:Журналист Татьяна Строганова
Дружба народов: проверено на детях
Когда дети разных национальностей рассказывают друг другу о себе, они становятся друзьями. А когда они подходят к этому творчески, получается фестиваль, который дарит не только массу впечатлений, но и незабываемое ощущение единения.
Учитель музыки и МХК челябинской школы № 153, специалист тематической смены «Фестиваль культур России» ВДЦ «Орленок», почетный работник образования Елена Ридель знает, как помочь детям выйти из конфликта, как воспитать чувство общности и взаимоуважения.
Однако наш разговор сегодня не только о дружбе, но и об опасностях. Чем привлекают ребят националистические движения? Что спасет мир от вражды народов? Но для начала несколько слов об «Орленке» — для кого-то давно забытом, а для кого-то и вовсе незнакомом понятии.
— Вокал и хореография, песни и танцы. — форма не новая для всероссийского лагеря с 55-летней историей, — рассказывает Елена Николаевна. — На фестиваль культур России, конечно, приглашаются детские фольклорные коллективы страны. Однако уникальность его в том, что треть состава участников — лидеры, не умеющие петь и танцевать, но обладающие даром инициативы и активности. И когда эти дети оказываются вместе, получается очень интересный результат.
Всероссийский фестиваль культур России проходит раз в год в сентябре во всероссийском детском центре «Орленок» в лагере «Комсомольский». Автор идеи его проведения и организатор челябинец — директор центра социально-образовательных инициатив «Со-действие», доцент кафедры воспитания и дополнительного образования ЧИППКРО, кандидат педагогических наук Игорь Николаев.
Фестиваль — творческая форма взаимоотношений детей разных национальностей. Иногда приезжают коллективы, в которых ребята не говорят по-русски. Но даже они имеют возможность рассказать о своем регионе — танцуют и поют. А помогают им подготовить выступление хорошо говорящие лидеры из других регионов.
Когда ребята приезжают на фестиваль впервые, они ждут, когда же начнется конкуренция. Они привыкли работать в системе жесткого отбора и состязаний. Но дело в том, что соревновательной системы там в принципе нет. Безусловно, есть коллективы сильные и слабые. Но ребята учатся друг у друга, общаются в свободном формате.
Рассказывая друг другу о своем регионе и о своей жизни, дети становятся друзьями. Но если бы речь шла просто о дружбе, это была бы обыкновенная лидерская тематическая смена. Здесь же происходит интеграция. Ребята часто ходят в народных костюмах, говорят на своем языке, непроизвольно пропагандируют свою национальную культуру.
Когда наступает день презентации делегации Татарстана, все уже ждут Сабантуя. Многие не догадываются, что это слово обозначает, но все знают, что будет весело и вкусно.
— Однажды на завтраке юные представители делегации Татарстана всем ребятам на руке написали по-татарски «я тебя люблю», — вспоминает Елена Ридель. — Эта фраза вмиг стала слоганом смены, и когда ребята прощались, говорили друг другу эти слова вне зависимости от национальности. Вот такое взаимопроникновение культур в ненавязчивой форме.
А когда дети поют, воспитательный эффект во много раз сильнее, чем когда им говорят что-то с наставнической интонацией. В конце смены все без исключения ребята участвуют в большом гала-концерте. В зале — только гости, представители других лагерей.
Режиссер учитывает индивидуальность каждого коллектива, национальную составляющую. И вот когда закрывается занавес — такое ликование начинается! Все в народных костюмах, все друг друга обнимают, и абсолютно все равно, кто ты по национальности. Хотя начинается порой все очень непросто.
— Челябинцы — парни суровые, в «Орленке» сразу начинают всех строить, организовывать. В первые дни смены нередко происходят столкновения с ребятами с Кавказа. Дети-то все отборные, хорошие, просто те мальчишки с жестким темпераментом и чувством собственного достоинства и наши лидеры привыкли к четкому соблюдению правил. Идет притирка.
В одной из смен наши достаточно долго конфликтовали с ингушами. А потом был день Большого Урала и южноуральцы решили рассказать ребятам, что такое Аркаим. Для выступления потребовались удары языческих инструментов. Я посоветовала обратиться к ингушам, у которых были национальные кавказские барабаны — доули. При этом мальчики играют профессионально, с трех-четырех лет начинают заниматься. Договорились, и получился. урало-ингушский Аркаим. После этого конфликтов не было. Всех объединила творческая деятельность.
Мы живем в информационном мире, к сожалению, недобром. И конфликтная составляющая слишком часто в наше время подчеркивается. Дети это впитывают. Нам, взрослым проще, у нас уже есть идеалы, сформировавшиеся представления. Если кто-то плохо говорит о Кавказе, не приму это за чистую монету, потому там живет огромное количество моих друзей по тому же «Орленку», и я обожаю этих людей! У детей нет такого социального опыта, поэтому они очень часто информацию понимают дословно. «Плохие? Все понятно».
Я вам скажу, почему хорошие ребята попадают в националистические движения. Потому что они ведомы добрыми намерениями. Я поинтересовалась однажды у такого парня: «Что привело тебя в эти ряды? Ты же здравый человек, живешь на Урале. Здесь нереально говорить о какой-то вражде. Здесь не выжить с такими разговорами!». «Мы против чужих! Я защищаю свою страну», — ответил он. Красиво звучит? Александр Невский буквально! А вот от кого защищает и что вкладывается в понятие «чужие» — вопрос.
Детская безграмотность в плане национальных культур и обрядов, устройства нашей страны и ее истории приводит к тому, что ребята очень легко попадаются на громкие и красивые слоганы. Я убеждена, что мир от национальной розни спасет культура. Не искусство, потому что оно все-таки народу по большей части не принадлежит, и именно культура, откуда искусство, собственно, родом.
— Хорошо бы, чтобы это поняли политики и повернулись, наконец, к культуре лицом.
— Знаете, когда я бываю в «Орленке», мне кажется, есть это понимание. Там много бывает представителей администраций всех уровней и правительства, которые говорят правильные вещи.
А еще дети там отдыхают не только от электронных игр, но и от негативного информационного давления. В первый же день пребывания у них забирают телефоны (не то, чтобы насильно, придумываются различные педагогические ходы). Там нет радио и телевидения. В течение четырех дней идет настоящая ломка, поскольку наши дети уже настолько информационно зависимы! Но потом эти телефоны становятся ненужными.
Иногда только просят у вожатой, чтобы позвонить домой. Слово «толерантность» там вообще не звучит. Никто никогда не говорит, что народы должны дружить. Но всю смену на мачте развеваются флаги городов, в финале их спускают под аплодисменты ребят, которые забирают свой флаг с собой или дарят друзьям. Тех ребят, кто не готов к этой системе, она быстро перестраивает. Я даже вынуждена на обратном пути предупреждать: «Ты поосторожней сейчас! Приедешь, захочешь все перевернуть, сделать мир прекрасным и добрым, как было „там“, а здесь-то ничего не изменилось. » В итоге некоторое время уходит на адаптацию.
Я думаю, модель «Орленка» жизнеспособна и в общемировом плане. Очень важна аура совместной деятельности. Когда люди заняты делом, им некогда думать о вражде. А вот бездельники — хороший материал, просто пластилин, лепи солдат, воинов. Особенно это касается молодых людей 16 — 17 лет. Энергии, силы, агрессии вагон, а дела нет.
Конечно, держать педагогическую линию обороны дружбы и мира в условиях информационного национального раскола достаточно сложно. На своих уроках я много говорю о религиях. Виноваты ли они в расколе?
На самом деле враждебно настроенных религий просто не существует. Это чистой воды прикрытие. Вообще обмануть легко малообразованных людей. Поэтому чем больше наши дети знают, чем больше о национальностях с ними говорят, тем больше они защищены от конфликтов.
— А от несчастной любви есть способ защититься в «Орленке».
Когда мальчики из Кабардино-Балкарии заходили в столовую, никогда не снимали головные уборы. Им делали замечания, объясняли, что так не принято. «А у нас не принято, чтобы мужчины снимали головные уборы в общественных местах», — отвечали они. «Но ведь у вас на голове не национальные уборы, а обычные спортивные бейсболки, к тому же с иностранным текстом», — убеждали вожатые. И когда через 21 день пришло время прощаться, мальчики из Нальчика сняли бейсболки и подарили их девочкам из Липецка, представлявшим русский народный фольклор. Любовь?
Еще был случай: кавказец влюбился в славянку. А в ее делегации маленький мальчик сломал ногу. Так вот кабардинцы таскали этого мальчика 20 дней на себе практически (а там территории огромные). Только бы быть рядом. Детскую любовь победили расстояния, а вот дружба между мальчишками сохранилась до сих пор.
У детей нет и не может быть национальной вражды. Суть конфликтов: либо что-то делят, либо межличностные отношения выясняют. Другое дело — легче всего сказать: «Он меня не понимает, потому что нерусский». Но стоит только копнуть — поймешь, насколько интересен человек.
Я ничего о Грузии до определенного момента не знала, но до сих пор помню, как мы с мамой шили из дешевого ситца грузинский костюм для фестиваля 15 республик, который в школе проводился. Мне приятно, что я его когда-то надевала. Теперь при слове «Грузия» это первая ассоциация. Вторая — это уже грузинская кухня. У каждого народа свои вкусности. И в этом плане, к счастью, много хороших телепередач. Кухни-то как раз не воюют, а объединяют. Еще один пример, кстати, когда культура сближает. А в целом ситуация очень непростая сегодня. И она какая-то искусственная, неграмотная.
— Тем не менее, вы с оптимизмом смотрите в будущее «национального вопроса»?
— Я вообще оптимист. Смотреть в будущее с пессимизмом учителю категорически нельзя — надо увольняться тогда. Мы уральцы. У нас настолько перемешаны национальные колориты, что говорить о национальной вражде странно. С кем воевать-то? Стоит поинтересоваться историей своего рода — кого там только нет! Когда кто-то заявляет о негативном отношении к какой-то конкретной национальности, впору самому задуматься, где пройти обследование.
Радикально настроенным ребятам, которые были в моей практике, всегда говорила: «Тогда первой твоей жертвой должна быть я. Потому что фамилия немецкая». Сразу в ступор впадали, не знали, что с этим делать. Обычно у этих мальчишек были сложные отношения с родителями. Вот и уходили туда, где их как будто понимают. Но, слава Богу, ребята успешно выросли из этого состояния, влюбились, женились, создали прекрасные семьи, стали замечательными папами. Жизненный опыт поменял их взгляды. А на Урале такого опыта предостаточно. Ты можешь встретить огромное количество хороших людей других национальностей, с которыми тебя неразрывно свяжет жизнь.
Конспект занятия по формированию толерантности «Мы — дети разных национальностей» в подготовительной группе
Анастасия Гусева
Конспект занятия по формированию толерантности «Мы — дети разных национальностей» в подготовительной группе
Образовательная: Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Воспитательная : Воспитывать чувство уважения друг к другу, обычаям, традициям и культуре разных народов. Воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.
Развивающая: Продолжить формирование толерантного отношения воспитанников между собой, способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между сверстниками. Изготовление «дерева толерантности».
Ход занятия:
– Встречаясь, мы говорим друг другу «здравствуйте». Что обозначает это слово?
Дети:– Мы желаем здоровья!
В: – Верно, этим словом мы желаем друг другу здоровья, добра, мира. Люди разных континентов, стран, национальностей при встрече тоже говорят здравствуйте, только на своем языке. Вот посмотрите а какая страна здесь изображена?
Россия – многонациональное государство. В ней проживают люди 160 национальностей: русские, башкиры, кабардинцы, калмыки, чуваши, якуты, ингуши… да разве всех перечислишь! Но все они – россияне. Россия – их родина.
Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья
Куда не глянь – везде друзья!
Посмотрите на это символ, кто на нем изображен? (Дети разных национальностей).
У каждого народа, каждой нации есть что-то своё, интересное и характерное. Конечно, невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. Что же нам делать? Как вы думаете?
Название: Собери чемодан.
Цель: Развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.
Возраст: подготовительная группа
Содержание: Дети садятся, образуя круг.Педагог говорит: «Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий говорит, что взял второй и добавляет свой и так далее. Повторятся нельзя.
КАРЕЛЫ. Республика Карелия. Столица — Петрозаводск. Язык у них карельский. Посмотрите какие у них национальные костюмы. Любимое блюдо – уха. Каждый год они отмечают праздник День народного эпоса «Калевала».
ТАТАРЫ. Республика Татарстан. Столица – Казань. Язык – татарский. Посмотрите какие у них костюмы.Популярные блюда татар: шурпа, плов, пельмени, пахлава, чак-чак. Татарский праздник – Сабантуй.
БАШКИРЫ. Республика Башкортостан. Столица –Уфа. Язык – башкирский. Посмотрите какие у них костюмы. Традиционные блюда — мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама). Весенний праздник – Каргатуй. Так же как татары празднуют – Сабантуй.
ЧУВАШИ. Республика Чувашия. Столица – Чебоксары. Язык – чувашский. Вот их костюмы. В национальнойкухне главное место отводится блюдам из ржаной муки: кислому хлебу, лепешкам, пирогам с мясной и рыбной начинкой (хуплу). Традиционным чувашским угощением является колбаса – шарттан. Праздник плуга – Акатуй.
КАЛМЫКИ. Республика Калмыкия. Столица – Элиста. Язык – калмыцкий.
Вот костюмы. Основа питания — мясо и молоко.Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде. Праздник весны – Цаган сар.
Вот мы с вами узнали про несколько наций живущих в России. Но как вы помните что, все они – россияне. И Россия – их родина. А значит у всех нас один герб, флаг, гимн, президент и др. и я вам предлагаю сегодня сделать наш общий флаг.
Конспект индивидуального занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Сложение и вычитание чисел в пределах 10» Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Цели и задачи занятия:.
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Толерантности» Конспект интегрированного мероприятия для детей подготовительной к школе группы по теме «Путешествие в страну Толерантности» Разработала:.
Конспект занятия «Международный день толерантности» в старшей группе ]Тема дня: «Будем жить друг друга уважая». Девиз дня: «Доброта спасёт мир», «Не важны для нас цвет кожи и цвет глаз – игра объединяет нас!».
Конспект НОД по развитию толерантности в средней группе «Традиции чаепития у разных народов» Конспект НОД по развитию толерантности в средней группе «Традиции чаепития у разных народов» Подготовила и провела воспитатель Маланина.
Конспект совместной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе «Страна толерантности» Цель: 1. Учить детей доброжелательно относиться друг к другу. 2. Формировать доброжелательные чувства, положительные эмоции через ласковые,.
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе: «Путешествие в страну Математика.
Конспект занятия по воспитанию толерантности в средней группе «Дружные ребята» Конспект занятия по толерантности в средней группе «Дружные ребята» Цель: развивать у детей коммуникативные навыки общения. Задачи: 1. Учить.
Конспект занятия в подготовительной группе «Как дети дружбу спасали» «Как дети дружбу спасали» Цель: формировать дружеские взаимоотношения в группе, сплочение детского коллектива. Задачи: Образовательные:.
Проект по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста «Доброта спасет мир» Толерантность. Что это такое?- Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это всё земное. То, на чём стоит планета вся». Проектная деятельность.
Сценарий праздника дефиле «Костюмы разных национальностей нашей группы» Цель: Прививать чувство прекрасного; Интерес к костюму другой национальности; Расширять кругозор; Уважение и толерантность к другой национальности.
Мероприятие по воспитанию толерантности «Народов много — дружба одна»
Юрикова Елена
Мероприятие по воспитанию толерантности «Народов много — дружба одна»
«Народов много – дружба одна!»
Цель: формировать у детей представление о дружбе между людьми разных национальностей.
• Познакомить с элементами разной культуры народов, проживающих рядом;
• Показать, в чём состоит различие и сходство людей разных народов;
• Продолжать работу по расширению кругозора и словаря у детей;
• Развивать логическое мышление, внимание, диалогическую и монологическую речь;
• Воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей республикой, Великой страной Россией.
Оборудование: рисунки, фото достопримечательностей, музыка, презентация, шарики (бел., красн., желт., син.)
1 Ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, гости! Мы рады приветствовать вас на мероприятии «Народов много – дружба одна». 16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности, которая провозгласила, что все люди на планете различны, но равны в своих достоинствах и правах. (Слайд 1)
2 Ведущий: Терпимость означает уважение, понимание богатого многообразия культур мира, языка, общение с людьми и миром с добротой, любовью, терпением. (Слайд 2)
1 Ведущий: Давайте продемонстрируем свое понимание дружбы. Ра-а-аз Возьмемся все за руки!
Два-а-а Теперь все вместе качаемся дружно, сначала на право,
Три-и-и а потом налево, руки не отпускаем друзья!
2 Ведущий: Спасибо всем, вы подарили и свет, и дружбу, и улыбку в этом зале!
Спасибо скажем другу, лучше мы скажем это аплодисментами тоже только по моей подсказке.
1 Ведущий: Дорогие друзья! Сейчас вы увидите разноцветье красок и жанров, песен и музыки, народных костюмов – настоящую радугу. Для этого нам не понадобится дождь! А помогут создать это разноцветье наши участники на нашем празднике Дружбы Народов.
3 Ведущий: У каждого народа свой язык, свои обычаи, своя культура, но при этом у всех людей есть общее – все они хотят жить в мире, радоваться, смеяться, дружить и встречаться друг с другом.
У нас у всех одна Родина – Россия.
Будь терпимым ко всему иному
К вере, взглядам, мыслям и одеждам
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Что мы можем жить такие разные,
В этом мире вечного движения
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения.
3 Ведущий: (Текст произносится на фоне слайдов 5-11, на экране появляется картина горных районов и промышленных центров республики Алания)
Среди просторов нашей большой страны есть край, где мы живем, где наш дом родной, где земля родная. Интересен и многолик город Владикавказ. Выросший из крепости, основанной для защиты горских народов, он стал родным для многих людей самых разных национальностей. Традиции различных народов, их культура, особенности архитектуры нашли свое место в истории города, удивительно гармонично соединив Восток и Запад, Европу и Азию.
4 Ведущий: (Слайды 12-24, на экране появляется картина празднования национальных праздников)
Осетинский народ – поистине уникальный народ, который наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Осетинский народ продолжает отмечать языческие праздники, верить в многочисленные народные приметы и предания.
3 Ведущий: Какой же праздник без музыки?
(Обучающиеся 9 классов исполняют мелодию на доуле на фоне демонстрации слайдов 25-26)
(Текс с представлением осетинского национального блюда дзуаката, слайды27)
Мы – семья и мы – друзья.
Мы – народ, и мы едины,
Вместе мы непобедимы.
Более 90 национальностей проживают и трудятся в нашем городе. Все мы живем как одна большая семья. Население по национальности в городе довольно пестрое. Большую часть жителей Владикавказа составляют представители титульной нации Республики Алании – осетины. Их доля в общей численности населения столицы приблизительно равна 64%. Численность русских во Владикавказе не превышает 25%.Численность других национальностей значительно меньше: армяне – 3,5%, грузины – 2%, остальные национальности 5,5%. Это ингуши, азербайджанцы, украинцы, греки, кумыки, турки, кабардинцы, чеченцы, цыгане, татары, евреи и даже корейцы.
У всех народов разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди и общаясь друг с другом, становимся богаче, перенимая у других полюбившиеся блюда, оформление одежды, игры и развлечения.
Существует много народных пословиц о дружбе.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (русская народная пословица)
Какие вы знаете, ребята?
(«Хороша вещь новая, а дружба старая» (азербайджанская)
«Друзья познаются в беде» (русская)
«С другом быть – никогда не тужить» (татарская)
«Птица сильна крыльями, а человек дружбой» (татарская)
«Дружба силы прибавляет,
Дружба храбрости дает» (хантыйская)
«Если дружба велика,
Будет Родина крепка» (русская)
— То, что мы видим своими глазами – истинно, а то, что слышим ушами, далеко не всегда правдиво.
Чтобы в должной мере понять каков же народ Грузии, радушный и самобытный, настолько же древний и прекрасный необходимо и смотреть и слушать.
3 Ведущий: (Слайд30-42, демонстрация видов Грузии под музыку песни «Тбилисо»)
Грузия – это удивительная страна, многие даже никогда не побывавши здесь, практически с детства наслышаны о грузинской культуре их радушии и кухне.
Ребята пришли к нам не с пустыми руками
(Ученики 8 класса держат блюдо с грузинским десертом. Слайды 43-45)
Одно из грузинских блюд – чурчхела, ее еще называют «грузинским сникерсом». Называют так потому, что очень похожа чурчхела на своего заморского всемирно известного родственника – снаружи темная оболочка, внутри орехи. Наружная масса изготавливается из виноградного или гранатового сока. Чурчхела – одно из обязательных блюд на новогоднем грузинском столе. Сегодня мы его представляем вам.
(На сцену выбегают скоморохи, слайд46)
1. Много есть у нас талантов,
И певцов и музыкантов.
Любим пляску удалую,
И частушку огневую.
2. Эй, девчонки – хохотушки,
Чтоб порадовать гостей.
Частушки. (частушки в исполнении учеников 8-х и 9-х классов, слайд47)
Мы с весёлой песней дружим,
И по-русски говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
2. Между ёлок, между сосен
Бежит быстрая река!
Наша родина – Россия
Нет прекраснее тебя!
3. Дружба крепнет с каждым днём,
Классно мы друзья, живём!
Интересно в мире жить
Без вражды и без войны.
4. Процветай, Россия, наша,
С нами ты не пропадёшь!
А с весёлою частушкой-
(Выходит ученица 9 класса с блюдом блинов, слайды 48-55)
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу. Наше мероприятие проходит на масличной неделе.
Ни одно застолье на Руси не обходилось без блинов. Традиционно их пекли из гречневой муки. Теперь в основном из пшеничной. Ели блины с маслом, со сметаной, шкварками, с салом, маком, медом, вареньем, брусникой, семгой, икрой – не перечислить всего!
4 Ведущий: Без пляски задорной и праздник не ярок.
Встречайте друзья, танцевальный подарок.
(Танец «Березки», слайд 56)
3 Ведущий: (Слайд 57, на экране флаг и герб Армении)
Этот народ с интересной и тяжелой судьбой и богатой своими традициями радует нас своими шутками, влияет на наше сознание великой культурой.
По обычаю гостеприимства, дорогих гостей угощают самыми вкусными блюдами. Вот представители армянского народа пришли к нам в гости и не с пустыми руками.
(Слайды 58-60) (Ученики8 класса выходят с блюдом пахлавы)
Есть блюда, которые многие народы считают своими. Так и пахлава, которая считается издревле турецким десертом. Несмотря на то, что она нашла себе место во множестве стран, но опровергнуть тот факт, что эта сладость исконно турецкая, невозможно. Некоторые старинные сладости Греции также назывались пахлавой и считались византийским десертом. Армянский народ тоже перенял этот десерт, и привнес в его состав различные виды орехов и по праву считает это блюдо своим.
Визирь (Слайд 61, ученик 8 класса)
Я жил и правил пять веков назад,
Но нашей с вами встрече несказанно рад.
Кругом такие радостные лица,
И поколеньем вашим я могу гордиться!
Настало время – ты сейчас
Зачти правителя указ.
Народной дружбы и любви.
Храни его и стар и млад,
Жемчужина в оправе-
Без войн и распрей
Для народов – рай.
Здесь турк, татарин,
Русский, украинец и грузин
Равны друг перед другом
И вам, младые, надо сохранить,
Народной дружбы золотую нить.
Потомки, это вам, берите,
И как зеницу ока берегите.
Ну, а теперь для всех от меня сюрприз.
Восточные красавицы со своим танцем.
(Восточный танец в исполнении учеников 9 классов)
Мы все разные! Мы говорим на разных языках, поем разные песни.
2 Ведущий: Но все мы равные! Мы одинаково любим свой город, свою республику и хотим быть счастливыми.
1 Ведущий: Просим на сцену участников сегодняшнего мероприятия.
2 Ведущий: За руки возьмемся, станем в круг,
Каждый человек, человеку друг,
Мы будем в мире, дружбе жить,
И нашей дружбой крепкой дорожить!
2 Ведущий: Ведь раздоры, слезы, войны, людям вовсе не нужны!
На Земле, и в каждом доме пусть звучит веселый смех.
(Ребята вместе с педагогами поют песню о Владикавказе)
Владикавказ-горят твои огни в глазах у нас,
Мы твой покой сумеем сохранить!
Ты спи мой город отдыхай,
Во сне о радости мечтай,
Настанет время час пробьет
И счастье снова к нам придет.
Воздух твой нам силы придает
Из-за гор Бог солнце нам дает,
Где бы ни был я, город мой родной,
Навсегда останется со мной.
Испокон веков крепостью ты был,
Ни один народ тебя не покорил!
Ты в своих стенах воинов растил-
И до наших дней ты это не забыл.
Владикавказ-горят твои огни в глазах у нас,
Мы твой покой сумеем сохранить
Ты спи мой город отдыхай,
Во сне о радости мечтай
Настанет время час пробьет
И счастье снова к нам придет.
«Мы-будущие защитники». Мероприятие по патриотическому воспитанию для детей второй младшей и средней группы В начале праздника дети под строевую музыку входят в зал Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами праздник, посвященный «Дню защитника.
Фотоотчет о мероприятиях по воспитанию толерантности в средней группе Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и.
Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!» По всей стране идет массовая сдача нормативов ГТО. Конечно каждый из нас помнит, как мы в школьные годы сдавали нормативы, и нам казалось,.
Фотоотчет о проведении Дня толерантности Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное, То, на чем стоит планета вся». Международный день.
Классный час в 4 классе «Космонавтом хочешь стать? Надо много-много знать» Подготовила учитель начальных классов МОО «ОШ №8 г. Енакиево» МОО «Общеобразовательная школа №8 города Енакиево» Классный час в 4-А.
Конспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – Воспитывать у детей любовь и уважение к людям разных национальностей. Расширять знания об их жизни, обычаях. Развивать способность.
Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности» Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не.
Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.
Сценарий праздника «Фестиваль Дружба Народов» в подготовительной группе Сценарий праздника «Фестиваль Дружба Народов» Подготовительная группа. Дети выходят под музыку и поют песню (затем уходят на свои места).