МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 1. Повествование– рассказ о событиях во временной последовательности
1. Повествование– рассказ о событиях во временной последовательности. В композиции текста-повествования на первый план выдвигается порядок протекания действия и принято выделять начало события, развитие сюжета, конец события. Повествование дает представление о развитии событий. Глаголы здесь в полном объеме передают свойственные им лексические значения – активную смену происходящих событий, поэтапную смену явлений. В повествовании чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного времени, которые выражают последовательность действия. Способ выражения высказываний в повествовании связан с указанием на переход от одного действия к другому. Главный признак повествования – динамичность, активность. Для повествования характерна цепная связь как способ соединения предложений в частях текста.
2. Схематично повествование можно представить следующим образом:
Повествование = событие 1 + событие 2 +событие 3 …
Следует отметить и другие языковые особенности повествования:
1) часто глаголы-сказуемые со значением последовательных действий относятся к одному и тому же лицу, в особенности в официально-деловых текстах: родился, воспитывался, рос, учился, поступил, закончил, стал работать;
2) могут быть использованы обстоятельственные слова, устанавливающие последовательность действий: потом, затем, после того, в конце концов и др.;
3) действие может детализироваться, расчленяться на составные части через различные зависимые слова, указывающие на время и место действия: в прошлом году, в 1987 году, в настоящее время; в Алматы, в университете, на экономическом факультете.
Основная композиция расширенного повествования предполагает три части, связанные между собой:
1) экспозиция к повествованию (начало события);
2) средняя часть повествования (его развитие);
3) заключение (конец события).
Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи: официально-деловом, научном, публицистическом, разговорном, в художественной речи.
3. Виды повествования:
1) повествование биографического типа (рассказ о биографии того или иного лица);
2) повествование-рассказ (рассказ о событии, эпизоде, факте общественной жизни или истории. Развитие действий происходит в определенной временной последовательности);
3) Повествование-отчет (сообщения делового характера).
4. Слова и словосочетания, входящие в состав предложения, называются членами предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельства.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; они связываются особой предикативной связью. Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения. Например: Самые большие запасыводынаходятсяв подземных кладовых.
На основе определительных, объектных и обстоятельственных отношений выделяются второстепенные члены предложения, которые поясняют главные, образуя подчинительные словосочетания. Второстепенные члены поясняют главные или непосредственно, или через другие второстепенные члены.
Напоминаем вам порядок действий при определении структуры простого предложения:
— найдите и выделите основу предложения (подлежащее и сказуемое);
— выделите слова, распространяющие главные члены предложения;
— определите, какие синтаксические отношения выражают эти словосочетания: определительные, объектные, обстоятельственные, т.е. укажите синтаксическую функцию второстепенных членов предложения.
5. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и являются теми же членами предложения (а второстепенные и зависят от одного слова):
В.И.Вернадскийработалво многих областях естествознания: и в минералогии, и вкристаллографии, и в геохимии, и в биохимии, и в гидрогеологии.
Обобщающее слово при однородных членах предложения называет более широкое понятие, объединяющее частные понятия, обозначенные рядом однородных членов: Снег все покрыл: поля, луга, деревья… Генералы, банкиры, чиновники – весь народ благоденствует.
6. Вводные слова и словосочетания выражают отношение говорящего к тому, о чем он говорит, комментирует сообщаемое им. Членами предложения не являются.
Могут иметь разные значения: 1) выражение чувств: к счастью, на беду, чего доброго и т.д.; 2) степень уверенности: конечно, возможно, кажется и т.п.; 3) источник сведений: по-моему, говорят, по сообщению … и др.
Основная литература
2 [171-173, 176-178]; 9 71; 10 41.
Дополнительная литература
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой повествование как функционально-смысловой тип речи?
2. Какова структура повествования?
3. Какие виды повествования выделяют в русском языке?
4. Что такое главные члены предложения?
5. Что такое второстепенные члены предложения?
6. Что обозначают однородные члены предложения?
7. Что выражают вводные слова и предложения?
Рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности
48.Определите тип речи: «Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья…»
49. Определите тип речи: «В прошлом году я закончил школу. В настоящее время являюсь студентом филологического факультета. Закончив вуз, я буду работать учителем казахского языка и литературы».
50.Определите тип речи: «Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…». ( А. Толстой).
А. повествование
51.Определите тип речи: «Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу…»
А. повествование
52.Выберите ответ, где указана схема текста-повествования:
А.завязка, развитие действия, кульминация, развязка
54.Определите тип речи:«В тумане то и дело показывались, пролетая, какие-то птички, но я не мог определить, какие это. Птички на лету пищали, но за гулом речи я не мог понять их писка. Они садились вдали от реки на группу стоявших возле деревьев». (М.Пришвин).
55.Определите тип речи: «Темными зимними вечерами, сидя у домашнего очага, мы слушали рассказ взрослых о прошлом своего аула. По их словам, когда-то семьи наших предков были разобщены, точно зерна рассыпанного проса, каждая семья кочевала сама по себе по ущелью Джунгара, и до других ей не было дела. Но в конце двадцатых годов, вняв совету мудрых людей, наши предки собрались воедино – осели на одном месте и создали колхоз. В рассказах взрослых, правда переплетались с легендой. И нам в свои годы очень трудно было разобраться, где выдумка, а где быль…
Места, где мы живем, издавна славились яблоневыми лесами, и потому-то, что тут видимо-невидимо диких яблонь, наш аул так и называют Яблоневым. А до того как здесь осели наши прадеды и деды, в лесах пиршествовали медведи, большие любители дичков». (С.Муратбеков).
56. Определите тип речи: «Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно». (И. Бунин)
57.Определите тип речи: «В образовании звуков принимают участие легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга…»
58.Тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.
59. Повествование – это…
А.рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности;
60.Тип речи, при котором, говорится о действиях и событиях:
На какой вопрос отвечает текст-повествование?
62.Определите тип речи: « Возраст Капчагая младенческий сравнительно с другими городами. Он образовался в 1970 году в связи со строительством Капчагайской ГЭС на реке Или. Рукотворное водохранилище емкостью чуть менее тридцати кубических километров положило начало возведению гидроэнергетического комплекса в 1965-1975 годах. Со временем в городе Капчагае появились строительные предприятия, рыбоперерабатывающий комбинат, фарфоровый завод…»
Для какого типа речи характерны языковые средства, выражающие причинно-следственные отношения
А.словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли
Д. критический отзыв о каком-либо сочинении, спектакле
Композиция текста-рассуждения включает
А.тезис, обоснование, вывод
Жанры рассуждения
Положение, утверждение текста-рассуждения.
Вид рассуждения, который предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Типы речи. Повествование.
Обучающее изложение с элементами описания
Перечень рассматриваемых вопросов:
Грамматические особенности повествовательного текста – разнообразные лексические, грамматические средства, характерные для повествовательного текста.
Описание – словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его характерных признаков.
План работы над обучающим изложением – последовательность работы над обучающим изложением.
Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Структура повествовательного текста – последовательность действий и событий.
Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Каждый тип речи в русском языке уникален и имеет собственные характерные черты.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Высказывания, в зависимости от содержания, можно разделить на три типа: повествование, описание и рассуждение. Если мы говорим об устной форме, то имеются в виду типы речи. Если мы говорим о письменной форме, то повествование, описание и рассуждение будут называться типами текста.
Каждый тип речи имеет отличительные признаки.
Повествование передаёт действие в развитии во временной последовательности, идут ответы на вопросы: «что произошло?», «как произошло?». Если использовать приём «фотографирования» (фиксации события), то мы можем «сделать» несколько «снимков» развития события.
Описание характеризует статичные картины, передаёт их детали. Мы будто отвечаем на вопрос «какой?». Можно «сделать» один «снимок».
Рассуждение – это словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Мы будто отвечаем на вопрос «почему?».
И, конечно же, не сможем «сделать» ни одного «снимка».
Приём фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях, поэтому предложения идут одно за другим, как бы по цепочке.
Для всех повествовательных текстов общим является начало события: что и где будет происходить (это экспозиция), что произошло (это завязка), развитие действия, кульминация (это наивысшая точка напряжения) и конец события (это развязка).
Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина экспозицией является фрагмент:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Здесь даны исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт.
Как старик поймал золотую рыбку – завязка. То есть событие, которое определяет возникновение конфликта.
Развитие действия – это просьбы старухи.
То есть система событий, вытекающих из завязки.
Кульминация – приказ золотой рыбке сделать старуху владычицей морской.
То есть это наивысшая точка напряжения во всей сказке.
Развязка звучит так:
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
То есть это часть, в которой происходит разрешение конфликта.
Повествование может вестись от первого лица и от третьего лица. Рассказывать может рассказчик или автор. Например, рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Собрание чудес» ведётся от первого лица, рассказчик обозначен местоимением я.
«От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. Все отговаривали меня идти, – и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!».
А в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина повествование идёт от третьего лица.
Раз он в море закинул невод, ̶
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришёл невод с травой морскою.
Каждый элемент повествования можно украсить описанием. Причём показывать можно как внешний, так и внутренний мир. Благодаря описанию текст приобретает характерные, отличительные черты.
Например, вот фрагмент из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина:
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Слова автора также могут играть роль описания.
«Старик сказал рыбке ласковое слово», «рассказал старухе великое чудо».
Совсем другой образ у старухи.
А старуха старика «забранила», «ещё пуще старуха бранится», «на чём свет мужа ругает», «осердилась пуще старуха».
Повествование очень распространено в таких жанрах, как рассказ, воспоминания, письма.
Вот пример повествования из сказки «Заботливый цветок» Константина Георгиевича Паустовского:
«Об этом кипрее я и хочу рассказать.
Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса…
Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой».
В художественных произведениях типы речи переплетаются, создавая образность, выразительность и эмоциональность.
Повествование – это мир в движении.
Цель создания текста: рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и их взаимосвязи.
Содержание и форма текста
1.Соблюдается логическая последовательность.
2.Динамизм, смена событий.
3. Хронология композиции (выстроена последовательно во времени).
1. Обозначение места действия, название лиц, производящих действие, обозначение самих действий.
2.Слова, подчёркивающие последовательность действий (потом, затем…)
1. Глаголы формы прошедшего времени совершенного вида (пришёл, увидел…)
2. Глаголы начинательного способа действия (начали, стали…)
3. Глаголы со значение движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия (как прыгнет, хлоп, прыг…)
1. Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.
2. Порядок слов в предложении (прямой и обратный).
3. Цепной вид связи.
Каждому типу текста подберите соответствующее определение.
словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
статичные картины, детали.
рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить характерные признаки каждого типа речи. Повествование рассказывает о событии в его временном развитии. Описание даёт характеристику предмету, явлению. Рассуждение – это разъяснение какой-либо мысли.
Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Описание – статичные картины, детали.
Рассуждение – словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Для каждого повествовательного текста характерен план. Восстановите последовательность.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: каждый повествовательный текст имеет начало (экспозицию, которая содержит исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт), завязку (событие, которое определяет возникновение конфликта), развитие действия (систему событий, вытекающих из завязки), кульминацию (наивысшую точку напряжения) и развязку (часть, в которой разрешается конфликт).
ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ
Главные особенности разных типов речи вы уже знаете. Повествование — это рассказ, сообщение о каком- то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.
В описании в центре внимания — словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.
Каждый тип речи имеет свои композиционные особенности.
Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической п о с л е д о вате л ь н о с т и и в о б р а т н о й, когда мы сначала узнаем о развязке, а уже потом — о самом действии. Иногда действие в рассказе раскрывается в прямом порядке, по рассказчик время от времени отступает от хронологической последовательности, вспоминает о том, что было раньше, или забегает вперед, сообщая, что произойдет в дальнейшем.
Выразительная и изобразительная сила повествования
заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Бензохранилище — целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии. (. )
Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.
Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бен-зином.
Гринька подъехал к конторке», поставил машину рядом с другими и пошел оформлять документы. (. )
Свет вспыхнул сразу. Все па мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как’ бичом», хлестнул чей-то вскрик па улице.
Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко. (. )
Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Ни о чем не думал. В голове точно молотком били — мягко и больно: «Скорей! Скорей!» Видел, как впереди над машиной огромным винтом свивается белое пламя.
Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартер’1, воткнул скорость — человеческий механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн» и других машин с горючим.
Река была в полукилометре от хранилища. Гринька правил туда, к реке.
Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лег на штурвал. Крутой, обрывистый берег приближался угнетающе
медленно. Па косогоромкс на зеленой мокрой травке колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь. До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не снимая правой ноги с газа, стал левой на подножку. В кузов не глядел — там колотились бочки и тихо шумел огонь. Спине было жарко.
Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять.
Гринька встал и тут же сел — в сердце воткнулась такая каленая боль, что в глазах потемнело.
«Мм. ногу сломал»,— сказал Гринька самому себе.
К нему подбежали, засуетились.
Где, по-вашему, начинается завязка рассказа? Прочитайте ее.
Как называется часть композиции, предшествующая завязке? Найдите ее.
Проследите, как в этом повествовательном тексте развивается действие. Где его кульминация? Где развязка? От какого лица ведется повествование?
Объясните использование языковых средств.
Повествование может вестись от третьего лица (образ рассказчика отсутствует). Это авторское повествование. Может оно идти от первого лица, рассказчик назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных (<юрм.
293*. Прочитайте рассказ Л. П. Чехова «Человек в футляре». Обратите внимание, кто является рассказчиком. Когда он назван в рассказе? Определите смысловые отношения между предложениями в одном из абзацев рассказа. Какие глагольные формы употреблены Чеховым в этом рассказе?
Повествование как тип речи очень распространено в таких жанрах, как воспоминания, письма. Прочитайте книгу «Пушкин в воспоминаниях современников» (любое издание) — и вы убедитесь в этом.
294. Определите тип текста. Укажите вид связи между предложениями, назовите лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Можно ли говорить о цельности композиции в этом
В чем заключаются особенности композиции данного текста? Раскройте значение выделенных слов.
Лермонтов вежливо промолчал. Это Гоголю не понравилось.
Лермонтов был удивлен разговорами Гоголя, его брюзгливым голосом. За ужином Гоголь долго выбирал, помахивая в воздухе вилкой,в какой соленый груздь ату вилку вонзить.
В ответ Гоголю Лермонтов, выждав время, прочел отрывок из «Мцыри».
Еще что-нибудь! — приказал Гоголь.
Тогда Лермонтов прочел посвящение Марии Щербатовой:
На блеск утомительный бала
Украйны она променяла.
Гоголь слушал, сморщив лицо, ковырял носком сапога песок у себя под ногами, потом сказал с недоумением:
Так вот вы, оказывается, какой! Пойдемте!
Они ушли в темную аллею. Никто не пошел вслед за ними. Гости сидели в креслах на террасе. Обгорали на свечах зеленые прозрачные мошки. На бульваре лихо позванивала карусель.
В аллее Гоголь остановился и повторил:
Как ночи Украйны В сиянии звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных.
Он схватил Лермонтова за руку и зашептал: — «Ночи Украйны в сиянии звезд незакатных. » Боже мой, какая прелесть! Заклинаю вас — берегите свою юность.
Гоголь сел на скамью, вынул из кармана клетчатый платок и прижал его к лицу. Лермонтов молчал. Гоголь слабо махнул ему рукой, и Лермонтов, стараясь не шуметь, ушел в глубину сада, легко перелез через ограду и вернулся к себе.
Произведите синтаксический разбор предложений второго абзаца. В предложениях пятого абзаца выделите грамматические основы, укажите, чем они выражены в предложении. Объясните тире в этих предложениях.
Как вы понимаете выделенные выражения? Несколько советов
по написанию текста-повествования
1. Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. И это может быть началом текста.
Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста.
Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, ж аиру.
При необходимости можете включить в повествование элементы и описания, и рассуждения.
295. Составьте текст повествовательного типа о каком-либо жизненном случае, хорошо вам известном. Выберите сюжет, определите, какой композиции вы будете придерживаться: с прямой последовательностью развертывания события либо обратной, начиная с конца, или же с отступлениями от прямой последовательности.
296*. Подготовьте пересказ эпизода одной из пьес А. П. Островского, преобразуя драматический текст в текст повествования. Выскажите свое мнение о пересказе своих одноклассников: а) насколько полно передано содержание; б) какие внесены изменения мри пересказе текста; в) выражена ли в пересказе идея текста.
Подготовьтесь к пересказу 1—2 эпизодов из произведения, изучаемого в данный момент на уроках литературы или читаемого вами в свободное время. Вопросы упр. 292 используйте и в этом задании.