О чем плачут лошади краткое содержание
Рассказ «О чем плачут лошади» Абрамова был написан в 1973 году. Форма этого произведения – «рассказ в рассказе», в котором автор утешает любимую кобылу Рыжуху и вспоминает своего коня Карько, загубленного во время войны.
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «О чем плачут лошади».
Главные герои
Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем.
Другие персонажи
Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник.
Краткое содержание
Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой хлеб, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.
Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой–то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный», может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.
Среди лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».
Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она встретила его равнодушно. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.
Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.
Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Об этом она узнала от старой кобылы, с которой работала на дальнем покосе. Рыжуха хотела подбодрить своих товарищей песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.
Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными выразительными глазами в лицо рассказчика и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?
Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».
В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.
Рассказчик ничем не может успокоить лошадей. Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…
Заключение
Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.
После ознакомления с кратким содержанием рассказа «О чем плачут лошади» рекомендуем прочитать его полностью.
Действующие лица
Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году. Повествование ведется от лица рассказчика, который утешает кобылу Рыжуху и вспоминает о временах войны. Основные личностные качества главного героя:
Остальные действующие лица рассказа — лошади. Главный герой особенно вспоминает коня Карька, который был с ним во время войны. У рассказчика смешанное отношение к непарнокопытным животным. С одной стороны они его радуют, а с другой — вызывают чувство вины. Есть в рассказе и второстепенные герои, например, конюх Миколка. Он часто бывал пьяным и мог сутками не заглядывать к лошадям. Его не беспокоило, что табун стоит без еды.
Жанр произведения Абрамова — рассказ. В небольшом объеме текста писатель смог скрыть важный смысл. С урбанизацией люди стали далеки от природы.
Когда-то лошади были кормильцами, их уважали и ценили. Но с развитием научно-технического прогресса все изменилось.
Краткое содержание
Произведение начинается с того, что рассказчик приходит на луг, где пасутся лошади. В это время он словно снова становится ребенком и вспоминает свое детство, которое пахнет травами, стрекозами и летом. Лошадей он угощает кусками хлеба, но они вызывают у него то радость, то чувство вины. Он знает, что конюх плохо к ним относится. Миколка постоянно пил и забывал ухаживать за табуном. В это время лошади страдали от жажды и голода, но никого это не беспокоило.
Рассказчику больше всего нравилась кобыла Рыжуха. Она была небольшого роста и неказистого вида. Но вместе с этим сохранила веселый и неунывающий характер, норовистость молодости.
Обычно Рыжуха очень радовалась встрече с героем, но как-то раз она изобразила равнодушный вид. Рассказчик протягивает ей ломоть хлеба и замечает на морде слезы. Он пытается узнать у нее, что случилось.
Рыжуха рассказала ему, что пыталась спеть другим лошадях, что раньше коням жилось лучше. Их любили, ласкали, за ними ухаживали. Но табун попросил ее замолчать и не травить душу, поэтому кобыла смотрела на героя заплаканными глазами и спрашивала, действительно ли так было.
Рассказчик был вынужден признать, что именно так и было когда-то. Крестьяне считали лошадь сокровищем, называли кормилицей. Без нее нельзя было вспахать поле и привезти дров из леса. Герой вспомнил своего верного коня Карька. Во время войны он служил людям и всегда им помогал. Но в день Победы на него уронили бревна и он умер.
Рассказчик уходит с луга и понимает, что больше Рыжуха ему не будет доверять. На него наваливается лошадиная тоска. Это чувство угнетает и заставляет думать о плохом.
Смысл произведения
Рассказ Абрамова затрагивает разные темы. В нем идет речь не только об отношении человека к природе. Животные символизируют людей. С развитием прогресса все отдалились друг от друга, озлобились и стали недоверчиво относиться друг к другу.
Писатель умело вплетает в рассказ сказочные мотивы. Произведение начинается с того, что герой посещает табун, но однажды кобыла с ним заговорила. Это смотрится естественно и вполне логично.
Печальные глаза животных наполнены болью и отчаянием. Они не понимают, что случилось, и почему они заслужили такое отношение к себе. Герой тоже не знает ответа на этот вопрос. Ему хочется плакать, так как он понимает, что жестокое отношение к лошадям не имеет оправданий.
Рассказ Абрамова учит милосердию, состраданию, доброте. Ничто не мешает ухаживать за домашними животными. Но это может сделать только сознательный человек.
О чем плачут лошади
Федор Абрамов О чем плачут лошади
Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.
Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.
Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.
Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.
Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава — дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус — в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара.
В общем, что говорить, — нелегко жилось беднягам. И потому-то я как мог пытался скрасить, облегчить их долю. Да и не только я. Редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо них безучастно.
На этот раз я не шел — бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда еще не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звезд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи — обычные лошади с обычными лошадиными именами.
Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.
И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей.
На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.
А Рыжуха — нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости.
Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.
Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней.
«Да что с ней? — с тревогой подумал я. — Больна? Забыла меня за это время?» (Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.)
Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок — с этого, с подкормки, началась наша дружба, но тут кобыла и вовсе озадачила меня: она отвернула голову в сторону.
— Рыжуха, Рыжуха… Да это же я… я…
Я схватил ее за густую с проседью челку, которую сам же и подстриг недели три назад — напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы.
— Рыжуха, Рыжуха, да что с тобой?
Рыжуха молча продолжала плакать.
— Ну, хорошо, у тебя горе, у тебя беда. Но ты можешь сказать, в чем дело?
— У нас тут спор один был…
— У вас спор? — удивился я. — О чем?
— О лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной… — и тут Рыжуха опять расплакалась.
Я насилу успокоил ее. И вот что в конце концов рассказала она мне.
На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.
— Я в жизни ничего подобного не слыхала, — говорила Рыжуха. — Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву — так звали старую кобылу, — не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.
— И вот, — заключила свой рассказ Рыжуха, — сегодня утром, как только нас вывели на луг, я начала петь песни старой кобылы своим товаркам и товарищам, а они закричали в один голос: «Вранье все это, брехня! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно».
Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя — маленького, крохотного человечка.
— Скажите мне… Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами… Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?
Я не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи. Я отвел глаза в сторону и тут мне показалось, что отовсюду, со всех сторон, на меня смотрят большие и пытливые лошадиные глаза. Неужели то, о чем спрашивала меня Рыжуха, занимало и других лошадей? Во всяком случае, обычного хруста, который всегда слышится на лугу, не было.
Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба — мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!
Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.
Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало — и своих, и заморских, а нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.
Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни — чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами, преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое! Раздуйте метель-огонь на всю улицу!
И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души…
Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился — ни одной божницы не помню я в своей деревне без Егория Победоносца. И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё — конь, всё — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти…
Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!
У конюшни толклись, митинговали с утра до ночи, там выясняли свои отношения. Сбил у Воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.
О чём плачут лошади (Абрамов)
Колхозным лошадям жилось очень нелегко. Вечно пьяный конюх за ними почти не ухаживал, забывал кормить и поить. Целый день лошади паслись на лугу вокруг столба, к которому были привязаны, дочиста выщипывая всю траву в пределах досягаемости. Их мучила жажда и донимал гнус. Каждый деревенский житель, проходя мимо несчастных животных, обязательно бросал им пучок травы.
Рассказчик тоже старался скрасить лошадям их нелёгкую долю и часто угощал бедняг хлебом.
Однажды он заметил среди лошадей свою любимицу Рыжуху.
Она отличалась от своих доходяг-сородичей тем, что сумела сохранить весёлый нрав, была чистой, гладкой и бодрой. Но в этот раз Рыжуха не взяла у рассказчика хлеб. Он увидел в её глазах слёзы. Из рассказа своей любимицы он узнал, что у лошадей был спор о лошадиной жизни.
На дальнем сенокосе Рыжуха познакомилась со старой кобылой, которая помнила песни о тех временах, когда лошадям жилось хорошо. Песни эти старая кобыла услышала от своей матери, а та от своей. Когда Рыжуха слушала эти песни, ей было легче работать, она забывала про жару, голод и злого мужика, который сёк лошадей кнутом. Вернувшись на луг, Рыжуха рассказала о песнях старой кобылы своим товарищам, но те подняли её на смех, сказали, что это враньё, и попросили не травить душу.
Рыжуха спросила у рассказчика, правда ли то, о чём говорится в песне. Рассказчик не мог выдержать взгляда Рыжухи. Он знал, что это правда, но не мог сказать об этом своей четвероногой подруге. Некогда «вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти», зависела от коня — единственного кормильца. Порой крестьяне сами недоедали, но лошадь, главную опору хозяйства, кормили досыта.
Конь смотрел на ребёнка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конём украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился…
Во времена первых колхозов все ссоры были из-за лошадей. Мужики, сдавшие своих коней в общую конюшню, считали, что за ней плохо ухаживают.
Сам рассказчик, вернувшись в 1947 с войны, сразу вспомнил о своём старом коне. Узнав, что он погиб в День Победы, рассказчик долго и безрезультатно искал его останки.
Рыжуха с мольбой смотрела на рассказчика, но тот, отводя взгляд, торопливо бросил лошадям хлеб, с преувеличенной бодростью похлопал их по спинам и ушёл. За его спиной воцарилась тишина — лошади не ели хлеб, не хрустели травой, а молча смотрели ему вслед.
Рассказчик понял, что совершил непоправимую ошибку, и у него больше никогда не будет такой искренности и доверия в отношении с Рыжухой. На него навалилась «тяжёлая лошадиная тоска», он почувствовал себя «каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…».
Фёдор Абрамов — О чем плачут лошади:
Краткое содержание
Северная деревня, начало 1970-х годов. 50-летний рассказчик с университетским образованием, но «крестьянским сердцем», подкармливает на лугу колхозных лошадок. Все они из породы неказистых, но выносливых «мёзенок». «Добрых, умных животных», о которых теперь, в эпоху тракторов, плохо заботятся. И лошадки приуныли, сгорбились, смирились со своей участью. Только Рыжуха (Клара) смотрит бодро и всегда приветствует своего покровителя. В этот раз она стояла и плакала. А потом объяснила, что на дальнем покосе услышала от старой кобылы Забавы удивительные песни про «счастливые лошадиные времена», когда конь человеку был кормильцем, сокровищем. Лошадей любили, берегли, благодарили. Правда ли, что так было? А то здесь Рыжухе никто не верит.
Рассказчик размышляет, что значил конь для крестьянина еще не так давно. И в работе, и в дороге, и в гулянье. Ребенок рос, играя деревянной лошадкой, на крыше дома – конек, подкова – символ удачи. Он вспоминает Карько, любимца их семьи, кости которого искал, как «пушкинский вещий Олег», на месте «лесного фронта», где лошади тоже «ковали победу». Рассказчик решил не растравлять правдой боль кляч. Обманул их доверие. Сказал не забивать голову ерундой. Кинул хлеб и сбежал. Лошади смотрели ему вслед и не ели. И рассказчику стало не по себе от их тоски, будто он и сам нелепое «отжившее существо» лошадиной породы…
Читательский дневник по рассказу «О чем плачут лошади» Абрамова
Сюжет
50-летний рассказчик, оказавшись в деревне, кормит хлебом колхозных кляч. Конь уступил трактору. А когда-то был для крестьян кормильцем. И воевал, как конь рассказчика Карько, труженик «лесного фронта». Кобыла Рыжуха хочет знать: правдивы ли старые песни о «счастливых лошадиных временах»? Рассказчик не хочет ранить кляч правдой. Он кидает им хлеб и сбегает. От стыда он и себя чувствует ненужной, «отжившей» лошадкой…
Отзыв
Плач лошадей по временам, когда они с человеком вместе шли по жизни: трудились, радовались, печалились, воевали, зависели друг от друга. Тогда человек берег лошадь, как сокровище, делился с ней последним куском. Теперь лошади не нужны, есть «железные кони» (техника, трактор). Бездушная машина заменила живого кормильца. Увеличилась пропасть между человеком и природой.
Рассказчик чувствует себя трусом, предавшим детство, деревню, память о добром коне Карько. Без корней он и сам в этой жизни лишний, «отживший» свое. Рассказ учит быть благодарным, ценить жизнь, близость к природе, быть честным, сострадательным, отвечать за тех, кого приручил, призывает помнить тех, кто веками служил человеку верой и правдой, не повторять ошибок, дорожить связью с историей народа, родной природой.