Характеристика и образ Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина
Мы знакомимся с повествователем с первых страниц рассказа. Это мальчик одиннадцати лет. Одаренный недюжинным умом и талантом, он вынужден уехать из родной деревни в райцентр, чтобы продолжить учиться. В городе его одолевает голод и неутомимая тоска по дому, однако он заботится о своих близких и, не желая доставлять дополнительных хлопот, не рассказывает матери о своих проблемах и не жалуется о невзгодах, продолжая жить в постоянной нужде. Эта острая необходимость и заставляет его пойти на рискованный шаг и начать играть с мальчишками на деньги. Несмотря на успехи, он не поддается азарту и тратит свой малый выигрыш лишь на баночку молока, которое ему нужно для борьбы с малокровием.
Упорство и целеустремленность отличают главного героя от прочих ребят. Всеми силами и возможностями он достигает поставленных целей, не боясь неудач и провалов: будь то учеба или игра. Честный по натуре, он не терпит несправедливости или вранья, вызывая невольное уважение и восхищение. Ему присуща скромность и гордость, так что он решительно отказывается от продуктов, предложенных Лидией Михайловной, и от любых других попыток ему помочь.
Да, в игре на деньги нет ничего нравственного, но для мальчика это единственный способ выжить в суровом мире, не потеряв достоинство и честь. Этот поступок не определяет его, ведь на самом деле он представляется нам как человек добрый, умный, смелый, отзывчивый и сострадательный. Его искренне беспокоит судьба его родных, судьба окружающих. Ему лишь одиннадцать, но у него есть четкие принципы, твердый и уверенный взгляд на мир. Хочется верить, что и в современном обществе есть такие ребята: доброжелательные, храбрые, открытые и справедливые.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Мальчика в рассказе Уроки французского
Популярные сегодня темы
Исаак Ильич Левитан очень любил изображать природу родного края. У художника большой багаж работ на тематику природы. Левитан большую часть своей жизни провел в путешествии, поэтому видел много красот большой России
В пьесе Константина Островского под названием Гроза рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями
Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи
Сочинение Характер главного героя рассказа Уроки французского Распутина
Автор намеренно не указывает имя главного героя, так как оно здесь неважно. Скорее всего, под этим 11 летним мальчиком он пытается представить всех беспризорных детей, которая проживали в тот момент исторического периода. Он называет персонажа «мальчиком» или просто «главный герой».
У него есть учительница, которая хочет всячески помочь парню встать на ноги, преодолев не только материальные, но и психологические барьеры. Образ главного героя передаётся не только словами окружающих, но и поступками оного. Мальчик является беспризорником наравне с большим количеством точно таких же людей. Он плохо социализирован, однако в его сердце есть еще надежды на лучшее. Эту надежду замечает учительница, которая хочет помочь ему преодолеть всё, что происходит в жизни. Она намерена пользуется своим положением, узнавая адрес проживания ученика. Как оказалось, он живёт в развалившейся доме без родителей и каких-либо опекунов.
Автор пользуется пёстрыми приемами для того, чтобы описать главного героя, который обладает всеми характеристиками беспризорника. Осунувшееся черты лица, редкие волосы, дряхлая одежда и чумазые руки. Всё это выдает в нем плохо ухоженного ребёнка, которого никому отмыть и обучить нужным жизненным делам. Он совершенно не знает, как коммуницировать с одноклассниками, постоянно попадая в тяжелой ситуации.
После школы мальчики играют в местное подобие азартных игр, и главный герой пытается подражать им. Поначалу учительница отговаривает его от этих занятий, однако упрямый ученик продолжает это делать. В конце концов, когда учительница взяла его на воспитание, в доме она сыграла с ним в аналогичную игру, дабы сблизиться с учеником. Это плохо для неё закончилась, однако мальчик понял, к чему могут привести необдуманные действия и легкомысленность
Несмотря на то, что мальчик является главным героем, огромную роль в произведении занимает сама учительница, желающая помочь своим ученикам в целом и мальчику в частности. Она говорит, что в любой трудной ситуации нужно не терять человечность и надеяться на лучшее.
Вариант №2
Рассказ В. Распутина «Уроки французского» – произведение, которое не оставит равнодушным ни одного читателя. В нем описывается самое трудное время – послевоенное. Главный герой – это пятиклассник одиннадцати лет. Живет он с матерью, всего в семье их трое. Внешне он чрезмерно худощав, потому что его семье не хватает средств на пропитание. Макароны и гематоген семья не может себе позволить. Яблоки мальчик видел только на картинках. Одежда его застирана, штанишки сделаны из отцовских галифе, неопрятен и одинокий без матери рядом. Имя его в произведении не указывается.
Сложившиеся обстоятельства вынуждают главного героя быть самостоятельным, мужественным, смышлёным ребенком. Чтоб посещать школу, ему приходится жить у маминой знакомой, у которой есть и свои собственные дети. Мать высылает сыну продукты, но он не замечает куда они исчезают, их кто-то ворует. Герой не идет на конфликт, наоборот он замыкается в себе. У мальчика наблюдаются прекрасные умственные способности, по всем школьным предметам у него пять, кроме французского. Особо сложно ему дается произношение.
Даже несмотря на то, что он голодает, тяга к знаниям у него не пропадает, наоборот, он начинает учиться с особым упорством. Это говорит о его целеустремленности. Скромность и гордость он демонстрирует, когда ходит заниматься к учительнице французского на дом. Она пытается его накормить, отправляет посылки с продуктами, но он тактично отказывается. Сила духа, честность, стойкость характера проявляется в ситуации, когда мальчик играет со старшеклассниками на деньги. Играет он до тех пор, пока не соберется нужная ему сумма. Он вынужден это делать не для собственной наживы, а ради бутылочек с молоком. Молоко посоветовали ему пить врачи при малокровии. Частенько, после игр со старшими мальчишками главный герой ходил избитым.
В итоге после тщетных попыток помочь своему ученику, Лидия Михайловна принимает решение играть с ним на деньги. Этот поступок демонстрирует любовь и уважение, сострадание к своему ученику. Вскоре об этом узнал школьный директор. Преподавательница отправляется на Кубань. Но и там она не забывает своего ученика и шлет ему посылки с продуктами.
Характер главного героя рассказа Уроки французского
Популярные сочинения
Главным героем в сказке является Иван-дурак, служащий царю. Царь был очень привередливый, он не думал о своем государстве, а также жестоко относился к своим подчиненным.
Смысл названия романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева заключается в многогранности скрывающегося подтекста, ведь вечная проблема
Скромность. Это когда человек не выставляет себя, рад малому, не хочет привлекать к себе внимание… То есть иногда скромность украшает, но иногда и мешает.
Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина сочинение
Послевоенные годы Второй Мировой войны были очень голодными для многих домов всего Союза. Некоторые дети даже не знали, как выглядят яблоки. Мальчик из произведения «Уроки французского» был именно из таких, он видел яблоки лишь на картинках.
Каков же был этот Мальчик? Во-первых, умный и смышлёный, потому что иначе он бы не достиг успехов в образовании и не разбирался бы в новых играх, которым отводится отдельное место в рассказе, так быстро, как он это делал. Также он почти сразу догадывался, от кого были неизвестные посылки на его имя, набитые продуктами.
Следующей чертой характера Мальчика стоит отметить скромность и тактичность. Он понимал, что живёт в то время, когда есть нечего почти всем, поэтому, когда, например, у него начал пропадать хлеб в доме родственников, он даже не стал задумываться, кто бы это мог быть, потому что его совесть не позволяла возражать против этого, потому что его воспитание не подразумевало таких вопросов. Скромность выражается ещё в том, что сам Мальчик никогда не брал чужого и всего хотел добиваться сам. Например, первую посылку с макаронами, сахаром и гематогеном, ловко подаренную ему учительницей, он отнёс ей обратно.
Мальчик был застенчивым и боялся попасть в дурную ситуацию, боялся показаться намеренно плохим, об этом говорит случай, когда он намеренно соврал своей учительнице о том, что играл на деньги, чтобы его не отчитал директор на линейке, как тот любил делать. В эту же характеристику можно отнести и желание мальчика оправдать надежды родителей, не уехать обратно в деревню из-за того, что его выгнали из школы, хотя в деревню ему порой очень хотелось.
Мальчик не лишён и смелости, он охотно принимается бросать вызов в новых играх опытным соперникам, а также не боится во второй раз идти играть в круг Федьки и Вадика, где его в первый раз избили. Однако, этот момент автор обосновывает ужасным голодом мальчика, которому необходимы деньги, чтобы купить молока. Я же считаю, что не одним голодом было продиктовано решение идти играть снова, а ещё и смелостью, храбростью и отвагой. Мальчик — настоящий мужчина.
Если говорить в общем, то образ Мальчика выглядит крайне положительно и невинно на фоне тех событий, которые происходят вокруг него, на фоне послевоенных лет. Он выживает так, как находит правильным, а в этом вопросе трудно судить его за игру на деньги со сверстниками, тем более он остаётся чист душой. Игра же со своей учительницей была скорее хорошим времяпровождением и инструментом, с помощью которого Лидия Михайловна вручала Мальчику деньги.
Сочинение Мальчик главный герой в рассказе Уроки французского
Мальчик – главный герой произведения. Среди троих детей в семье, он,
одиннадцатилетний, самый старший. Отца у них не было, жили – «хуже некуда». Его лицо было разбито, выглядел он диковатым. Без присмотра матери его вид был неаккуратен: ребенок носил потрепанный пиджачок с обвисшими плечами и короткими рукавами, бывший как раз ему только на груди; и заправленные в чирки светло-зеленые брюки со следами драки, которые были перешиты из отцовских галифе.
Ребенок отличался светлым умом и смышленостью. В деревенской школе он
учился хорошо, с удовольствием. Соседи его называли «башковитым». В городе пятиклассник так же не мог безответственно относиться ко всему, что на него возлагалось. По всем предметам, кроме одного – французского, у него были пятерки.
Недоедание и тоска по дому сделали мальчика тощим. Один раз в неделю мать присылала ему продукты. Они куда-то пропадали, видимо их брали соседские дети. Но мальчик «не смел даже думать об этом, тем более следить». Это свидетельствует о скромности и тактичности ребенка.
Ребенок был болен, ему необходимо было молоко. Поэтому он познакомился с ребятами, игравшими на монеты. Мальчик выигрывал в «чику» ровно столько денег, сколько хватило бы на еду, потом отходил в сторону – он не позволял себе чересчур увлекаться игрой.
Лидером компании был Вадик, любивший играть нечестно. Однажды, наблюдая за ним, мальчик упрекнул его в жульничестве и встретился с грубой силой старших детей. Подросток был смелым, решительным и упрямым: бросая вызов опытным игрокам, он приходил к ним вновь и вновь, и всегда оставался избитым.
Главный герой книги мне очень понравился. Беспомощный раньше, он преодолел все трудности. Благодаря участию Лидии Михайловны и своему упорству, он, с «чистой душой», подтянул французский, а еще переупрямил свои жизненные сложности: кроме уроков зла и жестокости, он научился доброте.
Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина
Несколько интересных сочинений
Все начинается со слов. Ребенок рождается, и уже понимает человеческую речь, накапливает пассивный словарный запас. Слышит голос родителей, перенимает их привычки в общении
1872 год стал годом написания Л. Н. Толстым рассказа «Кавказский пленник». В произведении описываются события на Кавказе из первых уст очевидца их в войне с горцами. В центре повествования оказывается Жилин
Александр Сергеевич Пушкин является автором большого количества известных произведений. Знакомство с его творчество начинается с самых малых лет и до глубокой старости приятно перечитывать его стихи
Вот и выпал первый снег. Что-то поздно в этом году. Но так даже лучше. Земля успела замерзнуть, весной раньше просохнет. Огород можно будет пораньше посадить. Скоро много будет снега
Сочинение на тему Портрет героя в рассказе Уроки французского
Рассказ Валентина Распутина «Уроки Французского» был написан в 1973 году.
Он хочет быть, как его отец храбрым и не уступать ни перед одной проблемой, и у него отлично это получается. Также мальчик абсолютно не испорчен какими-то корыстными целями, он просто наслаждается тем, что у него есть. Его учительница научила его играть на деньги, из благих намерений, чтобы он смог заработать себе хоть что-то на еду, чтобы он не голодал. И момент, когда он обыграл мальчиков в «Чайку», он даже не понимал, почему остальные разозлились. Он играл ради веселья. Он с честью бился с мальчишками, хотя понимал, что может убежать от них. Он не играл только ради денег. Да, он радовался, что он может позволить себе купить хоть что-то поесть, но это не была его цель.
Внешне мальчик выглядит совсем непримечательно: «. тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий. » По нему сразу видно, что в его семье нет денег. В то время так жило большинство семей. Они жили одной лишь верой, и то которая была уже не у всех. Не смотря на то, что у героя ничего нет, он любит свою семью, он не отчаивается, он стремится к светлому будущему. Он делает все по совести и ждет того же от мира. Живя в район центре мальчик постоянно вспоминает с тоской о доме, и думает, как хочет туда вернуться. Он рад хоть как-то зарабатывать себе на еду. Он никогда не возьмет лишнего, он скромен и воспитан. И готов пойти на все ради своей цели и своей семьи.
Меня поразил данный рассказ, я считаю, что мальчик из рассказа «Уроки французского» настоящий герой, хоть он и не был на войне. С него надо непременно брать пример! Особенно сейчас, когда есть возможности, когда не нужно становиться взрослым в 5 классе, когда можно спокойно учиться, не надо думать о деньгах.
Вариант 2
Произведение Распутина «Уроки французского» написано в послевоенное время. И нужно восстанавливать все, что было разрушено, а вот как именно это нужно делать мало кому понятно. Деньги никто не сможет выделить, потому, как все находятся в одном положении. Главным героем этого произведения является молодой и юный человек, который учится в пятом классе. Помимо него у родителей имеется еще трое детей. И поэтому для каждого из них она не успевает зарабатывать деньги и наш главный герой все понимает и делает все для того чтобы помочь ей во всем. Порой он отдает им всю еду, а сам остается голодным, но матери все время говорит, что поел и что у него все в порядке.
Парень уже давно научился все делать самостоятельно и не ждать помощи от родителей. Он может делать практически любую работу и редко когда просит мать помочь. Больше всего на свете ему хочется очутиться и быть всегда рядом со своей семьей, которая его всегда ждет, но там нет школы. Кроме этого он сам понимает, что без обучения он не сможет жить дальше и кормить семью. В школе у него никогда нет проблем, он всегда самый первый выполняет всю работу, которую задает учитель, и ошибок при этом нет. Часто бывает, что он помогает другим ребятам в учебе и дает списывать. Но существует один предмет, который никак ему не дается. И этим языком является французский язык. Сколько бы парень не старался, но никак не может его освоить. Учитель также старается во всем ему помочь, но все равно улучшений у него нет. Кроме этого он даже остается после уроков для того чтобы изучить еще раз эту же тему.
Больше всего на свете ему хочется помочь семье и быть очень сильно похожим на своего отца, который никогда и ничего не боялся и всегда добивался того к чему так давно стремился и шел. Кроме этого ему не хочется ничего большего, и его вполне устраивает все, что у нее есть сейчас. Учительница решила ему помочь и научила его играть на деньги. У парня сразу же стало все получаться и очень даже хорошо. Вот только другим ребятам было неприятно проигрывать и поэтому они часто били нашего главного за выигрыши.
Именно такими и должны быть все ребята. И его можно с честью назвать настоящим героем, который хоть и небольшой, но уже точно знает, что ему нужно и упорно к этому стремиться, не смотря ни на что. А ведь многие ребята даже не задумываются об этом и даже не знают, как родителям достаются деньги.
Сочинение 3
В 1973 году Валентином Распутиным был написан замечательный рассказ «Уроки французского», который на самом деле для многих может стать уроком нравственности.
События рассказа приходятся на тяжелое послевоенное время – 1948 год. Главный герой – деревенский мальчишка одиннадцати лет. На своем примере он показывает характер многих советских детей того времени – сильных духом и волевых, слишком рано повзрослевших и взявших на свои неокрепшие плечи груз ответственности за себя и свою семью.
Мать героя одна воспитывает троих детей, и, несмотря на голод и разруху, старается дать им все необходимое, поэтому отправляет старшего сына учиться в среднюю школу в пятый класс в райцентр, где ему приходится стать самостоятельным и заботиться о себе самому.
Друзей у парня нет – все старые остались в деревне, а новых он заводить не спешит – робость и молчаливость не позволяют, поэтому он посвящает себя обучению. Однажды одноклассник Федька предложил пойти с ним на поляну, где тайно собирались мальчишки для игры в «чику» на деньги, что было под строгим запретом – взрослые гоняли детей и грозили директором и полицией. Обладая некоторой сноровкой, сообразительностью и ловкостью подросток вскоре приловчился к игре и попробовал выиграть немного мелочи на молоко, необходимое ему от малокровия, за что незамедлительно поплатился – его побили после того, как один из ребят сжульничал, а это заметил и всего лишь хотел справедливости. Несмотря на то, что обидчиков было двое, юноша не спешил бежать с «поля боя», ведь этот позор сильно ударит по его самолюбию, но и сдаваться он также не собирался – мальчишка горд и упрям и ни за что на свете не отступит от своих принципов.
Позже классный руководитель, по совместительству учитель французского языка Лидия Михайловна узнает обо всем и делает попытку помочь. Из-за проблем с предметом, а точнее с произношением слов, она проводит индивидуальные занятия после уроков в классе, а позднее и у нее дома. Не раз учительница предлагала мальчишке поужинать, но гордость не позволяла ему остаться, и он всегда уходил. Тогда в школе появляется таинственная коробка с продуктами, но отправитель быстро себя выдал – лежащие там макароны и гематоген никак не могла прислать мать – для них это было непозволительной роскошью. После этого случая Лидия Михайловна, жертвуя своей репутацией и работой, придумала другой способ – игра на деньги, на что юноша согласился, ведь это честный заработок, который был так необходим.
Эта история показывает все лучшие качества человека в одном маленьком мальчике – честность, справедливость и искренность, чего многим так порой не хватает.
Также читают:
Картинка к сочинению Портрет героя в рассказе Уроки французского
Популярные сегодня темы
А. П. Чехов в своей повести «Палата №6» затронул актуальные для общества неприятности. В произведении автор стремился решить проблемы, затрагивающие плохое отношение к простым людям
В настоящее время мы часто слышим о людях, которые, несмотря на все препятствия и проблемы сумели исполнить свою мечту. И уж не знаю, помогли им в этом упорный труд или же везучесть, но факт остается фактом
Савел Прокофьевич – зажиточный купец в городе Калинове. Из всех жителей он там самый богатый. У него есть семья: жена и дочери подросткового возраста. Все люди относятся к нему с уважением из-за его характера.
На полотне изображён портрет девочки восьми или десяти лет, которая держит в руках деревянную расписную чашу с только что собранными лесными ягодами
«Уроки французского»: краткое содержание рассказа Распутина. 6 класс
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»: кратчайшее содержание, пересказ. Главные герои: учительница Лидия Михайловна и безымянный 11-летний мальчик. Анализ рассказа: тема и смысл, что писать в сочинении по литературе? Почему рассказ называется «Уроки французского»? Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Фильм 1978 года.
«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина о живущем без родителей мальчике, которому в голодные послевоенные годы пытается помочь молодая учительница Лидия Михайловна. Ученик отказывается от любой помощи, и тогда она «проигрывает» ему деньги в азартную игру. За игрой их застает директор, и учительнице приходится покинуть школу. Она уезжает домой, на Кубань, откуда однажды присылает мальчику посылку с яблоками.
Впервые рассказ был опубликован в 1973 году. Входит в школьную программу по литературе, его проходят в 6 классе.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Уроки французского» доступен в интернете. На YouTube можно послушать его в формате аудиокниги.
В 1978 году режиссер Евгений Ташков снял фильм «Уроки французского» по мотивам произведения Распутина.
Краткое содержание
Время действия — 1948 год. Война закончилась три года назад, страна в разрухе, люди живут впроголодь. Главного героя, безымянного 11-летнего деревенского мальчика, мама отправляет учиться в районный центр.
В городе он поселяется у тети Нади, которой нет до него дела. Мальчику постоянно хочется есть. А еще у него малокровие, поэтому каждый день приходится тратить рубль на стакан молока. В школе он учится на «отлично». Проблемы лишь с французским языком: молодая учительница Лидия Михайловна недовольна его произношением.
Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)
Однажды другие мальчишки зовут главного героя сыграть в «чику» — азартную игру на деньги. У него неплохо получается выбивать монеты камешком, каждый день он выигрывает рубль и уходит. Но как-то раз другие ребята не позволяют ему уйти и заставляют играть дальше. Мальчик замечает, что семиклассник Вадик мухлюет. Он говорит об этом, и тогда Вадик с другими ребятами его избивают.
Узнав о случившимся, Лидия Михайловна вызывает его на разговор. Она узнает, что мальчик играл не ради денег на конфеты или на книги, а чтобы купить молока. Учительница поражена нуждой, в которой живет ребенок.
Мальчик снова играет с ребятами в «чику», его снова бьют. На этот раз у него распухает губа, и на уроке французского он совсем не справляется с произношением. Тогда Лидия Михайловна велит приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. На самом деле она просто ищет способ помочь одинокому ребенку.
Каждый раз она хочет накормить ученика ужином, но тот отказывается и убегает. Тогда учительница пытается поддержать мальчика, прислав посылку с продуктами, якобы от мамы. Тот понимает, от кого на самом деле посылка (в деревне не бывает ни макарон, ни гематогена), и возвращает ее Лидии Михайловне. Как она ни уговаривает ученика взять продукты, тот наотрез отказывается от помощи.
Тогда женщина придумывает новый способ: во время домашнего урока предлагает сыграть в азартную игру с монетками — «замеряшки». Учительница специально поддается, и ученик раз за разом выигрывает. Мальчик берет деньги, успокаиваясь тем, что это «честный заработок». Со временем они все меньше времени тратят на французский, и больше — на игру. Видно, что Лидии Михайловне это нравится, она становится веселее.
Однажды за этим занятием их застает директор школы. Он возмущен, что учительница втянула ребенка в игру на деньги. Ей приходится оставить работу в школе. Через три дня Лидия Михайловна уезжает домой, на Кубань.
Посреди зимы мальчик получает от бывшей учительницы посылку с яблоками, которых никогда раньше не видел.
Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)
Анализ: главные герои, тема, о чем писать в сочинении
Тема рассказа — доброта. Даже один человек в силах сделать мир немного лучше, если искренне хочет помочь другому.
Главные герои
В произведении два главных героя — безымянный деревенский мальчик и учительница Лидия Михайловна.
Ребенку 11 лет, он всегда считался «башковитым», и мать отправила его в райцентр учиться — в деревне была лишь начальная школа. Он страдает от тоски по родной деревне, но терпит все невзгоды. Мальчик сообразительный: хорошо успевает в школе, быстро учится играть в «чику». Он смел: идет на конфликт с Вадиком, когда тот жульничает, и не отказывается от своих слов. Он не жаден: выигрывает лишь столько денег, сколько нужно на молоко. Он горд: отказывается принимать любую помощь от Лидии Михайловны, кроме «честного» выигрыша.
Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)
Лидия Михайловна — молодая учительница лет 25. Ей выпала непростая работа — обучать ребят в небольшом городке французскому языку, который им вряд ли когда-либо пригодится. Она уверенная в себе, но мягкая женщина. Учительница видит свою цель не только в том, чтобы преподавать предмет. Она старается понять ребенка и помочь ему. Лидия Михайловна не спешит осуждать ученика за азартную игру, а сначала спрашивает: зачем ему нужны деньги? Когда ей открывается бедственное положение мальчика, у нее появляется цель — любыми средствами поддержать полуголодного мальчишку. Ради этого она идет на различные ухищрения и в итоге теряет работу. Но даже после отъезда не забывает о ребенке — присылает ему посылку.
Почему рассказ называется «Уроки французского»?
Название «Уроки французского» неизбежно озадачивает читателя. Да какая разница, чему учила детей Лидия Михайловна? И вообще, какой толк мальчишке из глухой провинции от уроков французского?
Задумываясь над этими вопросами, мы понимаем истинный смысл названия. Преподавая французский, Лидия Михайловна одновременно дала ребенку гораздо более важный урок — урок человечности. Он навсегда запомнил, что в мире есть место добру и бескорыстному сочувствию другим. К несчастью, эти качества в послевоенном райцентре кажутся такой же диковинкой, как и французский язык Лидии Михайловны.
В чем смысл рассказа? Что писать в сочинении
Произведение Распутина построено на контрасте. С одной стороны, мы видим голод и нужду, одиночество оторванного от матери ребенка, жестокость других мальчишек. Единственное, что противостоит всему этому, — доброта учительницы.
Молодая женщина проникается симпатией к мальчику. Раз за разом она пытается помочь, хотя гордый ребенок отвергает ее помощь. У Лидии Михайловны нет никакого корыстного интереса. Ею руководят простые человеческие чувства: жалость, сочувствие, стремление поддержать попавшего в беду. В итоге учительница находит способ помочь ученику, втянув его в азартную игру. В этот момент читатель единственный раз видит Лидию Михайловну счастливой: она рада, что все-таки смогла сделать добро.
В рассказе нет счастливого конца. Уличенная директором школы в «преступлении», Лидия Михайловна за свой добрый поступок лишается работы. Она навсегда расстается с мальчиком, о котором так заботилась. Ему остается только память об этой женщине и понимание, что даже небольшие добрые поступки способны оставить глубокий след в судьбе человека. А еще — непонятное чувство вины перед доброй учительницей.