Рассказ о добром молодце в русском фольклоре

Сказки

О добром Молодце и реке Смородине. Былины

БЫЛИНЫ БЕЗЪИМЯННЫЯ.
Авенариус Василий Петрович
1839—1923
* * *
О ДОБРОМ МОЛОДЦЕ И РЕКЕ СМОРОДИНЕ (134)
* * *
Отломилася веточка
От кудрявого деревца,
Откатилося яблочко
От садовой от яблоньки:
Отъезжал добрый молодец
От родимой от матери
В чужедальную сторону
За реку за Смородину.

Подъезжал добрый молодец
Ко реке ко Смородине,
Понизенько ей кланялся,
Молвил ласковым голосом:
„Ох ты гой еси, реченька,
Быстра речка Смородинка!
Широким то широкая,
Глубоким да глубокая!
Ты скажи-ка мне, реченька,
Есть ли где на тебе, реке,
Переброды кониные,
Переходы да частые?»

И провещится реченька,
Отвечает Смородинка
Человеческим голосом,
Душой красною девицей:
„Гой еси, добрый молодец!
Есть на мне, на быстрой реке,
Переброды кониные,
Переходы да частые;
Есть на мне, на реке, еще
Два мосточка калиновых,
Да отсел-то далече,
Далеко во чистом поле».

И возговорит молодец:
„Гой еси, мать быстра, река!
А и что же ты, реченька,
С перевозу возьмешь с меня?

Отвечает быстра, река
Душой красною девицей:
„Я скажу тебе, молодец,
Что беру с перевозу с вас:
С переброду кониного —
По седельцу черкасскому,
С переходу со чистого —
По коню по наступчату,
Со мосточку соколинова—
По удалому молодцу.
Но тебя, добрый молодец,
За слова твои ласковы,
За поклоны, за низкие,
Я и так, без всего пушу».

Переехавши, молодец
Стал своим глупым разумом
Пред рекой похвалятися:
Над рекой насмехатися:
„Ох ты гой еси, реченька,
Быстра речка Смородинка!
А и как тебя славили,
Говорили: быстра, грозна,
Широким-то широкая,
Глубоким-то глубокая;
Не пройти реку пешему,
Не проехати конному.
А теперь река славная
Хуже всякого озера —
Что болото стоячее,
Будто лужа дождёвая“.

И кричит в сугонь молодцу
Быстра речка Смородинка
Человеческим голосом,
Душой красною девицей:
„Воротись, добрый молодец,
За меня, за быстра реку,
Позабыл ты за мной, рекой,
Двух надейных товарищей:
Позабыл два остра ножа,
Два ножа да булатные —
На чужой стороне тебе
Оборона великая».

Воротился тут молодец
За ножами булатными —
За реку за Смородину
Ни пройти, ни проехати.

Не нашел добрый молодец
Переброду кониного,
Переходу да частого,
Ни мосточку калинова,
Заезжал прямо молодец
Во глубокие омуты.

Как на перву ступень ступил —
Конь увязнул по черево,
На другую ступень ступил —
По седельце черкасское,
А на третью ступень ступил —
Уже гривы не видети.

Утонул добрый молодец
Во реке в Смородине,
Выплывал его добрый конь
Ко крутому ко берегу,
Прибегал его добрый конь
Ко родной его матери.

Увидала родимая—
Залилась горючьми слезьми,
Шла к реке ко Смородине,
Говорила быстрой реке:
„Ох ты гой еси, реченька,
Быстра речка Смородинка!
Потопила ты сына мне,
Мила сына, единого“.

И провещится реченька,
Отвечает быстра река
Человеческим голосом,
Душой красною девицей:
„Ай же ты, баба старая,
Стара баба, матёрая!
Потопила не я его —
Похвальба молодецкая».
* * *
134. (Стран. 311). О былевой реке Смородине см. прим. 45.
Некоторыми «сказителями» былин безымянному молодцу настоящей былины присваивается имя богатыря Добрыни Никитича или царя Петра Алексеевича.
Мы сочли однако же за лучшее вовсе упустить имя, так как в былине о том, „Как перевелись богатыри святой Руси», Добрыня погибает в числе прочих богатырей; в варианте же Кирши Данилова тот же молодец уезжает на чужбину с кручины, что государь-царь (т.е. царь Петр Алексеевич) на него „гнев взложил»; стало быть, молодец здесь, очевидно, не может быть в то же время и Петром Алексеевичем.
* * *
Авенариус Василий Петрович
1839—1923
Книга былинъ. Сводъ избранныхъ образцовъ русской народной эпической поэзiи
Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко
1902
Авенариус Василий Петрович
Василий Петрович Авенариус (настоящее имя — Вильгельм; 28 сентября (10 октября) 1839, Царское Село — 9 ноября 1923, Петроград)

Источник

Былина о добром молодце и злом чуде-юдище

Как на древней стороне, на Киевской Руси,
В теремах,да в тех,что маковки злачёные,
Там бывал,да проживал добрый молодец,
Удалой богатырь Петро Прокопович.

Он подковы гнул-крутил левою рукой,
Рвал,забавы ради,Цепи в палец толщиной.
Уважал его за силу всяк-и стар и млад,
Объезжала вражья песь за сто сотен вёрст.

А по нраву был он добрый,да отзывчивый,
К добрым людям ласков,будто твой ягнёночек,
Не слыхал худого слова от него никто,
А кто впомощи нуждался,тот и шёл к нему.

Так и жили с ним все в мире и согласии,
Как за крепкими вратами,за его спиной,
Ни беды,ни лиха-зла не ожидаючи,
Да беда сама нежданно постулалася.

То не тучи затянули ясно-солнышко,
То не ворон прокричал, да на подворье,
Лютым страхом обуяв весь честной народ,
Поселилося в лесу чудо-юдище.

Не проехать по дороге, побродить в лесу.
Да не в реченьке на зорьке искупатися,
Всюду чудище поганное расхаживает,
Жрёт народ честной, как мух,злое юдище.

Тут собрались старики с думой горькою,
Как с чудовищем им сладить,да посправиться,
Они думали всю ночь,да еще полдня,
И всем миром бить челом пришли к Прокопычу.

Как услышал про беду-лиходейницу
Удалой богатырь,добрый молодец,
Он привстал тут вскочил да с заваленки,
«Отомщу-говорит-за слёзы за сиротские.

Выводил,содился он на своего коня,
На Саврасушку свого,на богатырского,
Подъезжал он к лесу тёмному-зловещему,
«Выходи,-кричал,-на бой, Чудо-юдище!»

Усмехалося в ответ погано чудище,
Таки речи говорил зверь нечёсанный:
«Ты езжай,да поезжай сперва, Петрушенька,
В стольный Киев-град да к князю со боярами.

Читайте также:  Рассказ о храбром зайце длинные уши косые глаза короткий хвост

Аль не слышал,деревенщина отсталая,
Про указ да ясна-князя стольнокиевского
Не судить-рядить боёв,да побоищ
Без великого на то появиления.

Тут задумался Петруша,пригорюнился:
«А и впрямь,такой указ был,Саврасушка,
Мы помчим с тобой,поскачем в стольный Киев-град,
На поклон к боярству с князем ясновидящим.

Долголь,коротколь скокал Петро Прокопович,
Да приехал,наконец,в стольный Киев-град,
Он входил в палаты князя белокаменны,
Низко в пояс кланявшись,бил челом ему.

-Ой ты князь да стольнокиевский,да мудрым будь,
Ты позволь да разрешить добру молодцу
С чудом-юдищем сразиться во сыром лесу,
Отомстить за те за слёзы, за сиротские.

Отвечал ему на это ясноликий князь:
«Я бы рад да разрешить тебе,Петрушенька,
Но у нас имеет все право голоса,
Испраси у воеводы разрешения.»

Воеводе бъёт челом Петро Прокопович,
Ну а тот,он,вроде,рад дать позволение:
«Только вот в чём дело тут,да мил ты человек,
Посоветуйся,сперва,ты со боярами.»

Сколько времени ушло,мне не ведомо,
Знает это только ветер с красно-солнышком,
Но не день,не два,а многие месяцы
Бил челом по всем палатам добрый молодец.

Наконец,опять пришёл к князю ясному,
Весь осунулся, с лица переменился, он,
Я принёс тебе,мудрейший,так,как ты просил
«Челобитную,боярами подписану.»

Просветлел тут ясный взор великокняжеский:
«Поезжай вершить,Петруша,дело правое.»
Целовал он тут в уста добра молодца,
Перстнем отмечал своё благоволение.

Как приехал-воротился добрый молодец,
Вызывал опять на бой чудо-юдище,
Да в ответ ему оно насмехалося,
Говорило,выходя,таковы слова:

«Не действительна твоя челобитная,
Потому-почил мой братец своей смертию,
А теперь живу здесь я-его меньший брат,
Привези на бой со мной разрешение.

Как на древней стороне,на Киевской Руси,
Там резвится и по сей день чудо-юдище,
А Петруша-богатырь и добрый молодец
Бъёт челом великокнязю со боярами.

Источник

Добро и зло в русских народных сказках

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

Читайте также:  Сказки юридическим языком детские

Источник

Русский фольклор

Фольклор наглядно показывает нам, как создавался русский язык, все особенности нашего народа, его жизнь мы можем черпать в произведениях народного творчества.

Сказки и былины

Русские народные сказки

Герои и персонажи русских народных сказок:

Справедливость торжествует в сказочном мире и дарит читателю веру в то, что добрые светлые силы обязательно будут победителями над злом.

Русские народные былины

Расцвет этого жанра приходится на XI— XVI века. Основным мотивом для творчества стала борьба русского народа с монголо-татарскими набегами. Русские воины всегда отличались храбростью и бесстрашием, справедливостью к врагам, любовью к Родине. Их воинская доблесть запечатлена в былинах. Это поучительные песни, в которых отображена жизнь того периода на Руси.

Герои и персонажи русских былин:

Главные злодеи русских былин:

Жизнь русских богатырей окутана подвигами и благородством, которые для нас служат примером для подражания.

Малые жанры фольклора

Устное народное творчество русского народа

С самых истоков русского фольклора получили распространение в народе такие малые жанры, как весёлые прибаутки с потешками, задорные частушки, скороговорки, мудрые пословицы, да поговорки. Многие из них мудрости поучат, некоторые советом подскажут, какие рассмешат-потешат, а другие добрым словом прибодрят.

Малые жанры устного народного творчества:

Народная музыка и забавы

Русские народные музыкальные инструменты

Древние славяне использовали предметы с извлечением музыкальных звуков для проведения обрядов и праздников. Со временем музыкальные инструменты улучшались, многие из которых прошли сквозь историю и до нашего времени. В русской культуре среди славянских музыкальных инструментов вышли и традиционные русские народные инструменты: балалайка, гармошка, дрова и деревянные ложки.

Русские музыкальные инструменты:

Русские народные танцы

Отличительная черта русских народных танцев их самодеятельность, открытость душой и песнопение. Так основным народным танцем стала пляска, у мужчин с активным жестиулированием руками и движением ног, а у женщин с более плавными движениями, кокетливыми взглядами и поклонами. Также русские юноши и девушки водят хороводы, что характерно русской открытостью и задорным настроением.

Основные русские народные танцы:

Русские народные игры и забавы

Дружелюбный нрав и широта души подталкивает на веселье, особенно во время праздников и народных гуляний, которые сопровождаются задорными играми и народными забавами. Игры бывают с определенными строгими правилами, а бывают простые и шумные для большого количества участников, например, ручеёк с хороводом или взятие снежного городка.

Игры и забавы русского народа:

История фольклора

Истоки русского фольклора

Изучение русского фольклора делает нас близкими к истории родного края и народа. Светлого будущего не бывает без уважения к прошлому. В кладези народной мудрости мы найдем советы предков, их послания к будущим поколениям. Красота русской речи в сочетании с глубокомысленностью морали делает русское народное творчество особенно ценным и нужным для всех.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Видео

Рубрики

Цитатник

Каких только собак не навешали на Исаака Дунаевского в пламенные годы перес.

Искусство фотографии. Фотограф Kай Гроссманн(Kai Grossmann) и его лирические работы. Кай Гросс.

Мы часто говорим, что в наших телефонах теперь помещается целый мир — благодаря интернету и.

Обрезать видео на компьютере с Windows 10, 7 или 8 можно самыми разными способами. Для этих целей су.

Ссылки

Приложения

Фотоальбом

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Добры молодцы из русских сказок

Сказки можно назвать отдельным жанром кинематографа. Светлые, проникновенные, несущие добро, учащие жить честно. В финале добро обязательно торжествует над злом, негодяи получают по заслугам, а маленькие зрители получают еще один урок: честность и справедливость, взаимовыручка и любовь обязательно победят, как бы ни старались их противники.

Немалая заслуга в создании таких запоминающихся образов сказочных персонажей (а многие и через годы прекрасно помнят увиденные в далеком детстве фильмы Александра Роу, Александра Птушко, Бориса Рыцарева, и других) принадлежит, конечно, актерам.

Сергей Столяров (1911- 1969)

В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения Сергея Столярова, замечательного русского актёра, воплотившего на советском экране и былинных богатырей, и своих современников, и людей будущей эры…

В фильме «Руслан и Людмила» (1938)

Он пришел к нам сказочным героем, русским богатырем. И стал настоящим воплощением славянской внешности и характера…

В фильме «Василиса Прекрасная» (1939)

В 1944 году Александр Роу, снявший две предыдущие сказки, пригласил Сергея Столярова на роль Никиты Кожемяки в картине «Кащей Бессмертный».

В 1953 году, когда вышел фильм «Садко» с Сергеем Столяровым в главной роли, к артисту пришла и международная известность. На кинофестивале в Венеции он получил первую премию. Однако самого актера на тот фестиваль не послали по идеологическим соображениям. И это при том, что через год французский журнал «Синема» включил С. Столярова в список выдающихся актеров мирового кино, причем от Советского Союза в этом списке он был один.

Читайте также:  Пословицы к сказке гадкий утенок 3 класс

В фильме «Илья Муромец» (1956) в роли Алёши Поповича

На счету Сергея Столярова более трех десятков картин, в которых он неизменно играл обаятельных, сильных мужчин: «Цирк», «Аэроград», «Моряки», «Голубые дороги», «Тайна двух океанов», «Лично известен», «Далеко от Москвы», «Туманность Андромеды». Но настоящую известность ему принесли сказочные фильмы: «Садко», «Илья Муромец», «Кащей Бессмертный», «Василиса Прекрасная». Столярова называли русским богатырём из сказки.

Владимир Дружников (1922-1994)

Блестящий дебют молодого актёра в фильме «Без вины виноватые» мгновенно открыл перед ним двери в большое кино. Его стали приглашать в свои постановки многие режиссёры, однако Дружников выбрал одного — знаменитого сказочника Александра Птушко. В его фильме «Каменный цветок» (1946), по уральским сказам Бажова, Владимир Дружников сыграл Данилу-мастера.

Олег Стриженов (род. в 1929 г.)

«Хождение за три моря» (1957) – не сказка, а быль.

Первая совместная постановка советских и индийских кинематографистов (реж. Василий Пронин и Ходжа Аббас) посвящена тверскому купцу Афанасию Никитину, проложившему в 1466-1472 годах торговый путь в Индию.

В этом фильме Олег Стриженов, в роли Афанасия Никитина.

Эдуард Изотов (1936-2003)

Это кадры из детского фильма «Морозко» режиссера Александра Роу, который вышел на экраны в 1964 году. Милая, добрая и очень красивая сказка, на которой воспитывалось не одно поколение ребятишек. Именно после этого фильма стал известным и любимым исполнитель роли Иванушки Эдуард Изотов. Эта роль в кино так и осталась самой яркой и запоминающейся.

Алексей Катышев (1949-2006)

Алексея Катышева, работавшего на Ялтинской киностудии ассистентом оператора, заметил Алексендр Роу. В то время он снимал в Ялте фильм «Морозко».
«Молодой человек, вы даже не подозреваете, какие у вас чудные глаза. Такие данные грех не использовать», – сказал он и предложил Алексею (без всяких проб!) главную роль в фильме-сказке «Огонь, вода и медные трубы» (1966). Так в 17 лет Катышев стал киноактером.

Картина имела бешеный успех. А Алексей Катышев, сыгравший златокудрого Васю, победившего Кащея Бессмертного, стал не просто узнаваем, а очень популярен.

А после выхода фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1969), где он сыграл роль рыбацкого сына Андрея, Катышева стали узнавать на улице.

Он в одночасье превратился из простого паренька в звезду советского кино. У молодого артиста появилась куча поклонниц. Однако Алексей еще в 19 лет связал себя узами брака с девушкой по имени Ирина, которой и оставался предан, несмотря на все успехи в творческой жизни.

Он снимался всего около пяти лет, но три главные роли в фильмах режиссера-сказочника Александра Роу сделали молодого ялтинца настоящей знаменитостью. Так получилось, что этим лентам: «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы», «Весенняя сказка» — была суждена долгая жизнь, их до сих пор смотрят дети и пересматривают взрослые.

Лель из «Весенней сказки» (1971)

Режиссер Александр Роу настолько тепло относился к молодому артисту, что отзывался о нем, как о собственном сыне. Но после смерти легендарного режиссёра Алексей Катышев оказался невостребован в кино и его блестящая карьера совершенно ему не помогала в обыденной жизни. В итоге он умер в одиночестве и полной нищете.

Олег Видов (родился в 1943 г.)

Из множества ролей этого потрясающе красивого актёра выделяется одна сказочная роль. Это роль князя Гвидона в экранизации пушкинской «Сказки о царе Салтане» (1966)

С 1985 года актер живет в США.

Вячеслав Воскресенский (родился в 1948 г.)

В знаменитой киносказке Александра Роу «Финист — Ясный сокол» Вячеслав Воскресенский сыграл главную роль и вмиг стал знаменитым на всю страну.
Письма после выхода фильма «русский богатырь» получал мешками. Женщины сходили по красавцу с ума, объяснялись в любви.

Но, к сожалению, несмотря на всенародное признание, в дальнейшем творческая судьба Вячеслава Воскресенского не сложилась и в последующие годы он почти не снимался в кино.

Дмитрий Золотухин (родился в 1957 г.)

А в 1983 году на экраны вышла историческая лента Геннадия Васильева «Василий Буслаев», главную роль в которой исполнил молодой, но уже довольно известный актёр Дмитрий Золотухин.

В фильме рассказывается о сыне Новгородского посадника – былинном русском богатыре Василии Буслаеве. Совершив немало подвигов, освободив из плена и рабства множество русичей, снискав славу и укрепив величие русского ратного дела, Василий возвращается домой с княжьим благословением и красавицей-женой. И уже в родном Новгороде Василий Буслаев встает во главе сопротивления захватчикам, на защиту родной земли.

Александр Тимошкин (родился в 1962 г.)

мошкин,

«И на камнях растут деревья» (1985) — приключенческий фильм-легенда по мотивам повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». Совместное производство Киностудии им. Горького и норвежской кинокомпании «Norsk Film A/S». Режиссёры — Станислав Ростоцкий и Кнут Андерсен.
В роли Кукши Александр Тимошкин.

Славянский юноша Кукша, попавший в плен к викингам, за мужество и отвагу получает имя Эйнар Счастливый. Начинается новый период в его жизни, полный приключений и обещаемого викингами счастья. Но единственное его желание — вернуться домой.

Весь фильм словно бы пронизан любовью к Родине и лица всех актёров этого фильма прекрасны и возвышенны. Жаль, что больше таких фильмов не снимают.

Источник

Познавательное и интересное