НОД по составлению описательного рассказа о домашних птицах
Виолетта Носкова
НОД по составлению описательного рассказа о домашних птицах
Цель: составление описательного рассказа с опорой на план-схему.
• расширять представление детей о домашних птицах (о внешнем виде, питании, образе жизни, пользе для человека);
• уточнять и расширять словарь по теме «Домашние птицы»;
•закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;
• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
• продолжать развивать мышление, память, внимание;Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Оборудование и материалы: Большой клубок ниток, иллюстрации с изображением домашних птиц: петуха, индюка, утки, гуся; схема для составления рассказа о птице, смайлики, мультимедийное оборудование; слайдовая презентация.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации о птицах, работа с раскрасками, речевые игры «Четвертый – лишний», «Кого не стало?», «»Чей, чья, чье?», «У кого кто?»,чтение «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен, знакомство со схемой для описания.
Ход занятия:
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее). Давайте поделимся им друг с другом и с нашими гостями. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы вложим в него наше хорошее настроение. Каждый из вас будет наматывать ниточку, и желать что-нибудь хорошее. (Дети наматывают нитку и высказывают пожелания. Затем, передают клубочек друг другу). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. Мне приятно заниматься с детьми, у которых такое хорошее настроение. Оставим клубочек и наше хорошее настроение до конца дня и начнём наше занятие.
Сели ровно, выпрямили спинки
Стали наши спинки точно как тростинки. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
3. Беседа о домашних птицах.
Воспитатель: К нам сегодня пришел гость. Вы его знаете, мы читали о нем книгу.
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного … (Незнайку) слайд с изображением Незнайки.
Вспомните, кем хотел стать Незнайка? Почему у него ничего не получалось? (ленился, не хотел учиться, не доводил начатое дело до конца).
Ребята, Незнайка пришел к нам за помощью. Оказывается у Незнайки есть бабушка, она живет в деревне. Бабушка заболела и просит Незнайку помочь ухаживать за ее питомцами – домашними птицами. Но Незнайка ничего не знает о домашних птицах, как, же ему быть? (предложения детей). Поможем, Незнайке? Расскажем ему о домашних птицах?
— Скажите. где живут домашние птицы (в деревне, птичнике, на ферме);
— Какую пользу он приносят людям? (перья, яйца, мясо);
— Как человек заботится о домашних птицах: кормит, строит жилье, лечит.
А теперь отгадайте загадки о домашних птицах (при ответе появляется слайд с соответствующим изображением, отгадавший ребенок ответ обосновывает ответ).
Он в мундире ярком,
Что это за птица?
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Я птица важная, ни с кем я не дружу,
От важности надутый я хожу,
Бываю белым я и чёрным, как земля,
На клюве у меня висит петля.
— А чем они отличаются друг от друга? (размер, окраска оперенья, издаваемыми звуками).
— Незнайка тоже решил рассказать об одной из птиц. Давайте, послушаем его рассказ? (примерный образец).
«Петух – это домашняя птица. Он большой и разноцветный. У него два больших крыла, две ноги, на ногах когти и шпоры. На голове есть гребешок, клюв, глаза. У него есть красивый хвост. Тело покрыто перьями.Он кукарекает: «Ку-ка-ре-ку!» Он любит клевать зерно. Летать он не умеет, но может взлететь на что-нибудь высокое.
Живет петух в курятнике, вместе с курами. Его птенцы называются цыплятами. Человеку дает, пух, перо, яйцо и мясо».
— Теперь, кто из вас хочет рассказать про других домашних птиц? (на мольберт помещается иллюстрация с изображением птицы)
Составление рассказов детей про утку, индюка и гуся.
Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, чей рассказ вам понравился, почему?
А сейчас, давайте поиграем. Дети встают, выходят на ковёр.
Пальчиковая гимнастика «Пять утят плывут вперед»
Пять утят плывут вперёд,
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут.
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).
Вернулись к мамочке назад.
Воспитатель: ребята, Незнайка очень доволен вашей помощью, он теперь много знает о домашних птицах, весело провел время, научился интересным играм. А самое главное он сможет помочь бабушке. Свое настроение Незнайка изобразил с помощью смайлика (Слайд- смайлик с улыбкой).Выберите свои смайлики: если вам было интересно и все получалось – улыбающийся; если не все получалось – задумчивый смайлик; если было не интересно и трудно- грустный (в чем причина)
Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.
Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Цель: Создать условие для связного составления.
Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.
Рассказ о домашней птице детский сад
Автор: Даутова Миляуша Салаватовна
Организация: МБДОУ ДСКВ №86 «БЫЛИНУШКА»
Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск
— понятие «домашние птицы»;
— как называется помещение, где живут домашние птицы;
— чем эти птицы питаются;
— название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
— о пользе домашних птиц для человека;
— для чего люди разводят домашних птиц;
Существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Дидактические игры и упражнения.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:
Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.
Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.
Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.
Логопед говорит: «Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?» Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.
Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.
Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).
Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.
Цель: Развитие слухового внимания.
Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.
Индюк, индеец, индейка, индюшата.
Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.
Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.
Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.
Индюк, утка, клёст, гусыня.
Синица, утка, индюк, петух.
Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
Перо, крыло, клюв, утка.
Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.
Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.
Петушок, курица, цыпленок, цыплята..
Гусь, индюк, петух, утка.
Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления
Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.
Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.
Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».
— Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?
— У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?
— У неё крылья Заострённые? Закруглённые?
После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.
Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать
загадки по опорным словам.
Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).
Кря-кря- ищу червя! (утка).
Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.
Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.
Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто как передвигается?
Развитие общих речевых навыков.
Стихотворение «Курица с цыплятами»
Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”
Наши курочки в окно-
Диалог «Курочка-рябушка»
Цель: Развитие интонационной выразительности.
Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
— Курочка-рябушка, куда ты идёшь?
— Курочка-рябушка, за чем идёшь?
— Курочка-рябушка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!
Диалог «Гуси и волк»
Цель: Развитие интонационной выразительности.
Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
— Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали? Что вы видали?
— Мы видали волка: Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего, да самого большого.
— Гуси вы, гуси, красные лапки!
Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.
Пальчиковая гимнастика.
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Игра “Гусь”
(кумыкская народная песенка)
Средний – гуся ощипал,
Этот палец суп варил,
Этот палец нас кормил.
Полетел гусь в рот,
Игра “УТОЧКА”
Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого,( Загибают безымянный палец; большой палец.)
И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого.( Загибают указательный палец.)
Игра «Сколько было утят в стае?»
Как-то летним вечерком
Утята стаей шли гуськом.
Шли они на пруд купаться,
Первый среди них – вожак.
Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»
У трёх других утят
Спинки жёлтые блестят.
А последний поотстал.
Из травы высокой вдруг,
Вызвав у утят испуг,
Место в стае занимают.
Ну-ка быстро сосчитаем:
Сколько было утят в стае?
Загадки.
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)
По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)
Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)
Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».
Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:
Кто у этой птицы детёныши?
Какую пользу приносит?
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.
Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.
Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:
— Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!
Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:
Но споткнулся и шлепнулся в лужу.
В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:
— Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!
Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.
— Про кого была сказка?
— Какого цвета был кот?
— Кого потом увидел цыпленок?
— А как кричал цыпленок?
— Что лягушка сказала?
Кто пожалел цыпленка?
Опубликовано: 10.06.2015
Сертификат за вебинар
Сертификат о публикации
Диплом участника конкурса
Бумажный диплом
Каталог сайтов
© 2010-2021 Всероссийский электронный журнал «Педмастерство».
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-57332 от 17.03.2014 г.
Редакция журнала: [email protected]
Беседа на тему «Домашние птицы» в подготовительной группе
Про домашних птиц для детей 5-8 лет
Гусь, гусыня, гусенок
Гуси — довольно крупные птицы. У них средних размеров голова, крепкий клюв ярко-оранжевого, почти красного цвета, массивное туловище, короткий хвост. Цвет гусей — белый, серый, серебристый, лапки у гусей тоже красные, не боятся холодов.
Гуси стали домашними 3 тысячи лет назад и с тех пор живут рядом с человеком. Хозяева кормят птиц бобами, горохом, свеклой, морковью и ботвой этих овощей.
Если недалеко от села или деревни есть река, гуси кормятся на лугах червяками, жуками и их личинками, свежей зеленой травой.
При хорошем уходе гуси живут 40 — 50 лет.
Важный гусь
Серый гусь большой и важный
Ходит медленно, вальяжно.
Никуда он не спешит,
Никогда не побежит.
На лугу он щиплет травку,
В быстрой речке моет лапки.
Мы на уточек похожи,
В речке плаваем мы тоже. (Гуси.)
Весной в специальной утепленной корзине гусыни откладывают яйца.
Вскоре из яиц вылупляются 10 — 12 гусят. Они топчутся возле мамы, удивленно озираясь кругом. Все их изумляет: и блеск недалекого озерка, и зеленые травы, и солнечные пятна света на золотом песке.
Гусята смешные, забавные, цвет перьев у них серый, лапки красные.
Мама-гусыня ведет детишек к воде. Если рядом с домом есть озеро, пруд или река, мама-гусыня плюхается в воду и плывет, а гусята один за другим, ловко загребая лапками, словно кораблики, плывут за ней.
Летом гуси пасутся на воле — на заливных лугах, на зеленых полянах. Они щиплют травку, едят паучков, их личинок, лакомятся вкусными червяками.
Осенью и зимой домашние гуси живут в теплых сараях-птичниках. Там им устанавливают кормушки и поилки с водой. Что едят гусята? Овес, овсяную и ячменную муку, морковку, свеклу, картофель.
Чтобы вырастить много тысяч гусей, строят специальные птицефабрики. Там все продумано: и температура, и корм, и даже специальные искусственные ручейки.
На лугах
Повела гусей Маруся
Очень рады были гуси,
Гусята идут гуськом
Мы ведем к реке гусят.
Гуськом за мамой гусята идут,
Ни на шаг не отстают!
Ходит он неторопливо,
Щиплет травушку под ивой. (Гусенок.)
Ответьте на вопросы
• Где появляются домашние гусята?
• Куда ведет их мама?
Индейка, индюк, индюшонок
Индейка — крупная, красивая птица. У нее большое тело, длинные шея и ноги. Самка-индейка выглядит скромно: перышки довольно мелкие, хвост не очень пышный, оперенье не яркое.
Родина индейки — Америка. Примерно 5 тысяч лет назад людям удалось приручить ее. Это были индейцы из племени майя.
Едят индейки ягоды, побеги и стебли трав, ловят жучков и паучков.
Хозяева угощают красивых птиц картофелем, свеклой, морковью, костной и рыбной мукой.
В просторных, светлых птичниках индейки живут на насестах. Им ставят ванны с водой, кормушки, поилки, уютные домики для высиживания яиц.
Красивая индюшка
Я не утка, я не хрюшка,
Я красивая индюшка!
Индюки — великолепные птицы! У них яркое оперение, пышное, состоящее из крупных перьев. Хвост индюка похож на раскрытый веер. Цвет оперения самый разный: белый, светло-коричневый, с алым отливом, бронзово-зеленый, цвет кофе с молоком.
У индюка есть и борода с розовыми наростами, их называют кораллами.
Что едят индюки? Любят поклевать семена, съесть сладкие ягоды, сочные побеги и стебли трав, а также жуков, личинок и червяков.
Люди кормят их сытно: картофелем, свеклой, морковью, измельченными листьями клевера, крапивы, одуванчика, костной и рыбной мукой.
Индюк
В гости однажды собрался индюк.
Вычистил он свой парадный сюртук,
Веером перья хвоста распушил,
В гости с подарками он поспешил.
Тете-индюшке в подарок принес
Свежий букет восхитительных роз,
Дяде — мешочек спелой пшеницы,
Сестрам и братьям — поднос чечевицы.
Все индюку были искренне рады
И восхищались красивым нарядом!
У него хороший рост,
У него красивый хвост.
Словно из коралла. (Индюк.)
Индюшонок — это малыш мамы-индюшки, ее птенец. Он вылупляется из яйца маленьким, совсем беспомощным. Всюду бегает за мамой, ведь это главное правило всех птиц: не отставать от мамы ни на шаг! Индюшка — заботливая мама. Она кормит малышей жуками, червяками, личинками, свежими травами. Индюшата растут быстро. Папа старается не отходить далеко от семьи, в случае опасности отгоняет врагов.
Мы — индюшата
Нас назвали индюшата,
Мы забавные ребята!
Любим перышки щипать,
Любим бегать и играть.
Ищем в травах мы жуков,
Мы от мамы ни на шаг:
Вдруг в кустах таится враг?
Ответьте на вопросы
• Как выглядит индюшка?
• Где выводит птенцов?
• Как выглядит индюк?
• Чем различаются индюк и индюшка?
• Чем питается индюк?
• Как называют птенца индюшки?
• Чем питаются индюшата?
• Быстро ли они растут?
• Кто отгоняет врагов от индюшат в случае опасности?
Курица, петух, цыпленок
Курицы — самые распространенные домашние птицы. Они небольшие, у них вытянутое тело, короткий хвост, маленькая голова. Клюв и лапки куриц ярко- желтого цвета. Оперение у курочек разное — от белого до пестрого и черного. В народе говорят: «Курица в сережках, а петух в сапожках».
Курицы едят зернышки овса, пшена, летом щиплют траву, питаются жучками и червячками. Они неприхотливы, выносливы, привязаны к хозяевам.
Курочка-хозяюшка
⇒ Рекомендуем. Раскраски: куры, петухи и цыплята
Кто в курятнике живет,
Яйца свежие несет? (Курица.)
Петух крупнее и ярче, чем курица. У него и шелковая алая бородушка, и большой гребень, словно царская корона. Украшают петуха пышный хвост с длинными перьями, желтые ноги и клюв, а на ногах острые шпоры. Петух — настоящий куриный повелитель. Он зорко следит за курами, прогоняет прочь чужих петушков, если найдет зернышко или червячка, зовет курочек. Петухи воинственные, драчливые, любят подраться — только перья летят!
Хозяева кормят петухов крошками хлеба, зернами пшена, овсянкой, перловкой, свежей травой и побегами растений.
Молодой петушок
Мундир на нем пестрый
И шпоры очень остры.
Никогда не унывает,
В народе примечают: «Курочка квохчет, спасти яички хочет».
В укромном местечке, в корзинке, где тепло, мягко и уютно, несушка** откладывает яйца.
Яйцо белое или коричневатое, продолговатое, покрытое хрупкой оболочкой — скорлупой.
Избушка нова, жильца нет,
Избушка развалится — жилец появится!
Что это за жилец? Конечно, цыпленок! Цыпленок — детеныш курицы. Он маленький, желтенький, похож на пушистый шарик. Забавный и милый, как все малыши. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!»
Цыпленок
Он пищит: «Пи-пи, пи-пи!
Где же братики мои?»
Бегают за квочкой. (Цыплята.)
Ответьте на вопросы
• Как выглядит курица?
• Почему ее считают неприхотливой?
• У кого оперение ярче — у петухов или курочек?
• Расскажите, как выглядит петух.
• Почему говорят: «Если очень петушиться, можно перышек лишиться»?
• Где курица откладывает яйца?
• Как выглядит цыпленок?
Утка, селезень, утенок
Ребята! Видели ли вы утку? Вспомните, как она выглядит.
Это птица средних размеров. У нее небольшая голова, удлиненное туловище, невысокие ноги, крепкий клюв. Оперение утки скромное, коричневато-серое.
Утки не боятся холодов. Если в селе, поселке, деревне есть водоем, они любят плавать, купаться, сами находят себе корм: жучков, червячков, личинок, свежие травинки, кузнечиков, стрекоз.
Зимой утки живут в теплых сараях, в больших хозяйствах они едят из кормушек, купаются в проточных ручейках.
Кормят их специальными кормами.
Птицы во дворе живут,
Вместе зернышки клюют.
Дружат птицы с давних пор.
Как зовется этот двор? (Птичий.)
Самец утки — селезень. Окрашен он ярко, нарядно — настоящий щеголь! Его сине-зеленая голова, шея и кончики перьев переливаются на солнце, будто речная раковина-перламутровка. Шею селезня украшает белое колечко, на крыльях блестят, словно осколки зеркальца, ярко-синие перышки с белыми каемками.
Каждое утро утки и селезни купаются, ухаживают за своим оперением, смазывают перышки жиром. Иначе птицы могут утонуть. Селезни — заботливые отцы. Они отыскивают корм для утят, оберегают их от врагов.
Красавец-селезень
Он по речке плывет,
С собой уточку ведет. (Селезень.)
В утепленном ящике или в корзине с тряпочками, соломинками, перышками утка выводит утят.
Утята очень смешные! Совсем маленькие, у них тонкие шейки и удивленные глаза. Они желтовато-белые, пушистые. Если рядом есть водоем, мама-утка ведет утят купаться. Они, едва обсохнув, спешат за ней. Смело входят в воду, с удовольствием плавают, ныряют. Ведь утка — птица водоплавающая.
Если озера или реки поблизости нет, для уток делают небольшой пруд или ручеек.
Чем питаются утки и утята? Утка не прочь полакомиться крошечными лягушатами, беспечно прыгающими в траве. Она ловит жуков, стрекоз, ест личинки, может перекусить болотными травами, червяками и другой водяной мелочью.
Утка плавает, ныряет,
Громко крякает: «Кря-кря!»
Утка деток созывает,
Она крякает не зря!
Учит малых деток мать
Вниз головками нырять,
Укрываться от врагов,
В тине находить жуков,
Ни на шаг не отставать
Учит деток утка-мать.
Плывет за уткой в ряд
Ответьте на вопросы
• Любят ли утки плавать?
• Как выглядит селезень?
• Кто ярче окрашен — утка или селезень?
• Чем питается селезень?
• Как выглядят утята?
• Умеют ли они плавать, нырять?
• Чем питаются утята?
Попугай
Дорогие ребята! Думаю, что многие из вас видели попугая. Существуют разные породы попугаев (какаду, жако, волнистый, нимфа и др.).
Самый распространенный домашний попугай — волнистый. У всех попугаев отличительный признак — клюв! Он похож на клюв хищных птиц, также торчит вниз, толстый, крепкий. Язык у попугая — короткий, мягкий, толстый.
Волнистый попугай — небольшая птичка, не больше воробья. У него длинный острый хвост, стройное тело, длинные крылышки. Это очень симпатичная птичка, окрашенная то в изумрудно-зеленый, то в зелено-желтый цвет, иногда попугаи бывают голубого, сине-голубого, серого и ярко-желтого цвета, но это искусственно выведенные породы.
Они превосходно чувствуют себя в клетке, прыгают, ползают, любят смотреться в зеркальце и качаться на качелях.
А чем питаются волнистые попугайчики? Они едят зерна овса и проса, любят угоститься свежей морковкой, капустой, яблоком и молодыми побегами.
Попугая можно научить говорить некоторые слова. Он подражает звукам музыки, льющейся воды и пению других птиц.
Песенка о попугае
Жил в железной клетке,
Но мечтал он хоть разок
Клювом перья пощипать
Не в железной клетке,
Глазки, как горошинки.
Скок по ветке, скок,
Чтоб не скучно было жить,
Чтоб с хозяйкою дружить,
Умный попка очень скоро
Изо всех стараясь сил,
Попугай себя хвалил:
— Попка милый, попка мил,
Попка очень, очень мил!
Слово может повторить,
Он умеет говорить. (Попугай.)
Ответьте на вопросы
• Какие породы попугаев вы знаете?
• Как выглядит волнистый попугай?
Цесарка
В Древнем Риме за свое оперение и сочное ароматное мясо цесарка удостоилась титула «царская птица».
Вид цесарки во многом зависит от ее породы. Бывают цесарки белые, серые, серебристые, голубые. Но у всех без исключения этих птиц небольшая голова, увенчанная алым гребнем, есть и алая бородка, крепкий желто-оранжевый клюв, хвост и крылья закрепленные.
Родина цесарок — Африка, где они стали ручными 3 тысячи лет назад. Они неприхотливы, выносливы, питаются жуками, побегами, червяками. Зимой живут птицы в теплых птичниках, на насестах, купаются не в воде, а в ваннах с песком, им ставят кормушки и поилки. Кормят их пшеном, мукой, овсяной крупой.