Рассказ о физическом явлении с придаточными сравнительными

Сказки

2.3.1. Придаточные сравнительные

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем. тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :

В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).

Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Источник

Придаточные сравнительные предложения. Примеры

Придаточное срав­ни­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мая часть, в кото­рой сопо­став­ля­ет­ся явле­ние, опи­сан­ное в глав­ном пред­ло­же­нии, со сход­ным в чем-либо предметом.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние срав­не­ния, выявим его осо­бен­но­сти. Научимся отли­чать при­да­точ­ное срав­ни­тель­ное пред­ло­же­ние от срав­ни­тель­но­го оборота.

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний по смыс­лу раз­ли­ча­ют обсто­я­тель­ствен­ные при­да­точ­ные части. Среди обсто­я­тель­ствен­ных при­да­точ­ных пред­ло­же­ний ука­жем срав­ни­тель­ную при­да­точ­ную часть. В таких слож­ных пред­ло­же­ни­ях осу­ществ­ля­ет­ся срав­не­ние, сопо­став­ле­ние явле­ний дей­стви­тель­но­сти на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей со сход­ным в чем-либо пред­ме­том, дей­стви­ем и пр.

Наступила тём­ная ночь, слов­но бар­хат­ное чёр­ное покры­ва­ло опу­сти­лось на весь мир.

В этом пред­ло­же­нии насту­пив­шая ночь с помо­щью при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния срав­не­ния упо­доб­ля­ет­ся бар­хат­но­му покры­ва­лу, кото­рое опу­сти­лось на весь мир.

Придаточная часть срав­не­ния, как пра­ви­ло, харак­те­ри­зу­ет всё глав­ное пред­ло­же­ние. Этот тип при­да­точ­ных пред­ло­же­ний при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной части с помо­щью срав­ни­тель­ных под­чи­ни­тель­ных союзов:

Мы втро­ем нача­ли бесе­до­вать, как буд­то век были зна­ко­мы (А. Пушкин).

Мы не спе­ша шли по лесу, огля­ды­ва­ясь и осмат­ри­ва­ясь, точ­но впер­вые при­шли сюда.

Подобно тому как пер­вый луч солн­ца заиг­рал на окне, свет фар авто­мо­би­ля оза­рил тём­ный дом.

Придаточное сравнения и сравнительный оборот

Придаточные пред­ло­же­ния срав­не­ния могут нахо­дить­ся на любом месте по отно­ше­нию к глав­ной части. Особенностью слож­но­го пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным срав­не­ния явля­ет­ся то, что зави­си­мая часть часто пред­став­ля­ет собой непол­ное пред­ло­же­ние с про­пу­щен­ным ска­зу­е­мым, кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из глав­ной части. Это мож­но опре­де­лить по нали­чию в при­да­точ­ном пред­ло­же­нии срав­не­ния соста­ва про­пу­щен­но­го ска­зу­е­мо­го — допол­не­ния или обсто­я­тель­ства. По этим син­так­си­че­ским при­ме­там научим­ся отли­чать непол­ное при­да­точ­ное срав­не­ния с сою­зом «как» от обыч­но­го срав­ни­тель­но­го обо­ро­та, в кото­ром нет грам­ма­ти­че­ской основы.

Читайте также:  Рассказ что сказала бы мама автор

Например, срав­ним предложения:

Сорт рас­те­ний надо выби­рать, как людей в экс­пе­ди­цию (К. Паустовский)

Луна, как блед­ное пят­но, сквозь тучи мрач­ные жел­те­ла (А. Пушкин)

Во вто­ром пред­ло­же­нии име­ет­ся несо­мнен­но срав­ни­тель­ный обо­рот с срав­ни­тель­ным сою­зом «как» (луна как пят­но), а вот состав пер­во­го пред­ло­же­ния заста­вит заду­мать­ся: срав­не­ние это или срав­ни­тель­ная при­да­точ­ная часть? Выберем ответ, что пер­вое пред­ло­же­ние явля­ет­ся слож­но­под­чи­нен­ным с при­да­точ­ным срав­не­ния, так как во вто­рой его части про­пу­щен глагол-сказуемое «выби­ра­ют» и име­ет­ся нали­цо состав сказуемого:

Прочтем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и опре­де­лим непол­ные при­да­точ­ные пред­ло­же­ния сравнения.

Видеоурок

Примеры предложений

Исчезло сча­стье юных лет, как на лугах ваш лёг­кий след (А. Пушкин).

И он сво­ей огром­ною рукой схва­тил мою руку свер­ху, как хищ­ная пти­ца хва­та­ет добы­чу (В. Гаршин).

Князь Василий гово­рил все­гда лени­во, как актер гово­рит роль ста­рой пье­сы (Лев Толстой).

Корабли заблу­ди­лись в густом тумане и шли, дер­жась бере­га, как сле­пой дер­жит­ся за стенку.

Налево, как буд­то кто чирк­нул по небу спич­кой, мельк­ну­ла блед­ная, фос­фо­ри­че­ская полос­ка и потух­ла (А. Чехов).

Толпа под­хва­ти­ла её, как под­хва­ты­ва­ет широ­кий, бур­ный ручей малень­кую щеп­ку, и понес­ла, понес­ла неиз­вест­но куда по тече­нию (В. Осеева).

На мысу, над морем, белел песок, как буд­то чай­ки сели отдох­нуть сре­ди куд­ря­вой зеле­ни садов (К. Паустовский).

Прибрежные кусты скло­ня­ют­ся над самой водой, точ­но хотят погла­дить её, но она не даёт­ся и бежит всё даль­ше (В. Инбер).

Лес сто­ит мол­ча, непо­движ­но, слов­но всмат­ри­ва­ет­ся куда-то вдаль вер­хуш­ка­ми (Л. Леонов).

А небо все чер­не­ло, буд­то чугун­ная сте­на рос­ла из-под зем­ли (К. Паустовский).

Шлюпку швы­ря­ло, как проб­ку в водо­па­де (К. Паустовский).

Сквозь эту сква­жи­ну про­све­чи­ва­ло пла­мя све­чи, про­ни­кав­шей на ули­цу почти с созна­тель­но­стью взгля­да, точ­но пла­мя под­смат­ри­ва­ло за еду­щи­ми и кого-то под­жи­да­ло (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Источник

§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

В каждом из них поставьте и запишите вопрос от главного к придаточному.

Назовите средства связи между главным и придаточным предложениями.

В каком придаточном раскрывается образ, способ действия, в каком указывается на степень или меру действия; какое из них имеет сравнительное значение?

Придаточные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? насколько? до какой степени? сколько?

Придаточные предложения образа действия, меры и степени присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы, как, будто, как будто, словно и союзных слов как, насколько.

В главном предложении, как правило, содержатся указательные слова: местоимения такой (таков), наречия настолько, столько, так. Указательные слова образуют с союзами пары: так — что, такой — что, до того — что, настолько — что.

156. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены эти высказывания. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните в сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия союзы, союзные и указательные слова. Поставьте вопросы к придаточным образа действия.

1. Надо писать так что(бы) из сетки ч..рных строк глядел(бы) живой образ. 2. Нужно учиться писать о людях и жизни так что(бы) каждое слово пело св..тилось. (М. Горький.) 3. (Не, ни)когда (не, ни)выкладывай в рассказе своих намерений в самом начале. Представь дело так что(бы) читатель (не, ни)за что (не, ни)догадался, как распутывается событие. Запутывая и запутывая заб..рай читателя в руки. (Не, ни)давай ему отдохнуть (не, ни)на минуту. (По А. Куприну.) 4. Герои действуют так как соответствует их характерам. (К. Паустовский.)

Читайте также:  Проект про сказку о золотой рыбке

157. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните придаточные образа действия, меры и степени. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните.

1. Ахматова была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей ра..тавалась с ними удивительно легко. Подобно Гоголю. Аполлону Григорьеву и другу своему Мандельштаму, она была бе..домной к..чевницей и до такой степени не ц..нила имущества что освобождалась от него, как от тяготы.

2. Стихотворение Ахматовой («Пред..стория») короткое — всего пятьдесят с чем (то) строк. Но оно так густо насыщено бытовыми реалиями той эпохи в нём столько её мельчайших примет в каждом слове такая бездна пространства что кажется — прочитал целый том.

Сравнительное придаточное предложение поясняет (обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как?, а в некоторых случаях подобно чему? и присоединяются к главному при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.

Придаточные сравнительные: как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как бы, будто бы, и др.

Например: Восторг его гас (как?), как гаснет свеча от сильного порыва ветра. (А. Чехов.)

158. Прочитайте. Определите стиль текста. Укажите его языковые приметы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схему сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным. Какова роль этого предложения в тексте?

Атом водорода состоит из положительно заряже..ого ядра-протона и вращающегося (во)круг него электрона имеющего такой(же) заряд но противоположного знака. Две частицы обладающие разными по знаку зарядами притягиваю..ся друг к другу электростатической силой. (По)этому электрон (не)ул..тает от ядра он вращается вокруг него как вращается Земля вокруг Солнца притягиваемая к нему силой гравитации.

159. Представьте себе, что вам нужно рассказать ученикам младших классов о каком-то интересном физическом или химическом открытии, процессе или явлении. О чём бы вы хотели рассказать? Для наглядности используйте в своём рассказе сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

160. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Берёзы». Найдите сравнения. Каким языковым средством они выражены?

Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза.
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

Придаточные сравнительные сближаются по значению и средствам связи со сравнительными оборотами.

Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. Средством связи сравнительного оборота с остальной частью предложения служат союзы как, будто, как будто, словом, точно, что.

В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Например: Как часто, часто, словно птица, душа тоскует по лесам. (Н. Рубцов.)

Сравнительный оборот, являющийся обстоятельством образа действия, выделяется запятыми.

161. Спишите, подчёркивая сравнительные обороты как члены предложения. Расставьте пропущенные запятые. В каких предложениях сравнительные обороты более точно помогают нам представить действия аиста?

1. Круглое гнездо аиста как большая серая ватрушка лежит на дереве. 2. Вот аист как самолёт над аэродромом сделал два плавных круга и пош..л на посадку. 3. Теперь аист повис над гнездом в воздухе как вертолёт выб..рает место куда(бы) лучше поставить ноги. 4. Наконец он в гнезде и стучит одной половинкой клюва по другой словно линейкой по парте.

162. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Найдите сравнения. С помощью каких языковых средств они выражены?

Родничок

Из(под) каменистого берега реки б..ёт родник. В том месте река не заиливается не зар..стает не образует омутов. Уже наверное сотни лет жители села берут из омутка воду а обн..жить родничок почему(то) (не)додумались.

Читайте также:  Рассказы пермяка для 2 класса хороший мостишко

Вскрыли его пр..езжие охотники. Вырыли лунку обложили камнем. Родничок наполнил лунку и потёк как прежде в реку. Теперь черпают воду из лунки как из к..лодца.

163. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сравнительные обороты подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточного в сложноподчинённых предложениях.

1. Свет луны ночами тонок
Берег светел по ночам
Море тихо как котёнок
Всё скребётся о причал.

2. Беспомощно в бухте качается флот,
Как будто дитя в колыбели.

3. Мелькнёт покоя сельского страница
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится
Как будто вновь поёт на поле жница
И дни рекой зеркальной потекли.

4. Легко в упряжке скачут кони
А по дороге меж полей
Как стая белых голубей
Взлетает снег из-под саней.

1. Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа. Их только может понимать тот, чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, что способна понять неблестящие с виду русские песни и русский дух. Потому что чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина. 2. В мелких своих произведениях, этой прелестной антологии, Пушкин разносторонен необыкновенно и является ещё обширнее, виднее, нежели в поэмах. Некоторые из этих мелких сочинений так резко ослепительны, что их способен понимать всякий. Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, всё просто, всё прилично, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. 3. Но, увы, это неотразимая истина, что чем более поэт становится поэтом, чем более изображает он чувства, знакомые одним поэтам, тем заметней уменьшается круг обступившей его толпы и наконец так становится тесен, что он может перечесть по пальцам всех своих ценителей.

(Н. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине».)

165. Прочитайте стихотворение В. Набокова. О чём написал поэт в своём произведении, какие чувства выразил в нём? Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Прокомментируйте последнюю строфу. Найдите сложноподчинённые предложения. Разберите их.

Родина

Бессмертное счастие наше
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.

Но где бы стезя ни бежала,
Нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
Чужбина, где сила твоя?

Мы знаем молитвы такие,
Что сердцу легко по ночам;
И гордые музы России
Незримо сопутствуют нам.

Спасибо дремучему шуму
Лесов на равнинах родных,
За ими внушённую думу,
За каждую песню о них.

Наш дом на чужбине случайной,
Где мирен изгнанника сон,
Как ветром,как морем, как тайной,
Россией всегда окружён.

166. Сочинение. Рассмотрите картину В. П. Фельдмана «Родина». Почему она так называется? Ведь есть близкие по значению слова: отечество, отчизна, страна. Да, эти слова звучат более торжественно, а на картине — солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.

Что же представляет собой родина солдата? Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд? О чём говорит его одежда и поза? О чём он думает, что чувствует?

А теперь представьте себе, что это ваш родной дед (или дядя, сосед, друг вашей семьи) рассказывает о том, как он после войны возвращался домой.

Возможное начало: Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может,— по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду. Думаю: как там мой родимый край.

Источник

Познавательное и интересное