И. С. Тургенев «Муму»: характеристики героев
Краткое содержание:
Характеристики главных героев
Герасим
Герасим – главный герой повести И. С. Тургенева «Муму», глухонемой дворник на дворе у старой барыни, человек необычайно физической силы со строгим и суровым нравом. Этот немой рослый дворник отличался от окружающих не только внешне, но и по характеру. Герасим был трудолюбивым и хозяйственным человеком с добрым сердцем. Его, привыкшего выполнять полевые работы, по капризу барыни привезли из деревни в Москву, где всучили метлу и приказали убирать двор. Герасиму такой образ жизни не нравился. Ему в городе было скучно и неуютно. Но и здесь он стал исправно трудиться, быстро привык к новой работе. Однажды ночью даже поймал двух воров и его стали особенно уважать. Дворовые даже немного побаивались угрюмого дворника-великана. Шутить с ним не решались, так как шуток он не любил.
Сам он был в хороших отношениях с челядью и считал их за своих. Герасим во всем любил порядок: при нем даже петухи не смели драться. Жил он в каморке над кухней и устроил все там по своему вкусу. Из всех работников больше всего ему нравилась прачка Татьяна – женщина лет двадцати-восьми кроткого нрава. Он оказывал ей знаки внимания и не разрешал никому ее обижать. Однако барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали за пьяницу Капитона, и она вскоре уехала в деревню с незадачливым мужем. После отъезда Татьяны Герасиму было вовсе тоскливо. Неожиданно, он нашел маленького белого щенка с черными пятнами, который стал для него лучшим другом. Щенка он назвал Муму.
Только с этой собачкой он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Ей не нужны были его слова, она его понимала по взгляду. Герасим о ней заботился больше, чем любая мать о своем малыше. Но старая барыня невзлюбила Муму и распорядилась, чтобы от собаки избавились. Для того, чтобы Муму не попала в чужие руки, Герасим сам решил выполнить этот приказ. Он утопил свою любимую собаку, своего лучшего и самого любимого друга. В этом поступке проявился характер крепостного, подневольного человека. Ему и в голову не пришло, что можно было ослушаться зловредную барыню. Свой протест он проявил иначе. Сразу после смерти Муму, Герасим собрал все свои вещи и, не спросив разрешения, ушёл в деревню.
Барыня
Барыня – один из центральных персонажей повести «Муму», деспотичная старуха, вдова, владеющая многочисленной челядью. Барыня жила на окраине Москвы в доме с белыми колоннами и накренившимся балконом. Её дети жили отдельно, в другом городе. Будучи по натуре деспотичной, она грубо обходилась со своими дворовыми и решала за них, что им делать, а что нет. Эта пустая и вредная старуха вершила судьбы бедных крестьян. Так, например, увидев, что глухонемой Герасим может работать за четверых, она решила перевезти его из деревни в Москву. И неважно нравилось это ему или нет.
В другой раз она решила выдать прачку Татьяну за башмачника-пьяницу Капитона. Мнение самой Татьяны ее не волновало. Она считала, что так можно остепенить Капитона. Все её приказы выполнялись через главного дворецкого, человека непорядочного, Гаврилу Андреича. Она прекрасно знала о непорядочности своих слуг, замечала их лесть и подхалимство, но одобряла это. Слуги для нее – что жалкие насекомые. Как хотела, так ими и распоряжалась.
Проблема старой барыни заключалась в ее одиночестве и душевной пустоте. Оттого она была недовольна жизнью и вымещала это недовольство на слугах. Даже какая-то маленькая собачка мешала ей жить. Поэтому она приказала избавиться от Муму. Герасим мог бы пойти против её воли, но не стал. Так, в конце повести он утопил Муму по прихоти зловредной барыни, а затем уехал к себе в деревню. Барыня считается одним из худших типажей русской литературы. Её тупость, вредность и самодурство не знали границ.
Собака испанской породы, которая принадлежала дворнику Герасиму. Она досталась ему небольшим щенком, когда он, в расстройстве после проводов со двора бывшей возлюбленной Татьяны, гулял вдоль реки. Щенок бился в воде, и никак не мог вылезти на берег. Герасим вытащил его, сунул за пазуху, а дома всю ночь за ним ухаживал.
В один из дней, барыня случайно её увидела, и захотела увидеть поближе. Когда Муму принесли барыне, собачка очень испугалась, и чуть не укусила ту за палец. Барыня разозлилась, и утром придумала, что Муму всю ночь не давала ей спать. После чего, приказала избавиться от неё. Лакей Степан похитил собачку и отнёс на рынок, дав денег покупщику, чтобы тот не отпускал её минимум неделю. Но через пару дней она отгрызла поводок и вернулась. Барыня вновь приказала избавиться от неё. Герасим был против, но когда все обступили его каморку, он вышел и пообещал, что избавится от собачки. Он пошёл с Муму в трактир, где накормил её, и затем плача, но отнёс её на речку, заплыл с ней на лодке на середину и, привязав два кирпича к шее, бросил её в воду.
Татьяна
Татьяна – персонаж повести И. С. Тургенева «Муму», прачка на московском дворе барыни-самодурки, подруга Герасима. Она была женщиной двадцати-восьми лет, худощавой, белокурой и с родинкой на левой щеке, что на Руси считала дурным знаком или предвестником несчастной жизни. В действительности Татьяна была несчастным человеком. Её с детства заставляли выполнять непосильную работу, держали в черном теле, плохо кормили, плохо одевали и платили мизерное жалование. Будучи искусной прачкой, она должна была выполнять только «тонкую» работу, а на деле выполняла тяжелую. Раньше она была красивой, но тяжкий труд стер ее красоту и теперь она выглядела скорее измученно.
На дворе барыни она старалась ни с кем не заговаривать, всех сторонилась и побаивалась. Характер у Татьяны был кроткий. Все что ее заботило – это сдача работы в срок. Она трепетала от страха при одном только упоминании имени старой барыни, оттого и была запугана. Татьяна нравилась Герасиму своим скромным и кротким нравом. Он оказывал ей знаки внимания и даже покровительствовал ей. Но барыня решила выдать ее за безнадежного пьяницу Капитона, чтобы тот остепенился. Будучи человеком смиренным, Татьяна не смела возражать. Когда Капитон окончательно спился, ее вместе с ним отправили в деревню. Перед отъездом Герасим подарил ей красный платок, а она прослезилась и по-христиански три раза поцеловала его.
Капитон
Капитон Климов – персонаж из повести Тургенева «Муму», безнадежный дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Капитон работал башмачником на дворе у барыни. Он был «горьким» пьяницей и человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству. Свое пьянство оправдывал тем, что заглушал горе. Москву считал каким-то захолустьем, в котором прозябал.
Когда Гаврило Андреич корил Капитона за то, что тот только хлеб даром ест, он отвечал, что Богу виднее даром или нет. При этом добавлял, что он «горемыка». Он был не прочь жениться на Татьяне, так как видел в этом только удовольствие. Когда у него на пути встал Герасим, он струсил и пошел жаловаться главному дворецкому. За Татьяну никакой ответственности он не ощущал, а через год после свадьбы и вовсе спился. Отдавая за него Татьяну, барыня надеялась остепенить его. Но когда не вышло, она отправила их обоих в дальнюю деревню.
Второстепенные герои
Второстепенный персонаж, главный дворецкий у барыни. Исполнял все её приказания, боялся хоть слово ей сказать против. Так, когда она захотела выдать Капитона за Татьяну, он не сказал ей, что Герасим любит Татьяну и собирается в ближайшие дни просить у барыни её разрешения на женитьбу.
Второстепенный персонаж, дюжий парень, лакей барыни. Именно он похитил Муму и отнёс на рынок, где за деньги просил неделю держать на привязи.
Второстепенный персонаж, старый буфетчик. У него любили спрашивать совета, хотя никогда он ничего толкового не советовал.
Второстепенный персонаж, начальница Татьяны, любила посмеяться над ней из-за ухаживаний Герасима.
Эпизодический персонаж, форейтор. Был очень любопытен, часто подсматривал за Герасимом.
Эпизодический персонаж, старшая компаньонка. Вместе с дворецким воровала продукты у барыни.
Эпизодический персонаж, один из дворовых у барыни.
Эпизодический персонаж, жена дворецкого.
Старый пёс, много лет живший во дворе у барыни.
Образ и характеристика Герасима в рассказе Муму Тургенева 5 класс сочинение
За свою жизнь писателя Иван Васильевич Тургенев, смог написать множество произведений, но читатели хорошо приняли не многие. Одним из лучших произведений, по мнению читателей, является «Муму».
Главный герой этого произведения глухонемой человек, которого звали Герасим. Он был один и жил в старой избе. Но не все было так просто. Он был как и все крестьяне крепостным. Он трудился у хозяйстве Московской барыне. Он всегда выполнял самую трудную и тяжелую работу.
Все крестьяне, которые работали вмести с Герасимом дали ему прозвище Богатырь. Это было совсем не случайно, так как он был высокого роста и был очень сильным. От работы он не чувствовал усталости и очень часто помогал другим крепостным. Он работал со дня до ночи, выполняя очень большой объем работы в поместье. Он и пахал и колол дрова.
Однажды барыня заметила Герасима, как хорошего работника и подумала перевести его в Москву. Она его забрала из его деревни и увезла с собой в Москву. Это наверное из-за того, что он был настоящим честным работником. По приезду в новый дом он получил новую одежду и новую работу. Раньше он был пахарем, а теперь он сторож и дворник.
Городские крепостные с самого начала не полюбили Герасима. Они боялись его из-за его силы и постоянного молчания. И из-за этого они прозвали Герасима Лешим.
Однажды он нашел щенка, которого взял себе на воспитание. Он его выкормил и приютил. Этот щенок стал для лучшим другом. Он дал ей кличку Муму, так как нечего кроме этого сказать немок. Тогда все крепостные увидели, какой Герасим заботливый. Он одарил ее своей любовью, а Муму всегда и везде слушала его.
Характер Герасима
Поведение Герасима всегда было спокойным и уравновешенным. Он рассудителен настолько, насколько позволял ему его недуг. Герасим – честный и добрый человек. Он искренне привязывается. Так было в случае с Татьяной и в трагическом случае с Муму. Собака была его единственным другом. Тургенев описывает Герасима как настоящего героя – чистого, доброго и светлого человека. Характеристика Герасима положительная и не вызывает у читателя никаких негативных эмоций, ведь этот человек чист душой. Принимая решение утопить Муму, Герасим переступает через огромную боль, ведь это – самое близкое и дорогое для него существо на всем свете. Но слово барыни для Герасима закон.
Сочинение про Герасима
В основе рассказа И. С. Тургенева, лежит реальное событие, имевшее место в доме Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя.
В рассказе «Муму», описывается московский дом, в котором живет престарелая барыня. Она имела многочисленную дворню, среди которой выделялся Герасим, работающий дворником. Герасим – это здоровый, сильный мужик, настоящий русский богатырь. С рождения Герасим обладал одним недугом – он был глухонемой. Родом этот богатырь был из деревни, где считался самым исправным из деревенских мужиков. Обладая непомерной силой, Герасим трудился за четверых, исполняя всю крестьянскую работу. На него было приятно смотреть, когда он работал, такова была его сила и мощь, казалось, что он все делает играючи, не прилагая усилий.
Все изменилось после того, как из деревни Герасима забрали в город. Ему сшили новую одежду, дали метлу, и поставили работать дворником. Город не понравился Герасиму, с детства он привык дышать вольным воздухом, любил простор, тяжелый крестьянский труд, к которому был с детства привычен. Его тяготила городская обстановка, а работа, выполняемая Герасимом у барыни, казалась шуточной. Попав в город, он долго скучал и тосковал, но со временем человек привыкает ко всему, привык и Герасим. Он усердно и тщательно исполнял свою работу, он был приучен к порядку, и от всех требовал того же. С остальными дворовыми людьми Герасим объяснялся с помощью жестов, а так как он был строгим и серьезным мужчиной, все его побаивались и уважали. Жил он отдельно от всех в каморке, которую сам обустроил, и всегда закрывал ее на ключ, потому что не любил, чтобы кто-то к нему ходил.
Среди прислуги у барыни жила девка Татьяна, к которой Герасим начал проявлять чувства. Но барыне вдруг взбрело в голову, выдать ее замуж за Капитона, тоже из челяди. Побоявшись непредсказуемых действий немого, управляющий и дворня, сделали все возможное, чтобы отвратить Герасима от девушки. Через год, после ее отъезда, немой спас из воды щенка, которого принес в свою каморку. Всю свою любовь и нежность, Герасим отдал этой собачонке, он прикипел к ней всем сердцем. Муму, так Герасим назвал собаку, платила ему такой же любовью и привязанностью. Но и тут Герасима поджидало несчастье: барыня взъелась на собачонку, и приказала от нее избавиться. Настолько глубоко крепостничество въелось в души крестьян, что Герасим беспрекословно выполнил волю барыни, и утопил свою собаку. И только после такого поступка в его душе произошел перелом, и он взбунтовался. Герасим собрал свои вещи и ушел в деревню, выразив, таким образом, свой протест против системы.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Бирюка главного героя↑ ТургеневОбраз и характеристика Бурмистра Софрона →
Решение Герасима
Несмотря на то, что у героя была огромная привязанность и любовь к Муму, по-настоянию барыни он все-таки утопил собаку. Он решил сделать это сам. Это решение, безусловно, далось ему тяжело. Но возможно именно так он хотел сгладить последние минуты жизни дорогого существа, ведь Муму тоже была привязана к Герасиму и даже смогла сбежать к нему от нового хозяина. После того, как герой был вынужден проститься с дорогим другом он понял, что не сможет больше жить в этом месте и пешком ушел в родную деревню. Жизнь его была сломана. А барыня сначала хотела вернуть его, но в действительности оказалось, что ей наплевать на того, кто служил ей верой и правдой и смог отдать за нее самое дорогое – любовь и дружбу.
Данная статья поможет написать сочинение для 5 класса на тему «Характеристика Герасима», дать описание персонажу, его характеру и его поступкам.
Вариант 2
В рассказ русского писателя И.С.Тургенева «Муму», по данным исследователей, легли реальные события, которые происходили в московском доме матери писателя В.П.Тургеневой. Герасим, который занимает в произведении центральное место, был взят на основе реально существующего человека.
Прототипом этого персонажа послужил крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Интересно отметить их главное и существенное отличие друг от друга. Так, если Герасим после исполнения приказа барыни утопить собачку исполняет его, и сразу уходит от неё, то Андрей Немой продолжает после этого и дальше верно служить своей хозяйке. Это все усиливает интерес к рассказу писателя.
Главный герой рассказа Герасим – дворник, высокий и богатырского телосложения, которого барыня забрала из деревни с собой в Москву. Он быстро и умело, с большим усердием выполнял всю порученную ему работу. Постоянно содержать порядок во дворе ему не составляло труда, ведь в деревне, будучи ещё крестьянином, он выполнял и не такую работу. Персонаж очень сильно тосковал по деревне, в городе он ощущал себя заточенным в клетку. Жилье его соответствовало этому чувству. Это была тесная каморка над кухней, которую он постоянно запирал на ключ. И вот он-то оказывается глухонемым человеком. Он может только мычать, по сути отчасти из-за этого рассказ и имеет такое название. Муму – это кличка щенка, данная ей Герасимом в силу недуга её хозяина.
Тургенев любил показать, как порой за грубой и жесткой внешностью, скрывается добрейшая и чувствительная душа. Рассказ «Муму» тоже можно отнести к этой любви писателя. Для окружающих Герасим — угрюмый, черствый и бесчувственный; его все сторонятся, хоть и уважают. Но благодаря собаке, мы видим сострадательного человека, с большим сердцем.
При прочтении меня очень поразило, как по велению барыни, главный герой собственноручно избавляется от самого дорого для него, от бедной собачки Муму…очень трогательная сцена. После этого трагического события Герасим окончательно замыкается в себе, и уезжает обратно в деревню. Больше к себе он так и не подпустит никого.
Внешний вид главного героя
Герасим совершенно прекрасен с точки зрения антропометрических данных: он высок. В нем под 2 метра ростом. Он силен, могуч. Широк в плечах.
Как настоящий русский мужик, он работящий. Несмотря на кажущийся парадокс, сила и работоспособность – это, скорее, внешние характеристики человека, а не внутренние. Потому что они видны постороннему. Герасим исполнителен. А это уже качество как внешнее, так и внутреннее. Его можно трактовать (воспринимать) и так, и так. В зависимости от того, принимает ли человек внутренне то, что ему говорят делать или нет. Таким Герасим (главный герой «Муму») предстает перед внешним наблюдателем. Далее возникает закономерный вопрос о том, каков Герасим изнутри.
Отношение Герасима из «Муму» к работе
«…считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.…едва ли не самым исправным тягловым мужиком. — Тягло — крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. За единицу обложения барщиной или оброком принималась условная семья (двое взрослых работников, мужчина и женщина, иногда с прибавлением полуработника — подростка). Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»
«…Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово…»
«…усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни copy…»
Герасим – трудолюбивый, ответственный, усердный и послушный работник, во всем любит порядок, ничего не делает кое-как.
Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться.
Хозяйственный и работящий.
Отношение Герасима из «Муму» к Татьяне
«…Герасим стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец, и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему…» «…С того дня он уж ей не давал покоя: куда бывало она ни пойдет, он уж тут как тут…»
Татьяна нравится глухонемому Герасиму.
«…ведь этот глухарь‑то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает…»
«…идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из‑за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит…»
Герасим ухаживает за Татьяной.
Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей прянишного петушка…»
«…Рада не рада, а попала девка под его покровительство…»
Испытывает нежные и трогательные чувства.
Герасим вдруг приподнялся, протянул свою огромную ручищу, наложил ее на голову кастелянши и с такой угрюмой свирепостью посмотрел ей в лицо, что та так и пригнулась к самому столу.
Герасим становится покровителем Татьяны. Он защищает ее от других крестьян.
«…заметив, что Капитон как‑то слишком любезно раскалякался с Татьяной, Герасим подозвал его к себе пальцем, отвел в каретный сарай да, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им. С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной…»
Герасим ревнует Татьяну к пьянице Капитону.
«…собирался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней…»
Герасим хочет жениться на прачке Татьяне.
Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку… Целые сутки не выходил он оттуда.
В Татьяне Герасима привлекает ее трудолюбие, ответственность, терпение, кротость характера и искренность. После эпизода с «опьянением» он глубоко разочарован и обижен тем, что женщина, которую он полюбил, не оправдала его ожиданий, разочаровывается в любви. Он страдает. Об этом можно судить по отдельным деталям (взгляду, усмешке).
«…Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад…»
Герасим великодушен. Он не возненавидел Татьяну, а относится к ней по-доброму, жалеет ее, вышел попрощаться и поддержать в трудную минуту расставания с домом. На прощанье дарит Татьяне подарок.
Внутренний мир Герасима
Страшно не то, что Герасим не говорит, а то, что он молчит еще и внутренне. Он не обладает своей позицией по отношению к миру. Он всю жизнь был не таким, как все, поэтому привык подчиняться. К тому же реалии 19 века не располагают к восстанию калек. Парадокс Герасима в том, что он при всей своей мужественной внешности, внешности победителя — проигравший, ибо внутри совершенно пуст. В нем нет содержания.
Конечно, Тургенев наделяет героя традиционными русскими добродетелями: жалостью к людям и животным, добротой, но, к сожалению, прекрасные стороны человеческой натуры питаются из зловонного источника – отсутствия содержания. Герасим добр и чуток лишь только потому, что у него нет сил быть злым. И это было бы неплохо, если бы не ситуация с самым родным и близким существом – Муму. Она (ситуация) наглядно показала, насколько Герасим бесхарактерен. Таково описание Герасима из рассказа «Муму» (его внутренних качеств).
Образ героя в произведении
В образе Герасима, одного из самых трогательных и известных образов в его творчестве, Тургенев показывает читателям силу духа простого русского человека. Насколько он может быть терпелив и покорен судьбе, но в то же время каким неуправляемым он может стать, если его хорошенько допечь.
В душе Герасима настолько были силен дух крепостного раба, что ему даже в голову ослушаться указаний жестокой помещицы, поэтому он и теряет своего единственного и любимого друга. Свой протест против своеволия злобной барыни Герасим проявляет, когда бросив все он возвращается назад в деревню. Простой и бесправный мужик находит в себе силы победить превратности судьбы, и уезжает поближе к родной земле, чтобы утешиться и забыть все пережитые беды.
В своем рассказе Тургенев описывает то ужасное положение в котором находились крепостные (челядь, дворовые, крестьяне), для большинства помещиков они были вещами, предметами торга и всем чем угодно только не равными им людьми. Как страшно в те времена было маленькому человеку, без звания и прав, его мнение, чувства и желания были никому не интересны и нигде не учитывались. Очень часто простые люди, как дворник Герасим у Тургенева, были вынуждены бороться с самими собой и преодолевать тяжелые жизненные обстоятельства на грани человеческих возможностей. Герасим проиграл судьбе и подчинился воле хозяйки, но больше так жить он просто не смог. Для него было лучше уйти без спроса назад в деревню и заслужить наказание, чем оставшись в городе, всегда помнить от том, что его заставили сделать.
«И.С. Тургенев.»Муму». Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)». 5-й класс
Разделы: Литература
Класс: 5
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн, цзацзуань.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Презентация. слайд 1
– Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.
II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и “выход” на объяснение нового материала) слайд 2, 3, 4.
– На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа “Муму”. Какие основные факты биографии вам запомнились?
– Дома вы читали рассказ “Муму”. Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – “5”; одна или две ошибки – “4”; три, четыре ошибки – “3”.
Карточка | |
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9 | |
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. | |
2. Жизнь Герасима в доме барыни. | |
3. Герасим находит щенка. | |
4. Любовь Герасима к Татьяне. | |
5. Расставание с Татьяной. | |
6. Барыня требует уничтожить собаку. | |
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. | |
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. | |
9. Встреча Муму и барыни |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
– Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й
– Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)
2. Составление кластера.
– Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
– Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…) Слайд 7
– На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.
IV. Постановка учебной задачи.
– Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима?
– А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна) Слайд 8
– Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?
(Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя – обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника.)
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
– Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима.
– Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
– Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? Слайд 10
“В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.”
– Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”?
(Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)
2. Просмотр мультфильма (2 минуты) Слайд 11
– Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма “Муму” режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?
С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?
(Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.)
– Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?
ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195. “Благодетельница” Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева “Муму”, но рисует тип барыни, близкий тургеневской.
(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА – лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)
(ПРИЖИВАЛКА – бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)
3. Портрет Герасима. Слайд 12
– Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?”
“Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”.
(“Замечательный” – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. “Славный” – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)
– Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному “неистомная” работа. – СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190. (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали.)
– Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 13
(“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)
– Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?
(Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.)
– Кто такой “крепостной крестьянин” и кого называют “т я гловым” исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.
4. Историко-культурный контекст рассказа (историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса). Слайд 14
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
“Т я гло” – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
5. Работа с термином “сравнение”.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 190–191.
– Слайд 15. Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима.
“вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)”
“скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)”
“бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)”
“дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)”
– Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть…..” (его любовь к свободной жизни.)
6. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац “Ему отвели…” СТР.192 Слайд 16
– Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
“Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили ”.
(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)
– Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола – сильное преувеличение.
– Найдите примеры гипербол в тексте.
(– он работал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)
7. Работа в паре. Анализ рисунков. Слайд 17 + рисунки на доске
– Посмотрите на рисунки ваших одноклассников и иллюстрации известных художников.
– Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках?
– Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?
– Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ.
8. Физкультминутка. Слайд 18, 19
9. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной. Слайд 20
– И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”) СТР.191 последний абзац “Со всей остальной челядью…)
“Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.”
– Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…
“…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.”
– Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)
– Что она была за человек? СТР. 193
“С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала”.
– Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?
– Что решила причудливая старуха?
10. Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. Слайд 22
– Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
– Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?
Выразительное чтение эпизода “Опьянение Татьяны”. СТР.202
“Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу. Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза. Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла. Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку. ”
– Как ведет себя Герасим после этого случая?
“Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча – пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели.”
– Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.
(Он “целые сутки не выходил” из своей каморки; “приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой”; “с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку”; “усердно чистил и тер свою лошадь”. О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.)
– Слайд 23, 24 Послушайте две народные песни (по одному куплету): “Матушка, что во поле пыльно. ” в исполнении Надежды Обуховой (оперная певица) и “Ноченька”, которую поет Федор Иванович Шаляпин (оперный певец). Определите, какая из них по настроению ближе к тем чувствам, что испытывает Герасим в этот момент.
– Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР. 202–203.
“Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: “С богом!”, Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.”
– Слайд 25. Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок. ”.
V. Итог урока. Включение нового знания в систему.
Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.
– Слезами горю не поможешь.
– Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).
– И рад бы заплакать, да смех одолел.
– Барский гнев да барская милость равно опасны.
– Неволя холопу, а воля господину.
VI. Самостоятельная работа с проверкой. Слайд 26
– Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Цзацзуань – оригинальный вид китайской художественной литературы, метко, образно, живо и остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях. Со словом “НЕЛЬЗЯ”
VII. Рефлексия деятельности.
– Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
– Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
– Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
– Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
– Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.
VIII. Информация о домашнем задании. Слайд 27
– Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)
ПО ВЫБОРУ: написать синквейн “Образ барыни”; “Образ Татьяны”.
– А что, Гаврила, – заговорила вдруг она, – не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.
– Отчего же не женить-с! Можно-с, – ответил Гаврила, – и очень даже будет хорошо-с.
– Да; только кто за него пойдет?
– Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Все же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.
– Кажется, ему Татьяна нравится?
Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.
– Да. пусть посватает Татьяну, – решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, – слышишь?
– Слушаю-с, – произнес Гаврила и удалился.
Дворецкий несколько раз прошелся по комнате.
– Ну, позовите теперь Татьяну, – промолвил он наконец.
Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога.
– Что прикажете, Гаврила Андреич? – проговорила она тихим голосом.
Дворецкий пристально посмотрел на нее.
– Ну, промолвил он, – Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала.
– Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? – прибавила она с нерешительностью.
– Капитона, башмачника.
– Слушаю-с.
– Он легкомысленный человек – это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется.
– Слушаю-с.
– Одна беда. ведь этот глухарь-то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает. И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь этакой.
– Убьет, Гаврила Андреич, беспременно убьет.
– Убьет. Ну, это мы увидим. Как это ты говоришь: убьет! Разве он имеет право тебя убивать, посуди сама.
– А не знаю, Гаврила Андреич, имеет ли, нет ли.
– Экая! Ведь ты ему этак ничего не обещала.
– Чего изволите-с?
Дворецкий помолчал и подумал:
“Безответная ты душа!” – Ну, хорошо, – прибавил он, – мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница.
Татьяна повернулась, оперлась легонько о притолку и ушла.
“А может быть, барыня-то завтра и забудет об этой свадьбе, – подумал дворецкий, – я-то из чего растревожился?