Древний мир
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Долина динозавров»
Цель: развитие у детей познавательного интереса к прошлому нашей планеты ( растительный и животный мир, климат) Расширить знания детей об эпохе динозавров и науке палеонтология. Закреплять умение детей работать с различными схемами.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в Древнюю Грецию»
Познавательно-исследовательский проект «Удивительные животные прошлого»
Формирование у дошкольников познавательного интереса одна из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. У старших дошкольников наблюдается пик познавательных вопросов, потребность в познании окружающего мира, они смотрят на мир.
Конспект прогулки «В гостях у первобытных людей»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Вашему внимаю предлагаю конспект прогулки «В гостях у первобытных людей». Данная работа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Прогулка проводилась в рамках работы по лексической.
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как давным – давно три миллиона лет назад жили древние люди. Ещё их называли первобытными людьми. Они жили небольшими группами, и чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было.
Автор: Черносвитова Виктория Юрьевна, воспитатель подготовительной к школе ( разновозрастной) группы общеразвивающей направленности. Тема проекта: «В далеком прошлом». Тип проекта: творческий, краткосрочный. Цель: вызвать интерес.
Цель: Познакомить детей с особенностями восприятия окружающей действительности первобытными людьми, сформировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека. Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков.
Приоритетная образовательная область- познание Интегрируемые образовательные области- «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «художественное чтение», «физическая культура», «безопасность». Вид.
Древняя история для детей
Древняя история включает промежуток времени между первообытнообщинным строем и средневековьем. Обычно этот период называют античностью. Иногда этот интервал подразделяют на более короткие отрезки, которые связаны с конкретными этапами развития человечества.
Первобытное общество
Раньше всего государства возникли на Древнем Востоке. Древнейшие цивилизации оставили после себя достижения, которыми человечество пользуется и сейчас: письменность, законы, календарь.
Античные времена завершал железный век. Люди поняли, что можно плавить железо и стали использовать его для своих нужд. Первые орудия труда, изготовленные из железа, были примитивными непрочными. Между людьми зарождались экономические отношения. Возник рабовладельческий строй. В этот период сильно развивалась торговля и кузнечное дело.
Античные государства
Образовались области цивилизаций от Атлантики до Тихого океана.
Развитие Древней Греции и Древнего Рима шло немного по другой схеме, нежели это происходило в государствах Древнего Востока. Греки создали свою форму государственного управления —
демократию. Она предполагала участие людей в управлении страной. Огромный вклад древних греков в развитие науки, искусства, литературы подтверждают все учёные.
Для древнего мира характерны междоусобные войны между государствами. В 1300 г. до нашей эры произошел Египетско-Хеттский конфликт, в котором сражались за право владением землями Сирии. Первая битва закончилась в 1296 г. до нашей эры. Враждующие стороны подписали мирный договор. Позднее началась великая Троянская война (1260 г. до н.э. ). Противостояние возникло между ахейскими государствами и Троей. Война за господство на территории закончилась поражением обеих сторон. Развитие получило военное искусство: первые полководцы и стратеги проявляли свою смекалку в боевых действиях. Результатом сражений становилось образование государств, например, Римской империи.
Во времена древней истории Римское государство являлось крупнейшим государством той эпохи. Территории, входившие в него, населяли многие народы, они постепенно стали принимать римскую культуру.
На примере истории Древнего Рима видно, что ни одно даже самое могущественное государство не способно вечно держать в угнетении покорённые народности. Племена, к которым римляне относились презрительно и называли их «варварами», свергли Римское государство. Крахом Римской империи заканчивается история Древнего мира. На этом историческое развитие человечества не кончается.
Древняя Греция
Древняя Греция располагалась на Балканском полуострове. Территориально она была поделена на Южную, Ссреднюю и Северную Грецию. На юге был древний город Спарта, Афины, Аттика и Фокида расположены в центре полуострова.
В VI веке на Грецию участились набеги персов. Греческие народы объединились в этой войне против завоевателей. Большую роль здесь сыграли спартанцы, которые были отличными воинами. Афиняне начали строить флотилии. Персидский царь Дарий в первом сражении потерпел поражение, так как недооценил греческую мощь. Чтобы сообщить о радостном событии из города Марафона в Афинах был направлен гонец. Пробежав 42 км и сообщив весть о победе, воин упал замертво. Память об этом событии спортсмены преодолевают марафонскую дистанцию.
Сын Дария Ксеркс неоднократно пытался завоевать процветающую страну. Однако все попытки не увенчались успехом. В те времена Греция стала наиболее влиятельным государством в Европе.
Древние греки оставили огромное культурное наследие.
Путешествие в древний мир. Иллюстрированная энциклопедия для детей
Истории человечества более 4 миллионов лет. Как жили наши далекие предки, чем занимались, как выглядели их дома и одежда? Этим и многим другим вопросам, которые изучают антропология, археология и история, посвящен очередной том иллюстрированной энциклопедии для детей. Юных читателей ожидают загадки исчезнувших цивилизаций, а яркие иллюстрации сделают путешествие в древний мир незабываемым.
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ 1
ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 3
МИРОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 11
Хронологическая таблица 13
Иллюстрированная энциклопедия для детей. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ МИР
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ
Археология
Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.
Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII-начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.
Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.
Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.
Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.
Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.
Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.
Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.
Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.
В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.
Первые люди
Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.
Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.
Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.
Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.
Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.
Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.
Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.
Про древний Египет и Грецию для детей – интересные факты
Изучение истории в школе начинается только в 5 классе. Но дети по натуре своей народ любознательный. Рассказы об истории Древнего мира для детей будут интересны уже и в более раннем возрасте. Даже 7-летний школьник с удовольствием послушает про Древний Египет или Древнюю Грецию, если эти рассказы будут захватывающими и интересными.
Про древний Египет
Древний Египет хранит много архитектурных тайн. Так, например, до сих пор не выяснено, каким образом были построены сооружения пирамидальной формы, которые использовались в качестве гробниц для фараонов. Всего обнаружено более ста пирамид.
Большой сфинкс
Большой сфинкс в Гизе представляет наиболее древнюю монументальную скульптуру, высеченную из монолитной известковой скалы. Голова имеет сходство с фараоном Хефреном, а тело – копию льва. Длина сфинкса зафиксирована около 72 см, высота – 20 см, а в пространстве между передними лапами располагается небольшой алтарь. Долгое время именно эта пирамида считалась талисманом Египта и Нила.
Боги Древнего Египта для детей
У древних египтян существовало много богов. Как правило, все они изображались частично с туловищем человека, частично – животного. Черные прямые волосы и густо обведенные черной краской глаза – характерная черта божеств Древнего Египта.
Амон-Ра
Амон-Ра изображался в виде мужчины с головой барана. В руках Амон-Ра держал крест с петелькой, который являлся символом бессмертия. Сила Амон-Ра неисчерпаема, он любит оказывать помощь нуждающимся, ибо это – самый заботливый и справедливый создатель всего сущего. Днем он занят передвижением по небу в лодке, а ночью пересаживается в подземный Нил. Денно и нощно следит он за порядком, ибо он является покровителем всех фараонов.
Бог Осирис
Бог Осирис внешне представлял собой человека, одетого в саван, что напоминало мумию. На голове всегда была корона, что неудивительно: ведь Осирис был властителем загробного мира. Символы власти – скипетр и плетка – неразлучно следовали за правителем. Черная кожа намекала на возрождение, как и вечно находящееся в руках зеленое растение, например, виноградная лоза или лотос.
У этого бога было много обязанностей. Он следил за урожаем, защищал смертных, судил умерших людей. Именно благодаря Осирису смертные научились возделывать землю, растить виноград, врачевать и сосуществовать в обществе.
Бог Анубис
Бог Анубис представлял собой получеловека-полусобаку. Иногда Анубис представал и вовсе полностью в виде шакала. Он выполнял защищающую функцию, так как оберегал могилы и всегда изображался на многих процессах мумификации.
Анубиса считали проводником умерших душ в мир мертвых. Египтяне утверждали, что Анубис сопровождает людей на судилище Осириса.
Анубис взвешивал сердце мертвого человека, чтобы определить, куда отправится душа в загробном мире: в ад или рай.
Искусство древнего Египта для детей
В Древнем Египте также была развита архитектура. Активно строились храмы, дворцы для фараонов. Наиболее знаменитыми образцами стали храмы Амона-Ра близ Фив.
Скульптура была также очень самобытна. Нужно было представить фараонов и цариц в особенной, идеальной форме. До времен современности сохранилось много статуэток. Их делали из алебастра или дерева. Колесницы, животные, домашняя утварь, прислуга – все это скульпторы воспроизводили в своих композициях. Большие экземпляры в человеческий рост клали в гробницы богатых людей, чтобы и на том свете у них не было недостатка в прислуге.
Географическое расположение Древнего Египта
Географическое расположение Древнего Египта можно определить так: теперь это – северо-восточная часть Африки. Природные и климатические условия создавали идеальные возможности для земледелия. Теплый влажный климат и жирная, плодородная земля позволяла прокормиться с помощью земледелия.
Во время разлива Нил оставлял мощный слой плодородного ила, и когда вода уходила, жители могли засеивать поля. Ведь ил представлял собой не что иное, как массу удобрений. После отливов земля становилась жирной, увлажненной и чрезвычайно плодородной.
Также здесь процветало скотоводство: египтяне с удовольствием разводили коз, овец, гусей, уток и быков. Голуби также считались домашней птицей, их также разводили и ели.
Обильные виноградники располагались практически в каждом саду. Смоковницы, финиковые пальмы – тоже. Также жители выращивали ячмень, овес и пшеницу.
Географическое расположение Древней Греции
Территория Древней Греции располагалась на юго-восточной части Европы. Более 80,5% этих земель было занято горами, а плодородных долин катастрофически не хватало. Спасало то, что имелся выход к морю: все товары и продукты перевозились именно по морским путям.
Северная часть Греции была пригодна для земледелия. Здесь растили злаковые, фрукты, виноградники, лавровые, оливковые и масличные деревья.
Боги Древней Греции для детей
Первые боги — Уран и Гея – были весьма скандальной парой. Мифология утверждает, что Уран страдал паранойей: ему постоянно казалось, что собственные дети непременно убьют его. Поэтому он сбрасывал только что рожденных младенцев с гор в пропасть, а Гея, мать, была категорически с этим не согласна. Одного из сыновей, Кроноса, ей удалось спасти. Кронос стал преемником отца и родоначальником остальных божеств.
Кронос
Кронос тоже боялся, что его свергнут собственные дети. Поэтому он проглатывал собственных детишек. Его жена, Рея, была напугана. Она обратилась за советом к Гее и Урану, и те посоветовали отправиться в пещеры на остров Крит. Там-то и родила Рея Зевса – великого прародителя богов. Рея отдала маленького Зевса на воспитание мифическому существу Куритесу. Он был очень хитрым. Чтобы никто не услышал плач маленького ребенка, Куритес постоянно бил в барабаны и, таким образом, отвлекал внимание.
Беспокойство Кроноса все-таки оправдалось: Зевс возмужал, набрал силы и добрался до отца. Он разрезал ему живот. Оттуда выбрались все боги – дети, которых он глотал. Гера, Гестия. Посейдон, Аид и Деметра. С ними вместе Зевс свергнул правительство титанов и сам занял трон.
Он смог утвердить свои законы и упорядочить существование смертных и бессмертных. Он научил смертных выживать, растить детей, постигать новое и восстанавливать справедливость. Недаром именно Зевса называли Отцом всех смертных.
Зевс управлял огненной стихией. Он покровительствовал небу, молниям. Щит и орел – надежные спутники и помощники Зевса.
Бог Аид
Бог Аид был старшим сыном Крона. После чудесного спасения Аид заполучил власть в Царстве мертвых и стал властвовать над душами людей. Его обитель тщательно охраняется: сюда могут попасть только умершие существа. Атрибут Аида – шлем, который может сделать своего владельца невидимым, и спелый гранат. Это очень мрачный, жестокий и хитрый бог. Он мог оживить любую душу, но он не делал этого, ведь нельзя нарушать естественные законы жизни.
Деметра
Богиню Деметру также съели во младенчестве. После спасения она заселилась на Олимпе. Собственный брат сумел оплодотворить ее, и родилась Персефона. Зевс после этого к сестре охладел.
Деметра является богиней, покровительствующей плодородию. Она охраняет жизнь, живительные силы природы. Ее всюду сопровождают спелые овощи и фрукты, лавровый венок и серп.
Гера является богиней всех богинь. Гера покровительствует браку, семье и защищает замужних женщин. Именно она символизирует супружескую преданность, ибо испытала горькую участь измен на собственном опыте.
Есть в Гере и негативные стороны: будучи очень ревнивой, она немало попортила крови другим женщинам.
Гера всегда облачена в мантию и диадему. Скипетр с кукушкой, колесница с павлинами – непременные атрибуты богини.
Бог Посейдон
Бог Посейдон был родным братом Зевса. Ему отошла морская стихия, которая ранее принадлежала Норею и Океану. Скипетр – трезубец стал главным помощником Посейдона. Он им легко вызывал бурю, разбивал скалы, делал родники, открывал новые материки.
Посейдон бывал очень мстительным. Например, он долго преследовал Одиссея за лишение своего сына Циклопа единственного глаза.
Афродита – богиня любви
Афродита – богиня любви, красоты и вечной женственности родилась оттого, что по совету матери Кроноса Реи детородные органы Урана были выброшены в открытый океан.
Афродита очень милосердна, полна чувственности и страсти. Особое отношение богиня питала к женщинам: часто она им покровительствовала в ущерб мужчинам.
Искусство Древней Греции
Искусство Древней Греции многогранно. Именно здесь зародились истоки для многих направлений в искусстве, распространившиеся впоследствии по всем европейским странам.
Древнегреческая архитектура стала основой многих стилей, сформировавшихся позднее во всем мире. То же самое касается и скульптуры, имена классического периода которой дошли до нас и стали образцами стиля в мировом искусстве.
Древнегреческая вазопись дошла до нас почти в первозданном виде. Роспись сосудов с последующим обжигом была распространена по всей территории Греции, а также в Египте и северной Африке.
Отдельного внимания заслуживает литература и театр. Театр сложился как искусство благодаря почитанию бога Диониса. Именно Дионис стал вдохновителем общественного развития, культурным просветителем и проповедником социально-этнических норм. Древние греки очень ценили трагедию – жанр, помогающий вникнуть глубже в суть явлений, выразить политические взгляды и установку на жизнь.
Также в Древней Греции активно развивался спорт, особенно гимнастика. Красивое, подтянутое, мускулистое тело было возведено в культ. Именно древние греки одними из первых придумали различные уходовые средства для тела и лица: например, в высшем обществе считалось неприличным иметь загорелую кожу и поэтому делалось все, чтобы добиться идеального отбеливания.
Благодаря титаническому труду ученых, историков, археологов мировые цивилизации приоткрыли свои тайны. В настоящее время также ведутся работы в этом направлении, и до сих пор находится внушительная часть окаменелостей и артефактов.
Открытое занятие в подготовительной группе «Древний мир»
Анна Миронова
Открытое занятие в подготовительной группе «Древний мир»
«Древний мир»
Обучающие. Продолжать учить детей грамотно отвечать на поставленные вопросы, поддерживать непринуждённую беседу, закреплять и расширять знания детей о древних людях, их образе жизни, особенностях древнего мира.
Развивающие. Развивать представления о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности древних людей, учить детей сравнивать, анализировать, развивать любознательность, кругозор, интерес, внимание на протяжении всего занятия.
Воспитательные. Воспитывать усидчивость, желание больше узнать свою историю, своих предков.
Материал. Доски с иллюстрациями Арзамаса и древнего мира, макет древних людей, мамонта, древнего огня, картинки с изображением древних орудий труда, пещеры, сосудов.
Методические приёмы. Беседа, игровой приём «Путешествие на машине времени», вопросы, художественное слово, рассматривание иллюстраций, макета, вопросы проблемного характера, игра «Мы охотились на льва»
Индивидуальная работа. Активизировать малоактивных детей Катю. Р., Артёма А., приучать Катю Ю. и Женю В. Отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций о древнем мире, чтение художественной литературы,рассматривание предметных картинок: пещера, острога, копьё, настольные рисунки, людей древнего мира, создание условий для режиссерской игры «Древние люди» рисование древних людей, рассматривание полосы времени.
Ход занятия.
На ковре стоят доски с иллюстрациями г. Арзамаса на одной стороне, на другой с древним миром, макет древней семьи, огня, дети останавливаются на середине ковра.
Воспитатель: Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о том, как жили древние люди. Это было так давно, когда люди ещё не умели писать, читать, не было книг, телевидения, транспорта и многого другого. Откуда же учёные узнали, как всё это происходило?
Дети: Археологи занимаются раскопками и по найденным предметам, остаткам поселений, оружию, орудиям труда, украшениям определили, как люди жили раньше, так же ещё путешественники, которые специально забираются в глушь, где живут дикие племена, во многом похожие на племена древних людей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё верно сказали. А хотите вы увидеть своими глазами, как жили люди в древности?
Воспитатель: Тогда я предлагаю отправится в путешествие на машине времени.Давайте зажмурим глаза сильно- сильно и скажем волшебные слова : «1,2,3 вокруг себя повернись и в древнем мире очутись»
(Во время волшебных слов воспитатель снимает с макета огня материю, ставит доски с картинками древнего мира. Макет жизни древних людей, сделанных из пластилина, мамонта)
Воспитатель: Ой, посмотрите, куда же это мы с вами попали, какието не понятные люди (показывает на картинки) Не такие как мы, кто бы это мог быть?
Дети: Древние люди.
Воспитатель: А давайте их разглядим. Похожи они на нас? А чем же отличаются?
Дети: Древние люди были сутулыми, руки были длиннее наших, жили они в пещерах, на них было мало одежды.
Воспитатель: Правильно. А чем же они питались?
Дети: они ели рыбу, мясо, диких животных, траву, коренья, жуков, пауков, личинок.
Воспитатель: Да, а как же люди добывали себе пищу, голыми руками
Дети: Нет, у них были специальные приспособления- остроги, лук, копьё, стрелы
(во время ответов детей воспитатель показывает всё на картинках)
Воспитатель: Древние люди многому научились, из чего же они делали свои орудия труда и охоты?
Дети: Из костей животных, камней, палок
Воспитатель: Да ребята, люди ко многому приспособились. А как вы думаете, сразу ли они научились изготавливать орудия труда, сразу же научились работать с камнем или костью?
Воспитатель: Конечно нет. Например, до того, как изобрести острогу,рыбу ловили так: сначала придавливали ступнёй, потом поднимали, потом брали камень, прицеливались и бросали его в воду, в рыбу и поднимали убитую камнем рыбу. А как вы думаете, в каком виде они ели птицу?
Дети: Сначала в сыром, а потом научились добывать огонь и стали варить.
Воспитатель: А как же они научились добывать огонь?
Дети: Сначала огонь от молнии хранили в пещерах, обкладывали его камнями, а потом научились высекать искры из камней.
Воспитатель: Как интересно, а зачем они обкладывали камнями огонь?
Дети: Камни нужны для того что бы огонь не распространялся, и ещё они долго хранят тепло.
Воспитатель: Всё верно, а посмотрите – ка вот и древний огонь, давайте – кА присядем вокруг него, как раньше сидели люди, наверно они сидели на креслах, на стульях?
Дети: Нет, раньше этого не было и люди сидели на голой земле или на шкурах животных.
Воспитатель: Давай те и мы так же с вами сядем, ведь мы в древности и представим, что мы древние люди.
(дети с воспитателем садятся около огня на корточки или на колени)
Огонь, ребята, люди очень берегли, ведь он помогал им готовить пищу, освещать жилище, отпугивать диких животных. Да, раньше людям жилось очень тяжело. Приходилось много трудиться и охотиться, как же они это делали?
Дети: Древние охотники делали ямы- ловушки, забрасывали их ветками, после чего гнали зверя в сторону ямы, а когда зверь проваливался в яму, добивали его камнями и стрелами, а потом разделывали тушу на мясо.
Воспитатель: Давайте – ка и мы с вами тоже поохотимся на зверя как в древности. Поиграем в игру «Мы охотились на льва.»
(дети с воспитателем играют)
Воспитатель: Вот какие мы с вами ловкие и смелые охотники, даже льва не боимся. А теперь давайте присядем опять к огню. Вот и древние охотники тоже были смельчаками. Они не умели многого из того, что умеет сейчас даже маленький ребёнок: есть ложкой и вилкой, рисовать карандашами, считать, но зато они отлично видели и слышали, различали запахи и выслеживали зверя по следам. Да, ребята. Многому в дальнейшем научились люди; обрабатывать землю, когда двое или трое мужчин вставали рядом, одновременно вставляли палки в землю, потом все вместе поднимали глыбу земли, которую женщины затем растирали руками, после этой работы в землю бросали семена. Всё это они делали сообща и жили одной большой семьёй, вместе им было теплее и спокойнее. А вот скажите, чем же занимались мужчины?
Дети: они охотились, ловили рыбу, охраняли своих сородичей от диких зверей.
Воспитатель: Правильно, что делали женщины?
Дети: Женщины занимались хозяйством детьми, готовили пщу,костяными иголками шил одежду.
Воспитатель: да, ребята, взрослые всегда были каким – ни будь делом, чем же были заняты дети, играли, резвились наверно?
Дети: нет, как только они подрастали, их учили взрослые добывать себе пищу, ловить рыбу, собирать травы. Коренья. Дети древних людей всегда помогали взрослым, им нее когда было резвиться.
Воспитатель: да, древним людям пришлось нелегко, но они были смелые, сильные, ловкие и в дальнейшем очень многому научились и ко всему приспособились. Ну ребята, наше путешествие во времени закончилось, мы с вами сегодня много увидили и узнали о жизни в древности, о людях, живших в то далёкое от цивилизации время.
Люди в пещере сидят.
Жуков, пауков и личинок,
Что нам и во сне и не снилось.
Огонь от молний добывали,
Камнями его обкладывали.
Плясали под трещётку и бамбук,
В охоте помогали им стрелы и лук.
А теперь нас ждёт машина времени, нам пора возвращаться в наше время.Скажем волшебные слова: «1.2.3 вокруг себя повернись и в нашем времени очутись»
(Дети зажмуривают глаза, вертятся вокруг себя, в это время воспитатель переворачивает картинки, прикрывает огнь)
Ну вот мы и у себя в группе, в 21 веке, понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да, нет (ответы детей. Обоснование)
Воспитатель: ну что ж, у каждого своё мнение, может быть кому – то было бы интересно жить как пещерные люди, а кто то хорошо живёт и в нашем 21 веке.
1. Ждейн Элиот и Колин кинг «Детская энциклопедия» «Росмэн». 1994г.
2. Н. П. Кузин и др. «Детская энциклопедия. Издательство «Педагогика»,М. 1997г.
Как животные к зиме готовятся Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах.
«Жизнь первобытных людей». Тематическое планирование занятий с детьми подготовительной группы Сентябрь Вид деятельности Название занятия Жизнь первобытных людей. 1. Беседа «Первобытные люди» 2. Лепка «Каменный топор» 3. Просмотр иллюстраций.