Сообщение о великих портретистах
Художники-портретисты изображают реально существующих людей, рисуя с натуры, или воспроизводят образы из прошлого по памяти. В любом случае портрет на чем-то основан и несет в себе информацию о конкретной личности. Зачастую на такой картине отражается какая-то эпоха, будь то современность или прошлое. В этом случае художники-портретисты вместо обычного фона изображают несколько сопутствующих условных признаков, таких как архитектура того времени, обозначенная на втором плане, или другие характерные объекты.
Изобразительное искусство разнообразно, и его отдельные жанры могут существовать независимо друг от друга, а могут синтезироваться. Так и в портрете соединяются в одно целое разные сюжеты, но при этом всегда доминирует лицо человека. Великие портретисты прошлого владели искусством художественного изображения в совершенстве. К таким мастерам можно отнести голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669), который написал множество портретов. И каждый из них признан шедевром живописи. Истинное искусство бессмертно, ведь полотнам Рембрандта ван Рейна уже более пятисот лет.
Одним из первых мастеров русского портретного искусства был Иван Никитин (1680-1742), прошедший обучение в Европе. Он пользовался благоволением императора Петра Первого. Наиболее известными работами Никитина являются портреты Августа Второго, короля польского и герцога Мекленбургского.
Зубов Алексей (1682-1750), выдающийся мастер портретного искусства. Он был фаворитом Петра Первого. Совместно с отцом, известным художником-иконописцем Федором Зубовым, участвовал в оформлении Оружейной палаты Московского Кремля.
Великие портретисты 18 века в России, как правило, писали на заказ.
Василий Тропинин (1776-1857), известный русский художник, по-настоящему прославился в 1827 году. Он создал поясной портрет Пушкина Александра Сергеевича, ярчайшего представителя русской поэзии. Заказ был сделан самим поэтом. А предназначалась картина для друга Александра Сергеевича, Соболевского. Портрет стал самым известным творением из всех, на которых когда-либо изображался Пушкин. Картина «Александр Пушкин» Тропинина навсегда стала классикой жанра.
Орест Кипренский (1782-1836) начал писать в 22 года. Первый портрет был создан Кипренским в стиле Рембрандта, на полотне изображался А. К. Вальбе. Наиболее известной работой художника считается «Портрет Е. В. Давыдова», написанный в 1809 году. Несколько картин Ореста Кипренского находятся в Третьяковской галерее.
Боровиковский Владимир (1757-1825), уроженец Миргорода, стал известным и знаменитым после встречи с Екатериной Второй, путешествующей в рамках своего турне 1787 года. Живописец создал серию художественных росписей во дворце, который находился на пути императрицы. Екатерина была восхищена работой Боровиковского и наградила его крупной суммой денег.
Николай Ге-это известный русский портретист и художник 19 века, писавший на библейские и исторические темы. Знаменитым художника сделало полотно » Тайная вечеря»,ставшее достоянием Русского музея. Однако путь у успеху художника был тернист. Рано потеряв мать, Николай воспитывался крепостной няней, проведя детство в деревне. Затем юный талант зачислили в Первую киевскую гимназию, однако дальше он следует советам отца, далёким от искусства. Спустя годы, Николай бросает университеты и поступает в Академию художеств. Побывав в Европе, художник пишет много портретов, но бросает многие работы, его всё больше привлекают библейские мотивы.
Получив признание как художник, Николай активно общался с Герценом. Дружба с Львом Толстым приносит много картин на исторические сюжеты. Николай Ге писал портреты поэтов, писателей, критиков, много времени он посвятил историческим полотнам, запечатлев царей и императриц.
Поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила» вдохновила мастера на создание единственной картины на сказочную тему. Это полотно «Бой Руслана с головой»,на которой изображён витязь Руслан, сражающийся с Головой несчастного брата Черномора, которого злой гений хитростью лишил богатырской силы, отрубив богатырю голову и оставив её навечно охранять волшебный меч-кладенец, которым можно лишить волшебной силы и самого коварного Черномора, обрезав его бороду.
Биография художника Тропинина и его «счастливое дарование»
Тропинин Василий Андреевич – русский мастер портрета с романтическим уклоном, живописец, о котором современники отзывались, как о последователе Тициана.
Происхождение и детство
Родился 30 марта 1776 года в семье крепостных графа Миниха (село Карпово Чудовского уезда Новгородской губернии). Позже в качестве приданого хозяйской дочери село отошло к графу Моркову, её мужу. Отец Василия был грамотным и хозяйственным, поэтому у барина числился на хорошем счету, исполнял обязанности сначала старосты, затем управляющего. В качестве награды за службу получил вольную (пока единственный из семьи).
С детских лет Василий Тропинин увлекался рисованием. Особенно ему нравилось изображать людей, подмечая свойственные им особенности. До наших дней дошли семейные воспоминания Минихов, из которых известно, что к детским рисункам крепостного мальчишки господа относились как к забаве.
Учёба
Будущий живописец отучился четыре года в губернском народном училище, получив начальное образование. Вернулся в родное село. Вскоре хозяин, граф Морков, отправил его в Петербург на учёбу кондитерскому делу. В столице за подростком присматривал родственник графа, который однажды узнал, что мальчику иногда, в свободное время, удаётся попасть на занятия в Императорскую Академию художеств. Увидев результаты этих занятий, соглядатай подростка с явным дарованием выхлопотал для него согласие графа Моркова на учёбу в Академии, уверив того, что при необходимости будет платить за занятия сам.
С 1798 года вольнослушатель Тропинин, художник начинающий и уже окрылённый искусством, учится у профессора Щукина. Преподаватели, среди которых Угрюмов, Лампи-младший, Дуайен, отмечали, что ученик имеет все задатки, чтобы стать великим художником. Василий Андреевич Тропинин на ежегодных выставках получал похвалы от самых именитых зрителей: ректора, президента Академии, императрицы Марии Фёдоровны.
Желание хозяина – закон для крепостного
Радетели добивались для лучшего студента вольной грамоты, но его хозяин внезапно решил, что учиться хватит, и такой талант должен быть рядом с барином: граф Морков в 1804 году приказал своему крепостному Тропинину явиться в своё новое имение в селе Кукавка на Украине. Здесь молодой художник стал подручным хозяина во всех делах, что бы тот ни пожелал: прислуживал и рисовал семью графа, выпекал для него пирожные и чертил планы новых построек.
Тропинин – художник и архитектор сельской церкви в Кукавке, построенной и расписанной им в 1806 году. Церковь Св. Дмитрия Солунского сохранилась до наших дней (перед ней памятник Тропинину). Получив бесценные знания и опыт во время учёбы в Академии, Василий Андреевич использовал все возможности заниматься любимым делом. Покладистый характер художника позволял ему обходить острые углы в отношениях с графом и принимать действительность такой, какая она есть.
Личная жизнь
Никакого роптания не было даже по поводу того, что граф записал в крепостные вольную поселенку, с которой в 1807 году обвенчался Тропинин. По закону статус супругов должен быть одинаковым – барин рассматривал только закрепощение жены художника, а никак не его освобождение.
Жена Тропинина, Анна Ивановна Катина, в 1809 году родила сына Арсения, который в будущем продолжит династию. В галерее художника есть образы жены и сына; портрет Арсения в истории русской живописи считается одним из лучших детских изображений.
Семейная жизнь сложилась благополучно. Все Тропинины со временем получили вольные (в разные годы).
Переезд в Москву
В августе 1812 года граф Морков по службе отправился в Москву (руководить народным ополчением). После освобождения города от французов граф призвал к себе Тропинина. Сгоревшая Москва заново отстраивалась, новые особняки нуждались в новых полотнах. Поэтому у художника было много работы. Героями его произведений стали счастливые дворянские семейства, дождавшиеся своих героев-родственников с войны, группами и поодиночке. Известность живописца росла вместе с городом и, хотя официальных выставок не было, имя художника знали (представители дворянства, бывая друг у друга). Очень многие пытались повлиять на графа Моркова и добиться вольной для такого таланта.
Снова Академия художеств
Сдался граф лишь в 1823 году, когда художнику было уже 47 лет. Жена и сын, крепостные, оставались в качестве заложников графа – он очень хотел удержать живописца возле себя. Но тот, прожив почти полвека, не оставил мечту и подал документы в Академию, чтобы получить звание художника. Комиссию убедили картины Тропинина: «Кружевница», «Старик-нищий» и портрет известного тогда гравёра Скотникова. Василию Андреевичу дали звание «назначенного в академики», промежуточное перед заданием на звание академика. Оно, в свою очередь, было также выполнено с честью в 1824 году, что и принесло Тропинину вожделенное звание академика портретной живописи.
Жизненная цель была выполнена, профессиональная карьера складывалась успешно. Признанный художник и свободный человек Василий Тропинин на автопортрете, первом в своей галерее, написанном в том же 1824 году,
предстаёт в образе довольного и благополучного мужчины. С этого времени художник постоянно живёт и работает в Москве. В 1828 году, когда умер граф Морков, жена и сын Тропинина получили вольные грамоты.
Популярный портретист и любимый учитель
Доброжелатели предлагали художнику стать преподавателем, но тот ещё не насладился свободой («придётся подчиняться») и мягко отказывал: «никакой официальной обязанности на себя не приму». Лишь в 1833 году Тропинин начинает заниматься с учениками, но на общественных началах – художнику хотелось передать собственный опыт.
Заказов было много, писал художник разных знаменитостей, дружеские портреты и простых людей. Обширная коллекция портретов позволяет сегодняшнему зрителю заглянуть в реалистичные лица людей, живших двести лет назад. Из первоисточника, так сказать. Характерная черта портретной живописи Тропинина состоит в том, что все его герои находятся в благодушном состоянии, запечатлены в период покоя и счастья.
В 1836 году познакомился к Карлом Брюлловым, тогда уже прославленным монументалистом, вернувшимся в Россию из-за границы. В знак дружбы Тропинин написал портрет Брюллова, также спокойный и доброжелательный.
Художник Тропинин – пример живописца, перенесшего на полотна свою собственную доброту и мягкость характера. За них, данных в придачу таланту, Василия Андреевича любили домашние и друзья, преподаватели и ученики. Недаром его иногда называли «русским Грёзом» (Жан-Батист Грёз, французский живописец, отличившийся выразительностью и сентиментальностью образов).
В 1843 году Тропинин стал почётным членом Московского художественного общества – награда за 10-летнее усердие учителя «без всякой обязанности». Ученики в ответ на отеческое отношение со стороны преподавателя и его безграничную доброту обожали Тропинина, «портретиста великого, натуралиста неподражаемого, человека прекрасного».
Последние годы
С годами живописцу было всё труднее соперничать с молодыми талантами, но мастер старался сохранять верность главному принципу своих работ – изображать людей счастливыми. В 1850-х героями картин всё чаще становятся пожилые женщины, для которых позировала жена художника. Подобные образы рождались от размышлений о старости и быстротечности жизни.
В 1855 году Анна Ивановна умерла. Это подкосило немолодого живописца, любящего свою жену и привыкшего к размеренной жизни в трудах. Он забросил живопись. Оставить насиженное за 30 лет место, квартиру на углу Волхонки и Ленивки, заставил случай: художник обнаружил, что совсем рядом обосновался гробовых дел мастер. Подобного соседства находящийся в горе Тропинин вынести не мог – переехал в Замоскворечье. Здесь, в Наливковском переулке, он прожил ещё два года. Умер 15 мая 1857 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Самые знаменитые картины Василия Тропинина
Он стал автором более трёх тысяч портретов, многие из которых известны во всём мире как лучшие живописные изображения некоторых исторически значимых личностей. Образы и простых людей удивительно трогательны и реалистичны.
Краткий список наиболее известных произведений Тропинина:
Москвичи первой половины XIX века были счастливыми современниками чуткого, тёплого и светлого живописца Василия Тропинина, который удивительным образом, сочетая кротость и упорство, достиг самых вершин в изобразительном искусстве.
Художник Василий Тропинин (1776 – 1857). Любимый портретист Москвы
Автопортрет художника Василия Тропинина
Выдающийся русский живописец, который был крепостным до 47-летнего возраста. Василий Тропинин считался «главным московским портретистом», любимым и востребованным, которого в старой столице называли, с большим уважением, «халатным художником».
Художник Василий Андреевич Тропинин родился в марте 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии, в семье крепостного крестьянина Андрея Ивановича Тропинина. Отец художника был управляющим имением графа Миниха и за усердную службу получил от графа вольную. Личную вольную. А семья Андрея Ивановича¸ жена и дети, остались крепостными.
Так Василий Тропинин стал крепостным с «особым положением». Должность отца не сулила сыну каких-то поблажек и привилегий. При этом дворовые люди графа Миниха за все строгости управляющего Тропинина, жестоко отыгрывались на его сыне.
Мальчик с жалейкой
Тропинин-старший устроил своего сына в народную школу в Новгороде, где Василий проучился четыре года. В школе будущего художника учат чтению и чистописанию, арифметике и грамматике. Однако, единственный предмет, который увлекает Василия – это рисование. Приезжая домой Тропинин-младший частенько пробирается на женскую половину дома и с огромным удовольствием срисовывает развешенные по стенам лубочные картинки.
Когда дочь графа Миниху Наталья Антоновна вышла замуж за графа Ираклия Ивановича Моркова, Василий Тропинин был отправлен в московский дом молодых вместе с драгоценностями, платьями и кружевами, посудой, мебелью и сундуками молодой супруги, как часть её приданного.
Граф Морков живописи не жаловал. Тем более ему был совсем не нужен в хозяйстве художник, а потому Василия отправили, в 1798 году, в Петербург для изучения кондитерского дела. В те времена от кондитера требовалось умение создавать фигуры людей и животных, и граф посчитал, что нашёл удачное применение для таланта своего крепостного. Крепостной кондитер, который может не только делать торты и варить варенье, но ещё и способный нарисовать редкий узор для вышивки или изысканно расписать кухонную утварь на графской кухне – это ценное имущество.
Тропинин был послушен воле барина и кроток, но при этом невероятно упрям в своём желании рисовать. В Петербурге Василий, находившийся под присмотром двоюродного брата графа, Алексея Ивановича Моркова, отыскал, по соседству, художника, который согласился давать уроки живописи начинающему кондитеру, позднее начал посещать занятия в Академии живописи – в те времена для всех желающих, любого возраста и сословия, три часа с утра и два часа вечером давали уроки рисования. Неимущим выдавали бумагу и карандаши. Академия искала дарования в народной среде.
Алексей Иванович Морков прознал про увлечения подопечного крепостного, просмотрел его рисунки и принялся уговаривать своего кузена отправить Тропинина учиться в Императорскую Академию живописи. И добился согласия родственника, пообещав последнему компенсировать все издержки на обучение Василия.
Так Василий Андреевич Тропинин стал вольнослушателем Академии – крепостные, не зависимо от проявленного таланта, могли быть только вольнослушателями и учились за плату.
Ямщик, опирающийся на кнутовище
Более пяти лет Тропинин изучал живопись в стенах академии в мастерской знаменитого художника – профессора С.С. Щукина. Талантливый молодой художник все годы обучения жил на академической квартире своего учителя.
Василий Андреевич дважды занимает первые места в проводимых Академией конкурсах. Работы крепостного художника отмечают адъюнкт-ректор Академии И.А. Акимов и посетившая академическую выставку императрица Мария Фёдоровна. После высочайшего визита судьбой одного из самых талантливых студентов академии занялся президент Академии Александр Сергеевич Строганов, который пообещал выхлопотать для Тропинина вольную.
Когда о интересе к судьбе своего крепостного узнал граф Ираклий Морков, он потребовал от Тропинина оставить академию и срочно прибыть в одно из новых имений барина – подольскую деревню Кукавку, где один из самых талантливых студентов Академии живописи должен был стать художником, архитектором, пастухом, кондитером и лакеем своего барина.
В освобождённой от поляков-католиков Кукавке граф Морков, чтобы расположить к себе православных крестьян, повелел построить сначала православную церковь, а уже потом заняться строительством барской усадьбы. Строить и расписывать церковь должен был Тропинин, которого поселили в одном из крестьянских домов.
В свободное от строительства церкви время Василий Андреевич пишет портреты селян: мудрые колоритные старики, красивые чернобровые задорные красавицы-подолянки, загорелые крепкие мужики. Художник работает много и радостно. Много лет спустя он будет рассказывать, что в далёкой Куковке он научился большему, чем за годы учёбы в столичной академии.
В Куковке Тропинин познакомится с Анной Ивановной Катиной, которая станет женой художника. Откроется построенная Тропининым церковь и первой обвенчанной в этой церкви парой станут Василий и Анна Тропинины.
Анна Ивановна была вольной жительницей, но после свадьбы с Тропининым граф Морков запишет её в свои крепостные по известному в те времена правилу «идущая замуж за раба сама рабой становится».
Спустя год в молодой семье родился первый сын Арсений. А супруги прожили вместе 50 счастливых лет.
Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника
Когда в 1812 году в Россию вторглась армия Наполеона, граф Морков, назначенный именным указом императора главой московского ополчения, забирает с собой сыновей и уезжает на войну, оставляя всё своё имущество и людей на попечение Тропинина. Художник одним из первых въезжает с барским обозом в освобождённую от французов сгоревшую Москву, где готовит графский дом к возвращению хозяев.
В 1813 году в Москву начинают возвращаться ополченцы, а ещё через год на родину вернулись из заграничных походов русские войска.
Василий Андреевич вновь начинает писать. Во вновь отстроенном графском доме у художника есть своя мастерская, где Тропинин пишет портреты своих друзей и знакомых. Московские дворяне возрождают свои сгоревшие портретные галереи, появились заказы и от представителей московского купечества.
Семейный портрет графов Морковых
Москвичи прозвали художника «халатным портретистом». Приходя за портретом для домашней галереи, заказчики просили писать себя и своих близких обязательно в халате. В отличие от петербургских художников, Тропинин писал очень личные, домашние, не парадные, «растрёпанные» портреты, которые чрезвычайно нравились сентиментальным москвичам.
Многие знатные, просвещённые и влиятельные люди, узнавая о том, что знаменитый московский художник остаётся крепостным человеком Моркова были крайне возмущены этим обстоятельством. Молодые дворяне, с которыми графу доводилось иметь дела, буквально требовали от последнего дать Тропинину вольную.
Однажды дом графа Моркова посетил учёный гость из Европы, которому граф показал мастерскую Тропинина и познакомил гостя с художником. Иностранец был поражён талантом Василия Андреевича, восхищался работами художника и долго беседовал с живописцем. Когда наступило время обеда и гостя пригласили к столу, иностранец увидел в обеденном зале художника, ринулся к нему и начал усаживать живописца рядом с собой. Семейство Морковых смущенно отводило глаза и ожидало, когда бестолковый иностранец поймёт, что он пытается усадить за графский стол лакея. После этого скандального случая Тропинина освободили от обязанности прислуживать семье барина за столом.
Портрет А.С. Пушкина
В итоге, граф был вынужден уступить общественному мнению и в мае 1823 года, в качестве пасхального подарка, вручил крепостному художнику вольную грамоту. При этом жена и сын Тропинина оставались крепостными графа (они получили вольную только в 1828 году).
Граф предложил Тропинину остаться в барском доме, вместе с семьёй, Однако, художник, который всю свою жизнь мечтал о воле и возможности заниматься исключительно любимым делом, решил жить самостоятельно и поселился в небольшой квартире в Москве, поблизости от дома графа, чтобы чаще видеть семью.
В этой московской квартире Тропинина была «знаменитая дверь» — приходившие к художнику посетители оставляли на этой двери надписи: «был Брюллов», «заходил Свиньин» и т.д. За много лет эта дверь покрылась посланиями любимых друзей и почитателей. Когда Тропинин съехал из квартиры в собственный дом, он очень скучал по этой «знаменитой двери».
Портрет Карла Брюллова
После получения вольной Тропинин обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. В 1823 году художник был удостоен звания «назначенного академика», а в 1824 году был удостоен звания академика портретной живописи.
Художник много работал и очень скоро стал ведущим портретистом старой русской столицы. Его работы украшали залы Опекунского совета, Сельскохозяйственного общества и других общественных мест столицы.
Портрет Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер
С 1833 года Тропинин, на общественных началах, занимается с учениками организованного в Москве публичного художественного класса, который со временем превратится в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1843 году Василия Андреевича избирают почётным членом Московского художественного общества.
Портрет Николая Карамзина
В середине пятидесятых годов девятнадцатого века небывалая популярность Василия Андреевича Тропинина начинает угасать – в Москву всё чаще приезжают иногородние и зарубежные художники-портретисты, которые пишут портреты за меньшую цену и быстрее, чем немолодой художник. Однако, Тропинин продолжает упорно работать, пробовать различные варианты портретных композиций и пытается соперничать с новыми мастерами салонных направлений.
В 1855 году художник хоронит жену и вместе с сыном переезжает в Замоскворечье, в свой небольшой домик. В этом домике Василий Андреевич и скончается два года спустя в мае 1857 года.
Николай Шихановский вспоминает, что 3 мая 1857 года:
Никогда еще не было такого большого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей – а в этот день была толпа, которая была безмолвна…
Картины художника Василия Андреевича Тропинина
Константин Георгиевич Равич
Женщина в окне (Казначейша)
Старик, обстругивающий костыль
Портрет купчихи в синем повойнике
Мальчик с топориком
Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова
Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника
Портрет неизвестной в красной пелерине
Мальчик с мёртвым щеглёнком
Портрет Л.К. Маковской
Портрет молодого человека в халате
Портрет А.А. Сапожникова
Портрет Е.А. Сисалиной
Портрет писательницы Варвары Ипполитовны Лизогуб
Портрет А.А. Санникова
Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов