Рассказ о китайском мудреце конфуции 5 класс история

Сказки

Всемирная история

§ 22. Чему учил китайский мудрец Конфуций

1. Страна, где жили китайцы. Китай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились но всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели сходные языки и письменность, верования и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы.

2. Высшая добродетель — уважение к старшим. Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.

Конфуций. По китайскому изображению.

В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети — родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

Покойных родителей и более отдалённых предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.

Китай в древности.

Заросли бамбука.

Бамбуковая книга.

Как и другие народы, они верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном Неба, а подчинённую ему страну — Поднебесной.

3. Мудрость — в знании старинных книг. Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то написанное соскабливали ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Учёный-китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в китайской иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.

Из высказываний Конфуция

Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный — к справедливости.

Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.

Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.

Китайские иероглифы.

4. Как должны вести себя учтивые китайцы. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на иолу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сиденье, но непременно подогнув иод себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперёд, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове сложные причёски, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешёвой материи. Знатные богачи одевались в халаты шёлковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведёт себя с теми и с другими, хорошо зная своё место, — со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя, как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их — прежде всего своим примером.

Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь, — бесчеловечно», — говорил Конфуций.

Объясните значение слов: Поднебесная. Сын Неба, дракон, бамбуковая книга.

Проверьте себя. 1. Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам? 2. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги?

Поработайте с картой (см. обратную сторону передней обложки). Найдите и определите местоположение Китая, его главных рек.

Поработайте с датами. Конфуций и Будда жили в разных странах, но примерно в одно время: за пять веков до н. э. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад жили эти мудрецы.

Подумайте, прав ли был применительно к нашему времени Конфуций, считавший, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Познакомьтесь с документом «Из высказываний Конфуция» и ответьте, кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком. Согласны ли вы с Конфуцием?

Источник

Краткая биография Конфуция самое главное

Конфуций является древним мудрецом и философом Китая. Родился примерно в 551 году до н. э. его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, которой было 17 лет. Отцу Шулян Хэ в это период было 63 года, он был потомком Вэй-цзы, полководца императора. Мальчику при рождении было дано имя Кун Цю. Когда ребенку было полтора года, отец скончался.

У Конфуция было тяжелое детство, с малого возраста ему приходилось работать. Мать Янь Чжэнцзай рассказывала о его предках и об их великой деятельности. Это являлось огромным стимулом для возвращения великого титула, который был утерян. Поэтому он стал заниматься самообразование. В подростковом возрасте Конфуций теряет мать.

В 20 лет он получает признание и создает целое учение – конфуцианство, которое имело огромное значение в развитии Китая. Стал основателем первого университета и написал правила для всех сословий. Преподавал литературу, язык, политику и мораль в своей же частной школе, в которую принимали всех желающих независимости от сословия и материального достатка.

Когда Конфуцию было 44 года, занял пост резиденции княжества Лу. Он был очень активен на своем посту,являлся опытным и умелым политиком. Спустя какое-то время он отдал в отставку, после чего стал проповедовать совместно с последователями философское учение. Его идея заключалась в проповедовании знания нищим, пахарям, старикам и молодым.

В возрасте 60 лет возвращается на родину, которую не покидает до самой смерти. Остальную часть жизни он работает над своими творениями «Книги Песен», «Книги перемен» и над многим другим.

Конфуций умер на 73-м году, перед этим он предсказал свою скорую гибель, о чём поведал ученикам.

Об этом выдающимся человеке известно очень мало, но это не мешает считать, что Конфуций является влиятельной фигурой в развитии Китая.

Биография Конфуция о главном

Примерно в 551 году до нашей эры появился на свет будущий мыслитель и философ Конфуций. На тот момент его отцу исполнилось примерно 63 года, а матери только лишь 17. После смерти отца маленького Конфуция, между двумя женами и молоденькой наложницей происходили небывалые ссоры, что и вынудили покинуть их дом. Переехав в город Цюйфу, стала жить сама с сыном. Детство прошло в бедности, потому приходилось много трудиться. Слушая рассказы матери, про своего отца и его знатный род, Конфуций понимал, что бы быть достойным своего рода необходимо заниматься самообразованием.

Кроме того, занимался преподаванием, им было открыта первая частная школа, куда принимали всех детей, несмотря на их происхождение или материальное состояние. Там преподавалось 4 дисциплины: политику, мораль, язык, литературу.

Примерно 583 году до нашей эры у него умирает мать и по традициям он должен оставить государственную работу на 3 года. В этот период он полностью погрузился в размышления создать идеальное государство.

В скорости, страну охватили большие перемены. На смены стабильным правления династиям, пришли продажность жадность чиновников, междоусобные распри. Осознав свою безысходность, Конфуций подал в отставку и вместе со своими учениками подался путешествовать по Китаю. В это время он старался донести свои идеи до правительств разных провинций. Примерно в 60 лет он окончил свои странствование и осел на одном месте. За свое обучение брал символическую плату, жил на средства выделенные состоятельными учениками. Занялся обучением новых учеников и систематизацией древних книг Ши дзин и И дзин. Сами же ученики составили книгу Лунь Юй. Она стала основополагающей книгой конфуцианства, в которой содержится краткие высказывания, заметки, поступки их учителя.

Читайте также:  Почему рассказ называется васюткино озеро что рассказывает писатель о рыбной ловле

Интересно, по подсчетам ученых у него было примерно 3000 учеников, но по именно насчитывается примерно 26.

Хотя конфуцианство считают религией, в ней нет ничего связанного с теологией. Она отражает принципы создания гармоничного общества. Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе».

Умер примерно в 479 году в возрасте 72 лет, и бытует мнение, что перед этим он 7 дней просто спал. Похоронен был на кладбище, где предполагалось хоронить его последователей. Конечно, вокруг биография Конфуция частично покрыта легендами, но не стоит преуменьшать тот факт влияния его учений на будущие поколения.

На месте дома после его смерти был построен храм, который не раз перестраивали, увеличивали его площадь. Дом Конфуция с1994 года находиться под охраной ЮНЕСКО. В Китае принято давать премию имени Конфуция за достижение в сфере образование.

Источник

Урок истории в 5 классе «Чему учил китайский мудрец Конфуций».

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Документы 1,2.docx

«Пришло лихолетье Воюющих царств (V в. до н. э.). Страну раздирали войны. В сражениях за овладение городами убитые переполняли города, — писал современник, — а в битвах за земли поля сражений сплошь устилались телами убитых». Процветали воровство и грабежи, более всех страдал от этого народ. Ему приходилось строить крепости и выполнять тяжелые работы, зарабатывать вельможам средства на постройку дворцов, пиршества. Эго вызывало ропот даже у терпеливого и трудолюбивого китайского народа.

Конфуций родился в VI в. до н. э. в аристократической семье. Рано лишившись отца, он оказался в крайней бедности. Самостоятельно изыскивая средства к проживанию, юноша из аристократического рода научился многим занятиям простых людей. Он отличался необыкновенным послушанием матери, почтительностью к старшим, был тих, степенен и рассудителен не по возрасту. Любимыми его детскими забавами были игры в церемонии. В зрелом возрасте он некоторое время занимал должности хранителя амбаров, затем стал смотрителем пастбищ и общественных работ. Когда ему было за пятьдесят, в течение нескольких месяцев занимал должность начальника судебного приказа. Помимо служебных обязанностей, он много времени уделял воспитанию юношества. С этой целью Конфуций содержал частную школу, в которой прививал ученикам правила достойного поведения, воспитывал благородных людей, способных спасти страну в тяжелое время.

Выбранный для просмотра документ Урок № 25. Чему учил китайский мудрец Конфуций.docx

«ЧЕМУ УЧИЛ КИТАЙСКИЙ МУДРЕЦ КОНФУЦИЙ»

Познакомить с основными идеями учения Конфуция, религиозными верованиями китайцев.

Предметные: давать образную характеристику Конфуцию; аргументировать собственную позицию по вопросам далекого прошлого.

Метапредметные: организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками; самостоятельно формулировать учебную проблему; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные: понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным.

Проверка знаний : § 21 (пересказ).

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном Неба, а подчиненную ему страну – Поднебесной.

Основным занятием китайцев было земледелие. Осваивая новые земли, люди научились их орошать, прокладывать каналы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом.

Задание № 1. Прочитайте документ 1 и ответьте на вопросы:

Как бы Вы озаглавили этот документ? (Страдания китайцев во время войн).

Как бы вы охарактеризовали обстановку в Китае в V в. до н. э.? (Неблагоприятная, угрожающая мирной жизни, обстановка постоянных войн за власть, беспорядок, разорение…)

Какая насущная задача встала перед Китаем в то время? (Прекращение войн, проведение преобразований, объединение страны).

В первую очередь необходимо было водворить в государстве порядок, провести в стране преобразования. Именно в это время и должны были появиться люди, не только осознающие необходимость перемен, но и хорошо представляющие себе, какие преобразования и как надо проводить, чтобы спасти страну.

Одним из таких людей, видевшим спасение страны в улучшении отношений между людьми, введении строгого порядка, воспитании человека не для себя, а для общества, был мудрец Конфуций ( 551 г.до н.э. – 479 г. до н.э. )

Задание № 2. Прочитайте документ 2 и ответьте на вопросы:

Что нам известно о Конфуции? (Родился в аристократической семье, после смерти отца семья обеднела. Учился занятиям простых людей чтобы обеспечить свою семью. Занимал должность хранителя амбаров, смотрителя пастбищ и общественных работ, был начальником судебного приказа. Содержал частную школу, где воспитывал юношество).

Он указывал на поведение древних как на образец.

Советовал читать священные книги.

Требовал размышлять над прочитанным.

По мнению Конфуция, все люди Поднебесной (Китая) рождаются равными. Затем одни из них приобретают благородство, вырабатывают достойное поведение, т. е. становятся достойными людьми. Другие, неспособные, ленивые или невежественные, становятся подлыми, духовно убогими. Конфуций никогда не прекращал занятий. На отдых он тратил лишь два часа в день. Всю свою жизнь мудрец посвятил распространению своего учения. Он поучал и словом, и делом.

Важным считал Конфуций и соблюдение человеком золотой середины во всех поступках: нельзя предаваться ни чрезмерной злобе, ни чрезмерной любви, печали или восторгу. Умеренность и сдержанность должны быть всегда и во всем. Результат этого — совершенство, к которому стремится благородный человек.

Задание № 3. Прочитайте пункт 4 «Как должны вести себя учтивые китайцы» § 22 и выпишите в тетрадь правила поведения китайцев, по мнению Конфуция. (1. Перед входом в дом снимать обувь. 2. Сидеть, подогнув под себя пятки. 3. Обычай принимать пищу с помощью двух палочек. 4. Собирали волосы в пучок, носили халаты. 5. В семье и в государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. 6. Китаец должен быть вежливым, не грубить тем, кто ниже по положению, и не заискивать перед теми, кто выше. 7. Со старшими необходимо вести себя почтительно, с младшими – благосклонно. 8. Подданные должны уважать правителя. 9. Правитель не должен быть жестоким, а должен терпеливо воспитывать своих поданных).

Итак, сегодня мы с вами выяснили, что образованность, почтение к предкам, достойное поведение, манеры, человеколюбие, умеренность во всем — вот что необходимо для наведения порядка в стране, попавшей в тяжелое положение.

Домашнее задание : § 22 (пересказ). Найти и выписать в тетрадь 5 высказываний Конфуция.

Источник

Презентация урока истории в 5 классе Чему учил китайский мудрец Конфуций

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древний Китай Чему мы можем научиться, изучая Китай?

Повторение – _____ учения

Повторение – мать учения

1.В III веке до нашей эры индийские царства объединил под своей властью царь ______

2.Индия располагается в ___________ Азии.

6. ______ – это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к ________ передавалась по наследству.

7. Перечислите существовавшие в Индии касты: 1.__________________ 2.__________________ 3.__________________ 4.__________________

8. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога _______.

1.В III веке до нашей эры индийские царства объединил под своей властью царь Ашока

2.Индия располагается в Южной Азии.

6. Каста – это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

7. Перечислите существовавшие в Индии касты: 1.Брахманы 2.Воины 3.Земледельцы 4. Слуги

8. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы.

9. Индийский мудрец, учение которого распространилось по всему миру – Будда.

Нет ошибок – «5» 1-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3»

Китай Поднебесная Китай располагается в _________ Азии. В первом тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей __________ равнине между реками ________ и _________.

Поднебесная Китай располагается в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей Китайской равнине между реками Хуанхе и Янцзы.

Статуя Конфуция перед вратами Дачэнмэнь в храме Конфуция, Пекин

«Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам»

Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.

Китайские пословицы Юноши, не уважающие старших, часто умирают преждевременно. Раз так рано они не ценят старость ─ зачем Небу давать им долгую жизнь?» • Слова пожилых людей дороги, как сокровище • Не смейся над стариком: сам им станешь Вывод?

Читайте также:  Рассказ о растениях урала в зимнее время года

1.Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, 2.Подданные должны уважать правителя, как отца, 3. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, А. а терпеливо воспитывает их прежде всего – своим примером. Б. и не заискивает перед теми, кто выше. В. а правитель должен относиться к подданным, как к детям.

1.Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, 2.Подданные должны уважать правителя, как отца, 3. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, А. а терпеливо воспитывает их прежде всего – своим примером. Б. и не заискивает перед теми, кто выше. В. а правитель должен относиться к подданным, как к детям. 1 2 3 Б В А

Многочисленные рассказы, притчи, пословицы китайского народа составляют сокровищницу мировой духовности, к которой люди снова и снова обращаются за советами, за мудрым словом.

Самопроверка (тест) 1. В. 2.А. 3.Б 4.Б 5.А.

Сегодня на уроке я узнал, что….. Я удивился тому, что…. У меня получилось…. Было трудно…. Мне захотелось узнать….

Домашнее задание: Подготовить рассказ о Китае (параграф 22); Дополнительно (задание по выбору, работа с интернетом): Найти и прочитать китайскую сказку; Выписать 10 китайских пословиц; Выписать 10 китайских загадок.

Номер материала: ДБ-1080003

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года

Время чтения: 2 минуты

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции

Время чтения: 3 минуты

Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок истории в 5 классе «Китайский мудрец Конфуций»

специалист в области арт-терапии

5. 26. Тема урока: Китайский мудрец Конфуций.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.

Продолжить формирование умений правильно по­казывать на карте исторические объекты, формули­ровать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. — III в. н.э.», репродукции, иллюстрации учебника, план-памятка для оценки устного ответа на уроках ис­тории в 5 классе

II . Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Индийские касты»

Подготовка устного ответа у доски по карточке № 22

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» Для этого вспомни:

Чем занимались жрецы, знатные воины, земледельцы, слу­ги, которых по легенде Брахма создал из частей своего тела?

Как эти группы людей отличались внешне друг от друга?

Какие права имела каждая из этих групп?

Примерный ответ учащегося: В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты — группы людей, у которых были строго определенные права и обязанности. Са­мыми почтенными в Индии считались брахманы — жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того, чтобы стать настоящим брахма­ном нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы долж­ны были работать на земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, обслуживали своих хозяев, подчи­нялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды — черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

Индивидуальная работа по карточкам (письменно).

Карточка 1. О каком понятии, географическом названии, имени идет речь? Найди соответствие.

1.Реки Индии. а) Инд, Ганг;

2. Царь, объединивший в III в. до н. э. под своей властью а) Конфуций;

почти все индийские царства. б) Ашока;

3.Группы людей в Индии со строго определенными а) рабы;

правами и обязанностями. б) касты;

4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии. а) изгои;

5. Каста жрецов в Индии. а) брахманы;

6. Каста слуг в Индии а) брахманы;

Ответ. 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — в, 5 — а, 6 — б.

Карточка 2. Допиши предложение

Ключ к тесту. 1. Инд и Ганг. 2. III в. 3. Ашока. 4. Джунгли. 5. Индостан. 6. Гималаи. 7. Индийцы. 8. Брах­маны. 9. Шудры. 10. Неприкасаемые.

Карточка 3. Выполните тестовые задания

1. Укажите особенность религиозных верований индийцев:

1) верили в переселение душ 2) верили в единого бога Яхве

3) верили в бога солнца Атона 4) верили в живого бога-фараона

2. Укажите, от чего зависела жизнь после смерти по представлениям индийцев:

1) от добрых и дурных дел 2) от количества жертвоприношений

3) от размеров пирамиды 4) от воли богов

3. Укажите, как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями:

1) колонии 2) касты 3) классы 4) цехи

4. Укажите, с каким богом связывали происхождение каст в Древней Индии:

1) Брахма 2) Будда 3) Рама 4) Ашока

5. Укажите, какой материал использовали для письма в Древней Индии:

1) папирус 2) бумагу 3) глиняные дощечки 4) пальмовые листья

Карточка 4. Кто основал в Древней Индии учение, согласно которому личные достоинства человека ставятся выше его происхождения

Карточка 5. Перечислите, какие касты были в Древней Индии

Карточка 6. Опишите жизнь «неприкасаемого» в Древней Индии

Карточка 7. Согласны ли вы с утверждением, что порядок кастового деления людей индийцы считали естественным и вечным. Объясните, как вы пришли к такому выводу

Карточка 8. Выполните тестовые задания

1. Выберите правильный ответ.

Первые государства в Индии возникли:

а) раньше, чем в Египте и Двуречье б) позже, чем в Египте и Двуречье

в) одновременно с государствами в Египте и Двуречье

2. Назовите понятие, которому соответству­ет определение.

Вера в то, что после смерти человек не переста­ет жить, а меняет свой облик, превращается в какое-либо животное:

а) вера в переселение душ б) вера в бессмертие души в) вера в священных животных

3. Приведите в соответствие:

а) один из главных богов древних индийцев с головой слона 1) Будда

б) основатель религиозного учения, названный Про­светленным 2) Ашока

в) царь, объединивший под своей властью индийские царства 3) Ганеша

4. Продолжите перечень.

а) жрецы-брахманы б) в) г)

5. Вставьте вместо пропусков.

1. Выберите правильный ответ.

Объединение индийских царств произошло:

а) в 3 веке до н. э. под властью Рамы б) в 3 веке до н. э. под властью Ашоки

в) в 5 веке до н. э. под властью Ашоки

2. Назовите понятие, которому соответству­ет определение.

Слуги, общение с которыми было строго запреще­но и которые выполняли самую черную работу:

а) неприкасаемые б) изгои в) неприкосновенные

3. Приведите в соответствие:

а) высшая каста, возникшая, как верили индийцы, из рта бога Брахмы 1) земледельцы

б) каста, возникшая из бедер бога Брахмы 2) слуги

в) каста, возникшая из ступней бога Брахмы 3) брахманы

4. Продолжите перечень.

Периоды жизни брахмана:

5. Вставьте вместо пропусков.

Ключ к тесту: 1 — б; 2 — а; 3: а — 3,6 — 1, в — 2; 4 — воины, земле­дельцы, слуги (вариант 1), обзаведение семьей, отшель­ничество (вариант 2); 5 — буддистами, страданиями, желаний (вариант 1), страданиями, отшельником, Буд­дой, Просветленным (вариант 2).

2. Работа с классом.

Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде, с.98-99 §21 учебни­ка.

— Когда произошло объединение Индии? III в. до н.э.)

Читайте также:  Сказы чем отличаются от сказок

Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призы­вать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

У какого народа древнего мира, подобные заповеди мы уже встре­чали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

1. Где находится Индия?

а) на западе Азии б) на юге Азии в) на востоке Азии

2. В какой стране стали впервые производить сахар?

а) в Китае б) в Индии. в) в Ассирии

3. Кто из царей Индии первым отдал предпочтение буддизму?

а) Конфуций б) Ашока в) Гаутама

4. Кто учил в Древней Индии что главнее — личное достоинство человека, а не его происхождение?

а) Брахма б) Будда в ) Рама

5. Какая каста по верованиям древних индийцев появилась из ступней ног Брахмы?

а) воины б) слуги в) жрецы

6. Что изобрели в Древней Индии?

а) шахматы б) бумагу в) прозрачное стекло

7. Индийский царь, объединивший все индийские царства в III в. до н.э.?

а) Ашока б) Гаутама в) Крез

8. На чем писали в Древней Индии?

а) на бумаге б) на пальмовых листьях в) на дощечках из глины

9. Какая каста по верованиям древних индийцев появилась изо рта бога Брахмы?

а) жрецы б) воины в) земледельцы

10. К какой касте принадлежали цари в Древней Индии?

а) воинов б) жрецов в) неприкасаемых

Ключ к тексту: 1 — б,2 — б,3 — 6,4 — б,5 — 6,6 — а,7 — а,8 — а,9 — а, 10 — а.

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него однокласс­ников.

III . Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

Задача для учащихся: Познакомиться с учениями китайского мудреца Конфуция?

Географическое положение и природные условия Китая.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.

1. Работа по карте (с. 103 учебника)

Где находится Китай? (В восточной Азии.)

Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с. полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н.э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н.э., здесь воз­никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, ко­торого очень почитали китайцы.

3. Работа с историческим документом с. 104-105 учебника.

4. Беседа по прочитанному.

Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с какими? Если нет, то с какими? (ответы детей)

5. Сообщение учащегося о письменности и книгах древних китайцев.

V .Закрепление изученного на уроке

а) Впишите недостающие слова.

Китай стал единым государством в в. до н. э.,

Самое знаменитое сооружение Древнего Китая —

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в государстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости. Поэтому дети земледельцев всег­да становятся земледельцами». Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций?

Ответ: Этот философ пытается закрепить неравенство, существовав­шее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.

VII . Домашнее задание: 1. Прочитать § 22 учебника.

Подготовить развернутый ответ на вопрос «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»

Заполни­те контурную карту «Китай в древности».


Все надписи делайте карандашами!

Надпишите названия двух главных рек Индии.

Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

Обозначьте значком □ места древнейших городов Индии.

Найдите и отметьте место первой проповеди Будды.

Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й в. до н. э.).

Надпишите названия двух главных рек Китая.

Обведите границы древнейшего государства в Китае (2-е тыс. до н. э.).

Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й в. до н. э.).

Обозначьте на карте и надпишите название Великой Китайской стены.

а) Подумайте, в чем сходство и в чем различия учений Будды и Конфуция.

б) Подготовить сообщение о строительстве Великой китайской стены (1 ученик).

Дополнительная информация для учителя

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н.э.)

Древний китайский проповедник и писатель.

Как о любом религиозном деятеле, о нем складывались различные легенды. Согласно одной из них, матери Конфуция было видение о том, что она должна от­правиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила мла­денца. Вокруг новорожденного парили драконы и бодисатвы.

На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу, провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойны и уважаемым членом общества.

Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дис­циплины: мораль, язык, политику и литературу.

После смерти матери он последовал общепринятому обычаю — вернулся до­мой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удовольствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Но какое-то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за ин­триг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшее он уже не вернул­ся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил до­машним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньшо».

Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Основная суть учений Конфу­ция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей.

Он также утверждал, что управлять низшими классами следует прежде всего с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники яв­ляются для народа «отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция основались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. В свою очередь кор­нями они уходили в традиции китайской культуры.

В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи. Он также по­лагал, что дворянин и придворный чиновник должны не стремиться к власти и по­лучению новых чинов, а изучать музыку, поэзию и историю своих предков.

Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, появление уваже­ния к современным правителям и почтение к пожилым людям.

Последние годы жизни Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречении были собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфу­ция». Одно из изречений, например, гласит: «Не причиняй другим то, что они мо­гут причинить тебе».

Распространение идей Конфуция началось с правления династии Хань (202 г. до н.э.), тогда была принята идея философа о необходимости работы ученых людей в правительстве и начато обучение правительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались та­ковыми до 1912 года, когда был сброшен последний китайский император.

Правда, к началу 20-х гг. влияние конфуцианства в Китае ослабло, и сегодня на его место пришел буддизм.

Источник

Познавательное и интересное