Рассказ о гласных и согласных звуках для 1 класса

Сказки

Грамматическая сказка о звуках речи

специалист в области арт-терапии

Сказка о гласных и согласных звуках.

Жили-были в царстве звуков гласные и согласные. Как только они встречались, начинали спорить. Спорили всегда на одну и ту же тему: кто из них главнее в слове, да и вообще в жизни.

-Мы не только образуем слоги, но нас можно и петь, нас можно тянуть, на нас всегда падает ударение. Даже один из нас всегда ударный- это ё. А вы не только из голоса состоите, к вам примешиваются разные шумы. Вас так трудно выговаривать без нас!

А согласные обижались:

Мягкий знак и твердый знак молча стояли в стороночке и молчали, так как они не обозначали звуков. Но они гордились тем, что и без звука им приходится выполнять разные функции для этих господ звуков.

Услышав эти слова гласные призадумались:

— А ведь и вправду это так. Мы не можем обойтись друг без друга, недаром на изучают вместе и живем в одном царстве-государстве « Фонетика».

С тех пор стали звуки жить-поживать в мире и согласии.

Номер материала: ДБ-1245725

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сказка про гласные и согласные звуки

Екатерина Седова
Сказка про гласные и согласные звуки

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Сказку «Живые звуки» можно использовать как полностью, так и фрагментарно в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над изучением звуков речи, целей конкретного занятия.

Первая часть сказки дает возможность:

• познакомить детей с гласными звуками (закрепить знания о гласных звуках,

• формировать понятие «гласный звук»,

• развивать слуховое внимание,

• развивать и корригировать фонематический слух. Например, после прочтения (рассказа) текста предложить вспомнить какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную песенку, в какой последовательности пели звуки, какие песенки могут спеть звуки И, У и т. д.

• познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);

• Вторая часть сказки позволяет:

• формировать понятие «согласный звук»;

облегчить работу, связанную с объяснением темы «йотированные буквы», в начальных классах школы;

познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).

Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности. В связи с этим несколько слов о йотированных гласных буквах.

Занятия в подготовительных логопедических группах детского сада показали, что дети старшего дошкольного возраста (6 лет) без особых трудностей овладевают навыками чтения слогов с буквами Е, Е, Ю, Я (полученные результаты полностью совпадают с данными,изложенными в работе: Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей, 1995— С 194, но, знакомя дошкольников с этими буквами, не надо перегружать их теоретическими знаниями. Достаточно в игровой форме рассказать об особенностях этих букв, пояснив, что обо всех их «хитростях» будут рассказывать в школе.

Любой дидактический материал дает возможность творчески подходить к процессу обучения. Сказка — не исключение. Творите, выдумывайте, пробуйте.

СКАЗКА

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый., Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый упрямый.

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.

Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, высоко, и низко

По одному и парами (дуэтом)

Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:

— Как же так — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет.

— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

— О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.

— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

— Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.

Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить. А да И нашли по три палочки.

А сделал шалаш с перекладиной.

И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.

О увидел колесо, оно ему и подошло.

Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.

У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное,непонятное:

Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит

Читайте также:  Примеры чести и достоинства в сказках

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.

Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.

Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия

Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.

— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.

И-краткий согласился,и они запели:

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.

— Буду, — ответил тот, не задумываясь.

— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О.

— йО йО йО! — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ».

Опечалены были только И да Ы:

— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою,его вообще никто не услышит: мы же родственники.

— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.

Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О.

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много и дома, и на концертах.

Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой.

Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Так с тех пор и повелось в русском языке:

• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

• все остальные звуки — согласные,

• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,

• твердые согласные — синими.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Дидактическая игра предназначена для детей от 5 – 7 лет. Цель: учить детей делить буквы на гласные и согласные, составлять из них слоги.

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф],[ф’]. Буквы Ф, ф.» Цель: знакомство с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Конспект НОД по ОО «Развитие речи» «Как мы гласные звуки искали!» Конспект НОД по ОО «Развитие речи» «Как мы гласные звуки искали!» Цель: обобщить и закрепить знания детей о звуках и буквах родного языка,.

Конспект педагогического мероприятия по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» Тема: «Звук. Принцесса Гласа. Принцесса Согласа.» Целевые ориентиры: 1. Продолжать знакомить с понятием «звук». 2. Познакомить с принцессами.

Сказки про гласные и согласные звуки Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия «Гласные и согласные звуки» использую в своей работе сказки и «домик звуков». Начинаю работу.

Стихотворения на гласные звуки. Стихотворение, посвященное юбилею ДОУ Утром утка улетела, Улыбнулась и запела. Удивилась улица: Наша утка – умница! Осенью облако сделалось серым, Ослик смотрел на печальное.

Конспект занятия «Гласные звуки» (повторение) Цель: закрепление умения различать гласные звуки «О, А, У, И»; закрепление понятия «гласный звук»; развитие фонетического слуха и восприятия,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки гласные и согласные» (повторение) Цели занятия: закрепить у детей понятие «гласные и со- гласные звуки»; учить распознавать звуки на слух, соотносить их с нужными символа.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» Цели занятия: познакомить детей с понятиями «звук», «звуковичок»; рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные; научить де.

Источник

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Гласные и согласные звуки»

Цели:

Оборудование:

Учебник: Русский язык. 1 кл./ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, М.: Просвещение, 2005; магнитная азбука; таблица «Звуки и буквы»; иллюстрации с изображением предметов; карточки со словами и пословицами; карточки со словарными словами «петух», «лисица», «капуста», «пальто»; «Лента букв»; сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

– Откройте тетради и запишите число.

– Выполните упражнение 10 на странице 61 в учебнике.

– Какие буквы вы должны красиво написать?

(Должны красиво написать буквы «Р», «Ф».)

Какой элемент в буквах одинаковый?

(В буквах прямая наклонная линия и клюшка одинаковые.)

Дайте краткую характеристику звукам, обозначающимися буквами «р», «ф».

(Эти звуки согласные, твёрдые, звонкий и глухой соответственно.)

Какие слова должны записать?

(Должны записать слова Римма, Федя.)

Что нужно вспомнить при написании этих слов?

(Все имена собственные пишем с большой буквы.)

Придумайте имена людей на данные буквы.

(Роман, Рита, Руслан, Фаина, Фёкла, Рая.)

3. Словарная работа

– Поиграем в игру «Угадайка». Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске и угадайте, что это за слова: ПТХ, ЛСЦ, КПСТ, ПЛЬТ.

Читайте также:  Рассказы воров в законе видео

(Это словарные слова: петух, лисица, капуста, пальто.)

Запишите эти слова.

– Проверьте записанные слова по словарику.

4. Актуализация опорных знаний

– Следующая игра называется «Поиск». На доске записаны слова. Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова?

м_шка (О, У, Ы, Ю, Е) (Слова: мошка, мушка, мышка.)

б_лка (О, У, Ю, Е) (Слова: булка, белка.)

Какие звуки обозначают эти буквы?

(Эти буквы обозначают гласные звуки.)

(При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.)

Найдите буквы, которые надо вставить. Какие слова получатся?

ко_ка (Г, Ш, Р, Ч) (Слова: кошка, корка.)

ро_а (З, С, Щ, Ф) (Слова: роза, роща.)

ба_ан (Б, Н, Р, Л) (Слова: банан, баран.)

Какие звуки они обозначают?

(Обозначают согласные звуки.)

(При их произношении воздух встречает препятствие.)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке русского языка?

(Мы будем говорить о гласных и согласных звуках.)

5. Физкультминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
И на доску посмотрели.

6. Изучение нового

– Выполним упражнение 11 на странице 61. Прочитайте задание.

– Назовите изображённые предметы.

(Рак, цветок, трактор, зонт.)

Произнесите и послушайте первый и последний звуки каждого слова.

– Объясните, гласные это или согласные звуки.

(Эти звуки согласные, так как воздух встречает преграды, когда они произносятся.)

С голосом или без голоса они произносятся?

Кто сразу может назвать, как называются согласные звуки, которые произносятся с голосом?

(Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими.)

А без голоса, с шумом?

(Глухие согласные звуки.)

Посмотрите на «Ленту букв» и скажите, где живут согласные буквы, обозначающие согласные звуки?

На каком этаже расположены согласные буквы, обозначающие звонкие (глухие) согласные звуки?

(На верхнем и нижнем этажах.)

– Сделаем вывод, используя таблицу «Звуки и буквы».

– Чем отличается гласный звук от согласного?

На какие две группы разделяют согласные звуки?

(Звонкие и глухие согласные звуки.)

В чём отличие звонких согласных звуков от глухих согласных звуков?

(Звонкие согласные звуки произносятся с голосом, а глухие согласные звуки без голоса, с шумом.)

– Проверим наш вывод по учебнику. Прочитайте сведения о языке.

– Итак, какие звуки мы называем согласными?

(Согласными мы называем звуки, при произношении которых воздух встречает препятствие.)

Какие согласные звуки мы называем звонкими? Глухими?

(Звонкие согласные произносятся с голосом, а глухие с шумом.)

7. Закрепление

1. Выполним упражнение 12 на странице 62.

– Прочитайте фрагмент из сказки в задании 12.

– Герой какой сказки произносит эти слова?

(Эти слова произносит лиса.)

Как называется эта сказка?

(Сказка называется «Заюшкина избушка».)

Как вы понимаете выражение «пойдут клочки по закоулочкам»?

Спишите слова лисы, подчеркните согласные буквы на месте согласных звуков. (Один из учеников работает за доской, с готовым текстом.)

– Проверим сделанное упражнение.

2. Выполним упражнение 13 на странице 64.

– Прочитайте задание к упражнению.

– Назовите каждый изображённый предмет.

(Цветок, гусь, утка, дом, листья, торт, индюк, кот, бараны.)

На какие группы можно разделить эти предметы?

(Предметы, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?)

Послушайте и определите, с какого звука начинается слово-название предмета. Я буду показывать предметную картинку, а вы с помощью сигнальных карточек должны определить какой звук: гласный (красный цвет на сигнальной карточке) или согласный (синий цвет).

– Итак, на какие группы ещё можно разделить эти слова?

(Слова, которые начинаются с гласных и согласных звуков).

Прочитайте задание. Какие слова надо записать в тетрадь?

(Записать только те слова, которые начинаются с согласного звука.)

Назовите эти слова.

(Цветы, гусь, листья, дом, кот, торт, бараны.)

Сколько слов вы должны записать?

(Мы должны записать 7 слов.)

Сейчас мы с вами потренируем память, будем фотографами. Возьмите в руки воображаемые фотоаппараты, настройте объектив и переведите его на предметные картинки, которые остались на доске открытыми. Запоминаем предмет и проговариваем слово. Как запишите это слово?

– Плёнку фотографы проявляют в темноте. Закройте глаза, вспомните все слова и шёпотом ещё раз проговорите эти слова.

– Теперь настало время печатать фотографии. Вспомните предметные картинки, запишите слова в любом порядке, в строчку, через запятую.

– Если кто-нибудь плохо проявил фотографии, т.е. затрудняется, то можете воспользоваться подсказкой и списать из набора слов только нужные.

– Составьте предложение по рисункам.

– Какое сейчас время года?

Что радует нас весной?

Весной нас особенно радуют цветы. Можно ли рвать цветы? А нужно?

Без цветов не могут жить некоторые насекомые, которые собирают нектар. Поэтому рвать цветы не нужно.

– Запишем предложение под диктовку: «Весной появились первые цветы».

– Выделим главные члены предложения. О чём говорится в предложении?

(В предложении говорится о цветах.)

Ставим вопрос к слову цветы.

(Подчёркиваем одной чертой.)

Что говорится о цветах?

Ставим вопрос к слову появились.

Как подчеркнем слово?

(Слово подчеркнём двумя чертами.)

Что содержит это предложение?

(Предложение содержит сообщение.)

С какой интонацией произносится?

(Предложение произносится с невосклицательной интонацией.)

Распространённое или нет?

8. Физкультминутка

«Цветы»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

9. Закрепление

3. Выполним упражнение 14 на странице 63.

– Из каждого слова «убежала» буква.

– Прочитайте слова самостоятельно, догадайтесь, какая буква убежала: гласная или согласная?

(Во всех словах убежала согласная буква.)

Почему? Как определили?

(Обозначают согласные звуки).

Какие слова имеют несколько лексических значений?

(КРАН:1)запорное устройство в виде трубки для выпуска жидкостей или газа; 2)машина для подъёма и перемещения грузов на небольшие расстояния;3)прибор для управления тормозами.

МАК:1)травянистое растение с длинным стеблем и крупными цветками (чаще красными);2)семена этого растения, идущие в пищу.

Рассмотрите рисунки к этим значениям многозначных слов и запишите эти слова, подчеркните вставленные буквы.

Читайте также:  Рассказы по пословице семь раз отмерь один раз отрежь

10. Итог урока

– Чем отличается гласный звук от согласного?

В чём различие между звонкими и глухими согласными звуками?

(Звонкие согласные звуки произносятся с голосом, а глухие- без голоса, с шумом)

11. Домашнее задание

– Игра «Путаница». Если спутать хоть одну фонему (звук), то может перепутаться всё на свете. Найдите и исправьте ошибки в пословицах на карточках.

Источник

Началочка

Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.

Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…

А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?

Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».

Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.

Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые легко между собой соединяются.

На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ

Один важный момент. Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.

— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;

— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.

Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.

Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.

— Произнесите слово арка, протягивая первый звук [а] – ааааарка;

— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].

— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м], [с], [р], [х], [ш], [р], [в], [з], [л], [н], [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.

Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.

Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.

-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?

-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?

А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому я могу наглядно показать ребёнку, как два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.

Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках прочитаете ниже).

Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.

Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.

А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.

Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.

Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:

Есть пара, где мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.

Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно [м], [с], [р], [х], [р], [в], [з], [л], [н].

Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.

С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.

После таких упражнений-игр для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.

Источник

Познавательное и интересное