Рассказ о дательном падеже 4 класс

Сказки

Открытый урок «Дательный падеж имени существительного» (4 класс)

специалист в области арт-терапии

Открытый урок по теме «Дательный падеж имени существительного»

Образовательная система «Школа 2100», УМК Бунеев Р. Н. и другие.

Подготовила: учитель начальных классов Супруненко Е.П.

Определение цели урока

1. Проверка домашнего задания

Определить падеж существительного методом подстановки вспомогательных слов

— Вспомним, чему мы научились на прошлом уроке? (Различать винительный и родительный падежи).

— Какие слова помощники нам могут помочь? (существительные ж. р., например, сестра, волна )

2 ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

Проверим правописание слов, самостоятельно оценим свою работу: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», больше – «2» (слайд 1-2.)

Зафиксируем свои ошибки в орфографических словариках, не забудьте указать дату и сделанную ошибку.

3. Определение цели урока

— Какую тему мы изучаем? (падежи)

— Сколько падежей в русском языке? (6)

-Мы сегодня познакомимся с падежом, про который герой Лежебокин, герой стихотворения Георгия Граубина сказал так:

Я с детства не терплю:

— Правильно, речь идет о дательном падеже. (История названия падежа на слайде)

Чему мы сегодня с вами научимся? (определять существительные в дательном падеже, ставить имена существительные в дательный падеж ).

— Посмотрите на слайд, прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги:

Туристы шли … реке … лесу (к, по)

Задайте вопросы к существительным к реке и по лесу. (к чему, по чему),

Вопрос какого падежа вы задали? (Д. п. )

Запомните, это два предлога Д. п.

Сравним предлоги Д.п. с предлогами изученных раннее В. п. и Р. п.

В, на, за, под, про, через

Без, для, до, из, от, с, у и др.

Любит брата, ушел в море, сел за стол, смотрит на маму, залез под стол, думал про маму, перешел через дорогу.

Комната без окна, подарок для друга, доехал до школы, вышел из школы, письмо от мамы, съехал с горы, дом у дороги.

Склонись к земле, плывут по небу, летят по воздуху.

— Повторяются ли предлоги?

— Какой мы можем сделать вывод? (предлог помогает определить падеж)

— Может ли Д.п. употребляться без предлога?

— Приведите примеры (дать другу)

— А теперь поиграем в игру: если я назову существительное в дательном падеже вы делаете хлопок.

Существует дом, дать сестре (хлопок), нет письма, склонился к столу (хлопок), потреблять пищу, вижу море, скользят по льду (хлопок), гордиться сыном, открыть окно, дать брату (хлопок, услышать ветер, гремит гром, вижу собаку, летят по ветру (хлопок), ходят по земле (хлопок), стекают по стеклу (хлопок).

6. Закрепление изученного

-Выполним в рабочих листках упражнение 145 стр. 127 учебника.

— С каким падежом мы сегодня познакомились?

— На какие вопросы отвечает Д. п.?

— Какие предлоги помогают определить Д. п.?

Открытый урок «Дательный падеж имени существительного» (4 класс)

Определить падеж существительного методом подстановки вспомогательных слов

— Вспомним, чему мы научились на прошлом уроке? (Различать винительный и родительный падежи).

— Какие слова помощники нам могут помочь? (существительные ж. р., например, сестра, волна )

Номер материала: 180290

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект по русскому языку на тему «Дательный падеж» 4 класс

специалист в области арт-терапии

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. студента: Соболенко Ксения Александровна.

2.Класс: 4в Дата: 13.12.17 Предмет: Русский язык.

3. Тема урока: Дательный падеж.

Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок проведу у вас я! Зовут меня Ксения Александровна. Я желаю вам на урок хорошего настроения, и чтобы у вас всё получилось.

Дети эмоционально настраиваются.

2. Актуализация знаний.

Ребята, откройте свою тетрадь запишите число, классная работа.

1. Запись под диктовку с обозначением орфограмм.

У берёзки вьюга посеребрила светлые косы.

– Сколько разных орфограмм в предложении?

2. В ыписывание словосочетаний.

4. Определить падежи всех имён существительных.

– Какие падежи не встретились?

Поставьте слово березка в эти падежи.

Выполним устно упр.143. Определите падеж имён существительных. Вспомните, сколько в русском языке падежей?

 Назовите по порядку все падежи с вопросами?

Читайте также:  Рассказ о службе в армии брата

В каком падеже будет стоять имя существительное, если в предложении оно является подлежащим?

Как определить падеж имени существительного?

в слове березка, вьюга, посеребрила,

имя существительное: неодушевлённое, женский род единственное число, именительный падеж.

Умение находить орфограммы

Умение определять падежи.

3. Открытие новых знаний.

Используется мотивирующий приём.

– Мы сегодня ознакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Георгия Граубина, сказал:

Я с детства не терплю:

Ребята, о каком падеже идет речь?

Ребята, а как вы думаете, какая тема нашего урока будет?

Ребята что вы уже знает о дательном падеже?

2. Работа на доске ( на слайде представлено предложение ).

– Прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги.

Туристы шли … реке … лесу ( к, по ).

– Запомните эти два предлога дательного падежа. Дополните вашу

Ребята откройте свой учебник на стр.127

Сравните составленную вами таблицу с таблицей в учебнике на

– Может ли употребляться дательный падеж без предлога? Приведите пример.

Ребята обратите внимание на упр.144. Что нужно в этом упражнение сделать?

Вопросы после чтения. Что нового узнали из текста?

– С каким словом тесно связано название «дательный»?

– Вот как эту мысль проиллюстрировал поэт.

Я б тогда дарительным

Ребята, а как вы думаете, почему бы он его так назвал?

Один ученик начинает заполнять на доске таблицу: в столбик записывает вопросы, вспомогательное слово

С помощью предлога можно определить падеж.

Прочитать текст и ответить на вопрос, каким было первоначальное значение дательного падежа.

Потому что этот падеж щедрый.

Умение определять тему урока.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации,

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

4. Применение новых знаний.

Ребята следующее упражнение 145. Что нам нужно сделать в этом упражнении?

– Какие окончания бывают у имён существительных в дательном падеже?

Ребята, а какое ещё задание было в этом упражнении?

Составьте устно предложение с однородными членами. Запишите один у доски остальные в тетради. Нарисуйте схему этого предложения.

Молодцы, ребята. Вы успешно справились с этим упражнением.

– А теперь проверим, кто самый внимательный. Назовите, какие подарки получили звери.

– В каком падеже стоят эти существительные?

Правильно ребята, молодцы!

Следующее упражнение 147. Что нам нужно сделать?

Выполняем самостоятельно. Коллективная проверка.

Ребята вы успешно справились с этим упражнением.

Раскрыть скобки, поставить имена существительные в дательном падеже.

Составить предложения с однородными членами и нарисовать схемы.

Списать текст, расставить знаки препинания и указать падеж выделенных лов.

К: формулировать собственное мнение и позицию;

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, какая тема сегодняшнего урока у нас была?

Все ли было понятно?

Какие у вас были затруднения?

Над чем стоит ещё поработать?

Ребята спасибо вам за урок, не очень приятно было с вами работать.

6. Домашнее задание.

ФОУД (формы организации учебной деятельности: И — индивидуальная, Г — групповая, П — работа в паре, Ф — фронтальная).

Отметка: _ ___________

Номер материала: ДБ-1219682

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Дательный падеж имён существительных» ( 4 класс)

специалист в области арт-терапии

Урок русского языка

4 класс (Школа России)

Тема урока: «Дательный падеж имен существительных».

-познакомить с особенностями имён существительных в дательном падеже;

-развивать навык грамотного письма;

-отрабатывать приёмы распознавания падежей

· Образовательные: пополнить знания учащихся о дательном падеже, употребления этого падежа в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение находить существительные в дательном падеже в предложении.

· Развивающие: развивать наблюдательность, развивать орфографическую зоркость произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

· Воспитательные : воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

I. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Читайте также:  Редкие сказки на ночь для детей

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

II Минутка чистописания.

-Ребята, внимательно посмотрите на данное изображение(запись от руки на доске). Скажите какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она встречается чаще, чем другие. Сколько раз? Какая это буква?

III Актуализация опорных знаний.

— Что такое имя существительное?

— Назвать постоянные признаки имени существительного.

— Как изменяется имя существительное?

— Что значит изменить по падежам имя существительное?

— Что происходит при изменении формы слова?

— Для чего изменять окончания?

Работа в парах с карточками (дописать названия падежей, расставить формы слов) к существительному мама

1. Работа со словами, записанными на доске:

Школа, учитель, от ученика, для друга, тетрадь, сестру, к дому, книга, из задания

-На какие 2 группы вы можете разделить слова. А какое лишнее? Почему? На какой вопрос отвечает?

V. Открытие учащимися новых знаний.

_ Расскажите, что вы знаете о дательном падеже.

(Желательно, чтобы на доске были записаны вопросы, вспомогательное слово, примеры словосочетаний с существительным в дательном падеже).

_ А почему дательный падеж называется именно так, сейчас узнаем. Лев

Успенский написал книгу «По дорогам и тропам языка», в которой

целую главу посвятил дательному падежу и назвал ее «Щедрый падеж». Как

вы думаете почему? Уточните в толковом словаре.

· Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?

– Что получится? (на доске опорный лист)

дать (кому?) писателю

_ Какие окончания у сущ. в дательном падеже?

_ Ребята, а что нам дает мама? За что мы ее любим?

2. Наблюдение над предлогами в дательном падеже

_ Какие предлоги употреблялись с сущ. в дательном падеже?

· Запомните эти два предлога дательного падежа.

· Каким членом предложения являются сущ. в дательном падеже?

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны –

И при этом все важны!

VI. Первичное закрепление.

-Прочитайте стихотворение(слайд). Выпишите имена существительные в дательном падеже ( работают у доски 2 ученика, остальные записывают в тетрадь):

VII. Закрепление. Словарная работа.

На доске записано стихотворение. Дети записывают его в тетрадь и выделяют орфограммы.

Булочка, чашка, чайник, чаёк,

Кошка Пушинка, конёк Воронок,

Девочка Ира и мальчик Илья-

Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

(ответ 16 орфограмм)

VIII. Подведение итогов.

1. Работа с таблицей (Слайд)

_ С каким падежом познакомились на уроке?

_Что узнали о дательном падеже? (по таблице) (Слайд)

Роль в предложении

IX. Домашнее задание: страница 114, упражнение 210.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Дательный падеж имен существительных» УМК Школа России

специалист в области арт-терапии

Тема: Дательный падеж имен существительных.

Цель: способствовать формированию представлений об особенностях дательного падежа имени существительного.

Задачи : актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;

познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа;

формировать умение правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже ;

развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом;

создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

— Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.

— На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение.

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в дательном падеже

Применение правила на письме (упр.130)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

— Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.

Уч.- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

Как вы её понимаете?

– запишите предложение, обозначьте падеж имён существительных.

Введение в тему и постановка задачи урока.

Читайте также:  Рассказ чехова дочь альбиона читать полностью

-Запишите слова в 2 столбика, разделив их на группы.

Уч.- По какому признаку вы разделили слова в две группы?

Д.- Эти им.сущ нах-ся в Им. и Род. падежах.

Уч. – На какие вопросы отв. им. сущ в Им.п?

Уч.- Назовите отличительные признаки им.сущ. в Им.п.

Уч.- На какие вопросы отв. им. сущ в Род.п.?

Уч. – Что вы можете сказать об им.сущ. Род.п?

Уч.- Какое слово не записали ни в первую, ни во вторую группу? Почему?

Уч.- Сформулируйте тему нашего урока.

Уч.- Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока.

Роль в предложении

— Сегодня нам предстоит познакомиться с падежом, про который расскажет стихотворение, чтение.

Я называюсь дательным,

Ра ботаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

Уч.- О каком падеже идет речь?

Уч.- На какие вопросы вы уже можете дать ответы? ( падежные вопросы, роль в предложении).

Гости князю поклонились.
Воротился старик ко старухе .
Гости к пристани идут.
Вот пошёл он к синему морю

“ Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о золотой рыбке”

Уч.- У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания. Что заметили?

Д.- Все существительные стоят в Д.п., но имеют разные окончания.

V. Постановка проблемы.

— Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже? ( Высказывают свои предположения).

— Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке.

(Раз подняться, потянуться……)

Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей.

Задание для пар (Кулагин И., Балыкова А.), (Коробко Яна, Придолин Влад)

Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке, обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне.

Определите падеж и склонение имён существительных.

Выделите окончания имён существительных.

Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.

Задание для 2 (Миронычева П., Кушнарев В.).(Петухов К.Тягунов В)

Идёт (к чему?) к столу, к морю обратился (к кому?) к петушку, к коню.

Определите падеж и склонение имён существительных.

Выделите окончания имён существительных.

4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте

пропущенные окончания. Объясни их написание.

Задание для 3 ( Коршунова Н. Клюшина С)

Дивятся (чему?) печи, совести, храбрости ; подошёл (к кому?) к матери, к дочери.

Определите падеж и склонение имён существительных.

Выделите окончания имён существительных.

Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.

Проверка выполнения заданий в группах.

Учитель по ходу выступления вывешивает на доске опорные сигналы.

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО: ДАЛ

ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.

1 группа Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е.

Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и.

Д.- В дательном падеже существительные 1, 2, 3 скл имеют различные окончания.

VII . Вернёмся к началу нашего урока.

Уч.- Отчего же в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже?

Д.—Потому, что окончание существительного в Д.п. зависит от склонения.

— Объясните правописание окончаний выделенных существительных.

— Подошёл (к кому?) к княз ю – Д.п., 2 скл., воротился (к кому?) ко старухе – Д.п., 1 скл., пристают (к чему?) – к пристан и – 3 скл., Д.п., подошёл (к чему?) к мор ю – 2 скл., Д.п.

-Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).

Уч.- Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено.

(для глаз)

VIII. Упражнение в определении падежей существительных.

1. Выполнение упражнения 130, с. 71 (с комментированием у доски).

Задание – тест (индивидуально для каждого)

1. нырнул в воду о м

2. иду по дороге о к

3. бежать к маме л п

4. привёз на берег и о

5. сижу за партой ч д

6. подарил дочери е н

7. гулять по парку ц й

Вот и получили себе оценку.

Уч.- Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с пословицы:

Уч.- Что же вы сегодня узнали на уроке?

Д. (- Сегодня мы получили новые знания.

— Мы узнали, что в дательном падеже существительные имеют разные окончания.

— Это зависит от рода и склонения имени существительного.)

Уч.– Что тебе запомнилось больше всего?

Уч.– Что вызвало затруднение? Почему?

Уч. – Каким для вас было занятие (интересным, увлекательным, познавательным, трудным).

— И в заключение, о цените итоги работы на уроке, дополняя предложения :

Своей работой на уроке я…

Могу похвалить своих одноклассников…

Сегодня на уроке я смог…

Уч.-Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был до брым! Всегда оставался человеком!

Источник

Познавательное и интересное