Рассказ о диких и домашних животных для дошкольников

Сказки

Конспект занятия для детей 5–6 лет «Дикие и домашние животные»

Эллина Харченко
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Дикие и домашние животные»

Тема: «Дикие и домашние животные»

Возраст: 5-6 лет

Цель: развитие словаря по теме «Дикие и домашние животные»

Задачи:

-коррекционно-образовательные: систематизировать знания детей по теме «Дикие и домашние животные», вводить в активную слова по теме «Дикие и домашние животные: корова, собака, лиса, кошка, заяц и тд.

-коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания; развитие внимания («Четвертый лишний»); развитие навыка обобщения («Назови одним словом»); умение определять слова по описанию признака

коррекционно-воспитательные: развивать умение взаимодействовать в коллективе; научить выслушивать точку зрения другого человека; сформировать правильное отношение к себе и своему дефекту; воспитывать адекватную самооценку.

Оборудование: презентация по теме «Дикие и домашние животные»

Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети, посмотрите, нам пришло письмо. От кого оно может быть? (дети выдвигают гипотезы)

Как узнать от кого письмо? (прочитать на конверте)

«Здравствуйте, ребята! мы в гостях у бабушки на даче. Думали, наиграемся с друзьями, с горки покатаемся, но не получилось. Бабушка попросила помочь ей по хозяйству, до приезда родителей. Тут столько интересного. Приезжайте, помогите нам с бабушкой. До свидания! Влад и Вова».

Ребята, а на чём мы с вами поедем в деревню? Правильно, мы поедем на лошаде.

2. Назови детенышей:

Представляете, Вова и Влад не знают как зовут детенышей их животных, нам нужно им помочь угадать у кого какой детёныш.

3. Игра «Четвёртый лишни

Мы сейчас с вами будем выбирать, что же из приведённых картинок лишнее и почему.

Корова, бык, лиса, баран (лиса дикое)

Медведь, лось, белка, свинья (свинья домашнее)

Курица, индюк, гусь, ёж (ёж дикое)

Лиса, волк, заяц, овца (овца домашнее)

Коза, корова, свинья, белка (белка дикое)

Ёж, заяц, олень, баран (баран домашнее)

4. Физминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

5.«Домашние и дикие?»

Друзья, у нас с вами наши животные сбежали в лес, нужно определить какие животные дикие, а какие домашние.

Корова, свинья, коза, медведь, заяц, волк, баран, лиса, ёж, курица и тд.

6. «Кто где живет?»

Ребята, нам нужно отвезти всех животных по своим домам, а ребята не знают где они живут, нужно нам им помочь.

Свиньи живут в свинарнике.

Коровы живут в коровнике.

Лошади живут в конюшне.

Кролики живут в крольчатнике.

Собака живет в конуре.

Кошка живет в доме.

Медведь живёт в берлоге.

Белка живёт в дупле.

7. Назови «Профессии»

Уже совсем скоро на дачу приедут родители, а мы еще не знаем профессии людей, которые работают с животными.

Коров пасёт пастух.

За лошадями ухаживает конюх.

Животных лечит ветеринар.

Свиней пасёт свинопас.

8. Итог занятия.

Ребята, какие вы сегодня молодцы! Всё таки успели выполнить все задания до приезда родителей. Какие упражнения, вам понравились больше всего?

Конспект занятия «Дикие и домашние животные» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 189» Дикие и домашние животные.

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Дикие и домашние животные» Цели Образовательная область «Познавательное развитие»: закрепить и систематизировать знания детей о домашних и диких животных, об их.

Конспект проведения занятия по познавательному развитию детей младшей группы на тему «Дикие и домашние животные» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое.

Конспект занятия для второй младшей группы «Дикие и домашние животные» «Дикие и домашние животные» Занятие по ознакомлению с окружающим миром во 2-й младшей группе по теме «Дикие и домашние животные» Тема: Дикие.

Конспект занятия по английскому языку «Дикие и домашние животные» Цель занятия: закрепление темы «Животные», овладение детьми дошкольного возраста новыми названиями животных в рамках данного занятия и привитие.

Конспект занятия по обрывной аппликации «Домашние и дикие животные» Конспект занятия по обрывной аппликации по теме «Домашние и дикие животные» Подготовила: Калинина Наталья Владимировна. Тема занятия «КОШКА».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР 5–6 лет «Дикие животные наших лесов» Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище). Упражнять детей.

«Дикие и домашние животные». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР 5–6 лет Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР 5-6 лет Тема: «Дикие и домашние животные, и их детеныши».

Конспект занятия в младшей группе «Дикие и домашние животные» Конспект занятия в младшей группе: «Дикие и домашние животные»Воспитатель: Охотникова Т. Р Цель: Продолжать знакомить с классификацией животных.

Конспект занятия «Заюшкина избушка. Дикие и домашние животные» НОД Заюшкина избушка 1. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», Художественно-эстетическое, «Музыка» 2. Цель: Расширение.

Источник

Рассказ о диких и домашних животных для дошкольников

Для отработки навыка чтения начинающим читать детям требуются простые в понимании и по словарному составу тексты. Тут подойдут короткие рассказы о животных.

Рассказы, сказочные и не очень, о животных полезны не только для школьников, но и для начинающих читать дошкольников, потому что кроме навыков чтения расширяют кругозор ребят. С примерами текстов можно познакомиться здесь.

Полезно прочитать текст и нарисовать его содержание. Такая практика развивает образность: ребёнок читает и сразу на «внутреннем мониторе» представляет картинку.

Понимание и запоминание значительно облегчаются. Не все дети (по разным причинам) любят рисовать. Поэтому мы придумали рассказы к раскраскам: читаем текст и раскрашиваем животное. Сайт «Нестандартные дети» желает успехов.

Короткие рассказы о животных

Автор рассказов педагог-психолог Галина Обнорская.

Рассказ о белочке.

Жила в старом лесу белка. У белки весной появилась дочка белочка.

Белочка бросилась наутёк. Наконец она остановилась. Посмотрела по сторонам, а места незнакомые! Мамы – белки нет. Что делать?

Увидела белочка дупло на сосне, спряталась и заснула. А утром мама дочку нашла.

Жадная белка

Около новой школы строители оставили десятка два берёз и сосен. Получился небольшой сквер.

Несмотря на школьный шум и гам в нём поселились две белки. Зверьки были молоденькие и ловкие. Если внизу кто-то появлялся, они сразу взмывали на верхушку дерева.

Школьники приносили белкам орешки. Они оставляли угощение на большом валуне посреди сквера. Когда дети уходили, зверьки спускались и кормились.

Иногда приходили хулиганы. Они бросали в белок камни. Но зверьки убегали на верхушки деревьев. Камни туда не долетали.

Однажды в сквере появилась чужая старая белка. Сначала она съела все орехи на камне. Маленькие белочки попытались тоже спуститься за кормом. Но чужая белка прогнала их.

Так было несколько раз. Молодые белочки голодали. Они съели свои запасы и ушли из сквера из-за жадной старой белки.

Рассказ о сове

В северных лесах живёт сова. Но не простая сова, а полярная. Эта сова белая. Лапы мохнатые, покрыты перьями. Густые перья берегут ноги птицы от мороза.

Белую сову не видно на снегу. Летает сова тихо. Спрячется в снегу и подкараулит мышку. Глупая мышка не заметит.

О кукушке

— Кукушка, кукушка, сколько лет проживу? — спрашивают и взрослые, и дети, заслышав кукушкину песню.

Прислушаемся и мы к её кукованию. Кукушка — птица осторожная. Чтобы её увидеть, надо быть наблюдательным.

Кукушку частенько бранят за то, что она подкладывает яйца в гнёзда других птиц. Приёмные родители кукушонка выкармливают, воспитывают, например, учат летать.

Почему кукушка так делает? Другие птицы несут все яйца почти одновременно, а потом высиживают птенцов. Птенчики дружно вылупляются, вместе растут.

Кукушка несёт много мелких яиц не сразу, а постепенно, почти всё лето. Поэтому она не может высиживать птенцов сама.

Снеся яйцо, кукушка берёт его в клюв и подкладывает в чужое гнездо. Обман никогда не обнаруживается.

Читайте также:  Рассказ чему учил китайский мудрец конфуций

Но зато кукушка очень полезна. Она ест таких мохнатых гусениц, которых никто из птиц больше не клюёт. Не обижайте кукушек!

Рассказ о лосе

Старый лось долго ходил по лесу. Он очень устал. Остановился лось и задремал.

Приснилось лосю, что он ещё маленький лосёнок. Он идёт с мамой по лесу. Мама ест ветки и листья. А лосёнок весело прыгает по тропинке рядом.

Вдруг кто-то страшно загудел около уха. Лосёнок испугался и побежал к маме. Мама сказала: «Не бойся. Это шмель. Он лосят не кусает».

На лесной поляне лосёнку понравились бабочки. Сначала лосёнок их не заметил. Бабочки смирно сидели на цветах. Лосёнок поскакал по полянке. Тут бабочки взлетели в воздух. Их было очень много, целый рой. А одна, самая красивая, села лосёнку на нос.

Далеко за лесом загудел поезд. Старый лось проснулся. Он отдохнул. Можно идти дальше по своим делам.

Рассказ об олене

Олени живут на Севере. Родина оленей называется тундра. В тундре растёт трава, кустарники и седой олений мох. Олений мох – пища для оленей.

Олени ходят стадами. В стаде олени разного возраста. Есть старые олени и малыши – оленята. Взрослые олени защищают малышей от волков.

Бывает, волки нападают на стадо. Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога. Рога у них острые. Волки опасаются оленьих рогов.

В стаде есть вожак. Это самый сильный олень. Все олени ему подчиняются. Вожак охраняет стадо. Когда стадо отдыхает, вожак находит высокий камень. Он стоит на камне и смотрит во все стороны. Увидит опасность и затрубит. Олени встанут и уйдут подальше от беды.

Рассказ о лисе

У подножия горы было круглое озеро. Место было безлюдное, тихое. В озере плавало много рыбы. Это озерцо понравилось стае уток. Утки свили гнёзда и вывели утят. Так жили они на озере всё лето.

Однажды на берегу появилась лиса. Лиса охотилась и набрела на озеро с утками. Утята уже подросли, но летать ещё не научились. Лиса думала легко поймать себе добычу. Но не тут-то было.

Хитрые утки уплыли далеко на другой берег. Лиса разорила утиные гнёзда и убежала.

Рассказ о медведе

В горах Хибинах на Севере можно повстречать медведя. Весной медведь злой, потому что голодный. Всю зиму он спал в берлоге. А зима на Севере длинная. Медведь проголодался. Оттого зол.

Вот пришёл он к озеру. Поймает рыбку, съест. Воды напьётся. Озёра в горах чистые. Вода свежая и прозрачная.

К середине лета медведь наестся, растолстеет. Добродушнее станет. Но всё равно не стоит с ним встречаться. Медведь – дикий зверь, опасный.

Рассказ о ёжике

Как только начинаются ночные осенние заморозки, он залегает в спячку. В норку натащит сухих листьев и травы. Как только наступают морозы, ёжик затыкает своё гнёздышко травой изнутри. Так и спит до весны.

Источник

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Домашние и дикие животные»

Татьяна Тарасенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Домашние и дикие животные»

Цель: закреплять знания детей о диких и домашних животных, продолжать учить классифицировать по месту обитания. Называть выполняемые ими действия. Учить отвечать на вопросы и задавать вопросы друг другу. Воспитывать любовь к миру животных.

— закреплять знание детей об отличительных особенностях домашних и диких животных;

— закреплять знания детей в назывании детенышей животных;

— развивать внимание, мышление и воображение, речевую активность;

— воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Словарь: Это волк (медведь, заяц, лиса, кошка, корова, лошадь, это дом, тут лес, это животные, кошка мяукает, корова мычит, лошадь ржет.

Воспитатель создает проблемную ситуацию:

— Ребята, в нашем игрушечном парке все животные смешались- разбежались, заблудились, поможем и подскажем им найти где они живут?

И чтобы не случилось беды, нам необходимо разместить всех животных по местам. Одних нужно отправить в зоопарк, других домой. Поможем им в этом! Вспомним, как зовут детенышей животных. Какую пользу они приносят людям.

— Скажите, в чем отличие домашних животных от диких?

Ответы детей (место проживания, добывание пищи).

— А чтобы нам было легче разделить животных в парке, мы сейчас вспомни некоторых из них.

Воспитатель :А теперь отгадайте загадки:

1. По веткам скачет, да не птица.

Ребенок берет муляж животного и делает описание

2. А я, ребята, летом серый.

А вот зимой, как снег я белый.

Все говорят, что я трусишка.

А я лишь маленький (Зайчишка)

Проводится Игра «Зайка беленький сидит»

3. У него рога ветвисты,

Ноги тонки, ноги быстры (Олень)

— Давайте посмотрим на оленя. Посмотрите, ребята, какой он стройный, величественный, красивый. Какие у него ветвистые рога. Красивый олень? Мама – олениха заботится о своем … (олененке).

Слушайте следующую загадку:

Хвост пушистый — краса,

А зовут ее – … (Лиса) Найдем среди животных лису.

Ребята, кто расскажет о лисе? Какая лиса? Где живет? Чем питается? Как зовут детенышей лисы?

5. Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

6. Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками за мышами. (Еж)

Ребята, какой еж? Чем отличается от других зверей?? Что умеет делать? Кто живет в ежином семействе? Чем питаются ежи? Где у них домик?

Физминутка «Жил в лесу колючий еж»

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).

Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»).

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах).

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).

Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»).

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах).

Научили бегать… Бегают на месте

7. На собаку он похож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Как вы думаете, почему Волка называют серым разбойником? Какой волк? Назовите всех, кто живет в волчьем семействе? Где у них домик? Как называется? (логово).

Воспитатель подводит итог первой части : О каких животных мы сейчас говорили? Где они все живут? Кто их кормит? Чем мама кормит малышей? (Молоком). Кто строит им дом? Они сами добывают себе пищу и строят жилище. Это дикие животные!

2 часть : А теперь вспомним домашних животных и будем их ставить на полянку, к домику человека. Продолжаем отгадывать загадки и описывать животных :

Всем ребятам молоко дает. (Корова)

И своего теленочка поит молочком! Что она любит кушать? Какую пользу она приносит людям? (молоко дает). Что можно сделать из молока?

Как называют детеныша коровы? Где живет корова? (в коровнике)

2. Хвостик – розовым крючком,

Носик – круглым пятачком

Не щенок я, не теленок,

А чумазый (Поросенок)

Как зовут маму у поросенка? Где они живут? (в свинарнике).

3. К своим ласкается,

У своего теремочка

Сидит на цепочке. (Собака)

Ребята, кто хочет спасти собаку, и рассказать о ней? (если дети не справляются можно задавать направляющие вопросы)Собаки бывают разные: большие и маленькие, белые и черные, рыжие, с пятнами, с длинной шерстью и короткой, но все они умеют… что делать? (лаять, охранять дом, хвостом вилять….). Что любят есть собаки? Кто их кормит? Где живут? Кто им строит дом? Назовите детенышей собаки. Чем мама их кормит, когда они маленькие?

4. А это кто? (овца). Какая она? Какую пользу приносит людям? Давайте вспомним как зовут всех, кто живет в овечьем семействе. Что любят кушать овцы?

5. Следующего животного кто будет спасать? А это кто? Лошадь с жеребенком. Какие они? Что они делают? Как они человеку помогают? Чем питаются? Где живут? Кто за ними ухаживает? (конюх)

6. С бородою, а не старик,

Не конь, а брыкается,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет.

Вот какая коза, дикие козы хорошо лазают по горам, запрыгивают на камни, перепрыгивают через овражки, да и домашняя коза умеет залазить на скамейку, на стол и даже на сарай может запрыгнуть! Что еще умеет коза? Какую пользу приносит? Где живет? Кто за ней ухаживает?

Читайте также:  Рассказ дикий помещик краткое содержание и описание папы и мамы из рассказа детство

Артикуляционная гимнастика (дети выполняют движения с речью)

Козочка –коза, острые рога.

Мы дадим козе траву

Воспитатель подводит итог второй части НОД :

Про каких животных мы говорили? Про домашних. Где они живут? Кто за ними ухаживает? Могут они сами себе пищу добывать?

А что же общего у диких и домашних животных? Все они покрыты шерстью, кормят своих детенышей молочком!

3 часть : Поиграем в игру «Слушайте внимательно»

«Медведь живет в конуре?»— ответы детей

«Медведь живет в берлоге»

«Кошка живет в лесу?»

«Кошка живет дома»

«Корова живет в норе?»

«Корова живет в сарае»

«Лиса живет в сарае?»

«Молодцы, слушали внимательно, говорили правильно».

4 часть – Логическая игра «Найди дом для животного» (Приложение)

Вместе с детьми подводим итог занимательной деятельности: решение поставленной задачи выполнили, помогли всем животным. А вечером мы все вместе будем разукрашивать наши картинки.

Физкультурное развлекательное занятие для детей средней группы «Дикие и домашние животные» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о диких и домашних животных, внешний вид, повадки, особенности поведения; учить классифицировать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние и дикие животные» (средняя группа) Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние и дикие животные» Средняя группа Программное содержание:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Дикие и домашние животные» (младший возраст) Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» «Дикие и домашние животные» (младший возраст) Программное содержание: • Закреплять знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Домашние животные» (1-ая младшая грулла) Программное содержание: 1. Побуждать узнавать и называть домашних животных: кошку, собаку, лошадь. 2. Формировать умения выделять их характерные.

Конспект образовательной деятельности «Дикие и домашние животные». Для второй младшей группы Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста: в области «Познавательное развитие». Для второй младшей группы. По.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в адаптационный период «Домашние животные» (с ИКТ) в первой младшей группе «Домашние животные» Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная. Цель деятельности.

Конспект занятие для второй младшей группы. «Домашние и дикие животные» Методические приемы: Создание проблемной ситуации, работа со слайдами, рассматривание объекта, конструирование дорожки из кубиков; Словарь:.

Развивающая среда группы «Деревенский дворик-домашние животные», «Зоопарк-дикие животные» Уголок природы в своей группе я пополнила двумя новыми познавательными играми:1 «Зоопарк»- с животными разных континентов. Вольеры животных.

Лэпбук «Дикие и домашние животные» для детей первой младшей группы Уважаемые коллеги,спасибо большое за ваши созданные лепбуки. Воспользовавшись ими,рассмотрев их, я создала свой лепбук для своих малышей,чему.

Источник

Подборка рассказов о животных для дошкольников

специалист в области арт-терапии

Рассказы о животных для дошкольников

В. Бианки «Купание медвежат»

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Н. Сладков « Белкин мухомор»

Просто совсем, да не со всеми!

Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, когда поумнеют, их не едят? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, мухомор сушёный для них что-то вроде лекарства?

Много разных предположений, а точной отгадки нет. Вот бы всё разузнать и проверить!

Н. Сладков «Весёлая игра»

Притащила лиса лисятам мышей на обед. А лисята сыты — давай с мышами играть. Двое одну мышь схватили — тянут-потянут. А один сразу трёх мышей в па- стишку — хап! Только хвостики висят.

Играли, пока не надоело. Тогда мышей бросили — в нору залезли. Легли у входа, мордочки на передние лапки положили — смотрят из тёмной норы на светлый мир. И видят: прилетели к норе мухи. Закружили, зажужжали. За мухами — птичка трясогузка. Тоненькая такая, серенькая. Хвостиком качает и ножками семенит. Пробежит и остановится, пробежит и остановится. А остановится — и закачает хвостиком. На мух смотрит.

Съёжились лисята. Трясогузка вправо, и лисьи глаза вправо, трясогузка влево — глаза влево. Так и перекатываются.

Лисята как выскочат! Чуть-чуть птичку не поймали.

Опять в нору забились — караулят.

Опять слетелись мухи. За мухами — трясогузка. У самой норы хвостиком дразнит.

Лисята как выскочат — чуть не поймали!

Тут уж и не поймёшь: игра это или охота?

Вот в который раз выскочили — и опять зря. Сбились в кучку. А сверху, с синего неба, нависла тень, заслонила солнце.

Кинулись лисята разом в нору — еле протиснулись.

Это орёл их припугнул.

Видно, ещё молодой орёл, не бывалый. Тоже, наверное, играл — у всех зверят да у птиц все игры в охоту. Только игрушки у всех разные. У одних — мыши, у других лисята. Играй да поглядывай!

А удобная это игрушка — мышь. Хочешь — в охоту с ней играй, хочешь — в прятки. А надоело — хап! — и съел.

Один колхозник проснулся рано утром, посмотрел в окно на двор, а на дворе у него волк. Волк стоял около хлева и скрёб лапой дверь. А в хлеву стояли овцы.

Колхозник стал вырывать у волка лопату. Не тут-то было! Волк так крепко уцепился зубами, что не вырвать.

Колхозник стал звать на помощь, а дома спят, не слышат.

А волк стал зубами ручку перебирать и всё ближе и ближе к колхознику.

Собрался колхозник со всею силой да как швырнёт волка вместе с лопатой через забор, да скорей в избу.

Убежал волк. А колхозник дома всех разбудил.

Посмотрела жена, а за забором лопата; вся волчьими зубами изгрызена.

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

Тоже нарочно для Зиночки принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:

Читайте также:  Рассказ классного руководителя о своих учениках

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— А хлеб — лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки.

Такая это неправда!

Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью, и, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика.

Однажды на севере мне указали место, где много медведей. Это место было в верховьях реки Коды, впадающей в Пинегу. Убивать медведя мне вовсе не хотелось, и охотиться за ним было не время: охотятся зимой, я же пришёл на Коду ранней весной, когда медведи уже вышли из берлог.

Случилось наконец, терпение моё кончилось, и время пришло мне уезжать.

Я направился к тому месту, где была у меня спрятана лодка и продовольствие.

Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась.

«Зверушка какая-нибудь», — подумал я.

Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл.

А как раз против места, где я сел в лодку, на том берегу, очень крутом и высоком, в маленькой избушке жил один промысловый охотник.

Через какой-нибудь час или два этот охотник поехал на своей лодке вниз по Коде, нагнал меня и застал в той избушке на полпути, где все останавливаются.

Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз против того места, откуда я вышел к своей лодке.

Тут-то вот я и вспомнил, как при полном безветрии закачались впереди меня еловые лапки.

Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя. Но охотник мне ещё рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но ещё и надо мной посмеялся. Он, оказывается, очень недалеко от меня отбежал, спрятался за выворотень и оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. А после, когда я для него закрылся, влез на дерево и долго следил за мной, как я спускаюсь по Коде.

— Так долго, — сказал охотник, — что мне надоело смотреть и я ушёл чай пить в избушку.

Досадно мне было, что медведь надо мной посмеялся.

Н. Сладков «Хитрющий зайчишка»

В жизни не видал такого хитрого зайца!

Да и что сказать: не будь он так хитер, давно бы попал орлу в когти или кому-нибудь из хищных зверей в зубы.

Лисиц, волков, рысей здесь множество, и они переловили всех зайцев на этом склоне горы. Остался один — Рваные Ушки.

Уши нарвал ему беркут — горный орел — за неосторожность. С тех пор зайчишка и стал таким умным.

Беркут был молодой, неопытный. Старый орел падает прямо на спину зайцу и ломает ему хребет. Молодой догонял зайчишку — и проловил. Вцепился когтями в длинные заячьи уши.

Заяц на бегу вырвал свои уши из страшных орлиных когтей и — шмыг под камни.

Эти камни на склоне лежали грядкой, образуя собой как бы длинную трубу или нору: зайчишке под ней есть где пролезть, а лисе или орлу — никак.

Беркут сел перед входом, сунул в нору шею, а крылья его не пускают. Пришлось отказаться от добычи. Улетел другого зайца ловить — поглупее.

Зайцы не устраивают себе постоянных логовищ, как кролики. Кормятся они ночью.

Начнет светать — заяц поскачет, след свой запетляет, запутает, махнет с него в сторону и заляжет на весь день где-нибудь под камнем или кустиком.

Да не спасли эти хитрости, давно известные всем любителям зайчатины, других зайцев на этом открытом, безлесном склоне горы. Уцелел, говорю, один этот хитрющий зайчишка.

А почему уцелел? Потому что, вопреки всем заячьим обычаям, избрал себе постоянным логовом вот эту самую гряду камней, которая спасла его уже однажды от молодого беркута.

Не раз с тех пор охотились за ним и старые, опытные беркуты. Но зайчишка не отходил далеко от своих камней.

Нырк! — и спрятался под ними.

Пробовали ловить его и волки. Да куда им — таким здоровым-то — подлезть под камни. В кровь себе горбину стерли, а пришлось отступиться.

Пробовала ловить его и страшная рысь — большая пятнистая кошка с маленькой головой и гибким, как у змеи, телом. Во все дыры между камнями совала свой нос. Всюду под камнями вкусно пахло зайчатиной, но ни раздвинуть камни, ни проскользнуть между ними она не могла.

На беду заячью, жили на той горе, как уже сказано, и лисицы.

Уж лисицы-то — самые хитрые звери и зайцев ловить — великие мастера.

Зиму зайчишка Рваные Ушки перезимовал у себя в камнях благополучно.

А весной, как стаял снег, увидали его лисицы: лис и лиска. Они в эту пору года дружно живут, детей выводят. Ну и, конечно, взялись за него вдвоем.

Зайчишка лежал на склоне — пузечко на солнце грел. А сам по сторонам косился: не грозит ли откуда опасность?

Лис к нему ну подкрадываться на согнутых лапках. Да не тут-то было!

Заметил зайчишка, вскочил… Лис за ним как кинется!

А Рваные Ушки прыг, скок — и дома.

Лис стал у входа в зайчишкину нору и ждет.

Рваные Ушки так делал: уйдет тот, кто его ловит, — он подождет немножко и выйдет наружу. Тут-то лис его и хотел схватить.

Но Рваные Ушки так испугался лиса, что пробежал всю длинную трубу, всю свою нору под камнями и выскочил с другой стороны каменной гряды. Так он не раз спасался от волков и рыси. Для них хороша была эта хитрость, а вот для лисиц — не очень-то!

Лис только еще начал подкрадываться к зайчишке, а лиска уже со всех ног бежала к другому концу каменной гряды. Прибежала и стоит у выхода из норы, караулит.

Зайчишке с его умишком где уж про такое догадаться! Он и выскочил из норы — прямо на лиску!

Лиска в это время уже облизывалась: мечтала, как сейчас сладкой зайчатинкой полакомится.

И хорошо, что облизывалась: не успела она язык убрать, зайчишка верть налево кругом — и нырк назад в нору!

Тявкнула лиска с досады, а ничего не поделаешь: сама виновата. Остается только теперь обоим охотникам — лису и лиске — спрятаться и терпеливо дожидаться, когда зайчишка с той или другой стороны каменной гряды выскочит. Правильную осаду держать.

Вот и сидят лисицы: лис — у входа, лиска — у выхода; ждут.

А зайчишка Рваные Ушки, не будь глуп, взял да высунул голову из дырки между камнями посередине гряды. Поглядел он в одну сторону — там лис караулит, за камень прячется. Поглядел в другую — там лиска за кустом сидит, караулит.

Видят и лисицы: высунутся вдруг посреди гряды длинные заячьи уши с черным пятнышком на конце, крутнет ими заяц в одну сторону, крутнет в другую — и опять уши спрячутся.

Поняли: надо снимать осаду. Видно, там у зайчишки между камнями трава растет. Закусывает он ею. Его и измором не возьмешь.

И ушли лисицы восвояси.

Вот до чего хитрющий зайчишка: двух лисиц провел и цел остался!

Источник

Познавательное и интересное