15 самых древних животных нашей планеты, которые обитают среди нас
Все мы еще со школы знаем о том, что многие древние животные, населявшие планету когда-то, давно вымерли. Но знаете ли вы, что сейчас на Земле обитают животные, которые видели динозавров. А еще есть животные, которые существуют дольше, чем деревья, с которых эти динозавры ели листья. При этом много из этих древних представителей фауны практически не изменились за миллионы лет своего существования. Кто же эти старожилы на нашей Земле и что в них такого особенного?
1. Медузы
Первое место в нашем «рейтинге» по праву занимают медузы. Ученые считают, что медузы появились на земле примерно 600 миллионов лет назад.
Самая большая медуза, которую поймал человек, имела 2,3 метра в диаметре. Живут медузы недолго, примерно год, ведь они лакомство для рыб. Ученые ломают голову над тем, как медузы воспринимают нервные импульсы от органов зрения, ведь у них нет мозга.
2. Наутилус
Наутилусы живут на Земле более 500 миллионов лет. Это головоногие моллюски. Самки и самцы отличаются размерами. Раковина наутилусов поделена на камеры. Сам моллюск живет в самой большой камере, а остальные отделения, наполняя или откачивая биогазом, использует как поплавок для погружения на глубину.
3. Мечехвосты
Эти морские членистоногие по праву считаются живыми ископаемыми, ведь они живут на Земле более 450 миллионов лет. Чтобы представить, как это долго, скажу, что мечехвосты старше деревьев.
Им не представилось труда пережить все известные глобальные катастрофы, практически не изменившись внешне. Мечехвостов по праву можно назвать животными «голубых кровей». Их кровь, в отличие от нашей, имеет голубой цвет, ведь она насыщена медью, а не железом, как человеческая.
Кровь мечехвостов имеет удивительные свойства — когда она вступает в реакцию с микробами, то образуются сгустки. Именно таким способом мечехвосты делают барьер от микробов. С крови мечехвостов делают реактив и с его помощью проверяют лекарства на чистоту.
4. Неопилины
Неопилина — моллюск, который обитает на Земле примерно 400 миллионов лет. Он не изменился во внешнем виде. Обитают неопилины на больших глубинах в океанах.
5. Латимерия
Латимерия — современное ископаемое животное, которое появилось на нашей планете примерно 400 миллионов лет назад. За весь период своего существования она практически не изменилась. На данный момент латимерия пребывает на грани вымирания, поэтому вылов этих рыб строго воспрещен.
6. Акулы
Акулы существуют на Земле более 400 миллионов лет. Акулы очень интересные животные. Люди исследуют их много лет и не перестают удивляться их уникальности.
Например, зубы у акулы растут всю жизнь, самые большие акулы могут достигать 18 метров в длину. У акул прекрасный нюх — они чуют запах крови на расстоянии сотни метров. Акулы практически не чувствуют боли, потому что их тело вырабатывает некий «опиум», который притупляет болевые ощущения.
Акулы потрясающе адаптируются. Например, если кислорода не хватает, они могут «отключать» часть мозга и потреблять меньше энергии. Акулы также могут регулировать соленость воды, вырабатывая специальные средства. Зрение акулы в несколько раз лучше, чем у кошек. В грязной воде они видят на расстояние до 15 метров.
7. Тараканы
Это настоящие старожилы на Земле. Ученые утверждают, что тараканы населяют планету более 340 миллионов лет. Они выносливые, неприхотливые и быстрые — именно это помогло им выжить в самые бурные периоды истории на Земле.
Тараканы могут жить некоторое время без головы — ведь оны дышат клетками организма. Они отличные бегуны. Некоторые тараканы за секунду пробегают примерно 75 см. Это очень хороший результат относительно их роста. А об их невероятной выносливости свидетельствует тот факт, что они выдерживают радиационное излучение почти в 13 раз больше, чем человек.
Тараканы могут прожить без води примерно месяц, без воды — неделю. Их самка некоторое время сохраняет семя самца и может оплодотворить себя сама.
8. Крокодилы
Крокодилы появились на Земле около 250 миллионов лет назад. Удивительно, но сначала крокодилы жили на суше, но потом им понравилось значительную часть своего времени проводить в воде.
Крокодилы удивительные животные. Кажется, что они ничего не делают просто так. Чтобы облегчить переваривание пищи, крокодилы глотают камни. Это также помогает им погружаться на глубину.
В крови крокодила есть природный антибиотик, который помогает им не болеть. Средняя продолжительность их жизни составляет 50 лет, но некоторые особи могут доживать и до 100 лет. Крокодилы не поддаются дрессировкам, и их можно считать самыми опасными животными на планете.
9. Щитни
Щитни появились на Земле в период динозавров примерно 230 миллионов лет назад. Обитают они почти по всему свету, кроме Антарктиды.
Удивительно, но щитни не изменились во внешнем виде, только стали меньше размером. Самые большие щитни найдены размером 11 см, самые маленькие — 2 см. Если у щитней наступает голод, среди них возможен каннибализм.
10. Черепахи
Черепахи населяли Землю примерно 220 миллионов лет назад. От своих древних предков черепахи отличаются тем, что у них нет зубов, и они научились прятать голову. Черепах можно считать долгожителями. Они доживают и до 100 лет. Они прекрасно видят, слышат, имеют тонкий нюх. Черепахи запоминают человеческие лица.
Если температура в гнезде, где самка отложила яйца высокая, родятся самки, если низкая — только самцы.
11. Гаттерия
Гаттерия — рептилия, которая появилась на Земле более 220 миллионов лет назад. Сейчас гаттерии проживают в Новой Зеландии.
Гаттерия похожа на игуану или ящерицу. Но это лишь сходство. Гаттерии учредили отдельный отряд — клювоголовые. Это животное имеет «третий глаз» на затылке. У гаттерии замедлены процессы обмена веществ, поэтому они очень медленно растут, зато без труда доживают до 100 лет.
12. Пауки
Пауки живут на Земле более 165 миллионов лет. Самую древнюю паутину нашли в янтаре. Ее возраст становил 100 миллионов лет. Самка паука за один раз может откладывать несколько тысяч яиц — это один из факторов, который помог им прожить до наших дней. У пауков нет костей, их мягкие ткани покрывает твердый экзоскелет.
Паутину не смогли сделать искусственно ни в одной лаборатории. А те пауки, которых отправляли в космос, пряли трехмерную паутину.
Известно, что некоторые пауки могут доживать и до 30 лет. Самый большой известный паук имеет длину почти 30 см, а самый маленький — полмиллиметра.
13. Муравьи
Муравьи — удивительные животные. Считают, что они проживают на нашей планете более 130 миллионов лет, при этом практически не поменяв своего внешнего вида.
Муравьи очень умные, сильные и организованные животные. Можно сказать, что у них существует собственная цивилизация. У них во всем есть порядок — они делятся на три касты, каждая из которых занимается своим делом.
Муравьи очень хорошо приспосабливаются к обстоятельствам. Их популяция — самая большая на Земле. Чтобы вообразить, насколько их много, представьте, что на одного жителя планеты припадает примерно миллион муравьев. Муравьи еще и долгожители. Иногда матки могут доживать до 20 лет! А еще они потрясающе смышленые — муравьи могут обучать своих собратьев искать еду.
14. Утконосы
Утконосы проживают на Земле более 110 миллионов лет. Ученые предполагают, что сначала эти животные жили в Южной Америке, но потом добрались до Австралии.В 18 веке шкурку утконосов впервые увидели в Европе и посчитали… подделкой.
Утконосы — прекрасные пловцы, они с легкостью добывают себе еду с речного дна с помощью клюва. Почти 10 часов в день утконосы проводят под водой.
Утконосов не удалось размножать в неволе, а в дикой природе сегодня их осталось довольно мало. Поэтому животные и занесены в Международную красную книгу.
15. Ехидна
Ехидну можно назвать ровесницей утконосов, ведь она населяет Землю 110 миллионов лет.
Ехидны похожи на ежиков. Они смело охраняют свою территорию, но при опасности зарываются в землю, оставляя на поверхности лишь пучок иголок.
У ехидны нет потовых желез. В жару они мало двигаются, в холод могут впадать в спячку, таким образом регулируя свой теплообмен. Ехидны — долгожители. В природе они живут до 16 лет, а в зоопарках могут доживать и до 45 лет.
Интересно, стможет ли человек прожить на Земле так долго?
Презентация по окружающему миру на тему «Древние животные» (1 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Древние животные Учитель начальных классов МБОУ «СШ № 40» г. Смоленска Даниленкова Ирина Сергеевна 1 класс Система Л.В. Занкова
Все живущие ныне птицы являются потомками динозавров. Самая первая птица археоптерикс, он обитал на Земле примерно 150 лет назад. Произошел от маленьких динозавров Длина- 45см, вес-300г
Соногрус Рост- 80см, вес 3-4кг Проардея
Саблезубый тигр. Длина клыков- 15-20см
Бизон Рост-2,5м, вес-1т, размах рогов- 2м Энтелодон Вес- 1т
http://dreamworlds.ru/uploads/posts/200909/thumbs/1251834960_tetralophodon.jpg http://tetistur.ru/images/foto/big/kgpbz_1.jpg http://s59.radikal.ru/i165/1004/dc/309511da3817.jpg http://www.dinos.ru/html/fauna/000135.jpg http://prehistoric-fauna.com/image/cache/data/prehistoric/Protitan_grangeri-320×256.jpg http://www.ancientbeasts.ru/photo/17 http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=212288690-00-72&n=21 http://mirgeo.net/images/stories/life_evolution/indricotherium.jpg http://zakaz-samara.ucoz.com/_ph/10/2/673913758.jpg http://prehistoric-fauna.com/image/cache/data/prehistoric/Machairodus_gig-738×591.jpg http://www.ancientbeasts.ru/photo/17 Ссылки.
Номер материала: ДБ-027771
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Мир Древних животных»
Проект, выполнен совместно с учеником 1 класса. Изучение животных, которые жили очень давно, миллионы лет назад и вымерли.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Мир Древних животных»»
Слайд 1. Добрый день!
Меня зовут Викторов Василий, я ученик 1 «В» класса, школы №9.
Слайд 2. Я увлекаюсь изучением животных и сегодня расскажу Вам о некоторых видах древних животных.
Не пугайтесь, животные, о которых я сегодня расскажу, уже не существуют. Они жили очень давно, миллионы лет назад и вымерли.
Слайд 3. Платибелодон.
Представьте себе древнего слона, огромного и пугающего. Представили? Отлично! А теперь добавьте к нему утку, немного крокодила и тогда у Вас получится Платибелодон.
Слайд 4. Платибелодон жил в эпоху Миоцена, около 15 миллионов лет назад. На этой картинке Вы можете рассмотреть его необычные бивни.
Слайд 5. Пульмоноскорпион – это гигантский древний скорпион, который обитал на территории современной Шотландии.
Слайд 6. Древний скорпион достигал до 70 сантиметров в длину, и до сих пор не установлено чем именно он питался. Ученые предполагают, что его рацион состоял из более мелких насекомых и медленных четвероногих.
Слайд 7. Аргентавис.
Жил древний Аргентавис 5-8 миллионов лет назад на территории современной Аргентины (это Южная Америка).
Слайд 8. У аргентависов был необычный стиль охоты: когда они видели свою добычу, то обрушивались на нее сверху, оглушали своим массивным телом и поедали ее.
Слайд 9. Энтелодонт.
Представьте кабана, к которому приставили совершенно не подходящую голову какого-то хищника.
Слайд 10. Мало того, что Энтелодонты сами охотились, так еще и могли отобрать добычу и у других хищников, например у гиенодона. У Энтелодонтов был необычный стиль охоты: они сначала прятались в кустах, ждали когда мимо будет проходить жертва, нападали, загоняли ее, потом поедали. А вообще Энтелодонты были всеядными, они питались в том числе и сочными растениями, и падалью, и могли съесть своих собратьев. Вот что значит каннибализм.
Слайд 11. Гигантопитек.
Гигантопитеки были самыми крупными приматами всех времен.
Слайд 12. Они жили общинами и питались в основном бамбуком, но ученые предполагают, что они были всеядными, а значит могли перекусить кем угодно, но к счастью они вымерли.
Слайд 13. Титанобоа.
Эта древняя гигантская змея обитала в болотистых джунглях 60 миллионов лет назад.
Слайд 14. Эта змея достигала 15 метров в длинну и весила больше тонны. Представляете какая огромная?
Слайд 15. Геликоприон.
Вы думаете это древняя акула? Вовсе нет! Особенной этой рыбы является необычная челюсть в виде спирали. Это древний вид примитивных хрящевых рыб, из которых впоследствии появились акулы.
Слайд 16. Палеонтологи находили только фрагменты головы Геликоприона, а полные останки этой рыбы найдены не были еще ни разу. Поэтому ученые до сих пор не могут восстановить внешний вид этой древней рыбы
Слайд 17. На этом мой доклад завершен. Мне было очень приятно выступать сегодня для Вас. Спасибо за внимание!
Урок окружающего мира по теме «Древние и современные животные». 1-й класс
Класс: 1
1. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний.
1. Мягкие лапки,
В лапках царапки.
На голове грива.
Всех покорила. (Лев)
На экране картинка, подпись
3. По полю бежала,
Хвост потеряла. (Ящерица)
4. Над полями летаю,
Зорким взглядом обладаю. (Орёл)
— Назовите их всех одним словом. (Животные)
Как вы думаете, существуют ли они сейчас?
Кто из названных животных обитает у нас в Адыгее? (Ящерица. Орёл)
— Это современные животные. А были ли в древности похожие животные?
— Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать?
Цель: давайте попробуем их сравнить и подумать над вопросом, почему некоторые из них вымерли, изменились, а некоторые нет.
Учитель Чтобы сравнить животных нам потребуется машина времени. Давайте сядем в неё и переместимся в древний мир.
Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. Раз мы на борту корабля, то у нас будет бортовой журнал.
Мозговая атака. (Конструктивная таблица)
Учитель. Задумайтесь, так ли уж неведомы для нас древние животные?
— Что уже знаете по теме, обсудите и запишите в 1 столбик бортового журнала.
Давайте начнём составлять схему: что знаем? Какие бывают животные?
Учитель. А что бы хотели узнать? Обсудите и запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Что записали?
Кто выжил? Как изменились?
2. Стадия осмысления.
1) Работа с текстом. Прием “инсерт”.
Учитель. Перед тем, как отправиться в путешествие и во время путешествия, каждый хочет что-нибудь узнать Текст.
Маркировка: Читая текст, делайте карандашом на полях такие пометки:
Текст.Пришло время, когда на Земле стало влажно и жарко. Экран
Одни животные питались растениями.
Другие – мясом животных.
Позже динозавры вымерли.
У птиц появились перья.
У млекопитающих – шерсть.
Какая информация вас заинтересовала?
Хищные Растительноядные Хищные Растительноядные
2) Работа по учебнику (2 часть), с 8-9.
Учитель: Какие животные не изменились. (Скорпион, гаттерия).
Поочему изменились другие животные?
Действительно, внешне они такие же, как и миллионы лет назад, несмотря на то, что климат Земли менялся и из-за этого некоторые животные и растения изменялись.
— А другие приспособились к новым условиям жизни, нашли благоприятные условия и остались такими же, как в эпоху динозавров.
Давайте найдём пару в древнем мире современным животным.
3) Игра “Найди пару”. (Картинки, магниты)
Какому животному нет пары? Почему? (Динозавр)
Информация для размышления
В 2003 году Американские ученые нашли в штате Монтана останки одного из самых опасных хищников доисторической эпохи — тираннозавра — и эта находка стала одной из самых значимых в палеонтологии за последние полстолетия. Дело в том, что в бедренной кости хищника были найдены хорошо сохранившиеся фрагменты кровеносных сосудов и клеток крови. Не веря в свою удачу, ученые провели обследование найденных клеток и пришли к выводу, что они очень похожи на страусиные. Может быт вам придётся раскрыть эту тайну.
4). Сравнение представителей животных (таблица):сообщение детей о животных
Пещерный лев | Лев | |
Внешний облик | Длинные кинжаловидные зубы | Большая грива |
Питание | Слоны | Зебры |
Охота и жизнь | В одиночку | Охотятся в основном самки, живут прайдами |
облик
Учитель: Чем же различаются представители древнего и современного мира? Чем похожи?
Давайте закончим составление схемы. Куда же отнесём названных животных?
Хищные Растительноядные Хищные Растительноядные
Пещерный халикотерия мамонт лев орёл лошадь слон
лев эрион крокодил
Сделайте небольшой вывод: что изменилось у животных? (Внешний облик)
Изменился ли способ питания? (И древние и современные животные питались одинаково. Изменения во внешнем облике, среде обитания, в основном, не изменили способ питания)
Учитель: Что же повлияло на изменения? (Изменения в неживой природе, условиях жизни)
— Почему некоторые животные изменились или исчезли с Земли?
— Почему другие животные внешне не изменились? (Находились в похожих условиях)
— Какие животные в Адыгее находятся на грани исчезновения?
-Что человек должен сделать, чтобы сохранить живое на Земле?
Нарисуйте во время внеурочной деятельности любое животное.
специалист в области арт-терапии
Окружающий мир, 1 класс
Формировать представления о далеком прошлом Земли; познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, какие учёные изучают этих животных.
Развивать мышление (умение сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия), память, внимание, речь.
Формировать отношение к окружающей природе, воспитывать умение беречь и охранять природный мир; воспитывать любознательность, прививать интерес к предмету.
Методы обучения: объяснительно–иллюстративного обучения, исследовательского, учебный диалог, методы проблемного обучения, сотрудничества.
Формы работы: коллективная и в малых группах.
— понимание нового этапа развития жизни на Земле.
Оборудование. Учебник «Окружающий мир» (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков); слайдовая презентация; карточки с изображениями этапов развития жизни на Земле; листочки с буквами; силуэты динозавров; мешочки с моделями динозавров для групповой работы; выставка книг по теме; рисунки с динозаврами; кроссворд.
Структура, её задачи
Создание благоприятной обстановки.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу по парте.
2.Повторение изученного материала.
У нас урок окружающего мира.
Мы продолжаем знакомиться с развитием жизни на Земле.
Узнаем, как развивалась жизнь на Земле.
Проверим, как вы поняли появление жизни на Земле.
Поработаем в парах.
У вас на столе лежат карточки.
Разложите карточки по порядку и подготовьте рассказ, как развивалась жизнь на Земле по карточкам.
Проверим. Посмотрите на доску, как я расположила карточки. Где возникла жизнь на Земле?
-На что похожи первые живые организмы?
-Как вы понимаете слово «бактерии»? 2-я часть.
-Жизнь продолжала развиваться в воде?
-Кто продолжит рассказ?
— После моллюсков и медуз кто появился в воде?
— Что появилось на суше?
—Какие были растения на Земле?
— Кто летал среди громадных растений?
—Кто позже появился в болотистых лесах?
Дети раскладывают карточки по порядку
-Жизнь возникла в воде. Первые живые организмы были очень малы и похожи на бактерии.
-В воде появились более крупные обитатели – водоросли, медузы, кораллы, моллюски.
-В морях стали жить рыбы, а на суше появились первые растения.
-В болотистых лесах появились земноводные- предки лягушек, жаб, тритонов.
3.Сообщение темы и задач урока.
Жизнь на Земле продолжала развиваться, появились вот такие животные.
(На доске силуэты динозавров)
Внимательно рассмотрите изображения.
-Что можете общего отметить?
(Прикрепляю силуэт человека)
-Что вас больше всего удивило? (огромные размеры, необычная форма)
— Всех животных можно назвать одним словом, …. а каким вы узнаете, когда выполните следующее задание.
(Динозавры… попробуем убедиться, выполнив задание)
— Возьмите листочки, зачеркните на них простым карандашом буквы, которые повторяются.
-Ребята, прочитайте, какое слово получилось?
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
ДИНОЗАВРЫ (тему урока открываю на доске)
— А что о них вы хотели бы узнать?
Дети рассматривают на доске силуэты динозавров
-Большие, горбатые, с хвостами, не похожи на современных животных.
-Огромные размеры, необычная форма.
Листок с буквами у д е и ф н м о я з у а м в е р ф ы я лежит у каждого ученика на парте.
-Кто такие динозавры?
-Где жили динозавры?
-Когда жили динозавры?
-Почему у динозавров такие трудные названия?
-Как мы узнали о динозаврах?
4. Знакомство с новым материалом.
Кто такие динозавры…?!
— Мы сейчас посмотрим короткий видеоролик. (Просмотр видеоролика)
-Как вы поняли, кто такие динозавры?
-Что вы узнали о них?
-Когда жили динозавры?
-Почти 220 млн лет назад появились динозавры. Прожили они около 150 млн лет. За это время появилось множество различных видов динозавров: некоторые умели летать и больше походили на птиц, чем на ящериц; одни ходили на двух ногах, другие на четырех, а многие жили в море. Одни могли быть покрыты длинной шерстью, перьями или панцирем. Динозавры принадлежат к числу самых удивительных обитателей земли, многие из них выглядели очень необычно. Одни имели шипы, другие – кожистые или костные воротники, третьи – гребни.
— Хотите узнать, как назывались динозавры? (Слайд 2.) Прочитаем названия динозавров.
— Почему у них такие трудные названия?
-Новым находкам учёные часто дают латинские или греческие названия. По-гречески слово «динозавр» означает «ужасная ящерица» или «ящер». Названия, данные разным видам динозавров, часто указывают на их особенности, напоминают о месте, где были найдены останки, о поведении динозавров или о том, кто его открыл.
-Всех этих животных можно разделить на две группы по типу питания.(Слайд №3)
(Слайд №5)Тираннозавр – крупнейший хищный динозавр, его название означает «царь тираноящеров». Весил – 8 т, длина – 15 м У него были короткие передние лапы. Он нападал на других динозавров.
(Слайд № 6) Раптор. Этот хищный динозавр приходится родней тираннозавру, хотя и гораздо меньше его.
-Что же объединяло хищников?
( Слайд № 7) Растительноядные динозавры.
-Для всех растительноядных динозавров присуще мелкие и ровные зубы и ходьба на четырех массивных ногах.
( Слайд №8) Стегозавр. Будучи растительноядными ящерами, стегозавры нуждались в надёжной защите от хищников. Поэтому на их спинах располагался ряд вертикальных костных пластин, защищавших их позвоночник, а на месте хвоста было 4 острых шипа.
(Слайд № 9)Брахиозавр. Это были огромные растительноядные ящеры, длина их тела превышала 20 м., высота – 12 м., и весили они около 20 тонн, т.е. больше чем 20 слонов. Брахиозавр немного походил на жирафа. Брахиозавру требовалось 220кг пищи каждый день. Брахиозавры глотали камни, которые помогали перемалывать жёсткую растительную пищу, превращая её в питательное пюре.
(Слайд № 10) Трицератопс. У растительноядных трицератопсов, от черепа отходил широкий костный воротник, прикрывавший шею сверху, помимо защищавшего шею костного воротника, было три длинных рога – один на носу и два над глазами. Поэтому, их мирные стада не являлись легкой добычей для живших тогда же страшных хищников.
-Что объединяло растительноядных динозавров?
— Большую часть дня динозавры были заняты добыванием пищи, особенно травоядные, так как в растительной пище содержится меньше питательных веществ. Хищники охотились на травоядных, убивая их с помощью острых зубов и когтей. Если травоядным не удавалось спастись бегством или у них не было защитного панциря, у них не оставалось ни единого шанса на спасение.
Дети просматривают видеоролик.
Делятся впечатлениями. Отвечают на вопросы.