Внеклассное занятие «Я живу в Хакасии»
Бугаева Ника Ивановна
Внеклассное занятие «Я живу в Хакасии»
Тема: Я живу в Хакасии.
1. Закрепить знания учащихся о малой Родине.
2. Воспитывать уважение и любовь к традициям и обычаям хакасского народа.
3. Воспитывать чувство гордости за родной край, побуждать интерес к его истории.
4. Коррекция и развитие связной устной речи, зрительного восприятия и внимания.
Предварительная работа: Рассматривание хакасских узоров, иллюстраций и чтение книг о Хакасии, заучивание стихотворения, поговорок.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вступительное слово воспитателя.
— Здравствуйте дорогие гости! Мы рады, что вы присутствуете у нас на занятии.
— И свое занятие, я бы хотела начать со стихотворения М. С. Кокова “Родная земля”
Михаил Семенович Коков
В лесу – и зверь пушной и птица,
В заимке – скот, в земле – металл.
Недаром родиной гордится
Хакас, что равноправным стал.
На склонах гор шумит пшеница,
И блещут стройки, как зарницы,
Среди полночной темноты.
И, просыпаясь в дымке синей
От рева мощного гудка,
Седой тасхыл сквозь зыбкий иней
Глядят на звёзды рудника.
— О чем воспевает в своем стихотворении поэт?
— Правильно, он говорит о малой Родине, где мы с вами живем. И сегодня наша тема так и звучит «Я живу в Хакасии». Эта тема вам знакома, поэтому мы, что-то вспомним, а что-то узнаем новое.
— 300 лет тому назад Хакасия добровольно вошла в состав России.
— Скажите пожалуйста, а когда образовалась Р. Хакасия в составе Российской Федерации, именно как Республика, (3 июля 1991 года).
— Молодцы. Республика Хакасия – наша малая Родина она образовалась 3 июля 1991 года.
— В каждой Республике есть своя столица, флаг и герб, а также традиции и обычаи. Скажите, как называется столица Республики Хакасия?
(Столица РХ город Абакан).
— А теперь обратите внимание на экран. Что изображено на экране?
-Кто расскажет о флаге Республики Хакасии?
— А что означает зеленая полоса?
(Зеленый цвет это традиционный цвет Сибири, означает вечность жизни, возрождения, дружбу, богатство народа Хакасии).
-А в центре зеленой полосы Солярный знак это символ вселенной символизирующий дань уважения к поколениям людей, живущих на земле Хакасии.
— Где можно встретить такой солярный знак еще? (На каменных изваяниях и они встречаются только у нас в Хакасии).
— А сейчас, что изображено на экране? (На экране изображен Герб Хакасии).
-Посмотрите внимательно и расскажите о Гербе Республики Хакасии.
(Герб Республики Хакасии на белом фоне стилизованный барс в обрамлении березовых ветвей, переходящий в основании в элемент хакасского национального узора- трилистник (это тоже хакасский узор). В верхней части герба – солярный знак. Барс – белого цвета, ветки березы – зеленого, солярный знак-золотистого цвета.
-А что символизирует свернувшийся барс? (вечность жизни на земле).
— А ветки березы (общую историческую судьбу всех народов России, так как береза священное дерево для россиян).
-Кто знает ребята, сколько в состав Республики Хакасии входит административных районов? (8). Давайте назовем их.
Алтайский район- центр Белый Яр.
Аскизкий район- с. Аскиз.
Бейский район- с. Бея
Боградский район- с. Боград
Оржоникидзевский район- п. г. т. Копьево
Таштыбский район- с. Таштып
Усть- Абаканский район –п. г. т. Усть- Абакан
Ширинский район- с. Шира
-Давайте посмотрим на экран все ли вы районы назвали.
— Наша малая Родина многонациональна, назовите национальности людей которые живут в Республике Хакасии. (хакасы, русские, украинцы, немцы, чуваши, таджики, армяне, азербайджанцы, и другие около 100 национальностей.)
— А коренные жители нашей малой Родины кто? (Хакасы).
— Ребята, какой образ жизни вели хакасы (Кочевой.)
— Если у них был полукочевой образ жизни, как вы думаете, как выглядело их жилище, какое оно было? (переносное, не громоздкое, удобное для перемещения). А может кто-то скажет как оно называлось (юрта).
-Давайте посмотрим на экран.
Юрта является традиционным жилищем хакасов на протяжении более 2000 лет.
Основными были каркасная и срубная юрты.
В связи с полукочевым образом жизни наиболее удобным жилищем для народов
была каркасная юрта. Ее основу составляли стены из раздвижных решеток «тирме» («хана») с дверной рамой и куполом. Обычно количество раздвижных решеток «тирме» равнялось шести. Если хозяин был богаче, то количество стен могло увеличиться от 8, 10 и даже до 12.
В условиях сельской местности, для той хозяйственной модели, которую вели хакасы еще 3,5 тысячи лет назад, для нашего климата юрта – это наиболее оптимальный способ организации жизненного пространства. В чем ее преимущества? Юрта быстро нагревается и долго сохраняет тепло и энергию. 100 % ее площади используются с пользой. В юрте нет бесполезных углов, вернее, в ней вообще, практически, нет углов.
Место, на которое устанавливалась юрта – должно быть благополучным. Наши предки наблюдали за животными, особенно за крупно-рогатым скотом, которые на ночь устраивали ночлег только в хорошем (по влиянию окружающей среды) месте. Также место для юрты могли находить с помощью шамана.
-Давайте посмотрим на экран.
Шаман — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами.
Юрта – это символ согласия и сплоченности.
— А где можно сейчас увидеть такие юрты?
(В музее под открытым небом в Усть- Сос.)
— А сейчас обратите внимание на парты. Я приготовила вам фрагменты узора, вы должны его составить, а затем рассказать где вы видели такие же узоры?
Дети выполняют задание и отвечают на заданный вопрос.
— Правильно, это хакасские народные узоры. Их можно увидеть на национальных костюмах народов Хакассии.
-Хакасы были искусными мастерами, они украшали свою одежду вышивками. (Показ одежды). Наверное у вас или у ваших родственников есть такая национальная одежда.
-Ребята обратите внимания, что на вышивках хакасского костюма отображены элементы природы. Это значит, что они трепетно относились к природе, одухотворяли ее в сказаниях и легендах, и до сих пор воспевают в песнях и в стихах. С особой нежностью писал в своих стихах о Хакасии, хакасский поэт Василий Андреевич Кобяков.
— Сейчас нам Марина прочитает отрывок из стихотворения «Песня о степи»
Василий Андреевич Кобяков
Здравствуй, степь, напомни мне
Где в цветах курган,
Где струится Абакан
По раздольной стороне.
Все равно здесь, вдали
От моей родной земли,
Радость в сердце всё сильней
От ветров родной земли.
Вижу синь её лугов,
Пью нектар её цветов.
Светлой грустью озарён.
Слышу жаворонка звон
Над ковром её лугов.
Степь, к тебе издалека
Мчится здешняя река.
Ты, река, в родимый край
Как привет издалека.
Чтение отрывка стихотворения.
-Красива наша Хакасия – уникальная страна на юге Сибири. С неповторимым микроклиматом, изобилием солнца, плодородной землей, памятниками прошлого, множеством целебных озер.
4. Обыгрывание обычая.
— Наши далекие предки одухотворяли природу. Трепетно относились к ней, с нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьки быстрой, березе белой. У хакасов и русских
особо почитается береза, считается священным деревом. У хакасского народа есть древний обычай, расскажите какой? (повязывать на березу ленточки в память о себе).
-Давайте вспомним этот обычай. (заносится береза.)
— У меня на столе лежат ленточки – красная, голубая, зеленая. Что означает голубая ленточка? – цвет неба, чистоты души, покоя, гармонии.
Зеленая ленточка-оберег, символ вечности природы, начало всех начал.
Красная ленточка- надежность, цвет жизни, символ солнца, тепла, достатка.
Давайте мы все вместе с гостями совершим этот обряд, загадайте желание и вешайте ленточки, а потом все возьмемся за руки вокруг нашей березы, пожалуйста закройте глаза и постойте немного.
Звучит музыка. Пусть древние легенды и сказания войдут в вас, через живые образы утки Хас, через тайны белой волчицы, через божественный цветок лилии. Пусть пролетит мимо вас сказочный конь с заплетенными в гриву лентами, на котором весело гарцует дух гор.
(всадник позванивает колокольчиками, нашитыми на одежду, и мимо кого он пролетит- того ожидает удача в этой жизни. А коль от гнева задрожит его тело, берегись человек!
Не сдобровать тебе). Сохраните в своем сердце тревожные звуки шамана. И пусть напомнит он вам запах ковыля и поведает тайны загадочной пирамиды. Все это и есть тайная мелодия твоей Родины-она журчит ручьем. Сбегащих с гор, шелестит листвой берез, звенит голосом жаворонка. Сбереги ее в своем сердце, и счастье улыбнется вам еще не раз!
— На этом наше занятие закончено спасибо всем, благодарю вас дети за хорошую работу и активное участие
Занятие развлечение для детей подготовительной группы «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие развлечение для детей подготовительной группы) Проводится в «Русской.
Фотоотчет о проекте «По страница Красной книги Хакасии» Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Под таким лозунгом.
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Мир, в котором я живу» Интегрированное занятие в подготовительной группе «Мир, в котором я живу» Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей.
Конспект занятия в старшей группе «Цветущая земля Хакасии» Тема: «Цветущая земля Хакасии» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое.
Проект «Тропинки Хакасии» Проект «Тропинки Хакасии «Хакасия, край мой! Родные просторы, Вы мне улыбаетесь морем огней. Широкие степи, высокие горы Навеки в душе.
Конспект занятия «Природа Хакасии» » «01.2019 Тема дня «Природа и мы» Понедельник Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемый результат 7:30-8:00.
Внеклассное занятие «История русского народного костюма» Внеклассное мероприятие Тема: «История русского народного костюма» Цель: закрепить знания детей о русском народном костюме, познакомить.
Внеклассное занятие «Как прошли мои осенние каникулы» Цель: освоение и углубление социально-этических знаний. Задачи: личностные: формирование нравственно-этической ориентации у воспитанников,.
Занятие по речевому развитию «Где я живу» Рассказы детей. Цели и задачи: Закрепить представление детей о природе и жизни людей на Севере и Юге нашей страны. Учить передавать свои.
Презентация для начальной школы «Моя Хакасия»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Моя Хакасия.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
. Багно Валентина Петровна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7» города Абакана
Хакасия моя! Мой край обетованный. Раздольные поля и пряный дух степей, В торжественный закат и на заре туманной Несказанной красой любуюсь я твоей
Географическое положение Республика Хакасия – административно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации на правах её равноправного субъекта. Входит в состав Сибирского Федерального округа.
20 октября 1930 года хакасскому народу предоставлена государственность в форме автономной области. 3 июля 1991 года Автономная область преобразована в Республику Хакасия
В состав республики Хакасия входят 5 городов: Абакан,Черногорск, Саяногорск, Сорск, Абаза. Административным центром является город Абакан.
Недаром родиной гордится Хакас, что равноправным стал.
ХАКАСИЯ МОЯ… БОГАТА ТЫ КРАСОТАМИ:
А СТЕПЬ ТВОЯ ШИРОКАЯ ВЕСНОЮ ВСЯ В ЦВЕТУ! ДУША ПОЕТ, СМОТРЮ КОГДА НА ЭТУ КРАСОТУ…!
Государственный природный заповедник «Хакасский»
Хакасия по праву называется музеем под открытым небом. На территории республики можно увидеть курганы, пещеры, наскальные рисунки – многим из этих исторических памятников более тысячи лет. Здесь насчитывается около 30 тыс. памятников древней истории.
Озеро Шира Озеро солёное. Основными видами лечения являются грязи.
Озеро Учум Озеро очень соленое. Лечебные грязи не имеют аналогов в России. Их вывозят на многие курорты Красноярского края, Кузбасса и Алтая.
Гордость Хакасии- Саяно – Шушенская ГЭС
Хакасия – земля родная!
А ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО ХАКАСИИ МОЕЙ – ЛЮБОВЬ, ДУШЕВНОСТЬ, ДРУЖБА И ДОБРОТА ЛЮДЕЙ!
Номер материала: 77208042054
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы
Время чтения: 2 минуты
В рейтинг лучших вузов мира Quacquarelli Symonds вошли 48 российских университетов
Время чтения: 1 минута
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.