Рассказ о герасиме и муму счастливый год

Сказки

Урок 30. И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ» ЕДИНСТВЕННЫЙ

СЧАСТЛИВЫЙ ГОД В ЖИЗНИ ГЕРАСИМА

Цели деятельности учителя: в сотрудничестве с учениками проследить, как вел себя Герасим в тот год, когда нашел Муму, пронаблюдать, какие черты характера героя проявляются в его отношении к Татьяне и Муму.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

II. Чтение II главы.

Анализ текста по вопросам:

1. Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной?

2. Почему Татьяна, всегда равнодушная, в момент отъезда «. прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом»?

3. Что заставило Герасима подхватить тонущего щенка?

4. Объясните фразу «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5. Расскажите о жизни Муму рядом с Герасимом.

6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому- то нужным и заботиться о ком-то.)

III. Краткий пересказ текста по плану:

1. Герасим в Москве.

2. Любовь к Татьяне.

3. Отъезд Татьяны и Капитона.

4. Спасение щенка из прибрежной тины.

5. Самый счастливый год в жизни Герасима.

Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность — глухоту и немоту — преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.

Домашнее задание: подготовить краткий пересказ от IV главы до конца повести.

Урок 31. ПРЕВОСХОДСТВО ГЕРАСИМА

НАД ЧЕЛЯДЬЮ. ПРОТЕСТ ПРОТИВ

КРЕПОСТНИЧЕСТВА

Цели деятельности учителя: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; выяснить, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, авторскую позицию и способы ее проявления; показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян; учить монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

I. Краткий пересказ текста по плану (продолжение — см. предыдущий урок):

6. Муму в покоях хозяйки.

7. Ненависть и враждебность (барыни) «причудливой старухи».

Источник

Разработка урока «Герасим и Муму. Счастливый год в жизни Герасима.»

ГЕРАСИМ И МУМУ. СЧАСТЛИВЫЙ ГОД в жизни Герасима.

Цели урока:

Обучающая: научить обучающихся оперативной работе с текстом;

раскрыть другую сторону души Герасима: его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.

Развивающая :продолжить работу по развитию навыков общения в группах, формированию коммуникативной компетенции.

Воспитывающая: продолжить работу по воспитанию интереса учащихся к творчеству И. С. Тургенева и еголичности;

Знать содержание рассказа И. С. Тургенева «Муму»

Понимать чувства и переживания героев в разных жизненных ситуациях.

Уметь строить устное высказывание, объяснять перемены, происходящие в герое, находить в тексте цитаты, подтверждающие отдельные суждения.

Ход урока.

Обратимся к таблице———————————слайд.Кто из героев «Муму» здесь лишний? —————-барыня. Это крепостница.Она управляет судьбами своих крепостных. Каким образом?————Она выдаёт замуж за пьяницу Капитона Татьяну.

Как это произошло?

Найдите фрагмент.////стр 193 «Барыня сожалела … чтение фрагмента по ролям барыня, автор, Гаврила (вдруг, каприза ради барыня решила судьбу крепостных)

Почему Герасим оттолкнул Татьяну?—Его поразил обман. Такого предательства он не ожидал./// Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме.

Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.

Он не стал сражаться за Татьяну. Почему?

« Хитрость удалась как нельзя лучше. » И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

Трудно далось ему это? (Горе его было так велико. )//Работа с фрагментом Как переживает Герасим?-его спасает труд.

— Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной? О чём пойдёт речь далее на уроке?Фрмулиртему, цели, задачи.—————слайды.

Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму? Случайно .//Работа с эпизодом.

1-Как ухаживает Герасим за Муму? ( найти цитаты)

2-найти описание собачки. – Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.

( Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой… )

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Сколько прошло времени?—год

— Какую роль сыграла в его жизни Муму? Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

( Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)

— Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

5 Рефлексия.

Запишите чувства, которые Герасим испытывает к Муму.

Счастье – потому что спас щенка

Дружба – Герасим не только спас щенка, но и приобрел себе друга

Взаимопомощь – Муму помогала Герасиму

Привязанность – он привязался к собачке, заботился о ней

Радость – он радовался, потому что мог заботиться о другом живом существе

Забота – прорезал отверстие в своей двери, и она как будто чувствовала, что

только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка

Читайте также:  Рассказ о классе на французском языке с переводом 5 класс

Любовь – Герасим сам любил ее без памяти, и ему было неприятно, когда другие

ее гладили

Ласка — Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного

Герасима.

Посмотрите, сколько сердечек вмещает огромное сердце Герасима. Если

все сложить, то можно увидеть, как оно умеет любить.

ВЫВОД : Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью.

Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя Благодаря Муму Герасим единственный год прожил счастливо.

Источник

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «Единственный счастливый год в жизни Герасима»

специалист в области арт-терапии

Тема. И. С. Тургенев. «Муму».

Единственный счастливый год в жизни Герасима.

Обучающая: научить обучающихся оперативной работе с текстом;

раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.

Развивающая : продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию коммуникативной компетенции.

Воспитывающая: продолжить работу по воспитанию интереса учащихся к творчеству И. С. Тургенева и его личности.

Единственное истинное счастье в жизни –это жить для других.

II.Проверка домашнего задания.

Когда и где родился И.С.Тургенев?

Как называется имение И.С.Тургенева?

Какую клятву дал И.С.Тургенев?

В каком году написал рассказ «Муму»?

Какие еще произведения написал И.С.Тургенев?

Кто главный герой рассказа «Муму»?

III Изучение новой темы.

Сегодня на уроке мы продолжим анализировать рассказ Тургенева «Муму», разберемся в чувствах и переживаниях Герасима.

1. Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

2. Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

(Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)

3. Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму.

4. Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.

(Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой…)

5. Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

7. Пересказ эпизода о пропаже Муму.

8. Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

9. Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

10. Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

(Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)

11. Какой вопрос вам хочется задать автору?

12. Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

13.А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)

Перед вами на столах карточки с текстом. Найдите в тексте ошибку и исправьте её.

Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по-прежнему.

— Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, а Муму облизала ей лицо и завиляла хвостом.

Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

— Да, да,- возразил тот, кивая головой,- да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и показал знак протеста, дав понять, что никогда этого не сделает.

Обменяйтесь листочками, найдите в тексте правильный ответ и оцените соседа.

VI. Итог урока. Рефлексия.

1. Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

( выявление личностно-эмоционального отношения к герою)

2. «Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?»

(Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом)

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.

Подведение итогов урока

Учащиеся выставляют оценки друг другу, учитель дополняет комментарии к оценкам.

Источник

Урок № 42 Тема: Герасим и Муму. Счастливый год. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок № 42 Тема: Герасим и Муму. Счастливый год. 5 класс»

Тема: Герасим и Муму. Счастливый год.

Цель: Работая над образом Герасима, показать его умение заботиться о слабом

протестовать против несправедливости; показать уродливость общественных

отношений, основанных на личной зависимости человека от человека,

раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком,
как ухаживал Герасим за своей питомицей.
И.С.Тургенев “Муму”

2. Проверка домашнего задания.

Когда и где родился И.С.Тургенев?

Как называется имение И.С.Тургенева?

Какую клятву дал И.С.Тургенев?

В каком году написал рассказ «Муму»?

Какие еще произведения написал И.С.Тургенев?

Кто главный герой рассказа «Муму»?

Часто рассказ И.Тургенева “Муму” остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” (вопрос написан на доске)

На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока. А для этого мы попытаемся понять поступки Герасима, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева.

4. Повторение ранее изученного материала.

— Давайте вспомним, как окружающие относились к Герасиму? (боялись, не любили)

— А любил ли кого-то Герасим? (Татьяну)

— За что он её любил? (добрая, беззащитная, кроткая, что-то есть общее с Герасимом)

— Казалось бы, Герасим нашёл своё счастье. Но что же произошло? (Барыня выдаёт Татьяну замуж за Капитона)

— А стоило бы ему побороться за своё счастье?

— Почему Герасим не ушёл от барыни? (он крепостной, он сам ничего не решает, у него есть чувство долга, он честный, ответственный, в нём заложен рабский дух с рождения, этот безропотный великан)

Читайте также:  Рассказы и сказки о дружбе для старшей группы

Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил злобы на Татьяну и Капитона.

5. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

Вскоре жизнь Герасима сделала крутой поворот.

— Что это было? (Герасим нашёл Муму).

— Как это произошло? Давайте вспомним этот эпизод (Проверка дом.задания – учащийся пересказывает эпизод как Герасим нашёл Муму)

— Какую роль сыграла в жизни Герасима Муму? (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим “очень доволен был своей судьбой” Герой испытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму).

— Как герой ухаживал за своей питомицей? В тексте есть предложение, рассказывающее об этом. Найдите и прочитайте его выразительно.

— Может ли кто-то из вас сказать, какое художественное средство использует Тургенев? (сравнение)

— Для чего он его использует? (показать силу любви Герасима к собаке Муму)

— Объясните смысл этих слов: “Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей” (всё лучшее для неё, оберегал).

Вывод: Жизнь для главного героя наполнилась новым содержанием — заботой о дорогом существе.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

— А почему пропала Муму? Попробуем разобраться.

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены. Чтоб ее сегодня же здесь не было. Слышишь? Сегодня же!)

— Почему и как изменилось отношение барыни к собаке?

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) (Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, ёе не волновало, что будет чувствовать Герасим. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно, по своему желанию).

Слово учителя: Несмотря на то, что внешнее отношение барыни к Герасиму осталось прежним, но она задумала зло, не думая о том, что причинит Герасиму невыносимую боль.

Такое поведение человека называется лицемерием.

Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

— Кто ещё из героев лицемерит по отношению к другим? (дворня, челядь)

Мы видим, что в рассказе искренний, честный человек только Герасим.

— Подумайте, как этому человеку живётся среди лицемеров?

— А что порождает неискренность, лицемерное отношение между людьми? (крепостное право)

При крепостном праве, чтобы выжить, нужно лицемерить.

— Герасим жестокий человек?

-Как вы оцениваете решение Герасима самому исполнить приказ барыни – убрать Муму? (Это решение далось ему нелегко. Он не мог допустить, чтобы кто-то издевался над его любимым существом, чтобы она медленно и мучительно умирала. Обратите внимание: как мучительно их расставание.

Выхода нет. Герасим очень любил Муму, и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только свободный, независимый человек )

— Вспомните сцену прощания Герасима и Муму. Автор очень подробно и тщательно описывает все действия героев, их движения. Почему? (Это очень тяжёлое прощание, прощание с близким, родным существом. Мог ли жестокий человек так прощаться. Нет, так может прощаться только сильный человек)

— А когда, как вы думаете, к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Так как Герасим глухонемой, у него обострено чувство внимания, наблюдательность. Наверно, это решение назрело тогда, когда у него отняли Татьяну, а далее когда прощался с Муму в трактире. Всё у него было, кроме любви. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь).

Посмотрим фрагмент мультфильма “Муму” (“Уход Герасима”) (см.Приложение 2, просмотр с 16 минуты)

— Какие чувства вызывает у вас прозвучавший фрагмент?

— Что помогает передать эти чувства? (музыка)

— Почему именно такую музыку подобрал автор мультфильма?

— С чем ассоциируются удары колокола? (решение созрело)

— Сколько раз звучит колокол? (3 раза)

— Где ещё мы встречаемся с троекратными повторами? (в сказке)

После третьего удара, когда открывается дверь, лицо Герасима выражает иные чувства – он свободен, он личность. Решение уйти от барыни – сильное решение.

— А если бы он умел говорить, как вы думаете, чтобы он сказал барыне? (Я свободен!)

Да, сцена ухода Герасима не оставляет никого из нас равнодушными.

— Вернёмся к вопросу: “А почему герой не ушёл от барыни с собакой?” (тогда ещё решения уйти не было, а Муму уже утопил)

— Выразительно прочитайте это описание.

— Почему именно со львом? (Лев – символ храбрости и обновления, свободный зверь, он дитя природы, так ж, как и Герасим, он чувствует себя счастливым только на лоне природы)

Своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

— Вернёмся к теме урока.

— Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Дом.задание: Задание распечатано на листочках:

Я намеренно даю вам это задание домой, чтобы вы осмыслили, какое преображение произошло с Герасимом (потому что это очень важно)

1. Синквейн “Преображение”

2.Составить устно сочинение-миниатюру: “Как бы я поступил на месте Герасима?”

Источник

И. С. Тургенев «Муму»: характеристики героев

Краткое содержание:

Характеристики главных героев

Герасим

Герасим – главный герой повести И. С. Тургенева «Муму», глухонемой дворник на дворе у старой барыни, человек необычайно физической силы со строгим и суровым нравом. Этот немой рослый дворник отличался от окружающих не только внешне, но и по характеру. Герасим был трудолюбивым и хозяйственным человеком с добрым сердцем. Его, привыкшего выполнять полевые работы, по капризу барыни привезли из деревни в Москву, где всучили метлу и приказали убирать двор. Герасиму такой образ жизни не нравился. Ему в городе было скучно и неуютно. Но и здесь он стал исправно трудиться, быстро привык к новой работе. Однажды ночью даже поймал двух воров и его стали особенно уважать. Дворовые даже немного побаивались угрюмого дворника-великана. Шутить с ним не решались, так как шуток он не любил.

Сам он был в хороших отношениях с челядью и считал их за своих. Герасим во всем любил порядок: при нем даже петухи не смели драться. Жил он в каморке над кухней и устроил все там по своему вкусу. Из всех работников больше всего ему нравилась прачка Татьяна – женщина лет двадцати-восьми кроткого нрава. Он оказывал ей знаки внимания и не разрешал никому ее обижать. Однако барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали за пьяницу Капитона, и она вскоре уехала в деревню с незадачливым мужем. После отъезда Татьяны Герасиму было вовсе тоскливо. Неожиданно, он нашел маленького белого щенка с черными пятнами, который стал для него лучшим другом. Щенка он назвал Муму.

Читайте также:  Рассказ горе шукшин краткое содержание

Только с этой собачкой он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Ей не нужны были его слова, она его понимала по взгляду. Герасим о ней заботился больше, чем любая мать о своем малыше. Но старая барыня невзлюбила Муму и распорядилась, чтобы от собаки избавились. Для того, чтобы Муму не попала в чужие руки, Герасим сам решил выполнить этот приказ. Он утопил свою любимую собаку, своего лучшего и самого любимого друга. В этом поступке проявился характер крепостного, подневольного человека. Ему и в голову не пришло, что можно было ослушаться зловредную барыню. Свой протест он проявил иначе. Сразу после смерти Муму, Герасим собрал все свои вещи и, не спросив разрешения, ушёл в деревню.

Барыня

Барыня – один из центральных персонажей повести «Муму», деспотичная старуха, вдова, владеющая многочисленной челядью. Барыня жила на окраине Москвы в доме с белыми колоннами и накренившимся балконом. Её дети жили отдельно, в другом городе. Будучи по натуре деспотичной, она грубо обходилась со своими дворовыми и решала за них, что им делать, а что нет. Эта пустая и вредная старуха вершила судьбы бедных крестьян. Так, например, увидев, что глухонемой Герасим может работать за четверых, она решила перевезти его из деревни в Москву. И неважно нравилось это ему или нет.

В другой раз она решила выдать прачку Татьяну за башмачника-пьяницу Капитона. Мнение самой Татьяны ее не волновало. Она считала, что так можно остепенить Капитона. Все её приказы выполнялись через главного дворецкого, человека непорядочного, Гаврилу Андреича. Она прекрасно знала о непорядочности своих слуг, замечала их лесть и подхалимство, но одобряла это. Слуги для нее – что жалкие насекомые. Как хотела, так ими и распоряжалась.

Проблема старой барыни заключалась в ее одиночестве и душевной пустоте. Оттого она была недовольна жизнью и вымещала это недовольство на слугах. Даже какая-то маленькая собачка мешала ей жить. Поэтому она приказала избавиться от Муму. Герасим мог бы пойти против её воли, но не стал. Так, в конце повести он утопил Муму по прихоти зловредной барыни, а затем уехал к себе в деревню. Барыня считается одним из худших типажей русской литературы. Её тупость, вредность и самодурство не знали границ.

Собака испанской породы, которая принадлежала дворнику Герасиму. Она досталась ему небольшим щенком, когда он, в расстройстве после проводов со двора бывшей возлюбленной Татьяны, гулял вдоль реки. Щенок бился в воде, и никак не мог вылезти на берег. Герасим вытащил его, сунул за пазуху, а дома всю ночь за ним ухаживал.

В один из дней, барыня случайно её увидела, и захотела увидеть поближе. Когда Муму принесли барыне, собачка очень испугалась, и чуть не укусила ту за палец. Барыня разозлилась, и утром придумала, что Муму всю ночь не давала ей спать. После чего, приказала избавиться от неё. Лакей Степан похитил собачку и отнёс на рынок, дав денег покупщику, чтобы тот не отпускал её минимум неделю. Но через пару дней она отгрызла поводок и вернулась. Барыня вновь приказала избавиться от неё. Герасим был против, но когда все обступили его каморку, он вышел и пообещал, что избавится от собачки. Он пошёл с Муму в трактир, где накормил её, и затем плача, но отнёс её на речку, заплыл с ней на лодке на середину и, привязав два кирпича к шее, бросил её в воду.

Татьяна

Татьяна – персонаж повести И. С. Тургенева «Муму», прачка на московском дворе барыни-самодурки, подруга Герасима. Она была женщиной двадцати-восьми лет, худощавой, белокурой и с родинкой на левой щеке, что на Руси считала дурным знаком или предвестником несчастной жизни. В действительности Татьяна была несчастным человеком. Её с детства заставляли выполнять непосильную работу, держали в черном теле, плохо кормили, плохо одевали и платили мизерное жалование. Будучи искусной прачкой, она должна была выполнять только «тонкую» работу, а на деле выполняла тяжелую. Раньше она была красивой, но тяжкий труд стер ее красоту и теперь она выглядела скорее измученно.

На дворе барыни она старалась ни с кем не заговаривать, всех сторонилась и побаивалась. Характер у Татьяны был кроткий. Все что ее заботило – это сдача работы в срок. Она трепетала от страха при одном только упоминании имени старой барыни, оттого и была запугана. Татьяна нравилась Герасиму своим скромным и кротким нравом. Он оказывал ей знаки внимания и даже покровительствовал ей. Но барыня решила выдать ее за безнадежного пьяницу Капитона, чтобы тот остепенился. Будучи человеком смиренным, Татьяна не смела возражать. Когда Капитон окончательно спился, ее вместе с ним отправили в деревню. Перед отъездом Герасим подарил ей красный платок, а она прослезилась и по-христиански три раза поцеловала его.

Капитон

Капитон Климов – персонаж из повести Тургенева «Муму», безнадежный дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Капитон работал башмачником на дворе у барыни. Он был «горьким» пьяницей и человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству. Свое пьянство оправдывал тем, что заглушал горе. Москву считал каким-то захолустьем, в котором прозябал.

Когда Гаврило Андреич корил Капитона за то, что тот только хлеб даром ест, он отвечал, что Богу виднее даром или нет. При этом добавлял, что он «горемыка». Он был не прочь жениться на Татьяне, так как видел в этом только удовольствие. Когда у него на пути встал Герасим, он струсил и пошел жаловаться главному дворецкому. За Татьяну никакой ответственности он не ощущал, а через год после свадьбы и вовсе спился. Отдавая за него Татьяну, барыня надеялась остепенить его. Но когда не вышло, она отправила их обоих в дальнюю деревню.

Второстепенные герои

Второстепенный персонаж, главный дворецкий у барыни. Исполнял все её приказания, боялся хоть слово ей сказать против. Так, когда она захотела выдать Капитона за Татьяну, он не сказал ей, что Герасим любит Татьяну и собирается в ближайшие дни просить у барыни её разрешения на женитьбу.

Второстепенный персонаж, дюжий парень, лакей барыни. Именно он похитил Муму и отнёс на рынок, где за деньги просил неделю держать на привязи.

Второстепенный персонаж, старый буфетчик. У него любили спрашивать совета, хотя никогда он ничего толкового не советовал.

Второстепенный персонаж, начальница Татьяны, любила посмеяться над ней из-за ухаживаний Герасима.

Эпизодический персонаж, форейтор. Был очень любопытен, часто подсматривал за Герасимом.

Эпизодический персонаж, старшая компаньонка. Вместе с дворецким воровала продукты у барыни.

Эпизодический персонаж, один из дворовых у барыни.

Эпизодический персонаж, жена дворецкого.

Старый пёс, много лет живший во дворе у барыни.

Источник

Познавательное и интересное