Сказка о смелом маленьком мальчике
Сказка о смелом маленьком мальчике.
В доме на берегу озера жил маленький мальчик. Все его очень любили, и мама с папой, и бабушка с дедушкой. Мальчик был очень хороший, умный и ласковый. Проснувшись он всегда улыбался, бежал к маме и целовал её. А папу он целовал вечером, перед сном. Папа уходил очень рано и ему не хотелось будить малыша.
Недалеко от дома, в котором жил малыш, стоял дом, где жили дедушка и бабушка. Когда мама утром уходила на работу, мальчик бежал к дедушке. Они ходили по берегу озера и много разговаривали. Дедушка рассказывал малышу о звёздах, больших морях, подъёмных кранах, бульдозерах, с помощью которых можно строить дома. Из песка они делали очень красивые замки, вставляли в стены разноцветные стёклышки, получались волшебные окна, которые под лучами солнца сверкали, как драгоценные камни. И только одно огорчало дедушку: малыш не хотел входить в воду. Дедушка хотел научить малыша плавать, но тот отбегал от воды и даже не хотел намочить ножки. Вообще-то он был смелый мальчик: не боялся темноты, лазил по деревьям, мог взабраться на высокую горку. Можно сказать, что он ничего не боялся кроме
воды. Как бы ни было жарко, малыш сидел на берегу.
Однажды он лепил из песка гараж и вдруг услышал голос,тоненький и нежный: « Мальчик, помоги мне, столкни меня в воду, а то я умру.» Мальчик повертел головкой и заметил на песке рыбу с красными плавниками и голубой чешуёй. Сначала мальчик подумал, что ему показалось, но голос прозвучал опять: «Мальчик, поторопись, я не могу дышать».
Малыш подошёл к воде, но войти в воду он боялся. Он взял палочку и попытался оттолкнуть рыбу от берега. Ничего не получилось. Рыба часто открывала рот, и мальчик решился и вошёл в воду. Вода была тёплая, но малышу стало страшно и хотелось заплакать. Он попробовал оттолкнуть рыбу двумя руками, но опять ничего не вышло. Тогда мальчик сделал в воде ещё несколько шагов и одновременно продолжал толкать рыбу. Вдруг рыба хлюпнула по воде хвостом и поплыла в глубину озера. Мальчик засмеялся. Он увидил, что стоит по пояс в воде и уже собрался громко закричать, но рядом появился дедушка. Он брызнул на малыша водой, малыш тоже брызнул и вдруг понял, что он больше не боится воды. Он стал прыгать и бить по воде руками. Потом дедушка начал учить малыша плавать, и тот очень быстро научился.
На следующий день дедушка взял лодку, посадил малыша, и они поплыли на середину озера.
Когда они были уже далеко от берега, малыш увидел вокруг лодки целый хоровод рыб. Все они были с красными плавниками. Малыш опустил ручку в воду, и одна рыбка подплыла, потёрлась об его руку и что-то положила ему на ладонь. Это была крупная голубая жемчужина. « Как голубая луна»- подумал малыш. Вечером он отдал жемчужину маме. Мама пришла в восторг, раньше она нпкогда не видела голубой жемчуг.
Мальчик научился хорошо плавать и даже в каких-то соревнованиях занял первое место. После школы он поступил в Университет и стал одним из лучших специалистов по разведению рыб. Сидя на берегу реки или озера, он думал, действительно ли рыбка попросила его помочь ей или это только ему показалось. Наверное, на самом деле ему стало жалко рыбку, и внутренний голос заставил его войти в воду. Но ведь кто-то положил ему на ладонь жемчужину.
Может и бывают на свете говорящие рыбы?
Полезное чтение. Рассказы о смелости
«Кешка»
Трусами управляет страх. Смелому человеку тоже страшно в минуты опасности, но он умеет преодолеть это чувство. Об этом рассказ Анатолия Мошковского «Кешка».
Кешка – четырнадцатилетний подросток-сирота. Он родился на Байкале.
Юрка – сын учительницы, приехавший с матерью из Батуми.
Тимошка – местный паренек, коренной житель Байкала. Он был убежден, что Байкал – самое большое и важное море в России.
Мальчики учились в одном классе. Учительницей у них была Софья Павловна – мама Юрки.
Однажды Тимоша и Юра увидели Кешку с дядиной лодкой. Им хотелось, чтобы Кешка их покатал. Кешка согласился. Ребята сплавали от пирса до пирса и стали уговаривать Кешку выплыть из бухты в открытое море. Им хотелось приключений. Кешка свернул в открытое море. И тут неожиданно налетел сильный ветер, похожий на ураган, который на Байкале называют «горная». Он сносит камни, деревья со скал. Море становится черным и дико ревущим. При таком ветре тонут рыбацкие лодки и суда.
Все испугались, особенно Юрка и Тимоша. Но Кешка смог справиться с собой и помочь ребятам. Он призвал их не бояться, заставлял вычерпывать воду из лодки. Но лодку перевернуло, все оказались в воде. Тимоша и Юрка начали тонуть. Кешка не растерялся. Спас обоих и, вытащив на берег, откачал их. Оказалось, что хотя Кешка и не мог понять и доказать на уроках, что земля круглая, зато он знал, как спасти тонущего человека и не дать ему умереть. Он знал, как надо делать искусственное дыхание. Он не мог этого не знать, потому что для жителей тайги это необходимые вещи, без них не проживешь.
Три дня мальчишки провели в пустынной бухте. Их искали и нашли. За ними пришел катер. На нем была мама Юрки. Кешка видел, как светились глаза учительницы, когда она увидела сына. За Кешкой никто не приехал, потому что он был сиротой.
Софья Павловна, конечно, подумала, что виноват во всем Кешка. Она строго и пристально смотрела на него, но ничего не сказала. Понимала, что Кешка, может, и виноват, что она чуть не потеряла сына, но ему же она и благодарна, что он спас мальчишек.
«Тихое утро»
Володя схватился за утопающую удочку и упал в воду. Яшка видел, что друг уходит под воду. Он испугался и побежал. Убегая, он оглядывался назад и вдруг понял, что не может бросить Володю.
Он вернулся и прыгнул в воду, пытался вытащить Володю, но сил было мало, и мальчики стали тонуть вместе.
Яшка испугался еще больше и, освободившись от вцепившегося в него Володи, выскочил из воды. Но осознавал, что деревня далеко, вокруг никого, кроме него, нет. Он опять бросился в озеро, схватил Володю за рубашку и вытащил на берег.
Володя не шевелился, казалось, что он умер. Яшка не мог привести его в чувство. Его снова обуял страх. Силы кончались. Он из-за всех сил стал трясти тело, перевернул на живот головой вниз, чтобы вышла вода из легких. Вдруг Володя пошевелился. Они сидели на берегу и плакали от радости. Один от того, что смог спасти друга, другой от того, что остался жив.
Урок в 4-м классе по теме «Произведения о долге, храбрости»
Цель: создать условия для развития чувства патриотизма, гордости за прошлое нашей Родины.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, сегодняшний урок слушания посвящён людям, которые отдавали свои жизни за то, чтобы защитить свою Родину. Тему вы узнаете, если прочтёте на доске сначала синие буквы, а потом красные:
з о а т щ е и ч т е н с и т к в и а
– А кто такие защитники Отечества, праздник которых мы будем отмечать? Что они защищали?
– Что такое Отечество?
– Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?
День защитников Отечества – государственный праздник, традиции которого уходят корнями в далёкое прошлое. На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. С юга на мирные поселения нападали кочевые племена печенегов и половцев, позднее с востока надвинулись многотысячные орды татаро-монголов. С запада и северо-запада нередко вторгались в российские пределы отряды немецких рыцарей-крестоносцев, поляков, шведов.
На сегодняшнем уроке мы пройдёмся по некоторым памятным страницам истории. Услышим лишь некоторые подготовленные вами рассказы о Защитниках Родины в разные времена. Итак, народные ополчения.
Рассказ детей о Минине и Пожарском.
(Выставка книг и рисунков)
160 лет под иноземным игом, не знавшем предела в жестокости, накапливала Русь силы, чтобы ранним сентябрьским утром 1380 года выйти на Куликово поле, у реки Непрядвы, меж Доном и Днепром, вьийти уже сплочённой, уже способной противостоять любой орде.
Звучит музыкальный фрагмент “Александр Невский” (С.Прокофьев).
Ученик:
И вот Великий князь Дмитрий Иванович двинул свои рати против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. В случае поражения отступать было некуда.
Ученик пересказывает рассказ Олега Тихомирова “На поле Куликовом”
Этот рассказ лишь один пример стойкости и героизма русского народа. Вспомним мы сегодня и о русском князе Алексаидре. Вы знаете, что имя человека имеет значение. Кто помнит из занятий детского объединения “Патриот”,что означает это имя?
Александр – греческое имя и означает “Защитник людей”. Работа с иллюстрацией. Рассказ учеников об Александре Невском.
Вопросы: Чему мы должны учиться у Александра Невского?
Учитель: Говоря о защитниках Отечества нельзя не вспомнить Великую Отечественную войну. 1418 дней. Как вы думаете, почему её назвали Отечественной?
Наш народ в этой войне защищал свою Родину, своё Отечество! Об этой войне много рассказано, много книг написано.!
Работа с выставкой книг о ВО войне.
Звучит музыка. Появляется девушка в образе ЗЕМЛИ.
Учитель (на фоне музыки): Только ли люди и книги могут говорить? Могут говорить и вещи, предметы, экспонаты. А сколько может рассказать ЗЕМЛЯ? Давайте прислушаемся к её голосу:
Земля: “Я русская Земля. Прекрасная, плодородная, созданная для рождения спелых колосьев, ярких цветов, но я русская, истоптанная врагами, замученная варварами, пропитанная солью материнских слёз. Каждая мать помнит имя сьна, а я помню имена всех сьновей, которых храню в самом сердце своём. Всех кареглазых, сероглазых мальчиков; сильных и крепких мужчин; мудрых стариков, что полегли в землю русскую, защищая Отечество. Слово – то какое: Отечество – отец.
Защищая Отечество – защищают мать и отца. Пусть они спят спокойно, пока жива я, земля русская, будут живы и они.
Вместе с ними храню в себе я тяжёлый свинец, смертные пули, от которых полегли они”/
Появляется юноша, который ведёт рассказ от имени “гильзы снаряда”
Наверное и ваши прадедушки прошли дорогами войны, и вы храните память о них. Знаете из рассказов своих бабушек, родителей, и, безусловно, гордитесь ими так, как гордится, например, своим прадедушкой Борисова Лера. Они с прадедушкой приняли участие в школьном конкурсе “Мне дедушка рассказывал. ”, и оформили воспоминания для музея.
(Выступает ученица с рассказом о своём прадедушке)
Учитель: Ребята, а какие рассказы о Великой Отечественной войне вы подготовили?
Дети рассказывают подготовленные рассказы.
Последним звучит рассказ А. Митяева “Треугольное письмо”
Учитель: Да, ребята, живых свидетелей тех дней остаётся всё меньше и меньше, поэтому всё бесценнее становятся для нас сохранившиеся письма фронтовиков.
В них боль от разлуки с близкими, ненависть к фашистским захватчикам, надежда на скорую победу и счастливую жизнь. Эти письма способны рассказать о войне куда больше, чем любой учебник истории.
Разные письма приходили с фронта. Родственники их ждали и боялись. Боялись, что похоронка, и радовались, когда это было доброе, хорошее письмо. Читали его по несколько раз, перечитывали друзьям, знакомым.
Работа с письмами с фронта.
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу.
3. Рефлексия
4. Итог урока
– Кому был посвящён наш урок?
– Кого в настоящее время можно назвать защитниками Отечества?
5. Домашнее задание
Нарисовать (или найти картинку и наклеить в тетрадь) эпизод из жизни защитника нашей Родины.
Урок литературного чтения для 3 класса. Читательские умения «Долг»
специалист в области арт-терапии
Фамилия Имя_________________________________ учени____3 «___» кл.
– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
– Бери, конечно! – согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.
– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
– Кругом я у тебя в долгу!
– Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые.
«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать. »
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
– За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
– Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!
б) Ваня, Петя, отец Пети;
в) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.
2. Где, в каком месте происходит начало событий, описываемых в тексте?
3. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний.
а) «Потом верну»_________
б) «Дам взамен марки из своей коллекции»_________
в) «Куплю другие марки и верну тебе»__________
4. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?
а) Стало жаль своих марок.
б) не разрешил отдать коллекцию отец.
в) не хотел обидеть друга.
5. Кто первым из мальчиков употребил слово долг (в долгу)? __________________________________________________________________
6. Какое значение вкладывает Петя в слово «долг»?
а) То, что взято с условием возврата.
б) то, что отдано с условием возврата.
в) обязанность перед кем-либо.
7. Какое значение вкладывает Ваня в слово «коситься»?
а) Становиться косым;
б) смотреть искоса, сбоку;
в) относиться недружелюбно.
8. Почему Ваня не смог ответить на грубости Пети?
а) обидно ему стало;
б) стало жалко Петю;
в) не смог найти нужных слов.
9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
а) Ванино недоумение________
б) Петю гложет совесть________
в) Долги растут_________
г) Конец дружбы_________
д) Марки взаймы________
10. Какая пословица больше всего подходит к тексту?
а) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
б) Жадность последнего ума лишает.
в) Труд человека кормит, а лень портит.
г) Без беды друга не узнаешь.
12. Кто из мальчиков положительный, а кто отрицательный герой?
Правильные ответы к заданиям
11). Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения 3 класс
КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ
Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса.
Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
Прочитай текст «Как барсук и куница судились». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?
2. Определи персонажей произведения.
А) Барсук, куница, лиса;
Б) барсук, соболь, лиса;
В) норка, куница, лиса.
3. Из-за чего у животных возник спор?
А) Не знали, как поделить находку;
Б) боялись обделить друг друга;
В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.
4. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?
А) Чуть не разорвали на части;
Б) чуть не подрались сильно;
В) чуть не сделали дырку.
5. Кто вершил суд в этом лесу?
6. Какое определение даётся лисе в этом тексте?
В) рыжая разбойница.
7. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?
8. Подумай: что вынесено в заглавие?
9. Есть ли в этом произведении герой, поведение которого вызывает одобрение?
10. Выпиши главную мысль этого произведения.
11. Запиши название другого произведения, в котором тоже осуждается жадность.
12. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. 4 класс.
Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос.
«Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».
И сказал ему голос:
И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрёл несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь мир.
По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.
И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и месяца от роду.
И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка.
Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой.
Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором прогнали прочь.
Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.
(Пересказала В. Смирнова)
Прочитай библейскую легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время происходят события, описанные в тексте?
А) В очень далёкие времена;
В) в недалёком прошлом.
2. Кому сделал предложение во сне неведомый голос?
А) Мудрому властителю;
Б) прославленному воину;
3. Какое значение вкладывает голос в слово судьба?
А) Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
4. Какие соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с помощью цифр.
А) Прожить долгую-долгую жизнь;
Б) прославиться на земле военными подвигами;
В) покорить себе все народы;
Г) приобрести много золота и сделаться первым богачом.
5. Что попросил Соломон у неведомого голоса?
6. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?
А) Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.
7. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?
А) Быть могущественным властелином;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.
8. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?
А) Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.
9. Определи в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона.
10. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?
А) Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
11. Почему Соломон приказал отдать ребёнка первой женщине?
12. Какими, на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?
13. Что должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья?
14. Объясни значение выражения соломоново решение.