Рассказ о домашней утвари 2 класс

Сказки

Рассказ о домашней утвари 2 класс

В старину люди на Руси жили в деревянных домах – избах. Чаще всего они состояли из одной комнаты. Для повседневных домашних дел и работы в поле каждой семье нужны были определенные предметы.

Сундук

Это большой ящик с крышкой, которая откидывается или снимается. Сундук стоял в каждой избе и выполнял функцию шкафа: в нем хранили одежду и ценные вещи. Иногда он заменял стул или кровать. Некоторые сундуки украшала красивая роспись или резьба.

Самовар

Медный сосуд причудливой формы с двумя ручками по бокам для кипячения воды называется самоваром. Внутри него была специальная топка, которую наполняли углями. Она и нагревала залитую в самовар воду. С его появлением заваривать чай стало гораздо легче – раньше для этого надо было долго растапливать печь, а с самоваром весь процесс стал занимать всего несколько минут.

Чугунок

Помимо глиняных горшков в русских избах были и чугунные. Они были округлой формы, и их использовали для варки и тушения блюд в печи. Некоторые из них были очень больших размеров и могли вмещать до 15 литров жидкости.

Ступа

Обычно ступы изготавливали из дерева, хотя иногда встречались и металлические. В ней измельчали пшеничные зерна с помощью специального деревянного предмета с ручкой, называемого пестиком. После такой обработки неочищенные зерна превращались в крупу.

Коромысло

Это приспособление помогало носить в дом воду из колодца. Коромысло представляло собой деревянную дугу, на концах которой вешали по ведру, а затем клали ее себе на плечи. Благодаря такому устройству нагрузка распределялась равномерно, и ведра было легче нести.

Все эти предметы делались своими руками и были незаменимы в крестьянском быту.

Источник

Материалы по краеведению о предметах русского быта из фондов краеведческого музея

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.

Гребень для чесания шерсти. Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Вообще для шерсти были чески – это не деревянной основе часто набитые гвозди не большого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью, не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.

С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое

В древности корыто было основой домашнего хозяйства, и служило для самых разных целей. Это сейчас каждое действие человека требует своей вещи, а в старину практически вся человеческая жизнь могла уместиться в одном корыте. С ним человек встречался, как только появлялся на свет, ведь оно выполняло роль детских ванн. Главным образом корыта использовались, конечно же, в домашнем хозяйстве.

В корыте можно стирать, засаливать овощи, месить тесто или готовить сусло для кваса. В специальных корытах готовили корм для домашней скотины и птицы. Они назывались водопойными или кормовыми. Как и в любую другую ёмкость, в него можно было сложить яблоки или капусту, в перевёрнутом виде корыто использовали как большую крышку, чтобы накрыть ей что-нибудь, лежащее на земле.

Нагреть воду в корыте можно было, опустив в него раскалённый камень, а в некоторых глухих районах Сибири и севера в деревянных корытах даже варили пищу при помощи раскалённых камней.

Кочерга́ (укр. кочерга́, коцюба́, польск. koczarga) — инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи

Кувшины (или крынки) предназначались для хранения молочных и других продуктов. Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.

Ча́пельник (сковоро́дник ] ) —кухонная принадлежность. Представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания чапéлы —сковороды, не имеющей ручки и потому пригодной для установки в печь или духовку. По Далю, слово образовано от диалектного чапать — «хватать, цапать».

Чугунный утюг. На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов,в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Читайте также:  Превосходство герасима над челядью барыни герасим и муму протест против крепостничества в рассказе

Источник

Конспект НОД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»

Дьячкова Елена
Конспект НОД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.

— познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).

-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением

-учить детей знать характерные особенности деревенской посуды.

-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.

Оборудование: предметы быта (старинная посуда, ухват, чугунок, половики, коврики. демонстрационный материал, мольберт.

Ход занятия: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку:

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.

— Правильно, печка. Молодцы.

-Для чего нужна была печь в избе?

(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)

-Скажите как называли человека, который умел класть печь?

-Из чего складывали печь?

-Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.

-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу …. чугунок.

-Какая необычная посуда. Ну- кА еще раз скажите как называется?

-Попробуйте, подержите какой он?

-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?

(потому, что он сделан из чугуна).

-Чугун – это такое железо.

-Чугун сделан из чугуна – значит он какой?

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

-здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:

Что схватил его …ухват.

-А вы знаете что представляет собой ухват?

(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).

-А для чего нужен был в доме ухват?

(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).

-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?

(Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

— Что ты достал из печи?

— Чем ты достал чугунок?

(ухватом). А что такое ухват вы знаете? Сейчас вам наш гость расскажет для чего он нужен и покажет как выглядит ухват. Ухват, или рогач, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

— Слушайте мою другую загадку:

Выпускает жаркий чай

Древний чайник…. самовар.

— Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар- значит сам варю.

-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.

— А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?

-Сейчас они стали электрические.

-Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем хранили молоко?

— Крынка, кувшин – что это?

-Из чего она сделана?

(из глины).Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.

— А вот у крынки родной братишка может быть кто – нибудь знает как его называют?

-Раз он родной братишка, из чего он сделан?

(из глины).Значит он какой?

— А чем он отличается от крынки?

— А вот эти туеса сделаны из коры деревьев- бересты. Береста- это кора с какого дерева?

— Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару жидкость налитая в такую посуду долго оставалось холодной, а горячая наоборот долго не остывала.

— Слушаем мою загадку:

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра …. коромысло.

— Из чего делали коромысло?

— По краям, что делали?

Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).

— Кто хочет попробовать пронести ведерки?

— Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?

-Половики какой формы?

— А коврики какой формы?

Для чего пол покрывали?

Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?

А хотите мы с вами поиграем. Игра называется : «Что было, что стало».

— Где готовили еду в старину?

-А мы сейчас где готовим?

-В чем раньше кашу варили?

-А мы сейчас где готовим?

-В чем раньше готовили чай?

— Зачем нужно было коромысло?

— Какие вы умные и смышленые. Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.

Целевая прогулка с детьми старшего дошкольного возраста. Мини-музей «Предметы русского быта» Целевая прогулка с детьми старшего дошкольного возраста Мини-музей «Предметы русского быта» Цель: воспитание у детей интереса и любви к.

Читайте также:  Рассказ о новом доме на английском с переводом

Фотоотчет «Ознакомление дошкольников с историей русского быта» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в далекое прошлое русского быта» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Ознакомление воспитанников с обережными предметами русского народа. Летопись педагогического опыта Ознакомление воспитанников с обережными предметами русского народа. Воспитатель, Сорокина Н. А. Летопись педагогической работы по ознакомлению.

Методическая разработка НОД для детей подготовительной группы с ОНР «Сокровища старинного замка» Автор: воспитатель: Романова Г. В. ; Дисциплины (образовательные области): «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Мини-музей «Предметы старинного русского быта» (старшая группа) В наш век компьютерных технологий, когда вся информация стала гораздо доступнее, почему-то дети все равно стали меньше знать и интересоваться.

Конспект НОД «Знакомство с творчеством русского художника В. М. Васнецова и его картиной «Аленушка» (Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка» здоровье) Программное содержание: 1. Познакомить детей с творчеством.

Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проблема проекта: Дети не знакомы с творчеством великих.

Знакомство с предметами быта — посудой в форме дидактической игры «Собери и назови» Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности.

Источник

Посуда в быту: что использовали наши предки

Первые индивидуальные тарелки стали появляться в конце XIV. Ели из них далеко не все, а лишь самые знатные и богатые люди. Поэтому, если перед гостями ставили угощение на тарелке, это считалось знаком особого уважения.

Люди не столь богатые ели из общих блюд. По посуде можно было судить о статусе хозяина дома, его богатстве и сословии.

Помимо индивидуальной посуды в доме особо богатых людей в XVIII веке появляются сначала столовые, а потом и чайные фарфоровые сервизы. Российские дворяне с удовольствием пользовались фарфором из Германии, Англии и Франции. А позже в России появился и собственный, Отечественный фарфор. Стоили такие сервизы больших денег.

Была и не такая дорогая посуда, например:

Ендова (также яндова) — низкая и широкая медная или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.

Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости от больших (вмещали в себя несколько ведер жидкости) до маленьких.

Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.

Корчага — глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения — кипячения белья со щелоком. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом.

Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л).

Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

Гусятница — керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира.

Латка — древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится в собственном соку.

Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

Миски — небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками ложками употреблялись только в постные дни.

С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост.

Термин «миска» известен с глубокой древности. В XII в. в большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари — блюдо, тарелку, чашу.

А эту посуду мы используем и сейчас! Некоторые предметы за более чем два века практически не изменились. Убедитесь сами:

Горшочек для запекания керамический «Красный», 0.55 л

Источник

Технологическая карта урока по родному (русскому) языку «Предметы традиционного русского быта» 2 класс

специалист в области арт-терапии

Предмет – Русский родной язык

Тема урока – Предметы традиционного русского быта

ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ

(краткий комментарий относительно приемов для активного включения в образовательный процесс обучающихся)

Читайте также:  Придумать рассказ про птицу 1 класс

I . Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Начинаем наш урок русского родного языка.

— В стране родного языка

Не все известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте

II . Актуализация знаний

Внимательно послушайте отрывки из сказок:

1) «Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в амбаре не было. Что делать? Пошла старуха, по сусеку поскребла, по амбару помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на завалинку, с завалинки на дорожку – и убежал…»

2) «Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу . »

Знакомы ли Вам эти сказки?

Как они называются?

Слушают отрывки из сказок

Отвечают на вопросы учителя.

III. Постановка учебной задачи

А теперь подумайте и скажите, какие слова из этих сказок в ам не знакомы?

Почему у нас возникают затруднения в понимании этих слов?

Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?

(Выписать все слова из отрывков сказок на доску).

Итак, как можно назвать одним понятием все эти слова?

Скажите мне, о чем мы будем говорить с вами на уроке?

Верно, тема нашего урока : «Предметы традиционного русского быта»

А как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке?

Что будет являться целью нашего урока?

Цель нашего урока – познакомиться с предметами традиционного русского быта, понять их значение.

Зачем нам это знать?

– Для понимания названий этих предметов при прочтении сказок и других произведений.

Как мы узнаем о них?

– С помощью учебника, дополнительных материалов.

Отвечают на вопросы учителя.

В ходе беседы определяют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

IV. Открытие нового знания

Работа с учебником, выполнение упражнения

Рассматривают, выполняют задания по учебнику, отвечают на вопросы

V. Первичное закрепление

Итак, поиграем в загадки.

Каждая отгадка, есть слово, обозначающее предмет русского быта. После того, как вы скажете отгадку, нужно дать примерное описание этого предмета, как вы его представляете, затем на экране вы увидите этот предмет, его назначение и использование в быту.

Итак, первая загадка:

1) С казочный вид транспорта на котором летает Баба Яга? ( ступа )

2) В этом предмете Домовёнок Кузя хранил свои сказки? ( сундук )

3) Куда уронила своё ведерко Рукодельница? ( колодец )

4) Что первое просил Старик у Золотой рыбки? ( корыто )

5) На чем Емеля поехал в лес рубить дрова? ( русская печь )

7) Чем укололась Спящая красавица? ( веретено )

Ребята, посмотрите еще на экран, какие предметы не прозвучали в загадках? Знаете ли вы их название?

Дети разгадывают загадки, размышляют о предмете, рассматривают предмет на экране, определяют, насколько были правы

Отвечают на вопросы

Игра «Отгадай загадку»

VI . Физминутка

Баба Яга.
В тёмном лесу есть избушка. (шагают)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)

Повторяют движения за учителем

V I I. Повторение и систематизация изученного

Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданиями.

Буквы перепутались, составьте из них слова
ПСУАТ – СТУПА

Теперь проведем проверку выполненного задания, обменявшись карточками

Составляют в парах слова из предложенных букв, затем обмениваются карточками для проверки

Карточки с заданием

IX . Контроль

Задание у доски: соединить значения слов с их названием (выполняют 2 ученика по желанию, остальные их проверяют, находят ошибки)

Выполняют задание у доски

Запись заданий на доске

XI . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Что узнали сегодня на уроке?

Какие слова сохранились до нашего времени?

Достигли ли мы поставленных целей?

Оценим результаты с помощью карточек «Светофор»

Обмениваются информацией о знаниях, полученных на уроке, о достижении поставленных целей

X. Домашнее задание

Ребята, ещё есть очень много предметов традиционного русского быта.

Домашним задание на выбор:

1) Написать о предметах русского быта, о которых мы не говорили на уроке, и дать им понятие

2) Подобрать загадки, в которых есть слова, обозначающие предметы русского быта

Номер материала: ДБ-1560054

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное