Презентация к уроку
Над Бабьим Яром памятников нет,
Крутой обрыв,
Как грубое надгробье.
Мне страшно,
Мне столько лет сегодня,
Как самому еврейскому народу.
Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Вступительное слово учителя.
Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.
Возможно, вы нас спросите: почему именно сейчас, когда прошло более шести десятилетий, когда мир и так напряжен, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?
Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники.
Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: “Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?”
Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.
Мы – это и вы, любой и каждый из нас.
Слайд 1. Звучит песня “Бухенвальдский набат” 1-ый куплет (на сцену выходят выступающие)
Слайд 2. Звучит еврейская музыка – doyna.
Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Слайд 3. Слышали ли вы слово “холокост”? Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.
Вы не должны иметь прав.
Вы не имеете права жить среди нас.
Вы не имеете права жить.
Слайд 4. Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.
Слайд 5. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название “Хрустальная ночь”. Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды
Давида, горькие слёзы еврейской обиды.
Слайд 6. Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.
Слайд 7. Особой гордостью обитателей Вильнюсского гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось… Где эти ученики? Где их учителя? Они ушли в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.
Секретарь юденрата в литовском городе Шауляй учитель Александр Ерусалимский вёл дневник. Вот что он писал о школе и судьбе детей в гетто в 1943 году. “29 апреля. Полуофициально, без шума, открылась народная школа в гетто площадью 18 кв. метров. Школа работает с 9 до 16 часов. Обучается 90 детей в четырёх группах, каждая по 1,5 –2 часа в день. Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлые условия жизни, детишки с радостью бегут в школу, учатся охот но и со вниманием. 35-40 детишек сидят, а то и стоят, тесно прижавшись друг к другу. В классе никакого шума, но в этой тишине гетто словно ожило”
Слайд 8. “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.
Слайд 9. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.
Слайд 10. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.
Слайд 11. Звучит еврейская музыка – doyna (ученик читает стихотворение Э.Межелайтиса “Пепел”).
Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.
Слайд 12. Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.
Слайд 13. (ученица читает стихотворение Наума Коржавина “Дети в Освенциме”)
Звучит музыка С.Рахманинова concerto 2.
Слайд 14. В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.
В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
Звучит еврейская мелодия (скрипка). Ученица читает отрывок из стихотворения “Варварство”.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землей,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.
Над бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!
Видеоклип на песню А.Розенбаума “Бабий Яр”. (Приложение)
Слайд 16. Звучит мелодия rozhinkes_mit_mandelen.
Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.
Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
Звучит “Реквием” Моцарта. Ученица читает “Равенсбрюкскую молитву”.
“Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.
Жестокость несовместима ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за неё так много мучеников в этом мире”.
Ученик 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
Ученик 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!
Ученик 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!
Ученик 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.
Слайд 17. Минута молчания.
Слайд 18. “Бухенвальдский набат” (3-й куплет)
Урок памяти жертвам Холокоста.
Елена Пикулева
Урок памяти жертвам Холокоста.
Урок памяти жертвам Холокоста.
Познакомить воспитанников с трагедией Холокоста, как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
Формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; формировать межнациональную терпимость;
Материалы и оборудование:
Мультимедиа, презентация по теме “Холокост”, фотографии времен геноцида, фильм «Дети из бездны».
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Нет, этого я не забуду дня,
И не забуду никогда, вовеки!
Ведущий 1: Холокост – это всечеловеческая трагедия ХХ века.
Холокост – политика нацистской Германии. В переводе с древнегреческого Холокост – это “всесожжение”, “уничтожение огнем”, “жертвоприношение”. И нацисты решили еврейскую нацию, как низшую расу, недостойную жить на земле- уничтожить, стереть с лица земли.
Ведущая 2: В годы Катастрофы миллионы людей навсегда потеряли своих отцов, матерей, братьев, сестер, сыновей, дочерей. Тысячи и тысячи семей целые общины были полностью уничтожены. Цивилизация евреев Европы погибла.
Ведущий 1: Катастрофа еврейского народа охватывает период с 1933-1945гг., когда с приходом к власти нацистов и назначением Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера изменилась политика Германии.
Ведущий 2: В 1935г. были приняты Нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом кампании по преследованию и уничтожению евреев.
Ведущий 1: Еврейские семьи селились в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “арийские школы”, заниматься торговлей и ремеслом. Все евреи должны были обязательно носить специальные опознавательные знаки.
Ведущий 2: По мере продвижения немецкой армии по территории Европы специальные эсесовские подразделения проводили операции по ликвидации евреев. Часто в считанные дни население целых городов и деревень, состоящие из еврейского населения отправляли в концлагеря.
Ведущий 1: 19 апреля 1943 года город Варшава. Польша. Именно в этот день гитлеровцы вошли в Варшавское гетто, чтобы приступить к его ликвидации, а всех жителей-евреев насильственно отправить в лагерь смерти Треблинку по приказу Гитлера. Фашисты жгли и взрывали дома, а всех, кто оказывался у них на пути, убивали на месте. Пленных фашисты не брали.
(Звучит отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича. На экране проецируются фотографии разрушений, концлагерей гитлеровского ада; Европа, лежащая в руинах, дымящиеся печи Освенцима).
Ведущий 2: Кто виноват в этих руинах? Кто виноват, что среди музеев мира есть музеи с грудами детских башмачков, сброшенных на пороге газовой камеры; с абажурами из прозрачной человеческой кожи; с коллекциями шприцов для опытов не над морскими свинками, а над людьми, которых при помощи впрыскиваний фашистские врачи превращали в мычащий скот, поедающий траву; с вазами удобрений, изготовленных из золы, сожженных людей? Кто виноват?
в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.
в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.
Ведущий 1: Согласно оценкам, в период катастрофы европейского еврейства от рук нацистов погибли 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн. детей.
Ведущий 1: Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и от этого в день умирали по 150 человек. У детей в лагере систематически брали кровь.
Ведущий 2: Что есть у нас дороже наших детей? Самое дорогое у любого народа?
У любой матери, у любого отца? Дети!
Стихотворение А. Балин. “Я видел седых детей…” читают воспитанники
Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.
В глазах заморожен крик –
И рыжий, как солнце, комбриг
Сказал по-русски: “Взгляни”.
Тот понял и посмотрел…
Знали слово “расстрел”.
Не спали среди тишины
Показ фильма «Дети из бездны».
Ведущий1: А в это время родители получили на него похоронку из военкомата. Но молодой, физически крепкий организм быстро пошел на поправку и наш герой снова в строю. Уже в августе- начале сентября 1941 года он участвует в боях по обороне Киева на левом берегу реки Десны. Часть Андрея Васильевича сдерживала, как могла, превосходящего в разы противника. Попав под артиллерийский и минометный огонь, пулеметчик Наумов без сознания падает на дно окопа. Земля почти полностью засыпает его. Сознание возвращается к нему уже в фашистском плену.
Ведущий 2: И в семью приходит вторая похоронка на солдата. Дважды отправленному на тот свет и все- таки живому, красноармейцу А. В. Наумову судьба уготовила еще несколько кругов ада…
Ведущий 1:Сначала был лагерь под Житомиром для советских военнопленных, где он предпринял попытку бежать, но был пойман на другой день, и перевезен в Германию в лагерь особого назначения близ города Эссена, который охранялся эсесовцами.
Снова пытался организовать побег группы заключенных, и его как зачинщика отправили в лагерь смерти Бухенвальд.
Ведущий 2:В лагере им объявили: «Забудьте свои имена, и фамилии. Отныне у вас их нет, есть только номер, который вы должны запомнить».
Андрей Васильевич получил номер 1007. Много трудностей пришлось пережить нашему гостю, но он в адовых условиях лагеря, он сумел сохранить человеческое достоинство и живую душу.
Ведущий 1: Своими воспоминаниями о пережитом снами поделится – Наумов Андрей Васильевич.
Ведущий 2: Холокост – величайшая трагедия всего человечества. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны всегда помнить об этом, т. к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии.
Мероприятие заканчивается песней «Бухенвальдский набат»
«Древо Памяти» Эту интересную идею подсказали мне мои дошколята. Для изготовления понадобиться картон (плотный, желательно ровный, клей ПВА, ножницы,.
«Время выбрало нас». Урок мужества, посвященный Дню памяти воина-интернационалиста Сергея Амосова Беседа с детьми старших и подготовительных групп «Время выбрало нас». Урок мужества, посвященный Дню памяти воина-интернационалиста Сергея.
Акция «Всемирный день памяти жертв дорожных аварий. День памяти жертв ДТП» 20 ноября 2016 года – Всемирный день памяти жертв ДТП. Эта дата призвана привлечь внимание к печальному факту: в результате ДТП ежедневно.
Игры, способствующие развитию памяти Игра «Чемодан» Цель: развивать у ребенка память, мышление, расширять словарный запас. Для проведения игры специального оборудования не требуется.
Развитие памяти у детей Когда и зачем нужно развивать память? Этот вопрос возникает всё чаще и чаще. Память формирует личность человека, поэтому развивать память.
Рекомендации по развитию внимания и памяти. • Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений: – выкладывания узора из мозаики; – выкладывания фигуры из палочек.
Урок математики в 3 классе. «Урок повторения и самоконтроля» УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «УРОК ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ» УЧИТЕЛЬ СЛОЖЕНИКИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА Цель урока:находить.
Урок окружающего мира «Разнообразие животных». 2-й класс Тип урока — Урок изучения нового материала Урок окружающего мира «Разнообразие животных». 2-й класс Тип урока – Урок изучения нового материала Форма урока – групповая, индивидуальная.
Урок в 7 классе по теме: «What do you do in your free time?» УМК В. П. Кузовлев Урок открытия нового знания Видео Технологическая карта урока английского языка Lesson 1, Unite 8 (1-й урок из цикла 8 “How do you spend your free time?”) Учитель: Плетнева.
Классный час на тему»Холокост- память поколений»
специалист в области арт-терапии
— ознакомление учащихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов; познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.
-повышение информационной грамотности учащихся;
– продолжение работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию осознанной гражданской позиции;
-развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
— научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;
– продолжение развития навыков монологической речи, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.
— Способствовать формированию потребностей знать и помнить исторические события.
— Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.
— Учить учащихся делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы
Ход классного часа.
видео- День памяти жертв Холокоста
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.
Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) уничтожили более 2 млн.чел.
Учитель обращает внимание на эпиграф.
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся с вами найти ответ.
Что необходимо сделать, чтобы подобные события больше никогда не повторились?
Учитель: Во время Второй мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане России. Выжили чуть больше миллиона.
Ученик: Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были гражданами нашей страны. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».
Ученик: Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников. В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.
Ученик: Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Концлагерь стал первым «опытным полигоном», где отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических воздействий на заключенных. Многие узники Дахау принудительно трудились в качестве бесплатной рабочей силы на окрестных промышленных предприятиях. Во время войны Дахау приобрел зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключёнными. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них 70 тысяч погибло.
В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.
Ученик: Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 7 тысяч детей. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
Ученик: Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.
Учитель: Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.
Видео- Дети в концлагерях
Необычного в нем ничего как будто нет.
Но, а если расшифруешь это слово
Сразу станет страшно почему-то всем.
Что же они сделали такого, и за что сожгли их в лагерях?
Может быть война тому виною или время, как порой твердят.
А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.
И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.
Но пришли немецкие солдаты. И отправили детишек в лагеря
Не для отдыха и развлеченья, а для издевательства, и зверств.
Но мы в памяти оставим имена героев навсегда.
И в глазах как слезы засверкают, страшные кровавые слова.
В начале классного часа вы видели на слайде высказывание И. Бауэра «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?
Учитель: Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.
Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших».