Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»
Светлана Потапова
Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»
Программное содержание: Познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать понятие о хантыйской семье, семейных традициях. Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси.
«Мы, рожденные природой,
Любим рыбу, лес и воды,
горы на рассвете.»
Что вы знаете о жизни ханты и манси? Сегодня мы познакомимся с хантыйской семьей, узнаем как жили они в те далекие времена. Послушайте, что гласит хантыйскаялегенда о происхождении человека:
«Не на земле, а на небе живет один человек – Кон-ики.Думает: «Надо человека сделать». Взял глину, сделал. «А как же его оживить, ведь он не дышит?». Оставил его, пошел к отцу.
— Вот, отец, надо как-то сделать, чтобы человек жил.
— Ты ему воздух накачай, он и оживет.
Кон-ики пришел обратно, подул на человека, тот ожил. И стал человек жить один. Терас-най тоже одна жила. Пошел он к ней и стали они жить вместе. На земле людей тогда вообще не было. Они две березовые ветки сломали, дома положили. С тех пор так и стали люди жить на земле».
Ханты заботились о старших и о младших членах семьи.В каждой семье были свои традиции: жена не должна была спорить с мужем, не должна громко разговаривать, смеяться в присутствии посторонних людей. Было не принято возражать родителям, повышать голос на детей. Такие семейные традиции сохранились до наших дней.
Каждая семья была тесно связана с другими, живущими рядом.Нередко они устраивали между собой состязания: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки».
— Посмотрите, как располагалась хантыйская семья в чуме: (рассматривание картины)
«В центре располагался очаг, огороженный с трех сторон бревнами и досками и камнями. По обе стороны от него располагались спальные места. Спальными местами служили доски, положенные на землю и покрытые оленьими шкурами. Ближе к выходу с левой стороны размешались женщины, здесь же хранились их вещи, дрова, посуда. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. Дальние от выхода места занимали дети и мужчины. Пространство за очагом, что напротив входа, — считалось священным.
У хантов, кроме чума, имеется дом, в котором они живут зимой. В зимнем доме священным считалось чердачное помещение, расположенное между потолком и крышей.
— Как вы думаете, где находится место для мамы? А старшей дочери? Почему?
Потому что мама вставала раньше всех, чтобы разжечь очаг, приготовить пищу, а если мама заболеет, ее заменяла старшая дочь.
— Обратите внимание на этот предмет (рассматривание колыбели)
— Как вы думаете, что это такое? Это колыбель для новорожденного ребенка. Были ночные и дневные колыбели для детей.
— А еще я хочу рассказать вам о том, какой ханты замечательный народ.
«Если приходил гость, то ему отдавалось самое почетное место. Гостя угощали той пищей, которая имелась в семье. Ханты и манси необыкновенно гостеприимные, честные люди, они не умели хитрить, обманывать и воровать. Это добродушные, смелые, отважные, ответственные люди, которые бережно относятся к природе.
— Расскажите, что вас особенно заинтересовало сегодня?
— О чем бы вы хотели еще узнать? Кто главный в хантыйской семье? Почему?
Итак, сегодня вы узнали о семейном укладе коренного населения нашего края.
Все члены хантыйской семьи трудились для того, чтобы выжить в суровых северных условиях.
Целевая весенняя прогулка в рощу «Дубки» для детей старшей группы 5–6 лет Цель: 1. Развивать наблюдательность, учить видеть красоту весенней природы; 2. Побуждать самих детей к составлению речевых логических задач.
Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.
Конспект интерактивной прогулки по Ханты-Мансийску «Я живу в Югре» для детей подготовительной группы КОНСПЕКТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ №12 ИНТЕРАКТИВНАЯ Прогулка – викторина «Я живу в Югре» Цель: Способствовать патриотическому воспитанию.
Коллективная работа по изготовлению коллажа «Я и моя семья» для детей средней группы Цели: Расширять знания и представления о семье Воспитывать чувство любви к родным людям Развивать чувство гордости за свою семью Активизировать.
Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению детей с целостной картиной мира «Урюпинск и его жители» Тема: «Урюпинск и его жители» Подготовила: воспитатель старшей группы Медведева Валентина Михайловна «Детский сад №3 «Колобок» городского.
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.
Мастер-класс для родителей и детей «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей» Мастер – класс для родителей и детей на тему: «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей». Шарипа Темирбаева Дети с родителями.
Сценарий праздника для детей старшей группы «Сказка о звездочете» для детей 5–6 лет. Музыкальный руководитель: Пахомова Н. В. Цель: Формировать у дошкольников представление о космосе и его освоение людьми. Задачи: Образовательные:.
Ознакомительное занятие на тему: «Ханты и манси — коренные народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста
Елена Голова
Ознакомительное занятие на тему: «Ханты и манси — коренные народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с народностями ханты и манси. Дать представление о разновидности жилищ этих народов. Активизировать словарь (глинобитная печь, чум,нарты, земляной дом, поселение,унты, чувал, амбарчик, береста).
Материал и оборудование.
Географическая карта России. Иллюстрации с изображением чума, хантыйских построек,коренного населения,макет чума,предметы хантыйского быта, берестяные изделия, национальная одежда хантов и манси. Проектор и ноутбук.
Ход занятия.
Подвижная игра «Чум»
Ставит чум моя семья –
Трудятся отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?
Быть без дела не люблю,
Я кустарник нарублю.
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей.
(Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают следующее стихотворение и выполняют движения).
Чум, чум, круглый дом,
Побывайте в чуме том!
(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний – в другую)
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
(Дети ищут свою пару).
Ребята,давайте теперь поиграем с вами в слова. (Воспитатель показывает карточки с различными этнографическими диалектизмами хантов и манси, таким как нарты,береста,мыг – хат,парка, малица, сах, унты и др.)
А что вы знаете о нартах,ребята (Ответ детей)
Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Воспитатель указывает на слайд с нужным изображением.) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева обеспечивает хорошее скольжение как по снегу, так и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.
Дети распределяются на две группы : оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.
Ребята, а вы знаете во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? Поскольку большую часть года на Севере холодно,то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица, на ноги одевают унты, женщины любят носить яркие расписные платки.
Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур. (На проекторе показывают соответствующие слайды).
Ребята, летом на севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Зажигается разноцветный шар, имитирующий северное сияние).
Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты»
Светлана Киселёва
Конспект занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты»
Конспект рассказа-беседы
«Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты».
Цели:• познакомить детей с жизнью народов севера;
• воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;
• познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, каюр, хорей, оленья упряжка;
• активизировать словарный запас детей: мох, национальный костюм.
Подготовка к занятию: беседа о с. Варьёган, чтение стихов о родине, чтение глав из книги С. Варуздина «Страна, в которой мы живем», рассматривание картины «Олень».
Материал: Картина «Дети севера», иллюстрация «Олень». Фотографии, слайды о природе нашего края. Кукла в национальном костюме. Макет «Чум и оленья упряжка». Образцы северного орнамента. Книги писателей Югры (Юрия Веллы, Еремея Айпина)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: «Ребята,скажите, как называется наша Родина? Много народов живет в нашей стране, Велика наша Родина, но у каждого человека есть свой уголок, место, где он родился. В каком городе родился Даниэль? А Лера в каком городе родилась? Многие дети родились в нашем посёлке, в посёлке Новоаганск. С этого посёлка вам открывается наша большая Родина. А чем знаменит наш посёлок? Зачем стране нужен Новоаганск?
Воспитатель: Ребята, а где находится Новоаганск? (На Севере). Правильно, наш посёлок расположен на Севере. Наш северный край большой и богатый.
Есть у севера прелесть особая,
Что в глаза нарочито не бьёт.
Подыши этой свежестью хвойной.
В распахнувшейся белой ночи.
Есть у севера сила достойная,
Что сама о себе не кричит.
Светит озеро синими бликами,
Вековечные сосны шумят.
Много в нашем крае городов, посёлков и сёл. На севере, кроме нас русских живут и другие народы. Сегодня я вам расскажу о народах севера, которые называются – ханты. Ханты живут в с. Варьёган, а некоторые в тайге (показ слайдов). Красива тайга зимой, куда не посмотришь, покрыта она белым пуховым одеялом. Зимой солнце почти совсем не показывается на небе, день становится короче, а ночь длиннее. В морозные дни иногда появляется на небе северное сияние. Северное сияние очень яркое, красивое, как будто кто-то разрисовал небо яркими красивыми красками.
Долго властвует на севере зима, дуют сильные, студёные ветры и вьюги. Но вот появляется солнце, дни становятся длиннее. На севере наступает весна, а за ней и лето. Красива тайга летом, она одевается ярким пёстрым ковром цветов. А что же такое тайга? Тайга, ребята, называется земля, на которой растёт много мха, много хвойных деревьев. На этой земле и живут ханты. Они трудятся на своих угодьях. А вот кого они разводят, вы узнаете, отгадав мою загадку:
По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
От врагов спасается. (Олень)
Правильно, разводят они оленей. Очень трудна работа у хантов, им подолгу приходится бывать в тайге, далеко от дома пасут они оленей в любую погоду зимой и летом, в дождь и снег. Олени нигде не могут жить, кроме тайги, так как они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают корм – мох, а пить захотят – лижут снег. Зимой оленеводы-ханты перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха.
А как вы думаете, зачем людям нужны олени, какая от них польза?
Правильно, олень – средство передвижения. Там, где не пройдёт машина, пробежит олень (показ иллюстраций). Олени – красивые животные. У них длинные стройные ноги, ветвистые рога, А какая гордая осанка у оленя. Олени не боятся холода, их тело покрыто густой теплой шерстью. Ханты ездят на оленях. Для езды они запрягают по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой. Олени нужны людям, они их кормят и одевают, служат транспортом.
Ребята, отгадайте загадку:
В доме лишь одна стена,
До того она кругла –
— Что такое чум? (Дом хантов – оленеводов).
Верно, чум – жилище хантов – оленеводов (выставляет макет чума).
Даже жильё хантов в тайге – чум – делается из оленьего меха (макет). Чум похож на шалаш. Делают его из жердей, а вверх покрывают оленьими шкурами. Чум ханты часто разбирают и перевозят на другое место.
Физкультминутка «Чум» В. Берестов.
Чум, чум, круглый дом.
Побывайте в чуме том!
Дети движутся по кругу
Гости явятся едва-
Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится
Угостить торопится
Ладушки, ладушки. Круглые оладушки!
Олень – это животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народ ханты занимается рыболовством. Рыбу ловят и в озёрах и в реках.
Давайте посмотрим на тех, кто живет на территории нашего округа, где большее время года лежит снег. (Показывает картину «Дети Севера»)
— Кого вы видите на этой картине?
— Что делают дети? (Катаются на санях)
Эти длинные легкие сани называются нартами. Нартами управляет каюр, а также в нарты запрягают ездовых оленей.
— Из чего сшита одежда? (Из меха) (показ куклы в национальном костюме).
Это меховая одежда называется малица. Малица шьётся из оленьего меха. Народ ханты очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. Женщины расшивают одежду их оленьего меха, рукавицы. (Показывает несколько изделий из меха, расшитые бисером).
Тёплое пальто с капюшоном называется малица, а на ногах ханты носят унты. Одежда из оленьего меха тёплая и красивая. (показ иллюстраций).
Сегодня мы с вами поговорили о том, какой народ проживает на севере, чем они занимаются, узнали много новых слов.
Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».
Олмаз Гашумова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».
Гашумова Олмаз К., воспитатель, МБДОУ № 17 «Белочка», г. Сургут, ХМАО, ЮГРА.
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».
Образовательные области: познание, здоровье, безопасность, физическая культура.
Цель – Познакомить дошкольников с промыслами народов Ханты.
Познание:
1. Систематизировать знания детей о своеобразии жизни народов Севера Ханты.
2. Дать понятия об основных видах промысла Северных народов Ханты: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов.
1. Воспитывать интерес к жизни, промыслам, обычаем других народов.
Материал – слайды (презентация)
Ход ЗАНЯТИЯ:
В: Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в гости к Хантам! Кто, такие Ханты? Где они живут, вы знаете?
В: Ребята, для тех, кто забыл, я напомню слово «Ханты» означает «народ», «человек».
В: Перед вами карта Ханты – Мансийского автономный округа. Какие города нашего округа вы знаете? Найдите и покажите.
Д: Дети работают с картой, находят и называют города.
В: Вот это наш Ханты- Мансийский округ. Велик? или мал?
На Севере нашего округа, в тайге, в тундре, по берегам реки Оби, вдали от городов расселились ханты. Живут они с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Образ жизни Хантов их основные занятия сложились в древности и почти в неизменном виде дошли до наших дней.
В: Давайте отправимся в гости к Хантам – оленеводам. А вот и первый чум. Тут же рядом пасутся олени. Любуемся этими выносливыми животными.
В: Ребята, расскажите, что вы знаете о Северном олене? Опишите, какой олень? Чем питается? (Олень бежит легко, красиво, гордо подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес. Раздвоенные копыта не позволяют проваливаться в снег и в болотистую тундру, кормятся они мхом- ягелем, разрывая копытами снег).
В: Ребята вы знаете, что Ханты очень ценят северного оленя. Расскажите, для чего разводят Ханты оленей?
В: Какие предметы одежды Хантов изготовленные из оленьей шкуры вы знаете? Назовите.
В: Олень ловкий, сильный, а оленеводу ещё нужно быть ловчее, сильнее. Чтобы получились из нас умелые оленеводы? Давайте поиграем в хантыйскую игру:
Д: Дети и педагог играют в игру.
В: дальше нас ждут Ханты-охотники.
В: Охотничий промысел на Югре разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной.
В: Ребята, а вы знаете на кого охотятся Ханты? Назовите.
Д: Белка, заяц, лиса, лось, медведь
В: Как вы думаете, а на кого еще могут охотиться Ханты? Кто еще обитает в нашем Северном крае?
Д: Утки, гуси, глухари, куропатки, рябчики, тетерев…
В: Дальше мы с вами познакомимся с рыболовством Хантов:
В: А знаете, каким способом ханты ловят рыбу?
Д: Сетью, неводом, удочкой, ловушками.
В: Какую рыбу ловят Ханты? Назовите.
Д: Муксун, нельма, сырок, язь, щука, язь, карась, окунь.
В: Ханты очень любят щуку, поэтому очень много сочиняю про неё пословиц, загадок и сказок. Вот одну Хантыйскую сказку я вам сейчас расскажу.
В: А чтобы будущие рыбаки Ханты были ловкими да сильными, детей с детства приучали к труду, к играм, развивающим сноровку.
В: Ребята, давайте, с вами поиграем в Хантыйскую игру: «Борьба на палке»
Чертится линия. Играющие по двое садятся лицом друг к другу, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Кто перетянет победитель. Такие игры тренировали руки, можно была управляться с вёслами, сетями.
Д: Дети с педагогом играют в игру.
В: Ребята, а вы знаете, чем лакомятся Ханты, ведь у них нет конфет, сладостей, магазинов, где все это можно купить. Ханты собирают «дикоросы» (дикорастущие ягоды, грибы).
В: Какие дикоросы вы знаете, назовите.
Д: Очень любят Ханты: бруснику, клюкву, чернику, голубику.
В: Ребята, сейчас я загадаю Хантейскую загадку, а вы попробуйте отгадать о какой она ягоде?
В лесной неведомой глухомани,
В дальнем краю висят маленькие серебряные лыжи.
— Это листочки брусники
В: Вот еще одна Хантыйская загадка, отгадайте и её. Посреди болота женщина в красном (желтом) платке сидит.
В: Морошка —ягода-хамелеон: вначале ягоды красные, потом, наливаясь соком, становятся янтарно-жёлтыми. Народное название — «моховая смородина». Это любимая ягода северян в национальных округах. Ханты говорят, что нет ничего в мире слаще и ароматнее. Плоды едят при кашле и простуде, применяют при ожогах.На Севере говорят: «Морошку запасать – болезней не знать!»
В: Ребята, вам понравилось наше путешествие к Хантам?
В: Чему бы вы хотели научиться у народа ханты? Что особенно в их жизни вызывает у вас интерес?
Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.
Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.
Проект «В гости к народам ханты»
Елена Ким
Проект «В гости к народам ханты»
Проект на тему: «В гости к народам ханты»
Тема:«В гости к народам ханты»
По срокам:краткосрочный: 1месяц.
По видам деятельности: познавательно-исследовательский, творческий.
Актуальность проекта
Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей, В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран. Мало кто знает, что Югру населяют еще и коренные жители-ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.
Сегодня каждый житель должен иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям. Ведь все это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры и являющегося гражданином Ханты-мансийского автономного округа.
Цель проекта: формирование представлений о коренном народе Югры-хантах.
Задачи по работе с детьми:
Сформировать представление у детей об особенностях жизни коренного народа ханты и манси. Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа. Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям. Формировать любовь к малой Родине.
Данный проект рассчитан на один месяц и охватывает детей старшего дошкольного возраста (6-7л.).
Описание проекта
Кто такие «коренные жители»?
Происхождение народов ханты и манси
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси — два родственных народа. Этнонимы «ханты» и «манси» образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси — вогулами или вогуличами.
Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге — скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие — постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.
Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т. д. Одежда хантови манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову, у южных и восточных — распашная. Богат и разнообразен орнамент.
В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2 % всего населения округа.
Мужчины занимаются охотой для добывания пушного зверя. Пойманные дикие животные используются не только в пищу, мех можно продать или обменять, а также использовать для личных нужд.
Род деятельности народов ханты
Река Обь снабжает хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солят, вялят, подсушивают.
Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливает огромную семью. Оленьи шкуры активно используются в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты едят в основном мясо (олень, лось, медведь, причем даже в сыром виде. Из мяса сварят горячую похлебку. В сезон грибов и ягод рацион питания северян расширяется.
Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие священные животные. Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сегодня нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров, а может и целому народу.
Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.
Природа в жизни ханты
Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных. Еще одним символом мужского пола был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к добычу, сражённую стрелой, и перешагивать через это орудие охоты.
Во всех действиях и обычаях и манси и хантынеукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».
Одежду и обувь раньше ханты шили из рыбьих кож. Она прочна и непромокаема. Сдирали кожу с налима или стерляди и обрабатывали остатками ухи, печенью животных, счищали скребками, мяли руками. Нитки изготавливали из сухожилий оленя, лося или крапивы. Из крапивных нитей ткали полотно, из шерстяных шили пояса либо делали носки.
Одежда из оленьих шкур
Сахи – это двойная шуба, у которой подкладка всегда из меха, а верх либо из оленьей шкуры ворсом наружу, либо из ткани яркого сукна.
Глухая малица – носят мужчины. Это защитная спереди шуба, а к шейному вырезу пришивается меховая шапка. Обувь из шкур оленя.
Характерные особенности современной национальной одежды и обуви. Покрой одежды, сама одежда и обувь ханты удивительно приспособлены для суровых северных условий. Она легкая, мягкая прилегает к телу, теплая и удобная.
Женская одежда и обувь
Верхняя одежда. Вместо нательного белья женщины носят нижнее платье с длинными рукавами. Шьют из цветной ткани. На груди разрез по середине. Вокруг него нашивали полоски из однотонной ткани либо пуговицы с бисером. Так же обшивали рукава.
Летом носят платья из более легких тканей, чем зимой. Ложась спать, женщины платья не снимают. На платье женщины надевают халат (сак). Он распашной и шьется из ярких однотонных тканей, чаще всего халаты и платья носят без поясов.
Праздничная женская одежда и обувь. Отличается от повседневной большей яркостью, нарядным исполнением. Подол праздничного зимнего халата украшен мехом. На ноги зимой надевают теплую обувь из камуса оленя или других животных (лося). Летом носят красивую праздничную обувь, изготовляемую из тонкой кожи типа замши, украшают краской из лиственничной коры.
На грудь женщины надевают нагрудные украшения из бус, бисера и колец, монет. В праздничные дни женщины надевают множество колец, обычно из белого металла и меди. Голову покрывают большими яркими платками с кистями.
Мансийская обувь. Очень удобная и легкая. Это высокие сапоги или низкие туфли. Зимние сапоги шьют и оленьих камусов мехом наружу, выше колен. Как и одежду, их красиво украшают меховой мозаикой и полосками цветного сукна, вставленного в швы.
Отличаются мужские и женские сапоги покроем, мужские и женские сапоги сшиты из «ровдуги». Перед тем, как надеть такие сапоги, кладут стельки из сухой травы. Эту траву женщины заготавливают на всю зиму. Летние сапоги разрисовывали соком березы или отваром из коры лиственницы. Узоры все те же геометрические, похожие на оленьи рога или ветви деревьев.
Женские красивые туфли «няры», сшитые из кожи, украшаются бисером или аппликацией из ткани. Их носят с длинными шерстяными носками из цветной собачей шерсти. Все это создается руками женщин.
Мужская одежда и обувь
Одежда не отличается большой красочностью, нарядностью, как женская. Покрой халата мало отличается от покроя женского. Подол обшивается полоской ткани другой однотонной расцветкой либо совсем не отделывается. Халат обязательно подпоясывается поясом. Зимняя мужская одежда – малица.
Промысловая мужская одежда и обувь. Эта одежда и обувь для охоты, рыболовства несколько отличается от повседневной. Для рыбной ловли шили бродни наподобие сапог, но без каблуков, с длинными кожаными голенищами (эту обувь заимствовали у русских).
Одежда для охоты. Удобная темная обувь, нижний халат-шуба из оленьего меха, пояса, патронташ.
Уход за одеждой и обувью: Одежду носили десятилетиями, передавали из поколения в поколение.
• Верхнюю меховую одежду и обувь не заносят теплое помещение.
• Хранят в мешках, подвешивают в лабазах.
Детскую одежду и обувь изготавливают любовно и красочно.
Формы работы с детьми по знакомству с родным краем
Для реализации проектабудут использоваться разнообразные формы работы с детьми: НОД, беседы, художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).Будут использоваться методы и приемы:
• Рассматривание картинок, мультфильмов, иллюстраций;
• Просмотр мультимедийных презентаций;
Все выше перечисленные формы работы и методы и приемы позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи.
Целевая группа: дети старшего возраста (6-7л.)
Исполнители: воспитатель, педагоги.
Партнеры: Партнерами по реализации проекта являются родители. Они являются активными его участниками.
Этапы работы по проекту:
1. Изучить литературу о жизни коренного народа ханты.
2. Подобрать картинки, иллюстрации, подобрать картинки с одеждой ханты и манси;
3. Подобрать атрибуты, связанные с жизнью ханты и манси,
4. Составить перспективный план по реализации проекта.
5. Разработать конспекты проводимых мероприятий.
1. Реализация перспективного плана с детьми, родителями.
2. Фотоотчет в виде стенгазеты.
3. Составление копилки конспектов проводимых мероприятий.
1. Подведение итогов по проекту.
2. Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения, на сайте МБДОУ).
3. Представление проекта педагогическому сообществу (на педагогических порталах, сайтах).
4. Участие в конкурсах разного уровня.
• Сформированы представления у детей об особенностях жизни коренного народа ханты.
• знакомы с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.
• Проявляют интерес и уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.
• Понимают причастность себя и коренных жителей к малой Родине.
Перспективный план работы с детьми старшего возраста (6-7л.)
2 неделя • Беседа «Коренные жители Югры»;
• Рисование «Жизнь в тайге»;
• Д/и «Что нужно для охоты?»;
• Чтение сказки «Мышка и лось»;
• Аппликация «Народ-ханты»;
• НОД «Природа в жизни ханты»;
• Мастерская «Кукла-оберег, кукла-ягодка».
3 неделя • Экскурсия в музей НП «ЦВПД».
• Чтение сказки «Мышка»;
• Рисование «На рыбалке»;
• Оформление фотовыставки «Что мы знаем о народе ханты»
• Создание коллажа по сказке «Один день их жизни ханты»;
4 неделя • Чтение сказки «Зайчик»;
• Показ настольного театра сказки «Заяц»;
• Чтение сказки «Женщина-кукушка»;
• Обсуждение ситуаций «Как нельзя поступать»;
• Рисование сказки «Женщина-кукушка».
План работы с воспитателями
4 неделя • Мастер-класс «Хантыйский оберег».
• НОД «Природа в жизни ханты».
• Представление результатов работы по проекту.
План работы с родителями
• Экскурсия в поселок Русскинские.
• Представление результатов работы по проекту.
• Мастер-класс «Хантыйский оберег».
Перспективы дальнейшего развития проекта
Результаты реализации данного проекта, актуальность выбранной темы позволяют говорить о перспективах дальнейшего развития проекта и осуществление работы в следующих направлениях.
№ п/п Направления в работе Проводимые мероприятия
-поиск использования новых тем по работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественным словом народов ханты и манси.
— участие в конкурсах и фестивалях различных уровней;
-участие в мероприятиях, проводимых дошкольными учреждениями города.
Данный проект был направлен на формирование у детей знаний о сказках народов ханты и манси.
Проводимые мероприятия в рамках данного проекта, позволили сформировать знания о том, чему учат данные сказки.
Был найден ответ на основополагающий вопрос. «О чем рассказывают сказки Югорской земли?»
1. http://newsruss.ru/ Коренные народы
2. https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси.
3. goturist Народ ханты.
Фоторепортаж «Новая встреча с Ханты-Мансийском» Вот уже 40 лет, как моя жизнь связана с Ханты-Мансийским автономным округом. Первая наша встреча состоялась в 1977 году, когда молоденькой.
Подвижные игры народов ханты Актуальность: В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных.
Проект «Сказка в гости к нам пришла» Проект «Сказка в гости к нам пришла» Проект «Сказка в гости к нам пришла» Автор проекта: Лазарева Любовь Юрьевна Продолжительность проекта:.
Проект «Сказка в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Светлячок» Проект «Сказка в гости к нам пришла» По доминирующей.
Проект «Сказка в гости к нам пришла» Проект «Сказка в гости к нам пришла» Возрастная группа – вторая младшая. Вид проекта: творческо-игровой. Участники проекта: дети средней.
Проект «Сказки в гости к нам пришли» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» ПРОЕКТ «Сказки в гости к нам пришли».
Проект «В гости к дедушке Корнею» Тип проекта – познавательно- творческий. Продолжительность – краткосрочный. Срок реализации – 2 недели. Участники – дети старшей группы,.
Проект «В гости к сказке» Проект «В гости к сказке» Вид проекта: групповой, Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители Продолжительность проекта:.
Проект в старшей группе «В гости к первоцветам.» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№3 Данковского муниципального района Липецкой.
Сценарий праздника «Путешествие на воздушном шаре по народам России» Дети входят в зал под музыку «Россия моя, ты моя Родина!» сл. В. Агапова, А. Петряшевой, муз. А. Петряшевой Хоровод «Дружбы» Ведущий: На.