«Сикстинская Мадонна» – загадки великого творения Рафаэля
«Сикстинская Мадонна» – не просто знаменитая картина Рафаэля. Это поистине великий шедевр, который сегодня является одним из самых узнаваемых живописных творений мира. Эта картина позволяет обратиться к старинным преданиям, она насыщена одухотворённостью и силой, заложенной в ней.
Кроме того, полотно хранит немало тайн. Например, исследователи до сих пор пытаются разгадать, что же может скрываться за зелёным покрывалом, куда обращены взоры героев, и почему у шедевра такое название. Давайте и мы попробуем найти ответы на эти и прочие загадки «Сикстинской Мадонны».
Рафаэль – имя великого художника
В отличие от многих известных художников, Рафаэль прожил счастливую жизнь. Судьба была благосклонна к этому человеку, названному в честь одного из ангелов (“Рафаэль” – это итальянская интерпретация имени “Рафаил”). Мастер много и плодотворно работал, при жизни получил признание народа. Великий художник появился на свет в 1483 году. Повзрослевший Рафаэль Санти стал помощником своего отца, что считал рождение сына настоящим подарком. Санти-старший занимался росписью алтарей и, я не сомневаюсь, с ранних лет прививал мальчику любовь к живописи.
Несмотря на то, что фамилия Санти достаточно известна, о Рафаэле часто говорят, используя одно его имя. Достаточно произнести лишь его, чтобы стало понятно, о ком идёт речь. Как вы понимаете, таких мастеров совсем немного.
Рафаэль Санти «Автопортрет», 1506 год
Местонахождение картины: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
О Рафаэле можно встретить немало домыслов и выдумок – его личность привлекала к себе внимание во все времена. Не стоит стараться приравнять его образ к некоему среднестатистическому портрету художника.
Он не предавался удовольствиям и не тратил денег без раздумья, напротив, большую часть жизни Рафаэль был едва ли не затворником, что посвящал свои мысли любимому делу и размышлениям на религиозные темы. Впрочем, они у него нередко приобретали уникальную философскую “окраску”.
Создание «Сикстинской Мадонны»
Поворотным этапом биографии Рафаэля стала работа в мастерской Пьетро Перуджино, одного из знаменитых мастеров эпохи Возрождения. Своим ученикам он нередко поручал завершать начатые работы. Вероятно, именно под его руководством Рафаэль стал писать своих первых “Мадонн”. Конечно, «Сикстинская Мадонна» стала самой известной работой живописца, однако всего у него насчитывалось более трёх десятков картин с таким сюжетом.
«Сикстинская мадонна» замыкает главную анфиладу залов Дрезденской галереи
Великолепный шедевр Рафаэля был создан около 1513 года. Что необычно для того времени, картина писалась не на деревянных панелях, а на холсте. Более того, само полотно считалось огромным по своим размерам (они составляют 295×196 см). К этому времени художник уже нашёл собственный стиль, создал немало работ с изображением Богоматери, приобретя бесценный опыт.
Картина «Сикстинская Мадонна» была написана по заказу Папы Юлия Второго. Появление холста должно было ознаменовать включение Пьяченцы в Папскую область. Эти земли были отвоёваны у Франции.
Загадки картины
Сама картина художника до сих пор вызывает массу вопросов у исследователей и ценителей искусства. В первую очередь, загадкой остаётся образ главной героини. Кто позировал Рафаэлю для создания его прекрасной «Сикстинской Мадонны»?
Некоторые историки считают, что натурщицей могла быть Форнарина, возлюбленная мастера. Увы, история не сохранила даже имени девушки (в переводе с итальянского “Форнарина” значит “булочница”), оставив лишь прозвище, полученное девушкой из-за профессии своего отца-пекаря.
Рафаэль Санти «Форнарина», 1518—1519 года
Местонахождение картины: Палаццо Барберини, Рим, Италия
Есть даже легенда о пылкой любви Рафаэля к Форнарине. Потрясённый её красотой, художник предложил пекарю 3000 золотых, после чего забрал его дочь к себе. Форнарина стала возлюбленной и натурщицей мастера, а её образ можно встретить в нескольких работа Рафаэля.
Что же случилось с ней после смерти художника? Кто-то утверждает, что Форнарина стала римской проституткой, кто-то — что она постриглась в монахини.
Символы и образы «Сикстинской Мадонны» – описание картины
Своё название «Сикстинская Мадонна» получила из-за предназначения. Холст был написан для алтаря Святого Папы Римского Сикста Второго, что жил в III веке и прошёл путь великомученика. Именно он и изображён на полотне в левой части картины. Папа указывает рукой на крест, что символизирует страдания, что пришлось пройти этому человеку.
Папа Римский, фрагмент картины «Сикстинская мадонна»
В правой части холста можно увидеть изображение Святой Варвары, что почиталась как покровительница Пьяченцы.
Очень символично расположение Мадонны и маленького Иисуса у неё на руках. Они словно бы вписываются в “мученический треугольник”, что сулит тяготы и муки в дальнейшей жизни. Глядя на лицо Богородицы, понимаешь, что в её глазах – ясное видение будущего, грусть, смешивающаяся с нежностью.
Святая Варвара, фрагмент картины «Сикстинаская мадонна»
Не менее загадочной деталью картины является зелёное покрывало, что видно в левой верхней части. Как предполагают исследователи, оно может быть отсылкой к словам из Евангелия, где говорится о завесе, что “раздралась надвое, сверху донизу”, когда Христос умер на кресте. Эта завеса символизирует вход в Царство небесное.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля – картина, полная скрытых символов, образов и тайн. Без преувеличения её можно назвать одним из величайших шедевров, что создало человечество за время своего существования. Как ни странно, но долгое время полотно оставалось в Пьяченце, скрытое от взоров публики.
Фрагмент картины «Сикстинская мадонна»
Лишь в XVIII веке было получено разрешение вывезти её в Дрезден, чтобы продемонстрировать широкой аудитории. Именно так начинается путь славы «Сикстинской Мадонны». Сегодня её популярность не ослабевает, а все желающие увидеть работу Рафаэля отправляются в Галерею старых мастеров Дрездена, где и находится полотно.
Сикстинская Мадонна Рафаэля описание картины и творчества великого художник ренессанса
Рафаэль Санцио родился в 1483 году в провинции Умбрия и получил провинциальную подготовку в мастерской Пьетро Перуджино.
В возрасте семнадцати лет он оказался одним из самых перспективных молодых художников, но все еще находился под сильным влиянием работы Перуджино. Это можно увидеть в его ранней картине «Успение и коронация Богородицы» и в «Распятии» сейчас в Национальной галерее в Лондоне.
«Успение и коронация Девы» (w)
«Двигаясь с вдохновенной убежденностью, рука Рафаэля создавала линии, которые формировали его стремление к красноречивым формам».
Открывая его «Портрет молодости», вероятный автопортрет, сделанный в 1500 году, когда он возможно, получив титул Магистра, мы видим безмятежную уверенность и светящийся потенциал жизни, пронизанной простым черным мелом на бумаге.
Его способность точно передавать обширные фрагменты тонких человеческих эмоций постоянно повторяется в его рисунках, и ничто из этого не содержится ни в одной детали. Часто выражения только слегка предлагаются с простыми знаками, но во всей композиции он способен донести до воображаемых впечатлений от тонких и сложных аспектов человеческой жизни.
« Рафаэль использует рисунок как средство наблюдения, как способ выражения и как способ отражения человеческих эмоций и действий».
В эскизе «Богоматерь с гранатом» мать с любовью смотрит на ребенка Христа, когда он достигает плода, ее выражение излучает теплую божественную любовь, но с мрачным принятием проблем, с которыми столкнется ребенок.
Существует сложная истина, общая для человеческого опыта в этом образе, материнская любовь, сопровождаемая мукой познания неизбежных трудностей, которые приходят с жизнью, а также необходимость того, чтобы все дети перешли от безопасности своих матерей.
Творчество Рафаэля
Прибыв во Флоренцию, молодой художник вскоре осознал ограничения своего ученичества в Умбрии. Он столкнулся с непростой задачей, представленной работами Леонардо и Микеланджело, и отправился учиться и на своих картинах и скульптурах.
Рафаэлю не хватало глубины знания Леонардо и не могло сравниться с силой Микеланджело, но он был напористым художником, и нашлись добродетели, которые сделали его фаворитом, стали появляться потенциальные покровители.
Его двум великим предшественникам и соперникам порою было трудно справиться и оказались непредсказуемыми при выполнении своих поручений, и поэтому молодой художник смог конкурировать, несмотря на репутацию двух великих мастеров.
В это время на Рафаэля также оказал влияние художник Фра Бортоломео из Тосканы, и они остались дружелюбными, но влияние Леонардо проявилось в «Мадонне луга» 1506 года.
Рафаэль прибыл в Рим в 1508 году, и Папа Юлий II вскоре нашел работу для молодого художника. Его попросили украсить частную библиотеку Папы в нескольких комнатах, известных как Стэнц. Картины включают «Афинскую школу», «Диспут таинства» и «Парнас», в которых он усовершенствовал свои концепции философии и теологии, пытаясь найти способы изобразить убедительные визуальные рассказы. Они остаются среди самых известных изображений, созданных художником.
«Школа Афин» Подпись, Ватикан, Рим. (ж)
В «Афинской школе» каждому философу придаётся особый характер, что и демонстрирует Рафаэль.
Вероятно, глубоко размышляя над идеями самих философов, а также своим экспертным изображением, он стремится отобразить внутреннее равновесие через внешний жест. Рафаэль был очень знаком с культурой ораторского искусства в Риме и важностью выражения лица и жестом руки.
В одном исследовании фигуры Христа из «La Disputa» вес ткани, покрывающей нижнюю часть Христа, кажется почти статусным и постоянным, как мрамор, в то время как верхняя часть тела растворяется и окутана эфирным божественным светом, достигаемая через пробел пространства, оставленные Рафаэлем и едва прослеживаемые белые чернила, которые вытягивают дальнейшую светимость.
« Красноречие Рафаэля рисования основано на глубокое отражение и интеллект его рук »
Рафаэль показывает нам что-то о человеческой природе и человеческом потенциале: отражение естественных сложностей жизни, которые уклоняются от выражения в словах.
«Сикстинская Мадонна» — шедевр Возрождения: символы, зашифрованные в картине
«Сикстинская Мадонна» более пятисот лет впечатляет величественностью и внутренним сиянием духа. Нежная печаль, глубокая мудрость и скорбь отражены в глазах Богоматери. Картина — предмет научных поисков и битв искусствоведов на поле расшифровки таинственного послания, которое оставил Рафаэль в деталях полотна.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля: почему картина — шедевр Возрождения
Рафаэль, картины которого считаются воплощением духа Ренессанса и стоят в одном ряду с творениями Микеланджело и Леонардо, отличался тонкой натурой, умением красками, тонами и деталями передать состояние души.
Его творения отличает реалистичная эмоциональность и одухотворенность. Среди десятков полотен Рафаэля, которые вошли в мировую сокровищницу живописи, ученые и обыватели выделяют один шедевр — «Сикстинскую Мадонну».
«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ
«Сикстинская Мадонна» (оригинал полотна выставлен в Дрезденской галерее) не один век привлекает не только своей красотой, но и неканоничностью изображения Богоматери, мастерством передачи линий и форм, что заставляет зрителей неустанно вглядываться в печальные глаза Марии. Как удалось художнику создать такой реалистичный и вместе с тем божественный образ Матери? Как удалось передать знание горькой судьбы малютки-сына и понимание его высокого предназначения?
Фото: commons.wikimedia.org: UGC
Картина «Сикстинская Мадонна» воплотила философию и эстетические приоритеты эпохи Возрождения. Она была создана живописцем по заказу папы Юлия II для украшения монастыря святого Сикста в Пьяченце — городке, расположенном в шестидесяти километрах от Милана. Во времена папы Юлия II он стал частью Папской области.
Моцарт: биография, личная жизнь и творчество композитора
Предлагаем разобраться в особенностях этого полотна и определить те художественные факторы, которые возвели эту картину в ранг мировых шедевров:
Богоматерь или крестьянка?
Известно, что эпоха Ренессанса вырастала на античном грунте. Художники XV–XVI вв. совершенствовали классические приемы изображения человека. Главный принцип античного искусства — следование природе, то есть изображение красоты и совершенства тела человека. Для этого изучали анатомию и геометрию. Эти знания помогали разработать четкую композицию живописного полотна.
Этим принципам следовал Рафаэль. «Сикстинская Мадонна» создана по библейским мотивам. Однако живописец отступает от церковных канонов в изображении главной героини сюжета — Богоматери. Его Мадонна лишена святости: она боса, укрыта простым покрывалом, ее мягкий взгляд обращен к младенцу и зрителю одновременно. Ни в ее одеянии, ни в позе нет атрибутов высокого происхождения. Женщина держит сына так, как это делали крестьянки.
Абылхан Кастеев: картины, биография художника
Почтение, с которым обращаются к ней иные герои полотна, говорит об их преклонении перед материнством, уважении, которое они испытывают перед матерью и младенцем.
Фото: dresdenart.ru (скрин с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»): UGC
Динамика композиции
На картине Рафаэль изобразил Богоматерь в окружении святых Сикста и Варвары. Они «застигнуты» в момент беседы с Марией. Сикст указывает ей путь, а Варвара вглядывается в него. Сама же Мадонна смотрит на зрителя. Таким образом Рафаэль добился его включенности в композицию полотна. Кажется, что героиня всматривается в тех, кто находится по ту сторону изображения.
Это особый психологический прием, который до Рафаэля никто из художников не использовал. Таким образом автору удалось установить духовный контакт между Мадонной и человечеством.
К чему снится лев: толкование по разным сонникам
Фото: hermitagemuseum.org (скрин с картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом»): UGC
Почему Мария изображена в полный рост?
Картины Рафаэля, на которых был запечатлен образ Богоматери, созданные до «Сикстинской Мадонны» («Коронование Девы Марии», «Мадонна де Фолиньо», «Мадонна с щеглом», «Мадонна Альдобрандини», «Мадонна с младенцем», «Мадонна на лугу»), представляли героиню сидящей. Ее взор был обращен на ребенка.
Иное расположение представляет «Сикстинская Мадонна». Рафаэль изобразил Богоматерь в полный рост. Это было необходимо для того, чтобы наполнить картину движением, придать образам динамичности и живости, показать их жизненность и реалистичность.
Богородица ступает по облаку и сходит к зрителю. Причем идет легко, потому что ее ноги не утопают в снежной пене облака, тогда как ноги Варвары и Сикста погружены в нее. Это свидетельствует о решимости, сильной воле и самообладании героини. Она осознает, какая судьба ждет сына, но не оспаривает ее. В этом величие духа Богоматери: она сознательно жертвует сыном для спасения человечества, преодолевает эгоизм материнской любви ради вселенской.
«Маленький принц»: краткое содержание и анализ
Своеобразие позы младенца
Младенец Иисус сидит на руках Марии в полуобороте к зрителю. Открытость позы свидетельствует о незащищенности и принятии Божьим Сыном воли Отца и предначертанной ему судьбы. Он не ищет защиты у матери, но на его лице отражены страх и скорбь из-за принятия неизбежного.
«Сикстинская Мадонна» — картина, которая вызывает восхищение монументальностью героев и вместе с тем динамикой переживаний, которые выражает каждый из них. Остается лишь восхититься мастерством Рафаэля, который с помощью линий, затемнений, форм передал внутреннее напряжение, испытываемое каждым из персонажей.
Картина «Сикстинская Мадонна»: символы, зашифрованные в ней
Дэн Браун своим бестселлером «Код да Винчи» заставил публику внимательнее присмотреться к картинам живописцев эпохи Ренессанса в поисках тайных посланий, зашифрованных в символах и деталях картин.
«Ромео и Джульетта»: краткое содержание и анализ
Есть такой тайный шифр и в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля. Вот символы, на которые следует обратить внимание:
Мадонна и ее прототипы
У Богоматери постое и открытое лицо. Длительное время ученые считали, что образ Пресвятой Девы Марии Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Однако если внимательно присмотреться к картинам, на которых художник действительно изобразил эту женщину, то очевидны несоответствия геометрии лица, особенностей взгляда.
Согласно другому предположению, для картины позировала прекрасная Форнарина — дочь пекаря, которую любил Рафаэль. Поэтому этот образ пронизан такой нежностью, излучает внутреннюю теплоту и силу.
Фото: YouTube/Art: UGC
Святая Варвара
Девушка, обратившаяся в христианство, стала жертвой отца-многобожца. Ее канонизировали и сделали покровительницей Пьяченце, где и была размещена картина Рафаэля.
Джордано Бруно: биография и учение итальянского философа
Загадка мантии святого Сикста
На мантии святого Сикста вышиты дубовые листья и желуди. Считалось, что он покровительствовал роду Делла Ровере, из которого происходили папы Сикст IV, построивший Сикстинскую капеллу, и Юлий II. Rovere — ‘дуб’ в переводе с итальянского. Эти символы и появились в вышивке на одежде у персонажа картины Рафаэля.
Шесть пальцев Сикста
Предполагалось, что картина «Сикстинская Мадонна» займет заалтарное пространство в монастыре. Поэтому Рафаэль сделал так, что взгляд Пресвятой Девы направлен немного вниз (зритель должен был смотреть на картину снизу вверх), а перст на правой руке Сикста указывал на престольное распятие.
Долгое время ученые считали, что Рафаэль изобразил шесть пальцев на руке святого, закодировав тем самым его имя — Сикст. Однако при приближении видно, что это оптическая иллюзия, мастерски созданная художником.
Сериалы про мистику и магию зарубежные
Тиара
У ног святого в левом углу картины изображена папская тиара. Сикст был папой в 258 году. Император Валериан приказал отрубить ему голову. Позднее этот факт стал причиной канонизации Сикста.
На картине Рафаэля герой снял тиару — признак папской власти: она символизирует триединство Бога Отца, сына и Святого духа, представленное в трех коронах. Таким образом он выразил почтение и преклонение перед Богородицей и Иисусом. На тиаре также есть «дубовые» символы, указывающие на род Ровере.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
Облака
Очертания облаков, по которым ступает Мария, необычны. Если присмотреться, то видно, что это очертания головок младенцев. Рафаэль был гностиком. Согласно этому религиозному течению, облака символизировали души нерожденных детей.
Сальвадор Дали: картины с описанием
Зеленый полог
В верхней боковой части картины художник изобразил зеленый полог. Он символизирует небеса, которые разверзлись и позволили Марии сойти к людям. Зеленый цвет означал милость Бога, его любовь и покровительство.
Скучающие ангелочки
В «Сикстинской Мадонне» Рафаэля нет безэмоциональных героев. Все персонажи изображены с психологической достоверностью. Переживание, которое выражает каждый из них, складывается в общую картину восприятия факта неминуемой жертвы, которую принесет Иисус миру и людям.
Мария изображает боль и отвагу, Варвара — смирение, Сикст — следование предначертанию, младенец — страх и решимость. А вот ангелочки откровенно скучают, взирая на бурю эмоций, которая охватила небожителей.
Явное равнодушие ангелочков — это отношение людей к жертве Христа или принятие предначертанности? Этот вопрос остается открытым.
Лилия Рах: биография и семья стилиста
Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» выражает более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Впервые художник показал, что без телесного не бывает духовного: Иисус произведен из плоти Марии, но ему предначертано стать символом торжества духа. Эту внутреннюю силу, любовь и осознанность жертвы воплотили Богородица и младенец.
Тонкий психологизм, созданный автором картины, передает внутреннюю борьбу персонажей, показывает, каким непростым был их выбор и принятие Божьей воли. Рассмотрите эту картину вблизи и отыщите знаки, в которых художник закодировал тайный смысл.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Сикстинская мадонна рафаэля. почему это шедевр возрождения? – все о живописи
Картина Сикстинская Мадонна — магическая живопись Рафаэля Санти
Сикстинская Мадонна Рафаэля покорила весь мир.
Талант лучшего живописца эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти позволил создать такую картину, которая влечет, вызывает гамму чувств и поражает своей живостью.
Полотну более пятисот лет, но техника исполнения столь высока, что воспринимается как 3D-изображение. И, когда стоишь перед картиной, так и кажется, что Мадонна сейчас шагнет навстречу.
Картина вызывает неподдельный интерес. С тех пор, как «Сикстинская Мадонна» в 1754 году поступила в коллекцию саксонских курфюрстов и ее разместили в Дрезденской картинной галерее, картину увидели миллионы человек.
Описание картины и магия восприятия
Не очень большое по размерам полотно 256 см х 196 см каким-то магическим образом удерживает внимание зрителя. Специалисты утверждают, что это особенный динамический круг, который управляет взглядом человека, смотрящего на картину.
Зритель всматривается в образ Богоматери с младенцем на руках, потом его взгляд перемещается на золотистые одеяния Св. Сикста, и, главное, его руку. Святой Сикст протягивает руку в сторону зрителя, как будто включая его в композицию. И зритель невольно следует за взором святого, вновь направляя внимание на Мадонну и младенца.
Далее взгляд скользит к образу Св. Варвары, так как подключается «химия» восприятия схожей цветовой гаммы одеяния. Святая Варвара смотрит вниз, приглашая проследовать за ее взглядом к милым ангелочкам.
Но когда глаза зрителя останавливаются на парочке херувимов внизу картины, которые направили все свое внимание вверх, то неизменно продолжают движение к верхнему центру полотна – к образу Марии с младенцем.
Так раскладывает на составляющие магию живописи Рафаэля современная наука. Возможно, что взгляд большей части зрителей именно так и скользит по картине.
В зале, где демонстрируется полотно, всегда больше посетителей, чем в других залах. Неискушенный посетитель просто рассматривает картину и впитывает тот посыл, который исходит от композиции.
Знатоки особо пристрастны. Их интересует и общее восприятие композиции, и детали.
Из своего опыта скажу, что «Мадонна» Рафаэля воздействует многопланово. Живописное полотно удерживает при непосредственном рассматривании. Хочется вглядываться, но также появляются вопросы… С кого писал автор прекрасный образ.
Как получилось, что лучшая работа Рафаэля – главного художника Ватикана – хранилась в церкви небольшого городка Пьяченца.
И почему Август III приобрел для своей коллекции именно это полотно, в то время как Рафаэль Санти многие работы посвятил Мадонне с младенцем.
История создания картины Сикстинская Мадонна
Некоторые исследователи предполагают, что данный шедевр Рафаэль создавал все же для собора Святого Петра в Риме. Заказ поступил от папы Юлия II. Было предусмотрено и место для картины – в капелле, где был похоронен папа Сикст IV. Но во время перестройки храма было произведено перезахоронение Сикста IV, а великолепное полотно переместить к алтарю не позволяли церковные каноны.
В главной церкви Ватикана эти каноны строго соблюдали, но на периферии, к которой относился город Пьяченца, к подобным правилам относились не столь привержено. Поэтому картину Рафаэля переместили в церковь Св. Сикста при монастыре в Пьяченце.
Творчество знаменитого итальянского живописца не давало покоя саксонскому курфюрсту Августу III, который пожелал дополнить свою коллекцию образом Мадонны кисти Рафаэля. Август III присмотрел полотно «Мадонна Фолиньо», которую автор написал годом ранее – в 1511-12 гг.
Эта картина находилась в Ватикане, и Папа римский противостоял торгу. В процессе длительных переговоров интерес переместился к полотну «Сикстинская Мадонна», и глава римско-католической церкви уступил. Тем более что в храме Пьяченца начиналась реставрация.
Так шедевр оказался в Германии, а с середины XIX века постоянным местом размещения картины является Галерея старых мастеров в Цвингере.
Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Это второй этаж (в нашем понимании, а не европейском), где экспонируется живопись, принадлежащая эпохе Высокого Возрождения.
И все же, кто был удостоен чести позировать Рафаэлю при создании образа Мадонны. Все больше источников подтверждают, что это тайная возлюбленная живописца Маргарита Лути. Те же черты, что в образе Мадонны, можно увидеть в портрете «Форнарина» и на картине «Святая Цецилия».
Потрясающе, что гениальный художник, связанный крепкими узами с Ватиканом, не имел права даже на открытые чувства. Его официальной невестой была племянница кардинала Мария да Боббиена. Похоже, ни жениться на ней, ни писать картины с ее лица Рафаэль Санти не собирался…
Возвращаясь к полотну «Сикстинская Мадонна», следует уточнить, что именно в Дрезденской картинной галерее находится оригинал. Существуют и копии картины. В том же городе Пьяченца осталась копия, созданная еще в 1730 году Пьером Антонио Аванзини. А сколько еще найдется менее известных копирований!
Галерея Старые мастера на карте Дрездена
Картина «Сикстинская Мадонна»
Дата создания: 1512 год. Тип: картина маслом на холсте. Габариты: 265*196 см.
Местонахождение: Галерея старых мастеров (Дрезден).
Синопсис
Сикстинская Мадонна, которая также известна как «Мадонна Сан-Систо», — картина итальянского художника Рафаэля Санти, созданная по заказу папы Юлия II для церкви Сан-Систо в Пьяченце. Это одно из последних произведений художника, изображающих Мадонну. Знаменитый итальянский писатель и живописец Джорджо Вазари называл эту работу «по-настоящему редкой и экстраординарной».
После Второй мировой войны картина попала из Швейцарии в Москву, где оставалась в течение десяти лет, пока не вернулась в Германию, где была отреставрирована и находится по сей день. Летом 2012 Дрезденская галерея отметила 500-летие работы.
Рафаэль
Рафаэль Санти — всемирно известный и безумно талантливый художник. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. Будучи совсем молодым художником, он уже имел множество богатых клиентов, готовых заплатить большую цену за его творчество.
Главным наставником художника был его отец, который был ему опорой и поддержкой, а так же дал сыну большое количество уроков живописи. Небольшую часть своей жизни Рафаэль прожил во Флоренции, где у него было множество возможностей для совершенствования своего мастерства. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи.
Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний, изучая картины этих знаменитых живописцев.
Излюбленной темой в картинах Рафаэля были Мадонны.
Его руке принадлежит около полутора десятков изображений Мадонн, самой знаменитой из которых является «Сикстинская Мадонна», которая более двухсот лет хранится в Дрездене.
Размер данного полотна составляет 265*196 см. Эта огромная картина стала нововведением в эпохе Высокого Возрождения, так как она была написана не на дереве, как обычно, а на холсте.
Сикстинская Мадонна
Состав
Работа изображает Мадонну, держащую на руках младенца Христа в окружении святого Сикста и святой Варвары, а также опирающихся на локти двух херувимов. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей.
Рафаэль, благодаря сложной работе по подбору тонов, а также мастерскому использованию светотени, достигает реалистичной перспективы, чему частично помогает треугольное расположение фигур, создающее иллюзию глубины.
Стоит отметить виртуозно выполненную драпировку и выбор цветов.
Рафаэль был единственным художником эпохи Ренессанса, который применял в своих картинах великое множество психологических моментов. Мадонна находится в визуальном контакте со зрителем, ее добродушный взгляд притягивает зрителя и заставляет его смотреть ей в глаза.
Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире.
В то же время в ее взгляде можно увидеть переживания и печаль, ведь она уже знает о тяжелом будущем своего еще совсем маленького сына. Даже в его взгляде читается какая-то тревога.
Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника.
Каждый жест и движение героев картины можно трактовать по-разному.
Взглянув на Мадонну, зритель может подумать, что она идет ему навстречу, но одновременно с этим может показаться, что она вовсе не стремится двигаться с места.
То, как она держит младенца Иисуса, показывает трепетное отношение матери к ребенку и нежелание с ним расставаться, но в то же время, она будто преподносит его людям, как великий дар.
Считается, что Мадонна появилась «сама по себе». Рафаэль не создавал множества эскизов, но несмотря на это, изображение женщины полно красотой и совершенством форм.
Здесь перед нами линейная композиция безупречнейшей гармонии, лишенная, при всей своей математической схеме, холодной обдуманности.
В самом деле, можно геометрически реконструировать эту картину, построенную строго по принципу «золотого сечения».
Однако эта, по-видимому, столь обдуманная конструкция производит такое естественное и непосредственное впечатление, точно она вовсе не плод математических размышлений, а мгновенная и прекрасная импровизация.
Пространство изображено так, что зрителю кажется, будто Мария приближается к нему из царства бесконечности.
На «Сикстинской Мадонне» фигуры окружены блеском красок, нежным полумраком. Мария, прекрасная, как статуя, овеяна светлыми, мерцающими облачками, населенными ангелочками, и в их сутолоке чувствуется жизнь, чувствуется дыхание, слышится шепот великих тайн.
Краски, линии, ощущение пространства, эллинское благородство форм все сочеталось в этой картине в удивительную гармонию. Как «Преображение», так и «Сикстинская Мадонна» — явления. Лишь на мгновение разорвалась завеса, являющая небесную группу двум стоящим внизу на коленях смертным.
Херувимы
Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Во многом, она получила свой статус благодаря изображению маленьких ангелов в нижней части картины, расположенной под образом Марии.
Известный критик Коббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Эти младенцы также появляются на различной атрибутике, пазлах, майках, пакетах, оберточной бумаге и т.д. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми.
Они и стали прототипами ангелов.
Рафаэль, изобразив фигуры Богородицы, Христа, Святого Сикста и Святой Варвары, понял, что композиция имеет много пустого пространства под ногами Мадонны. Она нашел выход, заполнив его облаками, а также добавив изображения ангелов, которые, как считается, были созданы позже.
Картина «Сикстинская Мадонна» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб
Рафаэль Санти: «Сикстинская Мадонна»
Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» заслуженно считается одним из самых прекрасных творений европейской школы живописи. Её выразительность и проработанность отмечали наиболее строгие критики, а восхищённые отзывы оставляли Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Репин, А. Фет. Наша статья расскажет Вам об особенностях и символике изображении.
История работы «Сикстинская Мадонна» – описание картины
Полотно было создано в 1513-1514 гг. Автор картины «Сикстинская Мадонна», итальянский художник Рафаэль Санти написал его по заказу кардинала Ровере. В будущем этот церковный деятель занял должность Римского Папы, приняв имя Юлия II.
С личностью заказчика связана легенда о том, будто моделью для св. Сикста (глядящий на Иисуса мужчина справа от Небесной Царицы) стал сам кардинал, а коленопреклонённую св. Варвару срисовывали с его племянницы, Джулии Орсини.
Однако подтверждений этой гипотезы не существует.
Впрочем, живописец нашёл способ намекнуть на своих покровителей – узор из жёлудей на ризе праведника повторяет герб рода делла Ровере (в переводе с итальянского «rovere» значит «дуб»).
Об этом творении есть и другие предания – так, одно из них гласит, что у Папы шесть пальцев. Но достаточно присмотреться к изображению, чтобы убедиться в том, что это не более чем вымысел.
Необычно то, что картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» написана не на доске, как большинство работ того времени, а на холсте. Возможно, это связано с масштабностью полотна – 265×196 см!
Композиция и значение картины
Как и многие другие произведения, которые создал Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна» предназначалась для того, чтобы заменить окно в центре церковной апсиды. Это объясняет нестандартное расположение фигур. А перед картиной должен был находиться крест – именно на него указывает св. Сикст, предрекая грядущее Распятие.
Впечатление от полотна усиливается из-за тщательной проработки лика Спасителя, его очевидного сходства с внешностью Девы Марии. Внимание к деталям подчёркивает нарочито простой занавес, обрамляющий показанную сцену.
Описание картины «Сикстинская Мадонна» было бы неполным без упоминания трогательных ангелочков в самом низу произведения. Они снижают пафос изображения, выводя на передний план простую и понятную эмоцию – тревогу матери о сыне. Лики святых и серафимов видны и за спиной Богородицы – мастер придал им сходство с облаками. Такой приём усиливает значимость всего происходящего.
А наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» поможет Вам приобрести копию шедевра, выполненную из натуральных солнечных самоцветов! Мастер воспроизвёл все детали изображения, а сияние драгоценных камней придало ему уникальный колорит.
Рафаэль Санти,
Искусство и развлечения 28 декабря 2014
Один из наиболее часто обсуждаемых и самых любимых шедевров Возрождения – это картина “Сикстинская Мадонна” Рафаэля. Для многих людей она остается примером высокой западной живописи.
Ее популярность практически так же велика, как у “Моны Лизы”. Все, кто изучал это полотно, признавали странные и сбивающие с толку выражения лиц Марии и младенца Иисуса, но все попытки расшифровать их значения зачастую были неудачными.
Небольшая история великого шедевра
Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Когда он писал свое полотно “Сикстинская Мадонна”, то совершил некий прорыв в творчестве и оставил для потомков уникальный шедевр. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия.
Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. В XVI столетии это уникальное произведение было почти забыто, в XIX стало одним из самых популярных творений мирового искусства, а в середине XX века едва не погибло.
Все эти перипетии выпали на долю полотна, которое написал Рафаэль Санти, – “Сикстинская Мадонна”.
Шедевр, который не может оставить равнодушным
Великого итальянского художника эпохи Возрождения называли поэтом образа Мадонны. Мотив матери с младенцем оставался неизменным во многих произведениях Рафаэля, но “Сикстинская Мадонна” производит на зрителя наиболее сильное впечатление – глаза Мадонны смотрят доверчиво и в то же время тревожно.
С величием и простотой женщина несет людям самое дорогое – своего сына. Мадонна легко и уверенно ступает по облакам, которые клубятся под ее босыми ногами. Легкий ветерок откидывает край ее простого плаща.
Всем своим обликом Мадонна напоминает обыкновенную крестьянку. Она даже своего сына держит так, как обычно держат детей крестьянские женщины. Именно так передал образ Девы Марии автор “Сикстинской Мадонны”.
Видео по теме
Предположения искусствоведов о шедевре Рафаэля
Эту простую женщину встречают как Царицу небесную. На Мадонну восхищенно смотрит коленопреклоненный старик в парадной папской мантии – это Святой Сикст. Именно ему явилась Богоматерь вместе со своей спутницей Святой Варварой, которая облегчает муки умирающих.
Заказ на надгробную картину
Покровитель Рафаэля Санти был своенравным стариком. Он мог поколотить художника своим посохом или отдать приказ о разрушении фресок, которые ему не понравились. В то же время Юлий не жалел никаких средств на украшение дворцов и церквей.
По его заказу Рафаэль занимался росписью залов нового папского дворца в Риме и создал величественные фрески “Афинская школа”, “Диспут”, “Парнас” и другие. В 1513 году Юлий Второй умер, и Рафаэлю, как одному из его самых любимых художников, было предложено написать картину, которая должна была находиться над гробницей Папы в Римском соборе Сан-Пьетро.
Конечно, согласился на выполнение этой работы Рафаэль Санти. “Сикстинская Мадонна” стала надгробной картиной.
Двухсотлетние скитания известного полотна
Предполагается, что художник работал над своим произведением в 1513 году, но родственники Папы передумали и в соборе вместо картины установили статую. Это была скульптура “Моисей” работы Микеланджело, вечного соперника Рафаэля. А отвергнутый шедевр художника был вывезен из Рима. Так начались скитания “Сикстинской Мадонны”.
В течение двух столетий картина находилась в провинциальном городке Пьяченце, в монастыре бенедиктинцев.
Это породило легенду о том, что “Сикстинская мадонна” была написана по заказу монахов для церковного алтаря. Прошло более двух веков, и картину в 1754 году приобрел страстный немецкий коллекционер живописи Август Третий.
Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Произведение было привезено в Саксонию, в Дрезденский дворцовый ансамбль, но видеть ее могли только избранные.
Жемчужина галереи, которую написал Рафаэль Санти, “Сикстинская Мадонна”, на последующие 100 лет была сокрыта от посторонних взглядов в одном из безлюдных залов дворца.
Исторические события, которые пришлось пережить известному шедевру
А тем временем Европу сотрясали революции. В 1749 году в Германии началось народное восстание. Во время уличных боев в Дрездене загорелся концертный зал Цвингера, но картины, к счастью, не пострадали. Через 6 лет поврежденная часть дворца была восстановлена.
В 1855 году “Сикстинская Мадонна” вместе с другими шедеврами была перевезена в другое крыло здания. Дрезденская галерея стала местом паломничества тысяч людей из многих стран мира.
8 мая 1945 года Дрезден атаковало полторы тысячи американских бомбардировщиков. Исторический центр города, имеющий трехсотлетнюю историю, был разрушен за полтора часа.
Архитектурный ансамбль Цвингер был превращен в развалины.
Но через два месяца недалеко от Дрездена советскими воинами была обнаружена заброшенная каменоломня. Там прямо на сырых камнях лежали полотна голландских мастеров, и только одна картина была тщательно упакована в ящик со специальными амортизаторами. Конечно, это был знаменитый шедевр, который создал Рафаэль Санти, – “Сикстинская Мадонна”.
Путешествие в Россию
Летом 1945 года эта картина вместе с другими полотнами из немецких музеев была вывезена в Москву. В течение девяти лет лучшие реставраторы возвращали к жизни пострадавшее произведение искусства.
А в 1954 году “Сикстинская Мадонна” и другие экспонаты Дрезденского музея были выставлены на два месяца в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина, после чего были возвращены в ГДР.
За годы своей жизни множество произведений написал Рафаэль Санти. Картины “Сикстинская мадонна”, “Три грации”, “Обучение Девы Марии”, “Триумф Галатеи” и многие другие вызывают чувство восхищения и благоговейного трепета.
История одного шедевра: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля
Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей XVI века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Ее глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — ее образ был виден в далекой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.
За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.
Мученичество Святого Сикста II, XIV век
Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257 по 258 год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты желуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа. Рафаэль первым написал Мадонну, которая смотрит зрителю в глаза
Фигуры образуют треугольник. Это подчеркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.
Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это еще не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.
Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту. «Сикстинская Мадонна» написана по заказу папы Юлия II
Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но еще и возлюбленная художника. История не сохранила даже ее настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.
«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813
Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражен красотой девушки, заплатил ее отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.
Но вернемся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.
Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.
Для «Сикстинской Мадонны», возможно, позировала любовница Рафаэля
Прошло еще полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Ее копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.
Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.
Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.
За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.
Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлек лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.
Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески. Самый известный ученик Рафаэля прославился порнографическими рисунками
А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.
Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.
Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля: историческая картина
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля – одна из самых знаменитых картин за всю историю изобразительного искусства.
Созданная примерно в одно время с «Джокондой» Леонардо, она удостоилась таких же восторженных отзывов современников… и ещё более горького разочарования потомков.
Если о «Джоконде» мир попросту позабыл, то «Сикстинская Мадонна» вызывала у зрителей то презрение, то беспокойство.
По сообщениям справочных изданий, краски этого полотна уже давно выцвели, и добиться прежнего эффекта, производимого картиной, не помогает ни помещение её под стекло, ни особое музейное освещение.
Любопытно отреагировала на разочарование интеллектуалов в «Мадонне» Фаина Раневская во время экспозиции картины в Москве; она сказала: «Эта дама на протяжении столетий нравилась стольким мужчинам, что теперь сама выбирает, кому нравиться».
Разочарование в «Сикстинской Мадонне» проявилось ещё в середине XIX века, когда она, да и всё творчество Рафаэля, стала ассоциироваться с академизмом.
Новое поколение живописцев отвергало все принципы, на которых было построено прежнее искусство и из которых, как из тонкого волокна, была «соткана» картина Рафаэля.
Лев Толстой по этому поводу писал, что картина у него не вызывает никакого чувства, а только беспокойство – то ли ощущение он испытывает, которое нужно.
Масла в огонь подливала и зарождавшаяся коммерческая массовая культура, сделавшая картину объектом для китча и рекламной графики. Точнее, не саму картину, а двух пухлых ангелочков, изображённых на первом плане.
На недавней выставке в Германии были продемонстрированы рекламные плакаты, обёртки от конфет и прочие произведения коммерческой графики XIX века, эксплуатирующие этих трогательных ангелочков и всячески над ними издевающиеся.
Однако история путешествия «Сикстинской Мадонны» не столь однозначна. Достаточно сказать, что в Новое время она оставалась малоизвестной, поскольку Пьяченца, в одной из церквей которой она хранилась, была тогда полузабытым итальянским провинциальным городком.
И так продолжалось до середины XVIII века, когда картину заново «открыл» саксонский курфюрст Август. Царственному немцу полотно очень приглянулось, и после переговоров с папой Римским он получил разрешение увезти картину в Дрезден. Там она пребывает до сих пор.
«Сикстинская Мадонна» особенно приглянулась русским путешественникам, поскольку у них было принято начинать «гран-тур» именно с Дрездена. Рафаэлевская «Мадонна» была для них первым шедевром итальянской живописи, открывавшимся непосредственному взору.
Великий автор «Мадонн»
Именно поэтому русским путешественникам и любителям искусства «Сикстинская Мадонна» была известна больше, чем другие картины Рафаэля с изображением богоматери. Между тем картины на эту тему Рафаэль писал с детства, обучаясь в мастерской своего отца. Только во Флоренции живописец создал около двадцати «Мадонн».
Интересно, что Рафаэль везде придерживался стандартного сюжета, даже повторяющегося композиционного построения, но при этом каждая картина получалась строго индивидуальной и не похожей на остальные. Среди этих картин, помимо «Сикстинской Мадонны», особенно широко известны следующие:
Большинство «Мадонн» Рафаэля изображают чисто человеческие чувства, такие как семейное спокойствие, безмятежность, радость материнства. В отличие от картин Леонардо с соответствующим сюжетом, в «Мадоннах» Рафаэля нет какой-либо таинственности, наоборот – чувства героев ясны и открыты зрителю, они просты, как и их одежда, и окружающий мир на заднем плане.
Однако в «Сикстинской Мадонне» Рафаэль Санти отразил совсем иные чувства: выражение лица Марии и младенца Христа печальное.
Загадки «Сикстинской Мадонны»
Печальное выражение лица персонажей имеет несколько объяснений. Считается, что здесь Рафаэль отразил свою скорбь по своей умершей матери, которую и символизирует Мадонна.
Также первоначальное место для картины было перед большим распятием, и дева Мария с младенцем печалятся по поводу страдания спасителя на кресте. В сторону этого распятия, очевидно, указывает рукой и святой папа Сикст, изображённый слева.
А деревянная перекладина, за которую держатся знаменитые ангелочки внизу, скорее всего, есть не что иное, как… гроб.
Помимо печального состояния персонажей, «Сикстинская Мадонна» имеет ещё множество загадок. Изображение вписывается в строгий треугольник, что подчёркивается раздвинутыми портьерами «на небесах».
Отмечено, что все линии, формы, краски и позы персонажей невольно заставляют зрителя смотреть прямо в глаза деве Марии. Поражает и некий оттенок «сверхъестественного»: дева Мария с такой лёгкостью ступает по облаку, держа при этом на руках тяжёлого младенца Христа.
А «облака» на заднем фоне при ближайшем рассмотрении оказываются головами ангелов.
Существует мнение, что папа Сикст на картине изображён с шестью пальцами; это вроде бы логично, так как он «Сикст», то есть «шестой». Однако если присмотреться, то «шестой палец» оказывается просто частью тыльной стороны ладони.
Загадкой является и материал, на котором создана картина: это холст, хотя в XVI веке такие произведения создавались преимущественно на досках. Есть мнение, что картина задумывалась как элемент хоругви, что и обусловило выбор материала.
Портьеры давно смущали знатоков, по мнению которых, Рафаэль был не тем художником, который мог прибегнуть к такому «дешёвому» приёму. Однако если вспомнить, что картина первоначально заменяла в церковном алтаре отсутствующее окно, то всё становится на место: прихожане во время молитвы как бы наблюдали «за окном» алтаря разворачивающееся сверхъестественное событие.
Видео: Сикстинская капелла эпохи Возрождения
Сикстинская мадонна Рафаэля: история создания
К
сожалению, до нас не дошло никаких подготовительных работ – рисунков, эскизов
«Сикстинской мадонны».
Поскольку никаких документов, относящихся к истории
создания великого творения Рафаэля, нет (кстати говоря, архив монастыря Святого
Сикста, в котором, может быть, и удалось бы найти какие-либо записи, сгорел во
время итальянского похода Наполеона), все относящееся к истории создания
рафаэлевского шедевра приходится восстанавливать косвенным путем.
“Сикстинская мадонна”, Рафаэль Санти |
Одни ученые
считали – и долгое время, еще начиная с XIX века, это была традиционная точка зрения, – что «Сикстинская мадонна» была
написана в самые последние годы жизни художника, в 1518 – 1519 годах. Лучшая
картина, считали они, и должна быть венцом его творчества.
Другие
утверждали, что стилистически «Сикстина» не очень напоминает работы самых последних
лет, и, вероятно, следовало бы принять иные даты: 1515 – 1516. Именно тогда, когда Рафаэль создавал свои картоны
для Ватиканских ковров.
В ходе
новых исследований выяснилось, что следует расстаться с некоторыми предвзятыми
мнениями и ходячими утверждениями. Итак, первое из явно не соответствующих
истине утверждений: монастырь в Пьяченце вовсе не был ни незначительным, ни
захудалым, как об этом иной раз и в наши дни приходится встречать упоминания в
литературе. Наоборот.
Это был
один из самых древних в стране монастырей, основанных еще в середине XIII века королевой Энгильбергой, дочерью Людвига
Немецкого и супругой Людвига II, – женский бенедиктинский
монастырь.
В 1425 году монастырь перешел к монахам-бенедиктинцам
конгрегации Святого Юстина в Падуе. Его
непосредственно подчиняют папе, освобождают от обложений и налогов.
Настоятель
монастыря получает право носить митру.
Папа Юлий II, будучи кардиналом, выступил как «Протектор
конгрегации Св. Юстина».
И в годы его папства монастырь Святого Сикста оказался
в составе мощной конгрегации Монте-Кассино, ее настоятель носил теперь титул
«Главы настоятелей ордена бенедиктинцев, канцлера и великого капеллана Римской
империи» (речь шла о существовавшей в Средние века так называемой Священной
Римской империи германской нации).
Вот эти
бенедиктинцы и есть те самые «черные монахи», о которых сообщал Вазари. Следует
добавить, что Пьяченца во времена Средневековья вовсе не был ни захудалым, ни
заштатным городом, а считался одним из главных городов так называемой
Ломбардской лиги.
Когда же в
конце XV века Пьяченца начала бурно
отстраиваться, залечивая раны, нанесенные ей за полсотни лет до этого
кондотьерами Франческо Сфорца, монахи монастыря Святого Сикста тоже взялись за
строительство. В сравнительно короткие сроки, с 1499 по 1511 годы, они возвели
большую церковь и ряд других построек. Для этой церкви Рафаэль и написал свою
Сикстинскую мадонну, откуда ее увезли в Дрезден.
Церковь Святого Сикста (Пьяченца) |
Некоторые
исследователи утверждают – портретное сходство между Святым Сикстом на картине
Рафаэля и папой Юлием II настолько велико, что
можно не сомневаться, что это не случайно…
Известно, лето 1512 года оказалось
весьма удачным для Юлия II: схизматики посрамлены, французы потерпели
поражение.
По всем этим поводам, а также по случаю присоединения Пьяченцы к
папскому государству, в Риме были устроены празднества.
Естественно,
что и Пьяченца прислала на празднество своих представителей. И кто знает, не
эта ли делегация передала папе просьбу бенедиктинцев, которым нужно было
алтарное изображение для законченной церкви? Ничего фантастического в таком
предположении нет.
Да и чисто
стилистические особенности картины, считают сторонники этих взглядов,
свидетельствуют о том, что ее следует отнести к периоду наивысшего расцвета
гения. Об этом писал еще Винкельман, видя в «Сикстинской мадонне» несомненные
черты стиля, нашедшего свое выражение в те времена, когда великий Рафаэль работал
в Ватикане над «Афинской школой и другими фресками Станцы делла Сеньятуры.
Ездил ли
Рафаэль в Пьяченцу? Когда была отправлена картина? Мы не знаем этого. Папа Юлий
II умер 20 февраля 1513 года. Судя
по всему, «Сикстинская мадонна» была закончена до его смерти.
«Сикстинская мадонна», сокращенный вариант статьи
канд. ист. наук Анатолия Варшавского
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста,
ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com,
please
«Сикстинская мадонна» Рафаэля. Описание картины :
Помните ли вы эти строки А. С. Пушкина:
Так созерцает божество.
Лучше о Рафаэле сказать невозможно. Что бы мы ни говорили, мы будем лишь бесконечно перепевать, переставлять слова и комментировать бессмертные строки великого русского поэта.
Эволюция образов Пресвятой Девы Марии
«Сикстинская Мадонна» – пожалуй, самый трагический образ Богородицы из созданных Рафаэлем. Лицо Пречистой Матери выражает не только сильнейшую любовь к Сыну, но и – что самое важное в этом образе – решительное и в то же время смиренное принятие воли Бога-Отца, который дал ей Младенца, дабы она, вырастив Его, отдала на заклание.
Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Сравните эти две работы. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году.
До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии. Дева прижимает к себе Божественного ребёнка не нежно, а с каким-то неистовством, словно хочет уберечь от чего-то.
Рафаэль сделал его таким толстоватым, перекормленным, – вся любовь матери вложена в этого Младенца. Она пристально вглядывается в каждого из нас, в глазах застыл немой вопрос: «Вы не отнимете Его у меня? Вы не причините Ему зла?» Присутствие на картине Иоанна Крестителя является важной эмоциональной составляющей сюжета.
Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца.
От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне».
Самый трагический образ Богоматери
Какой видит Мать, смирившуюся с волей Бога-Отца и принявшую жертвенную суть своего Сына, Рафаэль? «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Она выходит к людям, как на сцену. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело.
Во всём её облике – решимость. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Она смотрит прямо и как бы сквозь нас, словно не придавая значения ни одной персоне, какой бы значительной в мире людей она ни была. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Не мы требуем жертву.
Господь Сам приносит её ради нашего спасения, и Она принимает свою судьбу и прощает всех нас, таких слабых и беспомощных. Её нежное и юное лицо излучает необыкновенную силу и мудрость, которая невозможна у обычных людей. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам.
Мир в видении Рафаэля – это театр, сцена, иллюзия? Настоящая, реальная жизнь в небесах.
Нам не дано постичь тайны творений гениев эпохи Возрождения
Надо сказать, что все художники эпохи Возрождения были художниками обширных и глубоких знаний. На этом обычно не заостряется большое внимание, но чтобы оставить то наследие, которое оставили Микеланджело, Леонардо да Винчи или Монтень, нужно было очень много знать. Таким художником был, безусловно, и Рафаэль Санти.
«Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. У него ничто не случайно. Образы, созданные Рафаэлем и другими художниками Возрождения, представляют собой великие историко-художественные, историко-духовные и философские изыскания.
Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено? Зачем он это нарисовал? Почему он изобразил это так, а не иначе?» В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима.
Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Гением таинственным и не расшифрованным.
Символизм и графика
В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. У него всё продумано до мелочей. Конечно, в первую очередь мы смотрим на Марию как на женщину и Мать, чувствами воспринимаем Её отношение к Младенцу, Её любовь к Нему, Её тревогу за Него.
А что если попытаться взглянуть на эти образы не эмоционально, а с точки зрения графики картин, того, как они устроены композиционно? Например, «Мадонна Седия».
Мысленно проведите спиралеобразную дугу вокруг лица Матери, далее, по внешней орбите, ведите линию по рукаву Богородицы и по руке Младенца, захватывая уже два лица, потом снова, по внешней орбите, далее, по ноге Младенца, захватывая Иоанна Крестителя, снова на внешнюю орбиту, и тяните дугу вдоль платья Мадонны до места, где оно заканчивается. Получилась спираль в три с половиной оборота. Вот так была организована композиция этой картины. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ.
Что такое спираль в три с половиной оборота? И тогда и сейчас это – известный вселенский, космический знак. Эта же спираль повторяется на панцире улиток. Случайность ли это? Конечно же нет. Это было известно ещё со строительства средневековых готических соборов. Искусство вписывания фигур в символы композиций, безусловно, виртуозно освоил и Рафаэль.
«Сикстинская Мадонна» выписана так, что в силуэте Марии явственно угадывается латинская R. Рассматривая картину, мы зрительно движемся по замкнутому овалу, описывающему Деву. Такое круговое движение, несомненно, было запланировано художником.
Рафаэль шутит?
Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна»? Описание Папы Римского Сикста IV, помещённого в левой части картины, всегда сопровождается просьбой сосчитать количество пальцев на его правой руке. Их 6, не правда ли? На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Таким образом, пальцев всё-таки 5.
Что это? Недосмотр художника, шутка или намёк на нечто такое, что христианские теологи вымарали из своей истории? Рафаэль прославляет, преклоняется перед Богородицей и смеётся над Папой Римским святым Сикстом IV. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста? Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины.
Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II, и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба.
История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра.
Что первично – дух или материя?
Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей.
Мы воспринимаем Рафаэля как художника только эмоционального, идеально гармоничного, совершенного в форме выражения идеи, а он на самом деле является художником очень конструктивным.
В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит абсолютно архитектурно-конструктивная основа. Он является идеальным сценографом всех своих творений.
Гуманизм Рафаэля
Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. Это всё символы, создающие ощущение гармонии, примирения, единства души, Бога, человека и природы. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении.
Он много работал для католической церкви – рисовал высокопоставленных христианских чиновников и святых. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Возможно, это связано с ранней смертью его собственной матери.
Отец, художник и поэт, многому научил его, но и он ушёл из жизни, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Он знал тепло родительского дома и осиротел в том возрасте, когда мать и отец остаются в памяти навсегда очень светлыми образами.
Потом много учился и работал. В 18 лет стал учеником гениального и мудрого Пьетро Перуджино, который оказал громадное влияние на становление личности Рафаэля.
Красота, созданная Рафаэлем, спасёт мир
Шлейф плаща Рафаэля огромен. Об этом можно говорить бесконечно много. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут.
На сегодняшний день она абсолютно пуста, потому что никто не понимает, о какой красоте, о чём вообще идёт речь. Но для Фёдора Михайловича это была максима, и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Она была его любимой картиной, и ко дню рождения писателя его жена и Панаева заказали в Дрездене фрагмент этого образа. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского.
Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, потому что именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, совершенной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Удивительная вещь – это сочетание необыкновенной чувствительности, нежности, такой бесконечной одухотворённости, абсолютной чистоты и совершенства форм и такого классического сценографического рационализма. Вот где совершенно неподражаемые и удивительные черты всеми всегда любимого и незабвенного Рафаэля Санти.
О чем говорит мне эта картина? «сикстинская мадонна» рафаэля – магистерская программа «психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
О чем говорит мне эта картина? «Сикстинская Мадонна» Рафаэля
О чем говорит мне эта картина?
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля.
Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Марина Хайкина выбирают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.
«Сикстинская Мадонна» (Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия) написана Рафаэлем Санти в 1514 году по заказу папы Юлия II. Работа предназначалась для бенедиктинского монастыря Святого Сикста.
Марина Хайкина, искусствовед:
«МЫ ВСТУПАЕМ В ДИАЛОГ С БОЖЕСТВЕННЫМ»
«Cквозь приоткрытый занавес Мария с Младенцем на руках сходит нам навстречу по облакам, в которых угадываются херувимы. Мадонна смотрит прямо на зрителя, и мы встречается с ней взглядом. Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Внизу холста изображен мраморный парапет, из-за которого задумчиво выглядывают два ангела – самый тиражированный и известный образ эпохи Возрождения. Считается, что Рафаэль на улице увидел двух этих мальчиков, мечтательно застывших у витрины булочной, и перенес на свое полотно. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини.
Обилие воздуха дает ощущение свободы и легкости, которые у Рафаэля сопровождают торжественный момент. Прямая связь между земным и небесным, связь взглядов подчеркивается театральностью композиции: мы видим занавес, карниз, на который он крепится, все это похоже на сцену, где совершается действо.
Главным оказывается момент божественного явления, момент, который художник вправе изобразить, а зритель имеет право в нем участовать. Здесь у Рафаэля не было предшественников. Раньше художники изображали одну или две фигуры, которые указывали на Мадонну и тем самым вовлекали зрителя в картину. Здесь все решено по-иному.
Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. Речь идет не о том, как представляют себе божественное верующие, а о его явлении и диалоге с ним. Решиться на воплощение такого диалога мог только художник Возрождения – творец, считавший себя равным Богу.
Именно поэтому Микеланджело посмел изобразить то, как Бога и человека связывает неразрывная нить, Леонардо поместил Иисуса вровень с трапезничающими монахами, а Рафаэль посмотрел в глаза Мадонне».
Андрей Россохин, психоаналитик:
«ОН ЗНАЕТ, ЧТО НЕ СМОЖЕТ ЕЕ УДЕРЖАТЬ»
Рафаэль Санти (1483-1520), итальянский живописец, график, архитектор эпохи Возрождения. Работал в Перудже, Урбино, Флоренции. В 25 лет переехал в Рим, где был назначен официальным художником папского двора. На протяжении всей жизни писал мадонн (известны 42 картины), многофигурные композиции, портреты. Шесть лет руководил строительством собора св. Петра в Риме.