Рассказ о древней греции по карте

Сказки

Урок истории по теме «Древнейшая Греция. Греки и критяне». 5-й класс

Класс: 5

Цели и задачи урока:

Образовательные – Создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий по теме «Древнейшая Греция», способствовать формированию знаний о географическом местонахождении, природных условиях Древней Греции. Раскрыть особенности древнейшего периода развития греческой истории. Продолжить формирование умений работать с картой, учебником;

Воспитательные – создать условия для формирования позитивного личностного отношения к проблемам населения Древней Греции. Используя на уроке самостоятельную работу учащихся в группах обеспечить воспитание таких качеств как умение работать в группах, само – и взаимообучение. Создать условия для формирования умения корректно отстаивать свою позицию в процессе самооценки, взаимооценки.

Развивающие – Посредством использования метода проектного обучения, работы в группах и парах, обеспечить развитие интеллектуальных умений и навыков. Используя на уроке работу учащихся с учебником с целью получения информации, обеспечить развитие навыков работы с книгой, другими дополнительными и научными источниками информации. Развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы, вести диалог, развивать картографические умения. Содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса. Способствовать развитию умений анализировать, выбирать главное, составлять схемы, выстраивать логические цепочки.

Оборудование: Учебник «История Древнего мира. 5 класс», авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, презентация к теме урока, карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», презентация к уроку, дидактические карточки, дополнительная научная и энциклопедическая литература.

Тип урока: Изучение новых знаний с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Дифференциация обучения: задания базового, среднего и повышенного уровня сложности.

Межпредметные связи (опережающие) география: географическое положение, климат и природные условия Греции.

Прогнозируемый результат: Учащихся получили представление об особенностях природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения Древней Греции. В ходе урока формировались коммуникативные (диалог, публичное выступление, общение в группе), информационные (извлечение первичной информации, умение работать с текстом, выделять главное, делать вывод и аргументировать его, обобщать) и компетентность разрешения проблем (умение ставить цели, оценивать свою деятельность и результат работы).

Ход урока

На доске написаны новые слова: Балканский полуостров, о. Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал, Икар.

Приветствие: ХАЙРЕТЕ, ПАЙДЕЙ, КАЛЁЙ КАЙ АГАТХОЙ. Я поздоровался с вами на древнегреческом языке, что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные.

Мотивация. Как вы думаете, почему я поздоровался с вами именно на древнегреческом языке? Сегодня мы с вами совершим путешествие в древнюю Грецию (на слайде тема урока).

Постановка проблемы: Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнейшую Грецию? Что надо знать о новой стране в первую очередь?

Запись плана урока на доске:

Рассказ учителя.

Сегодня мы начинаем изучение новой большой темы – Античность. Эпоха Античности – это период с V–VII вв. до н. э. до V в. н. э., это расцвет Греческого и Римского государств. Более 3,5 тыс. лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена.

Работа с картой и контурной картой. Местоположение Древней Греции (прием «Помоги соседу»). Показ учителем на карте:

– В какой части света находится Греция? Покажите на карте. Не забывайте помочь соседу ориентироваться в атласе.

Древняя Греция – страна на юго-востоке Европы, расположена на Балканском полуострове. Берега полуострова гористые, сильно изрезанные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В морях водится разнообразная рыба и съедобные моллюски.

Подпишите в контурной карте моря, омывающие Древнюю Грецию. Проведите границы на севере страны.

Учитель рассказывает и показывает на карте.

– Какими морями омывается Греция? Подпишите названия морей (Ионическое и Эгейское).

– Назовите и покажите на карте города древней Греции? (Микены, Афины, Тиринф, Пилос).

– Какой город является современной столицей Греции? (Афины).

– Назовите самый большой остров, бывший частью Греции и проведите его границы? (Крит).

Климат Древней Греции. Самостоятельная работа. Приём «Верю – не верю».
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-».

Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.
В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.
Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов.
+ В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима.
+ В Греции нет полноводных рек.
+ Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.
+ Почти все греческие города стоят у моря.

Проверка выполнения задания со слайда. Кто не сделал ни одной ошибки?

Природные особенности страны и занятия населения. Работа в группах.

– Сейчас мы будем работать в 3 группах.

Правила работы в группах: (на слайде)

– Уважай мнение товарища.

– Терпеливо выслушай товарища.

– Любое мнение ценно.

– В каждой мысли есть доля истины.

1 группа. «Мудрые совы».

Я предлагаю вам побыть в роли мудрой совы: самостоятельно прочитайте в учебнике миф «О Тесее и Минотавре», найдите мудрые мысли и выполните задание.

– Дайте краткую характеристику героев мифа о Тесее и минотавре:

– Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.

4 Гибель царя Эгея
2 Решение Тесея отправиться на Крит
3 Поединок Тесее с Минотавром
1 Уплата Афинами дани царю Миносу

– Допишите название сооружения, построенного Дедалом на Крите (лабиринт).

– Найдите и вычеркните лишнее в логическом ряду: Эгей, Тесей, Ашока, Минос, Тутмос, Минотавр.

Читайте также:  Рассказ о православном празднике пасха кратко

– напишите основные занятия древних греков (мореплавание, торговля, ремесло);

– объясните почему море названо Эгейским? (Царь Эгей бросился с обрыва в это море).

2 группа. «Археологи».

Эта группа будет работать с дополнительными вещественными историческими источниками.

– Как вы думаете, почему критские города не имели оборонительных стен?

– Какие основные занятия жителей острова Крит (ремесло: гончарное, ювелирное, строительное, оружейное).

– По фрагментам древнегреческой посуды из города Китей и фотографий сделайте об уровне развития гончарного ремесла.

3 группа. «Ученые»

В истории древней Греции до сих пор остались «Белые пятна».

– Помогите ученым разгадать загадку лабиринта Кносского дворца. Для каких целей был построен лабиринт?

– В чем смысл фресок Кносского дворца?

Поясните свои ответы.

Проведем физкультминутку, прежде чем мы заслушаем выступления трех групп.

– «Защита города». Станьте группой вокруг стола, крепко возьмитесь за руки и покажите соседям, что вы одно целое, крепкое и защищенной государство.

– «Добро». Повернитесь к «жителям соседнего государства» и покажите им жестами, что вы настроены мирно и дружелюбно, готовы к переговорам.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. Учащиеся выступают с результатами своих исследований и дают ответы на вопросы задания, делают выводы.

При выступлении каждой группы на экране демонстрируется фрагмент фильма по содержанию задания.

Подведение итогов урока.

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились!

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Придумайте ассоциации к каждой букве слова «Греция»

Г – греки
Р – религия
Е – Египет
Ц –царь Егей
И – Икар, Илиада, империя, Итака
Я – я люблю историю

Источник

Древняя Греция: обзорный урок 5 класс

Сегодня мы попытаемся окинуть взглядом всю историю так называемой древней Греции. Почему так называемой? Ну потому что то время, которое мы привыкли так именовать, на самом деле представляет из себя целый ряд различных эпох и изменившихся цивилизаций.

Три основных периода Древней Греции

Если перечислять их все по порядку, то можно всю историю Древней Греции разделить на три основных периода:

Как уже было сказано, знакомая нам древнегреческая цивилизация была отнюдь не первой. Задолго до нее, еще во II и III тысячелетии до н. э., существовали сначала минойская, а потом микенская цивилизации. Правда по форме управления и по социальному строю тогдашние государства больше напоминали древнеегипетские монархии или древневосточные деспотии. Именно тогда, в бронзовом веке, возникли первые города, которым впоследствии было суждено стать знаменитыми древнегреческими полисами.

Возникновение нового типа общества

К концу XII века до н. э. эти цивилизации были уничтожены Дорийским вторжением. В последующие века остатки минойской и микенской культур постепенно исчезали с берегов Средиземного моря, а на их месте возникал новый тип общества и государства — полис. Легенды о том, что происходило в конце микенской эпохи дошли до нас благодаря произведениям Гомера. Таким, как например, «Илиада».

К VIII веку до н. э. окончательно сформировалась полисная форма правления, и от этого момента мы отсчитываем начало архаической эпохи. Новая греческая государственность была создана потомками тех самых дорийских и других племен. С этого момента греки Афин, Фив, Спарты начинают воспринимать себя не только как афинян, фиванцев и спартанцев, но и, как собственно, греков.

Формы правления в полисах

Полис стал новым типом государства, городом-государством. Естественно, в разных полюсах существовали разные формы правления:

Причем сторонники различных устройств все время воевали между собой. Но, надо сказать, что если монарх или деспот все-таки приходил к власти, его, как правило, свергали и устанавливали республиканский порядок.

Кстати, гражданами считались вовсе не все люди, кто проживал на территории полиса. Только взрослые и свободные мужчины, которые получили гражданство, а значит и все права, вроде избирательного, по наследству. Надо отметить, что полисы были независимы друг от друга, хотя и признавали свое общее превосходство над не греками, варварами. Объединить Грецию, как это было в микенский период, не удавалось никому до Александра Македонского. Но об этом позже.

Греческая колонизация

Другой важной особенностью архаического периода является великая греческая колонизация. С середины VII века до н. э. греки активно исследуют побережья Черного и Средиземного морей. Надо сказать, что греки никогда не исследовали землю вглубь, ограничиваясь заселением побережья и основанием колоний.

Все это было необходимо только потому, что в самой Греции катастрофически не хватало земли. Ситуация усугублялась еще и тем, что во всех полисах существовал запрет делить землю между наследниками. Благодаря активной колонизации греческая культура и язык стали доминирующими на территории Средиземного моря и античного мира в целом.

Афины

Самым ярким и важнейшим для нас примером древнегреческого полиса можно назвать Афины. Именно в этом городе в VI веке до н. э. зародилась демократия. И немало для этого, в предыдущем VII веке до н. э., сделали мудрец Солон и тиран Писистрат.

Солон провел целый ряд различных реформ, а Писистрат сделал Афины богатейшим государством в Греции. Кроме Афин, также необходимо сказать о Спарте, о государстве уникальном, даже среди древнегреческих полисов и возникшем также в архаический период. Официально оно называлось Лакедемон и было оно на 100 процентов аристократическим. Что это значит? Это значит, что к власти допускались только потомки достаточно ограниченного количества знатных семей. Кроме того все они были воинами.

Читайте также:  Сказки киплинга список всех сказок

В других полисах гражданами считались не только знатные воины, но и многие другие: ремесленники, торговцы и так далее. Население Лакедемона делилось на спартиатов, периеков и илотов. Спартиаты — это те самые знатные воины. Периеки — это люди, которые зачастую не жили в самой Спарте и не влияли на ее политическую жизнь, но могли заниматься ремеслом, торговлей и даже служить в армии. А илоты находились на правах крепостных крестьян и ниже них находились только рабы. Конечно, на Афинах и Спарте список древнегреческих полисов не заканчивается, но эти два примера наиболее яркие.

Олимпийские игры

Знаменитые олимпийские игры, названные так потому, что они проходили в городе Олимпия, также зародились в архаическую эпоху. Они были событием и спортивным, и политическим, и религиозным. Принимать участие в этих играх могли только полноправные граждане греческих полисов. А во время проведения олимпийских игр между различными государствами заключалось священное перемирие. Более того, современное государство Эллида, на территории которого и происходили игры, считалось неприкосновенным.

Эпоха расцвета греческих полисов

К V веку до н. э. окончательно сложился полисный строй, и с этого момента мы отсчитываем эпоху классической Греции. Она была недолгой, но яркой. Именно это время считается эпохой расцвета греческих полисов, и единственным моментом в истории Греции, когда она объединилась перед лицом общего врага. Имеется в виду греко-персидские войны, которые происходили в первой половине V века. Под этим названием объединяется множество военных конфликтов между Персией династиях Минидов и греческими государствами.

Греко-персидские войны

К V веку Персидская империя занимала действительно гигантские территории, от границ Греции на западе до Индии на востоке. Кроме того, в ее состав входили Египет, часть Балкан и часть северной Африки. В 491 году царь Дарий разослал по всей Греции послов с требованием подчиниться. Часть полисов последовали этому предложению, а другие, возглавляемые Спартой и Афинами, отказались. Началась война. А год спустя случилась знаменитая марафонская битва, после которой персам пришлось отступить.

В 486 году до н. э. царь Дарий I умер и на престол взошел его сын Ксеркс. Он вознамерился закончить дело отца и в 80 году начал новую военную кампанию против Греции. И в этом же году произошло знаменитое сражение при Фермопилах, когда несколько тысяч греков сдерживали огромные 200 тысячное войско Персии.

И, хотя битву при Фермопилах до сих пор считают подвигом — это не было решающим сражением. Таким сражением можно назвать битву при Саламине, которая случилась осенью того же года. Это было морское сражение, к которому персы оказались совершенно не готовы в отличие от прирожденных моряков греков.

После этого Греция только активно контр наступала. Правда с 77 года, уже без Спарты, которая вышла из состава союза греческих городов. Именно конфликт со Спартой заставил афинян, возглавлявших этот союз, перестать воевать с Персией в 449 году. А после окончания греко-персидских войн Афины вошли в свой золотой век.

Золотой век Афин

Также эту эпоху называют эпохой Перикла. Тогдашнего фактического лидера Афин. Во многом, именно благодаря проводимой им политики, Афины стали политическим, культурным религиозным центром античного мира. Одновременно Перикл готовился к военному конфликту со Спартой, с которой у Афин сложились крайне напряженные отношения. Это было связано и с выходом Спарты из последней войны и с тем, что в Афинах царствовала демократия, а Спарта была, как мы уже сказали, государством аристократическим, то есть олигархическим.

Все эти разногласия привели к тому, что в 431 году началась пелопоннесская война между этими двумя полюсами за гегемонию в Греции. Пелопоннесской она была названа в честь пелопоннесского союза городов, возглавляемого Спартой. После, примерно, 30 лет напряженной борьбы, Афины оказались проигравшими, а связано это было, в первую очередь, с тем, что они проводили крайне авантюрную и не осторожную политику, в то время как Спарта была осторожна и еще получала финансовую поддержку со стороны персидской империи.

Последствия пелопоннесской войны

Участились различные общественные выступления, политические перевороты и Греция стала еще более раздробленной, чем была раньше. Частично это является причиной, частично следствием так называемого кризиса IV века. Обилие незадействованных нигде солдат, оставшихся после последних войн, привело к резкому росту количества наемников. Многие полисы продолжали грызню между собой за ресурсы и влияния. И начался упадок демократии. В полисах власть все чаще захватывали тираны.

Немаловажной причиной для всего этого оказался кризис рабовладельческой системы. Из-за активного использования рабов различные ремесленники и земледельцы просто не могли конкурировать с крупными рабовладельческим и хозяйствами. Это привело, во-первых, к тому, что меньше людей шло в ополчения, потому что ополченец должен был покупать себе все свое снаряжение сам, а денег на это ни у кого не было.

Кстати, рост количества наемников с этим тоже связан. А во-вторых, увеличилось количество городской бедноты, которая не могла прокормить себя ничем, кроме продажи собственных голосов на выборах, а вот это уже привело к тому самому упадку демократии, потому что голоса стало слишком легко купить. Это время можно назвать временем упадка греческих полисов и временем расцвета соседней северной Македонии.

Македония и Александр Македонский

Сама Македония была царством и греками воспринималась, как варварское государство. В общем-то единственными настоящими греками здесь была только царская семья. И именно здесь начинается последняя в истории Греции эпоха эллинизма и ознаменована она военными походами Александра Македонского, который принял власть от своего отца в 336 году до н. э.

Читайте также:  Рассказы о народных умельцах для детей

20-летний Александр буквально за несколько лет после смерти своего отца укрепил и северные рубежи своей страны и, фактически, подчинил себе Грецию. А в 334 году до н. э. он начал свой знаменитый военный поход на восток и за каких-то 7 лет завоевал всю персидскую империю, в которую входила и территория Египта.

На завоеванной территории, на правах завоевателя, он пытался внедрять эллинистическую греческую культуру. А вскоре после этого, он попытался начать покорение Индии, что впрочем ему не удалось, из-за чего он вернулся в Вавилон и в возрасте 33 лет скончался от болезни.

До конца IV века происходили войны между диадохами, наследниками Александра, и в результате этого великая империя Александра Македонского распалась на множество воюющих, независимых друг от друга государств. Македонию, Селевкию и так далее.

Конец истории Древней Греции

Греческая культура, хоть и нашла себе какое-то место на завоеванных территориях, так и не стала доминирующей. Царский восток остался царским востоком, а Греция осталась Грецией. Хотя и стоит сказать, что эллинистический Египет имел ну очень слабое отношение к Египту древнему.

В любом случае он, как и другие восточные монархии, остался монархией. В ближайшие века эллинистические государства постепенно утрачивали свое влияние на Средиземном море. Пока в I веке окончательно не были завоеваны Римом. Последним был завоёван эллинистический Египет, в результате чего, в I веке до н. э., история древней Греции закончилась.

Источник

Древняя Греция кратко о главном и самом интересном из истории страны

Греция – одно из самых интересных государств с историко-культурной точки зрения. История страны делится на несколько этапов и, вероятно, самым интересным, из них является древний, который охватывает почти 3000 лет, от раннеминойской цивилизации на Крите и до третьего эллинистического периода, завершившегося к 30 году до н.э.

Географические условия

От других государств Древнего мира, а точнее Древнего Востока, Греция отличалась одной весьма интересной особенностью. Ее цивилизация не формировалась в условиях наличия поблизости плодородной долины какой-то крупной реки.

Рис. 1. Древняя Греция.

Ядром древнегреческой цивилизации стала южная часть Балканского полуострова на юго-востоке Европы, восточное побережье Эгейского моря и различные острова его акватории.

Климат в этом регионе был похолоднее, чем в Древнем Египте, а плодородной земли не хватало из-за гор, поэтому греки начали активно развивать мореходство и торговлю с соседями.

В горных районах преобладали пастбища, поэтому получило развитие овцеводство и производство сыра. В Греции хорошо растет виноград, поэтому древние греки были большими специалистами в области виноделия и гончарства, например, производства сосудов для вина.

Из-за малого количества плодородных почв, для Древней Греции была характерна высокая плотность населения, об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. По подсчетам историков, в лучшие времена Древнюю Грецию населяло 10% всего населения планеты в тот период. Особенно высокая плотность населения отмечалась в Аттике и Беотии, то есть вблизи Афин, а также на Кипре и Сицилии. Эти острова греки колонизировали. Недра материковой и островной частей Греции имели богатые залежи глины, мрамора, меди и железа.

Своеобразной границей между двумя частями материковой Греции стал Коринфский перешеек длиной около 6 километров. Собственно Коринф был крупным торговым центром, а к югу от него находились следующие регионы: Аркадия, Элида, Лакония, Ахея и Мессения.

Рис. 2. Карта Древней Греции.

Периодизация и достижения

В древнегреческой истории следует выделить два крупных периода – крито-микенский и полисный. Первый можно отсчитывать с начала III тыс. до н.э. Он завершился к XII веку до н.э. Второй длился около 1000 лет, с XI века до I века до н.э.

В рамках первого периода выделяются две цивилизации – островная минойская и материковая элладская. Поздний этап последней называются также Микенской цивилизацией. В XII веке до н.э. они были разорены и погублены в ходе дорийского нашествия.

Полисный период начался с темных веков. Эти времена также называют “гомеровскими”. Особых достижений в XI-IX веках у греков не было, господствовали родоплеменные отношения. За темными веками последовал архаический этап VIII-VI веков до н.э. В этот промежуток времени греки широко освоили металл, начали формироваться полисные структуры и стали развиваться торговля и мореходство.

Греческие мореходы освоили огромное пространство, от юга Испании до Ливана и до северного побережья Азовского моря. Греки основали множество колоний и превзошли в этом деле конкурентов-финикийцев. Расцвет древнегреческой культуры связан с классическим этапом V-IV веков до н.э. Греческие полисы смогли остановить агрессию огромной державы Ахеменидов, а также они дали мировой истории множество образцов архитектуры и скульптуры, плеяду философов и ученых, первого из историков – Геродота. Однако, полисы проиграли противостояние с Македонией к 338 году до н.э.

Рассказ про Древнюю Грецию будет неполным без упоминания эллинистического периода. Он охватывает около 300 лет и начался с походов Александра Македонского, которые привели созданию огромной державы, от Египта до Памира и реки Инд. После смерти Александра его империя распалась на несколько эллинистических царств – Египет Птолемеев, государство Селевкидов, Греко-Бактрия и Македония.

Рис. 3. Империя Александра Македонского карта.

Что мы узнали?

В школьном курсе историю Древней Греции, кратко о главном проходя в 4-5 классе. Учебник дополняют контурные карты и атлас. В программе 10 класса иногда тоже проходят Древнюю Грецию кратко, в рамках курса истории античных цивилизаций. Из статьи мы узнали о истории страны, о периодизации в истории развития государства.

Источник

Познавательное и интересное