Помогите рассказ,, Петька на даче039;039; рассказ от первого лица Петьки о
Помогите рассказ,, Петька на даче» рассказ от первого личика Петьки о даче
Вот на,достаточно кратко 🙂
Десятилетний мальчишка я был отдан в учение к
парикмахеру Осипу Абрамовичу.
В дешевенькой парикмахерской я подносит воду, на меня
постоянно кричал и бранился владелец и подмастерья.
Единожды приехала мать, переговорила с обладателем
парикмахерской, Осипом Абрамовичем, и
меня отпустили на дачу, в Царицыно, где живут
господа его матери.
Я сначала ничего не сообразил.
Я родился и вырос в городе и даже не представлял
себе, что может быть так много травы, воздуха, простора.
Из окна поезда передо мной раскрывался мистический
В 1-ые дни на даче я боялся леса, травы, пруда.
Но прошло еще два дня, и я вступил в полное
соглашение с природой.
Этому помогло и знакомство с гимназистом Митей.
Мы купались, удили рыбу, лазали по развалинам замка.
Постепенно я. забыл, что на свете существует
Осип Абрамович и парикмахерская.
Мать довольствовалась, что я растолстел, как торговец.
Но в конце недели Надежда получает письмо от
Осипа Абрамовича, в котором тот просит, чтоб я вернулся.
Мама отвозит меня в город, и все начинается поначалу.
Только по ночам я с упоением пересказываю Николке
свои дачные приключения.
Главный герой рассказа Петька в 10 лет теснее является воспитанником парикмахера Осипа Абрамовича, грозного и крикливого мужика. Жизнь малюсенького мальчугана монотонна и лишена детских радостей. Но дело не только в том, что он принуждён так рано работать, но и в окружающей обстановке. Город являл собой равнодушную машину, которой нет дела до деток. В парикмахерской всегда было грязно и душно от дешевеньких духов клиентов. Петька грезил отыскать лучшее место. Такая возможность единожды появилась, когда его мама вызвали на дачу. Мальчик по счастливой случайности оказался на даче в 1-ый раз в жизни.
Мир дачи очень отличался от обыкновенного мира великого города. Герой казался городским дикарем посреди прекрасной природы и несуетливой жизни дачников.
Когда я вызнал о том, что мы едем на какую-то дачу, то сильно обрадовался. Я не знал, что такое дача, но полагал, что она и есть, то самое место, куда я стремился. Я в первый раз ехал по чугунке и очень всем увлекался: бегал по вагону и вглядывался в окна, наивно клал руки на колени и плечи иным пассажирам. Они мне улыбались, и только один хозяин неприязненно покосился в мою сторону. Но мне было все одинаково.
Оказавшись на даче, я 1-ые деньки немножко стеснялся и побаивался, так как никогда не лицезрел такового величия природы. Меня немножко пугал задумчивый черный лес. Но я прытко полюбил все на даче: голубое незапятнанное небо, белоснежные облака, зеленоватые поляны и будоражащую душу речку. А какие благовидные личика у людей, тут таких не отыскать!
Понять красота дачи мне посодействовал новый друг Митя. Он учится в гимназии и знает много чего дивного. Митя показал мне, как необходимо играть в классики, повел меня исследовать развалины замка и приучил меня нередко купаться в реке. Этот мальчишка просто не истощим на выдумки!
Рассказ о даче от лица петьки петька рассказывает николке о своих впечатлениях
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. Что вы можете рассказать о Петьке? Как проходили его обычные дни? Какие впечатления получил он от дороги? Как вёл себя на даче? Чем завершилось его пребывание там?
Петька маленький мальчик 10 лет, который работал в парикмахерской, подавал воду. Все его дни были однообразны, праздников не было, ребенок работал каждый день.
В дороге Петьке было все поразительно ново и странно, он вертелся, перебегал на другую сторону вагона, чтобы все рассмотреть.
Когда его мать забрала его на дачу в Царицыно, где жили ее господа, мальчик был в восторге. «Сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку.» «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.»
Его пребывание на даче завершилось тем, что Петька закричал и заплакал в отчаянии, от того что он должен вернуться опять в город.
2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?
Мне кажется, что автор хотел показать всю трагичность судьбы мальчика. Маленький ребенок вынужден был работать в 10 лет. Вырвавшись из города, где он ничего не видел кроме серых будней и работы, Петька отдохнул, ожил, стал играть, он как птица вырвался на свободу, но настал тот момент, когда его повезли обратно в город. Этот рассказ вызвал чувство жалости к этому мальчику из-за не справедливости данной ситуации. У детей должно быть детство, они должны ощущать себя любимыми, должны играть, ходить в школу, а не на работу.
Где работал Петька?
Куда Петька отправился с матерью?
С кем подружился Петька в Царицыно?
Кем работала мать Петьки?
Сколько лет было Петьке?
Как звали парикмахера?
1. Однообразные трудные дни в парикмахерской
2. Петька почувствовал себя на даче как дома
3. Горе мальчика
5. Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом из трёх эпизодов. С помощью каких изобразительных средств оно передаётся писателем? Ответ на вопрос дайте письменно.
В первом эпизоде жизнь мальчика трудна, скучна и однообразна. Мальчик не знает другой жизни, а эта ему не нравится, он уставший и измотан работой.
Во втором эпизоде мальчик счастлив, он открыл для себя другой мир, совсем не похожий на прежний, где можно играть, резвиться и наслаждаться жизнью.
В третьем эпизоде у мальчика горе, трагедия, он не хочет возвращаться к прежней жизни.
Благодаря художественным деталям писатель передает настроение мальчика. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы быстро и точно вообразили себе происходящее, ярко представили характер персонажа.
6. Известно, что прототип Петьки всё-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже. Как вы думаете, почему автор закончил рассказ по-другому?
Автор хотел показать всю трагичность ситуации в которую попал маленький Петька. Возможно, что у мальчика в дальнейшем сложилась судьба, но сколько детей в то сложное время страдали и были вынуждены работать.
Умники и умницы
Умные дети – счастливые родители
Л. Андреев. Петька на даче. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
Ответы к стр. 137 – 150
? с. 141
Вызывает ли Петька у тебя сочувствие? Но почему: его обижают, бьют? Или он недосыпает? Недоедает? Или та работа, которую он выполняет в парикмахерской, для него трудна и непосильна? Почему же тебе его жалко? Какие небольшие радости есть у Петьки в парикмахерской? На что он смутно надеется?
Смысл первого блока вопросов в том, чтобы мы осознали, что нравственное, духовное унижение человека — не менее страшно, чем физическое. Петька вызывает жалость потому, что его «дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой», потому, что над ним «и утром, и вечером, и весь божий день… висел один и тот же отрывистый крик: “Мальчик, воды”», потому, что он вынужден выполнять одну и ту же подсобную работу, которая никак не связана с освоением парикмахерского искусства. Петька вызывает жалость не потому, что его замучили тяжёлой физической работой, и не потому, что у него нет возможности выспаться. Напротив: «Петька спал много», но ему всё время хотелось спать от смутного ощущения беспросветности и однообразия жизни. Достаточно вспомнить, на что каждый раз натыкается его взгляд в парикмахерской: на одни и те же зеркала, одно из которых было с трещиной, а другое кривое и потешное; на пошлую картинку на стене, засиженную мухами. Петька равнодушно ел даже сладости, принесённые ему матерью, — так велика была его апатия, так бессмысленно существование. У Петьки до его поездки на дачу не было никакого жизненного стимула, не было ни одного яркого и свежего впечатления. Единственной небольшой радостью Петьки в парикмахерской было общение со старшим мальчиком Николкой, которым Петька восхищался и на которого хотел быть похожим. Строчки, выделенные жирным шрифтом, обращают внимание на то, что Петька постоянно хотел попасть «в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно» и что он смутно надеялся, что дача «и есть то самое место, куда он так стремился».
Можно отметить, что автор с большим сочувствием рисует Петькин портрет. Достаточно прочитать строки: «Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика… состарившегося карлика», чтобы убедиться, что сам автор не разделяет этого отношения к герою, сам автор испытывает не брезгливость, но острое чувство жалости к мальчику. Именно поэтому он использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «худенький мальчик», «тоненькие морщинки». Такое же отношение автора к герою можно обнаружить в той части текста, где описываются путевые впечатления Петьки. Автор, с сочувствием наблюдая за поведением мальчика в поезде, пишет о том, как Петька с доверчивостью клал «плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров»; автор отмечает, как быстро исчезли морщинки с Петькиного лица и т. д.
? с. 146
Чьими глазами показан вокзал и вид из окна поезда: глазами рассказчика или Петьки?
Вокзал увиден Петькиными глазами. Так, густые и сердитые гудки (свистки) паровозов напоминают ему сердитый голос Осипа Абрамовича, а тоненькие и визгливые свистки кажутся ему похожими на голос больной жены хозяина. Картины, разворачивающиеся в окнах поезда, также увидены Петькиными глазами: лес кажется ему травкой, а белые облачка ангелочками. Первое впечатление от гимназиста Мити (судя по тому сравнению, которое есть в тексте,) — тоже Петькино, а не авторское. Смугло-жёлтое от загара лицо Мити сравнивается с цветом вагона второго класса. А цвет вагона второго класса — это недавнее Петькино впечатление: ведь он ехал в Царицыно именно на поезде.
Где и как начинается освоение Петькой нового мира? А где и как продолжается? Насколько глубоко Петька переживает новые впечатления?
Освоение нового мира начинается уже на вокзале. Уже там Петька испытывает чувство нетерпения и возбуждения, впитывает все впечатления — и зрительные, и слуховые. Продолжается — в вагоне, где Петька, прилипнув к окну и изредка перебегая на противоположную сторону вагона, жадно разглядывает все подробности. Наконец, на даче на Петьку обрушивается огромный новый мир — мир природы, в котором мальчик всё воспринимает как «живое, чувствующее и имеющее волю». Отличаясь необыкновенно впечатлительной душой, обладая глубокой и восприимчивой натурой, Петька осваивает новый для него мир медленно, постепенно проникая в его тайны, не спеша растворяясь в нем, осторожно сливаясь с ним, не сразу вступив с ним в полное согласие. Петька всматривается, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, глубоко прочувствовав каждое новое впечатление. «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская». Петька — глубокий и даже одарённый мальчик. Он обладает настоящим даром поэтического восприятия мира, он наделён способностью воображения, умением растворяться в мире природы и наслаждаться своим единением с ней.
Сравни описания внешности Петьки в первом и во втором отрывках (они в обоих случаях сбоку выделены цветом). Что было причиной, изменившей облик Петьки? Ведь Петька ещё не видел дачи?
Найдите и перечитайте два отрывка. «Он всё худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика». И второй: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим». Причиной таких изменений во внешности мальчика стали яркие, новые впечатления, которые обрушились на него уже из окна поезда: «Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и всё здесь для него было поразительно ново и странно…».
Найди, что говорит о внешнем виде Петьки его мать, Надежда. В чём она видит причину того, что Петька стал лучше выглядеть? Права ли она? Как ты думаешь, Петька делится с матерью своими впечатлениями или всё переживает тихо, молча, наедине с самим собой?
Подтверди, что автор использует приём контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче.
Матери казалось, что Петька поправился и поэтому стал лучше выглядеть: «Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! — радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар». Она не замечала бурной внутренней жизни Петьки, его новых увлечений и «приписывала это тому, что много его кормит». Но из следующих строчек видно, что она была не права: «Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться…», он был полностью захвачен новой жизнью, он как будто проснулся, как будто ожил.
Мальчик явно не делился с матерью своими впечатлениями и новыми переживаниями: «В первые дни он часто возвращался к матери, тёрся возле неё … И потом снова шёл к грозному лесу и тихой воде и будто допрашивал их о чём-то».
То, что автор использует приём контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче, видно из описания самого Петьки, его впечатлений и состояний, в которых он пребывает. Если, находясь в парикмахерской, Петька постоянно пребывает в сонном заторможенном состоянии и всё валится у него из рук («Петька спал много, но ему почему-то всё хотелось спать, и часто казалось, что всё вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: “Мальчик, воды…”), то, будучи на даче, он постоянно испытывает сильные чувства и эмоции, он бодр и деятелен («Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то…», «…у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей…»). В парикмахерской «Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата. И зимою и летом он видел всё те же зеркала. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: “Мальчик, воды”, — и он всё подавал её, всё подавал», а на даче всё «было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был тёмный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные и весёлые, он любил и хотел бы приласкать их, как сестёр, а тёмно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать».
? с. 149
Как ты думаешь, почему Петька — этот тихий и молчаливый мальчик — так бурно и некрасиво реагирует на слова матери о необходимости вернуться с дачи в Москву?
Живя в парикмахерской, Петька напоминал маленького старичка, абсолютно безразличного ко всему мальчика, из которого словно ушла вся жизнь. На даче Петька ожил, глаза его наполнились блеском и интересом к окружающему миру, он почувствовал, что такое настоящая жизнь. Поэтому Петька так бурно реагирует на известие о скором отъезде. Катающийся по земле в истерике и громко вопящий Петька бунтует таким образом против возвращения в жуткий, серый, мёртвый мир парикмахерской.
? с. 150
Найди описание внешности Петьки в третьем отрывке и сравни с двумя предыдущими описаниями. Как и почему снова изменился облик Петьки?
Сидя в вагоне поезда, Петька снова стал напоминать того мальчика, каким он был до своего отъезда на дачу: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота её выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом». Эти изменения во внешности мальчика связаны с тем, что его увозят из того прекрасного места, где он чувствовал себя живым, счастливым, и с тем, что в городе его ждёт однообразная серая жизнь в парикмахерской.
Изменилась ли жизнь Петьки после возвращения с дачи?
— Конечно, нет! — сказал Петя Захаров.
— Конечно, да! — возразил ему Миша Иванов.
Каждый из ребят подтвердил своё мнение цитатой из текста.
Как ты думаешь, какие строчки процитировал Петя, а какие — Миша?
А ты чьё мнение разделяешь?
Строчки, которые процитировал Петя Захаров: «И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: “Мальчик, воды”, и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределённо угрожающий шёпот: “Вот погоди!” Это значило, что сонливый мальчик разлил воду или перепутал приказания». Из этого отрывка видно, что ни жизнь в парикмахерской, ни состояние Петьки нисколько не изменились.
Строчки, которые процитировал Миша Иванов: «А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал». Этот отрывок указывает на то, что изменения произошли не во внешней стороне Петькиной жизни, а в его внутреннем мире.
Дача окончательно сломила Петьку или, напротив, зародила в нём огонек надежды?
Краткое содержание рассказ «Петька на даче» Л. Андреева
Главные герои
Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.
Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.
Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, черствый мужчина.
Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.
Митя – гимназист, друг Петьки, веселый и общительный мальчик, большой фантазер.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Характеристика текста
Чтобы понять основную мысль и главный замысел автора, необходимо сделать подробный анализ. «Петька на даче» — произведение, которое относится к жанру остросоциальной прозы. Главным героем является десятилетний мальчик по имени Петя. Автор представил на суд читателям его, как исхудавшего мальчишку, который родился в бедной семье и теперь вынужден работать, чтобы хоть как-то прокормиться.
Композиционное построение текста имеет кольцевую структуру, так как начинается и заканчивается рассказ одним и тем же эпизодом, когда мальчик трудится в парикмахерской.
Главной отличительной чертой произведения является сопоставление двух миров, а именно:
Нахождение за городом мальчик воспринимает как подарок из детства. Ярким художественным аспектом в рассказе является ранее появление морщин на лице ребенка. Работая без праздников и выходных, мальчишка превращается в состарившегося карлика, и только приезд на дачу меняет его жизнь в другую сторону. Там он чувствует себя полноценным ребенком, который радуется каждому моменту.
В рассказе автор поднял остросоциальный вопрос детей, которые лишены детства. Они радуются каждой мелочи и сравнивают обычные облака со свободой, счастьем и спокойствием.
После публикации произведения критики были в восторге, давали только положительные оценки и писали отзывы. «Петька на даче» — это рассказ о социальной несправедливости существующего общества, когда ребенок лишен всякой возможности наслаждаться своим положением, и вынужден работать.
Сюжет
Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.
Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.
Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.
Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.
На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.
Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.
Андреев «Петька на даче» очень краткое содержание
«Петька на даче» краткое содержание для читательского дневника:
Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, располагалась возле квартала, заполненного «домами дешёвого разврата». В грязном, полном мух и запаха дешёвых духов помещении стригся нетребовательный народ — швейцары, дворники, приказчики, рабочие и «аляповато-красивые, но подозрительные молодцы».
Петька был самым младшим работником, он убирал помещение и подавал горячую воду. Ещё один мальчик, Николка, был тремя годами старше. Он считался учеником, ругался, курил папиросы и очень важничал. Десятилетний Петька не курил, не ругался и завидовал товарищу. Оставаясь с Петькой наедине, Николка становился добрее и объяснял приятелю, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».
Иногда приятели садились у окна, «рядом с восковым бюстом женщины» и смотрели на жаркий, пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с утомлёнными, злыми и распущенными лицами. По бульвару расхаживал «ярко-синий сторож» с палкой и следил, чтобы никто не вздумал улечься на скамью или прохладную травку.
Женщины ‹…› говорили хриплыми, резкими голосами, бранились, обнимали мужчин так просто, как будто были на бульваре совсем одни, иногда тут же пили водку и закусывали.
Порой пьяный мужчина бил пьяную женщину. За неё никто не заступался, напротив, толпа собиралась посмотреть на драку. Потом являлся сторож, разнимал дерущихся, и избитую женщину куда-то увозили.
Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька изумлялся его уму и бесстрашию и думал, что он станет таким же. Но пока Петьке очень «хотелось куда-нибудь в другое место».
Так грязно и однообразно тянулись Петькины дни. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или путал их. Отдыха не было — парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька стал худеньким и сгорбленным, на его сонном лице «прорезались тоненькие морщинки», превращавшие его в состарившегося карлика.
Когда Петьку навещала мать, толстая кухарка Надежда, он просил забрать его из парикмахерской, но потом забывал о своей просьбе и равнодушно прощался с ней. Надежда с огорчением думала, что её единственный сын — дурачок.
Однажды тусклая Петькина жизнь изменилась — мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда на лето переезжали её господа. Даже Николка позавидовал Петьке, ведь у него не было матери, и он никогда не был на даче.
Суматошный, наполненный людьми и звуками вокзал ошеломил Петьку. Они с матерью сели в вагон дачного поезда, и мальчик прилип к окну. Вся Петькина сонливость куда-то делась. Он никогда не был за городом, «всё здесь для него было поразительно, ново и странно» — и удивительно огромный мир, и высокое ясное небо.
Петька бегал от окна к окну, что не нравилось зевающему господину с газетой. Надежда хотела сказать ему, что парикмахер, у которого уже три года живёт её сын, обещал сделать из Петьки человека, и тогда он станет её опорой в старости. Но посмотрев на недовольное лицо господина, кухарка промолчала.
Первые дачные впечатления хлынули на Петьку со всех сторон и «смяли его маленькую и робкую душонку».
Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю.
Петька боялся тёмного, задумчивого и страшного леса, но ему нравились яркие зелёные полянки и бездонное небо. Несколько дней он «степенно, как старик» гулял по лесной опушке и валялся в густой траве, после чего «вступил в полное соглашение с природой».
Освоиться Петьке помог гимназист Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошёлся». Неистощимый на выдумки Митя научил Петьку рыбачить и купаться, водил его исследовать развалины дворца. Постепенно Петька забыл о парикмахерской, начал ходить босиком, посвежел, и с его лица пропали старческие морщинки.
Постепенно Петька успокоился, и барин, собираясь на вечер танцев, сказал жене, что «детское горе непродолжительно», и «есть люди, которым живётся хуже».
Утром Петька снова ехал в поезде, но уже не смотрел в окна, а сидел тихо, благонравно сложив ручонки на коленях.
Толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву.
На прощание Петька попросил у матери спрятать его новую удочку — он ещё надеялся вернуться.
Петька остался в грязной, душной парикмахерской и ему снова приказывали: «Мальчик, воды!». По вечерам он шёпотом рассказывал Николке «о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал», и приятель не по-детски грубо, энергично и непонятно ругался: «Вот черти! Чтоб им повылазило!».
А на бульваре пьяный мужчина бил пьяную женщину.
Авторские афоризмы
«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»
«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»
«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»
«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»
Действующие лица
Автор своим произведением учит тому, что каждый ребенок должен радоваться и веселиться, а ни в коем случае работать. Кроме этого, писатель учит ценить каждый счастливый момент в жизни. Для передачи своих мыслей Андреев использует такие образы:
Все действия происходят на территории России в конце XIX века. Идеей создания послужила настоящая история парикмахера Ивана Андреевича Андреева. Главные герои «Петька на даче» помогают раскрыть сюжет, посредством этих персонажей автор наполнил рассказ смыслом.
Дневник читателя Клюхина по повести «Петька-микроб» Григория Бенционовича Остера
К каждому жанру литературы относится это произведение? Отметь правильный ответ в читательском дневнике:
Правильный ответ: повесть.
Перечисли героев произведения «Петька — микроб».
Герои: Петька-микроб, родственники Петьки — микроба, муравей, ученые, директор, друг Ангинка.
Выпиши из текста первое предложение второго абзаца.
Жили они в капле воды и поэтому вечно ходили мокрые.
Где жил главный герой произведения? Отметь правильный ответ в читательском дневнике.
Правильный ответ: в капле воды.
Выпиши из текста слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы:
Кто? – микроб, муравей, ученые, друг, сотрудник, директор, школьник.
Что? – голос, микроскоп, бинокль, язык, игрушки, молоко, бидон, кефир, реактор.
Выпиши из текста 5 слов, в которых букву, обозначающую безударный гласный звук в корне, нельзя проверить.
Сотрудник, кефир, директор, бинокль, реактор.
От кого Петька спас свою семью? Запиши свой ответ, опираясь на содержание текста.
Петька спас семью от муравья: «И побежал своей дорогой. А микробы всё хвалили маленького Петьку и радовались, что он спас родную каплю от гибели».
С помощью какого прибора учёные изучали микробов? Отметь правильный ответ в читательском дневнике.
Правильный ответ: микроскоп.
Где работал старший брат Петьки? Запиши свой ответ в читательский дневник.
Брат Петьки-микроба работал на молокозаводе.
Выпиши из текста 5 слов, разделив их на слоги. Поставь ударения.
4 слога – пра-де́-ду-шка;
5 слогов – ди-ссер-та́-ци-ю;
6 слогов – ла-бо-ра-то́-ри-я.
Как ты понимаешь значение словосочетания «устроить панику»? Замени это словосочетание словами, близкими по смыслу.
Устроить панику – заволноваться, сильно беспокоиться, нервничать, тревожиться.
Разбор по плану
Чтобы лучше понять суть и тему рассказа, подготовиться к пересказу, нужно разделить текст на смысловые подзаголовки. Каждый содержит важную информацию о происходящем в сюжете, например:
Все части раскрывают определенные события из жизни героя. Автор правдиво и точно описал проблемы существования людей из бедного слоя общества.
Отзывы читателей
Андреев — талантливый писатель, он точно описал проблемы бедных людей. Многие дети вынуждены трудиться, чтобы хоть как-то помочь своим родителям.
Я бы назвала это произведение «Петькин труд». Бедный мальчик, который в жизни не видел практически ничего. Он не читал вместе с мамой добрых книжек, не рассматривал картинки и не рисовал рисунки. Главного героя очень жалко.
Меня впечатлил этот рассказ реальностью происходящего. Сегодня ничего не изменилось. Многие эксплуатируют детский труд ради своих интересов и не задумываются, каково этим несчастным маленьким трудягам.
Регина