Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Чудо в жизни христианина» (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Урок по теме «Чудо в жизни христианина»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: формировать у обучающихся христианское понимание чуда как проявления всемогущества Божьего.
Обучающая : дать понимание того, что чудо в жизни христианина неразрывно связано с верой; формировать осознание того, что добрые дела могут быть источником чуда для окружающих людей.
Развивающая: формировать умения анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, применять знания на практике.
Воспитательная: развивать духовные основы личности, содействовать формированию истинного понимания чуда в жизни людей.
— познавательные: устанавливать причинно – следственные связи;
— регулятивные: понимать цель выполняемых действий;
— коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемы, выражать свои мысли в соответствии с возрастом.
Планируемые результаты урока :
Личностные : осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, формирование нравственной модели поведения.
Предметные : знакомство с христианским пониманием чуда.
Метапредметные: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение делать выводы.
Опорные понятия: чудо, доброделание, добродетель.
Рабочие материалы к уроку: мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, видеофильм, карточки – контроль, учебник «Основы православной культуры»
Ребята, как можно объяснить то, что произошло со студентом? Как вы думаете, Кем была оставлена спасительная бумажка? Скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Подготовка к усвоению новых знаний
Сегодня вы узнаете о том, что такое чудо, какие бывают чудеса и чему нас учат чудеса.
Усвоение новых знаний.
1.Рассказ учителя, беседа.
Давайте побеседуем! Вы уже немного знаете о земной жизни Спасителя. Рядом с Иисусом всегда было много людей, которые приходили к Нему, чтобы получить исцеление от болезней и услышать истинное учение, так как они верили, что Он истинно Сын Божий. Однако, было не мало и тех, кто сомневался в Нём, поэтому они требовали знамений. А Спаситель, отказывающийся являть знамение, творил чудеса ежедневно, ежечасно. Он был Тем, Кто на земле являлся воплощенной любовью. Чаша сострадания и любви переполняла края и лилась потоком на всех людей.
Сейчас Господа нет с нами на земле. Как вы думаете, ребята, неужели время чудес миновало? Нет больше чудес?
Ребята, может с кем-нибудь из вас происходили такие необъяснимые и непонятные случаи, которые кроме как чудом не назовешь? Поделитесь своими историями.
Вот как оно происходит в наши дни. Я буду демонстрировать вам слайды и рассказывать. (приложение 1)
Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан – паломников со всего мира – в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего – то, что может произвести огонь. И в одном хитоне Патриарх входит внутрь. На коленях пере Гробом он молит Бога о ниспослании Святого огня. Долго длится иногда его молитва… И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой и, она воспламеняется. Этим огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает людям. А в это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.
Людей охватывает ликование, огонь передаётся от одного пучка свечей к другому, и через минуту – весь храм в огне!
А знаете ли вы, что Благодатный огонь имеет особые свойства – он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей. Люди умываются пламенем, проводят по волосам. Хотя через некоторое время огонь приобретает свои естественные свойства.
Ребята, можете ли вы поверить тому факту, что огонь не обжигает? Но это так и есть. И миллионы людей это проверили на себе!
2. Просмотр видеофильма
А теперь мне хотелось, чтобы вы посмотрели отрывок фильма о Благодатном огне.
Какие впечатления вызвал у вас рассказ и просмотр фильма?
Знаете, добрые дела тоже могут быть источником чуда для окружающих нас людей. Случилась эта история много лет назад.
— Что такое по сути милостыня? Правильно, это доброе дело или доброделание.
— Чем явилась милостыня для старика в тот вечер?
— Как Господь творит чудеса на земле?
Мы можем с вами сделать вывод, что иногда очень простые добрые поступки одних людей, для других могут оказаться чудом!
4. Работа с учебником.
Давайте почитаем текст учебника на странице 70 – 71 и ответим на вопросы.
— Как связаны вера и верность?
— В чем проявляет себя любовь?
4. Закрепление изученного материала
1. Выполнение самостоятельной работы в рабочей тетради.
В рабочих тетрадях выполните задание, ответив на следующие вопросы: (приложение 2)
Ты помнишь чудеса, которые случались в твоей жизни? Расскажи о них.
Чудеса творит Бог. Иногда он творит их через людей. Подумай, можешь
ли ты стать участником такого чуда?
2. Беседа по выполненному заданию.
Какие ответы у вас получились? Давайте послушаем.
Ребята, я думаю, что вы многое сегодня узнали на уроке. Надеюсь, что он не пройдет бесследно. Я хочу поблагодарить вас за урок и закончить его отрывком из стихотворения князя Константина Романова.
ОРКСЭ урок на тему «Чудо в жизни христианина» (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Урок 22 «Чудо в жизни христианина»
1. Предметные:
· иметь представление о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан;
· понимать, что причиной добрых дел христиан может быть вера в чудо, как проявление всемогущества Божьего и установленных им законов природы.
2. Метапредметные:
· понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
· находить нужную информацию, работая с текстом учебника, и представлять её в заданном виде;
· представлять подготовленные сообщения;
· работать в группе: совместно выполнять задание, договариваясь о способе выполнения.
3. Личностные:
· развивать свой духовный мир;
· стремиться к освоению системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни, родной культуре.
Мотивация к учебной деятельности
По вашим лицам вижу, что, не смотря на волнение, вы пришли на урок с хорошим настроением.
Определение темы урока
— Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с чем-то необычным, поразительным, не поддающимся никакому разумному объяснению? Быть может, вы что-то читали или слышали об этом? ( Рассказы детей)
— Именно о том, чего никак не может быть, но почему-то всё-таки есть, существует мы будем говорить на уроке.
— Попробуйте, одним словом определить тему урока. (Чудо) Слайд 1.1
Я попросила Д. найти значение слова «чудо» в «Словаре русского языка» Ожегова. (Зачитывает 3 значения) Я хочу обратить ваше внимание на первое (исходное) значение: это – то, что вызвано божественной силой, потому сегодня мы будем говорить о «Чуде в жизни христианина»
Работа над материалом урока
лово «чудо» пришло в русский язык из славянского и имело значение «знамение», т.е. знака, подаваемого свыше. Христиане воспринимают чудо как напоминание о том, что Бог рядом. Это ещё больше укрепляет их в вере.
До нас дошли слова апостола Павла: «Знамения нужны не для верующих, а для неверующих».
Посмотрите. (показываю фокус) Это чудо? Почему? (можно объяснить)
Это фокус. Божье чудо всегда сверхъестественное.
Любое настоящее чудо не может быть объяснено, иначе оно перестанет быть чудом.
Бог – Творец всего сущего на земле, он может вносить в своё творение любые изменения, делать поправки в земную жизнь (как писатель, который пишет свою книгу). Он выше тех ограничений и законов, которые установил сам.
Слайд 4.1 Пример. 1+1+1=?
Слайд 4.2 По законам арифметики 3.
Слайд 4.3 Перед вами икона «Троица» А. Рублёва. Кого изобразил художник?
Но христиане верят в Единого Бога, который тем не менее есть Святая Троица. Единственность и Троичность в Боге едины и совместимы.
Слайд 4.5 Святой Василий Великий Кеосорийский говорил: «Бог един числом, а не естеством»
бъяснить это невозможно! Но Бог свободен и от законов арифметики, и даже от законов жизни и смерти.
Есть такая книга, которая является настоящим сборником божьих чудес.
О какой книге я говорю? (о Библии )
Ветхий Завет – Сотворение мира (первая страница – чудо). Новый Завет – Евангелие. Вспомните чудеса, которые творил Христос. (Чудеса мгновенного исцеления, воскрешения и др.)
(Презентация с музыкой Вольфганга Амадея Моцарта «Музыка ангелов») А сейчас в рубрике «Христианство и искусство» М. познакомит нас с картинами выдающихся художников, сюжетом которых послужили чудеса Христовы.
(для всех людей, но не все понимают знамение)
Из каких книг ещё мы узнаём о христианских чудесах? (Жития Святых)
Кто такие «святые»? ( Святые – это те, кто увидели замысел Божий о себе, и воплотили этот замысел в собственной жизни.)
С «Житием» какого Святого мы познакомились на уроке литературного чтения? (Сергий Радонежский)
Слайд 5.1. Какие чудеса происходили в его жизни?
В библиотеке храма можно найти современные книги с описанием жития святых.
Вывод. Что объединяет всех святых? (Они исполняли Заповеди Божьи, делали добро)
Добрые дела формируют характер человека. Если человек в своей жизни творит добро, христиане говорят, что он СТЯЖАЛ (приобрёл) добродетель.
Работать будем по группам.
Вспомним правила работы в группах.
Каждая группа получит задание, над которым будет работать.
Выберите слова, раскрывающие смысл понятия «ЧУДО» или связанные с ним по смыслу.
Выполните задание в виде схематического изображения.
Составьте кластер (схема «гроздь»)
«Христианские добродетели», пользуясь информацией из учебника на с.71
Подведём итоги вашей работы.
Первая группа представит свою версию понятия «христианское чудо».
Мы попытались изобразить это понятие в виде … (солнца с лучами)
Вторая группа познакомит с результатами своей работы.
Чудо может случится, только тогда, когда верующий христианин в своей жизни творит только добро и приобретает добродетель. Три христианские добродетели это : вера, надежда, любовь.
Третья группа: прочтите вслух и задайте вопросы
— Какое событие своей жизни Патриарх воспринимает как чудо?
— Что же, с вашей точки зрения, было чудесным в этом чуде?
— В чём ещё заключалось происшедшее чудо? Кто совершил чудо?
Чудеса бывают не только видимые, но и невидимые глазу. Они самые ценные, потому что происходят в душах людей. Чудо совершил и дед Патриарха в душе своего прихожанина.
Слайд 7.1. Для верующего человека чудо – не обязательно видение ангела. Чудом может стать книга с ответом на давно мучавший тебя вопрос, встреча с тем человеком, который поможет в трудной ситуации.
Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то надо соблюдать заповеди, призывающим к добрым делам.
Слайд 7.2. Если хочешь, чтобы Бог послал тебе ангела – сам стань ангелом для других.
Остался последний вопрос урока : Сможем ли мы совершать чудо?
Слайд 8. (Да, если будем делать добро другим людям)
Прочтите дома урок 22, выполните задание рабочей тетради. Подумайте, какие добрые дела вы могли бы совершить, чтобы стать ангелом для кого-то.
Самым неожиданным для меня было…
Номер материала: ДБ-488952
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату
Время чтения: 1 минута
В российском регионе отменили выпускные вечера в школах из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока ОРКСЭ по теме «Чудо в жизни христианина»
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по ОРКСЭ
«Чудо в жизни христианина» 4 класс (26.02.2016), 19 чел.
(групповые, ИКТ, игровые, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации)
Модуль: Основы православной культуры. 4 класс.
Урок 22. Чудо в жизни христианина.
Цель урока: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.
Обучающая: ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.
Воспитательная: содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и ложным чудесам, а также развитию духовной основы личности. Осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.
Развивающая: развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в группах.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Ключевые понятия : чудо, доброделание, добродетель: вера, надежда, любовь.
Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, групповая работа, инсценировка.
Беседа на тему предыдущего урока: «Зачем творить добро?» (Радость для своего сердца)
II. Введение в тему урока. Подготовка учащихся к восприятию
материала урока. (Метод эмоционального погружения)
Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю. Давай поговорим о чудесах.
Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя.
О, сколько раз я видел тот закат,
Расписанный Божественной рукой,
Ив плачущих, волнительный наряд
Над безупречной красоты рекой.
Я каждый раз о чуде говорю,
Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю
Свой каждый день, опровергая скучность.
Ø Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Чудо в жизни.
Ø Что вы понимаете под словом «чудо»?
Ø Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?
Ø Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы?
III. Актуализация знаний. (Метод опоры на жизненный опыт)
Ø Где впервые человек встречается с чудом? В детстве, в сказках.
Ø Вспомним сказки с добрыми чудесами.
Золушка превратилась в принцессу и поехала на бал благодаря своей доброте, трудолюбию, терпению. Ведь не были вознаграждены также ее злые и жадные сестры, а наоборот, опозорены.
Сильный, добрый, смелый, русский богатырь Илья Муромец победил Соловья Разбойника, Русь защищал.
Добрый и простой Емеля ездил на печи в лес дрова рубить.
Ø Вспомним сказки с недобрыми чудесами.
Кощей бессмертный превращает Василису Прекрасную в лягушку. Баба Яга превращает непослушного Иванушку в козленочка.
Ø Но и взрослый человек, тоже часто соприкасается с чудесами.
IV. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
Учитель: Тема урока « Чудо в жизни христианина»
Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.
Учитель: На уроке поговорим о том, что такое чудо? Какие бывают чудеса? Как бог творит чудеса? Чему нас учат чудеса?
Учитель: В конце нашего урока, я хотела бы, чтобы вы ответили на вопрос:
Ø Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?
(прикрепляю лист с вопросом на доске)
V. Проблемное объяснение нового знания. (Метод создания ситуации интереса при преподавании определенного учебного материала)
Учитель: Как бы вы объяснили, что такое чудо?
Учитель: Кругом творятся чудеса – их надо вовремя увидеть.
Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся над этим, не замечаем их. А ведь солнце на небе, рассвет, закат- разве это не чудо. А зелёный росток, пробившийся сквозь асфальт на дороге, разве это не чудо. Весь окружающий мир – это чудесное творение БОГА.
Послушайте притчу «В поисках чуда»
Видеоклип «Как прекрасен этот мир».
Молитва благодарности к природе
Учитель: о каком чуде говорится в этой притче? (О естественном)
Богу доступны все чудеса.
Кроме естественных чудес, давайте вспомним о сверхъестественных чудесах Христа. (Дети называют)
Бог может сотворить самое настоящее чудо, которое никак нельзя объяснить исходя из научных представлений. Такими чудесами поистине являются Сотворение мира, Богоявление, воскресение Христово
Мгновенное исцеление слепого человека, хождение по водам.
Типичная черта подобных чудес – невозможность ни человеку, ни миру совершить что-либо подобное.
Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни.
Ø Какие чудеса вы можете вспомнить? (Ответы детей)
Например, появление Креста над храмом Христа Спасителя
Ежегодное чудо схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем
Кровоточащий кувшин, икона Спасителя
Чудеса мироточения и обновления икон.
Подытожим. Чудеса: естественные и сверхъестественные. Уловить причинно-следственную связь действий Божиих, угадать её невозможно. Часто можно сказать только так: человек молится – и происходит чудо.
VI. Первичное закрепление. (Метод учебной дискуссии)
Учитель: Как же Бог творит чудеса? ( Бог творит чудеса сам и через людей)
Ø А знаете ли вы, какое самое главное чудо в жизни ваших родителей и каждого взрослого человека? (Ответы детей)
И главное чудо в восприятии взрослого христианина – это детская колыбелька. Глядя на нее, мама и папа думают: «Неужели еще год назад моего малыша не было на свете? Какое же чудо, что он пришел к нам!». И многие молодые мамочки говорят: «Пока я смотрела на чужих детей, мне казалось, тут нет загадки. Но когда у меня родился мой – я поняла, что это чудо!».
Учитель: Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения:
1. Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.
2. Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом. (Рассуждения детей)
VII. Самостоятельная работа в группах.
Учитель: Как вы думаете, что же лежит в основе чуда? ( Ответы детей)
Послушайте притчу о Божьей коровке. (Инсценировка)
Учитель: Нет чуда без добра.
Ø Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)
Ø Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо?
Учитель: В православии главное – изменение твоего внутреннего мира. Истинность православия доказывается не столько чудесами, сколько тем, что люди меняются.
Для того, чтобы точнее ответить на эти вопросы, разобраться что же такое чудо для верующего человека, какими качествами должен обладь христианин, познакомимся с текстом учебника.
Учитель : Работать будем по группам.
Вспомним правила работы в группах.
Каждая группа получит задание, над которым будет работать.
Выберите слова, раскрывающие смысл понятия «ЧУДО»
Составьте 3 вопроса по тексту учебника для одноклассников
Учитель: Прочтите текст учебника на с.70-71 и выполните свои задания.
(Дети работают в группах, используют фланелеграфы для составления схем)
Учитель: Подведём итоги вашей работы.
Ø Начнём с третьей группы. ( Дети отвечают на поставленные вопросы)
Ø Вторая группа познакомит с результатами своей работы.
Мы убедились в том, что чудо случается не только в сказках, но в жизни. А чудо может случиться, только тогда, когда верующий христианин в своей жизни творит только добро и приобретает добродетель. Три христианские добродетели это : вера, надежда, любовь.
Ø Третья группа представит свой кластер.
Что же такое чудо? Добрые дела формируют характер человека. Если у некоего человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он «стяжал» (приобрел, обогатился) такую-то добродетель.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Учитель: Какой же вывод мы можем сделать, после этой работы? (Ответы детей)
Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога.
Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам. Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого.
Добрые дела формируют характер человека.
Не жди, когда в твоей жизни появится чудо. Сотвори его сам.
Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который я поставила вам в начале урока.
Ø Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?
Учитель : А вот ещё примеры чудес, которые совершают добрые, верующие люди.
Ø Многие люди берут в свои семьи детей из детских домов.
IX. Рефлексия. Итог урока.
Учитель: В начале урока мы ставили вопросы: что такое чудо?, Какие бывают чудеса?, Как бог творит чудеса?, Чему нас учат чудеса?
Ø Учитель: Что вы узнали для себя нового, интересного, над чем, возможно, задумались?
Ø Что хотели бы пожелать своим сверстникам, которые не были на нашем уроке?
Рефлексия. Закончи предложения:
Учитель: Закончить наш урок я хотела бы музыкальным клипом.
Домашнее задание: в рабочей тетради.
Притча «В поисках чудес»
Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие.
Где он только не был! В безводной пустыне и штормящем море, в плену у разбойников и на вершине проснувшегося вулкана. Однажды едва льву в пасть не попал, но ни одного, даже самого маленького чуда так и не увидел.
Так ни с чем и вернулся домой.
Переступил родимый порог и, оглянувшись, сказал:
— Это просто чудо, что я вернулся живым.
Сказал и ахнул. Потому что вдруг понял, что чудеса всегда вокруг нас.
Только мы их почему-то не замечаем.
Урок 22. Чудо в жизни христианина
Теперь напиши на лепестках добродетели, которые ты можешь воспитать в себе.
Нарисовать цветок с пятью лепестками (выполнить задание на этих лепестках) или раздать детям готовые цветки.
1. Ты помнишь чудеса, которые случались в твоей жизни? Расскажи о них. _____________
2. Чудеса творит Бог. Иногда Он творит их через людей. Подумай, можешь ли ты стать участником такого чуда? ________________________________________________________
Задание 3. Попробуй сделать то, о чем ты написал(а).