Рассказ о известном художнике портретисте

Сказки

Сообщение о великих портретистах

Художники-портретисты изображают реально существующих людей, рисуя с натуры, или воспроизводят образы из прошлого по памяти. В любом случае портрет на чем-то основан и несет в себе информацию о конкретной личности. Зачастую на такой картине отражается какая-то эпоха, будь то современность или прошлое. В этом случае художники-портретисты вместо обычного фона изображают несколько сопутствующих условных признаков, таких как архитектура того времени, обозначенная на втором плане, или другие характерные объекты.

Изобразительное искусство разнообразно, и его отдельные жанры могут существовать независимо друг от друга, а могут синтезироваться. Так и в портрете соединяются в одно целое разные сюжеты, но при этом всегда доминирует лицо человека. Великие портретисты прошлого владели искусством художественного изображения в совершенстве. К таким мастерам можно отнести голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669), который написал множество портретов. И каждый из них признан шедевром живописи. Истинное искусство бессмертно, ведь полотнам Рембрандта ван Рейна уже более пятисот лет.

Одним из первых мастеров русского портретного искусства был Иван Никитин (1680-1742), прошедший обучение в Европе. Он пользовался благоволением императора Петра Первого. Наиболее известными работами Никитина являются портреты Августа Второго, короля польского и герцога Мекленбургского.

Зубов Алексей (1682-1750), выдающийся мастер портретного искусства. Он был фаворитом Петра Первого. Совместно с отцом, известным художником-иконописцем Федором Зубовым, участвовал в оформлении Оружейной палаты Московского Кремля.

Великие портретисты 18 века в России, как правило, писали на заказ.

Василий Тропинин (1776-1857), известный русский художник, по-настоящему прославился в 1827 году. Он создал поясной портрет Пушкина Александра Сергеевича, ярчайшего представителя русской поэзии. Заказ был сделан самим поэтом. А предназначалась картина для друга Александра Сергеевича, Соболевского. Портрет стал самым известным творением из всех, на которых когда-либо изображался Пушкин. Картина «Александр Пушкин» Тропинина навсегда стала классикой жанра.

Орест Кипренский (1782-1836) начал писать в 22 года. Первый портрет был создан Кипренским в стиле Рембрандта, на полотне изображался А. К. Вальбе. Наиболее известной работой художника считается «Портрет Е. В. Давыдова», написанный в 1809 году. Несколько картин Ореста Кипренского находятся в Третьяковской галерее.

Боровиковский Владимир (1757-1825), уроженец Миргорода, стал известным и знаменитым после встречи с Екатериной Второй, путешествующей в рамках своего турне 1787 года. Живописец создал серию художественных росписей во дворце, который находился на пути императрицы. Екатерина была восхищена работой Боровиковского и наградила его крупной суммой денег.

Николай Ге-это известный русский портретист и художник 19 века, писавший на библейские и исторические темы. Знаменитым художника сделало полотно » Тайная вечеря»,ставшее достоянием Русского музея. Однако путь у успеху художника был тернист. Рано потеряв мать, Николай воспитывался крепостной няней, проведя детство в деревне. Затем юный талант зачислили в Первую киевскую гимназию, однако дальше он следует советам отца, далёким от искусства. Спустя годы, Николай бросает университеты и поступает в Академию художеств. Побывав в Европе, художник пишет много портретов, но бросает многие работы, его всё больше привлекают библейские мотивы.

Получив признание как художник, Николай активно общался с Герценом. Дружба с Львом Толстым приносит много картин на исторические сюжеты. Николай Ге писал портреты поэтов, писателей, критиков, много времени он посвятил историческим полотнам, запечатлев царей и императриц.

Поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила» вдохновила мастера на создание единственной картины на сказочную тему. Это полотно «Бой Руслана с головой»,на которой изображён витязь Руслан, сражающийся с Головой несчастного брата Черномора, которого злой гений хитростью лишил богатырской силы, отрубив богатырю голову и оставив её навечно охранять волшебный меч-кладенец, которым можно лишить волшебной силы и самого коварного Черномора, обрезав его бороду.

Источник

Биография художника Тропинина и его «счастливое дарование»

Тропинин Василий Андреевич – русский мастер портрета с романтическим уклоном, живописец, о котором современники отзывались, как о последователе Тициана.

Происхождение и детство

Родился 30 марта 1776 года в семье крепостных графа Миниха (село Карпово Чудовского уезда Новгородской губернии). Позже в качестве приданого хозяйской дочери село отошло к графу Моркову, её мужу. Отец Василия был грамотным и хозяйственным, поэтому у барина числился на хорошем счету, исполнял обязанности сначала старосты, затем управляющего. В качестве награды за службу получил вольную (пока единственный из семьи).

С детских лет Василий Тропинин увлекался рисованием. Особенно ему нравилось изображать людей, подмечая свойственные им особенности. До наших дней дошли семейные воспоминания Минихов, из которых известно, что к детским рисункам крепостного мальчишки господа относились как к забаве.

Учёба

Будущий живописец отучился четыре года в губернском народном училище, получив начальное образование. Вернулся в родное село. Вскоре хозяин, граф Морков, отправил его в Петербург на учёбу кондитерскому делу. В столице за подростком присматривал родственник графа, который однажды узнал, что мальчику иногда, в свободное время, удаётся попасть на занятия в Императорскую Академию художеств. Увидев результаты этих занятий, соглядатай подростка с явным дарованием выхлопотал для него согласие графа Моркова на учёбу в Академии, уверив того, что при необходимости будет платить за занятия сам.

С 1798 года вольнослушатель Тропинин, художник начинающий и уже окрылённый искусством, учится у профессора Щукина. Преподаватели, среди которых Угрюмов, Лампи-младший, Дуайен, отмечали, что ученик имеет все задатки, чтобы стать великим художником. Василий Андреевич Тропинин на ежегодных выставках получал похвалы от самых именитых зрителей: ректора, президента Академии, императрицы Марии Фёдоровны.

Читайте также:  Рассказы о семье для дошкольников средней группы

Желание хозяина – закон для крепостного

Радетели добивались для лучшего студента вольной грамоты, но его хозяин внезапно решил, что учиться хватит, и такой талант должен быть рядом с барином: граф Морков в 1804 году приказал своему крепостному Тропинину явиться в своё новое имение в селе Кукавка на Украине. Здесь молодой художник стал подручным хозяина во всех делах, что бы тот ни пожелал: прислуживал и рисовал семью графа, выпекал для него пирожные и чертил планы новых построек.

Тропинин – художник и архитектор сельской церкви в Кукавке, построенной и расписанной им в 1806 году. Церковь Св. Дмитрия Солунского сохранилась до наших дней (перед ней памятник Тропинину). Получив бесценные знания и опыт во время учёбы в Академии, Василий Андреевич использовал все возможности заниматься любимым делом. Покладистый характер художника позволял ему обходить острые углы в отношениях с графом и принимать действительность такой, какая она есть.

Личная жизнь

Никакого роптания не было даже по поводу того, что граф записал в крепостные вольную поселенку, с которой в 1807 году обвенчался Тропинин. По закону статус супругов должен быть одинаковым – барин рассматривал только закрепощение жены художника, а никак не его освобождение.

Жена Тропинина, Анна Ивановна Катина, в 1809 году родила сына Арсения, который в будущем продолжит династию. В галерее художника есть образы жены и сына; портрет Арсения в истории русской живописи считается одним из лучших детских изображений.

Семейная жизнь сложилась благополучно. Все Тропинины со временем получили вольные (в разные годы).

Переезд в Москву

В августе 1812 года граф Морков по службе отправился в Москву (руководить народным ополчением). После освобождения города от французов граф призвал к себе Тропинина. Сгоревшая Москва заново отстраивалась, новые особняки нуждались в новых полотнах. Поэтому у художника было много работы. Героями его произведений стали счастливые дворянские семейства, дождавшиеся своих героев-родственников с войны, группами и поодиночке. Известность живописца росла вместе с городом и, хотя официальных выставок не было, имя художника знали (представители дворянства, бывая друг у друга). Очень многие пытались повлиять на графа Моркова и добиться вольной для такого таланта.

Снова Академия художеств

Сдался граф лишь в 1823 году, когда художнику было уже 47 лет. Жена и сын, крепостные, оставались в качестве заложников графа – он очень хотел удержать живописца возле себя. Но тот, прожив почти полвека, не оставил мечту и подал документы в Академию, чтобы получить звание художника. Комиссию убедили картины Тропинина: «Кружевница», «Старик-нищий» и портрет известного тогда гравёра Скотникова. Василию Андреевичу дали звание «назначенного в академики», промежуточное перед заданием на звание академика. Оно, в свою очередь, было также выполнено с честью в 1824 году, что и принесло Тропинину вожделенное звание академика портретной живописи.

Жизненная цель была выполнена, профессиональная карьера складывалась успешно. Признанный художник и свободный человек Василий Тропинин на автопортрете, первом в своей галерее, написанном в том же 1824 году,

предстаёт в образе довольного и благополучного мужчины. С этого времени художник постоянно живёт и работает в Москве. В 1828 году, когда умер граф Морков, жена и сын Тропинина получили вольные грамоты.

Популярный портретист и любимый учитель

Доброжелатели предлагали художнику стать преподавателем, но тот ещё не насладился свободой («придётся подчиняться») и мягко отказывал: «никакой официальной обязанности на себя не приму». Лишь в 1833 году Тропинин начинает заниматься с учениками, но на общественных началах – художнику хотелось передать собственный опыт.

Заказов было много, писал художник разных знаменитостей, дружеские портреты и простых людей. Обширная коллекция портретов позволяет сегодняшнему зрителю заглянуть в реалистичные лица людей, живших двести лет назад. Из первоисточника, так сказать. Характерная черта портретной живописи Тропинина состоит в том, что все его герои находятся в благодушном состоянии, запечатлены в период покоя и счастья.

В 1836 году познакомился к Карлом Брюлловым, тогда уже прославленным монументалистом, вернувшимся в Россию из-за границы. В знак дружбы Тропинин написал портрет Брюллова, также спокойный и доброжелательный.

Художник Тропинин – пример живописца, перенесшего на полотна свою собственную доброту и мягкость характера. За них, данных в придачу таланту, Василия Андреевича любили домашние и друзья, преподаватели и ученики. Недаром его иногда называли «русским Грёзом» (Жан-Батист Грёз, французский живописец, отличившийся выразительностью и сентиментальностью образов).

В 1843 году Тропинин стал почётным членом Московского художественного общества – награда за 10-летнее усердие учителя «без всякой обязанности». Ученики в ответ на отеческое отношение со стороны преподавателя и его безграничную доброту обожали Тропинина, «портретиста великого, натуралиста неподражаемого, человека прекрасного».

Последние годы

С годами живописцу было всё труднее соперничать с молодыми талантами, но мастер старался сохранять верность главному принципу своих работ – изображать людей счастливыми. В 1850-х героями картин всё чаще становятся пожилые женщины, для которых позировала жена художника. Подобные образы рождались от размышлений о старости и быстротечности жизни.

В 1855 году Анна Ивановна умерла. Это подкосило немолодого живописца, любящего свою жену и привыкшего к размеренной жизни в трудах. Он забросил живопись. Оставить насиженное за 30 лет место, квартиру на углу Волхонки и Ленивки, заставил случай: художник обнаружил, что совсем рядом обосновался гробовых дел мастер. Подобного соседства находящийся в горе Тропинин вынести не мог – переехал в Замоскворечье. Здесь, в Наливковском переулке, он прожил ещё два года. Умер 15 мая 1857 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Читайте также:  План к сказке мороз иванович 3 класс с иллюстрациями к каждой части

Самые знаменитые картины Василия Тропинина

Он стал автором более трёх тысяч портретов, многие из которых известны во всём мире как лучшие живописные изображения некоторых исторически значимых личностей. Образы и простых людей удивительно трогательны и реалистичны.

Краткий список наиболее известных произведений Тропинина:

Москвичи первой половины XIX века были счастливыми современниками чуткого, тёплого и светлого живописца Василия Тропинина, который удивительным образом, сочетая кротость и упорство, достиг самых вершин в изобразительном искусстве.

Источник

Художник Василий Тропинин (1776 – 1857). Любимый портретист Москвы

Автопортрет художника Василия Тропинина

Выдающийся русский живописец, который был крепостным до 47-летнего возраста. Василий Тропинин считался «главным московским портретистом», любимым и востребованным, которого в старой столице называли, с большим уважением, «халатным художником».

Художник Василий Андреевич Тропинин родился в марте 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии, в семье крепостного крестьянина Андрея Ивановича Тропинина. Отец художника был управляющим имением графа Миниха и за усердную службу получил от графа вольную. Личную вольную. А семья Андрея Ивановича¸ жена и дети, остались крепостными.

Так Василий Тропинин стал крепостным с «особым положением». Должность отца не сулила сыну каких-то поблажек и привилегий. При этом дворовые люди графа Миниха за все строгости управляющего Тропинина, жестоко отыгрывались на его сыне.

Мальчик с жалейкой

Тропинин-старший устроил своего сына в народную школу в Новгороде, где Василий проучился четыре года. В школе будущего художника учат чтению и чистописанию, арифметике и грамматике. Однако, единственный предмет, который увлекает Василия – это рисование. Приезжая домой Тропинин-младший частенько пробирается на женскую половину дома и с огромным удовольствием срисовывает развешенные по стенам лубочные картинки.

Когда дочь графа Миниху Наталья Антоновна вышла замуж за графа Ираклия Ивановича Моркова, Василий Тропинин был отправлен в московский дом молодых вместе с драгоценностями, платьями и кружевами, посудой, мебелью и сундуками молодой супруги, как часть её приданного.

Граф Морков живописи не жаловал. Тем более ему был совсем не нужен в хозяйстве художник, а потому Василия отправили, в 1798 году, в Петербург для изучения кондитерского дела. В те времена от кондитера требовалось умение создавать фигуры людей и животных, и граф посчитал, что нашёл удачное применение для таланта своего крепостного. Крепостной кондитер, который может не только делать торты и варить варенье, но ещё и способный нарисовать редкий узор для вышивки или изысканно расписать кухонную утварь на графской кухне – это ценное имущество.

Тропинин был послушен воле барина и кроток, но при этом невероятно упрям в своём желании рисовать. В Петербурге Василий, находившийся под присмотром двоюродного брата графа, Алексея Ивановича Моркова, отыскал, по соседству, художника, который согласился давать уроки живописи начинающему кондитеру, позднее начал посещать занятия в Академии живописи – в те времена для всех желающих, любого возраста и сословия, три часа с утра и два часа вечером давали уроки рисования. Неимущим выдавали бумагу и карандаши. Академия искала дарования в народной среде.

Алексей Иванович Морков прознал про увлечения подопечного крепостного, просмотрел его рисунки и принялся уговаривать своего кузена отправить Тропинина учиться в Императорскую Академию живописи. И добился согласия родственника, пообещав последнему компенсировать все издержки на обучение Василия.

Так Василий Андреевич Тропинин стал вольнослушателем Академии – крепостные, не зависимо от проявленного таланта, могли быть только вольнослушателями и учились за плату.

Ямщик, опирающийся на кнутовище

Более пяти лет Тропинин изучал живопись в стенах академии в мастерской знаменитого художника – профессора С.С. Щукина. Талантливый молодой художник все годы обучения жил на академической квартире своего учителя.

Василий Андреевич дважды занимает первые места в проводимых Академией конкурсах. Работы крепостного художника отмечают адъюнкт-ректор Академии И.А. Акимов и посетившая академическую выставку императрица Мария Фёдоровна. После высочайшего визита судьбой одного из самых талантливых студентов академии занялся президент Академии Александр Сергеевич Строганов, который пообещал выхлопотать для Тропинина вольную.

Когда о интересе к судьбе своего крепостного узнал граф Ираклий Морков, он потребовал от Тропинина оставить академию и срочно прибыть в одно из новых имений барина – подольскую деревню Кукавку, где один из самых талантливых студентов Академии живописи должен был стать художником, архитектором, пастухом, кондитером и лакеем своего барина.

В освобождённой от поляков-католиков Кукавке граф Морков, чтобы расположить к себе православных крестьян, повелел построить сначала православную церковь, а уже потом заняться строительством барской усадьбы. Строить и расписывать церковь должен был Тропинин, которого поселили в одном из крестьянских домов.

В свободное от строительства церкви время Василий Андреевич пишет портреты селян: мудрые колоритные старики, красивые чернобровые задорные красавицы-подолянки, загорелые крепкие мужики. Художник работает много и радостно. Много лет спустя он будет рассказывать, что в далёкой Куковке он научился большему, чем за годы учёбы в столичной академии.

В Куковке Тропинин познакомится с Анной Ивановной Катиной, которая станет женой художника. Откроется построенная Тропининым церковь и первой обвенчанной в этой церкви парой станут Василий и Анна Тропинины.

Анна Ивановна была вольной жительницей, но после свадьбы с Тропининым граф Морков запишет её в свои крепостные по известному в те времена правилу «идущая замуж за раба сама рабой становится».

Читайте также:  Рассказ о профессии адвокат 2 класс окружающий мир

Спустя год в молодой семье родился первый сын Арсений. А супруги прожили вместе 50 счастливых лет.

Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника

Когда в 1812 году в Россию вторглась армия Наполеона, граф Морков, назначенный именным указом императора главой московского ополчения, забирает с собой сыновей и уезжает на войну, оставляя всё своё имущество и людей на попечение Тропинина. Художник одним из первых въезжает с барским обозом в освобождённую от французов сгоревшую Москву, где готовит графский дом к возвращению хозяев.

В 1813 году в Москву начинают возвращаться ополченцы, а ещё через год на родину вернулись из заграничных походов русские войска.

Василий Андреевич вновь начинает писать. Во вновь отстроенном графском доме у художника есть своя мастерская, где Тропинин пишет портреты своих друзей и знакомых. Московские дворяне возрождают свои сгоревшие портретные галереи, появились заказы и от представителей московского купечества.

Семейный портрет графов Морковых

Москвичи прозвали художника «халатным портретистом». Приходя за портретом для домашней галереи, заказчики просили писать себя и своих близких обязательно в халате. В отличие от петербургских художников, Тропинин писал очень личные, домашние, не парадные, «растрёпанные» портреты, которые чрезвычайно нравились сентиментальным москвичам.

Многие знатные, просвещённые и влиятельные люди, узнавая о том, что знаменитый московский художник остаётся крепостным человеком Моркова были крайне возмущены этим обстоятельством. Молодые дворяне, с которыми графу доводилось иметь дела, буквально требовали от последнего дать Тропинину вольную.

Однажды дом графа Моркова посетил учёный гость из Европы, которому граф показал мастерскую Тропинина и познакомил гостя с художником. Иностранец был поражён талантом Василия Андреевича, восхищался работами художника и долго беседовал с живописцем. Когда наступило время обеда и гостя пригласили к столу, иностранец увидел в обеденном зале художника, ринулся к нему и начал усаживать живописца рядом с собой. Семейство Морковых смущенно отводило глаза и ожидало, когда бестолковый иностранец поймёт, что он пытается усадить за графский стол лакея. После этого скандального случая Тропинина освободили от обязанности прислуживать семье барина за столом.

Портрет А.С. Пушкина

В итоге, граф был вынужден уступить общественному мнению и в мае 1823 года, в качестве пасхального подарка, вручил крепостному художнику вольную грамоту. При этом жена и сын Тропинина оставались крепостными графа (они получили вольную только в 1828 году).

Граф предложил Тропинину остаться в барском доме, вместе с семьёй, Однако, художник, который всю свою жизнь мечтал о воле и возможности заниматься исключительно любимым делом, решил жить самостоятельно и поселился в небольшой квартире в Москве, поблизости от дома графа, чтобы чаще видеть семью.

В этой московской квартире Тропинина была «знаменитая дверь» — приходившие к художнику посетители оставляли на этой двери надписи: «был Брюллов», «заходил Свиньин» и т.д. За много лет эта дверь покрылась посланиями любимых друзей и почитателей. Когда Тропинин съехал из квартиры в собственный дом, он очень скучал по этой «знаменитой двери».

Портрет Карла Брюллова

После получения вольной Тропинин обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. В 1823 году художник был удостоен звания «назначенного академика», а в 1824 году был удостоен звания академика портретной живописи.

Художник много работал и очень скоро стал ведущим портретистом старой русской столицы. Его работы украшали залы Опекунского совета, Сельскохозяйственного общества и других общественных мест столицы.

Портрет Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер

С 1833 года Тропинин, на общественных началах, занимается с учениками организованного в Москве публичного художественного класса, который со временем превратится в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1843 году Василия Андреевича избирают почётным членом Московского художественного общества.

Портрет Николая Карамзина

В середине пятидесятых годов девятнадцатого века небывалая популярность Василия Андреевича Тропинина начинает угасать – в Москву всё чаще приезжают иногородние и зарубежные художники-портретисты, которые пишут портреты за меньшую цену и быстрее, чем немолодой художник. Однако, Тропинин продолжает упорно работать, пробовать различные варианты портретных композиций и пытается соперничать с новыми мастерами салонных направлений.

В 1855 году художник хоронит жену и вместе с сыном переезжает в Замоскворечье, в свой небольшой домик. В этом домике Василий Андреевич и скончается два года спустя в мае 1857 года.

Николай Шихановский вспоминает, что 3 мая 1857 года:

Никогда еще не было такого большого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей – а в этот день была толпа, которая была безмолвна…

Картины художника Василия Андреевича Тропинина

Константин Георгиевич Равич

Женщина в окне (Казначейша)

Старик, обстругивающий костыль

Портрет купчихи в синем повойнике

Мальчик с топориком

Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова

Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника

Портрет неизвестной в красной пелерине

Мальчик с мёртвым щеглёнком

Портрет Л.К. Маковской

Портрет молодого человека в халате

Портрет А.А. Сапожникова

Портрет Е.А. Сисалиной

Портрет писательницы Варвары Ипполитовны Лизогуб

Портрет А.А. Санникова

Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Познавательное и интересное