Доклад на тему Храмы России
Как любая религия христианство имеет специальные места, где верующие могут собраться вместе, совершать богослужения, молитвы, совершаются обряды, принятые религией. Храм – это прежде всего культурное сооружение, которые стали возводить на Руси после крещения, совершённое в 988 году по приказу князя Владимира.
Благодаря этому появился стиль русского храмового зодчества. Это стиль постройки и оформления русских храмов. На данный момент в России существует большое множество храмов, где каждый по-своему уникален и красив. Название храмов посвящены какому-либо событию, обозначенному в библии или святом писании как великое благо или православному святому или иконе, благодаря которой и был построен храм или собор. Рассмотрим несколько примеров:
Успенский собор в городе Владимир. Это белокаменный храм, сохранившийся с времён Татаро-монгольского ига. Он имеет колокольню и три золотых купола.
Собор Василия Блаженного в Москве. Собор находится в самом центре Москвы и был построен по приказу Ивана 4 (Грозного). А честь взятия многих городов царем. На данный момент храм является символом города и России в целом. Его купала не покрыты золотом, как многие другие храмы в стране, а сделаны в форме луковицы и разукрашены в два цвета каждый. При этом ни один купол в храме не повторяется. О постройке храма ходят легенды, ведь зодчие архитекторы менялись несколько раз.
Церковь покрова на Нерли предстает как классический вариант храма 10 века. Построена она была в 1165 года на берегу реки Нерли. В оформлении храма не присутствует ярких и пафосных деталей. Стены его побелены, а купол темно-серого цвета. По его внешнему виду сразу ясно, что люди приходили в это место молится и отдыхать душой. Этот храм прекрасно сочетается с окружающей природой.
Русские храмы способны удивлять своей красотой и масштабностью. Но при большом разнообразии архитектурных построек православных христиан они все несут в себе единую цель – обрести место для отображения любви и благодарности богу, а так же для осуществления молитв и обрядов.
Сообщение 2
Храм как центр церковного существования появился давно. Именно красота и богатство храма, куда приехал князь Владимир, выбирая веру, и послужили толчком. Князю очень понравилось само служение, величие и пышность.
После Крещения Руси уже на следующий год и в Киеве стали строить первую церковь. По приказу князя Владимира ее назвали «Пресвятой богородицы». Уже в те времена было принято жертвовать на храмы, кто что может. Поэтому князь чтобы подать пример жертвует церкви «десятину», с тех пор ее иногда называют «Десятинная церковь». К сожалению, церковь разрушили монголо-татары, и она так простояла до девятнадцатого века. Храм Успения Пресвятой Богородицы не просто первая церковь, поставленная на Руси, она послужила еще и примером архитектурного строительства для остальных храмов и монастырей, которые впоследствии строились.
С тех самых пор строить храмы было делом почетным и первостепенным. Первое что появлялось на месте будущего поселения это Храм. Его строили всегда на видном месте. Благодаря трепетному отношению к храмостроительству появилось много памятников-храмов. Это настоящие шедевры архитектурного искусства.
Позже появилась в Дядькове церковь «Неопалимая Купина». Такого второго храма не существует. Дело в том, что иконостас сделан полностью из хрусталя. И хотя в революционные годы он был разрушен, его попытались восстановить в 90 годах.
Древними и уникальными считаются храмы Архыза. Так же на северном Кавказе была обнаружена первая крещальня.
Самыми древними считаются церкви, построенные еще до нашествия татаро-монгол. Во Владимирской области Церковь Покрова на Нерли, там же Собор Рождества Богородицы Свято-Боголюбского монастыря именно здесь был убит Андрей Боголюбский. В городе Владимире стоит Успенский собор, а знаменит он тем, что в нем находятся фрески, которые расписывал сам Рублев. Дмитриевский собор, возведенный в 12 веке в честь великомученика Дмитрия Солунского.
Это еще не все древние храмы, находящиеся на Руси их много, к сожалению, не все дожили до сегодняшнего дня. Многие пришлось восстанавливать по чертежам и эскизам. О храмах можно рассказывать долго. Русский народ искренне почитает святых и великомучеников. Народ посещает храмы не только молиться и любоваться красотой православных храмов, но и благодарить святых за помощь.
Картинка к сообщению Храмы России
Популярные сегодня темы
У каждого писателя разных веков есть свой портрет народа в одной личности. Лермонтов не оказался исключением, Печорин – его собственный портрет 30-40-х годов, который донес до наших времен св
Практически в каждом доме, где любят комнатные цветы есть хлорофитум. О его пользе и вреде идут давние споры. Как понять стоит ли держать это растение в помещении, где живут люди?
Великая китайская стена-сооружение, которое удивляет цивилизацию с древних времён. До сих пор у исследователей много вопросов по отношению к ней. Это один из самых главных памятников древност
Цунами представляет из себя огромные волны, которые образуются в глубинах океана, а потом со страшной силой обрушиваются на берег. Причиной всего этого являются чаще всего подводные землетряс
Презентация по ОДНКНР «Православный храм» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Слово СОБОР происходит от старославянских слов: съезд, собрание. Так обычно называется главный храм в городе или монастыре. Собор рассчитан на ежедневные служения богу как минимум трёх священников. Здесь же проходят богослужение высших духовных лиц: патриарха, архиепископа, архиерея.
Слово ХРАМ происходит от старорусских слов: «хоромы», «храмина». Храм представляет собой архитектурное здание или сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов- отправление религиозного культа. Христианский храм называют церковью.
Слово ЦЕРКОВЬ происходит от греческого слова и в переводе означает дом Господа, божий дом. Церкви имеют как минимум алтарную часть, ориентированную на восток и примыкающее помещение для молящихся- трапеза.
В Православии часовня- это относительно небольшая постройка, здание или сооружение, приписанные или подчинённое какой либо городской или сельской церкви и предназначенное для проведения молитв. Часовня может быть посвящена какому-либо святому; христианскому празднику; памятному событию, важному для сердца верующего человека. В часовне не предусмотрено алтаря, но службы в ней или около неё могут проводиться, но относительно не регулярно. В часовне нет приделов, Престола, не служится Литургия.
Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное.
В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.
Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».
Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.
Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Номер материала: ДБ-886528
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
В России создадут «белый интернет» для школьников
Время чтения: 1 минута
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В российском регионе отменили выпускные вечера в школах из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы
Время чтения: 2 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Творческий проект «Православный храм»( 5 класс)
специалист в области арт-терапии
ОГБОУ « Школа №10» г. Рязани
Выполнили: ученики 5 А класса
Руководители проекта: учитель истории и обществознания
Воспитатель ГПД Иванова Т.П.
Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту
Состав проектной группы
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам.
Дать представление о назначении православного храма, внутреннем и внешнем строении храмов, показать историческую значимость церкви в жизни людей, формировать у школьников интерес к истории страны
Обучающая: дать понятие о назначении и устройстве православного храма; формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать интерес к знаниям о храмах, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
1. Понимание детьми значимости храмов в жизни людей.
3. Проявление заботы и уважения к храмам нашего города и страны.
Данная работа поможет воспитать интерес к православным храмам, чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.
Дети, познакомившись с православными храмами Рязани, узнают об их истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям. Будут осознавать себя причастными к историческому наследию родного края и великой страны.
Сроки реализации проекта
Теоретический анализ литературы и иных источников информации по проблеме исследования
Опрос, интервьюирование, фотографирование храмов
Экскурсии по православным храмам Рязани.
Проблемные вопросы проекта
1.Анкетирование учащихся и преподавателей
3. Внешнее строение храма.
4. Внутреннее строение храма.
5. Правила поведения в храме.
Актуальность проекта вызвана
острой необходимостью сохранения культовых сооружений как объектов культурного наследия;
возрождения связи времён и как следствие — духовного возрождения общества;
большой значимостью Церкви, как хранительницы нравственных ценностей, патриотических чувств;
стимулированием интереса к познанию исторического прошлого своего родного края;
воспитанием любви к малой родине подрастающего поколения.
Оформление результатов проекта
Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект.
2. Интервьюирование учащихся.
3. Посещение храмов.
4. Поиск информации о внутреннем и внешнем строении храмов, правилам поведения в храме..
4.Создание компьютерной презентации.
Погружение в проект
Нельзя представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Сегодня мы узнаем, как устроен православный храм и что люди делают в храмах, как вести себя в храме. Тема нашего проекта «Православный храм».
2. Организация деятельности
Для работы над проектом было организовано несколько групп и направлений работы:
Проведение анкетирования среди учеников.
Экскурсии по храмам Рязани.
Поиск информации о православных храмах.
Создание компьютерной презентации.
А) Первая группа провела анкетирование среди учащихся школы. Учащиеся провели анкетирование по следующим вопросам.
Анкета для учащихся
2. Зачем люди посещают храм?
3. Знаете ли вы как вести себя в храме?
При опросе анкеты было опрошено 19 учащихся 5 классов.
Зачем люди посещают храм?
Посмотреть на богов
Знаете ли вы как вести себя в храме?
Нельзя бегать кричать снимать
Таким образом, мы пришли к выводу, что проблема изучения православных храмов на данный момент является актуальной и необходимой для исследования.
Б) Экскурсии по православным храмам.
Учащиеся 5 А, вместе с классным руководителем и воспитателем посетили православные храмы Рязани и сфотографировали их.
В) Поиск информации о строении храмов, правилах поведения в храме.
Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.
В русской архитектуре появились храмы с куполами различной формы – шлемовидные и луковичные.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
7.Правила поведения в храме.
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Выйти из храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
На молитву приходи
Таким образом, можно сделать выводы.
Все православные храмы посвящаются богу.
Храм имеет особенное устройство.
Храмы – памятники архитектуры.
В храмах необходимо вести себя по особым правилам.
Храм – это место встречи с богом.
А.В. Кураев «Основы православной культуры» учебник для 4 класса, М.: «Просвещение», 2010
ОПК. Методические рекомендации к учебнику. М.: «Просвещение», 2010
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Конспект урока ОДНКНР в 5 классе на тему: Православный храм.
специалист в области арт-терапии
№ 23. Дата _А __________Б__________. Учитель: Карабицына Марина Игоревна
Урок ОДНКНР в 5 классе
Цель урока: сформировать представление о храме как Доме Бога, доме молитвы и великой святыни православных людей.
— познакомить с понятием православного храма, его внешним и внутренним устройством;
— раскрыть культурное и духовное значение храма;
— развивать интерес к познанию христианства;
— прививать любовь к своему Отечеству – Святой Руси.
— формирование чувства любви к своей Родине и её святыням;
— развитие навыков сотрудничества со своими сверстниками.
— объяснять символическое значение христианских храмов и их внутреннее устройство;
— знакомство с православными традициями и осознание духовной ценности этих традиций;
— развивать устойчивый интерес к богатому православному культурному наследию.
— умение добывать информацию из разных источников;
— готовность слушать собеседника и вести диалог;
— умение делать логические заключения;
— владение навыками смыслового чтения текста;
— умение планировать свою деятельность и деятельность товарищей, оценивать её и вносить изменения.
Оборудование: Учебник, раздаточный материал.
Тип урока. Урок открытия новых знаний, приобретения новых умений и навыков.
1. Организационный этап
2. Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности учащихся
А) Определение темы урока учениками, актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: на доске иллюстрации: православные храмы.
Что это? Что в них общего? Чем отличаются? (ответы детей)
УЧЕНИКИ: Храм, церковь.
УЧИТЕЛЬ: Верно. О чём же мы будем говорить на этом уроке?
УЧИТЕЛЬ: сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в Дом Божий.
Мы будем говорить о православном храме.
Запись в тетрадь темы урока «Православный храм»
3. Первичное усвоение новых знаний
Храм – это дом, посвящённый Богу.
Храм – это общей молитвы зов.
Храм – это свечи, кресты, иконы.
Храм – это светлая песнь веков. А. Лотин
Б) Открытие новых знаний с помощью учителя
— На Руси жизнь христиан была тесно связана с жизнью храма. В храме всё необычно и очень красиво потому, что это Дом Божий. Храм ещё называют церковью.
— Я попрошу поднять руку тех ребят, которые уже были в храме.
-узнать, как устроен православный храм;
— для чего он предназначен;
— что находится внутри храма;
— хотели бы побывать во многих храмах.
УЧИТЕЛЬ: что вы знаете о нашем храме?
Беседа учителя и учеников о своём храме.
— Когда построен? Почему такое название имеет храм?
— Кто настоятель храма?
— Часто ли вы посещаете храм? С кем вы ходите в храм?
Знакомство с основными понятиями.
Работа в группах. Собрать определения
культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
символ православной церкви
ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол.
священное изображение лиц или событий библейской, или церковной истории.
светильник, используемый в христианском богослужении
представитель духовенства, одной из ступеней христианской церкви
это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово происходит от латинских слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.
Рисунок из разноцветных камней, стекла
в христианстве добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом
живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей
открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
в православном храме преграда с помещёнными на ней иконами, отделяет алтарь от средней части храма.
— какие слова и понятия вам были уже известны?
— Какие слова оказались для вас новыми?
Г) Коллективная работа с учебником.
— Главная часть храма – алтарь и находится он в восточной части храма. Храм ещё называют миром Небесным.
Православные люди ходят в храм помолиться Богу, обратиться к Нему за помощью в своих молитвах, поставить свечи о живых и об усопших, совершить таинства, о которых мы узнаем на следующем уроке.
— Красота храма, священные изображения, церковные песнопения – всё прославляет Бога. В православном богослужении используется и колокольный звон, а звонит в колокола только звонарь. Все христиане могут позвонить в колокола лишь на Пасхальной неделе по благословению священника.
4.Первичная проверка понимания
УЧИТЕЛЬ: Какие вопросы возникли у вас на уроке? Что было непонятно? Если всё понятно, предлагаю разгадать загадки. (Ученикам раздаются листочки, на которых они будут писать ответы).
1.На белом свете Он самый главный,
Он самый добрый, Он самый славный.
Он и утешит, Он и поможет:
Ведь Он Всесильный, лишь Он всё может.
2.Дом на горке стоит
А вверху крест горит
3.Он – Христа мучение,
5.Очень громко звенит,
В церковь всем идти велит.
6.Как одна они стройны,
Как одна они равны,
Все торжественно стоят,
Пред иконами горят.
7.Богу служит день-деньской,
8.В церкви место есть такое:
Там Господь – Небесный Царь.
Место то зовут ___________
9.Есть в церкви она обязательно,
Глядят с неё очи внимательно.
Кто мимо идёт – ей поклонится
И тихо, неспешно помолится.
8.Церковный хор (певчие)
5. Первичное закрепление
— Молодцы, ребята, вы хорошо справились с поставленными задачами, а теперь я предлагаю вам игру «Угадай храм!» (если будет время)
— Если вы знаете этот храм, сразу говорите, кому он посвящён, где находится и всё, что можете о нём рассказать.
7. Домашнее задание
культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
символ православной церкви
ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол.
священное изображение лиц или событий библейской, или церковной истории.
светильник, используемый в христианском богослужении
представитель духовенства, одной из ступеней христианской церкви
это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово происходит от латинских слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.
Рисунок из разноцветных камней, стекла
в христианстве добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом
живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей
открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
в православном храме преграда с помещёнными на ней иконами, отделяет алтарь от средней части храма.
культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
символ православной церкви
ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол.
священное изображение лиц или событий библейской, или церковной истории.
светильник, используемый в христианском богослужении
представитель духовенства, одной из ступеней христианской церкви
это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово происходит от латинских слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.
Рисунок из разноцветных камней, стекла
в христианстве добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом
живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей
открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
в православном храме преграда с помещёнными на ней иконами, отделяет алтарь от средней части храма.
Цель урока: сформировать представление о храме как Доме Бога, доме молитвы и великой святыни православных людей.
Задачи:
— познакомить с понятием православного храма, его внешним и внутренним устройством;
— раскрыть культурное и духовное значение храма;
— развивать интерес к познанию христианства;
— прививать любовь к своему Отечеству – Святой Руси.
Планируемые УУД:
— Личностные:
— формирование чувства любви к своей Родине и её святыням;
— развитие навыков сотрудничества со своими сверстниками.
— Предметные:
— объяснять символическое значение христианских храмов и их внутреннее устройство;
— знакомство с православными традициями и осознание духовной ценности этих традиций;
— развивать устойчивый интерес к богатому православному культурному наследию.
— Метапредметные:
— умение добывать информацию из разных источников;
— готовность слушать собеседника и вести диалог;
— умение делать логические заключения;
— владение навыками смыслового чтения текста;
— умение планировать свою деятельность и деятельность товарищей, оценивать её и вносить изменения.
Номер материала: ДБ-893832
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
В российском регионе отменили выпускные вечера в школах из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы
Время чтения: 2 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.