, а смеются по разным. Иногда диву даешься, что так насмешило человека. Рассказали историю вам и ему. У вас она не вызвала даже улыбки, а он хохочет до слез. Но проходит время, и вы как бы меняетесь ролями. Рассказывается новая история — вы громко смеетесь, а он молчит и в недоумении пожимает плечами.
По-видимому, все зависит от того, в какой степени тот или иной человек наделен чувством юмора.
Долгие годы работы и множество встреч с читателями дают мне право сказать: наша огромная, необозримая читательская аудитория щедро наделена чувством юмора. И это прекрасно, ибо, по моему глубокому убеждению, человек, отключенный от юмора, лишен многих радостей жизни.
В книге, которую вам предстоит прочитать, представлены произведения писателей разных поколений — от маститых до молодых. Кстати сказать, молодость и юмор всегда живут в дружбе, так же как молодость и лирическая поэзия.
Всех авторов сборника, вы в этом вскорости убедитесь сами, объединяет одно свойство — интерес и уважение к своим героям. И еще, что очень важно, умение увидеть в жизни смешное. (Не даром же инициатива издания этой книги принадлежит такому веселому коллективу литераторов, как Комиссия по сатире и юмору при Правлении Московской писательской организации…)
Я думаю, было бы неправильно выделять одни рассказы и замалчивать другие, поскольку, как уже было сказано, смоются люди по разным причинам. Одних привлечет творчество Юрия Сотника и Фазиля Искандера, другие оценят мягкий юмор Григория Горина и лукавое озорство в рассказах Виктора Драгунского.
Вы встретите имена Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Зощенко, Льва Кассиля и других известных писателей, посвятивших свой талант драгоценному и нестареющему искусству смешного.
Мне кажется, больше того: я уверен, что эта книга доставит вам немало приятных минут.
Я уверен также, что многие из рассказов заставят вас призадуматься над некоторыми житейскими проблемами. У вас будет время порассуждать о таких понятиях, как дружба и честность, как эгоизм и великодушие, как хитрость и подхалимство, как наивность и фантазия.
Все авторы сборника честно и преданно служат сатире и юмору, но они при этом не похожи один на другого. Они пишут в свойственной каждому художественной манере. Каждый из авторов весело и непринужденно рассказывает о том, что его волнует, заботит и смешит.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
воскресенье, 7 июня 2020 г.
Лоскутов М. «Рассказ о говорящей собаке»
Жанр: литературная сказка
Читайте краткое содержание других юмористических сказочных рассказов:
Чехов А. «Страшная ночь»
Чапек К. «Случай с русалками»
Главные герои сказки «Рассказ о говорящей собаке» и их характеристика
Чему учит сказка «Рассказ о говорящей собаке»
Сказка учит не быть слишком доверчивыми и легковерными. Учит не верить всему, что видишь, а проверять увиденное. Учит не принимать всерьез выступление актеров. Учит не прогуливать школу и не обижать собак.
Отзыв на сказку «Рассказ о говорящей собаке»
Мне понравился этот скорее юмористический, чем сказочный рассказ, хотя секрет говорящих собак автор не раскрыл, предложив читателям самим решить этот вопрос. Очень может быть, что все дело было в чревовещании, но мне хочется верить, что собаки говорили, хотя бы некоторые. В любом случае, рассказ заставил меня посмеяться, а это главное.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Рассказ о говорящей собаке»
История эта случилась в городке Нижнем Таратайске, куда доктор кинологии Каррабелиус привез свою говорящую собаку.
Нижний Таратайск был маленьким городком, в котором жило всего шесть собак, которыми жители города очень гордились. Они считали их достопримечательностью города и показывали всем приезжим. Владельцы собак хвастались друг перед друга питомцами, и только владелец трехногого и одноглазого Бейбулата пенсионер Поджижиков всегда тихо сидел со своей собакой на крылечке.
И вот в Нижний Таратайск приехал доктор Каррабелиус и развесил афиши. Он обещал выступление говорящей собаки и жители города пришли в небывалое возбуждение. Они спорили не надувательство ли это, и предлагали воспитывать своих собак. Только поп, владелец черного пуделя, просил никого не ходить на выступление говорящей собаки.
Зал набился полным. Выступили свинки, обезьяны, попугаи. Появилась собака. Мальчик Витя Храбрецов забрался на сцену и спросил, как звать пса. Пес представился и толпа ахнула. Доктор поспешил увести питомца.
На следующий день клуб был забит еще больше. Привели даже дремавшего старичка Поджижикова с его собакой.
На сцену вновь поднялся Витя и собака доктора с ним заговорила. Раздался гром аплодисментов. Вдруг старик Поджижиков поднялся и предложил своему Бейбулату поговорить с собакой доктора. Бейбулат послал собаку доктора к свиньям и сказал, что ему не о чем с ней говорить.
Что тут поднялось!
Собаки ругались, пока старичок не увел своего Бейбулата.
Все владельцы собак в городе занялись их обучением. Даже поп за монастырской оградой учил своего пуделя говорить.
И случилось чудо. Скоро в городе разговаривали пять собак, а их владельцы ходили и хитро переглядывались друг с другом. Только пудель попа никак не мог научиться говорить.
Доктор Каррабелиус решил уехать из города, а пионер Витя следовал за ним и пытался разговорить его собаку. Но та молчала, и не реагировала на хлеб и камень.
А доктор, остановившись у вагона поезда, повернулся к Вите и сказал, что швырять в собак камнями плохо, еще хуже пропускать уроки в школе, и что говорящих собак не бывает.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Рассказ о говорящей собаке»
Рассказ о чем говорят собаки
Доктор Каррабелиус был, разумеется, не только дрессировщиком собак и попугаев, но и фокусником-иллюзионистом, чревовещателем, глотателем змей и много ещё кем. Короче говоря, он умел делать все те таинственные и заманчивые вещи, которые, как известно, многие хотели бы делать, да, к сожалению, не умеют.
Он, например, мог протыкать булавкой язык и исчезать из сундука на глазах у публики. А кто не мечтал об этом?
В самом деле! Если ещё с булавками — туда-сюда, то уметь исчезать из сундука хотел, конечно, уж всякий.
Некоторые люди спокойно относятся к этому: не могут проткнуть свой язык, проглотить шпагу или сварить яичницу в шляпе — ну и ничего, живут и так. Конечно, сначала погорюют некоторое время, а потом и ничего.
Но были такие два мальчика, которые никак не могли свыкнуться с тем, что они не иллюзионисты. От досады они не могли спать по ночам. Во сне они глотали всякие тяжёлые предметы, садились в сундук и летали в нём по воздуху, за ними гналась толпа; тогда они исчезали вместе с сундуком, и толпа останавливалась поражённая: «Ах, какие мальчики, — говорила она, — ай да мальчики!»
Звали их Валя и Саня. А жили они в том самом городке, куда приехал однажды с цирком доктор Каррабелиус и где произошло всё то, что тут описано.
Валя и Саня достали билеты на самое первое представление доктора Каррабелиуса, за семь дней до открытия цирка. Им казалось, что на открытие пойдёт весь город и билетов для них не останется. По городу они ходили все семь дней очень взволнованные и радостные. Только очень им было жалко извозчиков, так как те не могли пойти в цирк. И пожарного на каланче было жалко.
— Ну, ещё пожарный может отпроситься с дежурства, — сказал Саня, — а уж извозчикам плохо: не уйдёшь с козел.
— Ну, могли бы на минутку привязать лошадь к столбику и пойти взглянуть, — сказал Валя.
— Не знаю… Я бы, пожалуй, конечно, привязал…
Они хотели так и посоветовать извозчику, но тот сидел очень уж хмурый, и они не решились к нему подойти.
Пришёл наконец день представления. Цирк действительно был полон. Саня и Валя сидели на местах уже задолго до звонков, так как боялись, что звонки забудут дать и они пропустят иллюзиониста.
— А вот и пожарный стоит, — сказал Валя, — он так и сделал, как мы думали.
— Может быть, ещё извозчики придут, — сказал Саня, но тут на сцену вышел человек в мундире с метёлкой.
— Доктор Каррабелиус… — сказал Валя.
— Нет. Это униформа[1], — ответил Саня. — Он будет подметать метёлкой, чтобы доктору было чище.
Однако арену подмели не для доктора, а для лошадей. После лошадей были велосипедисты и ещё многое, и только самым последним номером объявили иллюзиониста и факира — профессора индийской магии доктора Каррабелиуса.
Доктор вышел с помощницей; он огляделся, кашлянул и сказал:
— Для началь я буду сделаль один пустячок: отрежу голова это женщина.
Ребятам стало жалко женщину. Но она спокойно легла в длинный ящик. Ящик поставили стоймя, и в отверстие, проделанное вверху, все видели лицо женщины. Доктор взял плотничью пилу и перепилил ящик там, где была шея женщины. Потом нижнюю часть ящика унесли, а в верхней по-прежнему оставалась голова помощницы доктора. Ящик с головой доктор положил на стул и сказал публике:
— Дорогие граждане! Так как я отрезайль своей помощнице голова, то я прошу теперь помогайт мне кого-либо из публика.
Саня и Валя вскочили оба.
— Я пойду, сиди, — сказал Саня, — а то он отрежет тебе голову.
— А тебе? — спросил Валя.
— Я не дамся, я большой.
Однако на арену они пошли вместе. Кроме того, выбежали ещё четырнадцать мальчиков и одна старушка. Но Саня с Валей были первые, и все остальные ушли обратно.
— Вы хотейль обязательно два помощника? — сказал доктор. — Как вас зваль, мальчик?
— Ну хорошо, Саня и Валя, ви будет держаль вдвоём эта одна волшебная палочка.
Он протянул им маленькую чёрную палочку, и Саня с Валей взяли её в руки.
— Вот у меня в руках один большой пила, — сказал доктор. — Взмахните палочка и скажите: «Айн, цвай, драй!»
— Айн, цвай, драй! — сказали мальчики, и пила исчезла.
Публика стала аплодировать.
— Вот теперь в мой рука этот бутылка. Я накрывайль её чёрным платком. Скажите: «Айн, цвай, драй!»
Мальчики сказали, и вместо бутылки появилась живая курица. Доктор накрыл её платком — айн, цвай, драй, — и вместо курицы появилась шляпа, потом вместо шляпы — графин с водой. Доктор взял графин и поставил на стул рядом с ящиком, в котором лежала голова помощницы.
Саня незаметно постарался подвинуться к стулу, чтобы посмотреть графин, а заодно уж и ящик. Он уже притронулся к графину, но тут увидел в ящике голову помощницы доктора.
— Мальчик, не трогай, ты разобьёшь графин, — строго сказала голова помощницы доктора.
Саня, смущённый, отскочил в сторону.
— Ну, дорогой помощник, теперь давайль уходиль на место, — сказал доктор. — Только палочка отдавайль мне. Она мне очшень нужен. В эта палочка — самый главный волшебств всех фокус.
Саня и Валя отдали палочку и убежали на места.
На арену опять притащили вторую половину ящика, приставили к той, что на стуле. В том месте, где отпилено, доктор помазал гуммиарабиком и взмахнул палочкой. Из ящика вышла помощница и начала убирать приборы на арене.
Доктор проделал ещё несколько мелочей: проглотил четырёх змей и один подсвечник, сделал курицу чернильницей, взял у публики четыре кольца, а затем вытащил их из кармана у пожарника.
— Больше пожарник никогда не пойдёт на представление, — сказал Валя. — Он ведь не хотел взять кольца.
— Ну, мало ли — не хотел, — сказал Саня. — А мог так и уйти, незаметно, с кольцами.
На этом представление окончилось. Люди выходили из цирка толпой, и Саня с Валей смотрели в лица выходящих, чтобы увидеть на них необыкновенное удивление. Но никакого удивления на них не было. Все, наверно, притворялись и пытались придать лицу самое обыкновенное выражение. Некоторые даже говорили:
— Ну что ж, курица, курица… Подумаешь тоже.
— У нас вон одна курица четыре яйца сразу снесла, — сказал какой-то мужчина зевнув.
— А голову вы бы могли отрезать? — строго спросил его Валя.
— Голову? Да, а чего ж? Конечно, смог бы.
— Отрезать-то смог бы, а вот обратно поставить… — сказал Саня.
— Обратно действительно не пробовал. Но если попробовать?…
Обиженные Саня с Валей ушли. Дома тоже все делали равнодушный вид, когда они рассказывали о представлении. Наверно, все злились, что не были в цирке.
— Он змей глотал! — сказал Саня.
— Бывает, и лягушек едят, — строго сказал папа. — Всё дело привычки. А может быть, и голодный желудок — чего не съешь.
— И подсвечник тоже. Практика нужна. Опыт. Ложись спать.
Запершись один в комнате, Саня стал думать о том, как ему стать иллюзионистом. Все говорят о практике — значит, и он может долгой практикой научиться глотать подсвечники?
Начать сразу с подсвечника он не решился, но для начала попробовал съесть коробку спичек. Они не елись, и ничего не вышло.
Ночью он долго обижался за доктора и всё представлял, что он сам Каррабелиус. Сначала он пустил в зал всех извозчиков. Потом отрезал всей публике головы и не хотел их приклеивать обратно. Его долго все просили и извинялись перед ним, тогда он наконец приклеил головы обратно и, поднявшись в воздух и покружившись ещё над изумлёнными зрителями, улетел.
Под утро он увидел, что отец ещё не спит, у него горит свет, и Саня сразу всё понял. Он подошёл к двери и сказал:
Михаил Лоскутов. Рассказ о говорящей собаке
Давно нам не доводилось читать таких веселых и интересных сказок, таких, у которых неизбитый сюжет, прекрасный литературный язык, тонкий добрый юмор, таких, которые одинаково интересно читать и в 8 лет, и в 28. Никак не ожидала, что небольшая книжка под названием «Рассказ о говорящей собаке» от издательства ЭНАС-КНИГА, заказанная только из-за теплых и уютных иллюстраций Анатолия Елисеева (от которых невероятно сильно повеяло детством), настолько очарует еще и своим содержанием.
В книгу вошло две сказки «Волшебная палочка» и «Рассказ о говорящей собаке» Михаила Лоскутова. Удивительно, почему такого талантливого писателя не переиздавали раньше? После прочтения книги, очень захотелось узнать, есть ли еще произведения для детей у этого автора. Оказалось, что Михаил Лоскутов успел написать сравнительно немного, так как очень рано и несправедливо погиб (в 34 года). Константин Паустовский написал о нем в своей статье: «Он обладал талантом немногословного и меткого юмора. Но прежде всего и больше всего он был талантливым, и, чертовски талантливым, писателем. Его писательское зрение отличалось необыкновенной зоркостью. Он умел показать в одной фразе внутреннее содержание человека и всю сложность и своеобразие его отношения к миру… Его книги говорят не только о том, что мы потеряли большого писателя, не только о том, как богата талантами наша страна, но и о том, как надо крепко беречь каждого талантливого человека…»
Теперь хотелось бы написать немного и о самих сказках. Хоть это и совершенно самостоятельные произведения, но все же они связаны общим главным героем, поэтому воспринимаются как две главы одной сказочной повести. Этот главный герой — доктор Каррабелиус, дрессировщик собак и попугаев, фокусник-иллюзионист, чревовещатель, глотатель змей и т.д. «Короче говоря, он умел делать все те таинственные и заманчивые вещи, которые, как известно, многие хотели бы делать, да, к сожалению, не умеют». Естественно, что такой великий человек вызвал интерес и зависть у мальчишек и девчонок, а особенно у Вали и Сани, которые после захватывающего представления великого иллюзиониста решили непременно освоить эту профессию. И вот удача — они не только случайно встретят Каррабелиуса вне цирка, но и найдут его волшебную палочку…
Во второй истории заклинатель змей и зоопсихолог Отто Каррабелиус (как стремительно он осваивает кучу новых профессий!) приезжает в Нижний Таратайск с необычным шоу дрессированных животных, где главная звезда — говорящая собака Олстон Мабуби! Так как в этом небольшом городке вообще собаки сами по себе были редкостью (их было всего шесть!), да тут еще говорящая, то все жители, конечно же, кинулись на представление, решив непременно разоблачить приезжего обманщика. Но выступление собаки привело к совершенно неожиданным последствиям…
Рекомендую эту книгу и дошколятам, и школьникам, она принесет много веселых минут чтения и украсит домашнюю библиотеку, ведь, кроме всех уже перечисленных ее достоинств, она еще и просто красивая.
Михаил Лоскутов. Рассказ о говорящей собаке
Художник: Анатолий Елисеев
ЭНАС-Книга, 2015
[Lab] http://www.labirint.ru/books/495667/?p=11352