Доклад Искусство Древнего Египта 5 класс сообщение
Чудеса архитектуры древнего Египта
Живопись Египта
О живописи Древнего Египта можно говорить благодаря росписям на стенах гробниц, дворцов, храмов. На изображениях показывали жизнь людей, рисовали пейзажи и мир животных. Также на деревянных дощечках рисовали портреты фараонов. Эти дощечки использовали при захоронении, вкладывали в руки мумии фараона. Египтяни верили, что рисунки оживают в загробном мире.
Литература Древнего Египта
Литературные произведения был представлены баснями, сказками, молитвами. Автор оставался неизвестным, в основном египетский народ выступал в лице автора. Литература имела религиозный и магический смысл. С помощью таких литературных произведений как повествование прославляли фараонов. Они содержали советы о различных сферах жизни людей.
Скульптура Египта
Скульптуры создавались больших размеров из камня в виде сфинксов, древних богов и фараонов. Сфинкс у Египтян олицетворял хранителя древних знаний. Создание скульптур являлась также важной частью архитектуры Древнего Египта. Скульптура обеспечивала посмертное существование умершему в загробном мире.
Ювелирное искусство Египта
Египетские ремесленники создавали уникальные шедевры. из различных металлов, стекла, горного хрусталя, керамики. Создавали ювелирные украшения из золота и серебра, украшали самоцветами. Серебро являлось наиболее ценным, чем золото для египтян. Серебро связывали с мистерией и таинствами. Посуду из хрусталя египетские мастера украшали рисунками различных зверей. Из бронзы делали сосуды в виде птиц и животных. Тонкие невесомые ткани имели большую популярность среди египтян.
Культура Древнего Египта одна из древнейших в мире. Она отличается своей самобытностью, неповторимостью и загадочностью. Самые ценные артефакты сохранились до наших дней, которые передают все то непередаваемое богатство народа Древнего Египта.
Вариант №2
В этой статье будет представлена общая характеристика искусства, созданного в Древнем Египте.
Архитектура времен Древнего Египта
В древние времена, в Египте, правителем считался сын Бога Ра. Это повлияло на основные сооружения – гробницы. Создание их превысило отметку в количестве ста единиц, над которыми старались не только рабы, но даже и крестьяне. Создание пирамид в Древнем Египте свидетельствует о том, что на высоком уровне было развито архитектурное направление и точная наука.
Живопись Древнего Египта
Все скульптурные постройки Древнего Египта имели яркую и символическую раскраску. Таким образом, на гробницах, создавались особые картины, которые могли означать путешествие в мир, находящийся под нами – ад. Изображения наносились с помощью особой краски, созданной руками египтян. Сверху изделие покрывалась смолой для того, чтобы рисунок мог прослужить долгое время. Картины создавались для того, чтобы покойнику легче жилось в загробном мире. Также, разукрашивались и различные статуэтки, малых и больших размеров.
Искусство Древнего Египта
Популярные темы сообщений
Лёгкие относятся к системе органов жизнеобеспечения многих рыб, некоторых видов земноводных животных, птиц, человека, пресмыкающихся, млекопитающих.
Енисей – третья самая длинная река в России и восьмая в мире (3487 км). Её исток находится около города Кызыл, столицы республика Тыва. В этом месте сливаются потоки двух рек: Большого Енисея и Малого, из их потоков образуется Енисей.
Царство грибов включает в себя эукариотов, которые несут за собой одновременно как свойства растений, так и свойства животных.
Доклад на тему Искусство Древнего Египта сообщение по истории 5 класс
Искусство древнего Египта до сих пор оказывает воздействие на человеческую культуру. Первое о чем вспоминаешь при слове Египет – безусловно, пирамиды, которые сохранились до нынешнего времени. Свои дворцы египетские фараоны строили из не особенно прочных материалов, поэтому они практически не сохранились, но сохранились трапециевидные усыпальницы – мастабы, скальные гробницы и означенные ранее пирамиды.
Помимо этого следует отметить храмы. Которые воздвигались в период Нового царства, такими являются Карнакский и Луксорский, которые имеют характерные колонные дворы и огромные залы. Стены этих конструкций изобилуют рельефами и множеством иероглифов.
Скульптурное искусство развивалось довольно активно, но по большей части оно склонялось к монументальности. Характерным примером является громада Сфинкса в Гизе.
Скульптуры являлись частью религиозной культуры, с которой были тесно связаны. Согласно египетской религии, каждый человек обладал семью ипостасями души, и одна из таких ипостасей могла переходить в изображение, в том числе и статую. Поэтому огромные статуи фараонов имели в том числе и существенное культовое значение, в качестве примера вспомним гигантскую статую Рамзеса Второго.
Отличительной особенностью изображения людей на плоскости является стандартизация всех образов, которые предлагаются сугубо в профиль, но при этом лицо всегда повернуто одним глазом, смотрящим на зрителя. Также человеческие фигуры даются как бы в полоборота, где грудь и плечи, тоже разворачиваются к смотрящему. На самом деле такая особенность обуславливается совсем не неумением египетских художников рисовать, просто существовала многовековая традиция, согласно которой на плоскости изображались только видимые взглядом части зрительного поля.
Отдельная традиция существовала для изображения фараонов, которые запечатлевались в неподвижной и величественной позе с небольшой полуулыбкой. Помимо этого устранялись любые физические недостатки и иногда фигуры немного увеличивали для того чтобы указать на значимость по сравнению с остальными изображаемыми.
Сообщение 2
В V тыс.лет. до н.э. долина Нила стала местом основания первых государств рабовладельческого строя. Конец IV тыс.лет. до н.э. пришелся на создание царства с центром в городе Мемфисе, что на левобережье Нила. Жизнь государства была обособленной. В 2800гг. до н.э. там правил фараон Хуфу (ныне называемый Хеопсом). Его стремления заключались лишь в том, чтобы обогатиться. На плодородных берегах Нила работал трудолюбивый народ. Большая часть урожая сдавалась сборщикам царя. В птичниках и скотных дворах фараона содержалось несчетное поголовье животных и птиц. Фараоны владели рудниками и каменоломнями, в их руках была неограниченная власть. Так, закабалив сельское население, фараон решил прославить себя, создав самую высокую в царстве гробницу.
Изолированная от всего мира египетская цивилизация не меняла свой уклад в течение 3 тыс.лет. Ввиду отсутствия конкуренции методы добычи и обработки камней не изменялись. Поэтому гробница фараона, выстроенная, как и другие, в форме пирамиды, не отличалась изысканностью, но поражала своей грандиозностью. 100 тыс.человек было пригнано на ее сооружение. Работали они впроголодь, умирающие от истощения заменялись новыми. Строительство пирамиды Хеопса высотой в 147м продолжалось в течение 30 лет. В результате Хеопс добился, чего хотел, но страна была разорена.
В Древнем Египте особое внимание уделялось литературе. Но древнеегипетские летописцы описывали лишь события, приятные для фараонов и приближенных к ним лиц. Надписи на папирусных свитках, камнях, или коже несут информацию о победах в войнах, окончании строительства святилищ и гробниц – обо всем, кроме народного негодования. Летописцы рисуют бедный народ покорным и безропотным, подставляющим спины под розги «солнечного сына» – так официально назывался египетский фараон.
В XXI-XVIII вв. до н.э., после разделения Египта на отдельные области, власть забрали фиванские правители. Их пирамиды более скромные и отличаются меньшим размером. В этот период получило распространение ювелирного дела.
В XII-XI вв. до н.э. возведение пирамид прекратилось, гробницы были перенесены в скалистые ущелья. Архитектура Египта была направлена на строительство храмов. В этот период появились святилища Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Помещения имели довольно сложное решение, в них можно было заблудиться.
В Древнем Египте наряду с архитектурой и литературой уделялось внимание театру. Главными действующими лицами представлений являлись мифические герои – бог загробного мира Осирис и его жена Исида. Тема была одна – война тьмы и света. В качестве актеров выступали жрецы, а иногда – фараоны.
Картинка к сообщению Искусство Древнего Египта
Популярные сегодня темы
Большую часть информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Хорошо ориентироваться в пространстве, избегать множества опасностей, читать, наслаждаться природой и произведен
Профессия полицейский, одна из самых важных, ответственных, уважаемых и опасных на сегодняшний день! Благодаря их работе мы чувствуем себя в безопасности на дороге, в школьных заведениях, в м
Для лучшего изучения живых существ человек классифицирует их по определенным признакам. Царство животных состоит из организмов, которые варьируются от самых простых форм до самых сложных
Роман «Война и мир»: тема поиска истины. Лев Николаевич многое повидал за годы своей жизни. Автор не понаслышке знает, что такое высшие круги общества
Самый большой и один из старейших зоопарков России находится в Москве. Это Московский зоопарк. Основал его в 1864 году ученый, профессор Московского Государственного Университета Анатолий Пет
Кувшинка белая плавает на поверхности, но после цветения затягивает цветок под воду, где развивается плод. Когда семена созревают возвращается на поверхность.
Искусство Древнего Египта
Этапы развития искусства
Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:
Древнеегипетское искусство изжило себя, утратив новизну и творческие идеи.
В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.
Рис. 1. Египетские пирамиды.
Особенности культуры
Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).
На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других.
Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).
Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.
Рис. 2. Египетский символ Анх.
Изобразительное искусство
Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:
Рис. 3. Древнеегипетские скульптуры.
Выразительное искусство
В древнеегипетском искусстве также активно развивались:
Что мы узнали?
Рассмотрев тему из курса истории (5 класс), по которой можно подготовить дополнительный доклад, мы узнали об особенностях и видах древнеегипетского искусства.
Урок+ презентация по истории для 5 класса «Искусство Древнего Египта»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ 2013 Урок истории в 5 классе по теме_ «искусство древнего египта».doc
Учитель истории БСОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов Спасского муниципального района РТ Фролова Ю.В.
Урок истории в 5 классе по теме:
«ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА».
Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, живописью.
Продолжить формирование умения самостоятельно строить рассказ, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника, работать с тестами. Развивать творческие способности, память, речь, воображение
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Проверка домашнего задания (индивидуальные карточки, исторический диктант, опрос учащихся, индивидуальные тесты,).
Изучение нового материала.
Иллюстрации к теме «Искусство Древнего Египта».
Использование компьютера и проектора (слайды)
Проверка домашнего задания:
2. Историческая разминка: (показ на рисунках выставки)
Что называется храмом?
Кого называли жрецами?
Как называли самого главного бога египтян?
Назовите имя бога тьмы?
Кого египтяне изображали в виде человека с головой змеи?
Как египтяне представляли богиню Нут?
Какой бог пользовался особым уважением у египтян? Почему?
Как звали богиню покровительницу женщин и красоты?
Кто из богов стал царем и судьей в «стране мертвых»?
Как звали бога «царства мертвых»? Как его изображали?
Что называется саркофагом?
3.Опрос учащихся (полные ответы):
Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
Почему в Египте фараона обожествляли?
Изучение нового материала. (слайд 1)
Тема нашего сегодняшнего урока «Искусство Древнего Египта». На уроке мы должны познакомиться с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой и живописью. А также закрепить ранее полученные знания.
Эпитетом к нашему уроку я взяла древнюю арабскую пословицу.
«Все на свете боится времени, и только время боится пирамид».
( в конце урока мы постараемся объяснить эту пословицу)
С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка». И не случайно древние греки так называли эту страну, и сейчас в современное время людей поражает Египет своей необычной: архитектурой, скульптурой, живописью. И в первую очередь – это величественные пирамиды. Ни в одной другой стране мы не встретим такие сооружения. Ни зря пирамиды называют первым, их семи, чудом света. Давайте ближе познакомимся с египетскими пирамидами. Сейчас мы просмотрим с вами сюжет, и вы постараетесь ответить на такие вопросы (на доске):
1. Что такое пирамида? (запись в словарик) Огромные гробницы фараона
2. Из чего строили пирамиды?
3. Как стоились пирамиды?
4.Какими орудиями труда и кто строили пирамиды?
(компьютерный показ фильма о пирамидах Египта)
Строительство пирамиды было долгим и тяжелым делом. Историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца.
Первая пирамида была сооружена для фараона Джосера известным архитектором Имхотепом. Она состояла из нескольких прямоугольных сооружений – «мастаб», от арабского слова «скамья», водруженных друг на друга. Это сооружение настолько впечатлило египтян, что в последствии Имхотеп был приравнен к богам. (слайд 2)
Следующей известной пирамидой стала пирамида в городе Медуне. Она, как ведете, уже состоит из трех мастаб (самая верхняя, к сожалению, разрушилась) (слайд 3)
Самая высокая это пирамида фараона Хеопса была построена около 2600 года до н.э. Её высота 147 метров. Это высота дома в 50 этажей, а чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр. Сложена она из блоков известняка весом 2,5 тонны, всего потребовалось на сооружение этой пирамиды 2 300 000 таких блоков. Они не чем не скреплены и держатся под тяжестью своего веса. Даже в наше время не возможно объяснить ту невероятную точность с которой строители делали и ставили блоки один на другой. Щель между блоками не превышает полмиллиметра. (слайд 4)
Пирамиды охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У сфинкса – тело льва и голова человека. Голова его в 30 раз больше человеческой, длина тела 57 метров (слайд 5)
Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времен фараонов, их погребения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой – это гробница фараона Тутанхамона. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на дверях цела. Никто не входил сюда более трех тысяч лет, все сокровища остались на месте. (слайд 6)
В Египте есть и другие знаменитые сооружения – это храмы.
(Чтение текста с. 54 пункт 2 с комментированием и записью слов в словарик)
Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой человека ли барана;
Обелиски – каменные столбы, сужающиеся к верху;
Колонны – высокий столб, обычно служащий опорой в здании.
Вопросы к тексту, показ презентации. (слайд 8,9,10)
Храм – это одно здание или целый комплекс построек?
С чего начинался храм? (аллея сфинксов)
Перед воротами, какие находились сооружения? (обелиски)
За воротами что можно было увидеть? (двор с колоннами)
Что находилось за главным залом? (статуя бога)
Рассмотрите рисунок на странице 56 (А.А. Вигасин) (слайд 11)
Как выглядит местность где расположен храм?
Можно ли сказать, что храм был грандиозной постройкой? Почему?
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Поможет нам в этом
Скульптура и живопись.
В гробницах и храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала в перед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, а умерших представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти. Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. В гробницу ставили статую, должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.
Были и другие правила: мужчин изображали с кожей темно цвета, а женщин – светлого.
Художники Египта, тоже придерживались определенным правилам изображая фараона, вельможу или простых людей. Верхняя часть тела–плечи, руки выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Нарушать эти правила было запрещено.
Давайте подведем итог нашего урока, а для этого вспомним еще раз:
Что называется пирамидой?
О какой пирамиде мы сегодня узнали?
Что называется храмом?
Какие правила должны были соблюдать египетские скульпторы, делая статую фараона.
Какие правила должны были соблюдать египетские художники, изображая людей?
Давайте, объясним пословицу, которая стала эпиграфом нашего урока.
Урок-презентация «Искусство Древнего Египта» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Конспект урока Межаковой история.docx
по Истории Древнего мира
Искусство Древнего Египта
Учитель: Межакова Мария Алексеевна
Курс: История Древнего мира
Тема: Искусство Древнего Египта
Сформировать образное представление об уникальности и о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта.
— Познакомить с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетской скульптуры и живописи.
— Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
— Способствовать воспитанию чувства прекрасного, расширению кругозора; пониманию необходимости сохранения культурного наследия.
— Развитие творческого потенциала учащихся путем заданий в виде театрализованных инсценировок, написания рассказа, создания рисунка.
— Формирование культуры общения при работе в парах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Основные понятия: пирамиды, архитектура, скульптура, живопись, пирамида, Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса, обелиск, колонны.
Компьютер, экран, карта «Египет и Передняя Азия в древности»
Компьютерная презентация «Искусство Древнего Египта»
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.
Кочергина Л.Л. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. Волгоград: Учитель, 2009. 159 с.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Урок сегодня хочется начать со стихотворения:
На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.
Рыбы и птицы, точки, загогулины, кружочки…
Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
О какой стране идет речь? (Древний Египет)
Молодцы! Итак, мы продолжаем говорить об истории Древнего Египта. Посмотрите на экран. На слайде вы видите три понятия: архитектура, скульптура, живопись (Слайд 1).
Давайте вспомним, что означают эти термины.
Подумайте, а что объединяет эти слова? Звучит обобщающее слово «искусство». Итак, значит тема нашего урока сегодня: «Искусство Древнего Египта» (слайд 2). Запишем тему урока в тетрадь. Ребята вспомните, когда мы познакомились с этим понятием и что оно означает?
А какие ещё виды искусства вы знаете?
Сегодня на уроке речь пойдёт именно об архитектуре, скульптуре и живописи. Оглашение плана урока (слайд 3).
Все мы любим путешествовать.
Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Древний Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. Мы отправимся в Египет на машине времени. А запустить эту машину мы сможем, если вы успешно справитесь с моими вопросами (слайд 4). Итак, готовы?
У каждого из вас на парте есть лист контроля с вопросами, куда вы будете вносить свои ответы.
Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?
Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб?
Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе, о Гебе и Нут?
«Жилище» для богов в Древнем Египте?
Служители богов в Древнем Египте?
Кого, по представлениям древних египтян, Осирис пропускал в «царство мертвых»?
Сценка «В храме священного быка»
Жрец храма. О Верховный жрец, горе постигло наш храм и священный город Мемфис!
Верховный жрец. Только не говори, что…
Жрец храма. Да, да! О сосуд мудрости, нужно искать преемника нашему священному быку!
Верховный жрец. Я сегодня же отправлю жрецов во все концы Египта, а ты зови народ в храм, пусть попрощаются со священным животным.
Вопросы (ответы должны быть зафиксированы в листе контроля):
Назовите имя священного быка.
Какая в сценке допущена историческая ошибка?
Игра «Сет проказничает» (ответы должны быть зафиксированы в листе контроля)
Задание: Впиши недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами:
5. Т – т \бог мудрости\
9. С – т \бог пустыни\
11. Г – р \покровитель правящего в Египте фараона\
У знатоков телевизионной программы «Что? Где? Когда?» такие вопросы называются «Черный ящик». У нас – «Исторический ларец». Внимание, вопрос: Древний Египет спорит с Китаем за правом называть себя родиной этого предмета. В этом ларце лежит то, что было в Древнем Египте символом счастья и небесного покоя. Владеть этим мог лишь фараон. В настоящее время – один из дамских аксессуаров. Назовите предмет, который находится в этом ларце, запишите в листе контроля.
Молодцы! Большинство из вас успешно справились с моими вопросами, и теперь мы можем отправляться в наше путешествие по Древнему Египту! (слайд 4, звук)
Учитель: Египет известен не только фараонами, военными походами, но его еще называют страной пирамид (слайд 5).
А вы знаете, что такое пирамида? (ответы детей) Пирамида – это огромная гробница фараона. Давайте запишем новое слово в тетрадь.
Ребята, пирамиды называют одним из чудес света.
2. Сколько чудес света существует?
3. Какие чудеса света сохранились на сегодняшний день?
Итак, пирамиды – первое из семи чудес света. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще даже не было железных орудий труда.
Учитель показывает как выглядела пирамида Джосера, рассказывает оее строительстве (слайд 6). Основателем каменного строительства считают великого архитек тора Древнего царства Имхотепа, Он был одним из высших сановников фараона Джосе ра . Это был выдающийся мастер, крупный ученый Древ него Египта: строитель, врач, астроном и даже маг и волшебник.
Именно при нем для строительства впервые стали использовать камень: гранит, известняк, песчаник, порфир и диорит.
Символика пирамиды связана с почитанием главного бога Амона- Ра, сыном которого считался фараон. Форма пирамиды олицетворяла луч солнца, брошенный на землю. Грани пирамиды четко располагались по частям света. Ступенчатость пирамиды служила как бы огромной лестни цей, по которой усопший фараон восходил на небеса.
Показывает три самых больших пирамиды в Гизе: пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (слайд 7).
Рассказывает о строительстве пирамид, об их тайнах, о том, почему их называют «одним из чудес света». Сообщает, что пирамида Хеопса была построена в 3 тысячелетии до н.э., = 2600 л. до н.э.
Посчитайте, сколько лет прошло с момента строительства пирамиды до наших дней.
Предлагает поработать с линией времени на доске и в листе контроля.
Задание: учебник, с. 31(карта) Работа в парах
Каким условным знаком показан район пирамид?
Где находится долина пирамид? Определите словами её местоположение и покажите своему соседу по парте. Зафиксируйте ответ в листе контроля.
Давайте рассмотрим рисунок на странице 54. Что вы можете сказать о строительстве пирамид? Давайте сравним ваше описание с рассказом древнегреческого ученого Геродота (стр. 54, 2 абзац). Сделаем вывод: сложно было строить пирамиды?
Учитель предлагает с помощью сделанных учениками выводов сформулировать проблемный вопрос: Почему египтяне тратили столько сил ради одного фараона? (слайды 11, 12). Ученики выдвигают версии: 1) боялись наказания; 2) очень любили фараона; 3) обожествляли фараона.
Выводится на экран общий вывод (слайд 13).
А какое впечатление сфинкс производит на вас? (слайд 15) Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.
В рамках здоровьесберегающей технологиии проводится физкультминутка в египетском стиле в течение 50 секунд (слайд 16).
Говорит, что сохранились не только пирамиды, но и храмы (только лишь развалины) – жилища богов, где жрец поддерживает с последним связь (слайд 17).
Показывает картину «Дренеегипетский храм» (слайд 17) и рассказывает с помощью ответов учащихся, из каких частей состоял храм: показывает аллею сфинксов (слайд 18), затем снова возвращается к исходному рисунку (слайд 19), рассказывает, что такое обелиски (слайд 20), затем снова возвращается к исходному рисунку (слайд 21), называются остальные части храма (статуи фараона, пилоны, внутренний двор, главный зал с колоннами, помещение со статуей бога). Были и необычные храмы, высеченные в скале (слайд 22).
Дает задание посмотреть на рисунок стр. 57. Задает вопрос: Что чувствует человек, который попал в храм? (при этом сравнивает высоту колонны с ростом человека). И для чего приходит в храм? Предлагает вспомнить, к какому виду искусства относятся храмы, пирамиды?
Говорит о том, что во втором тыс. до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Рассказ о гробнице фараона Тутанхамона (слайды 23-27).
С 1914 по 1922 год англичане, лорд Корнарвон и Говард Картер проводили раскопки в Египте, в долине Царей в поисках гробницы фараона Тутанхамона. Год шел за годом, но удача казалось отвернулась от них. И вот после шестилетних безрезультатных поисков, когда казалось не оставалось никакой надежды, они наткнулись на ступени лестницы, уходящей под землю.
Картер приказал пробить стену и очистить ход, ведущий вниз к дверям гробницы. Когда открыли дверь, то за второй стеной оказалась камера, наполненная многочисленными вещами царского обихода: золото, драгоценные камни, посуда.
Через год Картер обнаружил, что на северной стороне первой камеры стоят две статуи черного дерева. Их головы, пояса, браслеты на руках и сандалии были позолочены. Что это за статуи, что они охраняют?
В феврале 1923 г взорам собравшихся открылся гигантский ковчег (3х5 м и высотой 2,73 м). Рядом находилась погребальная утварь. В ковчеге не оказалось саркофага — в нем сверкал золотом второй ковчег. Картер не верил своим глазам: царская печать была целой.
А с архитектурой связаны скульптура и живопись. Новые понятия записывает на доске и раскрывает их. Сообщает, что стены храмов, гробниц расписаны, на них сделаны надписи, в них стояли статуи.
Предлагает посмотреть статуи древнеегипетских вельмож (слайд 29) и ответить на вопросы:
1. Какие материалы использовали египетские мастера для изготовления скульптур?
2. Какие черты характерны для древнеегипетской скульптуры?
Естественны ли их позы?
Одинаково ли раскрашена кожа мужчин и женщин?
Египетские статуи создавались согласно строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая к коленям. Фараоны, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.
Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними.
У художников – свои правила.
Слайд 30. Посмотрите на древнеегипетские рисунки. Какие особенности изображения людей вы видите?
Отличаются ли размеры изображений фараонов, богов, простых египтян?
Как изображены плечи и руки, глаза?
Дополняет ответы: верхняя часть фигуры (плечи, руки) изображаемого выглядят так, как будто мы смотрим на него спереди, а ноги как будто сбоку. Это еще одна черта древнеегипетской живописи и скульптуры.
Правила для художников Древнего Египта. Тест подстановки (слайд 31).
Предлагает вспомнить основные виды искусства, памятники Древнего Египта, изученные на этом уроке.
Записывает слово «искусство» на доске, а от него 3 стрелочки.
Ребята ставят отметку в свой «Лист контроля» (слайд 32).
Что вы узнали сегодня на уроке? Вывод об искусстве Древнего Египта? Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет? Предлагает поделиться впечатлениями от урока. Предлагает оценить свои знания, полученные на уроке, оценить свою работу на уроке, свое настроение с помощью карточек «Светофор». Поднимите карточку того цвета, который у вас ассоциируется с сегодняшним уроком. Благодарит за внимание, работу учащихся.
— Какой же у нас получился урок?
В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.
Закончим наш урок-путешествие стихами.
Сфинкс улёгся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни.
Посети же Египет и ты.
Обязательный минимум: параграф 11, вопросы стр. 57.
Творческое домашнее задание: Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов; 2) обелиски, статуи, башни; 3) вход во двор; 4) колонный зал; 5) помещение со статуей бога.
Творческое задание: Нарисовать рисунок по теме «Искусство Древнего Египта»