Дворянство в России
Согласно историческим сведениям зарождение дворянства началось ещё в XII веке. Положение дворян быстро упрочнялось. Представители данного сословия составляли большую часть государственного управленческого аппарата. Февральская, а затем Октябрьская революция привели к тому, что дворянство прекратило своё существование.
Дворянство на Руси
До XII века на территории Русского государства существовала единая княжеская дружина, которая была своего рода корпорацией служилых людей. В самом начале XII столетия произошёл распад единого сообщества на региональные. У князей на регулярной службе состояла только часть дружинников. К описываемому периоду из них образовались княжеские дворы. В них состояли члены двух социальных групп – бояре и дворяне. Бояре были представителями высшей знати. Они являлись советниками князя и членами его старшей дружины, имели собственные земли. Дворянами были вольные слуги князя, являющиеся членами его двора.
Положение дворян изменилось только в XIV веке, когда они стали получать земельные владения. Первоначально дворяне могли их получить только за заслуги на военной службе. В XIV–XVI веках положение этого сословия начинает становиться более прочным, что стало результатом появления помещиков-землевладельцев. Когда к Русскому государству были присоединены Новгородские земли и Тверское княжество земли, конфискованные у местных вотчинников, были отданы дворянам за их службу. После того как была введена поместная система, дворяне стали пополнять армию, поставляя солдат из своих крестьян. В прошлом это делали только бояре, которые в XVI веке были ещё высшим и правящим классом. Дворяне тогда ещё не имели статус сословия – их называли «служилым людом». Однако это уже была привилегированная прослойка общества. В течение XVI века увеличивалась численность княжеского двора, а также его роль.
Отдельным сословием выделились потомки боярских семей, которые, сами боярского звания не получили. Здесь была своя иерархия. Самым низким слоем были «городовые дети боярские». Они не ходили в отдалённые походы, а несли службу на месте, где проживали. Наверху такой иерархической лестницы стояли «дети боярские» – «дворяне», которые состояли на военной и административной службе.
При Иване Грозном был взят курс на создание централизованного государства, которое должно было опираться на дворянство. Позиции боярской аристократии стали ослабевать. В 1550 году по распоряжению монарха 1000 московских дворян получили поместья вокруг Москвы в радиусе 60-70 километров. Ещё через 5 лет права бояр и дворян полностью уравнялись, включая наследование.
Положение дворян в Российской империи в XVIII веке
В 1722 году Пётр I, стремившийся подогнать государственное устройство под европейские образцы, издал закон, диктующий порядок госслужбы (Табель о рангах). Награды прежними аристократическими титулами прекратились. Таким образом, боярство было упразднено. Слово «боярин» стало звучать как «барин». В простонародье так называли всех аристократов. Чины на основании принадлежности к дворянскому сословию больше никто не получал. Для этого нужно было проявить себя по службе. Пётр I дал право на дворянство всему офицерскому составу. Благодаря табелю о рангах, любой купец, представитель посадского люда, разночинец и даже государственный крестьянин имел возможность выслужиться и получить дворянство. Дворяне подразделялись на потомственных и личных.
Утверждение дворянства стало толчком к развитию образования. В то время русский народ был в своём большинстве неграмотным, в том числе и дворяне. Пётр I вёл активную борьбу с этой проблемой. Он отправлял дворян учиться в Европу, а в случае неповиновения запрещал создавать семью и даже грозил отправить в солдаты. На территории России создавались различные учебные заведения. Детям нанимали гувернеров-иностранцев для обучения на дому.
Первое время дворяне могли состоять только на военной службе и притом пожизненно. В 1736 году этот срок стал равняться 25 годам. В 1740 году представителям дворянского сословия давалось право поступить на гражданскую службу вместо военной. В 1762 году Пётр III разрешил дворянам вообще нигде не служить, однако после прихода к власти Екатерины II служба снова стала обязательной. Однако в 1785 году дворяне опять были освобождены от такой обязанности. Таким образом, дворяне полностью стали свободными от каких-либо обязательств перед государством и властью. Им даже было дано право поступать на службу за границей.
После того как государственная служба перестала быть обязательной, стало набирать вес поместное дворянство, представители которого постоянно проживали в своих имениях. Некоторые из них стали заниматься торговлей, открывать собственные дела, приобретать промышленные предприятия. В 1766 был образован институт предводителей дворянства.
В XVIII веке дворянское сословие стало оказывать первостепенное влияние на формирование и развитие различных культурных достижений. Они заказывали строительство дворцов и особняков. На своих землях дворяне создавали целые архитектурные шедевры с парками и озёрами. Жильё состоятельных аристократов украшали картины известных художников (нередко иностранных). В парках стояли скульптуры, имеющие огромную ценность. Культурный уровень страны также повышался благодаря этому сословию – множество литературных, музыкальных, живописных шедевров было создано дворянами. Им же Россия обязана созданию гениальных на то время инженерных достижений.
Дворянское сословие в XIX – начале XX века
В первые десятилетия XIX века представители дворянства стали оказывать существенное влияние на развитие общественного мировоззрения. Благодаря им в Российской империи возникали различные общественные движения. После войны с Наполеоном Бонапартом среди них стали появляться республиканские мировоззрения. Представители сословия становились членами тайных обществ, деятельность которых была направлена против правительства, что привело в 1825 году к декабрьскому восстанию.
В XIX веке дворяне стали отходить от привязанности к земле. Источником дохода большинства из них стало жалование. Их позиции тогда были ведущими в органах управления. После падения крепостного права дворяне потеряли приличные площади своих земель, а их позиции в социальной и экономической сферах пошатнулись. Положение усугубилось аграрным кризисом, который произошёл в конце XIX века, а также стремительным развитием капиталистических отношений.
Контрреформы конца XIX века ненадолго улучшили роль дворян, которые служили в местных органах власти. Их экономическое положение государство пыталось поддержать. Одной из таких мер было создание в 1885 году Дворянского банка, предоставляющего дворянам кредиты на льготных условиях. Однако количество помещиков продолжало стремительно сокращаться.
В начале XX века вплоть до Февральской революции дворяне участвовали в деятельности Государственной Думы. Они были членами различных политических течений. В 1906 году представители этого сословия создали организацию «Объединённое дворянство», состоявшую из поместных дворян. Члены этого общества защищали интересы и привилегии дворянского сословия, которые складывались на протяжении всей истории.
После того, как произошла Февральская революция, представители дворянства стали членами Временного правительства. Однако никакой самостоятельной роли в сложившейся политической обстановке это сословие больше не играло. В 1917 году дворянство было полностью ликвидировано новой властью. Его представители полностью потеряли все права, в том числе и собственности на землю. Большинство дворян в этот период покинуло свою родину, а те, которые остались, после прихода к власти Сталина подверглись репрессиям.
Привилегии, которыми обладали дворяне
Привилегии дворянства в различные периоды времени были разными:
Имена тех, потомственных дворян, которые имели имения на территории какой-либо губернии, вписывались в родословную книгу последней. Если у дворянина не было недвижимости, то его имя заносили в книгу той волости, где были имения его предков. Если дворянин не был потомственным, то есть получил титул не по наследству, а в результате выслуги или пожалования, то он сам имел право выбрать губернию. Личные дворяне (те, которые получили дворянский титул за какие-то заслуги, но не имели права передать его по наследству) не вносились в родословную книгу. Их имена записывались в обывательскую книгу. Такие люди приравнивались к почётным гражданам.
Дворянское воспитание и образование
Домашнее воспитание и образование
Дворян, с самого раннего возраста готовили к исполнению социальной роли. Именно заботами о будущем своих детей руководствовались родители, подбирая для них надлежащие методы воспитания и программу первоначального образования.
Поскольку роли у мальчиков и девочек были разные, то воспитание подразделялось на женское и мужское, точно так же, как и образование.
Во многом качество воспитания и образования зависело от средств, которыми располагает семья, а так же от того положения, которые занимали родители в обществе.
Общепринятые нормы дворянского воспитания сложились лишь к XIX веку и включали в себя обязательный контроль над ребенком старших членов семьи, нянек, гувернеров, учителей.
Няня приставлялась к малышу сразу же после его рождения. В ее первоначальные обязанности входило следить за чистотой детской и гигиеной младенца. Она следила за чистотой и состоянием белья, детской посудой, освещением и отоплением, командовала приставленной к детской прислугой и присматривала за кормилицей. [1]
С. В. Капнист-Скалон очень тепло вспоминала свою няню в мемуарах:
«Мы жили с няней, старушкой доброй и благочестивой, которая, выкормив грудью и старшую сестру мою, и старшего брата, так привязалась к нашему семейству, что, имея своих детей и впоследствии внуков, не более как в 14 верстах, не оставляла нас до глубокой
Что касается мальчиков, то няня была с ними лишь до определенного возраста. Обычно до пяти лет. После чего к нему приставляли «дядьку» — по сути своей, тоже няньку, только мужского пола, в чьи обязанности входило привносить в первоначальное воспитание дворянина мужской элемент. [3]
Своих «дядек» с благодарностью вспоминали поэты А.А. Фет и А.С. Пушкин.
«Дядька» А.С. Пушкина, Никита Козлов, был при своем воспитаннике одновременно и камердинером, и дворецким, и оставался в этом качестве при Пушкине практически всю жизнь поэта.
Н. Т. Козлов был старше Александра Сергеевича примерно на двадцать лет и стал дядькой еще молодым человеком. Служил он Пушкину и до лицея, и
По воспоминаниям дворянского офицера А. М. Загряжского, он очень сильно мучился в учебе по вине некомпетентного «дядьки»:
«Приказано ему было, чтоб я под его надзором продолжал учение, что он и исполнял в точности. В это время я едва мог читать и худо писал, но в назначенное время он меня сажал читать, сам сидел безотлучно, повторяя: читайте, батюшка. Я не знал, что читал, а он не понимал, и оба проводили так часы моего ученья. Потом заставлял писать, уговаривая
Во второй половине XIX века традиционный институт нянек и «дядек» уходит в прошлое. Это связанно с раскрепощением крестьян и разорением дворянства. Как правило, кормилицы, няни и «дядьки» избирались из числа крепостных (в основном у поместного дворянства), иногда нанимались специально обученные люди, иностранцы или даже дальние родственники. Когда же произошел коренной перелом в дворянской, традиционной среде, воспитание детей легло полностью на плечи родителей, в большей степени матери, так как позволить няню себе могли не все, как и содержать родственников-помощников.
Основным способом воспитания на протяжении всего XIX века, оставался образ жизни родителей и стиль их поведения, усваиваемый ребенком в качестве образца.
Хоть учитель и выступал как высший авторитет для воспитанника, он все равно оставался на положении слуги. Поэтому он не возбуждал ни любви, ни дружбы, ни страха. Редкие мемуаристы оживленно вспоминали своих учителей, ограничиваясь лишь сухим изложением фактов.
Особое внимание уделяли девичьему воспитанию и образованию. До замужества дочери мать несла за нее полную ответственность. Образование девочки и ее нравственное воспитание было возложено на гувернанток, с которыми, впрочем, по свидетельству мемуаристок, у воспитанниц редко устанавливались добрые отношения.
Девушка строго должна была соблюдать нравственные нормы: верить в Бога, молиться, соблюдать христианские догматы, почитать отца и мать, быть преданной монархии и беспрекословно подчиняться воле старших. Наряду с этим существовали обязательные правила благовоспитанности для молодых дворянок, подразумевающие «приличное» поведение и избегание «неприличных» ситуаций. Например, неприличным считалось барышне одной выйти на улицу, там можно было появляться только в сопровождении гувернантки, старшей родственницы или лакея, неприличным было громко говорить и смеяться, вступать в разговор с незнакомым человеком, особенно «не своего круга», дерзить родителям или вступать с ними в спор, либо фамильярничать, беспокоить их по пустякам. [9]
Как вспоминал граф В. А. Соллогуб: «Жизнь наша текла отдельно от жизни родителей. Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить „ты“ ни отцу, ни матери. В то время любви к детям не пересаливали. Они держались в духе подобострастья, чуть ли не крепостного права, и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них. Я видел впоследствии другую систему, при которой дети считали себя владыками в доме, а в родителях своих видели не только
Во второй половине XIX века отношения с родителями стали более близкими, что отразилось на воспитании детей. Помимо светского этикета, стала поощряться образованность женщины, до этого времени, всерьез не рассматриваемая.
М.С. Николева вспоминала: «На девятом году стала я учиться на клавикордах (фортепьяно), у сестры Елены, которая играла хорошо. Она и старшая сестра брали уроки у довольно талантливого музыканта из дворовых, крепостного человека соседа нашего Хлюстина. Он же следил и за моими уроками» [12]
А.Я. Бутковская страстно обожала «римскую историю» и в шутку называла себя «ученой дикаркой». [13]
Девочки могли учиться дома или в закрытых институтах благородных девиц: в Петербурге это были Смольный и Патриотический, в Москве –Екатерининский. Во второй половине XIX века институты благородных девиц были открыты в Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Одессе, Киеве, Оренбурге и других городах.
Например, Смольный институт пытался создать «идеальный» тип дворянки. Был составлен обширный план умственного, нравственного и физического воспитания девочек. Воспитанницы института имели разный возраст – от шести до восемнадцати лет.
Так, графиня А. Л. Толстая (во втором замужестве Босторм) окончила Самарскую женскую гимназию, а впоследствии занималась активной литературной деятельностью, написав более десяти книг прозы и множество рассказов. [16]
Вопросы обучения в дворянской среде рассматривались как естественное и необходимое право ребенка на лучшую участь. Чем качественнее образование, тем почетнее будет служба и положение в обществе. Для юношей характерно было обучение наукам, военному делу, фехтованию и верховой езде. Для них были открыты гимназии, университеты, пансионы, кадетские корпуса.
Братья Тучковы, например, помимо языков, выучились арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии и рисованию, а также танцам, для чего ходили заниматься в местный пансион. [17]
Наиболее престижной считалась военная служба и военное образование.
Однако любое образование дворянина обязательно начиналось с домашнего обучения и воспитания.
Пригодным к обучению ребенок считался с семи лет. Но бывали случаи, когда оно начиналось и в более раннем возрасте. Обучение и воспитание ориентировалось, прежде всего, на служение Отечеству. В мальчике воспитывалось умение приказывать и повиноваться, а в девочке – умение жертвовать собой в качестве жены и матери.
В первой половине XIX века многие семьи доверяли воспитание и обучение младших детей своим старшим детям, либо сами родители занимались со своими детьми.
По воспоминаниям М. К. Цебриковой, М.С. Николевой, А.Я.Бутковской, их воспитанием и образованием заведовали старшие сестры.
Сестра М.К. Цебриковой занималась с ней с семи часов утра и до
двенадцати и от трех до шести после обеда, «так что для прогулок или ручной работы совсем не оставалось времени.
М.С. Николева писала в своих мемурах: « С возвращения нашего домой (после отечественной войны 1812 года), началось мое и сестры Елены образование, порученное родителями нашими старшей дочери Надежде Сергеевне, посвятившей всю себя нашему воспитанию» [19]
П.И. Голубев пишет в своих воспоминаниях о том, как он воспитывал и обучал своего сына: «. за его детство обязан отвечать я, как отец. В 1836 году ему минуло 5 лет. Он выучился читать почти играючи. Главною моею заботою было внушить ему, прежде всех познаний, начатки христианства.
Как ребенок, он иногда шалил, не слушался, капризничал, докучал просьбами о невозможном, выводя иногда из терпения меня и мать. По его возрасту очень мудрено было убедить его словами, и хотя я это пробовал, но он слушал и делал свое. Не мудрствуя лукаво, я объявил ему, что если он солжет или ослушается, то будет больно наказан розгами» [20]
В.А.Сологуб вспоминал: «. батюшка, узнав о моих проказах, хотел меня высечь, но по доброте своей умилостивился, о чем я впоследствии часто жалел» [22]
Впрочем, реальные телесные наказания были довольно редки в дворянской среде, по крайне мере мемуарная литература редко содержит подобные примеры, а во второй половине XIX века телесные наказания и вовсе становятся осуждаемыми высшим обществом.
Воспитание и образование дворяне получали вплоть до своего «взросления».
Взросление у мальчиков и девочек происходило по разному. Девушка считалась взрослой после вступления в брак, а юноша по мере освоения учебы и достижения определенных ступеней на служебной лестнице.
В воспоминаниях А.Я. Бутковской и М.С. Николевой можно найти упоминание о том, что они жили со своими сестрами или даже кузинами (если были в гостях), в одной большой, просторной комнате и им было очень весело.
Детская половина обычно находилась недалеко от комнат матери, что облегчало ей контроль за тем, что там происходило.
Супруга поэта В. А. Жуковского, Е. А. Жуковская вспоминала:
Можно прийти к выводу, что воспитание дворянских детей в первой половине XIX века опиралось на патриархальные устои общества. Целями воспитания было формирование в ребенке с малых лет качеств верноподданного, доблестного служителя отечества, светского человека, носителя благородных традиций. Мужчина должен был обладать мужественностью, не показывать свой страх, быть обходительным и вежливым, блюсти строгие моральные правила и следить, чтобы по таким же принципам жила и его семья. Женщина должна была служить семье, а в обществе вести себя безупречно и являться объектом гордости своих родителей, супруга и его семьи, а так же детей.
Качество дворянского воспитания и образования так же зависело от средств, которыми располагала семья. Бедность, а также другие жизненные обстоятельства, заставляли многих родителей обделить своих детей в элементарных основах знаний.
Например Д.И. Искуль в воспоминаниях о бабушке, пишет что ее семья была настолько бедна, что ее едва обучили читать. [25]
Все полученные навыки воспитания, а так же свою образованность, представители дворянства, активно использовали в светской жизни. Вежливость, чувство такта и умение поддержать разговор на разные темы – вот то немногое, что требовалось светским этикетом от дворян.
В семейном понимании, умение подать себя в обществе, было наилучшим комплиментом потраченному на воспитание ребенка времени и запасу родительских сил.
С достижением определенного возраста детей, семья в полном составе посещала различные светские рауты и приемы, а так же принимала у себя гостей. Помимо этого, юные дворяне, по возрасту не подходившие для светской жизни, могли упражняться в манерах и танцах на детских балах. [26]
Как в первой половине XIX века, так и во второй, цели воспитания и образования оставались неизменными – вырастить светского человека, способного добиться успехов в избранной им служебной деятельности.
Поменялись лишь методы и принципы. От строгости пришли к либеральному стилю обучения и воспитания, от штата наемных воспитателей, к родительской самостоятельности, а к мужским привилегиям в образовании, добавились и женские.
Представитель дворянства, будь то женщина или мужчина, ребенок или старик, на протяжении всего XIX века, олицетворяя собой благородное сословие, должен был вести себя соответственно, подавая низшим сословием пример чести и добродетели.
Дворяне должны были обладать обширными практическими знаниями, необходимыми им для успешной жизни в обществе, на службе и дома.
Подобные нравственные принципы, правила поведения и познания наук требовали длительного, тщательного и качественного воспитания, а так же грамотности и образованности.
[1] Бокова В.М. Отроку благочестие блюсти. как наставляли дворянских детей СПб, 2010 – С.10