Отношение человека к животным
сочинение по тексту ЕГЭ
Франкен Франс II. Животные вступают в Ноев ковчег.
Вступление
Человечность людей проявляется во всем – в общении с окружающими, беспокойстве о чистоте природы, любви к животным. Именно от нашего отношения зависит то, каким в ближайшем будущем станет мир вокруг. Особенно это касается тех, кого мы приручаем, чья жизнь напрямую связана с нашим вниманием и заботой.
Проблема
Юрий Павлович Казаков в предложенном тексте поднимает проблему отношения к животным. От того, как человек взаимодействует с питомцами, зависит их благополучие и счастье.
Комментарий
Автор вспоминает давнюю историю, приключившуюся, когда он жил на квартире у одинокого доктора. Однажды в размеренной жизни детского врача появился новый обитатель – бездомный, израненный, покалеченный жестоким отношением людей пес. Доктор накормил собаку, позволил остаться в своем доме, дал имя, на которое животное сразу откликнулось. Понятливость пса в совокупности с его тяжелым положением нашла отклик в душе одинокого человека. И животное отплатило тем же – Арктур стал самым преданным, самым любящим и ценящим своего хозяина псом, которых когда-либо видел автор.
Авторская позиция
Писатель рассуждает о том, что «собаки бывают разные, как и люди». Все зависит от отношения находящихся рядом. Ю.П. Козаков убежден, что любовь Арктура к доктору особенная потому, что его настрадавшаяся душа обрела, наконец, возможность спокойного и счастливого существования, наполненного теплом, лаской и любовью.
Своя позиция
Думаю, что доктор совершил по-настоящему человеческий поступок. Ничто не мешало ему выгнать дворнягу и спокойно жить дальше. Именно так поступают многие современные люди, находя множество отговорок, а точнее оправданий – одному не хватает средств, другому – времени. А ведь герой Ю. Казакова не сделал ничего сверхъестественного. Его жизнь практически не изменилась, за исключением моментов веселья и радости, связанных с появлением нового друга. На мой взгляд, даря заботу и любовь братьям нашим меньшим, мы приобретаем гораздо больше, чем отдаем.
Аргумент №1
В рассказе Л. Андреева «Кусака» ярко представлено, насколько жестокими могут быть люди по отношению к животным. Жизнь Кусаки была наполнена одиночеством и безразличием, пока рядом не появилась добрая девочка Леля, окружившая собаку заботливым вниманием и теплотой. Кусаке удалось, наконец, понять свою нужность и пользу для людей. Ее собачье сердце отогрелось и наполнилось настоящей любовью, хотя она еще долго вздрагивала от неожиданных прикосновений. Когда девочке пришлось уехать, все свое отчаяние собака выражала пронзительным воем, наполненным безысходной тоской. Рассказ показывает, что животные чувствуют все, как люди, и мы не имеем права игнорировать их потребность в добре и ласке.
Аргумент №2
Еще одна собака из повести А.П. Чехова «Каштанка» является образцом преданности и любви к первому хозяину. Потерявшись, Каштанка нашла человека, который заботился о ней, она обнаружила в его доме много новых друзей. Собачья жизнь наполнилась цирковыми трюками и популярностью. Но встретившись однажды во время выступления с прежним хозяином, она уже не смогла его забыть. Животные порой более преданны, чем люди.
Заключение
Узнать человека можно по его отношению к животным. Если сердце черство, а душа мертва, то жестокость, направленная на беззащитное существо, не заставит себя долго ждать. Можно быть на сто процентов уверенным, что когда-нибудь его агрессия не пощадит никого на своем пути.В ажно оставаться человеком не только в общении с родными и близкими, но и в заботе о тех, кого приручили.
Школа №82
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №82» Октябрьского района г. Красноярска
Телефон приемной: +7(391)246-02-82
Наш адрес: г. Красноярск, ул. академика Киренского, 19
Поиск по сайту
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Каникулы
Гуманное отношение к животным!
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Хозяева домашних животных должны осознавать какую ответственность они берут на себя, когда принимают решение приютить у себя питомца. Большинство кошек и собак оказываются на улице потому, что хозяевам надоела новая игрушка. Заводя животных для забавы, некоторые забывают о том, что эти животные нуждаются в заботе. В результате, нередко животные, которые оказались на улице, либо погибают, потому что они не приспособлены к жизни в таких условиях, если они выросли в квартире, либо и вовсе усыпляются. Потому необходима защита животных от таких безответственных хозяев.
Гуманное отношение к животным — это необходимость. Ведь мы, приобретая домашнее животное, рассчитываем найти в нем друга, для многих одиноких людей домашние питомцы — это единственный способ не чувствовать себя одиноким.
Мы живем в цивилизованном обществе, а жестокое обращение с животными просто несовместимо с понятиями гуманности и нравственности. Каждый из нас, в обращении с животными должен регулироваться не только законом о животных, но и собственными моральными устоями. Защита животных должна быть приоритетом для каждого уважающего себя человека. ( http://protectanimals.ru/22.html )
Законом запрещается умерщвление животных по любым причинам без заключения ветеринаров, а также бои с участием животных. Предусматривается создание специальных приютов, но контактные зоопарки наоборот будут запрещены. Также вводится запрет на содержание животных в ресторанах и барах и пропаганду негуманного обращения с питомцами. Хозяева не смогут теперь избавиться от животных без передачи новым владельцам либо помещения в приют.
Кроме того, будут оборудованы площадки и специальные места для выгула собак и других животных. Отлов животных теперь необходимо записывать на видео, а о попавших в приюты животных будет размещена информация. За исполнением закона будет надзирать не только государство, но и ветеринары, волонтеры и зоозащитники.
Граждане, владеющие домашним питомцем, должны будут обеспечивать уборку мест и территорий общего пользования от загрязнений продуктами жизнедеятельности животного (материал взят: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201812280025-l52h.htm)
Конспекты НОД по формированию ответственного и гуманного отношения к животным
Юлия Абашина
Конспекты НОД по формированию ответственного и гуманного отношения к животным
«Учимся помогать нашим друзьям — животным»
Цель: формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.
Воспитатель читает загадку о кошке («Ночью не спит, мышат сторожит») и просит ее отгадать.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением кошки и читает стихотворение И. Токмаковой.
Какое ей тут житье!
У кошки лапка болит,
А взять ее в квартиру
Соседка мне не велит.
— Давайте подумаем вместе, что было дальше? (Дети придумывают вместе со взрослым конец истории и выбирают лучший вариант.)
Взрослый предлагает послушать другую историю про котенка и читает стихотворение Е. Благининой:
Я нашла в саду котенка.
Он мяукал тонко-тонко,
Может быть, его побили
День с утра стоял ненастный,
Так и быть, зверек несчастный,
Скоро стал котенок мой —
Шерсть — как бархат,
До чего хорош собой!
— Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (Жалость, сочувствие.)
— Давайте все покажем лицо девочки, нашедшей котенка.
Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)
— Давайте все вместе покажем брошенного котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося котенка.)
— Как девочка помогла котенку?
— Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)
Взрослый выясняет, есть ли у детей дома котята; как их зовут; как они выглядят; любят ли дети с ними играть; как ухаживают за своими животными.
Рисование на тему: «Мой котенок». Детям дается заранее подготовленная схема рисунка, представленная контурными точками. Дети должны их соединить по порядку и у них получится изображение кошки. Получившийся контур взрослый предлагает раскрасить так, чтобы изображение было похоже на кошку (котенка) ребенка или на ту, о которой он мечтает.
«Учимся помогать нашим друзьям — животным»
Цель: формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.
В начале занятия педагог загадывает загадку о собаке:
С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвост колечком.
Рассказ о роли собаки в жизни человека: «Плохо было бы человеку без верного друга — собаки. Пастуху она помогает охранять стадо овец. В тайге собака находит охотнику ценного зверя. Есть собаки, которые спасают людей на воде, при пожаре. Собака никогда не оставит человека в беде.
Далее детям предлагается посмотреть начало мультфильма по мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».
— Что случилось с животными?
— Почему собака убежала от хозяина?
— Вам жалко животных?
— А как им можно помочь? (Найти нового друга, которые бы о них заботился.)
Педагог обобщает ответы детей и поводит к выводу: люди беря в дом собаку или другое животное, несут большую ответетвенность за ее жизнь. Выгнав ее на улицу, они обрекают ее к голод и мучения. Собака может озлобиться. Чтобы выжить она разрушает гнезда птиц или поедает маленьких птенцов. Добрый человек никогда не будет выгонять животное из дома. И об этом говорится в следующем рассказе.
Чтение рассказа В. Сухомлинского «Старый пес».
Ролевая гимнастика: по окончании рассказа взрослый предлагает детям с помощью мимики и пантомимики показать, как:
собака виновато ластится к хозяину; собака нежно скулит; грустно вздыхает человек; собака радуется новому другу-щенку.
Игровое упражнение «Собака-поводырь» (Н. Л. Кряжева)
Ведущий рассказывает о том, какие чудеса творят собаки: вытаскивают людей из огня, воды, летают в космос, служат на границе. А есть и собаки, помогающие жить и передвигаться. Это очень умные животные, они бережно относятся к своим хозяевам, у которых нет зрения. Хотите попробовать, как они помогают людям?
Дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки стоящего сзади — на плечах «поводыря», глаза завязаны платочком. Задача «поводыря» — походить по комнате, обойти препятствия, заботясь о своем напарнике. Затем дети меняются ролями.
— Если вы в дом взяли щенка, о нем нужно заботиться.
— Будьте внимательны к своему четвероногому другу, если он заболел, то нужно обратиться за помощью к врачу — ветеринару.
«Мой верный друг — собака».
Цель: накопление детьми эмоционально-положительного опыта отношения к животным.
— Как вы думаете, почему говорят: «Собака — друг человека».’ (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда не бросает своего хозяина.)
Чтение стихотворения В. Азбукина.
Меня с утра до вечера
А пес ко мне доверчиво
Прижался — верный друг.
Вздохнул — и замер под рукой.
И не такой уж я плохой!
— Что чувствовал мальчик? (Обиду.) Почему?
— Кто утешил ребенка? (Пес.)
— Как можно назвать в этом случае собаку? (Настоящим верным другом.)
— Всегда ли мы правильно обращаемся со своими друзьями-животными?
Далее взрослый предлагает детям составить правила обращения с животными и соблюдать их:
— животных нужно любить;
— вовремя кормить, выводить на прогулку, играть;
— нельзя мучить, причиняя боль, пинать ногами, злить.
Рисование на тему: «Мой верный друг — собака».
Детям предлагается контурное (с помощью точек) изображение собаки. Соединив по порядку точки, дети получат изображение собаки. Получившийся контур взрослый предлагает раскрасить так, чтобы получилась добрая или веселая, смешная или грустная собака.
Во время рисования звучит песня В. Шаинского «Пропала собака»
«Почему грустит котенок?»
Цель: продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных; поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных; развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости.
Воспитатель загадывает детям загадку о кошке: «Ночью не спит, мышей сторожит».
— У вас дома есть кошка?
— Как вы за ней ухаживаете?
— У вашей кошки всегда хорошее настроение?
— А как вы об этом узнаете?
Воспитатель отмечает, что ему очень нравятся маленькие котята, потому что они такие забавные, игривые.
Чтение произведения Л. Толстого «Котенок».
— Как заботились о маленьких котятах ребята?
— Что произошло с маленьким котенком во время прогулки?
— Как защитил мальчик своего котенка от собак?
Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?» (Н. Л. Кряжева)
Ведущий берет в руки игрушку кошку и читает стихотворение А. Блока.
Жил-был маленький котенок
И совсем еще ребенок.
Ну и этот Котя милый
Постоянно был унылый.
Почему? Никто не знал,
Котя это не сказал.
Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого сказать, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?
Ролевая гимнастика: показать с помощью мимики и пантомимики, как котенок:
спит, свернувшись клубочком; просыпается; лакает молоко; почесывается; выпрашивает лакомый кусочек.
Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка»
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова.
Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий расспрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали?
«Не мучайте животных»
Цель: учить различать понятия «играть» и «мучить»; развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного мира; формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.
В начале занятия звучит песня Е. Птичкина «Не дразните собак» из телефильма «Голубые сыроежки».
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
А царапать и кусать
Вас никто не будет!
И поверьте, что жуки
Вас не тронут сами!
Станем мы друзьями.
А про кошек и собак
Пойте вместе с нами!
— О чем поется в песне?
— Какое настроение у вас после слушания песни?
— А все ли дети знают, что животных нужно беречь и охранять?
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, в котором мальчики боролись с вредителями деревьев.
Чтение рассказа Э. Шим «Жук на ниточке».
«Майские жуки обгрызают листочки надеревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни. В общем, вредят, как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом. Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.
Тряхнешь деревцо — и жуки вниз посыплются, только собирай.
Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело. Вдруг дедушка как крикнет:
— Сейчас бросьте! Нашли забаву! Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.
— Это же вредитель, — говорит.
— Знаю, что вредитель!
— Мне, — отвечает дедушка, — тебя жалко!
— Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
— Чего же меня жалеть, если я человек?
— А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!»
— Почему дедушка накричал на мальчиков?
— Кого вам жалко в этом рассказе? Почему?
— Если бы жук мог говорить, то что бы он сказал мальчикам?
— Ты сможешь стать настоящим другом природы, если будешь постоянно помнить и соблюдать следующие правила:
— Не лови и не убивай насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.
— Не разоряй муравейники. Муравьи — санитары леса.
— Оберегай шмелей, бабочек, стрекоз.
— Останови человека, который хочет поймать бабочку или раздавить гусеницу.
— Если у тебя есть младшая сестра или брат, объясни им, как нужно относиться к насекомым.
Дети становятся в круг. В центре один игрок — Жук. Ребята идут по кругу со словами: «Жук-жучище, длинные усища, попался, а?». После этих слов Жук старается выбраться из круга под руками детей. Те приседают, не дают выйти.
После некоторых попыток взрослый предлагает выпустить Жука на волю.
В качестве напутственных слов можно прочитать следующее стихотворение Н. А. Фоменковой «Любите все живое».
Птички, бабочки, лягушки,
Все привыкли жить на воле —
Очень плохо им в неволе!
Нельзя их в баночки сажать —
Им надо ползать, петь, летать
И плавать в тепленькой водице —
Давить, топтать их не годится!
Не надо птиц сачком ловить,
А нужно просто всех любить!
Я очень дети вас прошу:
Ведь у нас одно на всех небо голубое!
Диагностика отношения к животным. Детям предлагается ответить на вопрос: «Что бы ты сделал, если бы увидел на улице брошенного котенка?».
Рисование на тему «Кошкин дом». Взрослый предлагает детям нарисовать для котика такой дом, в котором ему было бы уютно и радостно жить.
Домашнее задание: найти людей, которые приютили бездомных кошек или собак, и рассказать о них на следующем занятии.
Использованная литература:
1. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром животных», Москва, «Просвещение» 1988г.
2. Семенака С. И. «Учим детей доброжелательному поведению», М. : АРКТИ, 2010г.
3. Семенака С. И. «Учим детей сочувствовать и сопереживать», М. : АРКТИ, 2010г.
Формирование гуманного отношения к родителям как начало патриотического воспитания дошкольников Так хочется, чтобы добра на планете Земля становилось больше! Так хочется, чтобы мы не опоздали с этим вопросом. Наша задача, как родителей.
Формирование ответственного родительства у несовершеннолетних матерей Формирование ответственного родительства у несовершеннолетних матерей В отделении «Мать и дитя- будем вместе» воспитанницы с разными судьбами,.
Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе. Из опыта работы. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой.
Конспект НОД по экологии во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Конспект НОД по экологии во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Тема: «В гости к лесным животным». Формы проведения: совместная.
Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных.
НОД по развитию речи в средней группе «В гости к диким животным» Конспект НОД в средней специализированной группе 04 вида МАДОУ детсад № 16 «Колосок» г. Минусинска. Тема: В гости к диким животным. Воспитатель:.
Обобщенный опыт работы «Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям» Управление образования Администрации города Костромы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад № 89».
Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры» Детство – это время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования.
Ознакомление с родным краем через воспитание гуманного, бережного отношения к природе. Опыт работы на тему: Ознакомление с родным краем через воспитание гуманного, бережного отношения к природе. 1. Добрый день уважаемые коллеги.
Воспитание у дошкольников гуманного отношения к окружающей среде Статья посвящена актуальной проблеме воспитания гуманного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: гуманное.
Почему нужно гуманно относиться к животным? По тексту Трифонова (ЕГЭ по русскому)
Почему нужно гуманно относиться к животным? Над этим вопросом рассуждает Юрий Трифонов в тексте.
В самом начале своего повествования рассказчик с волнением вспоминает школьную историю, главным героем которой стала простая крыса. Это животное было нужно учительнице биологии, для того чтобы показать детям внутреннее строение организма, поэтому грызуна «надо было разрезать». Узнав о таком решении, ученики из старшего класса выразили протест: «Мы не хотим, чтобы в нашей школе убивали живое существо!». Им важно было сохранить жизнь невинной крысе, поэтому они не позволили жестокой расправы. Таким образом, гуманное отношение к животному определяет человеческие ценности, а также показывает человеческую доброту и милосердие.
Далее рассказчик с разочарованием отмечает то, что не все поддержали протест ребят.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Другие ученики были настроены «резать» крысу: «Великие цели требуют жертв!». Они были готовы отнять жизнь у невинного животного, для того чтобы только увидеть расположение органов. Главный герой обращает внимание на то, что спор «взбудоражил всю школу», поэтому для вынесения окончательного решения пришлось устроить голосование. В результате крысу отпустили, тем самым доказав, что отношения человека к животным должны быть гуманными.
Данные примеры дополняют друг друга и помогают определить точку зрения рассказчика.
Позиция рассказчика, полностью совпадающая с мнением автора, такова: люди должны гуманно относиться к животным, ведь даже крыса может быть индивидуальностью. Более того, через такие отношения раскрываются нравственные качества: милосердие, доброта, сострадание, которые помогают оставаться человеком.
Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, гуманное отношение человека к животным очень важно, ведь люди сильнее, поэтому обязаны защищать «братьев наших меньших». Милосердие и доброта формируются в обращении к живой природе.
Проблему гуманизма по отношению к животным можно встретить и в литературе. Так, в произведении
Л. Андреева «Кусака», оставленную собаку приютила и приласкала девочка Леля. Она проявила заботу к четвероногому другу, поэтому Кусака её полюбила. Поэтому в жизнь дворняжки пришло счастье.
Я очень люблю животных, поэтому на протяжении своей жизни неоднократно приносила домой бездомных котят, выхаживала их и отдавала в добрые руки. Благодаря проявлению милосердия к животным, я научилась бескорыстно помогать нуждающимся.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id93349
Классный час «О гуманном отношении к животным»
специалист в области арт-терапии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39
НЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Тема: « О гуманном отношении к животным»
Классный руководитель: Камышова Надежда Викторовна
Воспитание — это управление процессом развития личности школьника. Младший школьный возраст — это самоценный период наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношение между собой и окружающими. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направлять ее, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нем призваны школа, учитель.
Хочется вспомнить слова Михаила Светлова: «Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот кто помогает тебе стать самим собой».
Цели урока: Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным.
Задачи: учить моделировать ситуации: воспитывать ответственное отношение к животным; вызвать чувство сострадания, милосердия к животным, желание совершать добрые поступки.
Оборудование для учителя: текст рассказа В. Сухомлинского «Дружок»; карточки со словами доброта, ответственность, сострадание; эпиграф на доске: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. Де Сент-Экзюпери).
Оборудование для учащихся: рисунки и фотографии своих домашних животных.
« Мы в ответе за тех, кого приручили»
Вступительное слово учителя, введение в тему.
— В жизни вы часто встречаетесь со сложными ситуациями, когда не знаете, как поступить. На классных часах мы с вами обсуждаем подобные ситуации, учимся выходить из них, стараться расти добрыми, отзывчивыми, уметь сочувствовать и сопереживать людям, жить, не причиняя никому боли.
Одни наши поступки — теплые, несущие в себе доброту и радость. Другие — холодные, злые, от которых всем становится плохо. Сделаете что-то хорошее — люди вокруг вас радуются, им становится тепло и светло. Сделаете плохое — люди огорчаются, им становится холодно, не хочется с вами общаться. Поэтому мы с вами учимся жить так, чтобы всем рядом с вами было хорошо.
Это касается не только людей, но и животных. Сегодня мы поговорим об отношении человека к животным, нашим маленьким друзьям, которые живут у нас дома, или к чужим, которых мы видим на улице. Но всем им бывает очень трудно без помощи и заботы человека.
У кого из вас есть домашние животные? Какие? Хорошо ли им у вас? Что нужно, чтобы животным у вас было хорошо? Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.
Моделирование этической ситуации. Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Дружок».
— Сейчас я прочитаю рассказ В. Сухомлинского «Дружок». Послушайте его внимательно. Попробуйте предположить, чем закончится этот рассказ.
Жил у хозяина верный пес. Шло время, пес старел, и так случилось, что однажды старый пес не узнал своего хозяина и залаял на него.
Завилял Дружок виновато хвостом, заглянул смущенно человеку в глаза: «Да я, мол, сам не знаю, как же это получилось, что не признал я тебя, хозяин».
На следующий день построил хозяин возле будки старого пса новую будку и поселил в ней маленького щенка, глупого и несмышленого.
Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?».
Как вы думаете, что ответил Дружку хозяин? Запишите свои ответы. Кто хочет поделиться с нами своими мыслями? Как этот ответ характеризует хозяина? (« Ты стал старый, поэтому я завел нового щенка». «Чтобы у тебя был друг, когда меня нет дома» и т.п.)
В ваших ответах у кого-то добрый хозяин, у кого-то злой и неблагодарный. Разные бывают люди. Но вот автор этого рассказа, В.А. Сухомлинский, тоже верил, что хозяин у Дружка все-таки добрый, заботливый. Послушайте, как автор закончил свой рассказ
Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?»
А что тебе, Дружок, не было скучно.
Старый пес благодарно заскулил, лег на траву, и из его глаз выкатилась слеза. А маленький щенок весело резвился в мягкой зеленой траве.
Охарактеризуйте хозяина старого пса.
Почему вы считаете его добрым, хорошим? А еще он заботливый, ответственный, тоже верный, как и его друг-пес, умеющий сочувствовать, сострадать. Как вы понимаете эти слова?
На доске вывешиваются карточки с данными словами.
Хозяин не предал своего верного друга, который честно служил ему всю жизнь, не выбросил его на улицу, как старую ненужную вещь. Ведь собака — живое существо, и относиться к ней надо по- человечески, мы — люди.
А как часто люди выбрасывают на улицу кошек и собак, когда они им надоедают, когда они устанут за ними ухаживать.
Очень больно такое видеть!
Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихов.
— Послушайте стихотворение Г. Мельниковой и подумайте, о чем оно.
Все мяукал котенок
Во дворе под кустом
Как хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист.
Что позвали: «Кис-кис!»
Замирая от счастья,
Он помчался на зов.
Только дверь оказалась
О чем это стихотворение? Что случилось с котенком? Какие чувства испытывал котенок? Какие чувства возникли у вас по отношению к котенку? По отношению к бывшим хозяевам котенка?
Послушайте еще одно стихотворение и скажите, какими становятся эти выброшенные, никому не нужные животные? Как им живется?
Бродячий пес с отвислыми ушами,
С опущенным, ободранным хвостом.
С отчаянными грустными глазами
Тревожно засыпает под мостом.
Кто виноват, что пес тот недотрога?
Что не подпустит близко человека?
Не тот ли, что швырнул его с порога?
Иль маленькое тельце бросил в реку?
Учащиеся отвечают на вопросы, заданные перед чтением: животные становятся злыми, голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят людям, не верят в доброту человека, раз их однажды уже обидели, и т. п.
К сожалению в нашей жизни еще много встречается плохих, злых, жестоких, безответственных людей. Но давайте все же верить, что хороших людей на свете больше. Скажите, всегда ли мы можем подобрать на улице бездомное животное, принести домой? (Нет, не разрешают родители. Уже дома есть другие животные. В доме маленький ребенок, а животное с улицы может быть больным. У человека может не быть времени для ухода за животными и т.д.)
Да, я тоже часто испытываю отчаяние, когда не могу помочь бездомному животному, не могу подарить ему тепло и заботу. Я хочу прочитать вам одно стихотворение.
Никому не нужен.
Любить животных легче, чем нас всех,-
Не могут лгать, и предавать, и лицемерить.
Способны взглядом мудрых глаз согреть
И безгранично будут людям верить,-
Не обманите ожиданий тех.
Болит душа за каждую дворняжку,
Что, потерявшись, с визгом вьется вокруг ног.
Пес, в чей-то жизни не нашедший уголок,
Глядит с надеждой и вздыхает тяжко.
А все спешат, жалея на ходу.
Ну, пойдем, малыш, со мною!
Боюсь, что также мимо я пройду.
Посокрушавшись над его судьбою.
Сожмется сердце, но еще есть разум-
Причин десяток уважительных найду.
Заглянет пес в глаза — поймет все сразу,
Не разделю я с ним его беду.
Чем все-таки можно помочь таким животным? (Подкармливать, поставить теплую будку, попытаться найти им хозяина, обратиться в приют для бездомных животных, рассказать о них в газете, может, кто-то сможет их взять и т.п.)
Я согласна с вами, но, главное, не пополнить армию бродячих животных, быть ответственными, не выбрасывать их на улицу, объяснять своим друзьям, знакомым, что не надо заводить животное, если вам лень или некогда о нем заботиться. Сталкивались ли вы с ситуацией, когда люди по-доброму, по-человечески относились к животным?
Расскажите об этом.
Рассказы детей о своих домашних животных.
— Сегодня вы принесли рисунки и фотографии своих домашних животных. Им очень повезло. У них есть хозяева — вы и ваши родители. Кто хочет рассказать нам о своем животном? Как оно у вас появилось, как ему живется в вашем доме, как вы к нему относитесь, а оно к вам? У меня дома есть кошка Ксюша, которую я очень люблю, уделяю много внимания, а она мне отвечает любовью, ластится ко мне.
Мне бы никогда не пришла мысль о том, что ее можно выгнать на улицу, я ее никогда не предам. Раз я ее завела, то отвечаю за ее жизнь, здоровье, за то, чтобы ей хорошо у меня жилось. Я прочитаю вам одно стихотворение про котенка.
С детским любопытством
Что от жизни хочет,
Брось свои тетрадки,
С вкусным кормом плошка,
Как хочется поймать.
Стал большущим, толстым,-
Дремлет на коленях
Те же сны он видит.
Извольте не мешать.
-Какие мысли остались у вас после сегодняшнего классного часа? Поделитесь ими дома с родителями, узнайте их мнение о домашних животных. Хочу верить, что если кто-то из вас иногда и обижал своих домашних животных или чужих на улице, то больше не будет так поступать. Помните всегда, что они тоже живые, им, как и вам, бывает больно, они умеют радоваться и печалиться, благодарить за хорошее отношение к себе и сердиться, обижаться на что-то. Мы с вами люди, и давайте относиться к тем, кто зависит от нас к братьям нашим меньшим, по-человечески, по-доброму, ответственно.
Использованная литература: В.П. Ушачев «Творчество в системе образования», А.В. Рахимов «Педагогическая акмеология», В. Сухомлинский «Дружок», Г. Мельникова «Забытый котенок», А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».