Ижевск, история города (кратко)
Образование Ижевска.
Во второй половине 18 столетия известный в России граф Петр Шувалов подыскал удобное место возле реки Иж для постройки собственного крупного завода по обработке металла. По высочайшему разрешению императрицы Елизаветы в апреле 1760 года Шувалов основал и построил этот завод вместе с рабочим поселком – так появился будущий город Ижевск. После смерти графа предприятие перешло в собственность государства.
Поселок разрастался, население его постепенно увеличивалось. Однако, во время Пугачевского восстания 1774 года завод оказался частично разрушен и разграблен бунтарями, а его руководство просто казнили.
Развитие производства.
Только к 1885 году было налажено изготовление сначала охотничьих ружей, а затем, к 1891 году, на заводе начался выпуск армейской винтовки системы Мосина. Массовое производство этих винтовок к концу 19 века обеспечивало потребности различных родов войск: пехоты, кавалерии, казачьих подразделений и учебных полков. Растущая потребность в стрелковом оружии и постоянный рост военных заказов привели к заметному расширению производства, а также и к росту численности населения самого Ижевска.
Советский период.
После октябрьского переворота 1917 года, в ходе ожесточенных и продолжительных боев, город неоднократно переходил из рук в руки между Красной и Белой армиями. Окончательно он стал советским лишь в июне 1919 года.
С этого времени Ижевск значительно увеличил свою территорию и население. Повысился и его статус. В январе 1932 года он становится столицей Удмуртской автономной области. В 1935 году пущен первый городской трамвай, в 1943 году – построен цирк, ставший символом этого города.
В период Великой Отечественной войны ряд оборонных предприятий из западных районов нашей страны были перемещены в Ижевск. Образовался мощный оборонный комплекс под названием Ижевский механический завод, который до сих пор играет важнейшую роль в производстве различного вооружения для обеспечения Российской армии.
Ижевск активно участвует и в развитии автомобильной промышленности страны. Один из первых советских мотоциклов «Иж» был собран здесь еще в 1929 году, а первый автомобиль сошел с конвейера уже в 1966 году.
Ижевск сегодня.
• Из небольшого рабочего поселка вырос крупный, благоустроенный город, в котором проживает около 650 тысяч человек. Занимает 20 место в России по численности населения
• В городе проживает более 100 различных национальностей
• Действуют 36 крупных промышленных предприятий
• Работают 7 театров, 11 музеев, 4 парка отдыха.
100 лет истории Ижевска в фотографиях
5 редких снимков из новой книги краеведа Сергея Селивановского
Историк Сергей Селивановский выпустил книгу «Старый Ижевск. События и люди в объективе фотографов», где собрал более 400 уникальных снимков Ижевска – начиная от 70-х годов XIX века и заканчивая советским периодом. Мы выбрали несколько редких фотографий, чтобы с их помощью показать, насколько сильно изменился Ижевск за прошедшие годы.
100 лет назад…
Фото: из коллекции Тимофеевой М.Н.
6 июня 1910 года. Поднятие креста на Покровской старообрядческой церкви на улице Троицкой (сейчас – улица Советская). Снимок сделан рабочим Ижевского оружейного завода Иваном Александровичем Щербаковым. Сейчас здесь магазин модной одежды, пристроенный к дому № 16.
Церковь освятили 5 сентября 1910 года. Архитектором храма был Иван Чарушин, он же спроектировал Свято-Михайловский собор. В 1936 году церковь снесли, а заново отстроили только в 1998 году на улице 10 лет Октября, максимально сохранив первозданный облик.
80 лет назад…
Фото М.А. Томилова из семейного архива его внучки Е.В. Веселковой.
Конец 1930-х годов. Участники мотогонки на ижевском ипподроме. Интересно, что на мотоциклах – предположительно марки «Иж-7» – установлены макеты пулеметов.
60 лет назад…
Фото: С.Н. Селивановского
Снимок начала 1950-х. Голосование на избирательном участке в помещении Детского клуба на улице Ленина (сейчас улица В. Сивкова).
Автор этой фотографии сам Сергей Николаевич. Он был школьником, когда отец взял его с собой на выборы и попросил прихватить фотоаппарат.
– В зале для голосования я увидел мужчину с фотоаппаратом, который разговорился с нами, представился корреспондентом «Удмуртской правды» Арбузовым и попросил меня показать ему получившийся снимок. Намного позже я узнал, что это был один из лучших фотокорреспондентов Удмуртии. Кстати, свою фотографию я ему все-таки показал, и он ее похвалил.
Кстати, в СССР выборы, в отличие от современных, были безальтернативными: в бюллетене указывался один кандидат, которого нужно было либо вычеркнуть (для этого приходилось пользоваться кабинкой, что привлекало внимание окружающих), либо оставить. Две урны, скорее всего, означали, что выборы проходили сразу в две палаты Верховного Совета СССР
50 лет назад…
Сборочный корпус «Прогресс», из стен которого 12 декабря 1966 года вышел первый ижевский легковой автомобиль «Москвич-408». Этот корпус когда-то построили как часть будущего завода по производству электроники, но законсервировали из-за отсутствия финансирования. Площадку, на которой он стоял, Дмитрий Устинов, тогда первый зампредседателя Совета Министров СССР, выбрал под будущий автозавод. Пока строили главные корпуса, сборку начали в стенах «Прогресса».
Фото: М. А. Томилова из семейного архива его внучки Е.В. Веселковой.
Досье
Занимается фотографией с 1949 года. Первая камера – трофейная немецкая Retina Kodak, которую Сергею Николаевичу подарил отец.
Какие постройки в Ижевске не сохранились до наших дней?
Водная станция
Станция «Зенит» была оборудована двумя бассейнами для плавания (50 и 25 м) и 7-метровой вышкой. Строилась она из дерева, и в 1950-х годах сгорела. Перестраивать ее не стали.
Парашютная вышка
Вышка, с которой можно было прыгнуть с парашютом, располагалась в парке имени Кирова, примерно в 150 метрах от входа, в правой части парка. Снимок сделан в 1930-х годах ижевчанином Сергеем Николаевичем Кошурниковым.
Водонапорная башня
Башня, выстроенная в стиле конструктивизма, стояла на улице Пушкинской, возле Дома правительства. Ее сломали по требованию тогдашнего партийного руководства в июне 1968 года.
День, когда «родился» Ижевск: сто лет назад заводской поселок стал городом
Рассказываем, как это случилось и почему статус города пришлось присваивать дважды
В 2018 году исполнилось сто лет с одного из главных событий в судьбе Ижевска: 50-тысячный поселок Ижевский завод сам себе присвоил статус города. Мы узнали, где и как было принято это историческое решение и почему статус города Ижевску пришлось присваивать повторно.
Поселок или город?
Первые попытки признать Ижевск городом были еще в 1914 году, но сделать это удалось только после Февральской, а затем Октябрьской революций, когда власть в поселке Ижевский завод находилась в руках Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Председателем его исполкома, равно и главой города, был Василий Жечев.
Именно при нем Совет принял решение присвоить, наконец, огромному поселку статус города. К тому же поселение давно «переросло» статус поселка: в 1917 году в Ижевске действовали два огромных оборонных завода (оружейный и железоделательный), более трехсот частных промышленных фабрик, была прочна купеческая прослойка населения. Само население достигало 50 тысяч человек. А это больше, чем в уездном Сарапуле.
В поселке Ижевский завод работали несколько кинотеатров, цирк, был свой заводской театр и фотосалоны. Уровень образованности населения повышали мужская и женская гимназии, высшее начальное училище, ремесленная и оружейная школы. Да и сам образ жизни ижевцев был городской, большинство жили и работали в поселке, крестьян, работающих на земле, было мало. Но при этом система управления оставалась поселковой, и это, по мнению властей, тормозило его развитие.
Место, где начался город
21 февраля 1918 года Ижевский совет принял решение преобразовать поселок Ижевский завод в город. Историческое событие произошло в двухэтажном здании на углу улиц Советской и Максима Горького (оно есть и сейчас, его надстроили двумя этажами).
Зал, где заседал Совет, располагался на втором этаже. Именно в нем было подписано постановление «О преобразовании Ижевскаго завода в город». Подпись под ним поставили председатель исполкома Жечев и секретарь Дишлер.
Интересно, что решение принималось явочным методом, без согласования с Москвой. Это было настоящее явление народной воли, когда и руководство поселка, и его население сошлись в едином мнении и восстановили справедливость, которой ждали с 1914 года.
Сейчас этого зала уже нет. Его перестроили под кабинеты, в которых располагается Министерство культуры Удмуртии.